197 определенному (то есть лишению всех прав состояния и ссылке в отдалённейшие места для водворения особо от других поселенцев и старожил. Сама же ст. 197 с подробными разъяснениями её изложена в предыдущей статье этой книги на страницах 23, 24, 28, 29). Сами малолетние, производящие сии обряды, отсылаются на казенные фабрики.“ (ст. 199)». – «Когда распространение ереси и раскола было сопровождаемо насилием или другими увеличивающими вину обстоятельствами, то изобличенный в сем преступлении присуждается к лишению всех прав состояния и к ссылке в каторжную работу в рудниках на время от 12 до 15 лет (200 ст.)» – «Если последователь ереси или раскола, обратившийся в православную веру и, вследствие того, возвращенный из места ссылки, снова совратится в ересь или раскол, то он подвергается: лишению всех прав состояния и ссылке на поселение безвозвратно на основании постановлений статей 196 и 197 сего уложения (ст. 204)». – «Если кто либо, забыв страх Божий и должное благоговение к Таинствам и обрядам веры, придет или же насильно ворвется в церковь и будет ругаться над священными или освященными чрез употребление в богослужении предметами, тот за сие преступление подвергается: лишению всех прав состояния и ссылке в каторжные работы в рудниках на время от 12 до 15 лет. Если безбожие его дойдет до такой степени, что он будет ругаться и самым действием над Св. Таинствами или другими священными предметами, то за сие он приговаривается: к лишению всех прав состояния и ссылке в каторжную работу в рудниках без срока, (ст. 210)». – «Кто с обдуманным намерением или умыслом прервет совершаемое в церкви или вне оной богослужение побоями или другими насильственными против священнослужителей действиями, тот за сие приговаривается: к лишению всех прав состояния и к ссылке в отдалённейшие места Сибири на поселение. Если сие преступление учинено им в пьянстве и он не с намерением привел себя в сие состояние, и вообще, если доказано, что он действовал не по обдуманному заранее умыслу, то мера наказания его смягчается одною степенью, то есть он, по лишении всех прав состояния, ссылается на поселение в места Сибири не столь отдалённые (ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Evstafij_Voron...

— Но откуда возникла сама проблема прав человека, которой нет в нехристианском мире? — Как я сказал, христианское богословие очень высоко ставит человека и говорит о его большой ценности. Однако в истории христианских стран реалии жизни очень далеко отстояли от такого представления. Существовали целые слои общества, которые унижались и угнетались, несмотря на то, что все члены общества состояли в одной Церкви и призывались быть друг другу братьями и сестрами. Многие умы размышляли над тем, как устранить подобное несоответствие. Отсюда и появляется идея прав, которые бы обеспечивали каждому человеку одинаковые возможности. Соответственно, проблема прав человека и могла возникнуть только в той культуре, которая вдохновлялась высоким представлением о человеке и его призвании. Кроме того, средневековой европейской культуре была свойственна древняя римская традиция выражать богословские и философские идеи юридическим языком. — О каких именно человеческих правах идет речь? Какие права Церковь считает необходимым защищать, а какие — нет? — В Декларации о правах и достоинстве человека говорится о политических, социальных и культурных правах, которые также поддерживаются Церковью, поскольку они могут способствовать нравственному развитию ответственной личности. Однако Церковь не может защищать конкретную реализацию какого-либо права, если та вступает в противоречие с реализацией прав других людей. Например, если человек, пользуясь правом на свободу слова, начинает оскорблять чувства верующих, а значит, нарушать их права, то Церковь не может защитить такую реализацию права, хотя само право она не отвергает. — Этот список прав, которые Церковь признает настолько важными, что стремится их защищать, — зависит ли он от политического устройства общества? Может ли получиться так, что какие-то из этих прав впоследствии уже не надо будет защищать? — Защита прав не может быть для Церкви самоцелью. Юридически закрепленные права — это всего лишь механизм, которым пользуется современное общество. Стремление Церкви состоит в том, чтобы направить этот механизм на совершенствование человека, а не на разрушение личности и в конечном итоге — общества. Права должны защищаться так, чтобы они не открывали путь к вседозволенности и эгоизму, а учили человека уважать в другом личность и проявлять солидарность с ближним.

http://patriarchia.ru/db/text/122186.htm...

Крещение, по правилам св. Церкви, должно быть совершаемо в церкви, и только в случае нужды дозволяется совершать его в доме (VI Всел. Соб., прав. 31, 59: Дух. Регл. 2, § 9; Книга о долж. Прасв. прих., § 83 и Инстр. Благоч., § 6) 1108 . Крещение не должно быть совершаемо ни в какой другой жидкости, кроме воды. Вода должна быть чистая, не смешанная с другим веществом, не искусственная (Прав. Исп. ч. 1, вопр. 103 и Испов. Вост. Патр., гл. 16) 1109 . В одной и той же воде можно крестить несколько младенцев, не отливая от нее и не приливая вновь. Имена же всех младенцев должно произносить порознь одно после другого (1733 года, июля 18-го, опред. Свят. Син., гл. 2-я) 1110 . В зимнее время не крестить в весьма холодной воде (Инстр. Благ., пункт 15). Воду после крещения должно выливать в чистыя места [Номок., прав. 199, 7206 (1696), дек. 26-го; Патр. Андр. Указн., ст. 3-я]. Во время крещения возжигать при купели три свечи [Соборн. Деян., бывших в Москве 7175 (1667) г., 2, пункт 9-й]. Взрослого, т. е. начиная с семилетнего возраста (Тимоф. Александр., прав. 1). желающего креститься, Святая Церковь не прежде допускает до святого крещения, как наперед испытав, искренно ли он желает оставить прежние заблуждения и войти в общение с Православной Церковью, и огласив его, т. е. научив вере Христовой. Оглашение совершается и при крещении младенца. Тогда за него отвечают восприемники (νδοχος), которые и поручаются за веру крещаемого (Прав. Испов., ч. 1, вопр. 103. Прав. Катех. Послед. крещ. в Требнике) 1111 . По образцу крещения младенцев совершается крещение детей до семилетнего возраста 1112 . Оглашение совершается одинаково над всяким младенцем, имеет ли младенец православных родителей или иноверных 1113 . Над возрастными же оглашение совершается не над всеми одинаково. Иначе, например, оно совершается над иудеями, иначе над магометанами 1114 . При крещении возрастных соблюдается следующее: желающие креститься сперва молитвословиями и священнодействиями отделяются от общества неверующих, при чем нарекают им христианское имя 1115 . Затем совершаются три оглашения. Указано их совершать у церковных дверей. В первом оглашении желающие креститься подробно исчисляют заблуждения их веры – иудеи свои (Чинопослед. соедин. из инов. к Прав. Церк. и в особой книжке), магометане свои (там же), отрекаются от них и изъявляют желание сочетаться Христу. Во втором оглашении раздельно исповедуют догматы Православной Церкви и читают клятвенное исповедание, что они отвергаются от всех прежних заблуждений, приемлют догматы Православной Церкви не из какой-либо беды, нужды, не от страха или нищеты, долга или прибытка, но ради спасения души, любя Христа Спасителя от всей души. Первое и второе оглашение бывает только над возрастными. Третье оглашение совершается и над возрастными и над младенцами. В нем совершается отрицание сатаны и сочетание Христу 1116 .

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

398 Rhalles-Potles W. Р. 146–148; Ibid. VI. Р. 84–85; Pedalion. Р. 16. Nota 1; NpabuлaI. С. 226–227. 401 Ант. прав. 21; Сардик. прав. 1; Карф. прав. 48; Халк. прав. 5//Бенешевич-1906. С. 262, 280, 343–344 (оригинальный латинский текст: СС. Op. cit. P. 187), 115. 404 Rhalles-Potles II. Р. 19–20. Вальсамон – автор работы Περ μεταθσεων (Ibid. V. P. 391–394). См. по этому поводу: Beck H. G. Kirche und theologische Literatur im byzantinischen Reich. Munchen, 1959. S. 658. 405 Св. Григорий Великий (590–604) писал: Quisquis semel in hac Ecclesia ordinem sacrum acceperit, egrediendi ex ea ulterius licentiam non habet [Всякий, однажды принявший в сей Церкви священный порядок, не имеет более права ее оставить] (Epistula XXXVIII, PL 77, 762С). На просьбу, с которой к папе Иларию в 465 г. обратились епископы провинции Таррагоны и сущность которой заключалась в том, чтобы он согласился на перемещение одного из епископов, папа отвечал решительным отказом (Epistula II Hilari Рарае ad Ascanium et reliquos Tarraconensis provinciae episcopos, PL 58:17–19). Однако Церковь в Испании и позднее не отказалась от практики перемещения епископов. Так, в 693 г. XVI Толедский Собор постановил перевести ряд архиереев (Hefele-Leclercq III, 1. P. 585). Первым епископом Римским, до того занимавшим другую кафедру, стал Марин (882–884). Тогда же это было отмечено как новшество, которое некоторыми осуждалось; см.: Annales Fulgenses (auctore Meginhardo), A. D. 882//MGH. Scriptores rerum Germanicarum. P. 99. 407 См. интересную подборку епископских перемещений, составленную Сократом: Historia ecclesiastica VII, XXXVI, PG 67, 817–821. 411 Определение Священного Собора Православной Российской Церкви об епархиальном управлении. Гл. 2. Ст. 18. 412 Σακελλαρπουλος Μ. κκλησιαστικν δκαιον. " Αθναι, 1898. Σ. 140–150. Положение с тех пор изменилось. 413 Χριστοφιλπουλος Α. Δ. λληνικν κκλησιαστικν δκαιον. " Αθναι, 19652 . Σ. 177. С н. 12. 417 См., например, Ант. прав. 1: ... ακοινωνητους κα αποβλτους εναι της εκκλησας; Ант. прав. 4: ... ποβλλεσθαι της εκκλησας; Ант. прав. 11: ... πβλητον γνεσθαι ο μνον της κοινονας, λλα και της αξας (Бенешевич-1906. С. 252:254).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_lyuile/pr...

соб. прав. 37), получение от них благословения и праздничных даров (Лаодик. соб. прав. 32). b) Когда еретическое общество незаконно присвояет себе право сообщать своим членам некоторые священные права и преимущества, какими действительно пользуются только члены истинной церковной иерархии, то признаются преступлениями все отсюда проистекающие действия лиц этой лжеиерархии и преступниками – все лица, принимающие эти действия как истинные: таково общее Апостольское установление (см. Апост. прав. 46 и 68). Отсюда в частности строгим церковным судом отвергается: 1) Крещение еретиков и некоторых (поименованных в правилах) раскольников (Св. Вас. Велик. пр. 1; 1 Всел. соб. прав. 19). 2) Все действия членов еретического общества, направленные к уничтожению прав законно обладающих ими, осуждаются как не имеющие для членов церкви никакого значения. Например: мнимое лишение еретичествующим епископом православных клириков их степени (III Всел. соб. прав. 3), или наоборот: возвращение священных степеней или общения с церковью, отнятых истинной церковной властью (III Всел. прав. 5). Что ересь, обнаруживающаяся такого рода действиями, карается на церковном суде как однородное с расколом преступление – это видно: во-первых, из следующих слов святого Василия Великого : «Кафары суть из числа раскольников. Однако угодно было древним, как то – Киприану и нашему Фирмилиану, единому определению подчинить всех сих: кафаров, энкратитов, идропарастатов и апотактитов. Ибо хотя начало отступления произошло через раскол, но отступившие от церкви уже не имели на себе благодати Святого Духа. Ибо оскудело преподаяние благодати, потому что пресеклось законное преемство. Ибо первые отступившие получили посвящение от отцов и, чрез возложение рук их, имели дарование духовное. Но отторженные, сделавшись мирянами, не имели власти ни крестить, ни рукополагать и не могли преподать другим благодать Святого Духа, от которой сами отпали» 78 . Во-вторых, из 6-го правила II-ro Вселенского собора: «Еретиками же именуем как тех, которые издавна чуждыми церкви объявлены, так и тех, которые после того нами анафеме преданы; кроме же сего и тех, которые, хотя притворяются, будто нашу веру исповедуют здраво, но которые отделились и собирают собрания против наших правильно поставленных епископов».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zaozer...

Энциклика была подписана папой Иоанном XXIII, однако подлинным автором многих ее идей был профессор, преподаватель Латеранского Университета Пьетро Паван (1903–1994). В опубликованном впоследствии комментарии на эту энциклику Паван объясняет свою авторскую позицию. Примирение Католической Церкви и института прав человека важно не потому, что этот институт стал очень популярен в мире и не признавая его иерархия рискует потерять свою паству. Согласно Павану, история человечества движется к правам личности. Права человека и права личности не совпадают, как не совпадают понятия человека и личности. Однако они находятся в соотношении таким образом, что без первого второе невозможно. И если в мире не будет поддержки прав человека, то не будет достигнута и финальная цель – уважение к правам личности и человеческому достоинству.   5) 1980-е – 2000-е гг.: перед лицом секулярного мира.   Как известно, периоды недавнего прошлого всегда трудно классифицировать и описывать. Поэтому мы не претендуем на то, чтобы последние абзацы этого очерка имели характер научно-исторический. Скорее это субъективное описание ярких черт эпохи.   Последние десятилетия XX века можно охарактеризовать как время большого разочарования тем, что свободы и права, так изменившие человеческую жизнь на всех уровнях в 1960-е, а затем и в 1980-е, вместо того, чтобы привести к эре всеобщего благосостояния, имели следствием появление новых очагов напряжения, противостояния, бедности и конфликтов. Этот перепад между новой, открытой перспективой надежды и беспокойством по поводу нового состояния мира очень ярко выражен уже в учении папы Павла VI (1897–1978), одним из самых главных вкладов которого в тему прав личности является энциклика 1968 г. «Humanae vitae». Широко известная благодаря своей критике искусственной контрацепции, эта энциклика затрагивает темы прав зарождающейся человеческой жизни, прав семьи и прав супругов.   С политической точки зрения 1980-е гг. стали временем наступления новой политической реальности, связанной с окончанием «холодной войны» и поражением коммунистической идеологии в глобальном масштабе. Не случайно, что в 1989 г. происходит очередной перелом в отношениях Католической Церкви с миром и, как следствие, с международным правом. В учении папы Иоанна Павла II (1920-2005) это проявляется в том, что в начале своего понтификата он широко поддерживал идею прав человека как альтернативу коммунизму, а после 1989 г. начал говорить об опасностях формулировок Декларации ООН 1946 г., которые могут привести общество к релятивизму и абсолютизации индивидуума. В последние годы польский папа был более склонен говорить о том, что права человека в понимании Церкви и права человека в понимании мира – не совпадают.

http://bogoslov.ru/article/4792771

Раскольники обвиняют православную Церковь в том, что она изменила символ веры , а именно в 8 члене читаем: (верую) и в Духа Святаго Господа животворящаго, а не так, как было напечатано в прежних книгах: (верую) и в Духа Святаго Господа истиннаго и животворящаго; в 7-м члене Прав. Церковь читает: Его же царствию не будет конца, а в старых книгах говорится: несть конца; есть и некоторые другие еще меньшие разночтения. Правда, разночтение раскольников не изменяет смысла читаемого, но и такой разнице лучше бы не быть, так как вселенскими соборами запрещено прибавлять или убавлять в символе веры хотя одно слово. Поэтому-то те произвольные вставки, которые были внесены в старопечатные книги и которые теперь остаются любимыми у раскольников, и внушили патриарху Никону сделать самое тщательное сравнение русского текста символа с текстами древнейшими греческими и русскими. Раскольники обвиняют Прав. Церковь в том, что будто она изменила имя Спасителя, т. е. стала писать Иисус вместо Исус; говорят даже, что под именем Иисуса правосл. Церковь молится какому-то иному богу, а не Сыну Божию, Спасителю нашему; но это – богохульство! Имя Иисус есть точное начертание имени Господа и всегда писалось так, как полное начертание; начертание же Исус есть сокращенное, а еще более сокращенное – Иис., Ис. Таким образом раскольники говорят, сами не зная что, Прав. Церковь верует в Иисуса Христа, Сына Божия единороднаго, как и читаем в символе веры . Раскольники обвиняют Прав. Церковь в том, что она изменила перстосложение при крестном знамении, т. е. повелела креститься тремя первыми перстами, а священникам благословлять именословно, т. е. складывать пальцы так, чтобы они изображали буквы имени Спасителя Ис. Хс., а не двумя перстами, как крестятся и благословляют любители мнимой старины. Такое или иное сложение перстов не имеет существенного значения в деле веры, если не заключает в себе какой-либо мысли. Это только обряд, и его всегда Церковь может изменить по своему усмотрению. Но русская Церковь и не изменяла в строгом смысле перстосложения, а только восстановила его в его первоначальном виде, в каком оно употреблялось и в русской и в греческой Церкви издревле. Обычай креститься и благословлять двумя перстами внесен в печатные книги только незадолго до патриарха Никона без всяких на то оснований. Раскольники обвиняют Прав. Церковь в том, что она почитает четырехконечный крест, а крест восьмиконечный отринула. Неправда: Прав. Церковь почитает вообще крест Христов, как бы он ни изображался: четырехконечный ли, восьмиконечный или шестиконечный. Да и сами раскольники, отвергающие неизвестно почему четырехконечный крест, в противоречие себе полагают на себе крестное знамение четырехконечным крестом. Раскольники обвиняют Прав. Церковь в том, что она стала употреблять при литургии 5 просфор, вместо прежних 7-ми. Для таинства нужна собственно одна просфора, из которой вынимается агнец; число же других просфор не имеет существенного значения.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

58). О епископском праве правила: 31 (о пресвитере, отделившемся от епископа), 32 и 33 (запрещающие отлученных епископом пресвитера или диакона принимать др. епископу), 39 («пресвитеры и диаконы без воли епископа ничего да не совершают»); 35 (епископ может рукополагать только в своей области), 36 (о епископе, не принявшем служения,- см. Абсолютное рукоположение ); 38 («попечение о всех церковных вещах»), 40, 41 (об имуществе епископа и о церковном имуществе) - епископу принадлежит власть распоряжаться всеми церковными доходами, на нем лежит забота о содержании служащих в церкви и бедных (прав. 59); Собор епископов, на к-ром они «рассуждают о догматах благочестия» и разрешают споры между собой и выносят наказание епископу за проступок (прав. 74) «дважды в году да бывает» (прав. 37). Особое значение имеет 34-е прав., в к-ром устанавливаются устройство власти в поместных Церквах, взаимоотношения епископов и их отношения к первому из них: «Епископам всякого народа подобает знати первого из них, и признавати его как главу, и ничего превышающего их власть не творити без его рассуждения: творити же каждому только то, что касается до его епархии... Но и первый ничего да не творит без рассуждения всех». Иерархическую подчиненность в Церкви подчеркивают правила 55, 56. Правила 3 и 4 направлены против существовавшей в ранней Церкви практики приносить «к алтарю» (для освящения) различные продукты. Ограждению христиан от религ. общения с иудеями служат правила 7, 64, 70, 71, определяющие время празднования Пасхи для христиан, запрещающие пост в субботу и воскресенье (кроме Великой субботы ). Прав. 5, запрещающее епископу изгонять «жены своея под видом благоговения», отражает практику первых веков христианства (также прав. 17), когда епископы могли вступать в брак, однако противоречие этому правилу Трул. 12, запрещающее епископу жить в браке, не кажется непреодолимым, если учесть, во-первых, что Церковь всегда одобряла воздержание у своих членов (Ап. 51: «удаляется от брака... не ради подвига воздержания»); во-вторых, 5-е прав., и это подчеркивает 51-е, направлено против тех, кто «гнушается» браком, «забыв, что вся добра зело, и что Бог, созидая человека, мужа и жену сотворил их, и таким образом хуля клевещет на создание»; наконец, каноническая практика безбрачия епископов со временем развивалась.

http://pravenc.ru/text/75744.html

VI. Если хлеб и вино в св. и животворящих Тайнах суть истинное тело и истинная кровь Господа Иисуса: то сим Тайнам надлежит воздавать ту же честь и Боголепное поклонение, какими мы обязаны Самому Господу Иисусу (Прав. Испов. ч. 1, отв. на вопр. 56. 107). Ибо человеческое естество всецело воспринято Им в единство Его Божеской Ипостаси, нераздельно соединено с Его Божеским естеством, и есть собственное человечество Бога Слова, – так что в лице Богочеловека обоим естествам Его и человечеству, и Божеству, подобает единое, нераздельное Божеское поклонение (см. § 86). § 151. Кто может совершать таинство Евхаристии; кто – причащаться сему таинству и в чем должно состоять приготовление к нему? 1. Власть совершать таинство Евхаристии, по учению православной Церкви, принадлежит только епископам, как преемникам Апостолов, а через епископов сообщается и пресвитерам (Прав. Испов. ч. 1, отв. на вопр. 107; Посл. вост. патр. о правосл. вере чл. 17). Ибо – а) только Апостолам и, следовательно, в лице их только преемникам их Христос преподал эту власть, когда, установив святейшее таинство, заповедал им: сие творите в Мое воспоминание ( Лк. 22:19 ; 1Кор. 11:24, 25 ); и б) только епископы и пресвитеры от дней самих Апостолов постоянно пользовались этой властью в Церкви. Свидетели тому не только частные учителя, но и целые Соборы: никейский 1 (Прав. 18), анкирский (прав. 1), неокесарийский (прав. 9), гангрский (прав. 4) и лаодикийский (прав. 58). 2. Приступать к трапезе Господней и причащаться телу и крови Христовой могут все православные христиане, и только они одни, как лица, которые вступили уже через дверь крещения в Церковь , соделались и остаются ее чадами, и след. наследниками всех благ, предлагаемых Господом в Церкви. Един хлеб, едино тело есмы мнози, – писал св. Апостол Павел коринфским христианам, – вси бо от единаго хлеба причащаемся ( 1Кор. 10:17 ; снес. 11:20, 33 ). А потому никогда не допускались и не допускаются к таинству Евхаристии – а) все те лица, которые еще не вступили через дверь крещения в Церковь , не соделались ее чадами, именно: язычники, иудеи, магометане и оглашенные; б) лица, которые хотя вступили в Церковь через крещение, но отпали от нее через отречение от веры, через ересь и раскол, или за какие-либо другие тяжкие грехи подверглись церковному запрещению. Кроме многочисленных правил соборных и отеческих, доказательством этой мысли служит сам состав Литургии, во время которой совершается таинство Евхаристии. Известно, что все древние литургии, после проскомидии, состоят из двух частей: из литургии оглашенных, на которой позволялось присутствовать для слушания церковных чтений и поучений не только оглашенным и кающимся, находившимся под запрещением или епитимией, но и раскольникам, и еретикам, и даже неверным; и из литургии верных, на которой могли присутствовать только одни православные христиане, и на которой собственно и совершается, и преподается таинство Евхаристии.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Гражданские и политические права: Русская Православная Церковь подчеркивает свою поддержку сохранению единства общества на основе прочных моральных ценностей. Человека можно поставить под наблюдение в целях защиты родины, сохранения добрых нравов, защиты здоровья, прав и законных личных интересов или в целях раскрытия и осуждения преступления. В свете ограничения гражданских и политических прав в России и во многих других государствах, нам в заявлении не хватает положений о защите индивидуума от посягательств государства, таких как политическое преследование, политическое убийство, дискриминация меньшинства, разрушение демократических процедур и структур, социальная несправедливость, слежение государства за критически настроенными лицами и группами и незаконные действия по отношению к ним. С протестантской точки зрения, перед Церквами стоит задача противодействовать злоупотреблению государственной властью именно в этих вопросах. Это главное учение, которое вынесла Церковь из столкновения с тоталитарными режимами.   6. Заключение Согласно протестантскому пониманию «права человека» - это права, принадлежащие всем людям на основе их Богоданного достоинства. Как наделить ими не может ни одна внутримирская власть, так и отрицать их не может ни одна власть; они неопровержимы, неотъемлемы и неделимы. Они образуют «основные права» человека и обязательны для исполнения государством. «Доказано, что концепция достоинства человека может быть четко выведена из Евангелия об оправдании грешника одной только верой. Но ‘права человека - не Евангелие " ; для христиан политическая практика, ориентированная на права человека - это практика дел, следующих вере». Из этого следует, что конкретная форма прав человека подлежит дальнейшему обсуждению и развитию. Хартия основных прав Европейского союза, принятая в 2000 году, является хорошим примером этого, поскольку она поднимает вопросы информационных технологий и биотехнологий, которые не освещаются во Всеобщей декларации прав человека. Весной 2007 года Русская Православная Церковь и Комиссия «Церковь и общество» Конференции европейских церквей в совместном коммюнике пришли к согласию в том, «что следствием нынешней дискуссии по правам человека в Русской Православной Церкви и между европейскими Церквами будет укрепление исповедания Церквей в области прав человека, как они изложены, например, во Всеобщей декларации прав человека, в Европейской конвенции по правам человека, в Европейской социальной хартии и в документах конференций Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе».

http://bogoslov.ru/article/476497

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010