Сии последние подлежат преследованию и за самую принадлежность к секте. Они подвергаются лишению всех прав состояния и ссылке. (Улож. о наказ. изд. 1885 г. ст. 203). Но для возбуждения против сектантов последней категории преследования по ст. 203 необходимо установить, что они совершили означенные деяния. Так, по силе этой статьи, могут быть привлекаемы к ответственности: а) скопцы, оскопившие себя или других (реш. Прав. Сен, по делу Кудриных 1871 г. и Шараповых – 1872 г.), б) хлысты, учинившие умерщвление блудно прижитых младенцев, свальный грех на радениях, половой разврат, как замену брака и т.п. противонравственные и гнусные деяния, (реш. Прав. Сен. по делу Тарусских хлыстов 1895 г. 34, ук. Св. Синода 1734 г. 7 Авг. и 9 Дек. П. С. Зак. 6613:10664) и т.д. Виновные как в распространении существующих уже между отпадшими от православной Церкви ересей и расколов, так и в заведении каких-либо новых повреждающих веру сект, подвергаются за сии преступления лишению всех прав состояния и ссылке на поселение: из Европейской России в Закавказье, из Ставропольской губернии и Закавказья в Сибирь, а из Сибири в отдаленнейшие оной места. Тем же наказаниям и на том же основании подвергаются раскольники, которые, по заблуждению фанатизма, осмелятся явно оскорблять Церковь православную или духовенство оной. Раскольник, дозволивший себе публично проповедовать свое лжеучение православным, или склонять и привлекать их в свою ересь, или совершать духовные требы для лиц православного вероисповедания, когда сии действия не имели последствием отпадения кого-либо из православия в раскол, подвергается: в первый раз – лишению некоторых, на основании ст. 50 Улож. о. нак., особенных прав и преимуществ и заключению в тюрьме на время от 8 месяцев до одного года и 4 месяцев, а во второй – заключению в крепость на время от 2 лет и 8 месяцев до 4 лет, также с лишением некоторых по ст. 50 особенных прав и преимуществ; в третий же раз – лишению всех особенных лично и по состоянию присвоенных прав и преимуществ и к ссылке на житье в Сибирь или к отдаче в исправительные арестантские отделения по 4-й степени ст.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

66. Алексий Московский , прав. Во граде, как в пустыне: Святой праведный Алексий Мечев о молитве/сост. И. Кабанов. М.: Изд-во сестричества во имя свт. Игнатия Ставропольского, 2004. 80 с. 67. Святыни Москвы: Справочник-путеводитель. М.: ЦИТ, 2005. Ч. 2. С. 6–9. – Праведный Алексий Мечёв , старец Московский. 68. Во граде, как в пустыне: Святой праведный Алексий Мечёв о молитве/сост. И. Кабанов. М.: Иод. храма Сошествия Святаго Духа на Лазаревском кладбище г. Москвы, 2006. 80 с. 69. Собор Московских святых: сборник житий. М.: Сибирская благозвонница, 2006. С. 27–40. – Жизнеописание св. прав. Алексия, тропари, кондак. 70. Старец в миру: Святой праведный Алексий Мечёв . Житие, письма, проповеди, записи на книгах. М.: Образ, 2006. 126 с. 71. Великие старцы двадцатого столетия/сост. С. Девятова. М.: Артос-Медиа, 2007. С. 211–216. – О св. прав. Алексии (Мечёве). 72. Ровинский К., прот. Беседы старого священника. 3-е изд., испр. М.: Изд. храма Свв. бесср. чуд. Космы и Дамиана на Маросейке, 2007. С. 215–233. 73. «По земле, как по небу»: Схимонахиня Гавриила (Огородникова). 4-е изд. М. : Свято-Данилов монастырь, 2008. 72 с.: ил. – Жизнеописание духовной дочери св. прав. Алексия, её воспоминания о духовном отце. 74. Пастырь добрый: Жизнь и труды московского старца протоиерея Алексея Мечева //Свет негаснущих звезд: О новомучениках российских//сост. А. И. Яковлев. М.: Терра-Книжный клуб, 2009. 493 с. (Русь Православная). 75. Городской старец//Нескучный сад. 2011. 10. С. 16–18. – О св. прав. Алексии Мечёве . 76. Коновалов В. Чудеса на Маросейке продолжаются//Крестовский мост. 2011. 8. С. 8. – Рассказ о св. прав. Алексии Мечёве . 77. «Я помолюсь...»//Православный крест. 2011. 12 (36). С. 8. – Рассказ о св. прав. Алексии Мечёве . 78. Juliana, monia1e. Le père Aleksis Métchev starets de Moscou/trad. du russe par N. Noïtaki et F. Lhoest; introd. de J.-C. Larchet. Lausanne: Age homme, 2011. 234 p.: ill. (На франц. языке). Священномученик Сергий (Мечёв) 79. Сергий (Мечёв), сщмч. Письма неизвестного священника из ссылки своим духовным чадам//Надежда. Франкфурт-на-Майне, 1981. Вып. 6. С. 235–260.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Mechev/...

В протестантских Церквах большую роль играет вопрос об освящении христианской жизни. Церкви Реформации всегда придавали большое значение правильному ведению христианами своей жизни. Цель протестантского воспитания - давать людям возможность сознательно вести ответственную жизнь перед Богом и ближним. Мы видим в этом важный вклад Церквей в укрепление нравственных ценностей в обществе. Однако освящение и нравственность человеческой жизни необходимо отличать от определения задач прав человека. К сожалению, в своем заявлении Русская Православная Церковь воздерживается от этого нравственно-правового объяснения прав человека. В результате нет ясного разграничения между правами человека, с одной стороны, и нравственными представления и религиозными убеждениями, с другой. Права человека - это права защиты и участия, которые подводят человеческие поступки и их сферу жизни под нормы права и гарантируют рамки для сосуществования людей. В этом смысле протестантские Церкви ценят позитивный вклад прав человека. «Протестантские Церкви с их ориентацией на различие между правом и Евангелием и на связь между ними может проявить конструктивное отношение к правам человека и серьезно углубить их. Между современным видом прав человека и существом христианской веры есть отношения сходства и различия. Перед лицом исключительной претензии богословия на обоснование прав человек, необходимо проявить серьезное отношение к светскому характеру прав человека. Эта концепция побуждает размышлять о них в универсальных терминах и искать возможности связать их с культурными традициями человечества. В рамках учения об охранительной функции «права» протестантское богословие связывает вопрос о правах человека с Божией волей сохранения, не отрицая их светский характер. Историческое и богословское понимание запрещает нам отождествлять сформулированную этику непосредственно с законом Божиим».   3. Свобода и ответственность Как излагается во втором разделе о «свободе выбора и свободе от зла», задача человека состоит в том, что правильно распорядиться данной Богом свободой. Со ссылкой на Рим. 7:15ff подчеркивается относительность свободы в силу того, что мы, люди, не способны к добру сами по себе. Действительно свободны только те, «кто идет путем праведной жизни и ищет общения с Богом» (II.2). Без этого свобода «разрушается» (II.2), и проявляются «такие безусловно порочные явления, как аборт, самоубийство, разврат, извращения, разрушение семьи, культ грубости и насилия», II.2). Русская Православная Церковь возлагает ответственность за эти социальные явления на «слабость института прав человека» (II.2), который, защищая свободу, «все менее и менее учитывает нравственное измерение жизни и свободу от греха» (II.2).

http://bogoslov.ru/article/476497

Название Киккской иконы Кипрской встречается еще в Сийском подлиннике (2-я пол. XVII - нач. XVIII в.), среди его прорисей - изображение Богоматери с Младенцем на левой руке в изводе Киккской иконы с подписью «Изображение чюдотворного образа престыя бдца Кипрския» (РНБ. ОЛДП. F. 88. Л. 440; см. также: Покровский. 1898. Вып. 4. С. 202; Белоброва. 2005. Ил. 146). В гл. 10 рассказывается об иконе Божией Матери «Китейская», явление которой также приурочено к 392 г., но не ко 2 июня, а к 17 окт., что совпадает с празднованием перенесения мощей прав. Лазаря с Кипра в К-поль по приказу имп. Льва VI Мудрого в 901/2 (МГУ НБ. 293. Л. 33-33 об.; ГИМ. Муз. 42. Л. 25; гравюры не представлены). Местонахождение этого образа в отличие от предыдущего указано не в ц. Пресв. Богородицы, а «в соборней церкви Китейского града», т. е. в ц. прав. Лазаря в Китии; автор добавляет, что от иконы происходили многочисленные чудеса, а ее список, присланный в Москву «патриархом иерусалимским древним великим князем нашим на благословение», находится «в соборнои церкви Успения Пресвятыя Богородицы близ царицына места, у столпа к патриаршу двору» и «ныне же от ветхости поновлен бысть письмом» (цит. по: МГУ НБ. 293. Л. 33-33 об.). В гл. 40 говорится о К. и., к-рая явилась 10 апр. 480 г. (возможно, 5988 г. ошибочно заменил 5900 г., что соответствует 392 г.) и «велия знамения и чудеса показа» в ц. прав. Лазаря в Китии, и тогда можно предположительно отождествить ее с предыдущими иконами. Далее сообщается, что она была увезена имп. Львом VI Мудрым в К-поль вместе с мощами прав. Лазаря (МГУ НБ. 293. Л. 65 об.- 66 - гравюра не представлена; ГИМ. Муз. 42. Л. 59 - вклеена та же гравюра с изображением Киккской иконы Божией Матери, что и в рукописи МГУ НБ. 293. Л. 45 об.). Если о перенесении мощей прав. Лазаря упоминают византийские хронисты, а о местонахождении мощей в специально построенном в К-поле монастыре прав. Лазаря - паломники, то об иконе из ц. прав. Лазаря в Китии сведений нет. В представлении автора все перечисленные выше сведения относились к разным иконам: «Образ Пресвятыя Богородицы третий по числу Кипрския...» (МГУ НБ.

http://pravenc.ru/text/1684772.html

XII. Омытие на теле миропомазанного остатков св. мира, в предохранение святыни от унижения, и крестообразное пострижение во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, в знамение отвержения греховных мыслей и деяний, к чему крещенный и мропомазанный получил особенную благодать и силу. Вступление в Прав. Церковь христиан из иноверия. § 30. Вступающих в Прав. Церковь из христиан, имеющих Крещение истинное, но воспитанных вне Прав. Церкви и не миропомазанных, Прав. Церковь постановила принимать посредством миропомазания; а христиан, бывших вне ее и вне ее крещенных и миропомазанных, присоединять посредством принесения ими покаяния. Глава VIII. Восприемники § 31. Приобретая новых чад, Прав. Церковь издревле вводит их в спасительный союз с Богом во Иисусе Христе, при восприемниках, кои должны поручиться пред нею за веру новоприсоединяемого в ней и воспринять его в свое попечение для утверждения его в вере и благочестии. Подобно плотским родителям – восприемников бывает двое, но может быть и один; должны быть совершеннолетни и члены Прав. Церкви, потому что обязаны и при Крещении исповедать и в продолжение жизни словом и примером насаждать и возращать в своих крестниках Прав. веру, и не зазорного поведения. Без нужды не бывают восприемниками отрекшиеся быть родителями по плоти и вообще от мира – иноки и инокини для безпрепятственного исполнения своих обетов благочестивого уединения; родители восприемниками своих детей и супруги вместе у чужих детей. Родители, свидетельствуя пред Церковию, что они младенца своего поручают христианскому попечению восприемников, сохраняют знаменательный обычай удаляться от св. купели, во время духовного рождения младенца своего, и оставлять его с восприемниками, заступающими место их при Крещении. По совершении благодатного возрождения восприемники вступают в духовное между собою, крестником и его родителями родство, которое, по правилам кафолической Церкви, считается выше плотского. Глава IX. Таинство св. Причащения. § 32. Вступление новых членов Церкви в благодатное ее общение заканчивается таинством св.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

1) Небрежение о тщательном хранении всякого имущества церкви (движимого и недвижимого), которое содержится в описи (Святого Феофила Александр. прав. 2; Карф, соб; пр. 22). 2) Принятие и раздача нуждающимся начатков плодов пресвитерами без воли епископа (Гангр. соб. прав. 7 и 8). 3) Управление имуществом церковным без экономов (IV Всел. соб. прав. 26; ср. 25). 4) Растрата церковного имущества и доходов на родственников епископа, не имеющих крайней нужды, и притом без согласия клира (Ант. соб. прав. 25). 5) Продажа недвижимой церковной собственности без соблюдения установленного на то порядка (Карф. соб. правило 35). 6) Продажа церковных вещей пресвитерами без ведома епископа (Карф. соб. прав. 42; Анкир. соб. прав. 15) и продажа епископом церковной земли без согласия с пресвитерами (Карф. соб. прав. 42). В церковно-судебной практике рассматриваемого времени мы нередко встречаемся с процессами, имеющими очень близкое отношение к последней выставленной нами группе преступлений. Для примера представляем несколько пунктов из обвинительных записок против Ивы, епископа Эдесской церкви, и против святого Иоанна Златоуста (поданной собору епископов, судивших его под председательством Феофила Антиохийского ). 1) Обвинительные пункты против Ивы, епископа Эдесской церкви: а) Когда для выкупа пленных город собрал до 1500 монет (червонцев), и у хранителя драгоценностей было до 6000 монет или немного более, кроме доходов, которые получает брат его (Ивы), он, имея священного серебра в сосудах до 200 фунтов, продал их и отослал, как мы знаем, разве только тысячу монет, а остальные отнес к себе. b) Он не положил между драгоценностями святой церкви ту драгоценную усыпанную камнями чашу, которую одиннадцать лет тому назад принес нашей церкви святой человек, и мы не знаем, что сталось с ней. с) Все церковные доходы, многочисленные и простирающиеся до несчётного количества, он передает брату своему и своим племянникам. Мы просим, чтобы он дал отчет пред вашей святостью. d) Наследства, дары и все, что откуда-нибудь приносится и прилагается в церковь , золотые и серебряные кресты он собирает и передает брату своему и своим племянникам.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zaozer...

Это понятно, но часто священнику позже приходится раскаяться в своей торопливости. Часто он при первых шагах службы чувствует, что во многом не уверен, многое не умеет. Мы знаем священников, которые после боялись совершать таинство крещения и обвинялись потом в обливанстве, неправильном крещении. Причина в том, что ни разу они не крестили под наблюдением опытного пастыря, не победили первой боязни перед трудным обрядом. Иногда у священника нет гармонии движений, уставной красоты внешних действий: это опять объясняется тем, что он не был направлен в самом начале. Конечно, можно научиться всему на деле, но это не так-то легко, и от многих шероховатостей службы спасся бы священник, если бы научился. Жалеть лишние три дня для практики совсем напрасно. Изучивши весь порядок общественного и частного богослужения, священник получает от рукополагавшего его епископа установленную грамоту за подписью архиерея и его печатью и принимает от него архипастырское наставление. Ставленая грамота (Краткие исторические сведения) Ставленая иерейская грамота представляет собой очень древнее установление. Уже в Церкви апостольской известны были так называемые представительные грамоты (γρμματα συνταξα), которые выдавались от местного епископа священнослужителям в удостоверение законности их рукоположения, с обозначением их степени и прав, им принадлежащих (апост. прав. 12 и 33). Без нее никто из клириков не мог быть принимаем в церковное общение в другой епископии. Такие грамоты существовали во времена вселенских (IV Всел. соб., прав. 13) и поместных (Карф., прав. 100) соборов и известны были иногда под особым названием «канонических» (Ант., прав. 8) или «правильных» (Лаод., прав. 41), а наша «Славянская Кормчая» прямо называет их (в толковании на 33-е апост. прав.) «ставильным писанием», или, что то же, ставлеными грамотами. Выдача таких канонических грамот, или свидетельств, основывается на божественном праве. Из посланий св. апостола Павла мы видим, что он рекомендует общинам, которым пишет, лиц, как удостоверяемых самим посланием, так и других, а из второго послания к Коринфянам ( 2Кор.3:1 ) видно, что уже и тогда общины требовали подобных удостоверений от лиц, неизвестных верным.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/na-...

Фразу же, что индивидуализм «проникает в российское общество через оппозиционные группы», на мой взгляд, вообще следует оставить без комментариев. Действительно, мною была выражена озабоченность тем, что в определенных случаях радикально-либеральное прочтение концепции прав человека приводит к росту эгоизма и индивидуализма, грозящих разрушением любому обществу. Церковь рассматривает эти явления как духовные заболевания, имеющие негативные последствия для человеческой личности. Чтобы бороться с тем, что мы считаем грехом, нам нет необходимости отрицать стандарты ООН в области прав человека. Ст. 29 Всеобщей декларации прав человека гласит: «При осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только ограничениям, какие установлены… с целью удовлетворения справедливых требований морали…». Мы констатируем, что сегодня многие общества теряют понятие о нравственности, все более вытесняемое на обочину общественной жизни. Поэтому мы намерены и впредь добиваться законными средствами запрета таких злоупотреблений правами человека, которые принижали бы человеческое достоинство и подвергали бы коррозии традиционные этические нормы. Концепция прав человека не задумывалась таким образом, чтобы попирать вековые представления и правила, касающиеся личной, семейной и общественной жизни. Использование прав человека в таком ключе может быть губительной для самой этой доктрины, которая в этом случае превращается в камень преткновения (или инструмент принуждения) для поликультурного общества. По нашему глубокому убеждению, любые формы реализации человеческой свободы должны быть направлены на то, чтобы человек мог быть подобным Создателю, а не противнику рода человеческого. В нерушимой связи свободы человека с нравственной ответственностью заключается моя «новая идея, касающаяся прав человека» в смысле ст. 7 Декларации о праве и обязанности отдельных лиц, групп и органов общества поощрять и защищать общепризнанные права человека и общепризнанные свободы (принята Резолюцией Генеральной Ассамблеей ООН A/RES/53/144 от 8 марта 1999 года). И я намерен «добиваться ее признания», на что меня уполномочивает та же статья.

http://patriarchia.ru/db/text/217396.htm...

Как не упомянуть, далее, о благотворительности и нестяжательности Владыки Палладия. Несомненно, руки его, как и сердце, были всегда открыты для благодеяний. Ипри этом очевидно было для всех, что благотворения и жертвы его всегда сопровождались живым, личным участием и заботливостью, без которых простая раздача денег, по слову апостола, не приносит пользы дающему и не имеет нравственной ценности; нельзя не сделать замечания и о внешности митрополита Палладия. Истововеликорусский тип его благообразного лица, светлый ласкающий взор, благодушная улыбка, – все это лицо, зеркало души ясной, чистой и благостной, со всей его высокой, величественной фигурой, способны были произвести именно, как говорят, импонирующее впечатление на всякого, легкая печать грусти, еще более придала симпатичности и красоты его лицу. В белом клобуке, высокий, стройный, с вытянувшимися чертами худого и дышащего добротой его уже грустного лица, – он был положительно прекрасен! Таков был незабвенный, возлюбленный архипастырь. Любовь к Богу и к людям была основной силой его великой души: а любовь, по слову апостола, не преходит и не знает смерти, она и в вечности сохраняется, когда все другие совершенства человеческие упраздняются ( I Kop. 13, 8 ). Труды: «Признаки истинности православного христианства и лживости мухамеданства». «Миссион.сборник», Казань, 1876. «Слова и речи». Рязань, 1880. «Речь при вступлении в управление Казанской паствою». «Прав.Собес.» 1882, нояб., стр.191–195. «Прав .Собес.» 1882, нояб., стр. 196–204. «Речь новопоставленному иноку Александру Вадковскому, постриженному с именем Антония». «Прав.Собес.» 1883, март, стр.304–306. «Слово в день Благовещения Пресвятыя Богородицы». «Прав.Собес.» 1883, стр.1–8. «Слово в день святителей и чудотворцев Казанских Гурия, Варсонофия и Германа». «Прав.Собес.» 1883, окт., стр.1–8. «Слово в неделю святых праотец». «Прав.Собес.» 1883, дек., стр.1–6. «Речь перед дворянскими выборами 16 янв. 1884 года». «Прав .Собес. » 1884, янв., стр. 1–4. “Слово в день Сретения Господня».

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Таким образом, мы не находим в послании настолько развитой покаянной дисциплины, которая вынуждала бы относить послание к более позднему времени. Этот вывод сделается еще более твердым, если сравнить каноническое послание св. Григория с правилами Анкирского собора, бывшего около 315 года. В правилах Анкирского собора совершенно не упоминается исключение из Церкви, – это черта, которая говорит о большей древности послание св. Григория. Затем, в правилах Анкирского собора уже определенно указаны три степени покаяния: слушание (прав. 4. 6. 9.), припадание (прав. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 16. 24) и участие в молитве (прав. 4. 6. 8. 9. 16. 24). Наконец, Анкирским собором установлены различные покаянные времена, которых еще не знал св. Григорий: грешники каются в продолжение двух, трех, шести лет, даже десяти, пятнадцати и двадцати пяти (прав. 21. 25. 16), и только в некоторых случаях епископ имел власть удлинить или сократить время покаяния, в зависимости от настроения кающегося (прав. 9. 16). Здесь не может иметь значения то соображение, что собор предписывал со властью, как высшая инстанция, и потому ввел более определенные нормы, а св. Григорий писал только советы соседним епископам, так как и советы не исключали возможности указать определенные времена покаяния для разных проступков (ср. правила св. Василия Великого ). Правила Анкирского собора впервые устанавливают определенную систему обратного приема кающихся в Церковь , чего нет у св. Григория 433 . Ко всему сказанному необходимо еще присоединить, что соборы Анкирский и Неокесарийский (314 г.), которые происходили непосредственно после издания Миланского эдикта, ссылаются на древнейшие определения (Анкирск. соб. прав. 21 и 23; Неокес. соб. прав. 3). Так как вовремя предыдущих гонений Церковь не могла создавать таких определений, которые имеют в виду эти соборы, то, следовательно, покаянные каноны необходимо отнести к III веку. А указание на противоположные свидетельства св. Киприана и Апостольских Постановлений не имеет значения в виду того, что развитие покаянной дисциплины на Востоке в разных местах было различно, и, напр., Дидаскалия, которая происходит из восточной Сирии и которая много говорит о покаянной дисциплине, нигде, однако не упоминает о покаянных степенях и, очевидно, не знает их. Таким образом, сделать отсюда какие-нибудь отрицательные по отношению к посланию св. Григория выводы не представляется основательным. И в настоящее время находят возможным полагать что покаянная дисциплина, характеризуемая постепенностью в принятии грешника в Церковь , имела своей родиной страну, которая определяется деятельностью св. Григория Неокесарийского в Понте, равно как соборами Анкирским и Никейским и, по-видимому, ограничивалась малоазийскими провинциями 434 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010