Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Искусствознание АЛПАТОВ Михаил Владимирович (1902–1986), историк искусств, специалист по искусству рус. и западноевроп. средневековья и Нового времени, художественный критик, педагог, проф., общественный деятель АНИКОНИЧЕСКАЯ ДЕКОРАЦИЯ термин, принят. для опред. программы росписи христ. храма, не имеющ. иконных изобр. и антропоморфн. образов АНТОНОВА (Буханевич; 1907-1993) Валентина Ивановна, специалист в обл. древнерус. живописи, канд. искусствоведения БАНК Алиса Владимировна (1906-1984), д-р истор. наук, специалист в области культуры и искусства Византии БРИТАНСКИЙ МУЗЕЙ богатейшее собрание древностей различных эпох и цивилизаций и крупный научно-исследовательский центр в Лондоне БРЮСОВА Вера Григорьевна (род. 1917), исследователь древнерус. искусства, реставратор, общественный деятель БЫЧКОВ Виктор Васильевич (род. 1942), специалист в области правосл. эстетики и совр. художественной культуры ВАГНЕР Георгий Карлович (1908-1995), доктор искусствоведения, исследователь культуры и искусства Др. Руси ВАРБУРГ Аби (Абрахам Мориц (1866 - 1929)), нем. историк искусства и культуры, один из основателей иконологии ВАТИКАН [Государство-Город Ватикан], гос-во в пределах Рима, адм. центр католич. Церкви, резиденция папы Римского и местоположение органов церковного управления (Римской курии) ВЗДОРНОВ Герольд Иванович (род. 1936), историк искусства, специалист по истории древнерус. искусства и культуры ВИЗАНТИНОВЕДЕНИЕ комплексная гуманитарная дисциплина, изучающая историю, язык, религию, право и культуру Византийской империи ВИЛЬПЕРТ (1857 - 1944), историк искусства и теолог-догматист; католич. исследователь раннехрист. иконографии, автор основополагающих трудов по археологии христианской ВИНКЕЛЬМАН Иоанн Иоахим (1717 - 1768), нем. просветитель, теоретик и историк искусства, основоположник научного искусствознания ВЫГОЛОВ Всеволод Петрович (1929 - 1995), историк искусства, д-р искусствоведения, специалист по истории архитектуры Др. Руси ГЕОРГИЕВСКИЙ Василий Тимофеевич (1861- 1923), исследователь древнерус. и традиц. церковного искусства, архивист, многолетний служащий по духовному ведомству

http://pravenc.ru/rubrics/123064.html

В 1621 году по такому же точно поводу и таким же образом совершилась канонизация преп. Авраамия Галицкого и Чухломского, которому собор в этом году, на основании акта, составленного посланною для проверки совершившихся от раки этого святого чудес комиссией и засвидетельствовавшего достоверность их, установил и оиределил праздновать день кончины его 20 Июля, и совершать службу по церковному чиноположению 490 . Ко времени этого же патриарха относится и канонизация Варлаама Важеского, Иоанна и Логгина, Яренгских чудотворцев. Канонизация преп. Варлаама Важеского совершилась в 1630 г., когда Новгородским митрополитом Киприаном свидетельствованы мощи преподобного; тогда же сделано было распоряжение и о праздновании памяти его (19 июня), и в его имя построен был придельный храм 491 . Житие преп. Варлаама, написанное иноком Сийского монастыря Ионою, явилось в 1589 году 492 . Преп. Иоанн и Логгин, Яренгские чудотворцы, были канонизованы при патриархе Филарете, хотя точно год канонизации их и неизвестен. В 1624 году инок Илия Телов донес патр. Филарету о чудесах, совершавшихся при мощах праведников. Вследствие сего Новгородским митрополитом Макарием предписано было произвесть на месте точное изследование о чудесах св. Иоанна и Логгина. Разыскание оправдало донесение инока Илии 493 . После этого, вероятно, и было им установлено празднование. При патриархе Иосифе были канонизованы: св. благоверный князь Георгий Всеволодович, мощи которого были открыты в 1645 году, и тогда же было установлено празднование памяти его 494 ; преп. Кирилл Новоезерский, поводом к канонизации которого послужило открытие в 1648 году мощей его; при чем для свидетельствования их послан был Вологодский архиепископ Маркелл. После этого, вероятно, и установлено было празднование ему во всей Русской Церкви 495 . В 1652 году были причтены к лику святых св. Филипп II, митрополит Московский, и преп. Даниил Переяславский. Местное празднование св. Филиппу, по мнению преосв. Макария, было установлено еще в 1591 году, когда мощи этого святого с дозволения государя и благословения патриарха Иова перенесены были из Тверского Отроча монастыря в Соловецкий 496 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

и вел. кн. Казимира IV. Первоначально характер отношений между русским и польско-литовским правителями был дружественным - в завещании Василий II сделал Казимира опекуном своих детей. Отношения обострились, когда возникла опасность подчинения Вел. Новгорода литов. власти; были отмечены в Москве и попытки дипломатов Казимира побудить хана Ахмата к нападениям на земли Сев.-Зап. Руси. В 80-х гг. XV в. началась подготовка к большой войне с Великим княжеством Литовским. Во 2-й пол. 80-х гг. XV в. И. В. вступил в переговоры о союзе против Казимира с такими его противниками, как венг. кор. Матьяш Корвин и Габсбурги - имп. Фридрих III и его сын Максимилиан. В переговорах с Габсбургами определенно говорилось о намерениях И. В. распространить свою власть на Киев и Киевскую землю. Велись переговоры о союзе с молдав. господарем Стефаном, сближение 2 государств скрепил брак Иоанна Иоанновича, старшего сына И. В., с дочерью Стефана Еленой (1483). В кон. 80-х гг. XV в. началась необъявленная пограничная война, когда русские войска нападали на пограничные территории Великого княжества Литовского и захватывали их. Главным объектом действий с рус. стороны стали земли верховских княжеств, расположенных в верхнем течении Оки, владений князей - потомков св. Михаила Всеволодовича Черниговского, в то время вассалов Казимира. Вмешиваясь в конфликты между ними, рус. воеводы поддерживали тех из них, кто готовы были порвать с Казимиром и подчиниться И. В. На рубеже 80-х и 90-х гг. стали переходить под власть И. В. князья Воротынские, Белёвские и Одоевские. В Русском гос-ве им была обеспечена достаточно широкая автономия, они стали «слугами»-вассалами вел. князя. Совет митр. Филиппа I и вел. кн. Иоанна III о строительстве Успенского собора в Московском Кремле. Миниатюра из Лицевого летописного свода. Шумиловский том. 2-я пол. XVI в. (РНБ. F.IV.232. Л. 27) Совет митр. Филиппа I и вел. кн. Иоанна III о строительстве Успенского собора в Московском Кремле. Миниатюра из Лицевого летописного свода. Шумиловский том.

http://pravenc.ru/text/469780.html

Жизнь русского князя на севере и юге в описываемое время мало чем разнилась от жизни прежних русских князей. Замечаем, что княжие имена выходят из употребления; князья обыкновенно называются именами, взятыми из греческих святцев; из старых славянских имен употребляются такие, которые принадлежали святым прославленным князьям, каковы: Владимир, Борис, Глеб, Всеволод. В потомстве Константина Всеволодовича встречаем только одного Мстислава; в потомстве Ярослава Всеволодовича находим одного Ярослава и одного Святослава; чаще встречаем княжие имена в областях, принадлежавших к старой Руси, Смоленской, Рязанской, Черниговской. Но если вышло из обычая давать князьям славянские языческие имена, то сохранялся обычай давать по два имени, хотя оба были взяты из греческих святцев; так, известно, что сын Василия Темного имел два имени – Иоанн и Тимофей, из которых употреблялось только одно первое. Восприемниками при крещении князей встречаем духовные лица: так, владыка новгородский Василий ездил во Псков крестить сына (Михаила) у князя Александра Михайловича тверского; митрополит Алексий крестил князя Ивана Борисовича нижегородского; у Димитрия Донского сына Юрия крестил св. Сергий Радонежский; у князя Василия Михайловича кашинского крестил сына Димитрия троицкий игумен Никон, преемник св. Сергия, вместе с бабкою новорожденного, великою княгинею Евдокиею; у Василия Васильевича Темного крестил сына (Иоанна) троицкий же игумен Зиновий. На княжеские крестины бывали большие съезды, приезжали князья-родственники с женами, братьями, детьми и боярами. Обряд пострига сохранялся. Касательно воспитания князей встречаем одно известие, что князь Михаил Александрович тверской ездил в Новгород к крестному отцу своему, владыке Василию, учиться у него грамоте; молодому князю было тогда семь лет. Между боярами княжескими упоминаются дядьки. Женились князья в первый раз от четырнадцатилетнего до двадцатилетнего возраста; как и прежде, свадьбы сопровождались богатыми пирами; как видно, венчались князья в том городе, где княжил отец невесты, у которого был первый пир, а потом все родные и гости пировали у женихова отца; так, Глеб Васильевич, князь ростовский, женил сына Михаила на дочери ярославского князя Федора Ростиславича, и венчание происходило у последнего в Ярославле, куда приехал отец женихов и много других князей и бояр; потом женихов отец задал большой пир в Ярославле же, почтил свата своего, князя Федора Ростиславича, и всех гостей – князей, бояр и слуг, брачные пиры назывались кашею.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Благоверный князь Константин, младший брат Василия, наследовал его княжение в 1249 году, также юный летами; но уже созревший духом среди скорбей жизни; он сколько мог старался устроить покой своих подданных; но покой этот постоянно был нарушаем татарами. Ватаги татар беспрестанно скитались по опустошаемой земле русской, разоряя ее пределы; такое их полчище напало на Ярославль в 1257 году. В это время благоверный князь Константин вполне явил себя тем, чем он был, мужественно вступил с врагом в борьбу и положил свою жизнь 68 за любимый им и защищаемый Ярославль. Предместье Ярославля, гора Тугова, названная так от скорби и слез пролитых по убиенным, и доселе служит памятником мученической кончины его. Тело благоверного мученика погребено было там же, где покоился его страдалец брат, в соборном храме Богоматери 69 . Так потрудились благоверные князья Василий и Константин, шестьсот лет назад тому, ко благу своего отечества и своего удела, нашего города Ярославля с его областью, как вожди и покровители его, защищая и ограждая его от врагов, и наконец положив за него самые души свои. Премудрый и преблагий Бог , в воздаяние за святые подвиги и труды благоверных князей Василия и Константина, удостоив их нетленных венцов на небе, благоволил прославить и на земле, сохранив тела их нетленными и даровав им силу совершать для всех, притекающих к раке мощей их с верой и благоговением, знамения и чудеса, и через это явив их по смерти граду нашему и всему отечеству утешением и великой похвалой. В 1501 году, когда по случаю пожара, опустошившего рубленый город и разрушившего стоявший на месте настоящего соборного храма первый храм, памятник «Мудрого» князя Константина Всеволодовича, и настала надобность строить второй храм, предшествовавший настоящему, обретены были святые мощи благоверных князей Василия и Константина нетленными, и при этом совершались многие чудеса, слепые прозревали, хромые, расслабленные и бесноватые получали исцеления 70 . Великий князь Иоанн Васильевич III, с собором пастырей, учредил для прославленных Богом святых угодников Его особое, доселе совершающееся торжество 71 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Блгв. кн. Андрей Боголюбский. Роспись Успенского собора Княгинина мон-ря во Владимире. 1647–1648 гг. Блгв. кн. Андрей Боголюбский. Роспись Успенского собора Княгинина мон-ря во Владимире. 1647–1648 гг. Однако уже осенью 1216 г. Константин пошел на соглашение с побежденным братом. Он вернул Юрия из Городца, дав ему в княжение Суздаль. Вместе с ним 11 сент. 1216 г. в город вернулся и свт. Симон. Но главное заключалось в том, что братья договорились о возвращении Юрия на владимирский стол после смерти Константина. Константин умер 2 февр. 1218 г. Перед смертью он успел выделить уделы 2 старшим сыновьям: блгв. кн. Василий (Василько) Константинович получил Ростов, а блгв. кн. Всеволод (Иоанн) Константинович - Ярославль; 3-й сын - Владимир (Димитрий) Константинович - позднее стал угличским князем. Наделение Константиновичей названными землями весьма показательно, поскольку речь шла о вотчинных землях Константина, полученных им в 1207 г. Владимирские земли целиком вновь передавались Юрию Всеволодовичу. В последующее время дети и потомки Константина Всеволодовича не претендовали на Владимирское княжество, к-рое стало достоянием исключительно младших ветвей потомства Всеволода Большое Гнездо. В действиях Юрия Всеволодовича после 1218 г. ярко проявились черты, к-рые следует определять как прерогативы владимирского князя, закрепленные за носителями данного титула и в последующее время. В 1218 г., когда он сел «в Володимери на столе», то и «Симон, епископ его, вниде тогда опять в свою епископью». В 1226 г. Юрий с Василием и Всеволодом Константиновичами ходили на помощь к блгв. кн. Михаилу Всеволодовичу , чьи права на Чернигов оспаривал курский кн. Олег. Осенью 1231 г., рассорившись с Михаилом, Юрий совершил поход на принадлежавший черниговским князьям г. Серенск (на р. Серёне, притоке впадающей в Оку Жиздры). До Серенска Юрий не дошел, но город пожгли «Ярослав же и Костянтиновичи», т. е. младший брат владимирского князя и 3 его племянника. Очевидно, что Юрий как владимирский князь возглавлял объединенное войско правителей Сев.-Вост. Руси, а эти князья по его приказу были обязаны вести военные действия и без его непосредственного участия.

http://pravenc.ru/text/154987.html

Тринадцатый по чести боярин Государевой Думы князь Михаил Петрович Катырев-Ростовский также происходил из Рюриковичей, из Ростовских удельных Князей, но с Великокняжеской ветвью был связан только через своего пращура Великого Князя Всеволода Большое Гнездо (1154-1212), поэтому к династии Калиты имел самое отдаленное отношение(119). Шансы стать хотя бы кандидатом на Российский Престол у него были невелики. Пятнадцатый по чести думский боярин князь Иван Михайлович Глинский был двоюродным братом Царя Иоанна Васильевича Грозного и свояком Б.Ф.Годунова: он был женат на дочери Г.Л.Скуратова-Бельского и, по сути, был из «партии» правителя главы Государевой Думы, самостоятельно же претендовать на Престол он бы вряд ли решился, память о самовластии Глинских в пору младенчества Государя Иоанна Васильевича была свежа на Руси, особенно в среде аристократии, сам же княжеский Род Глинских, родоначальником которых был известный темник Мамай, стал служить Москве в начале XVI века. «Вступать» в «партию» против Б.Ф.Годунова И.М.Глинскому не было никакого резона. Впрочем, он, видимо, совершенно искренне, без политических расчетов был предан свояку и душеприказчику Б.Ф.Годунову, о чем может свидетельствовать его завещание, написанное еще в 1586 году(120). Семнадцатый по чести боярин князь Борис Камбулатович Черкаский и его сродник - восемнадцатый по чести князь Василий Карданукович Черкасский по родословиям были потомками турецкого военачальника Мамелюка Инала, который первоначально был султаном в Египте, а потом владетельным князем Большой Кабарды, он умер в 1453 году. На его праправнучке, принявшей Православие, княжне Марии Темрюковне после смерти Царицы Анастасии Романовны был женат вторым браком Царь Иоанн Васильевич Грозный. Князь Борис Камбулатович Черкасский приходился родным дядей Царице Марии Темрюковне. Он был женат на Марфе Никитичне Романовой. Его родственник князь Василий Карданукович Черкасский был женат на дочери князя Ф.И.Мстиславского. Оба князя Черкасских вместе с частью другой родни перешли из магометанства в Православие уже в зрелом возрасте и потому рассматриваться в качестве кандидатов на Православный Российский Престол не могли.

http://ruskline.ru/analitika/2011/09/07/...

В описываемое время должность московского тысяцкого отправлял боярин Алексей Петрович Хвост. При Симеоне Гордом он поднял крамолу против великого князя, был изгнан, лишен своих волостей; все три брата: Симеон, Иоанн и Андрей - поклялись не принимать к себе в службу мятежного боярина, ни детей его; Иоанн особенно поклялся не отдавать Алексею Петровичу той части его имения, которую он, Иоанн, получил от брата своего, великого князя Симеона, и несмотря на все это, Алексей Петрович является тысяцкимв княжение Иоанна. Но зимою, 3 февраля 1357 года, рано, во время заутрени, тело Алексея Петровича было найдено на площади со всеми признаками насильственной смерти; никто не видал, как совершилось убийство; но слух шел, что бояре собирали на тысяцкого тайный совет, строили ковы, и погиб он от своих товарищей, общею всех думою, как погиб Андрей Боголюбский от Кучковичей. Сильный мятеж встал в городе вследствие этого убийства, и большие бояре московские отъехали в Рязань с женами и детьми; но в следующем году великий князь перезвал к себе опять из Рязани двоих бояр - Михаила и зятя его Василия Васильевича. В других княжествах продолжались прежние явления. В Муромской волости в 1354 году князь Федор Глебович, собравши большое войско, пошел к Мурому на тамошнего князя Юрия Ярославича, выгнал его и сам сел на его место. Муромцы были ему рады и пошли с ним в Орду; но спустя неделю по отъезде Федора пришел в Муром прежний князь, Юрий, собрал остальных жителей Мурома и пошел также в Орду судиться с Федором. По суду ханскому муромское княжение досталось Федору Глебовичу; Юрий был выдан сопернику, который посадил его в крепкую тюрьму, где он и умер. В Твери продолжалась вражда между дядею Василием Михайловичем и племянником Всеволодом Александровичем холмским. В 1357 году митрополит Алексей приехал во Владимир, и туда явился к нему князь Всеволод Александрович с жалобою на дядю. По митрополичью слову, Василий Михайлович, заключив договор с великим князем московским, также приехал во Владимир судиться с племянником пред митрополитом, с ним вместе приехал и владыка тверской Федор; много было между князьями споров, глаголания, как говорит летописец, но конечный мир и любовь не состоялись.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Делегация Русской Церкви прибыла в Софию на торжества в честь 100-летия великого освящения Никольского храма-подворья 28 ноября 2014 г. 09:28 27 ноября 2014 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Софию прибыла делегация Русской Православной Церкви во главе с митрополитом Екатеринбургским и Верхотурским Кириллом для участия в торжествах, приуроченных к 100-летию великого освящения русского храма-подворья во имя святителя Николая Мирликийского. В состав делегации также вошли личный секретарь митрополита Кирилла В.Д. Сурмяк и сотрудник секретариата ОВЦС по межправославным отношениям А.Ю. Хошев. В аэропорту гостей встречали митрополит Варненский и Великопреславский Иоанн, настоятель подворья Патриарха Московского и всея Руси в болгарской столице архимандрит Филипп (Васильцев) , а также второй секретарь Посольства Российской Федерации в Болгарии Е. Приходько. Митрополит Кирилл посетил подворье Русской Православной Церкви, где в крипте храма совершил литию на месте упокоения архиепископа Богучарского Серафима (Соболева). Русский храм святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца, был заложен 15 сентября 1907 года великим князем Владимиром Александровичем (сыном императора Александра II). Церковь при Посольстве Российской империи в Софии возводилась по проекту академика М.Т. Преображенского в стиле московской церковной архитектуры XVII века. Строительство было завершено в 1911 году. Во внутреннем убранстве привлекают внимание образы Спасителя, Богородицы и святого Александра Невского, являющиеся копиями с икон кисти В.М. Васнецова, а также храмовый образ святителя Николая Чудотворца — список с работы М.В. Нестерова. 24 ноября 1914 года при большом стечении народа, в присутствии российских и иностранных дипломатов, чин великого освящения храма совершил митрополит Доростольский и Червенский Василий, замещавший тяжело больного Экзарха Болгарского Иосифа I. В разное время в Никольском храме-подворье служили архиепископ Серафим (Соболев), протопресвитер Георгий Шавельский, протоиерей Всеволод Шпиллер, протоиерей Андрей Ливен. Здесь пел знаменитый казачий хор Жарова. К юбилею на подворье были осуществлены реставрация фресковой живописи и ремонт внешнего фасада. В юбилейный комитет по подготовке торжеств по случаю 100-летия великого освящения Никольского храма-подворья как сопредседатель с болгарской стороны вошел Глава Царского дома Болгарии царь Симеон. Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/3856962.ht...

В семействе и потомстве великого князя Всеволода III, называемого Большое Гнездо, святыми являются: сын его Георгий Всеволодович († 1238), павший в первой битве с татарами на р. Сити; внук его Василько Константинович Ростовский († 1238), по характеристике современника красавец лицом, с очами светлыми и грозными, храбрый, добрый сердцем, ласковый с боярами, весьма воспитанный и очень образованный, замученный в татарской Орде за имя Христово; другой внук – Феодор Ярославич († 1233), скончавшийся в положении жениха непосредственно пред брачным пиршеством, которое по воле отца для него было приготовлено; третий внук Большого Гнезда, брат Феодора, Александр Ярославич Невский († 1263), знаменитый богатырским отражением нападений со стороны шведов, немцев и литовцев, установивший благоприятные отношения с татарами; сын Александра Невского, правнук Большого Гнезда, Даниил Александрович († 1303), благочестивый и добрый князь Московский; правнуки Большого Гнезда братья Василий Всеволодович († 1249) и Константин Всеволодович († 1257), князья Ярославские; четвертый правнук того же Большого Гнезда Роман Владимирович († 1285), князь Угличский, замечательный широкой благотворительностью и попечением о своем народе; пятый правнук его же, Михаил Ярославич († 1318), князь Тверской, замученный в Орде... В лике святых состоят следующие лица из иных княжеских родов. Потомок Ярослава Мудрого в восьмом колене Рязанский князь Роман Олегович († 1270), замученный в татарской Орде за верность Христу. Из литовских князей Довмонт Псковский († 1299), женатый на внучке святого Александра Невского Марии Дмитриевне. Царевич Петр Ордынский († 1290), сын татарского хана Беркая, принявший христианство и свято проживший в г. Ростове. Благоверная княгиня Евдокия Дмитриевна Московская († 1407), супруга Дмитрия Ивановича Донского, замечательная своей привлекательной семейной жизнью. Благоверная княгиня Иулиания Вяземская (†1406), супруга князя Симеона Мстиславича, пострадавшая от великого князя за свое строгое соблюдение супружеской верности и чистоты. Из угличских князей Иоанн Андреевич (†1523), которого вместе с его родными продержали в тюрьме 32 года, чтобы отстранить от притязаний их на великокняжеский престол. Царевич-отрок Дмитрий Иоаннович (†1587), за то же пострадавший в Угличе от подосланных Борисом Годуновым убийц.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010