Наполеоновская война – Отечественная война 1812 года, обрушившаяся на Россию, привела страну не только к жертвам и разорению западных губерний, значительному разрушению Москвы, но и к обострению национально-патриотических и религиозных чувств. Русская Православная Церковь оставалась духовным оплотом всенародного противостояния врагу. В самом начале нашествия французов тогдашний митрополит Московский Платон (Левшин) отправил императору Александру I послание, в котором предсказал поражение Наполеона и торжество России. Вскоре это письмо стало известно всей просвещенной части русского общества. Одновременно владыка передал государю в благословение икону преподобного Сергия Радонежского, написанную на доске от гроба этого великого святого, названного им в письме «древним ревнителем о благе нашего отечества» [ [VII] ]. Очень большую роль сыграло духовенство Русской Церкви в победе России над наполеоновской коалицией. В своей докладной записке к Кутузову генерал Дохтуров ходатайствует о награждении отца Василия такими словами: «Священник Васильковский в бою все время находился с крестом в руке впереди полка и своими наставлениями и примером мужества поощрял воинов крепко стоять за Веру, Царя и Отечество и мужественно поражать врагов, причем сам был ранен в голову» [ [VIII] ]. В военное время роль полкового священника становится важнее и ответст­веннее. Огромное психологическое и физическое напряжение в боевой обста­новке требовало духовной поддержки для всего личного состава подразделений и частей со стороны пастыря Церкви. Постоянная опасность, близость смерти непроизвольно переносили мысли воинов к вопросам вечности, смысла жизни. На эти и другие вопросы ответ должен был давать полковой священник [ [IX] ]. Задачей военных священников было объяснять русским солдатам священный характер этой войны, которую благословляют Бог и Православная Церковь. Подвиги русских православных солдат были лучшей оценкой деятельности военного духовенства. Бородинское сражение длилось 12 часов, все это время полковой священник Василий Васильковский был на передней линии сражения. Он исповедовал и причащал раненых, а также подбадривал солдат полка, призывая их, не щадя живота, послужить царю, Отечеству и вере [ [X] ].

http://bogoslov.ru/article/4862842

Константин Соболев Петропавловская (Сиб.), обн. Основана в 1922 г. (?) (местопребывание – в г. Петропавловск, ныне – Казахстан). С 06(19)11.1932 «Архиепископу... именоваться «Карагандинский и Акмолинский» с пребыванием в Петропавловске» (определение обновленческого Синода от указанного числа). Упразднена в 1937 г. 07(20)11.1922 16(29)10.1936 18(31)08.1937 Печерская (Нижегородск.) Основана в 1920 г. Именование – по г. Печерск 3540 (Нижегородская губерния). Нижегородское викариатство. Упразднена в 1926 г. 25.07(07.08)1920 06(19)06.1922 25.12.1923(07.01.1924) 01.1925 02.1926 09(22)12.1926 Печерская (Нижегородск.), обн. Основана и упразднена в 1922 г. 06(19)06.1922 09.1922 Печерская (Эстонск.) Основана в 1924 г. Именование – по г. Печеры (Эстония; с 1940 г. – Псковская область). Таллиннское викариатство. Существовала по 1941 г. 12(25)04.1924 17(30)12.1932 02(15)04.1933 07.1940 30.11(13.12)1940 17(30)07.1941 (25.07(07.08)1943 Пинежская Основана 14.02.1913 (вместо упраздненной викарной Кемской кафедры). Именование – по г. Пинеж 3549 (Архангельская губерния). Архангельское викариатство. Упразднена в 1925 г. 14.02.1913 13.11.1913 19.03.1917 21.07(03.08)1920 Василий Дохтуров Пинская Основана в 1345 г. на месте исчезнувшей древней Туровской. Местопребывание – в г. Пинск (ныне – Брестская область, Беларусь). Находилась в юрисдикции Галицкой митрополии в 1345–1347,1352–1356 (по др. 1352–1391,1371–1376) гг.; Киево-Литовской митрополии – в 1356–1362, 1415–1419 гг. (Н.Д. Иерархия... С. 226, 358, 360 и др.). По разделении Всероссийской митрополии – в юрисдикции митрополитов Киевских. В 1596 г. отпала в унию, в 1620 г. воссоединена, в 1633 г. снова отпала в унию. С 13.04.1793 территория епархии вошла в состав новоучрежденной тогда Минской епархии, архиереи которой титуловались Минскими и Туровскими. В 1839 г., в связи с воссоединением западно-русских униатов, епархия возобновлена как Минское викариатство. Упразднена 04.02.1840. Возобновлена в 1920 г. Минское викариатство. Самостоятельная в 1941–1942 гг. и с 23.06.1989.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

7 . Отменить возношения имени Заместителя. 8 . Отменить распоряжение об устранении из Богослужений молений о ссыльных епископах и о возношении молений за гражданскую власть». 719 Ещё до получения ответа значительная часть высшего и низшего духовенства, а также мирян Северной столицы направила своих представителей к митрополиту Сергию. 12 Декабря они передали ему три соответствующих послания, одно из которых подписали шесть из восьми Ленинградских архиереев. Однако, переговоры закончились безрезультатно. 14 Декабря заместитель Патриаршего Местоблюстителя вручил одному из членов делегации свой ответ на обращение, составленное Верюжским, где практически во всех требованиях было отказано. «Митрополит Сергий убеждал пришедшего к нему представителя согласиться с ним, и почти прыгая по комнате, говорил: «Ну, нас гонят, а мы отступаем! Но зато мы сохраняем единство Церкви!». Представитель пришёл к убеждению, что сговориться с ним невозможно». 720 Делегация вернулась в Ленинград с твёрдым намерением порвать молитвенное общение с митрополитом Сергием. Иосифлянам удалось довольно быстро – к лету 1928 года распространить своё влияние далеко за пределы Ленинградской области – в Новгородскую, Псковскую, Тверскую, Вологодскую, Витебскую епархии. В Великоустюжской епархии часть приходов увлёк за собой епископ Никольский Иерофей (Афоник), в Архангельской – епископ Каргопольский Василий (Дохтуров), которые вскоре, естественно, установили связи с Ленинградскими иосифлянами. В Московской епархии движение охватило города Коломну, Волоколамск, Клин, Загорск, Звенигород, но признанным центром стал Серпухов. В Мае 1928 года сюда был назначен иосифлянского поставления епископ Максим (Жижиленко). 722 78 храмов находилось в разделении в Москве. На Украине наибольших успехов иосифляне добились в Киеве, Харьковском, Сумском и Полтавском округах. К ним присоединился живший в Харькове епископ Старобельский Павел (Кратиков) и епископ Бахумский и Донецкий Иоасаф (Попов) из г. Новомосковска. 723 В Центрально-Чернозёмной области России и на «буевских» приходах Церковь возглавил епископ Козловский, управляющий Воронежской епархией Алексий (Буй).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

П.В. Долгоруков Дохтуровы Григорий Иванович Дохтуров находился воеводою в казанском походе 1544 года; Аверкий Степанович упоминается в полоцком походе 1551 года; Семён Дохтуров находился дьяком в разбойном приказе с 1636 по 1641 год; сын его Герасим Семёнович был думным дьяком при Царе Алексее Михайловиче; внук Гавриил Герасимович находился дворянином посольства, отправленного в Швецию в 1662 году; Андрей Дохтуров, полковник стрелецкий, убит стрельцами в мятежи 15 мая 1682 года; на другой день убит стрельцами стольник Михаил Данилович Дохтуров. Девять Дохтуровых владели населёнными имениями в 1699 году, и восемь из них был стольниками Петра Великого: Иван Герасимович, Данило и Никита Петровичи, Яков Андреевич, Василий Васильевич, Юрий, Алексей и Фёдор Степановичи. Дмитрий Сергеевич († 11 ноября 1816), генерал от инфантерии, кавалер Святого Георгия 2 степени, Святого Александра Невского и Святого Владимира 1 степени, был одним из знаменитейших полководцев войны отечественной и одним из благороднейших людей своего времени; он женат был на княжне Марие Петровне Оболенской (рождение 17 ноября 1771 † в марте 1852); имел сына Сергия Дмитриевича, который женат был на графине Эрнестине Осиповне Мантейфель. – Николай Михайлович Дохтуров ныне сенатор и генерал-лейтенант. Читать далее Источник: Российская родословная книга, издаваемая князем Петром Долгоруковым : в 4-х частях. - Санкт-Петербург : Тип. Карла Вингебера, 1854-1857./Ч. 1. - 1854 (на обл. 1855). - 350 с.; Ч. 2. - 1855. - 327 c.; Ч. 3. - 1856. - 523 c.; Ч. 4. - 1857. - 482 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Василий (Дохторов, Дохтуров), еп. Каргопольский, вик. Олонецкой епархии Биографическими данными о нем не располагаем. Годы пострижения в монашество и рукоположения в сан иеродиакона, иеромонаха неизвестны. 16 авг.1924– года хиротонисан во епископа Горно-Алтайского, Новосибирской епархии. В период с 1925–1927 гг. последовательно был епископом Пинежским, вик. Архангельской епархии (1925 г.), Иранским, вик. Вятской епархии (1925–1926 гг.). Вытегорским, вик. Олонецкой епархии (1926 г.) и епископом Каргопольским, вик.той же епархии (1927 г.). Уклонился в иосифлянский раскол. Дальнейших сведений о нем не имеем. Литература; ФПС I, 207, стр.8. ФПС III, стр.2. ФАМ I, 56, стр.5. Regel’son 465, 595. 1929 verhaftet. Bis 1931 Verbannun. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог]/Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев. : 1966./Часть 2. Боголеп (Анцух) – Гурий (Степанов). – 420 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Но были разбойники другого рода, которым не нужно было приставать в слободах за Тверскими воротами. Вожен был в застенок Афанасий Зубов с людьми, с очных ставок пытан в смертном убийстве посадских людей алаторцев, что убили люди его; и он с пытки сказал, что людей на разбой посылал и сам был, только до смерти бить не велел, также и в иных разбоях винился. В то же время казнен на Болоте за разбой и смертное убийство князь Иван Шейдяков. Бил челом Тарбеев на Василья Толстого да на Семена Карандеева в том, что они стояли под дорогою и его резали. Юрий Дохтуров, Василий Долгий, Семен Карандеев да Тарбеев были у Страстной Богородицы, побранились и ножами порезались. Били челом великому государю стольники Василий Желябужский с сыном Семеном на Андрея Апраксина в бою своем и увечье, что Андрей озорничеством бил их в калмыцком табуне под Филями. Андрей принес государю вину свою, что он Желябужских бил не помня, пьяным делом. Государь приказал: Желябужскому и сыну его доправить на Андрее денег вдвое против их окладов, а за лживую сказку и за озорничество его указал было государь учинить ему наказанье, бить кнутом нещадно. И по упрошению царицы Марфы Матвеевны (урожденной Апраксиной) наказывать его государь не указал, также и по заступлению генерала Лефорта, которому Апраксин дал денег 3000 рублей за его заступление; а люди Андреевы биты кнутом. С этого дела Желябужского учрежден был правый суд, велено чинить во всяких делах розыски, а суды и очные ставки с тех пор оставлены. Как трудно было решать дела подобных господ, видно из письма Ромодановского к царю: «Что ты, господине, писал ко мне о деле Хилкова с боярином Кондратьем Фомичем Нарышкиным, чтоб его по прежней подписной челобитной отдать, и я за то дело не стою, только мне впредь никаких дел по твоей воле имать нельзя, потому что мне всегда в ругательстве и лае быть; и в нынешнем деле, как ты мне приказал взять сперва, и я и в те поры тебе многажды доносил, что того дела взять было мне невозможно за однородством моим (с Хилковыми), что станут на меня бить челом, и ты мне, господине, в те поры то дело велел взять и говорил мне, хотя и однородство, однако же и Лев Кириллович тебе свой же; и я по тому твоему изволению то дело и взял; а впредь как воля твоя, только дел мне никаких имать невозможно; истинно к тебе, господине, пишу не для свойства к себе Хилкова, потому что мне стало о себе».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Волков Григорий Иванов. Учился сперва у Лихудов латинскому и итальянскому языкам. 1 октября 1698 г. велено отпустить его для дохтурского учения в Италию, откуда приехал к отцу дьяку Волкову в Голландию, а им 14 февраля 1701 г. отпущен был вместе с братом для учения в Париж. В декабре 1704 г. возвратился в Москву и представил полученный им от Парижской академии диплом. В 1705 г. находился в походной Посольской канцелярии на Воронеже и в других городах. В январе 1706 г. велено быть переводчиком Посольского приказа. В 1709–1714 гг. – за границей. (Стр. 237–241. Приказные дела н. л. 1702 г. 58. Пекарский Наука и литература при Петре, т. I. стр. 225). Волков Петр Артемьев учится в январе 1711 г. (стр. 107). «Петр Иванов. В июне 1699 г. послан с Матвеевым учиться, где пристойно, латинского, немецкого и иных языков и наук. Учился в Гаге, откуда возвратился в Москву в августе 1701 г. и стал учиться в Немецкой слободе голландскому языку. В «гимназии» Глюка и последующих школах учится с 1704 г. по январь 1711 г. В феврале 1711 г. отпущен к брату Григорию в Саксонию. (Стр. 3, 23, 27, 30, 51, 99, 101, 106, 237–241). Волков Степан Артемьев учится в январе 1711 г. В марте сего года велено быть в Посольском приказе для перевода немецких писем. (Стр. 107. Дела о Посольском приказе. 1711 г. февраль). Волков Яков учится в гимназии и последующих школах с 1706 г. по 1 сентября 1710 г. (Стр. 14, 16–18, 22, 23, 27, 30). Воронин Василий послан в 1701 г. в Берлин для научения немецкого языка (стр. 239). Всеволоцкий Андрей Александров учится в школах с 1 декабря 1708 г. по январь 1711 г.; в марте с. г. «от школьнаго учения отстал» (стр. 24, 28, 30, 106, 115). Всеволоцкий Артемий см. Соловецкий. 40 . Гагин князь Николай Иванович учится в январе 1711 г. (стр. 107). Глебов Петр Иванов (Леонтьев – стр. 107) учится в 1705 г. в гимназии Глюка; в 1711 г. (январь–июль) в Немецкой школе (стр. 3, 51, 107, 126). Голицын князь Сергей Борисович. 30 января 1705 г. ему дан «пас» заграницу; вероятно его советовал Ф. Валтер из Вольфенбюттеля послать для учения в Копенгагенскую, а не в Берлинскую академию. Приказные дела н. л. 1704 г. января 22. Письма на иностранных языках. 1705 г. ноября 21.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Вытегорская Дата основания неизвестна. Именование – по г. Вытегра (Вологодская область). Олонецкое и Петрозаводское викариатство. Упразднена в 1927 г. (?) 1926 Вытегорская, обн. Основана (и упразднена ?) в 1924 г. Именование – по г. Вытегра (Вологодская область). Олонецкое викариатство. 1924 1114 По ММЛ РПИ, Василий Дохтуров числится Вытегорским в 1926 г. По ПЭ, будто бы был повторно назначен на Пинежскую кафедру в 1928 г., но «не принял назначение и поселился в Ленинграде». 1115 Иногда именуется Каргопольским. По сообщению архиепископа Сергия (Ларина), «...принят в общение с Московской Патриархией (ПРЦ) в сане епископа, но оставлен в состоянии запрещения. Не дождавшись окончания такового, он умер и похоронен в святительских одеждах, но отпет как мирянин...» Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Горно-Алтайская Основана в 1924 г. Номинальное викариатство Алтайской епархии. Упразднена в 1925 г. 16(29)08.1924 Горно-Алтайская, обн. (см. Алтайская, обн.) 1212 Епископ Каргопольский. Так как митрополит Алтайский Макарий (Невский) тогда был уже дряхл (род. 01.10.1835) и разбит параличом, а потому на епархию отправиться не мог, хотя непрестанно болел душою за свою паству и живо интересовался церковно-религиозной жизнью Алтая, то в Горно-Алтайск, в качестве его наместника, викария, был направлен новохиротонисанный (на Каргопольскую кафедру) епископ Василий (Дохтуров), но на Алтай он не прибыл по «обстоятельствам времени». Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГОРНО-АЛТАЙСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Томской епархии. Вик-ство, вероятно, было названо по Горно-Алтайскому у. (бывш. Каракорумский у., в 1918 выделившийся из Бийского у.), к-рый существовал в 1920-1922 гг., затем преобразован в Ойротскую (Ойратскую) АО (совр. Республика Алтай). Центром Горно-Алтайского у. в 1920-1921 гг. являлось с. Алтайское (ныне на территории Алтайского края). 29 авг. 1924 г. в Москве во епископа Горно-Алтайского был хиротонисан Василий ( Докторов (Дохтуров)). Архиерей не поехал на Алтай, 24 июля 1925 г. подал прошение Патриаршему Местоблюстителю митр. сщмч. Петру (Полянскому) о др. назначении «ввиду климатических условий... а также создавшегося невыгодного положения для моего служения в Горно-Алтайском викариатстве» (Прошение Василия, епископа Горно-Алтайского, Местоблюстителю Патриаршего престола митрополиту Петру Крутицкому//Вестник церк. истории. 2006. 1. С. 59) и был определен на Пинежское вик-ство Олонецкой епархии. Др. назначений на Г.-А. в. не последовало. 4 сент. 1920 г. решением Патриарха Московского и всея России св. Тихона и Свящ. Синода титул «митрополит Алтайский» пожизненно был присвоен свт. Макарию (Невскому) , с марта 1917 г. до кончины (1 марта 1926) проживавшему в Николо-Угрешском мон-ре. Его имя за богослужением поминалось «в Алтайских пределах» (Акты свт. Тихона. С. 167, 169.) В 1923-1936 гг. существовала обновленческая (см. Обновленчество ) Алтайская (Ойротская) кафедра. Из занимавших ее «епископов» Анатолий Синицын (8 июля 1928 - 1931) в 1931 г. имел титул «епископ Горно-Алтайский». Арх.: ЦНЦ. Ф. 3. Оп. 2. Д. 1 [Прошение еп. Василия (Докторова)]. Лит.: Акты свт. Тихона. С. 911, 937, 965; Мануил. Рус. архиереи-обновленцы. С. 660; Муравлёв А. Хроника перемен на Алтае за 300 лет//Алтайская правда. 2002. 47-49. 22 февр. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/166227.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010