В нижеследующем перечне дел, подлежащих, по Апостольским правилам, церковному суду вообще, легко заметить дела, подлежащие собственно епархиальному суду. I. Преступления против веры а)            1. Отречение от имени Христова (прав. 62).       2. Отречение от имени служителя церкви       (прав 62). b)       Общение с иноверными:       1. Молитва в иудейской синагоге или еретической церкви (прав. 65).       2. Принесение елея или возжжение свечи в иудейской синагоге или языческом капище во время службы, там совершающейся (прав. 71).       3. Участие в празднествах иноверных, принятие от них праздничных даров, например, опресноков, и соблюдение их постов (прав. 70).       4. Молитвенное общение с еретиками (прав. 45) с) Святотатство:       1. Похищение из церкви воска и елея (прав. 73).       2. Обращение в обычное употребление для своих потребностей освященных уже сосудов и завесы церковной (прав. 73). II. Собственно церковные преступления А. Преступления против должности. а) Неправильное совершение таинства крещения. α)      1. Повторение крещения над крещенным уже по установлению Православной церкви (прав. 47). 2. Принятие духовными лицами крещенных еретиками без совершения над ними крещения (прав. 46). β) Неправильное совершение образа крещения. 1) В трех Безначальных, или в трех Сынов, или в трех Утешителей (прав. 49). 2. Совершение неправильного погружения, единого – в смерть Господню, а не троекратного (прав. 50). b) Неправильное совершение таинства причащения. 1. Принятие от иноверных или верных и принесение в алтарь для совершения Евхаристии – кроме вина: напитка, приготовленного не из винограда, также меда, молока, овощей, птиц и животных (прав. 3 и 46) 35 . с) Совершение вторичного рукоположения влечет за собой лишение сана и рукоположенного в другой раз, и рукоположившего вторично (прав. 68). d) Совершение праздника Пасхи одновременно с иудеями, т. е. прежде весеннего равноденствия (прав. 7). e) Чтение во время Богослужения подложных книг нечестивых, аки святых (прав.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zaozer...

а) Со стороны митрополита или первого епископа области, который по каким-либо видам дает грамоту на владение спорным местом известному епископу, и последний, основываясь лишь на ней, «учинит нашествие – по выражению правила – на епархию другого» (прав. 134). b) Со стороны соседнего епископа, который в видах приобретения будет всеми мерами стараться об обращении раскольников чужой епархии, тогда как местный епископ по соображению обстоятельств найдет более удобным для блага церкви на время приостановить употребление прямых мер к их обращению (прав. 135). В виду сих и подобных злоупотреблений право каждого епископа гарантируется тем, что расширение и сокращение пределов епархии производится только по суду областного собора, причем для тяжущихся предъявляется выбор: решить ли свое спорное дело правильным ведением судебного процесса (перед собором), или же третейским судом (прав. 134 и 135). 5) Удаление епископа в иную епархию и отправление в ней обязанностей епископа, например, «рукоположения и устроения дел, до него не принадлежащих» (II Всел. соб. пр. 6; Ант. соб. пр. 13), без соизволения епархиального епископа (Ант. соб. прав. 22). 6) Рукоположение в своей епархии клириков, принадлежащих другому епископу и без его соизволения (I Всел. соб. прав. 16). 7) Принятие в клир принадлежащих другому епископу клириков (IV Всел. соб. прав. 20; Сардик. соб. прав. 15; Карф. соб. прав. 101). 8) Принятие епископом кого-либо из монастыря другой епархии и поставление принятого в свой клир или в монастырь игуменом (Карф. соб. прав. 91). 9) Переход из одной области в другую, из одного города в другой – епископа, пресвитера и дьякона (I Всел. соб. прав. 15; IV Всел. соб. прав. 5; Ант. соб. прав. 21). 10) Притеснение, оказываемое епархиальному епископу проживающим в его епархии епископом, не принятым в той, к которой назначен (Анк, соб. пр. 18). 11) Принятие в общение клириков, изверженных от сана по суду их епархиального епископа (Карф. соб. прав. 9), и вообще 12) отлученных своим епископом (Ант. прав. 6; Сардик. соб. прав. 13).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zaozer...

Русская Православная Церковь в своих Основах учения о достоинстве, свободе и правах человека подробно раскрыла слабые места института прав человека, которые возникли по следующим причинам. Основной причиной является то, что многие духовные и морально-нравственные явления, будучи подвергнутыми анализу со стороны самых различных наук (включая теологию, этику), остаются вне юридического осмысления. Ко второй причине следует отнести то обстоятельство, что к существующей традиционной классификации прав (поколению (группе) прав) юридическая наука не относит, к большому сожалению, духовно-нравственные аспекты развития человека , в т.ч. религиозно-нравственные категории, о которых говорит христианское учение о человеке. В конце ХХ века в России с Божьей помощью было открыто четвертое поколение прав - " духовно-нравственные права и свободы человека и гражданина " -, которые провозгласили и провозглашают духовные и моральные ценности личности, которым особое внимание уделяют Православная Церковь и другие традиционные религиозные конфессии (http://iventev.narod.ru/). В связи с этим, автор указанных прав создал наиболее точную и полную по своей форме, объему и содержанию следующую классификацию прав и свобод человека и гражданина: 1) Духовно-нравственные права и свободы; 2) Права солидарности; 3)Культурные права и свободы; 4) Гражданские права и свободы; 5) Социальные права и свободы; 6)Экономические права и свободы; 7)Политические права и свободы. Провозглашенные духовно-нравственные права и свободы человека и гражданина не умоляют религиозные учения о достоинстве, свободе и правах человека, а наоборот дополняют их. Основу духовно-нравственных прав и свобод человека и гражданина составляют фундаментальные ценности основных религиозных учений. Рассматриваемые права систематизируют по своей важности духовные и моральные ценности человека и устраняют конфликт прав человека с Откровением Божиим. Анализируя духовно-нравственные права, мы видим, что базовые религиозно-нравственные категории (Любовь, вера в Бога, достоинство, свобода выбора и воли, право на духовное развитие и творчество и др.)составляют фундамент указанных прав, а также поставлены на порядок выше традиционных прав (политических, экономических и пр.). Следует отметить, что ценности духовного мира - фундаментальная основа всех существующих прав человека, которые были даны человеческой душе и человеку с момента их сотворения и рождения. Открытие духовно-нравственных прав и свобод человека и гражданина позволило наконец выстроить единую и стройную систему прав и свобод, включающую в себя все Заповеди Божии, Любовь и Веру, тонкий и грубый миры, науку и религию, право и мораль. Провозглашение любых прав человека ничто без реальных гарантий их осуществления.

http://bogoslov.ru/article/476490

6-7), или же имеются в виду письма, подтверждавшие, что предоставивший их человек является исповедником. Путешествующих епископов Собор постановил допускать к сослужению в др. епархиях (прав. 19). «Городским диаконам» (diaconibus urbicis - возможно, речь идет о диаконах Рима) предписано не присваивать себе особые права и авторитет, но довольствоваться равной честью с пресвитерами (прав. 18). Собор возбраняет клирикам менять место служения (прав. 2, 21) и отдавать деньги под проценты (прав. 13). Рукоположение епископа должны совершать 7, в крайнем случае не менее 3 епископов (прав. 20; ср.: I Всел. 4). Касаясь литургической стороны жизни Церкви, отцы Собора установили, что Пасху следует праздновать повсюду в один и тот же день, к-рый объявляет Римский папа (прав. 1). Было подтверждено, что диаконы не могут совершать Евхаристию (прав. 16). Кроме того, Собор принял ряд частных определений, мн. из к-рых не были подтверждены последующими Соборами и восприняты Церковью. К ним относятся запрет приступать к исполнению гос. и общественных обязанностей без благословения епископа (прав. 7); отлучение от Церкви уклонившихся от военной службы или дезертировавших с нее (прав. 3); совет мужьям, оставленным своими женами, не вступать в новый брак до смерти бывш. жены (прав. 11); запрещение христианам быть возницами на ипподроме (прав. 4) и актерами (прав. 5). 353 г. Арианский Собор, осудивший свт. Афанасия I Великого . Созван имп. Констанцием II , возможно лично присутствовавшим на нем. В Соборе принимали участие неск. галльских епископов, 2 легата Римского папы свт. Ливерия , а также Валент, еп. Мурсы. Под нажимом императора все присутствовавшие епископы, кроме свт. Павлина , еп. Треверского, подписали анафему свт. Афанасию, обвинив его в нарушении канонов, занятии магией и заговоре против императора ( Athanas. Alex. Hist. arian. 31. 1; Sulpicius Severus. Chronicorum. II 39. 2-3 (SC; 441)). 443 г. Собору, проходившему под председательством свт. Илария , еп. Арелатского, приписывается составление сборника, содержащего ок.

http://pravenc.ru/text/Арелатском ...

В сем виде книга правил составляет теперь основный кодекс церковного законоположения. Взамен второй части Кормчей книги, которая состояла из двоякого рода статей узаконений греческих императоров и постановлений греческих иерархов и поместных соборов, церковь Российская в судах своих пользуется узаконениями самодержцев всероссийских и постановлениями святейшего синода. Первые вошли в состав общего свода законов Российской империи 64 ; последние; хотя доселе не приведены в один общий состав, впрочем важнейшие из них опубликованные повсеместно известны 65 . 1 Так в haчaлeII-ro века были соборы в Малой Азии против монтанистов; а в конце о празднике Пасхи. Тертуллиан писал (de jejuniis cap.13), что и в Греции бывают соборы из всех областей, на которых рассуждают о важнейших предметах. Тоже свидетельствует Киприан. Ер. 15, 11, 40, 52. 3 В ней упоминается о таких предметах, которые не были известны во времена св. апостолов, наприм. о чтецах, певцах, иподиаконах (Прав.43:69), о первенствующем Епископе (35); исчисляются книги канонические и упоминается о книгах подложных (85), о неповторяемости крещения и о непринятии крещения еретиков (47). Посему хотя препод. Иоанн Дамаскин причисляет их к каноническим писаниям (de fide Orthod. Lib. 4. c.18); но св. Собор Трулльский не сделал сего, и никто из древнейших Отцов церкви не упоминает о правилах, написанных св. апостолами. 4 Iohannes Dallaeus и др. См. Bevereg. Codex. Canon. Eccelesiae primit. lib.1, c.1. Ejusdem Synodicon tom.11, Observ. In. Can.Apostol. 5 Epist. Ad ubiq. Orthodoxo. Не ныне даны Церквам правила и уставы, но преданы от отцов наших. Opp. Tom. 1 page 943. Cf. pag. 945. Сравн. Также св. Василий Вел. Прав 3, с Апостол. Прав. 25. Васил. прав. 12, с Ап. Прав. 17. 6 См. Никейск. Соб. Прав. 1,2,5,9,15,16, Антиох. прав. 9,2,23,21. Гангр. прав.21. Соборное послание 2. Всел. Собора к Дамасу Пап Theodoret Hist. Eccles. lib. V, cap.9. Карфаг. 53. 7 Срав. Прав. Никейск. Соб. 1,2,5 с прав. Апост. 21,80 и 12. Никейск. 15 и 16 с Апост. 14, 15. Прав Соб. Антиох. 1,2,3,4,5,6,9,20,21,23,24,25. сравни с Апостольск. 7, 9, 15, 28, 31, 32, 34, 37, 14, 76, 40, 41. Прав. Ганг. Соб. 1, 2 с Апос.51. Гангр. 6 с Апост. 31. Гангр. 18 с Апост. 66. Гангр.19 с Апост.69, и мног. друг.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Muret...

Слово при служении в Захарие-Елизаветинском храме при Казанской инородческой семинарии 22 марта 1898 года. «Изв.Каз.еп.» 1898, 9, стр.353–360. Статьи, проповеди. «Рижские Епарх.Вед.» 1887–1897 гг. Речь наблюдателю миссионерских курсов архимандриту Андрею при вручении жезла. «Прав.Собес.» 1899, октябрь, стр.321–324. Речь студентам Казанской духовной академии перед началом учения. «Прав.Собес.» 1899, октябрь, стр.319–320. Речь новоназначенному ректору Казанской семинарии архимандриту Алексию при вручении жезла. «Прав.Собес.» 1899, нояб., стр.455–456. Слово Высокопреосвященнейшего Архиепископа Арсения при прощании с Рижской паствой 2-го ноября 1897 года. «Прав.Собес.» 1897, нояб., стр.513–517· «Мое участие на юбилейном торжестве Рижской епархии». «Прав.Собес.» 1909, нояб., стр.473–482. Слово при первом служении его в кафедральном Казанском соборе, 14 ноября 1897 года. «Прав.Собес.» 1897», декаб., стр.665–668. Слово при втором служении в Казанском соборе пред панихидой об усопших архиереях Казанских. 16 ноября 1897 года. «Прав.Собес.» 1897, декаб., стр.669–673. Речь на погребение архиепископа Владимира Казанского. «Прав.Собес.» 1897» октяб., стр.360–361. Беседа с о.о.благочинными Рижской епархии. «Церк.Вед.» 1888, 48, стр.1330. Речь при вручении жезла новохиротонисанному епископу Чебоксарскому Иоанну, второму вик.Казанскому. «Прав.Собес.» 1899, апр·, стр.3–6. Слово к студентам духовной академии. «Прав.Собес.» 1899, май, стр.527–528. Речь настоятелю Свияжского Успенского монастыря архм.Афанасию после возведения его в сан архимандрита, при вручении жезла. «Прав.Собес.» 1899, июль-авг., стр.3–6. Речь при вручении посоха настоятелю Михаило-Архангельского монастыря , игумену Аркадию. «Прав.Собес.» 1899, сент., стр.177–176· «Изв.Каз.еп.» 1899, I4, стр.634–636. Речь при освящении здания Промышленного училища и при начале учебных занятий сказана I-ro сентября 1899 года. «Изв.Казан.еп.» 1899, стр 789–790. Слово, сказанное в селе Ишаках, Козьмодемьянского уезда. «Изв.Каз.еп.» 1898, 12, стр.503–508.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Отцы IV Вселенского Халкидонского собора заповедовали «решительно никого ни во пресвитера, ни во диакона, ниже в какую степень церковного чина, не рукополагати иначе, как с назначением рукополагаемого именно к церкви градской, или сельской, или к мученическому храму, или к монастырю». О рукополагаемых же без точного назначения святый собор определил: «постановление их почитати недействительным, и нигде не допускати их до служения, к посрамлению поставившаго их (6 правило). 4. В семейном отношении апостольские правила требуют не допускать до рукоположения: а) двоебрачных (апост. прав. 17), б) вступивших в брак в близких степенях родства (апост. прав. 19) и в) имеющих в супружестве вдову или женившихся на женщине, отверженной первым ее мужем, и равно женившихся на блуднице или актрисе («позорищной») (апост. прав. 18; ср. Лев.21:7, 13, 14 ). Даже в случае нарушения супружеской верности женою священнослужителя правила повелевают ему развестись с нею, а иначе запрещают ему священнослужение (Неок., прав. 8). 4. Епархиальные управления и иные епархиальные учреждения 24– Чтобы быть рукоположенным во диакона или священника необходимо: а) быть членом Русской Православной Церкви; б) быть совершеннолетним; в) иметь необходимые нравственные качества; г) иметь достаточную богословскую подготовку; д) иметь свидетельство духовника об отсутствии канонических препятствий к рукоположению; е) не состоять под церковным или гражданским судом; ж) принять церковную присягу. Целибат Православная Церковь брачную жизнь никогда не ставила непременным условием для получения священства (апост. прав. 26; Неок., прав. 1; I Всел. соб., прав. 3; Вас. Вел., прав. 88, Анкир., прав. 10; Карф., прав. 4, 81; VI Всел. соб., прав. 3, 6; VII Всел. соб., прав. 22). В нашей отечественной Церкви безбрачие священнослужителей допускалось до XV века, как это видно из переписки новгородского архиепископа Геннадия с митрополитом Симоном. Но ввиду того, что еще в конце XIV века некоторые из безбрачных и вдовых священнослужителей начали жить невоздержанно, русские митрополиты стали запрещать священнослужение вдовым священникам и диаконам, а вместе с тем и не допускать к рукоположению неженатых. Это распоряжение митрополитов подтверждено было соборами: Московским 1504 г., Виленским 1509 г. и Стоглавым 1551 г. Но Большой Московский собор 1667 г. отменил это постановление. Ставленнический допрос и исповедь

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/na-...

Во-вторых, браки, уже совершенные между такими лицами до вступления их в общение с православной церковью, по вступлении одного из них не расторгаются под условием воспитания в православной вере детей, рожденных от такого брака (IV Вселен, соб. прав. 14) 112 . 2) Вступление в брак девиц- дочерей без согласия родителей (свят. Вас. Вел. прав. 38). 3) Рабы – без воли её господина (св. Вас. Вел. прав. 40). 4) Вдовы – после шестидесятилетнего возраста (свят. Васил. Велик. прав. 24 и 41). β. Относительно клириков свобода брачного союза ограничивается следующим образом: 1) Из всех клириков одни только чтецы и певцы могут вступать в брак по вступлении в клир: отсюда брак пресвитера или дьякона, а также дьякониссы, влечет за собой удаление их от священнодействия, а последнюю – от служения (Неокесар. соб. прав. 1, IV Всел. соб. прав. 15; сн. Апостольское правило 26). 2) Мирянин, жена которого явно обличена в прелюбодеянии, не может быть принят в клир. «Аще же по рукоположении мужа впадет в прелюбодейство, то он должен развестись с нею. Аще же сожительствует, не может касатися служения, ему порученного» (Неокесар. соб. прав. 8). 3) «О пресвитере, по неведению связавшемся браком, определено, что пресвитерским седалищем пусть пользуется, от прочих же пресвитерских действий да удержится» (свят. Вас. Велик. прав. 27). 4) Клирики, которым дозволено вступать в брак, отнюдь не должны жениться на иноверных или еретичествующих (Лаодик. соб. прав. 10); детей своих не должны совокуплять браком с еретиком, иудеем и язычником, разве только если они обещают перейти в православие (IV Всел. соб. прав. 14., Лаодик. соб. прав 10). Примеч. Относительно нравственных качеств жены клирика сделаны подробные указания в Апостольских правилах: 17, 18 и 19. γ. Свобода выбора ограничивается, затем, возбраненными для брака степенями родства, ибо такой брак считается уже не браком, а тяжким нравственным преступлением – кровосмешением (см. выше). δ. Наконец, церковь допускает только первый, второй и, с обязательством понести узаконенную епитимью, третий брак; четвертый брак есть уже многобрачие – тяжкое преступление (св. Васил. Велик. прав. 50, 4, 80).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zaozer...

695 Собор. римск. (743 г.) прав. 1. 2. Собор. аугсбургск. (952 г.) прав. 1. 11. 16. 17. 19. Барон. Летоп. церк. под 1119 г. 704 Мариан. шотланд. Летоп. под 1075 г. Барон. Летоп. под 1075 г. Валтер. Ручн. книг. церковн. прав. всех. церкв. § 212. Волония, 1842 г. 705 Беллармин. Прен. прот. совр. ерет. т. 2, стр. 172. Прага, 1721 г. Библиот. для чтен. т. 32, ч. 2, отд. III, стр. 185–186. Спб. 1839 г. 706 Так, когда на первом из них объявлено было, чтобы духовенство или оставило жен своих, или отказалось от служения церкви, священники бросились на архиепископа своего Сигфрида и едва не убили его. Барон. Летоп. церк. под 1075 г. 708 Собор. лондонск. (1102 г.) прав. 4. 5. 6. Собор. латеранск. I (1123 г.) прав. 3. Собор. латеранск. II (1139 г.) прав. 6. Собор. реймск. (1148 г.) прав. 3. 709 Так, когда Петр, кардинал капуанский, лишавший сана женатых священников польских, начал делать это с священниками чешскими, то едва не был убит ими во время литургии. Барон. Летоп. церк. под 1197 г. 711 Собор. лондонск. (1125 г.) прав. 13. Собор. латеранск. II (1139 г.) прав. 7. Собор. реймск. (1148 г.) прав. 3. Собор. латеранск. III прав. 11. 713 Собор. тридент. Засед. 34, прав. 9. Поскольку же узаконение и тридентского собора незаконно; то на Западе нашлись потом люди, смело возвысившие голос против него. Так, в прошедшую половину текущего столетия в Фрейбургской академии открыто преподавались уроки о незаконности сей, а в 1828 году подана была и просьба об уничтожении безбрачия духовных (de abolutione coelibatus Ecclesiastici). Подобным образом, около тринадцати лет назад, в некоторых местах южной Германии также высказана была открытая жалоба на безбрачие духовенства латинского. Но все это осталось без важных последствий. 715 Хотя бы в текстах сих и повелевал св. апостол, чтобы Тимофей и Тит, епископы, не возводили на степень священника и диакона второбрачных, но только имевших одну жену, – однобрачных; из того, что он выражается: быти (ειναι), да бывают (εστωσαν) и есть (εστιν), а не: были или бывали, прямо следует, что для посвящаемых во священники и диаконы, а тем паче в иподиаконы, безбрачное состояние не необходимо, но что таковые могут вести и брачную жизнь. Если же св. апостол высказал желание, чтобы безбрачные и вдовицы пребыли, якоже и он ( 1Кор. 7:8 ), в безбрачном состоянии; то и сим он не внушил мысли о необходимости безбрачия для духовенства приходского: ибо, высказав такое желание, он присовокупил: аще ли не удержатся, да посягают: лучше бо есть женитися, нежели разжизатися (ст. 9), а прежде сего заметил: кийждо свое дарование имать от Бога, ов убо сице, ов же сице (ст. 7).

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

«Русская Старина» 1900. «Христианский взгляд на собственность». «Деятель» 1904. «Религиозное верование корейцев». «Прав. Благовестник» 1905. «К вопросу о панмонголизме». «Прав. Собес.» 1905. «Государство и Церковь ». «Тамбов. Еп. Вед.» «О митрополите Вениамине Цуцек-Григоровиче». «Изв. Каз. епарх.» 1905. «Христианство пустоты». «Вера и Церковь » 1906. «Учение древнего буддизма». «Вера и Церковь » 1906. «Неоидеализм и христианство ”. «Возрождение» 1906. «Философия буддизма». «Прав.Собес.» 1908, янв.-февр., стр.336–354, 124–134. «Похвальное слово в честь и память Святейшего Патриарха Гермогена». «Изв. Каз. еп.» 1908. «Тайна христианской жизни». 1908. «Блаженная кончина Архиепископа Димитрия». «Изв. Каз. Еп.» 1908. «Философия смерти и религия истинной жизни». «Христианин» 1908. «Слово на день св. Архистратига Божия Михаила», сказанное в церкви Казанской духовной академии. «Прав. Собес.» 1911, дек., стр.732–742. «Буддизм и христианство в их учении о спасении». Казань, 1908. «Калмыки». Статья в «Прав. Богосл. Энциклопедии». «Нигилистический принцип буддийской философии». «Прав. Собес.» 1909, апр., стр.508–513. «О крещенных калмыках в станицах астраханского казачьего войска». «Прав. Собес.» 1910, март, стр.402. «Православная миссия среди ламаитов и меры к ее наилучшей постановке» . «Прав. Собес.» 1911, янв. -март, стр.95–133, 322–345. «Православная миссия среди калмыков». «Прав. Собес.» 1911, июль-авг., стр.3–97 «Донские калмыки и история их христианского просвещения». СПБ, 1911. Работа по дневнику о. Иоанна Кронштадтского ; «Моя жизнь во Христе». «Прав. Собес.» 1912, апрель. «Кончина и погребение воспитанника Пятого класса Казанской духовной семинарии». «Богослужебные и религиозно-нравственные переводы на калмыцкий язык». «Первая православная миссия среди калмыков и ее историческая жизнь». «Прав. Собес.» 1914, февр.-апр., стр.27, 434–492, 626–696. «Забытая жатва». Миссионерская деятельность среди приволжских калмыков. «Прав. Собес.» 1915, янв., стр.3–49. «Православная миссия среди ламаитов и меры к ее наилучшей постановке».

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010