3 июля. 13 . Василий Блаженный Московский. 2 августа. 14 . Василько, князь Ростовский. 4 марта. 15 . Вячеслав, князь Чешский. 28 сентября. 16 . Владимир-Василий, великий князь Киевский. 15 июля. 17 . Всеволод-Гавриил, князь Псковский. 11 февраля. 18 . Гамалиил. 2 августа. 19 . Георгий, князь Владимирский, убит татарами. 4 февраля. 20 . Глафира дева, праведная (†ок.322). 26 апреля. 21 . Давид, сын князя Феодора Смоленского. 19 сентября. 22 . Дамиан и Косма из Асии, бессребреники. 1 ноября. 23 . Даниил, князь Московский. 4 марта. 24 . Димитрий, царевич Московский. 15 мая. 25 . Еввула, мать вмч. Пантелеймона. 30 марта. 26 . Евфросиния, княгиня Полоцкая. 23 мая. 27 . Евфросиния, княгиня Суздальская. 25 сентября. 28 . Евфросиния (в миру Евдокия), княгиня Московская. 7 июля. 29 . Елена, царица. 21 мая. 30 . Елена (Ольга), Великая княгиня Киевская. 11 июля. 31 . Зинон и Зоил, скончались в мире, неизвестно когда и где. 3 марта. 32 . Иоанн (в иночестве Игнатий), князь Волоцкий или Угличский (†1523). 19 мая. 33 . Игорь, князь Киевский и Черниговский. 5 июня. 34 . Илья Муромец. 19 декабря. 35 . Исидор Твердислов, юродивый Ростовский. 14 мая. 36 . Иаков, Боровицкий чудотворец, праведный (†ок. 1540) 882 . 23 октября. 37 . Клеопатра и ее сын Иоанн, умершие в мире в Палестине (связаны с мч. Уаром, IV век). 19 октября. 38 . Иоанн пресвитер. 9 октября. 39 . Иоанн Воин, жил при Юлиане в Константинополе. 30 июля. 40 . Иоанн, царь Персидский (до Крещения Моавия). 9 июля. 41 . Иоанн Устюжский, юродивый. 29 мая. 42 . Иулиания, княжна Ольшанская 883 , праведная, дева, умерла в 16 лет. 6 июля. 43 . Иуния, помощница ап. Андроника.17 мая. 44 . Юстиниан, император. 14 ноября. 45 . Константин Великий , император. 21 мая. 46 . Константин, сын Феодора, князя Смоленского. 19 сентября и 5 марта. 47 . Константин, князь Муромский. 21 мая. 48 . Константин Всеволодович, князь Ярославский. 3 июля. 49 . Корнилий сотник. 13 сентября. 50 . Лазарь, князь Сербский. 15 июня. 51 . Лонгин сотник. 16 октября. 52 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Иона Застолбский (Бежецкий), прп. Описания иконы Иона Застолбский (Бежецкий), прп. - житие Прпп. Иона и Нектарий Застолбские Преподобные Иона и сын его Нектарий, в миру бояре Иоанн и Нестор были родом из села Застолбье Бежецкого уезда, Тверской губернии, поэтому их и называли “боярами застолбскими” Боярин Иоанн Елиазарович был, вероятно, одним из опальных бояр царя Иоанна Грозного и, будучи жертвой подозрительности грозного самодержца, был послан в новоучрежденную Казанскую епархию для помощи святителю Гурию в заботе о житейских делах. Будучи “богатым зело”,Застолбский имел в Казани собственный дом и жил в архиепископской слободке за Булаком, но не прилеплялся к богатству, отдавая все свои силы для помощи своему наставнику и другу святителю Гурию. Патриарх Гермоген в житии святителя Гурия повествует о том, что “повелением царевым, служа преподобному Гурию, архиепископу, боярин именем Иоанн Застолбский, муж благ, не видя неправды, и от всякаго зла огребаяся и ум кроток имея, к препо- добному же Гурию, архиепископу, велию веру и любовь имея, при животе святаго, такожде[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: Икона «Собор бежецких святых». На иконе «Собор бежецких святых» изображены: в вернем ряду слева – святой благоверный князь-мученик Георгий (Юрий) Всеволодович. Он принял мученическую кончину в битве с татарами на реке Сить в пределах Бежецкого Верха. Память св. блгв. князя празднуется 4/17 марта. В верхнем ряду справа - святой благоверный князь-мученик Василий (Василько) Константинович Ростовский, племянник князя Георгия Всеволодовича. Он тоже принимал участие в битве на Сити, был пленен и позже[...] Файл 19980.jpg:   Размер: 425x639, 0.27 MPix, 178 Kb. Дата: 2012-10-23, участник [ tol ]. Рейтинг изображения: 3 (81) , (1) .

http://pravicon.com/icon-3258

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Нектарий Застолбский (Бежецкий), прп. Описания иконы Нектарий Застолбский (Бежецкий), прп. - житие Примечание: не следует путать этого святого с другим преподобным Нектарием Бежецким - http://pravicon.com/sv-1499) Прпп. Иона и Нектарий Застолбские Преподобные Иона и сын его Нектарий, в миру бояре Иоанн и Нестор были родом из села Застолбье Бежецкого уезда, Тверской губернии, поэтому их и называли “боярами застолбскими” Боярин Иоанн Елиазарович был, вероятно, одним из опальных бояр царя Иоанна Грозного и, будучи жертвой подозрительности грозного самодержца, был послан в новоучрежденную Казанскую епархию для помощи святителю Гурию в заботе о житейских делах. Будучи “богатым зело”,Застолбский имел в Казани собственный дом и жил в архиепископской слободке за Булаком, но не прилеплялся к богатству, отдавая все свои силы для помощи своему наставнику и другу святителю Гурию. Патриарх Гермоген в житии святителя Гурия повествует о том, что “повелением царевым, служа преподобному Гурию, архиепископу, боярин именем Иоанн Застолбский, муж благ, не видя неправды, и от всякаго зла огреба[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: Икона «Собор бежецких святых». На иконе «Собор бежецких святых» изображены: в вернем ряду слева – святой благоверный князь-мученик Георгий (Юрий) Всеволодович. Он принял мученическую кончину в битве с татарами на реке Сить в пределах Бежецкого Верха. Память св. блгв. князя празднуется 4/17 марта. В верхнем ряду справа - святой благоверный князь-мученик Василий (Василько) Константинович Ростовский, племянник князя Георгия Всеволодовича. Он тоже принимал участие в битве на Сити, был пленен и позже[...] Файл 19981.jpg:   Размер: 425x639, 0.27 MPix, 178 Kb. Дата: 2012-10-23, участник [ tol ]. Рейтинг изображения: 3 (81) , (1) .

http://pravicon.com/icon-3259

веры, а ставшие жертвами чьих-либо злобы, коварства, заговора, корыстолюбия (иногда это были близкие и единоверцы). Так, в результате междоусобицы в 1015 г. были убиты князья Борис и Глеб , а также член младшей дружины кн. Бориса - Георгий Угрин . Восприятие гибели князей и их слуги как мученичества свидетельствует о расширении в рус. духовности этого понятия: их смирение и следование Христу в непротивлении мучителям воспринимались как христ. подвиг. По преданию, Евстратий , прмч. Киево-Печерский ( 1097 или 1098), вместе с др. 50 киевлянами был захвачен в плен половцами и в Херсонесе продан некоему иудею-работорговцу. За отказ отречься от Христа иудей уморил киевлян голодом, а Евстратия распял на кресте. В числе рус. М. почитаются преподобные Василий и Феодор Киево-Печерские ( 1098), к-рые были замучены кн. Мстиславом Святополковичем за то, что не открыли ему, где спрятано варяжское сокровище. Во время нападения крымских татар на Великое княжество Литовское (ВКЛ) погиб сщмч. Макарий I , митр. Киевский ( 1497). Иерей Патрикий Владимирский, не сказавший татарам, где сокрыты драгоценности Владимирского собора, был убит ими в 1430 г. Также от грабителей пострадал прмч. Адриан Пошехонский ( 1550), разбойниками был убит сщмч. Симон Воломский ( 1641). В 1678 г. в Каневе турками и татарами был замучен прмч. Макарий (Токаревский) . От мусульман за Христа пострадали: Авраамий Болгарский (1229), Иоанн I Казанский ( 1529), Петр и Стефан Казанские ( 1552), Павел Русский ( 1683). Примером почитания М.-воинов на рус. почве является Меркурий Смоленский, в Житии к-рого содержатся многочисленные параллели с греч. сказанием об одноименном воине, пострадавшем при имп. Деции (249-251) в Кесарии Каппадокийской (см. ст. Меркурий , вмч. Кесарии Каппадокийской). К числу рус. М. относится и ряд святых, погибших в бою во время татаро-монг. нашествия ( Георгий (Юрий) Всеволодович , вел. кн. Владимирский) или не пожелавших отречься от веры в Орде ( Василий (Василько) Константинович , кн.

http://pravenc.ru/text/2564422.html

III. Имянной список Псковских князей и княгинь, погребенных во Пскове Сколько значится их по Синодикам I. в Троицком соборе: Благоверный Князь Всеволод, в Крещении Гавриил. Благоверный Князь Домант, в Крещении Тимофей. Князь Мстислав. Князь Василий. Князь Георгий. Князь Андрей. Князь Андрей. Князь Борис. Князь Михаил. Князь Тимофей. Князь Иоанн. Князь Михаил. Князь Георгий Витовтович, Наместник Князя Андрея Олгердовича. Князь Ярослав Васильевич, в Крещении Севастиан. Князь Даниил Александрович. Князь Георгий. Князь Андрей. Князь Евстафий Изборский. Князь Симеон. II. в Спасомирожском монастыре: Князь Авед, в Крещении Димитрий. III. в Снетогорском монастыре: Князь Григорий Евстафиевич Изборский. IV. Псковские Княгини, погребенные в женском Иоанно-Предтечевском монастыре за Великой рекой Княгиня Евфросиния в Схимо-Монашестве Евпраксия. Княгиня Монахиня Васса. Княгиня Монахиня Голендуха. Княгиня Монахиня Иулия. Княгиня Анна. Княгиня Иулиания. Княгиня Мария. Княгиня Александра. Княгиня Ефросиния. Княгиня София. Княгиня Марфа. Княгиня София. Княгиня Елена. Читать далее Источник: История княжества Псковского : С присовокуплением плана города Пскова : Ч. 1-4. - Киев : тип. Киево-Печер. лавры, 1831./Ч. 2: [О Псковских князьях, посадниках, тысяцких, генерал-губернаторах, губернаторах и губернских дворянских предводителях, с прибавлением разных грамот к истории Пскова относящихся]. - 145 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

    Стефан, пр. махрицкий, 14 июля 1406 г. Св. 1646. Мощи открыты в 1550 году. Житие писано при митрополите Макарие.     Сергий, пр. вологодский, или Нуромский, 7 окт. 1412 г. Св. 1646 г. Житие писано в 1584 г. Служба XVI в.     Иосиф волоцкий, 9 сен. 1515. Св. 1646. В 5591 году установлено собором всецерковное празднование.     Иоанн, в иноч. Игнатий, князь вологодский, 19 мая 1523 г. Св. 1646. Рук. служба XVI в.     Кирилл, пр. новоезерский 4 февр. 1532 г. Святцы и минеи 1646 г. По Голуб. др. 93 празднов. после 1648 г., но по святцам и минеям ранее.     Корнилий, пр. комельский, 19 мая 1537 г. Св. 1646. Празднование установлено грамотою патр. Иова 21 февр. 1600 г.     Александр, игумен куштский, 9 июня 1437 г. Св. 1646. Время канониз. неизвестно. Голуб. 146.     Василий и Константин Всеволодовичи, князья ярославские, 3 июля XIII в., Св. 1648 июня 8. Мощи открыты в 1501 г. и после того празднов.     Евфросиния, княжна полоцкая, 1173 мая 23. Св. 1648 и 1659. Мак. В службе Григория.     Исаакий, затворцик печерский, 14 февр. XII в. Св. 1659. Житие описано Нестором летописцем.     Дионисий, архиеп. суздальский, 26 июня 1384 г. Св 1659 г. Рукоп. св. XVI в. Синодик нижегор. печ. мон. 1552 г.     Филипп, митроп. москов. 9 янв. 1569 г. Прол. 1659. Общецерковное празднов. с 1652 г.     Нил, пр. столбенский, 7 дек. 1554 г. Пролог 1661. Житие писано в 1559 г. Празднов. с конда XVI в. Подтверждено в 1667 г. Барсук.     Геннадий, пр. костромской, 23 янв. 1565 г. Прол. 1661. Житие писано учеником и представлено царю Феодору Иоанновичу, но празднов. установлено в 1644 г.     Игорь, князь черниговский и киевский, 5 июня 1147. Пролог 1662 г. Сокр. Мин. XIII в. Сборн. XV в. празднов., вероятно, вскоре после кончины. Барсук.     Василько, князь ростовский, 4 марта 1238 г. Прол. 1662. Начало празднов. неизвестно.     Даниил, князь москов., 4 мар. 1303 г. Прол. 1662. Празднование, вероятно, установлено патр. Иовом 1589—1605 г.     Феогност, митроп. киевский, 14 марта 1353 г. Прол. 1662.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Рассуждения И.Д. Всеволожского подействовали, и ордынские князья склонили Улу-Мухаммеда к решению спора о великом княжении в пользу Василия II. Весной 1432 г. Тегиня и князь Юрий вернулись из Крыма. Братанич Тегини постельник Уссин рассказал ему о положении при ханском дворе и о том, что Улу-Мухаммед якобы сказал: «...аще что речет Тсгиня за князя Юрья о великом княжении, то убити его повелеваю». В такой обстановке началось разбирательство спора. Дискуссия была жаркой («многа пря бысть межи их»). Василий II искал великого княжения «по отечьству и по дедству», т.е. опирался на факт наследования престола его отца и деда. Хуже положение было у князя Юрия. Тот подкреплял свои претензии «летописцы старыми, спискы и духовною отца своего великого князя Дмитрея». Сообразив, вероятно, что ссылки обеих сторон на Дмитрия Донского не очень будут способствовать скорому и однозначному решению вопроса, И.Д. Всеволожский решил перевести постановку вопроса в иную плоскость. Он заявил Улу-Мухаммеду: Василий II ищет не просто великого княжения, а «твоего улуса, по твоему цареву жалованью и по твоим девтерем и ярлыком». Предъявлены были и документы («а се твое жалованье перед тобою»). Это, конечно, в корне меняло ситуацию. «Вольный царь» понял, что в лице Василия II он имеет дело с вассалом, преданным его воле. Претензии князя Юрия И.Д. Всеволожский отводил тем, что князь хочет получить великое княжение «по мертвой (т.е. утерявшей свою силу. — А.З.) грамоте отца своего, а не по твоему жалованью волного царя». Упоминая духовную грамоту победителя ордынцев Дмитрия Донского, И.Д. Всеволожский убивал надежды князя Юрия на великокняжеский престол. В конечном же счете И.Д. Всеволожский сводил дело к признанию, что вершителем судьбы великокняжеского престола на Руси может быть одна только воля ордынского царя. К тому же хитроумный боярин как бы невзначай констатировал: Василий Васильевич вот уже который год сидит на престоле («на твоем жалованье»), исправно неся службу «тебе, своему государю, волному царю», о чем «самому тебе ведомо».

http://sedmitza.ru/lib/text/438775/

В 1916 году Всеволод успешно окончил гимназию и поступил на филологический факультет Петроградского университета, но проучился там менее года. Как и многие студенты, юноша сочувствовал левым, только продолжалось это недолго. Во время Февральской революции в Петрограде он даже был невольным участником нескольких уличных шествий. Весной 1917 года семья Кривошеиных переехала в Москву, и Всеволод продолжил филологическое образование уже в Московском университете. В Москве и застала его Октябрьская революция. До весны 1919 года он жил с семьёй, а потом у родственников. Его мать с младшим братом под чужими именами уехали в Киев, который по том был занят белыми, старшие братья Василий и Олег с лета 1918 года воевали в Добровольческой армии, а брат Игорь устроился работать на строительство железнодорожной ветки Овинище – Суда, что освобождало его от призыва в Красную армию. Александр Васильевич Кривошеин, который был организатором и председателем объединения партий «Правый центр», только благодаря своему самообладанию избежал ареста ВЧК: спокойно оделся во время обыска в управлении морозовских мануфактур, отстранил часового, вышел на улицу и скрылся. Потом он перебрался в Киев, где стал одним из создателей и руководителей правой партии «Союз государственного объединения России». Решение об участии в Белом движении Всеволод Кривошеин принял зимой 1918–1919 годов. Вот что об этом он писал в своих воспоминаниях «Девятнадцатый год»: «Всё в советском строе стало мне к тому времени неприемлемым и отвратительным, и вместе с тем я осознавал, что для меня в нём нет места. Нет жизни в буквальном смысле этого слова. И хотя я далеко не был уверен в конечном успехе Белой борьбы, принять участие в ней стало для меня жизненной потребностью». Юноша выехал было с матерью и младшим братом в Киев весной 1919 года, но уже в мае вернулся обратно: перебраться в Добровольческую армию оттуда оказалось сложно. По протекции брата Игоря он устроился работать на строительство железной дороги и к концу августа дождался фиктивной командировки в Курскую губернию (якобы для найма плотников, необходимых для наведения моста через реку Мологу). Оформив необходимые документы, Всеволод со своим спутником 3 сентября 1919 года выехал из Москвы. Перед отправлением тётушка Ольга Васильевна Кривошеина подарила ему образок святой великомученицы Варвары, чтобы в случае ареста его не расстреляли казаки как нехристя. «Мой золотой нательный крест я незадолго перед этим потерял, а в советских условиях стало трудно найти другой. По своей малоцерковности, я тогда не знал, что великомученица Варвара спасает от внезапной насильственной смерти, но теперь я твёрдо верю, что по её молитвам Господь избавил меня тогда от гибели. И во время моего путешествия к линии фронта, да и потом я ей молился, как умел», – писал владыка Василий в своих мемуарах.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Krivos...

Владимир 980–1015 (35 лет) — Василий I 1389–1425 (36 лет) Это впечатляет, но между Святославом и Владимиром правил Ярополк (972–980); тем самым оказывается, что кого-то из правителей можно и опускать. Святополк 1015–19 (4 года) — Юрий Дмитриевич 1425–31 (6 лет с перерывами) Ярослав Мудрый 1019–54 (35 лет) — Василий II Темный 1425–62 (37 лет). В действительности Святополк правил около года, а затем, через два года, еще около года. Годы правления Юрия Дмитриевича подсчитаны дважды, второй раз — в составе лет правления Василия Темного. Поскольку ослепление последнего никакого решительно сходства не имеет с блистательной судьбой Ярослава Мудрого, пришлось искать параллель этому событию уже с интервалом не в 410 лет, как было задумано, и не среди правителей, а среди их родичей: ослепление князя Василька Теребовльского в 1097 г. Очень гибкая методика. Всеволод 1054–93 (39 лет) — Иван III 1462–1505 (43 года). Очень сильное впечатление: Всеволодом названа совокупность княжений четырех князей: Изяслав 1054–68, Всеслав 1068–69, Изяслав 1069–73, Святослав 1073–76, Всеволод 1076–77, Изяслав 1077–78, Всеволод 1078–93. Вылитый Иван III. Следующая параллель реализует уже совершенно невиданную степень свободы. Справа, согласно летописи, должен быть Иван Грозный 1533–84 (51 год). Слева ему соответствуют (даты опускаем) братья Мстислав и Ярополк (9 лет), Всеволод (7 лет), Изяслав (9 лет), Юрий Долгорукий (9 лет), Изяслав Давыдович и Мстислав Изяславич (в сумме 12 лет). А справа опять-таки не Иван Грозный, а “семибоярщина” и четыре разных лица, которые, по догадке Фоменко, были заменены во всех летописях историками романовского периода на царя Ивана. В завершение: Андрей Боголюбский (17 лет) — Федор Иоаннович (14 лет). Оказывается, идея параллелизма всесильна, потому что верна, а если летописи ей не соответствуют, то тем хуже для летописей. А ведь мог бы гуманный Фоменко расчетверить и Ubaha III, но помиловал и вместо того склеил четырех князей в одного. На этом фоне бледнеет и весьма приблизительное равенство длительности соответствующих царств даже и в относительно удачных случаях.

http://pravmir.ru/son-razuma-porozhdaet-...

От повествования о судьбе Василька он переходит к рассказу о том, как это преступление отражается на судьбах Русской земли, и теперь главное место отводится фигуре Владимира Мономаха . Именно в нем воплощается идеал князя. Гиперболически передает Василий чувства князя, узнавшего об ослеплении Василька. Мономах «...ужасеся и всплакав и рече: «Сего не бывало есть в Русьскей земьли ни при дедех наших, ни при отцих наших, сякого зла». Он стремится мирно «поправить» это зло, чтобы не допустить гибели земли Русской. Молят Владимира и «кияне» «творить мир» и «блюсти землю Русскую», и расплакавшийся Владимир говорит: «Поистине отци наши и деди наши зблюли землю Русьскую, а мы хочем погубити». Характеристика Мономаха приобретает агиографический характер. Подчеркивается его послушание отцу и своей мачехе, а также почитание им митрополита, сана святительского и особенно «чернеческого». Обнаружив, что он отступил от основной темы, рассказчик спешит «на свое» возвратиться и сообщает о мире со Святополком, который обязывался пойти на Давыда Игоревича и либо захватить его, либо изгнать. Затем автор рассказывает о неудавшейся попытке Давыда занять Василькову волость и возвращении Василька в Теребовль. Характерно, что в переговорах с братом Василька Воло-дарем Давыд пытается свалить свою вину в ослеплении Василька на Святополка. Мир затем нарушают Василько и Володарь. Они берут копьем город Всеволож, поджигают его и «створи мщенье на людех неповинных, и пролья кровь неповинну». Здесь автор явно осуждает Василька. Это осуждение усиливается, когда Василько расправляется с Лазарем и Туряком (подговоривших Давыда на злодеяние); «Се же 2-е мщенье створи, его же не бяше лепо створити, да бы бог отместник был». Выполняя условия мирного договора, Святополк Изяславич изгоняет Давыда, но потом, преступив крестное целование, идет на Василька и Володдря. Теперь Василько вновь выступает в ореоле героя. Он становится во главе войска, «възвысив крест». При этом и над воинами «мнози человеци благоверный видеша крест».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010