«Прав. Собес.» 1916, май-июнь, стр.269. О сочинении заведующего канцелярией Училищного Совета при Св. Синоде Павла Николаевича Лупова: «Христианство у востяков в первой половине XIX века». «Прав. Собес.» 1916, июль-авг., стр.388–410. О сочинении студента Трофименко Михаила: «Буддизм Махаяны» и критический разбор его с христианской точки зрения». «Прав. Собес.» 1914, июль-авг., стр.430–434. О сочинении студента Сердюкова Николая: «Шаманизм сибирских инородцев и влияние на него христианства» «Прав. Собес.» 1916, июль-авг., стр.299. Отзывы о нем: Отзыв профессора В. А.Никольского о сочинении иеромонаха Гурия на тему: «Буддизм и христианство в их учении о спасении». «Прав. Собес.» 1911, март, стр.70–77. Отзыв профессора И.В.Попова о сочинении и.д.доцента Казанской духовной академии иеромонаха Гурия под заглавием: «Буддизм и христианство в их учении о спасении». «Прав. Собес.» 1911, март, стр.61–69. Литература: «Церк.Вед.» 1910, 48, стр.443. «Прав.Собес.» 1907, январь, cmp.II (отчет). -«- 1907, октябрь, стр.58. -»- 1908, январь, стр.16 (отчет). -«- 1909, февраль, стр.97 (отчет) и 101. -»- 1909, апрель, стр.514–518. -«- 1909, июнь, стр.773–789. -»- 1909, декабрь, стр.17. -«- 1911, март, стр.322–345. -»- 1911, апрель, стр.20 (отчет). -«- 1911, июль-авг., стр.238, 239, 3–97. -»- 1911, декабрь, стр.18 (отчет). -«- 1912, октябрь, стр.225. -»- 1912, декабрь, стр.47 (отчет). -«- 1913, апрель, стр.150, 166, 167, 168, 177. -»- 1914, июль-авг., стр.77 (отчет). -«- 1915, июль-авг., стр.1. -»- 1915, сентябрь, стр.106. - " - 1916, январь, стр.17 (отчет). ЖМП 1931, 5, стр.5. «Сибирск.Церк.» 1922, 2, стр.5. «Изв.Каз.Еп.» 1913, 23–24, стр.724. ФПС I, 89, стр.4. ФПС II, 2. ФПС IV, стр.3. ФПС V, 65. ФАМ I, 81, стр.7. «Именной список ректор. и инспектор. Дух. Акад. и семин. на 1917 год», стр.27. Заметки и дополн. Е.М. 65 Von 1918 bis 1919 im Gefängnis. 1921 erneut verhaftet. Von 1926 bis 1927 Häftling auf den Solovki-Inseln. 1937 wurde er erschossen. Literatur: M. Pol " skij, Novye mueniki II, 129, 319. Regel " son 346, 390, 527.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

13 Дидахи 7,1. 14 Вид. 3,2,9 и 7,3. 15 1 Апол. 61. 16 1 Апол. 66,1. 17 1 Апол. 61,6–9. 18 1 Апол. 61,2. 19 Там же. 20 1 Апол. 66,1. 21 Дидахи 7,4. 22 2 Апол. 2. 23 1 Апол. 60. 24 ЦИ V,10,1. 25 ЦИ VI,6,1. 26 1 Стром. 19,4. 27 6 Стром. 89,1–2. 28 Педаг. 1,30,2. 29 Педаг. 1,36,3. 30 2 Стром. 26,4–5. 31 2 Стром. 95,3–96,2. 32 Это редко употреблявшееся в античности слово становится у ап. Павла terminus technicus для обозначения «наставления во Христе» (см. Гал. 6,6 и др.). 33 De praesc. 41,2.4. 34 О покаян. 6,1. 35 В древности солдаты часто после принятия присяги получали клеймо в качестве знака своей принадлежности воинскому соединению или императору. 36 Наставления II,5. 37 О крещ. 20,1.5. 38 Русский перевод в БТ 5, с. 283–296 (катехуменат гл. 15–20). 39 „Audire verbum doctrinae» в отличие от последующего „audire evangelium» во время непосредственной подготовки ко крещению. 40 Ок. 300 г. в Испании Эльвирский Собор также приводит список профессий, от которых надо было отказаться, чтобы быть принятым в катехуменат, среди которых проституция (прав. 44), скачки и актерство (прав. 62). Согласно тексту правил этого собора существовал особый обряд принятия, заключавшийся в возложении рук, после чего человек «становился христианином» (прав. 39). 41 Эльвирский Собор говорит о двухлетнем научении за исключением случаев болезни (прав. 42). За тяжелые проступки катехуменат мог быть продолжен до трех (прав. 4), пяти (прав. 73) лет или даже до момента смерти (прав. 68). 42 Что касается дней крещения, то хотя текст ничего не говорит нам об этом, из слов Тертуллиана (О крещ. 19,1–2) мы видим, что наиболее предпочтительным был день Пасхи и следующие за ним 50 дней пасхальной радости. Однако он добавляет: «Впрочем, всякий день есть день Господень; всякий час, всякое время удобно для крещения: если в отношении торжественности и есть различие, то для благодати это не имеет значения». 43 Текст ничего не говорит о тематике катехизических занятий, но как видно из трудов христианских писателей того времени, прежде всего из творений Оригена , они, вероятно, строились прежде всего на изучении текста Священного Писания Ветхого и Нового Завета.

http://azbyka.ru/katehizacija/katexumena...

1.Ранее совершенные уголовные преступления: воровство, святотатство, убийство, гробокопательство и др. Даже невольное убийство лишает человека права на священство (5-е прав. св. Григория Нисского). 2. Смертные грехи: блуд, прелюбодеяние, садомия и др. «Аще верный обвиняем будет в любодействе, или в прелюбодестве, или во ином каком запрещенном деле, и обличен будет; да не вводится в клир» (Апостольские правила, прав. 61). Правило остается в силе, если такой грех был совершен однажды и человек принес покаяние. С нравственными требованиями связано запрещение рукополагать человека, состоящего после крещения во втором браке. Препятствием является также брак с разведенной женщиной. Не допускается к рукоположению человек, жена которого не является православною. 3. Отпадение от Церкви, вероотступничество (62 прав. Апост. Правил; 10 прав. I Вселен. собора). Покаявшийся принимается в церковное общение как мирянин. 4. Оскопление себя ( 22 прав. Апост. прав.; 1 прав. I Вселен. собора). Вероятно, бывают какие-то отступления от этих правил, но мне о них не известно. Наоборот, я сталкивался с ситуациями, когда реально отказывали в рукоположении или люди и сами даже не просили о нем, понимая суть этих канонических прещений. 14. Обличители Тут особо ретивые обличители о.Сергия постоянно пишут, что он убийца. Я не знаком с его биографией, но думаю, что он понёс соответствующее уголовное наказание за совершённое преступление, и, самое главное, он смог искренне раскаяться в совершённом грехе и духовно переродиться. Таким образом, он сполна ответил за своё преступление и по земным человеческим, и по небесным Божественным законам. Отчего же некоторые постоянно пишут о его давно наказанном и раскаянном грехе? Как же далеки они от истинной Веры Христовой, раз не знают, ради кого в первую очередь пришёл на землю Спаситель, что Он ответил фарисеям, требующим наказать грешную женщину, о ком больше всего радуются ангелы на небесах, что нет такого греха, в котором нельзя было бы покаяться, кроме греха самоубийства.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/06/19/sh...

а) чтобы иноверные религии не имели права распространения между православными в обществе, где эта Церковь должна господствовать, и где, следовательно, это право для неё одной должно быть сохранено (Карфаг. Соб. 104, 105 и 112 прав.); б) чтобы иноверцы своими открытыми обрядами не производили соблазна и вреда для членов Церкви, особенно – чтобы своим вмешательством или насилием не делали никакого замешательства в православной Церкви, её собраниях, обрядах и управлении (Лаодик. Соб. прав. 6; – Тимофея прав. 9; 17 правило св. апост. и 6 прав. II Всел. Соб.); в) чтобы намеренно не препятствовали распространению православной веры в своих обществах и свободному обращению к ней желающих из своих членов; г) чтобы, не подлежа прямо внутренним законам православной Церкви, касающимся только её чинов, не нарушали внешних, к ней относящихся, постановлений, как-то: относительно её мира, благочестия и прав гражданских (Карфаг. Соб. прав. 104); д) наконец, чтобы со стороны государства употреблены были надлежащие меры к предупреждению и пресечению всяких совращений в иновере от веры православной (Карфаг. Соб. правила 69, 71, 95, 104 и 120). Такая норма отношений Церкви к еретикам и раскольникам возможна лишь при нормальном отношений государства к Церкви, и наоборот. Христианский вид взаимных отношений между Церковью и государством – тот, когда они единством веры и духа входят между собою в общеполезный союз, т. е. когда государство принимает под свою защиту права и законы Церкви, без посягательства на их целость и независимость, и своими средствами помогает её действительному благоустроению и благоденствию, и когда Церковь со своей стороны, не теряя своей свободы и прав, может, без ущерба для себя, сообразоваться в своих делах с постановлениями государственными, освящает, чтит и охраняет государственную власть, ограждает своим учением и правилами добрый гражданский порядок. 3 . По нашему мнению, на предстоящем всероссийском церковном Соборе должны подлежать обсуждению следующие вопросы:

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

9 Посл. вост. патр. чл. 3: χριτος... παρ τς θεας γαθτητος πσι χορηγουμνης. Иногда слово «благодать» употребляется прямо в значении благости Божией: так, в Прав. Испов. ч.3, вопр. 31; ibid. ч. 2, вопр. 2 (в словах: ες τοτο γροικται θεα χρις.) 11 Ср. «Посл. вост. патр.» чл.14. В «Прав. испов.» ч.2 вопр. 5 благодать называется «святою» (γα). 15 Об этом виде благодати говорится в Прав. Испов. ч. 2, вопр. 10; ср. ibid. ч. 1, вопр. 35 и Посл. вост. патр. чл.16 16 Прав. Испов. ч.1, вопр.104. Ср. с сим учение о семи дарах Святого Духа: ibid. ч. 2, вопр. 73 –80. 17 Ibid ч. 1, вопр. 35: χρις τοτη τς υοθεσας δι μσου το Χριστο χαρζεται  υοθεσας; Ibid. ч. 2, вопр. 10 22 Точное излож. прав. веры кп. 2, гл. 12. См. «Прав.-догмат. Богосл.» преосвященного Макария. Изд. 1856, т.1 § 76. стр. 327. 25 Правосл. Исповед., ч. 1, вопр. 23: ξουσα... ν μρτη, ν μν μρτη. Ibid. ч.1, вопр. 27: τ ατεξοσιον το νθρπου εναι μα θλησις... ες τ ν νεργ τ γαθν, τ κακν. 29 Эта потребность является еще более сильной, если обратить внимание на испорченность человеческой свободы вследствие первородного и личных грехов. Но последняя сторона дела сама собой здесь предполагается, и входить в ее рассмотрение нет надобности. 31 Возрожденный «есть весь семя будущего, или земля, исполненная семенем» (Путь ко спасению, еписк. Феофана, 23 стр.). 32 Правосл. Испов., ч. 2, вопр.15: Παρακαλομεν τν Θεν, στε ατς μ τν χριν... βασιλε ες λους μς, κα μλιστα ες τν καρδαν μας.  Ср. выражение: Θες λλου ποθν δν μνει, μνον ες τν καθαρν κα σφρονα καρδαν. (ibid. ч.3 вопр.20) 33 «Сердце», как внутреннейшее «я», выражаясь образно, лежит в основании всех добродетелей. Так, вера состоит в веровании «сердцем» и исповедании устами одного Триипостасного Бога (Прав. Испов. ч.1, вопр.4); надежда есть истинное дерзновение к Богу, дарованное «сердцу» человека через вдохновение и просвещение от Бога (ibid. ч.2, вопр.1); одно из важнейших проявлений любви к Богу – прославление Бога есть так же «сердечное» (απο καροιαν – ibid. ч.3, вопр.50) и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Tihomir...

При предместнике пр. Вениамина, архиеп. Иннокентий, в 1864–5 г. манчжурский язык изучали 10 старших учеников благовещенского дух. училища и научились читать и писать, но отъезд из города учителя этого языка прервал их занятия. 23 К. Харлампович. О христианском просвещении инородцев, 21, 22, 25, 26. Труды прав. миссий вост. Сибири, II, 418 слл. 24 О путешествии пр. Вениамина в Японию–Иркутские епарх. вед., 1872, 50, и Труды прав. миссий вост. Сибири, II, 600 и сл. 25 Иркутск. епарх. вед., 1877, 10, 45. 1879, 25, 47. Труды прав. миссий, II, 613 и след. Так на постройку собора в Токио пр. Вениамин собрал свыше 3 т. р. 27 Иркутск. епарх. вед., 1871, 6. Комитет этот собирал еже­годно пожертвований около 1500 р. и на его средства в с. Благословенном были выстроены храм и школа. 29 Одно время (27 апр.–17 авг. 1864 г.), за отъездом Парфения в Томск на ревизию, пр. Вениамин управлял иркутской епархией. 30 «Двадцатипятилетие епископского служения высокопр. Вениамина, архиепископа иркутского и нерчинского». (Ирк., 1888 г.), 97. 32 При преосв. Парфении одно время был начальник. Иркутской миссии в лице архим. Епифания Избицкого (1866–1869). 33 Киренское викариатство Иркутской епархии, второе после селенгинского, было учреждено в миссионерских интересах. 34 Некоторые из этих поучений по его распоряжению были пере­водимы на бурятский язык и издаваемы, чтобы ими могли пользоваться буряты, не знающие русского языка. 35 Сборник изданный в память двадцатипятилетие (1870–1895 гг). со времени открытия прав. мисс, общества в Москва, 141. 36 О знакомстве многих иркутских бурят-язычников с христианством и об исполнении даже ими обрядов и благочестивых обычаев церкви не раз упоминается в отчетах миссии (см. напр. Тр. прав, миссий вост. Сибири, III, 349). 37 Одно из таких «настояний» содержится в записке 1863 г. о ламском суеверия (Тр. прав. миссий в. Сибири, I, 558. 559). 38 Извлечение из него, под заглавием: «Положение христиан в бурятских обществах под начальством язычников», напечатано в Труд. Прав. миссий вост. Сибири, IV, 618 слл.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Har...

7) Совершение рукоположения тайным образом, не среди церкви, без присутствия народа, равно как и без согласия клира, особенно в том случае, когда со стороны последнего есть основательные возражения против достоинства рукополагаемого (святого Феоф. Александрийского прав. 7). b. Нерадение и небрежение по исправлению обязанностей службы: 1) Долговременное пребывание епископа в чужой епархии и путешествие из одной епархии в другую ради снискания себе похвалы за свои достоинства к унижению местного епископа, например, неискусного в слове (Сардик. соб. пр. 11). 2) Оставление своей епархии и пребывание в иных ради корыстолюбивых целей (Сардик. соб. прав. 1, 2). 3) Оставление епископом на долгое время своей кафедральной церкви и прожитие в другой какой-либо, даже состоящей в его же епархии, и вообще забота о своих личных делах с ущербом делам епархиальным (Карф. соб. прав. 82; Сард. соб. пр. 12). 4) Неявка епископа на общий собор без уважительной причины (Карф. соб. прав. 87). 5) Небрежение об обязанности обращения и присоединения к православной церкви раскольников (Карф. соб. прав. 137 и 138). В. Превышение и неповиновение власти: а. 1) Расширение власти за пределы епархии и присвоение прав митрополита – со стороны епархиального епископа (Ант. соб. прав. 9; III Всел. соб. пр. 7). 2) Притязания митрополита на епархию, подведомственную другому митрополиту (III Вселен, соб. пр. 8) 96 . 3) Занятие праздной епископской кафедры епископом, не имеющим своей епархии, без соизволения на то митрополита и собора, хотя бы и по согласию и избранию народа (Антиох. 16). 4) Отторжение от определённого состава приходов (παροικια) какого-либо места и поставление там епископа без согласия на то местного епархиального епископа и соизволения собора и митрополита (Карф. соб. 67, 64, 111). Это строгое охранение пределов каждой епархии должно быть особенно наблюдаемо в отношении к размежеванию тех приходов и целых епархий, которые, быв увлечены в раскол, отделились от Кафолической церкви и затем вновь к ней присоединяются. По поводу такого присоединения донатистов соборами африканскими сделано было, между прочим, несколько особенных постановлений по этому предмету.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zaozer...

Русская Православная Церковь в своей деятельности уделяла особое внимание осмыслению концепции свободы и прав человека в контексте христианского мировоззрения. Я многократно поднимал эту тему в своих статьях, выступлениях на международных площадках, в диалоге с государственными, религиозными и общественными деятелями. И неоднократно подчеркивал, что свободу нельзя путать с вседозволенностью, а концепция прав и свобод человека должна быть дополнена представлениями о моральной ответственности. Ни в коем случае тема свободы и прав не может становиться темой для политических спекуляций, для выстраивания определенных идеологических систем, целью которых является нанесение ущерба своему потенциальному или видимому противнику — это уж кто как считает нужным формулировать и определять, что есть противник. Тема свободы ни в коем случае не может быть средством борьбы. Она должна быть целью обеспечения прав и свобод, а также условий для нравственной ответственности человека за свои поступки. Ценность каждой человеческой личности основывается на том, что Бог сотворил человека по Своему образу, о чем мы читаем в первой книге Бытия, а значит, даровал ему свободу. Избирая добро, побеждая злые влечения, человек реализует свою свободу, становится свободным от греха и обретает подобие Божие. Вместе с тем в религиозном и секулярно-либеральном понимании свободы имеются принципиальные отличия, связанные с тем, что в секулярном либерализме отсутствует фундаментальная для религиозного сознания категория греха: нет греха, а есть плюрализм мнений и поведенческих моделей. Современная философия отказывается от того, чтобы выносить нравственное определение, что есть хорошо, а что есть плохо, — и добро, и зло сводится к исполнению или неисполнению закона. Во многом это обусловлено историческими причинами: как известно, гуманистическое понимание прав и свобод возникает в эпоху Возрождения, для которой в целом характерны отход от библейских ценностей и возращение к языческому миросозерцанию. Либеральная трактовка свободы и прав человека предполагает абсолютизацию суверенитета отдельной личности и ее прав вне нравственного контекста. С точки зрения христианства, ошибка светского гуманизма заключается в том, что он не учитывает фактор искаженной природы человека, его склонности к греху, возможности употребления свободы во зло как для самого человека, так и для всего общества.

http://pravoslavie.ru/107519.html

— Общественное мнение Франции и Европейского Союза иногда беспокоится о ситуации с правами человека в Вашей стране. Правы ли они? Имеет ли Ваша Церковь свободу слова по этой теме? — Безусловно, институты народовластия и механизмы защиты прав человека в России находятся в процессе формирования. Вместе с тем, часто вопросы прав человека становятся предметом политических спекуляций. Политизация проблемы прав человека — не российская особенность. К сожалению, эта тенденция носит общемировой характер и обусловлена стремлением использовать заботу о правах человека не в интересах личности, а для решения сомнительных задач. В этом случае, на мой взгляд, человек рассматривается как средство, что является явным принижением его богоданного достоинства. Проблеме соблюдения прав, достоинств и свобод человека Русская Православная Церковь уделяет все большее внимание. Теме прав и достоинств человека был посвящен X Всемирный русский народный собор , проходивший при активном участии Церкви в апреле 2006 в городе Москве. Собор подчеркнул нерушимую связь свободы человека с нравственной ответственностью. К сожалению, в современной концепции прав человека почти выхолощен нравственный элемент, и уже редко кто помнит о том, что права неразрывно связаны с обязанностями и ответственностью человека. В российском обществе вызывает широкую озабоченность радикально-либеральное прочтение концепции прав человека, что приводит к росту эгоизма и крайнего индивидуализма, грозящему разрушением общественного благосостояния. Наша Церковь много говорит о проблемах богатства и бедности. Им был посвящен XI Всемирный русский народный собор, состоявшийся в этом году. Когда вызывающая роскошь единиц соседствует с крайней бедностью миллионов, Церковь чувствует свой долг возвышать пророческий голос в защиту справедливости. — Ваше Святейшество, Вы будете молиться с монсеньором Гралле в Страсбурге, с монсеньором Вен-Труа и кардиналом Рикаром в Париже, со многими католиками. Надеетесь ли Вы однажды вступить в евхаристическое общение с католиками?

http://patriarchia.ru/db/text/304802.htm...

соб. прав. 7; сравн. св. Василия Великого прав. 81). 5) Принесение жертвы дважды и трижды (Анкир. соб. прав. 8). 6) Отступление от веры и принуждение к отступлению своих собратий (Анкир. соб. прав. 9). 7) Отступление от веры ради выгод по воинской службе (1 Вселенск. соб. прав. 12). 8) Отречение от Христа произвольное, не вынужденное гонением (Св. Васил. Велик, пр. 73, Григор. Нисск. 2, 1 Всел. соб. пр. 11). b. По отношению к клирикам – произвольное отречение от веры, например, принесение жертвы идолам, раз допущенное, служит неустранимым препятствием к прохождению священной должности. Это ясно из 3-го правила Анкирского собора, допускающего в клир только тех из мирян, принесших жертву идолам, которые производили это не произвольно, но насильственным образом. Наоборот, как скоро принесение жертвы вменяется в преступление, оно влечет за собой извержение из сана. «Аще которые из падших произведены в клир, таковые, по дознании, извергаются от священного чина» (1 Всел. соб прав. 10). В частности правила указывают: 1) Принесение жертвы идолам пресвитером (Анкир. соб. пр. 1). 2) Принесение жертвы идолам дьяконом (Анкир. соб. пр. 2). 3) Вообще отступление от веры низших клириков (Св. Вас. Велик. пр. 51). В. Ереси и расколы. Ко второй группе преступлений против веры относятся ереси и расколы: 1) Ересь как преступление рассматривается на церковном суде с следующих сторон: а) Ересь как самовольное отделение некоторых членов церкви от общего её тела с целью составления отдельного общества, явно стремящегося к разрушению церкви. С этой точки зрения с ересью имеют сходство раскол и самочинное сборище (св. Васил. Велик. прав. 1). Когда в этом смысле понимается ересь, то равно подлежат осуждению все, каким бы ни было образом вступающие в общение с членами еретического общества (III Всел. соб. пр. 2). В частности различаются: 1) Молитва с еретиками на еретических кладбищах или так называемых у них мученических местах (Лаодик. соб. пр. 9, 34; сн. Апостольск. пр. 45, 46, 65). 2) Общение с еретиками в их праздниках (Лаодик.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zaozer...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010