Глава 5. И мы – люди В одной из первых партий 1923 года на Соловки прибыл провинциальный актер Сергей Арманов. Кремль того времени по своему внешнему виду был далек от того кипящего своей особой, каторжной жизнью муравейника, в который он превратился в 1925 году. В центре его мрачно чернели обгорелые купола громады Преображенского собора, дворы были завалены мусором и обломками… Сорванные двери, разбитые окна… Пожарище… Первый революционный захватчик мощного, богатого и образцово благоустроенного монастыря – Кемский земельный отдел Архангельского совдепа – прежде всего занялся грабежом богатств, накопленных трудолюбивыми монахами за 400 лет, но не успел вывезти и половины, как пришел приказ Москвы передать острова ГПУ. Новый хозяин шутить не любил и упускать свое " наследство " тоже не собирался. Грабители прибегли к старому испытанному способу – подожгли монастырь, чтобы замести след. Сильно пострадал замечательный пятиярусный иконостас работы суздальских мастеров XVII века, погибла в огне большая часть архива с грамотами Московских царей и Новгородских посадников, многие ценности ризницы, но толстые, навек сложенные стены жилых корпусов устояли. Они спасли от огня и палаты архимандрита, его малую домовую церковь и сводчатую, темную трапезную братии. В эту трапезную и попали прибывшие. Если бы сценический талант Сергея Арманова был равен хотя половине его великой, пламенной любви к театру, то он, Арманов, несомненно, превзошел бы в славе своей и Тальма, и Гаррика, и Мочалова… Вся вселенная представлялась ему лишь огромной сценой, на которой Великий Режиссер разыгрывает нескончаемую трагедию. Даже сидя под следствием в Бутырках, он ухитрился и там в набитой доотказа общей камере, составить нечто вроде труппы-варьетэ с танцорами, певцами, декламаторами и китайским фокусником. Новоприбывшие наскоро сбивали нары из обгорелых досок, а в воображении актера Арманова уже горели огни рампы в глубине трапезной, где еще стоял крепко въевшийся за двести лет в стены запах неизменной монастырской ухи из трески.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Достойно внимания, что в самый год мученической кончины святителя Филиппа впервые начала угрожать опасность бывшей его обители от врагов внешних; в 1570 году появились на Белом море корабли немецкие, т. е. шведов, грозившие нападением на монастырь, но опасность на сей раз миновалась, без всяких последствий. Однако прислан был в том же году воевода царский Семен Лупандин, чтобы учинить поиск над чуждыми кораблями по Студеному морю, а строителю Варлааму с братией присланы от царя четыре медные пищали, с четырьмястами разного рода оружий и сотней пудов пороха; таким образом впервые обитель мира сделалась твердыней ратных. До ста человек стрельцов под начальством воеводы Озерова назначены для ее защиты и она обнесена наскоро деревянным острогом; а четыре года спустя царь еще прислал четыре пищали и пороху, потому что каянские немцы напали на Кемскую волость и разоряли окрестности, убив там воеводу и многих стрельцов. Воевода Загряжский набрал стрельцов из монастырских вотчин и стал на защиту обители, а на следующий год до трех тысяч шведов, напавших на кемский острог, были отбиты после трехдневного кровопролитного боя другим воеводой Аничковым, и два немецких вождя пали в сей битве. В это время, столь смутное для обители Соловецкой, начали строить близ ее соборного храма, помощью Владыки Новгородского Леонида, каменную церковь святителя Николая, великого поборника Православия: ибо наступала уже эпоха ратных подвигов для тихого пристанища преподобных Савватия, Зосимы, Германа и Филиппа. Наконец умилостивился царь Иоанн к его обители и, по смиренной просьбе братии, даровал им настоятеля по их сердцу, из числа учеников Филипповых, добродетельного Иакова, который сперва вызван был управлять обителью Палеостровской и потом уже возведен на место игумена родного монастыря. При нем потекла опять царская милость Иоанна, но уже ознаменованная печальными воспоминаниями за кровь Филиппову, как бы за кровь Авелеву, вопиявшую от земли на небо. В 1582 году, прислал Государь 500 рублей на поминки по душе сына, царевича Иоанна, от его руки скончавшегося, и по опальных соловецких, т. е. пострадавших по делу святителя Филиппа, 100 рублей, и еще драгоценный кубок, золотой крест, медные часы и серебряную утварь. Потом, два года спустя, опять по душе царевича, которого смерть горько тревожила его душу, еще 200 рублей, с собольим мехом его и ожерельем, и по душе двоюродного брата своего князя Владимира Андреевича, который вынужден был со всем семейством испить пред лицом его отраву, и по матери его княгине инокине Евфросинье, утопленной в Горицах, 200 рублей, и столько же по убиенном князе Петре Щенятине, и еще 1.100 рублей по опальных новгородцах, 753-х душах, которых, как сказано было в поминальной записи, «отделал Малюта Скуратов». Видно было, что уже утихла страшная буря душевной болезни, одержавшей Иоанна в течение многих лет, и пред исходом жизни, он возвращался опять к лучшим своим началам, с ужасом озираясь на пройденное им жестокое поприще.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Из числа лиц, нарушавших монастырское общежитие при жизни Иоанна Грозного, известны: бывший околничий и воевода Иван Ивановпч Умный Колычев, во иноках Иоа­саф 213 (проживавший в Кирилловом монастыре в 30-х го­дах XVI в.), князь Семен (Феодорович) Ситцкой или «Сиц­кой» – во иночестве Серапиоп (сын «Феодора Петровича» Кривого 214 ), скончавшийся в Кирилловом монастыре 215 7 марта 1353 года), митрополит Иоасаф Скрыпицын, насильно ли­шенный кафедры во время восстания Ивана Шуйского и со­сланный в Кириллов монастырь в январь 1542 года 216 , Иван Васильевич Шереметев Большой, во иночестве Ио­на 217 , князь Кемский 218 , Собакин, Хабаров 219 и др. На­сколько такие постриженники влияли на монастырскую жизнь, сведения об этом дает нам известное послание Ивана IV к игумену Козьме от 24 сентября 1573 года. Обрисовывая мрачными красками современный ему строй жизни в Кирил­ловом монастыре, Иоанн почти исключительной причиной тамошних нестроений считает постриженников из бояр (козни которых мерещились ему повсюду). Такое освещение событий, конечно, не чуждо преувеличений 220 . Но с другой стороны, нельзя отрицать достоверности фактов, передаваемых царем, потому что он писал к свидетелям самых событий. По его словам, нарушения устава в монастыре на­чались постепенно. Он вспоминает то время, когда в Кириллове (по его убеждению) было строгое житие: в былое время «Асаф митрополит» не мог уговорить Алексея Айгустова, чтобы он прибавил поваров «перед чудотворцевым, как при чудотворце было не много, да не мог на то привести; да и иных много вещей крепостных и у вас в монастыре творилося, писал Иоанн, и за малыя вещи прежние старцы стояли и говорили» 221 . Когда сам Грозный в юности был в Кирилловом монастыре, и опоздал к ужину (потому что «в Кириллове в летнюю пору не знати дня с ночью»), то по его словам – попытали (просили) у подкеларника Исаии Немого стерлядей; но он отвечал так: «о том о-су мне приказу не было, а о чем был приказ и яз то и приготовил, а ныне ночь, взяти негде: Государя боюся, а Бога надобе больше того боятися». «Такова, восклицает Иван, и тогда была крепость» 222 . – Так было до Стоглавого собора. Но впоследствии пошли послабления: «сперва Иоасафу Умному дали оловянники в келью, дали Серапиону Ситцкому, дали Ионе Ручкину, а Шереметеву уже с поставцем да и поварня своя?» – «Ведь дать волю Царю, дать ее и псарю; сделать послабление для вельмож – оказать его и про­стому человеку» 223 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

В 1895 г. Н. дважды инспектировал епархию. В янв.-февр. посетил Первосоломбальский приход Архангельского у., 68 церквей (47 приходских и 21 приписную) Мезенско-Печорского края, куда более 35 лет не приезжали архиереи из-за трудностей переезда. Мороз доходил до -47°С, проезжали не более 8 верст в час. Затем объехал Пустозерский край, посетил церкви в дер. Усть-Ижма Печорского у. и в с. Дибожском Мезенского у. в Красноборском крае (ок. 1000 верст от Архангельска), 12 февр. совершил торжественное богослужение в Преображенском храме с. Ижмы, 17 февр. прибыл в Мезень. В обратный путь Н. собрался 19 февр. Путешествие Н. в Мезень освещалось в газ. «Архангельские губернские ведомости». 9 июня 1895 г. Н. отправился в Онежский и Кемский уезды. Путь пролегал по едва проходимым болотам, по порожистой и быстрой р. Кемь, по бурному оз. Куйто. 23 июня Н. прибыл в г. Кемь, утром 28 июня был в Ухте. 2 июля освятил церковь в с. Войнице Кемского у., 5 июля вернулся в Кемь, оттуда на пароходе прибыл на Соловки и 8 июля, в день освобождения Соловков от англичан, был в Соловецком мон-ре. 9 июля Н. вернулся в Архангельск и в тот же день служил в архангельском кафедральном соборе. 21 нояб. 1893 г. был открыт Архангельский комитет Правосл. миссионерского об-ва, при котором в янв. 1894 г. Н. учредил специальную переводческую комиссию под рук. И. М. Сибирцева, преподавателя лат. языка Архангельской ДС (в 1928 избран членом-корреспондентом АН) ( С[ибирцев] И. О деятельности переводческой комиссии, учрежденной при Архангельском комитете ПМО (1894-1895)//Архангельские ЕВ. 1895. Ч. неофиц. 17. С. 418-425). К осени 1895 г. были изданы «Азбука для лопарей» (1 тыс. экз.) и Евангелие от Матфея на лопарском (саамском) языке (500 экз.), «Азбука для корелов» (2 тыс. экз.) и краткая Священная история на корельском (карельском) языке (2 тыс. экз.), а также «Букварь для самоедов» (500 экз.). По ходатайству Н. в Архангельской епархии учреждена должность особого миссионера для Карельского края с местопребыванием в г. Кеми. 15 янв. 1895 г. Н. освятил во имя свт. Николая Чудотворца единственный походный храм в Архангельской епархии (палатка с подвижным иконостасом), к-рый перевозили в сложенном виде на оленях, для отправления богослужения во время разъездов по отдаленным селениям Кемского у.

http://pravenc.ru/text/2565312.html

Теперь, исходя из характерных признаков текста «Сказания о Мамаевом побоище», попробуем сформулировать данные о его авторе. 1) Автора «Сказания» следует искать среди книжных людей конца XV-haчaлa XVI в. Судя по несомненным литературным достоинствам памятника, его автором могли быть созданы и другие произведения. 2) Автор «Сказания» являлся постриженником Троице-Сергиева монастыря или имел к нему непосредственное отношение. Такое предположение следует из того предпочтения, которое оказывается в тексте памятника личности преподобного Сергия Радонежского: перед походом великий князь со всем воинством отправляется в Троице-Сергиев монастырь за благословением, Сергий предсказывает победу князю Дмитрию и дает ему двух воинов от «своего полка» – Пересвета и Ослябю; Олег Рязанский впадает в уныние, узнав, что великого князя Дмитрия вооружил своей молитвой прозорливый Сергий Радонежский; перед самым сражением Сергий присылает благословенную грамоту и «богородичный хлебец»; с именем Сергия на устах начинает свой поединок Пересвет. Кроме того, в «Сказании» отразились монастырские документы, с которыми могли быть знакомы только или монах Троице-Сергиевой обители или достаточно авторитетное лицо, допущенное к Троицкому архиву. В первую очередь это связано с той путаницей, которая касается имени княгини Владимира Андреевича Серпуховского. Известно, что супругой князя Владимира была Елена Ольгердовна, но в «Сказании» она названа Марией. Объяснение этому находим в записи Троицкой Кормовой книги: «Род князя Ондрея Радонежского: князя Владимера, князя Андрея, княгиню Марию, княжну Ульяну, Афонасья. Дал князь Андрей село Княжо под монастырем, да село Офонасьево, да село Клемянтьево, а на их земле монастырь стоит, и кормы кормити середние» 586 . Но Мария Кормового синодика – на самом деле мать князя Владимира, которую автор «Сказания» принял за его супругу. С Троице-Сергиевым монастырем связаны многие потомки тех лиц, которые записаны в «Сказании» как участники Куликовской битвы. Так, в «Сказании» упомянуты не известные по другим источникам князь Андрей Кемский, князь Глеб Каргопольский, князья Андомские и князья Ярославские: Андрей Ярославский, Роман Прозоровский, Лев Курбский, Дмитрий Ростовский (О(30)).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Карельской митрополии РПЦ, учреждена решением Свящ. Синода от 29 мая 2013 г., отделена от Петрозаводской и Карельской епархии . Включила Костомукшский городской окр., Беломорский, Калевальский, Кемский, Лоухский, Муезерский, Сегежский районы Карелии. Кафедральный собор - в честь Покрова Пресв. Богородицы в Костомукше. Правящий архиерей - еп. Борис (Баранов; с 25 авг. 2020). Разделена на 7 благочиннических округов в границах соответствующих районов Карелии. Епархия насчитывает 16 зарегистрированных приходов и мон-рь, на территории епархии открыт скит-подворье ставропигиального Соловецкого в честь Преображения Господня муж. мон-ря . При ЕУ действуют отделы: миссионерский, религ. образования и катехизации, социальный, молодежный. После образования К. и К. е. в Сев. Карелии активизировалась миссионерско-катехизаторская работа. Освящены новые храмы: временная ц. прп. Серафима Саровского в с. Ругозеро Муезерского р-на (март 2014), часовня св. Георгия в пос. Кереть Лоухского р-на (июль 2014), церковь на месте подвижнической жизни прп. Варлаама Керетского. С территорией К. и К. е. связаны подвиги преподобных Елисея Сумского, Кассиана Муезерского, Варлаама Керетского , широко почитаемых в Карельском Поморье. В XVIII-XIX вв. в Сев. Карелии действовали многочисленные общины беспоповцев , преимущественно филипповцев . Не позднее сер. XVIII в. филипповцы заселили Топозерский мужской скит на Святом о-ве Топозера (совр. Лоухский р-н, известен с 1711-1714 как принадлежавший поморцам ), на др. острове был основан жен. Говин скит. В подчинении у Топозерского скита состояли многочисленные общины (на Ковдозере и Вожмозере в Сев. Карелии и на островах Белого м. Великая Луда, Полтам-Карга, Кильяки), Нюхчинские муж. и женский скиты близ с. Нюхча (ныне Беломорского р-на), Иваньковская пуст. (ныне Кемского р-на). С кон. XVIII в. известен основанный филипповцами и примкнувший впосл. к федосеевцам Пертозерский жен. скит (ныне Беломорского р-на). Монашеские общины были закрыты в 50-х гг. XIX в., к нач. ХХ в. старообрядчество в этом регионе пришло в упадок. Монастыри

http://pravenc.ru/text/2458869.html

В праздник преподобных Сергия и Германа Валаамских Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию в Валаамском монастыре 11 июля 2023 г. 13:28 11 июля 2023 года, в день памяти преподобных Сергия и Германа Валаамских, чудотворцев, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил служение Божественной литургии в верхнем храме Спасо-Преображенского собора Валаамского ставропигиального монастыря . Его Святейшеству сослужили: митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий ; митрополит Петрозаводский и Карельский Константин ; митрополит Каширский Феогност , председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству ; митрополит Читинский и Петровск-Забайкальский Димитрий ; епископ Троицкий Панкратий , игумен Валаамского монастыря; епископ Костомукшский и Кемский Борис ; иеромонах Савва (Савченко), казначей Валаамского монастыря; архимандрит Алексий (Туриков), личный секретарь Святейшего Патриарха Кирилла; иеромонах Игнатий (Смирнов), благочинный Валаамского монастыря; иеромонах Наум (Петковски), начальник Воскресенского скита, братский духовник; иеромонах Вениамин (Полысаев), ризничий Валаамского монастыря; иеромонах Артемий (Спасов), начальник Предтеченского скита; иеродиакон Герман (Мурог), помощник игумена Валаамского монастыря; иеромонах Никон (Оганов), насельник Валаамского монастыря; насельники Валаамской обители в священном сане. Богослужебные песнопения исполнил братский хор Валаамского монастыря (регент — иеромонах Давид (Легейда)). В соборе присутствовали: губернатор Санкт-Петербурга А.Д. Беглов; глава Республики Карелия А.О. Парфенчиков; генеральный директор ООО «Сибур» М.Ю. Карисалов; первый вице-президент банка ГПБ (АО) Я.Я. Голко; член Комиссии при Президенте РФ по вопросам стратегии развития топливно-энергетического комплекса и экологической безопасности О.М. Бударгин; председатель Попечительского совета Центра национальной славы и Фонда апостола Андрея Первозванного   В.И. Якунин ; руководитель секретариата  Всемирного русского народного собора  С.Ю. Рудов; члены делегации Фонда Андрея Первозванного. 

http://patriarchia.ru/db/text/6041696.ht...

В день памяти преподобных Сергия и Германа Валаамских Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию в Валаамском монастыре 11 июля 2022 г. 13:37 11 июля 2022 года, в день памяти преподобных Сергия и Германа Валаамских, чудотворцев, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил служение Божественной литургии в верхнем храме Спасо-Преображенского собора Валаамского ставропигиального монастыря . Его Святейшеству сослужили: митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий ; митрополит Воскресенский Дионисий , управляющий делами Московской Патриархии; митрополит Петрозаводский и Карельский Константин , председатель Синодальной богослужебной комиссии ; митрополит Каширский Феогност , председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству ; епископ Троицкий Панкратий , наместник Валаамского монастыря; епископ Костомукшский и Кемский Борис ; архимандрит Алексий (Туриков), личный секретарь Святейшего Патриарха Кирилла; иеромонах Савва (Савченко), казначей Валаамского монастыря; иеромонах Игнатий (Смирнов), благочинный Валаамского монастыря; игумен Петр (Романов), начальник московского подворья Валаамского монастыря; насельники Валаамской обители в священном сане. Богослужебные песнопения исполнил братский хор Валаамского монастыря (регент — иеромонах Давид (Легейда)). В храме присутствовали: глава Республики Карелия А.О. Парфенчиков; председатель Попечительского совета Фонда Андрея Первозванного В.И. Якунин; председатель Совета директоров ОАО «НПО Ангстрем» Л.Д. Рейман; председатель Координационного совета при Общественной палате РФ по национальным проектам и народосбережению А.С. Галушка; заместитель секретаря Совета Безопасности РФ С.Е. Вахруков; исполнительный директор Государственной корпорации «Ростех» О.Н. Евтушенко; первый вице-президент банка «Газпромбанк» Я.Я. Голко; благотворители монастыря и многочисленные паломники. Патриаршее богослужение транслировалось в прямом эфире на телеканалах «Союз» и «Спас» , а также на официальном портале Русской Православной Церкви Патриархия.ru.

http://patriarchia.ru/db/text/5943353.ht...

Святейший Патриарх Кирилл освятил Андреевский кафедральный морской собора г. Североморска 18 августа 2016 г. 21:07 18 августа 2016 года, в канун праздника Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил малое освящение Андреевского кафедрального морского собора г. Североморска и утреню всенощного бдения в новоосвященном храме. Его Святейшеству сослужили: митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий , управляющий делами Московской Патриархии; митрополит Мурманский и Мончегорский Симон ; архиепископ Петергофский Амвросий , ректор Санкт-Петербургской духовной академии ; епископ Солнечногорский Сергий , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; епископ Костомукшский и Кемский Игнатий ; епископ Североморский и Умбский Митрофан ; протоиерей Александр Козачук, настоятель Андреевского морского кафедрального собора г. Североморска; протоиерей Сергий Мищенко, настоятель храма святителя Николая Чудотворца в г. Полярный; духовенство Североморской епархии . На богослужении присутствовали губернатор Мурманской области М.В. Ковтун, командующий Северным флотом ВМФ России вице-адмирал Н.А. Евменов, глава муниципального образования ЗАТО г. Североморск А.П. Абрамов, глава администрации Североморска И.Л. Норина, командование Северного флота, жители Североморска. Богослужебные песнопения прозвучали в исполнении сводного хора Мурманской митрополии под управлением диакона Илии Слащенко; в состав сводного хора вошли хоры Мурманской и Североморской епархий и хор Ансамбля песни и пляски Краснознаменного Северного флота. Патриаршее богослужение транслировалось в прямом эфире телеканала «Союз» . Для удобства многочисленных верующих на территории храма был установлен большой экран, на котором шла трансляция богослужения. По завершении всенощного бдения епископ Североморский и Умбский Митрофан приветствовал Святейшего Патриарха и преподнес Его Святейшеству икону с изображениями преподобного Трифона Печенгского, преподобного Феодорита Кольского и преподобного Варлаама Керетского.

http://patriarchia.ru/db/text/4586816.ht...

Решением Святейшего Патриарха Кирилла правящие архиереи Армавирской и Костомукшской епархий отстранены от управления 18 мая 2020 г. 13:55 По решению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла епископ Армавирский и Лабинский Игнатий и епископ Костомукшский и Кемский Игнатий до решения Общецерковного суда отстранены от управления вверенными их архипастырскому попечению епархиями. В указе Предстоятеля Русской Православной Церкви говорится о поступивших сообщениях, содержащих документально аргументированные обвинения в адрес вышеупомянутых архиереев в церковных правонарушениях, несовместимых с дальнейшим управлением епархиями. Рассмотрение данных обвинений передано в Высший общецерковный суд. Местом пребывания епископа Игнатия (Бузина) до рассмотрения дела в Высшем общецерковном суде определяется город Краснодар под наблюдением митрополита Екатеринодарского и Кубанского Исидора . Местом пребывания епископа Игнатия (Тарасова) до рассмотрения дела в Высшем общецерковном суде определяется город Петрозаводск под наблюдением митрополита Петрозаводского и Карельского Константина . Временное управление Костомукшской и Армавирской епархиями поручено митрополиту Петрозаводскому и Карельскому Константину и епископу Сочинскому и Туапсинскому Герману соответственно. Согласно пункту 2 статьи 33 Положения о церковном суде, «Высший общецерковный суд первой инстанции принимает дело к рассмотрению на основании распоряжения Патриарха Московского и всея Руси или Священного Синода. Дело передается в Высший общецерковный суд первой инстанции при наличии следующих оснований: заявление о церковном правонарушении; сообщение о совершенном церковном правонарушении, полученное из иных источников». Согласно пункту (у) статьи 7 главы IV Устава Русской Православной Церкви, «Осуществляя свою каноническую власть, Патриарх Московский и всея Руси… поручает архиереям временное управление епархиями в случае длительной болезни, кончины или нахождения под церковным судом епархиальных архиереев». Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 2 мая 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5638432.ht...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010