Теперь с исчезновением очередного порядка стали прекращаться и эти переделы. Члены княжеской линии, слишком размножавшейся, не имели возможности занимать свободные столы в других княжествах и должны были всё более дробить свою наследственную вотчину. Благодаря этому в некоторых местах княжеские уделы распадались между наследниками на микроскопические доли. Я сделаю краткий обзор этого удельного дробления, ограничиваясь лишь двумя первыми поколениями Всеволодовичей. По смерти Всеволода его верхневолжская вотчина по числу его сыновей распалась на 5 частей. При старшем Владимирском княжестве, которое считалось общим достоянием Всеволодова племени, явилось 4 удела: Ростовский, Переяславский, Юрьевский (со стольным городом Юрьевом Польским) и Стародубский на Клязьме. Когда внуки Всеволода стали на место отцов. Суздальская земля разделилась на более мелкие части. Владимирское княжество продолжало наследоваться по очереди старшинства, но из него выделились 3 новых удела: Суздальский, Костромской и Московский. Ростовское княжество также распалось на части: из него выделились младшие уделы Ярославский и Углицкий. Переяславский удел также распался на несколько частей: рядом со старшим уделом Переяславским возникли два младших, из него выделившихся, Тверской и Дмитрово-Галицкий. Только княжества Юрьевское и Стародубское остались нераздельны, ибо первые их князья оставили лишь по одному сыну. Итак, Суздальская земля, распадавшаяся при детях Всеволода на 5 частей, при внуках его раздробилась на 12. В подобной прогрессии шло удельное дробление и в дальнейших поколениях Всеволодова племени. Для наглядности пересчитаю вам части, на какие последовательно дробилось старшее из первоначальных удельных княжеств – Ростовское. Из этого княжества сначала, как я сказал, выделились уделы Ярославский и Углицкий, но потом и остальное Ростовское княжество распалось ещё на две половины, ростовскую, собственно, и белозёрскую. В продолжение XIV и XV вв. белозёрская половина в свою очередь распадается на такие уделы: Кемский, Сугорский, Ухтомский, Судской, Шелешпанский, Андожский, Вадбольский и другие.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

Желая получить сведения об участниках постригов в монашество, следователь спросил монаха Агапита: " Скажите, когда Вас постриг в монахи Никон Беляев, где именно это происходило и кто при этом еще был? " О.Агапит хорошо понимал, как именно следователь будет интерпретировать каждый его ответ, и, зная, что тот по существу незаконно спрашивает его об этом, так как статьи, предполагающей уголовную ответственность за постриг в монашество, не существует, кроме того, есть вопросы сугубо личные, интерес к которым следователя как представителя власти ничем не может быть обоснован, сказал: - На этот вопрос я отказываюсь давать ответ. - Почему? - Поскольку касается личной моей жизни. Это был исчерпывающий и с точки зрения закона, и по христианской совести ответ, и на этом допросы были прекращены. 19 декабря 1927 года Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило монаха Агапита к трем годам заключения в концлагере на Соловках без права на амнистию. Этап на Соловки был отправлен 27 января 1928 года. В марте 1928 года осужденные прибыли в Кемский пересыльный пункт. Первое время о.Агапит и о. Никон жили в лагере вместе, в одном бараке, но затем монаха Агапита отправили в одну из лагерных командировок в лес, на побережье Белого моря, а отец Никон был оставлен в Кеми. На Соловках о.Никон и о.Агапит пробыли немногим более двух лет. По окончании срока заключения Постановлением Особого Совещания при Коллегии ОГПУ СССР от 23 мая 1930 года из лагеря они были освобождены и приговорены к трем годам высылки в Северный край. Им было разрешено поселиться в вольной ссылке в Архангельске . В Архангельск о. Агапит прибыл в одном этапе с отцом Никоном в июне 1930 года. Они стали жить недалеко от города в деревне Нижнее Ладино . Вскоре о.Никона отправили в Пинегу, а о. Агапит остался жить вблизи Архангельска. В ссылке о. Агапит был прихожанином Воскресенской церкви г. Архангельска . В Архангельске он познакомился с архиепископом Архангельским Антонием (Быстровым) и некоторыми ссыльными епископами и священниками.

http://drevo-info.ru/articles/13677572.h...

Чтобы успешно укреплять православную веру в северном крае сегодня, как никогда, требуется усиленное архипастырское делание. Однако суровые климатические условия (часть муниципальных образований на территории епархии отнесена к районам Крайнего Севера, остальные муниципальные образования области имеют статус территорий, приравненных к районам Крайнего Севера), значительная удаленность многих населенных пунктов от центра при слаборазвитой инфраструктуре и плохом состоянии дорог не позволяют правящему архиерею в полной мере осуществлять архипастырское окормление дальних, северных приходов. Динамичное развитие церковной жизни в Карелии, открытие новых приходов и увеличение количества священнослужителей требуют более тесного взаимоотношения архиерея с духовенством и мирянами. Учитывая создавшиеся условия, смиренно прошу Ваше Святейшество рассмотреть вопрос об образовании на территории Республики Карелия еще одной епархии». ПОСТАНОВИЛИ: 1. Образовать в административных границах Беломорского, Калевальского, Кемского, Костомукшского, Лоухского, Муезерского и Сегежского районов Республики Карелия — Костомукшскую епархию, выделив ее из состава Петрозаводской епархии. 2. Епархиальному архиерею Костомукшской епархии иметь титул «Костомукшский и Кемский». 3. Епископом Костомукшским и Кемским избрать игумена Игнатия (Тарасова), клирика Краснослободской епархии. 4. Место наречения и хиротонии игумена Игнатия (Тарасова) во епископа, по возведении его в сан архимандрита, оставить на благоусмотрение Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. — О чем и послать соответствующий указ. 5. Образовать в пределах Республики Карелия Карельскую митрополию, включающую в себя Петрозаводскую и Костомукшскую епархии. 6. Главой Карельской митрополии назначить Преосвященного Петрозаводского и Карельского Мануила.   ЖУРНАЛ 42 СЛУШАЛИ: Рапорт Преосвященного архиепископа Липецкого и Елецкого Никона с предложением образовать новые епархии в Липецкой области. Справка: Архиепископ Никон направил на имя Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла рапорт, в котором, в частности, сказано:

http://patriarchia.ru/db/text/3005123.ht...

С.А. Приклонский (Из народной жизни на севере) § I Первоначально бегунская секта выделялась из филипповщины, до сих пор сохраняет в главных чертах богословскую догматику филипповцев, а потому и распространяется преимущественно между ними. Вследствие такого сродства с филипповщиною, бегунство должно было довольно рано проникнуть в Архангельскую губернию, которую следует считать родиною филипповщины, где эта последняя секта распространена весьма широко и где она глубоко пустила корни в местном крестьянском населении. В этом диком, пустынном краю было привольно разгуливать всему преследуемому администрацией. Здесь всякий мог исповедовать какие ему угодно религиозные убеждения, не опасаясь наездов станового пристава или исправника, который в далекой, северной глуши не имел ни времени, ни средства преследовать сектанство. Особенно славился у филипповцев Кемский уезд. Здесь было множество филипповских скитов, где мирно жили пустынножители. Преимущественно была известна Топозерская пустынь, – «главная молельня филипповцев. Она находилась в Большой Кореле, Камского уезда, на Топь-озере, расстоянием от г. Кеми в 158 верстах. Озеро Топь имеет до 80 верст длины и до 30 ширины, посреди него находится остров, на котором и была основана Топозерская пустынь для мужчин, а на западном берегу озера другая для женщин». (Варадинов, Ист. Мин. внутр. Дел, т. 8, стр. 294). Как давно проникло бегунство в Архангельскую губернию – мы не знаем. Но едва ли оно не возникло здесь еще при Евфемии, который начал раздор с филипповцами в одном из поморских филипповских скитов и, затеяв распрю с настоятелем этого скита Адрианом, опирался на преданную ему партию скитских пустынножителей. Во всяком случае, в двадцатых годах нынешнего столетия бегунство было уже известно между топозерами и другими архангельскими скитниками. В это время на Топозеро явился юноша, Меркурий Семенов Киселев, крестьянин Рыбинского уезда, деревни Стрелково, бывший из Москвы от портного, у которого он жил учеником. В скитах Кемкого уезда он нашел немало пустынников, исповедовавших бегунское учение.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/strannik...

Из разговоров с ними и из сочинений Евфемия он основательно ознакомился со страннической сектой. Прочитав «Цветник» Евфемия, юноша до того увлекся, что, не раздумывая долго, сам окрестил себя и принял имя Никиты. Его судьба была решена этим. С этого времени бродяжничество, с которым он освоился еще прежде, получило для него глубокий смысл. Он нашел в скитальческой жизни высокую цель, преследованию которой отдался со всем жаром и увлечением, на какие была способна его богато одаренная натура. Он сделался проповедником бегунства и необыкновенный успех пропаганды далеко выдвинул личность его из массы бегунов. Имя Никиты Семеновича Киселева гремело. После блестящей проповеди в Романово-Борисоглебском и Пошехонском уездах Ярославской губернии, Киселев перешел в Вологодскую губернию, где его проповедь имела особенный успех в Домшинской волости. «Из Вологодской губернии, – рассказывает г. Вескинский, – стараниями Никиты Семенова бегунство разлилось по всему северу России, в губерниях Олонецкой и Архангельской». (Вескинский. «Странники или бегуны». Правосл. Обозр. 1864 г., т. 14, стр. 321). Таким образом, во второй четверти нашего столетия бегунство распространилось с одной стороны в Кемском уезде Архангельской губернии, а с другой – в Вологодской губернии, преимущественно в юго-западном углу последней, где население гуще, где она граничит с губерниями Ярославской, Новгородской и Олонецкой и где проходит несколько дорог. Здесь пролегают две большие дороги в Вологду из Ярославля и Новгорода, и из Вологды проселочный путь ведет в г. Каргополь, который стоит на с.-петербургско-архангельском тракте. А дороги для бегунов – главное дело. Бегунство распространяется по большим дорогам. Странники не могут сидеть дома. Они постоянно бродят и удобное сообщение для них дело первой необходимости. Поэтому бегунам нужно было связать Кемский уезд с юго-западным углом Вологодской губернии, где сходится несколько больших дорог, безопасным и удобным сообщением, т. е. распространить свое учение по пути в Кемь и учредить на этой дороге надежные пристани у христолюбцев.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/strannik...

Наконец, нужно было, чтобы школы, открытые здесь, воспитывали молодое поколение в православных убеждениях. – Что же было на самом деле? Тогда как большак, и большуха выголексинские имели возможность каждогодно расходовать тысячи рублей, православные священники даниловского и лексинского приходов едва получали по 200 руб., а причетники вчетверо менее сего. При таком ничтожном содержании, священник Данилова не только не в состоянии был состязаться с большаком даниловской общины на поприще благотворений местным жителям, но даже сам он, живя до 1871 г. в полугнилом и холодном доме, в Христов день должен был ждать подачки от большака в 1 р., подобно как бедный Лазарь, на своем гноищи, ждал крупиц от стола евангельского богача. Вероятно, от такой необеспеченности в средствах и отдаленности Данилова и Лексы, находившихся в глуши от центров образования, происходило, что лучшие воспитанники семинарии и священники не соглашались поступать сюда, так что епархиальному начальству, по необходимости, приходилось назначать священников нисколько неподготовленных к борьбе с расколом, или исключенных из низших классов семинарии и даже из уездного училища, или из провинившихся в чем-либо и оштрафованных. Понятно, что жизнь сих последних не была назидательна. Не довольствуясь закрытием раскольничьих общежительств, преосв. Аркадий думал дать Данилову обратное значение – сделать его для православия тем же, чем он былъ для раскола. В этих видах, он, обще с начальником губернии г. Муравьевым, ходатайствовал об учреждении православного первоклассного монастыря в Данилове. «Раскол более 150 лет тому назад», сказано было в журнале петрозаводсклго секретного совещательного комитета, «зародившись в странах, так называемого, поморья, которое составляют уезды: Кемский и Онежский Архангельской губернии и Повенецкий, с прнлежащими частями Пудожского и Петрозаводского, Олонецкой губернии, глубоко укоренялся в убеждениях здешних жителей и отразился, как на нравственной, так и на общественной сторонах их жизни».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/danilov/

Отпуская звонаря, старец дал такой наказ: «Скажи ему, Господа ради, что он погибает. Передай ему скорбь мою. Где его прежняя подвижническая жизнь? Где ревность к добродетели и желание пустынной жизни? Находясь среди мира, он более и более погрязает в житейских заботах». Рассказ звонаря и слова друга глубоко потрясли о. Феофана. Он решился снова пустынножительствовать. Скоро представился и случай оставить должность эконома. Новый настоятель Герасим, заметив упущения в работах, стал делать строгие выговоры о. Феофану. Тогда о. Феофан оставил все и на маленьком карбасе пустился в море, надеясь выйти на взморье и там подвизаться. Но поднялась буря, десять дней носился карбас по бурному Белому морю, наконец, он был выброшен на кемский берег. Спасенный так чудесно от смерти, старец поселился около г. Кеми, в густом лесу; но его скоро открыли, привезли в Кемь и посадили в темницу. Но раз сторож заснул, и старец снова вышел на свободу, удалился верст за 40 от города и снова стал подвизаться. Трудно было сначала, старцу приводилось питаться мхом и ягодами, более у него ничего не было. Через долгое время он достал, однако, земледельческие орудия и стал разводить овощи. Большую же часть времени проводил в посте и молитвах. Кемляне знали старца, любили его и нередко посещали. В первое время по поселении здесь на него, раз, напали разбойники. Узнав в старце соловецкого эконома и думая, что он бежал с большими деньгами, они требовали от него денег. А когда ничего не получили, то мучили его, протаскивая на веревке из одной проруби в другую, и, наконец, бросили едва живым. Старец же молился и благодарил Бога за испытание. Впоследствии его никто, уже не беспокоил, и он мирно, в подвигах, прожил 24 года. Но местные власти, видя, что народ толпами ходит к старцу и тот их учит, подозрительно смотрели на это, и по этой причине старец Феофан был взят и привезен в Соловки. Впрочем, его здесь не стали удерживать и отпустили в Анзерский скит на безмолвие. Там он провел в подвигах еще несколько лет и достиг высокого совершенства.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Belgor...

и только два перерыва были в 132 и 55 вер. Линия заканчивалась у Кузнецка, так как вести ее на Енисейск было невозможно вследствие слишком гористой местности. Для составления крепостных гарнизонов и заселения новых мест высылали старообрядцев, бежавших в Стародубье и на Ветку, запорожских казаков, отставных солдат. На колыванские заводы ссылали осужденных на каторгу. В начале. 60-х гг. XVIII в. на Алтайские заводы набрали в России до 1000 рекрутов. На реке Енисее опорным пунктом с 1619 г. был Енисейский острог; в 1628 г. выше по реке Енисею выстроен другой острог – Красноярский и почти одновременно с ним – Канский острог на реке Кане восточном притоке Енисея; в 1642 г. на реке Июсе возник Ачинский острог. Из Енисейска, с 1678 г. получившего название города, шли военные отряды на восток для покорения новых земель. Отсюда русские по реке Лене, где с 1655 года стоял город Киренск, пробрались до Якутска с Троицким храмом, построенным в 1644 году, проложив вместе с тем дорогу на юг – в Забайкалье. К концу XVII и в начале XVIII в. на реке Енисее с его притоками, в виде военных постов, появились нынешние селения и станицы Ташкентская, с. Абаковское, Саянская станица и деревня Верхне-Кебажская. По местам плодородие земли, обилие зверя и рыбы привлекли русское население на Енисей с его притоками. Пришлый люд занял места по большим трактам и главному тракту, проходившему через округи: Ачинский, Красноярский и Канский. Однако прилива русского населения сюда в XVIII веке было совсем недостаточно, чтобы хоть сколько-нибудь заполнить обширный Енисейский край. Русская населенность по нижнему и среднему течению Енисея была слишком незначительна даже во второй половине XVIII века. В Енисейском уезде, простиравшемся вниз по Енисею и по Подкаменной Тунгузке, а с другой стороны до реки Дубчесы, было 5 острогов и 3 малолюдные слободы, а именно: Маковский острог на р. Кети, Мало-Кетская слобода при р. Малой Кети, Бельский острог при р. Белой – притоке Кеми, Кемский острог на р. Кеми, Мокрая Слобода при р.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Скачать epub pdf Глава 27. Профессор Попов Иван Васильевич Составитель «Памятной записки» соловецких епископов ранее помогал Святейшему патриарху Тихону. Так, по поручению последнего, им составлен ответ Константинопольскому патриарху Григорию VII, признавшему обновленцев и предложившему патриарху Тихону удалиться от дел управления Церковью (1924 г.) 4 . В связи с этой помощью патриарху и произошел арест профессора и заключение в Соловки, где он пробыл с 1925 по 1927 г. В ноябре 1927 г. Иван Васильевич был переведен с острова на материк, в Кемский лагерь, но освобождения не получил и в апреле 1928 г. был отправлен в ссылку на р. Обь. Там он жил между Березовым и Обдорском. Первое время квартирные условия были плохие, и он не имел возможности заниматься своими учеными трудами, а собирал и сушил грибы, которые посылал своим друзьям в центр России, откуда получал посылки. Через несколько месяцев он был переведен в другое место, и там ему было лучше жить. С ним жил ссыльный епископ Онуфрий, относившийся к нему с особенной любовью. Здесь Иван Васильевич трудился над сочинением о св. Григории Нисском . То обстоятельство, что Иван Васильевич находился так далеко на севере по Оби, имело ту полезную сторону, что через него из центра России посылались теперь деньги и продукты местоблюстителю патриаршего престола митрополиту Петру Крутицкому, находившемуся еще севернее. В1931 г. Ивана Васильевича перевели в очень пустынную местность на север от Тобольска, а в 1932 г. – вдруг неожиданно в Москву и на свободу, так как не нашлось ни одного профессора для перевода с латыни какого-то сочинения. А книга готовилась для академического издания. Необходимо кстати отметить, что по закрытии Московской духовной академии Иван Васильевич был одно время профессором Московского университета и читал психологию, так как с этого предмета он начинал свою профессорскую службу в академии и потом уже перешел на кафедру святоотеческой литературы (патрологии). Иван Васильевич жил под Москвой. В 1936 г. был арестован епископ Варфоломей (Ремов) и через два дня после этого Иван Васильевич. В июне 1936 г. епископ Варфоломей был расстрелян, а об Иване Васильевич никто не мог что-либо узнать. Известно только, что Иван Васильевич помогал епископу Варфоломею в ведении занятий в духовной академии, которая существовала в Москве без разрешения властей, но не без их ведома. С этого времени Иван Васильевич пропал без вести.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Polskij...

Архиереев Армавирской и Костомукшской епархий отстранили за церковные правонарушения 18 мая, 2020. Новостная служба Их ждет Общецерковный суд 18 мая. ПРАВМИР. Патриарх Кирилл отстранил от управления правящих архиереев Армавирской и Костомукшской епархий, сообщает пресс-служба Русской Православной Церкви. Отмечается, что епископ Армавирский и Лабинский Игнатий и епископ Костомукшский и Кемский Игнатий отстранены до решения Общецерковного суда. Причина этого решения не уточняется. Однако в указе Патриарха говорится о поступивших сообщениях, содержащих документально аргументированные обвинения в церковных правонарушениях, несовместимые с дальнейшим управлением епархиями. Временное управление Костомукшской епархией поручено митрополиту Петрозаводскому и Карельскому Константину, Армавирской — епископу Сочинскому и Туапсинскому Герману. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 18 октября, 2023 29 мая, 2022 16 марта, 2022 31 января, 2022 22 декабря, 2021 17 декабря, 2021 7 октября, 2021 13 апреля, 2021 13 апреля, 2021 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции. Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе

http://pravmir.ru/arhiereev-armavirskoj-...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010