Закрыть itemscope itemtype="" > Отец Киприан (Бурков) - Герой Советского Союза 15 февраля 1989 г. закончилась Афганская война 14.02.2018 1848 Время на чтение 3 минуты В 1769 году для того, чтобы подчеркнуть особое величие воинского подвига, указом императрицы Екатерины Великой, был учрежден самый почитаемый в военной среде орден Святого Великомученика и Победоносца Георгия. Всем хорошо известны многие кавалеры этого ордена, среди которых подполковник Ф.И. Фабрициан, фельдмаршалы А.В. Суворов, М.И. Кутузов, Маршалы Советского Союза Г.К. Жуков, С.М. Буденный, генерал-полковник В.А. Шаманов, подполковник А.В. Лебедь. Все они профессиональные военные. Гораздо менее известен тот факт, что высшего военного ордена, за проявленное личное мужество в ходе жестоких баталий, были удостоены и воины духа, которые в бою не держали в руках оружие, но словом и личным примером поднимали воинов на врага и способствовали победе русского оружия. Эти воины духа - православные священники. С Крестом и молитвой, следуя заповеди Христа: «Нет больше той любви, аще кто положит душу свою за други своя», они находились в первых рядах сражающихся и воодушевляли русское воинство на победу. Первым из них удостоился ордена Святого Георгия IV степени в 1812 году священник 19-го Егерского пехотного полка отец Василий (Васильковский). Командир дивизии, генерал Лихачев, отмечал, что отец Василий по искреннему усердию постоянно находился в «жарком огне, поощряя и воодушевляя сражающихся». В бою он был ранен, а от смерти духовного пастыря спас наперсный крест, принявший на себя удар пули. Затем было Бородино и кровопролитное сражение под Малоярославцем. Командующий корпусом генерал Дохтуров доносил Кутузову, что священник Егерского полка «все время находился с крестом в руках впереди полка и своими наставлениями и примером мужества поощрял воинов крепко стоять за Веру, Царя и Отечество и мужественно поражать врагов, причем сам был ранен в голову». Свой жизненный путь отец Василий закончил так, как подобает воину - он скончался во Франции от ран, полученных во время заграничного похода.

http://ruskline.ru/analitika/2018/02/15/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАСИЛИЙ (Докторов (Дохтуров) Владимир Иванович; 1872, с. Губачёво Угличского у. Ярославской губ.- 1938?), деятель иосифлянского движения (см. ст. Иосиф (Петровых) ), бывш. еп. Каргопольский. Из крестьянской семьи. В 1886 г. поступил послушником в Никандров в честь Благовещения Пресв. Богородицы мон-рь Псковской губ., где был пострижен в монашество. В 1902 г. стал студентом КазДА, во время учебы был рукоположен во иеродиакона, служил в храме казанского в честь Преображения Господня мон-ря . В 1905 г. окончил академию и был направлен в Киргизскую миссию в г. Семипалатинск. В 1923 г., будучи иеромонахом Пинежского мон-ря в Архангельской губ., за сопротивление обновленчеству выслан на Алтай. 29 авг. 1924 г., после поездки к св. Патриарху Тихону , В. в Москве был хиротонисан во епископа Горно-Алтайского, викария Новосибирской епархии. На Алтай не поехал, получив новое назначение на север России, являлся викарием сев. епархий: в 1925 г.- епископом Пинежским, викарием Архангельской епархии; в 1925-1926 гг.- епископом Яранским, викарием Вятской епархии; в 1926-1927 гг.- епископом Вытегорским, викарием Олонецкой епархии, с 1927 г.- епископом Каргопольским, викарием той же епархии. Жил в Петрозаводске, начиная с июля 1926 г. приезжал в Ленинград, периодически служил в соборе Воскресения Христова (Спас на Крови). Не признал «Декларацию» 1927 г . и не поминал за богослужением Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского) , 19 февр. 1928 г. был отстранен от управления Каргопольским вик-ством. 19 мая 1928 г. в Петрозаводск назначили еп. Артемия (Ильинского) , В. был направлен в Пинегу, но назначения не принял и поселился в Ленинграде. Нек-рое время епископ колебался в определении своей позиции, неск. раз служил в Александро-Невской лавре , подчинявшейся митр. Сергию, однако осенью 1928 г. присоединился к иосифлянам. По поручению архиеп. Димитрия (Любимова) В. в Моисеевской ц. на Пороховых совершил ок. 20 тайных постригов в монашество. В нояб. 1929 г. митр. Иосиф благословил В. на управление Каргопольским вик-ством. 7 дек. 1930 г. В. был арестован в Ленинграде по делу «Истинно-православной церкви». На допросах заявил: «Видя и слыша попрание святой веры Христовой богоотступниками, решил твердо и согласен страдать с людьми Божьими, даже до крови, готов идти ради Христа на смерть». Постановлением Коллегии ОГПУ от 8 окт. 1931 г. приговорен к 5 годам ИТЛ. Отбывал срок сначала в Ярославском политизоляторе, с 16 сент. 1933 г.- в Соловецком ИТЛ. Освобожден 7 дек. 1935 г., поселился в Мариуполе Донецкой обл. под надзором ОГПУ. По сведениям, приведенным в кн. И. Осиповой «Сквозь огонь мучений и воды слез...» (С. 259), В. был вновь арестован в 1938 г., приговорен к высшей мере наказания и расстрелян. Однако эта информация не находит документальных подтверждений.

http://pravenc.ru/text/150705.html

В Калуге собирают деньги на памятник священнику-герою войны 1812 года Калуга, 25 марта 2014 г.      Калужская митрополия объявила о начале сбора средств на памятник полковому священнику 19-го Егерского полка Василию Васильковскому, награжденному орденом Георгия Победоносца за проявленные в Малоярославецком сражении 1813 года мужество и отвагу, сообщает Kaluga24.tv. До революции 1917 года в Российской армии проходили свое служение более 5000 священников, но первым в истории русского духовенства полковым священником, награжденным орденом Георгия Победоносца, стал отец Василий Васильковский. Наибольшую известность священник получил за сражение под Малоярославцем в 1813 году. После сражения под Малоярославцем в своей докладной записке к Кутузову генерал Дохтуров ходатайствовал о награждении отца Василия: «Священник Васильковский в этом бою все время находился с крестом в руке впереди полка и своими наставлениями и примером мужества поощрял воинов крепко стоять за Веру, Царя и Отечество и мужественно поражать врагов, причем сам был ранен в голову», - говорится в сообщении пресс-службы Калужской митрополии. Мы не знаем, где затерялась могила первого священника — кавалера ордена Святого Георгия, но имя его не утрачено и подвиг его живет в памяти поколений. Для увековечивания подвига священнослужителя Русской Церкви патриота своей страны, который пролил свою кровь на Калужской земле, возникла идея создания памятника отцу Василию в Городе воинской славы - Малоярославце. Инициатива Военно-исторического общества по созданию монумента была поддержана митрополитом Калужским и Боровским Климентом. С марта текущего года стартует марафон сбора средств на осуществление этой идеей. Создание храмов, мемориалов и памятников на Руси всегда являлось общим делом верующего люда. Жертва на создание памятника – это видимое свидетельство того, что мы являемся наследниками того героизма, которое проявляли наши предки. Планируемый памятник будет первым мемориалом, воздвигнутым в честь полкового священника, и особенно ценен тот, факт что он будет находится на месте великого сражения, изменившего ход Отечественной войны 1812 года. Сбор средств пройдет с 17 марта по 30 августа 2014 года на территории всей Калужской области. «Кружки» для сбора денежных средств на создание памятника будут установлены в монастырях и храмах Калужской митрополии. 25 марта 2014 г. скрыть способы оплаты Смотри также Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/69465.html

Наполеоновская война – Отечественная война 1812 года, обрушившаяся на Россию, привела страну не только к жертвам и разорению западных губерний, значительному разрушению Москвы, но и к обострению национально-патриотических и религиозных чувств. Русская Православная Церковь оставалась духовным оплотом всенародного противостояния врагу. В самом начале нашествия французов тогдашний митрополит Московский Платон (Левшин) отправил императору Александру I послание, в котором предсказал поражение Наполеона и торжество России. Вскоре это письмо стало известно всей просвещенной части русского общества. Одновременно владыка передал государю в благословение икону преподобного Сергия Радонежского, написанную на доске от гроба этого великого святого, названного им в письме «древним ревнителем о благе нашего отечества» [ [VII] ]. Очень большую роль сыграло духовенство Русской Церкви в победе России над наполеоновской коалицией. В своей докладной записке к Кутузову генерал Дохтуров ходатайствует о награждении отца Василия такими словами: «Священник Васильковский в бою все время находился с крестом в руке впереди полка и своими наставлениями и примером мужества поощрял воинов крепко стоять за Веру, Царя и Отечество и мужественно поражать врагов, причем сам был ранен в голову» [ [VIII] ]. В военное время роль полкового священника становится важнее и ответст­веннее. Огромное психологическое и физическое напряжение в боевой обста­новке требовало духовной поддержки для всего личного состава подразделений и частей со стороны пастыря Церкви. Постоянная опасность, близость смерти непроизвольно переносили мысли воинов к вопросам вечности, смысла жизни. На эти и другие вопросы ответ должен был давать полковой священник [ [IX] ]. Задачей военных священников было объяснять русским солдатам священный характер этой войны, которую благословляют Бог и Православная Церковь. Подвиги русских православных солдат были лучшей оценкой деятельности военного духовенства. Бородинское сражение длилось 12 часов, все это время полковой священник Василий Васильковский был на передней линии сражения. Он исповедовал и причащал раненых, а также подбадривал солдат полка, призывая их, не щадя живота, послужить царю, Отечеству и вере [ [X] ].

http://bogoslov.ru/article/4862842

II. Посылка русских людей за границу для обучения мастерством. В продолжение царствования Петра по всем главным промышленным городам Европы рассеяны были десятки русских учеников, за обучение которых Петр дорого платил иноземным мастерам. Как в военном деле русские матросы ездили учиться в Голландию, а оттуда плавали в Турцию, в обе Индии и в другие государства, по выражению князя Куракина, «по всему свету рассеяны были», так и в промышленной области русские люди по распоряжению правительства учились всюду за границей всевозможным искусствам и мастерствам, начиная с «филозофских и дохтурских наук» до печного мастерства и до искусства обивать комнаты и убирать кровати. Особенно заботило Петра обучение мануфактурам. Срочнонаемные иноземные мастера, обязывавшиеся обучать русских, делали это неохотно и небрежно и, отжив сроки, уезжали, оставляя «учеников без совершенства их науки», возбуждая подозрение, не дают ли они на то присяжного обязательства своим цехам на родине. Петр предписывал Мануфактур-коллегии посылать в чужие края склонных к мануфактурному обучению молодых людей, обещая им казенное содержание за границей и привилегии их фамилиям в меру их успехов. III. Законодательная пропаганда. Государственное руководительство и церковное пастырство воспитали в древнерусском человеке две совести: публичную – для показа согражданам и приватную – для себя, для домашнего обихода. Первая требовала наблюдать честь и достоинство звания, в каком кому привелось состоять; вторая все разрешала и только требовала периодической покаянной очистки духовником хотя бы раз в год. Эта двойственность совести много затрудняла успехи промышленности в России. На посадских торгово-промышленных людях лежало тяжелое тягло «по торгам и промыслам»; они оплачивали прямым налогом свои городские дворы и промысловые заведения, вносили пошлину в 5% с торгового оборота и несли ответственные безмездные службы по нарядам казны. По Уложению всякий, промышляющий в городе, обязан приписаться к городскому тягловому обществу или участвовать в городском тягле.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

Православным сербам и черногорцам Острожский монастырь так же дорог, как русским людям дорога Свято-Троицкая Сергиева Лавра. Идут сюда паломники тысячами со всего православного мира. И не только православного, потому что на протяжении трёх с половиной веков Василий Острожский помогает всем, независимо от национальности и вероисповедания, кто с чистым сердцем прибегает к его помощи. Немногие знают, что на протяжении десятилетий в неприступных скалах Острога, в каменных норах, оврагах и пещерах подвизались русские подвижники. Среди них была и схиигумения Мария Дохтурова, в полном одиночестве поселившаяся в узкой, напоминающей могилу маленькой пещерке, каждый день приходившая в монастырь на утреннюю и вечернюю службы, неустанно молившаяся Василию Острожскому. И он дал ей силы на молитвенные подвиги, на жизнь в пещерке, по которой ползали ящерицы, пауки и прочая нечисть. По примеру Василия Острожского, подвижница оставалась в пещере и в самые лютые морозы, питаясь одним чёрствым хлебом и водой. Из Царствия Небесного благословил свт. Василий выдающуюся русскую подвижницу двадцатого века перенести все тяготы безбожного времени, стать впоследствии настоятельницей скита преподобной Параскевы Пятницы (Петки), воспитать сотни монахинь. Во время миссионерских странствий свт. Василия по Балканской земле его сопровождало множество народа. Он отдавал страждущим все свои деньги, как в детстве делился с ними скудной пищей. Уже тогда святитель был строгим аскетом, возложил на себя самые строгие обеты. Он сам носил камни для строительства церквей и келий, питался только фруктами и овощами, клал тысячи земных поклонов, почти не спал. Был он тощим, прозрачным, с лицом жёлтым как воск. Афонские старцы говорили, что сам он являлся носителем благодати Святого Духа. Стремясь помочь своему любимому народу, свт. Василий отправился в долгое и опасное путешествие в православную Россию, был принят с распростёртыми объятиями членами царской семьи и архиереями. Вернулся с многочисленными щедрыми подарками, драгоценными ризами, богослужебными книгами и деньгами для своего измученного народа.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/0...

Стратегическое поражение Наполеона Пока Наполеон ждал в Москве согласия Александра I на мир, Кутузов готовил Наполеону гибель. Демонстративно отступив по Рязанской дороге, он потом скрытно свернул на Калужскую и расположился лагерем у села Тарутино. Здесь за две недели русский полководец собрал армию в 240 тыс. регулярных войск, казаков и ополченцев против 116 тыс. войск Наполеона. Зная, что на Смоленской дороге после его наступления не осталось припасов для армии, Наполеон решил отступать по Калужской. Он выбрал Малоярославец как наименее защищённое место в обороне русских, и 11 октября дивизия генерала Дельзона без боя заняла город. Но ещё до этого партизаны успели обнаружить движение противника к Малоярославцу и предупредить наше командование; русские силы двинулись навстречу противнику. 12 октября в 6 утра дивизия Дохтурова выбила неприятеля из города. Дельзон погиб; командование над войсками Наполеона принял вице-король Евгений Богарнэ. Он бросил в бой сначала французскую дивизию Брусье, потом итальянскую дивизию Пино. Затем с нашей стороны подошёл корпус Раевского, а французы подтянули дивизию «железного» маршала Даву. В 5-м часу дня подошли Кутузов и Наполеон с армиями. Из письма русского солдата, участника битвы: «Мы за себя не боялись: умирали за родной край, не менее, чтоб отомстить за оскорбление храма Бога и за тяжкое горе батюшки белого Царя… Теперь ты видишь прямое дело и знаешь, почему французы в Малом Ярославце дрались, как дикие звери; но и мы в долгу не остались: они с нами, а мы с ними, в улицах города так перемешались, что ружейный огонь поневоле прекратился. За чем же стало! Принялись в штыки, – вручную, под микишки, а наконец вцепились и в виски; 11 раз мы очищали Ярославец; 11 раз французы врывались в город! Весь день, весь вечер провозились мы зуб к зубу, нос к носу, и в глухую только полночь, как зги Божией не видно стало, выбившись из сил, кому где пришлось, тут и прилёг…» За Малоярославецкую битву впервые в истории священник был награждён боевым орденом св. Георгия (более известным как «Георгиевский крест»). Отец Василий Васильковский был полковым батюшкой. В битве под Витебском получил ранение в ногу; тогда от смерти его спас нагрудный крест, в который попала другая пуля. Когда в очередной раз французы овладели Малоярославцем, священник Васильковский «идет вместе с духовными детьми своими умирать за веру и отечество. Высоко поднятый золотой Крест блещет в его руках, и за этим-то святым знамением бросается дружно весь полк, лезут по трупам на неприятеля, гонят его и долго оспаривают площадь перед монастырём…» От полученной в этом сражении раны в голову отец Василий умер в 1814 г.

http://azbyka.ru/palomnik/Малоярославец

Алма-Атинская (григ.) Анатолий Алма-Атинская (обн.) 29 .10(11.11).1927–10(23).10.1928: Капитон Лавров 11 .1928–09.1931: Мелхиседек Николев 12 .1931–12.1934: Михаил Трубин 1934–11(24).11.1936: Михаил Орлов 11(24).11.1936–26.09(09.10).1937: Вениамин Молчанов 1937–1943: 1943–1944: Анатолий Синицын Алма-Атинская (укр.) Георгий Кроткевич Алтайская 19 .08(01.09).1920–16(29).02.1926: Макарий Невский 16(29).08.1924–: Василий Дохтуров, в. у. Алтайская (обн.) –1923: Гавриил Воеводин 31 .05(13.06).1923–09(22).09.1923: Николай Чижов 08(21).07.1923–26.01(08.02) .1924: Макарий Торопов 19 .08(01.09).1923–1927: Александр Введенский 2 1926–: Александр Авдентов 25 .06(08.07).1928–1931: Анатолий Синицын 1931–1934: 03 .1934–25.06(08.07).1935: Григорий Климчук 1935–1936: Сергий Баженов Аляскинская 06(19).08.1916–06(19).10.1920: Филипп Ставицкий 1920–1927: 1927–1930: Алексий Пантелеев 29 .09(12.10).1930–1934: Антоний Покровский, заруб. 1934–06(19).04.1939: Антоний Покровский, заруб., паки –1946: Алексий Пантелеев Аляскинская (заруб.) Иоанн Шаховской Аляскинская (обн.) 1923–1923: Иоанн Кедровский 1923–1925: 1925–: Владимир Александров –1933: 1933–1934: Амвросий Райнис Американская 30 .07(12.08).1914–1918: Евдоким Мещерский 1917–1921: Александр Немоловский, в. y., в третий раз 04(17).04.1922–03(16).01.1924: Платон Рождественский, в. у. Стефан Дзюбай, в. у. 03(16).01.1924–07(20).04.1934: Платон Рождественский, паки 22 .03(04.04).1933–08(21).08.1947: Вениамин Федченков Американская (заруб., автоном.) 1924–1934: Платон Рождественский 1934–1950: Феофил Пашковский Американская (обн.) 1923–1934: Иоанн Кедровский 1934–05.1944: Николай Кедровский Амурская см. Благовещенская Амурская (обн.) 1930–19.03(01.04).1931: Константин Знаменский 1932–12(25).10.1933: Владимир Сычёв. в. у. Ананьевская 16(29)05.1921–27.11(10.12).1925: Парфений Брянских Андреевская (обн.) 13(26).05.1925–05.1926: Мелхиседек Аверченко Аргентинская и Южно-Американская 1943–07 1952: Феодор Текучев Ардатовская 08 .1922–1922: Иувеналий Мошковский

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

За ходом строительства следили не только выезжавшие на место генерал Салтыков и архимандрит Троице-Сергиева монастыря Варлаам, но и сама императрица. 3 октября 1732 г. С. А. Салтыкову доложили, что главы церкви села Домодедово покрыты белым железом, а кресты позолочены. Императрица утвердила чертежи иконостаса и приказала сделать макет церкви и выслать его в Санкт-Петербург. Осмотрев макет, императрица осталась довольна, но повелела колокольню перестроить. Колокольню разобрали и построили новую — более высокую и со шпилем. К 1738 г. новопостроенная церковь святителя Николая была готова к церковной службе, однако освятили ее только 7 марта 1746 г. Старую деревянную церковь вместе со старинными иконами по ходатайству архимандрита Донского монастыря в 1746 г. передали в село Рождественно. Церковь святителя Николая Чудотворца простояла без переделок более века — лишь накануне 1812 г. на ней перекрыли крышу. В Отечественную войну 1812 г. село Домодедово оказалось в гуще боевых сражений. Путь русской армии лежал вдоль берега реки Пахры. На ночной отдых часть колонны генерала Дохтурова остановилась в селе Ям, а часть — в селе Домодедово. От военных действий церковь не по страдала. Однако время делало свое дело: в стенах трапезной появились трещины, местами стал выпадать камень, колокольня наклонилась. В 1837 г. было получено разрешение на перестройку церкви, тогда трапезную и колокольню разобрали и возвели заново. Новую трапезную соорудили теплой, внутри ее оштукатурили и «приличным образом» расписали. 12 октября 1841 г. южный придел церкви освятили во имя Рождества Христова, а северный (несколько позже) — во имя святителей Московских. Храм был средоточием духовной и культурной жизни села Домодедово. В 1888 г. крестьянин Василий Степанович Сизов построил за свой счет в 30 саженях от церкви деревянное на каменном фундаменте здание церковно-приходской школы на 60 учащихся с квартирой для учителя и кухней. В 1890-х гг. священником в храме был Петр Павлович Богословский. С обязанностями настоятельства он совмещал и преподавательский труд: заведовал церковно-приходской школой и преподавал в ней Закон Божий. В 1898 г. отец Петр возглавил местное попечительство о бедных, а в 1904 г. стал председателем и почетным членом местного общества хоругвеносцев. В те же годы в храме служили диакон Николай Васильевич Бухарев и псаломщик (еще с 1884 г.) Сергей Петрович Скворцов.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Святителя...

Иосифлянам удалось довольно быстро – к лету 1928 г. – распространить свое влияние далеко за пределы Ленинградской области – в Новгородскую, Псковскую, Тверскую, Вологодскую, Витебскую епархии. В Великоустюжской епархии часть приходов увлек за собой епископ Никольский Иерофей (Афоник), в Архангельской – епископ Каргопольский Василий (Дохтуров). Эти Владыки быстро установили связи с ленинградскими иосифлянами. В Московской епархии движение охватило города Коломну, Волоколамск, Клин, Загорск, Звенигород, но признанным центром стал Серпухов. В мае 1928 г. сюда был назначен иосифлянского поставления епископ Максим (Жижиленко) 588 . 7–8 храмов находилось в разделении в Москве. На Украине наибольших успехов иосифляне добились в Киеве, Харьковском, Сумском и Полтавском округах. К ним присоединились живший в Харькове епископ Старобельский Павел (Кратиров) и епископ Бахмутский и Донецкий Иоасаф (Попов) из г. Новомосковска 589 . В Центрально-Черноземной области и на юге России десятки иосифлянских, или, как еще их называли здесь, «буевских» приходов возглавил епископ Козловский, управляющий Воронежской епархией Алексий (Буй). Его представителем на Северном Кавказе стал еп. Майкопский Варлаам (Лазаренко). Отдельные приходы присоединились к иосифлянам на Урале, в Татарии, Башкирии, Казахстане, в городах Красноярске, Перми, Енисейске, Арзамасе, Смоленске. Параллельно с ленинградским в декабре 1927 г. возникло самостоятельное разделение во главе с 3 епископами в Вятской и Вотской (на территории Удмуртии) епархиях. Оно получило название «викторианского движения» и быстро объединилось с иосифлянским. В целом же волна отхода от митрополита Сергия охватила меньшую часть территории страны. Согласно данным государственных органов регистрации, за Заместителем Патриаршего Местоблюстителя последовало до 70% приходов (в 1928 г. 8–9% приходов отпали в автокефалию – иосифлянство, викторианство и т. п., около 5% подчинялось григорианскому Церковному Совету и около 16% – обновленческому Синоду) 590 . Так как в конце 1927 г. в стране имелось примерно 30 тысяч действующих православных храмов – иосифлянскими по этим, вероятно, несколько заниженным данным, являлись 2400–2700 или до 11,5% приходов. Численность же иосифлянского духовенства как белого, так и черного, составляла, по подсчетам автора, как минимум 3,5 тысячи человек.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010