Промысл Божий не попустил подвижнику сойти с избранного пути. Однажды звонарь, заблудившись в лесу, встретился с Климентом, которого некогда знал, а ныне совершенно потерял из виду отец Феофан. Климент, расспросив звонаря обо всем и об о. Феофане, глубоко опечалился, когда узнал, что тот занимает должность эконома. Отпуская звонаря, старец дал ему такой наказ: «скажи ему Господа ради, что он погибает. Передай ему скорбь мою. Где его прежняя подвижническая жизнь? Где ревность к добродетели и желание пустынной жизни? Находясь среди мира, он более и более погрязает в житейских заботах». Рассказ звонаря и слова друга глубоко потрясли о. Феофана. Он решился снова пустынножительствовать. Скоро представился и случай оставить должность эконома. Новый настоятель Герасим, заметив упущения в работах, стал делать строгие выговоры о. Феофану. Тогда о. Феофан оставил все и на маленьком карбасе пустился в море, надеясь выйти на взморье и там подвизаться. Но поднялась буря; десять дней носился карбас по бурному Белому морю, наконец, он был выброшен на Кемский берег. Спасенный так чудесно от смерти, старец поселился около г. Кеми в густом лесу, но его скоро открыли, привезли в Кемь и посадили в темницу. Но, раз, сторож заснул, и старец снова вышел на свободу, удалился верст за 40 от города и снова стал подвизаться. Трудно было сначала старцу, приходилось питаться мхом и ягодами, более у него ничего не было. Через долгое время он достал, однако, земледельческие орудия и стал разводить овощи. Большую же часть времени проводил в посте и молитвах. Кемляне знали старца, любили его и нередко посещали. В первое время по поселении здесь на него раз напали разбойники. Узнав в старце Соловецкого эконома и думая, что он бежал с большими деньгами, они требовали от него денег. А, когда ничего не получили, то мучили его, протаскивая на веревке из одной проруби в другую и, наконец, бросили едва живым. Старец же молился и благодарил Бога за испытание. Впоследствии, его никто уже не беспокоил, и он мирно в подвигах прожил 24 года. Но местные власти, видя, что народ толпами ходит к старцу, и тот их учит, подозрительно смотрели на это, и по этой причине старец Феофан был взят и перевезен на Соловки. Впрочем, его здесь не стали удерживать и отпустили в Анзерский скит на безмолвие. Там он провел в подвигах еще несколько лет и достиг высокого совершенства. Нечистые духи много его искушали, но он отгонял их молитвою. Однажды нечистый дух явился старцу во время молитвы и сказал ему: «ты делаешь свое, а я – свое. Одного ученика я поразил двумя стрелами, а другому шепчу на ухо». Старец немедленно призвал учеников и, найдя в них действительно греховные мысли, исправил их и еще более усиленно стал молиться. Поборов все искушения, Феофан был удостоен и дара прозрения в будущее.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В декабре 1923 года архиепископ Иларион был приговорен к трем годам заключения. Этапом он был доставлен в Кемский лагерь, а затем на Соловки. Когда архиепископ увидел весь ужас барачной обстановки и лагерную пищу, то сказал: “Отсюда живыми мы не выйдем”. Архиепископ Иларион вступил на крестный путь, завершившийся блаженной его кончиной. Крестный путь архиепископа Илариона представляет для нас очень большой интерес, ибо в нем проявилось все величие духа мученика за Христа, и поэтому позволим себе более подробно остановиться на этом моменте его жизни. Находясь на Соловках, архиепископ Иларион сохранил в себе все те добрые качества души, которые он приобрел посредством подвигов и до монашества, и в монашестве, и в священстве. Те, кто в это время находились вместе с ним, являлись свидетелями его полного монашеского нестяжания, глубокой простоты, подлинного смирения, детской кротости. Он просто отдавал все, что имел, что у него просили. Своими вещами он не интересовался. Поэтому кто-то из милосердия должен был все-таки следить за его чемоданом. И такой послушник был у него и на Соловках. Архиепископа Илариона можно было оскорбить, но он на это никогда не отвечал и даже мог не заметить сделанной попытки. Он всегда был весел, и если даже озабочен и обеспокоен, то быстро старался прикрыть это все той же веселостью. Он на все смотрел духовными очами, и все служило ему на пользу духа. “На Филимоновой рыболовной тоне,– рассказывал очевидец,– в семи верстах от Соловецкого кремля и главного лагеря, на берегу заливчика Белого моря,мы с архиепископом Иларионом и еще двумя епископами и несколькими священниками (все заключенные) были сетевязальщиками и рыбаками. Об этой нашей работе архиепископ Иларион любил говорить переложением слов стихиры на Троицын день: “Вся подает Дух Святый: прежде рыбари богословцы показа, а теперь наоборот – богословцы рыбари показа”. Так смирялся его дух с новым положением. Благодушие его простиралось на самую советскую власть, и на нее он мог смотреть незлобивыми очами.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

Это привело к разрыву Краесовета с Москвой и к последующему свержению советской власти на Мурмане. В авг. 1918 г. при поддержке интервентов Антанты в Архангельске было создано Верховное управление Северной обл., в состав к-рой в сент. 1918 г. вошел Мурманский адм. р-н. Осенью 1918 г. все органы советской власти были ликвидированы, вместо них было восстановлено земское самоуправление. Прекращение странами Антанты интервенции в Россию осенью 1919 г. привело к восстановлению советской власти в Мурманске 13 марта 1920 г. 16 марта того же года приказом Архангельского губревкома Мурманская губ., преобразованная из Мурманского края Временным правительством Северной обл. 2 февр., была упразднена, а входившие в ее состав Александровский и Кемский уезды переданы в состав Архангельской губ. 13 июня 1921 г. Александровский у. Архангельской губ. был преобразован в Мурманскую губ. с центром в Мурманске. Однако 1 авг. 1927 г. постановлением ВЦИК губерния преобразована в Мурманский окр. Ленинградской обл. В 20-30-х гг. XX в. происходило интенсивное освоение природных богатств М. о. В результате геолого-разведочных работ в 30-х гг. началось строительство рудников и комбинатов в Хибинах, а также поселков (впосл. городов) Хибиногорска (ныне Кировск) и Мончегорска. В 1930 г. была создана Хибинская горная станция АН СССР (в 1949 преобразована в Кольский филиал АН СССР). Активно развивалось научное исследование биоресурсов сев. морей; еще в 1921 г. был основан Плавучий морской научный ин-т (ныне Полярный научно-исследовательский ин-т морского хозяйства и океанографии); в 1935 г. создана Мурманская морская биологическая станция АН СССР (в 1958 преобразована в Мурманский морской биологический ин-т). Промышленное развитие региона, развитие рыбного и торгового морских портов в Мурманске, освоение Северного морского пути и создание Северной военной флотилии (Северного флота) стали ключевыми факторами, обеспечившими стабильный приток населения и активное экономическое и культурное развитие региона.

http://pravenc.ru/text/2564372.html

В географическом отношении (а отчасти и политическому карелы делятся на финляндских – живущих в юго-восточной части Финляндии по берегам Ладожского озера на восток от Онежского озера, и – русских, населяющих Кемский уезд Архангельской губернии, и граничащие с Финляндией и отчасти Архангельской губернией части уездов – приблизительно 3 / 4 Олонецкого, 2 / 3 Повенецкого и 1 / 3 Петрозаводского Олонецкой губернии. Достаточно сказать, что одни лишь Олонецкие карелы занимают площадь в 40000 кв. верст. Столь громадная территория, занимаемая карелами, по своему характеру является местностью чрезвычайно гористою и лесистой, изобилующей озерами, и реками, и трудно проходимыми болотами, с почвой – каменистой, торфяно-болотистой, супесчаной, вообще, мало пригодной для земледелия. Весьма естественное явление для такой местности – крайняя разобщенность населения, особенно поразительная при его малочисленности и недостаточности, а местами (в Архангельской Карелии) и полном отсутствии сколько-нибудь удобных путей сообщения. Все население Карелии не превышает 150 тысяч человек обоего пола, из числа коих 50 тысяч Финляндских карел, до 70 тыс. Олонецких и около 30 тыс. Архангельских. По редкости и разбросанности населения Карелия приближается к Сибири, особенно, в частях Олонецкой и Архангельской, из коих в первой при 787 деревнях и выселках на 1 кв. версту не приходится в среднем и 2-х человек, а во второй и того менее. В большой, – если не полной – зависимости от географического положения Карелии находится ее экономический быт. Финляндские карелы, как подчиненные финляндскому законодательству, естественно, должны бы пользоваться теми экономическими благами, которыми так кичатся и хвалятся финляндцы. К сожалению, однако, финляндское законодательство, а еще более его исполнители на местах, оказываются более склонными охранять интересы финнов-националистов, нежели православных карел в силу своего православия являющихся в глазах финнов русскими. Неудивительно после этого, если государственные налоги в Финляндии оказываются наиболее тягостными для бедной Карелии, в которой нередко существуют общины всего лишь с 30 % крестьян собственников и до 70% безземельных, живущих грошовыми тяжелыми заработками у различных промышленных фирм или арендаторством земли у собственников. (Д.М. Ванчаков. Прав.-церк. школы Финляндской епархии. «Церк. Вед.» 39 за 1909 год). Насколько прочны эти заработки и арендаторство для православных, карел с достаточною ясностью говорит 1905 год, когда, под влиянием возбуждения финского национализма, «землевладельцы гнали со своих земель бедных православных токарей, православным прислугам отказывали в местах, православные учителя не находили мест и пр. пр.». (Панфинская пропаганда в Русской Карелии. СПБ. 1907 г. стр. 17). Столь велика и тягостна экономическая зависимость финляндских карел от финляндцев, являющихся полными господами их экономического быта...

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Chuko...

В их числу относятся: Мурманская область (полностью), Ненецкий автономный округ (полностью), Чукотский автономный округ (полностью), Ямало-Ненецкий автономный округ (полностью), а также такие территории других субъектов федерации, как: на севере Республики Коми — Воркута (городской округ), на севере Республики Карелия — Беломорский район, Лоухский район, Кемский район; на севере Республики Саха (Якутия) — Абыйский улус, Аллаиховский улус, Анабарский национальный (долгано-эвенкийский) улус, Булунский улус, Верхнеколымский улус, Верхоянский район, Жиганский национальный эвенкийский район, Момский район, Нижнеколымский район, Оленёкский эвенкийский национальный район, Среднеколымский улус, Усть-Янский улус, Эвено-Бытантайский национальный улус; на севере Красноярского края — Норильск (городской округ), Таймырский район, Туруханский район; на севере Архангельской области — Архангельск (городской округ); Мезенский район; Новая Земля; Новодвинск (городской округ); Онежский район; Приморский район; Северодвинск (городской округ). С 1 февраля по 22 марта команда Фонда «Соработничество» проведет серию консультаций и методических семинаров для некоммерческих организаций и приходов Русской Православной Церкви северных территорий. Заявки на участие в образовательных программах, а также вопросы и предложения экспертам можно направлять по электронной почте pr@pravkonkurs.ru. Анонсы и публикации также будут размещаться в сообщениях Фонда в социальной сети  «ВКонтакте»  и в  Телеграм-канале , где до 20 марта с.г. будет подробно освещаться тема участия жителей северных территорий в конкурсе малых грантов «Православная инициатива — 2023». Прием конкурсных заявок на оба конкурса начинается с момента объявления о них. Прием заявок на основной конкурс завершится 1 марта в 18.00 по московскому времени, на конкурс малых грантов — 20 марта в 18.00. Заявка считается поданной после заполнения электронной формы на  сайте конкурса  «Православная инициатива» и присвоения ей порядкового номера. Объявление победителей основного конкурса состоится не позднее 1 апреля, конкурса малых грантов — 1 мая.

http://patriarchia.ru/db/text/6001517.ht...

Бог возжелал иметь этого безупречно чистого человека у Себя святым и взял его к Себе в благопотребное время, предоставляя делать дальнейшие ошибки, грехи и преступления тем, кто на это был способен и ранее. За время своего святительства (с 1920 г.) он не имел и двух лет свободы. До Соловков он уже был один год в ссылке в Архангельске. С патриархом в Москве он поработал не больше полгода. С 7/20 декабря 1923 г. он уже имел приговор в Соловки и прибыл в Кемский лагерь за неделю до Рождества. Здесь, увидев весь ужас барачной обстановки и лагерную пищу, даже он, жизнерадостный и бодрый, сказал: «Отсюда живыми мы не выйдем». И он в Соловецких лагерях все же пробыл шесть лет, но все же живым не вышел из своего заключения. О последних днях архиепископа Илариона другой священник, бывший вместе с ним в Соловецком лагере, сообщает: до самого 1929 г. он находился в Соловках. Но вот большевики решили сослать архиепископа Илариона на вечное поселение в Алма-Ату в Средней Азии. Владыку повезли этапным порядком – т.е. от одной пересыльной тюрьмы до другой. По дороге его обокрали, и в Петербург он прибыл в рубище, кишащем паразитами, и уже больным. Из Петроградской тюремной больницы, в которой он был помещен, он писал: «Я тяжело болен сыпным тифом, лежу в тюремной больнице, заразился, должно быть, в дороге. В субботу, 15 декабря, решается моя участь (кризис болезни), вряд ли перенесу»... В этот день, т.е. 15 декабря 1929 г., владыка Иларион и скончался... Когда ему в больнице заявили, что его надо обрить, владыка сказал: «Делайте со мною теперь, что хотите». В бреду говорил: «Вот теперь-то я совсем свободен, никто меня не возьмет»... Ночью из тюрьмы в простом, наскоро сколоченном из досок гробу тело почившего архиепископа Илариона было выдано для погребения ближайшим родственникам. Когда открыли гроб, никто его не узнал. Так изменила ссылка владыку, отличавшегося высоким ростом и крепким здоровьем. В гробу лежал жалкий старик, обритый, седой... Одна из родственниц упала в обморок...

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Polskij...

— Это гора Голгофа и скит Голгофский! Засияла розовая заря. Сотни озер, раскинутых внизу, вспыхнули разом. Глаз нельзя было отвести от них: точно со всех концов запылали бесчисленные костры, по всем лесам, полям и лугам острова. Вершины леса были тоже охвачены этим нежным сиянием. Море вокруг райского уголка сияло пурпуром, золотом и лазурью. Казалось, небо укрыто жемчужными тучками, море с его неугомонными волнами и земля с ее божественными дарами оспаривали пальму первенства друг у друга… Вокруг всего острова лежала тоже огнистая полоса… Белые церковки стали розовыми, пурпурными, золотыми… Кто бы ни стал поэтом лицом к лицу с такою идеальною красавицей, какова эта неотразимо прекрасная природа! По одной из дорог ползет муравей-лошадь. Она тоже горит, как золотая искра… Вот она скрылась за лесом. Вот в одном озере шевелится черная точка. Это челнок. Кто сидит в нем — не видно, но точка движется и пропадает в черном заливе… Нельзя было насмотреться. Из противоположных окон видно только море. Тут Секирная гора почти отвесно обрывается вниз. Пурпурно-золотой простор движется перед вами. Вы не видите волн, но замечаете только волнение. А там — точно в огнистом венце — подымается группа островов «Кузова». А еще дальше — туманное пятно и несколько искр. Оно словно висит в голубом небе. Это кемский берег и Кемь. Иногда, говорят, она вся видна отсюда — за 60 верст расстояния. Какой чудный летний приют можно было бы создать здесь, где теперь живут только семеро монахов, равнодушных к этой сияющей, ослепительной красоте! Мы уже собирались уезжать, как нас пригласил к себе строитель скита… Это — красавец. На вид ему сорок, а в действительности шестьдесят лет. Он оказался воронежским крестьянином. В нем вполне выразился тип бодрого, веселого и живого труженика. У нас быстро завязался разговор. Темою послужило недавнее монастырское неустройство, вызвавшее присылку из Петербурга следственной комиссии. В это время особенно гнал настоятель моего теперешнего собеседника, честная душа которого не мирилась с тем, что он видел в излюбленном им монастыре.

http://azbyka.ru/fiction/solovki/

Пасха " 2021 в разрушенных храмах Фотогалерея Сегодня, в день отдания Пасхи, мы публикуем фотоотчет об объявленной незадолго до праздника Светлого Христова Воскресения акции «Споем Пасху в каждом заброшенном храме!» . Вместе с синодальным миссионерским отделом, комиссией по миссионерству и катехизации при Епархиальном совете города Москвы и проектом «Общее Дело. Возрождение деревянных храмов Севера» мы призвали православных христиан помолиться в разрушенных церквях и часовнях, спеть хотя бы мирским чином часы Пасхи и тем самым вернуть им то предназначение, ради которого они строились. На наш призыв откликнулись верующие из 27 областей России, которые посетили 160 храмов, часовен и молитвенных домов. Участники 65 пасхальных молитвословий прислали фото- и видеоматериалы. Полная карта охваченных в 2021 году святынь доступна на сайте «Общего дела»: http://obsheedelo.ru/upload/map2021XB.html . vk fb tw ok @ g+ lj Храм свт. Николая Чудотворца, г. Архангельск, район Соломбала, Кемский посёлок Архангельская митрополия vk fb tw ok @ g+ lj Храм свт. Николая Чудотворца, г. Архангельск, район Соломбала, Кемский посёлок Архангельская митрополия vk fb tw ok @ g+ lj Храм свт. Николая Чудотворца, г. Архангельск, район Соломбала, Кемский посёлок Архангельская митрополия vk fb tw ok @ g+ lj Храм свт. Николая Чудотворца, г. Архангельск, район Соломбала, Кемский посёлок Архангельская митрополия vk fb tw ok @ g+ lj Храм мчч. Кирика и Иулитты, Большая Канзапельда (Давыдовская) Архангельская митрополия vk fb tw ok @ g+ lj Храм мчч. Кирика и Иулитты, Большая Канзапельда (Давыдовская) Архангельская митрополия vk fb tw ok @ g+ lj Храмовый комплекс. Церкви вмч. Георгия Победоносца и Илии Пророка, Большой Бор Архангельская митрополия vk fb tw ok @ g+ lj Храмовый комплекс. Церкви вмч. Георгия Победоносца и Илии Пророка, Большой Бор Архангельская митрополия vk fb tw ok @ g+ lj Храмовый комплекс. Церкви вмч. Георгия Победоносца и Илии Пророка, Большой Бор Архангельская митрополия vk fb tw ok @ g+ lj

http://pravoslavie.ru/139795.html

Кемский мужской монастырь Новомучеников и Исповедников Российских Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Кемский мужской монастырь Новомучеников и Исповедников Российских — православный мужской монастырь в Республике Карелия, основанный в 2000 году. При монастыре действует гостиница. Содержание История [ править править код ] В древнем северном городе Кемь, на берегу одноименной реки, впадающей в Белое море, расположен первый и пока единственный в России монастырь во имя святых Новомучеников и Исповедников Российских. Обитель создана решением Священного Синода в 2000 г. на месте полуразрушенного Благовещенского собора Кеми. Выбор именно этого северного города и этого храма для основания первой в России обители в память новомучеников не случаен. Именно в Кеми располагалось «управление северных лагерей особого назначения», знаменитый СЛОН, через кровавую машину которого прошли десятки тысяч русских людей и, прежде всего, епископы, священники и монахи – люди особо неугодные «власти соловецкой». Сюда, в Кемь, бывшее древнее владение Соловецкого монастыря , подаренное обители знаменитой Марфой Посадницей ещё в XV веке, стекались этапы со всей России. Здесь, в Благовещенском соборе, могли помолиться православные перед отправкой в Соловецкий лагерь. Трудно даже представить себе, сколько молитв возносилось в этом храме, помнят его стены и двух великих «архиепископов соловецких», как почтительно их называли, священномучеников Илариона (Троицкого) и Петра (Зверева) . Как бы образом другого мира были стоявшие рядом с храмом трехэтажное с длинным балконом здание управления лагерей, выполненное в стиле советского конструктивизма, и гостиница НКВД «Прибой». Управлять лагерями ссылали обычно проштрафившихся чекистов, в основном – за безудержное пьянство. Но и оказавшись далеко от Москвы и Ленинграда, новые хозяева хотели жить со столичным шиком. Чекистских кабинетов в здании было не так много, всего пять, зато большую часть здания занимал огромный зал ресторана, а в нем – отменные повара, знаменитые музыканты, оказавшиеся за решеткой, «культурные» официантки. Устав от многотрудной работы по сортировке узников, чекисты отдыхали вечерами, в то время как рядом, в храме, сотни уст еле слышно шептали молитвы о спасении России и вразумлении ее народа.

http://azbyka.ru/palomnik/Кемский_мужско...

Специалисты-архитекторы считают Кемский собор жемчужиной и «энциклопедией» северного деревянного народного зодчества начала 18 в. В 2006 г. по распоряжению главы Карелии Сергея Катанандова, здание Кемского Успенского собора было передано в безвозмездное пользование Кемскому Благовещенскому мужскому монастырю во имя Новомучеников и Исповедников Российских. 25 апреля 2016 г. началась полноценная реставрация. http://eparhia.karelia.ru/kem.htm Самая старая часть города группировалась вокруг Успенского собора. К этому 1711 году, ко времени закладки Успенского храма, в городе уже существовал сложившийся центр, возникший на Большом Леп-острове, находящемся как раз по середине реки. Здесь были сосредоточены общественные сооружения – Кемский острог, церковь Иоанна Предтечи (возведена в 1682 году), подворье Соловецкого монастыря и старый Успенский собор XVII в. В конце XIX столетия на Леп-острове ещё можно было увидеть остатки этого древнего деревянного укрепления. «Двухстенный острог с бойницами и башнями, из которых сохранилась одна полуразрушенная. С внутренней стороны в башне видны широкие ворота, а в наружных стенах отверстия для пищалей и ружей. Наверху башни уцелели ещё выходящие из-за сруба два горизонтальных бревна, с которых бросали камни и лили кипяток на осаждающих. Город разделяется рекою на две части, соединённые между собою местом на срубах. При въезде в город, с моря, на левом берегу реки строящийся каменный собор и за ним ряд больших и красивых домов поморов. За городом красивая сосновая роща и в ней стороверческое кладбище, усеянное резными и раскрашенными столбкиками — памятниками на могилах. На правом берегу реки, на горе, возвышается замечательный по своей архитектуре Кемский собор, построенный из рудовой сосны в 1714 г., во имя Успения Божией Матери с приделами Николая Чудотворца и преп. Зосимы и Савватия. Уездным городок Кемь, в то время бедная деревушка, объявлена в 1785 г. в присутствии тогдашнего Олонецкого губернатора, знаменитого поэта Гавр. Ром. Державина, с большим трудом добравшегося по топям и лесам из Петрозаводска до Сумы и едва не погибшего на переезде отсюда морем в Кемь в августе месяце. Кемь — пункт в высшей степени интересный Она служит резким бытовым и экономическим рубежом. Кемью кончается богатое Поморье, «подымающее» артели на Мурман и ведущее торговлю с Норвегией, Кемью же кончается и раскол. За Кемью к северу начинаются корелы, население, живущее «под священником», ходящее на Мурман и в Норвегию больше в «казаках» (работниках и матросах). Приливающая к берегам Белого моря сельдь до Кеми коптится и сдаётся скупщикам-вологжанинам в возы для перевозки в Москву и Петербург; за Кемью сельдь солится только в небольших бочонках, «сельдянках», и отвозится на судах в Архангельск, и самая сельдь крупнее поморской».

http://sobory.ru/article/?object=03368

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010