С таким же усердием побуждал он стоять против татар. Когда Василий в нашествие их ушёл из осаждённой Москвы, св. старец остался в ней молиться и одушевлять других твёрдостью. В восторге духа он предвозвестил близкую независимость России от насилий мусульманства. Дар врачевания болезней, непрестанное раздаяние милостыни, чудесная сила в наставлениях облекали святителя званием посланника Божия, непререкаемого в совете 62 . Оба преемника св. Ионы, Феодосий (1461–1465 гг.) и Филипп (1467–1473 гг.), были пастырями, искренно верными своему званию; оба любили просвещение и спасение паствы; оба были тайными подвижниками Христовыми: первый, отказавшись от кафедры, обмывал в Чудовской келье своей раны старика до гроба; на последнем смерть открыла тяжёлые вериги 63 . В. к. Василий Иванович дал клятву в безопасности князю Шемяке за покорность его; м. Варлаам (1511–1521 гг.) поручился за слово обоих князей. Но Василий, по страсти к неге и лени дозволявший себе пользоваться лёгкими мерами правления, нарушил свою клятву, дозволил себе несколько других поступков, оскорбительных для совести митрополита. Тогда Варлаам обличил в. князя, и отдал ему посох свой. Василий велел святителя заковать в оковы и сослал в отдалённый монастырь. В заточении Варлаам кончил жизнь, хотя и не в оковах 64 . М. Иоасаф (1539–1542 гг.), в малолетство Uoahha IV , когда злодействовали Шуйские, увидел средство к лучшему только в том, чтобы введён был в совет умный и добрый боярин Бельский. Нельзя было не видеть, что жестоко отмстят пастырю Шуйские: но пастырь успел в добром намерении; надежды на Бельского оправдались; грабежи и насилия остановлены. К. Иван Шуйский успел свергнуть Бельского. И тогда толпа неистовых едва не убила святителя; в келью его бросали камни, в покоях самого царя он не нашёл защиты; Троиц. игум. Алексий умолил именем пр. Сергия пощадить жизнь святителя; однако святитель брошен был в Белозерский монастырь 65 . Кроткий м. Афанасий (1564–1566 гг.) не мог вынесть того, что начал делать царь Иоанн IV со своей развратной опричниной, и оставил кафедру.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Валак, царь Моава, библ. Валенцова М.М. Валла, наложница Иакова, библ. Валтасар, библ. Вальденберг В. Вальсамон Ф., автор толкований к Номоканону Варавва, разбойник, библ. Варлаам (Денисов), архим. Варлаам, ч. поп Варнава, архим. Симонова мон. Варнава, еврей, член иерусалимской церкви, библ. Варсонофий Казанский, св. Василий (Взвила) Босой, юр. Василий I Дмитриевич, вел. кн. Московский Василий II Васильевич Тёмный, вел. кн. Московский Василий Александрович, кн. Василий Великий , свт. Каппадокийский Василий Лупа, господарь Молдавский Василий Македонянин Василий Романский, еп. Молдавский Василий, иеродк. Василий, св. Василиса, св., мц. Васильев Сережка, крст. Васильева Е.Е. Вежбицкая А. Вельзеул, демонический персонаж Вендина Т.И. Вениамин, архиеп. Нижегородский и Арзамасский Вениамин, младший сын Иакова и Рахили, родоначальник одного из двенадцати израильских племён, библ. Верделевский Михаил, дознаватель Верещагин А. Веригин Андрей Васильевич, дв. Вернадский Г.В. (Vernadsky George) Веселовский С.Б. Вздорнов Г.И. Вигзелл Ф. Виктор (Загоровский), иг. Лубенского Мгарского мон Виктор, м. Ф. мон. посыльный патр. Никона Вилинбахов Г.В. Виноградов В.В. Виноградов Степан, свщ. Виноградова Л.Н. Вирсавия, жена Урии хеттеянина, впоследствии жена ц. Давида, библ. Висарион, стар., чц. Ф. мон. Витовт, вел. кн. Литовский Витсен Николаас, голландский путешественник Владимир Всеволодович Мономах, кн. Переяславский, Смоленский, Черниговский, Киевский Владимир Святославич, св., кн. Новгородский, Киевский, сын Святослава Игоревича Владимир Ярославич, кн. Новгородский, сын Ярослава Владимировича Мудрого Владимиров Панкратий, стр. Владимирская Н.С. Власий, сщмч. Власов А.Н. Вознесенский А.В. Воинов Николай, дк. Волков С.С. Волкова (урождённая Стрешнева) Мария, визионер Волкова Т.Ф. Волконский Фёдор Фёдорович, кн., ок. бр. Володихин Д.М. Волошенинов Михаил Дмитриевич, дум. д. Волынский Василий Семёнович, ок., бр. Волынский Яков Семёнович, ст., ок. Вонифатьев Стефан (в иночестве Савватий), пртп. Благовещенского собора, духовник ц. Алексея Михайловича

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

«Первая – яко зваше князь Василий по смерти князя Константина, а в том же житии княгини Анны написано: яко преставися великая княгиня в лето 6846, а по летописным книгам князь Константин уехал в Орду в лето 6854 и того лета там и преставися, и по тому списанию жития преставления вел. кн. бысть прежде смерти кн. Константина, осению леты. И како можно звати князю Василию по смерти Константина за много лет прежде умершую? Вторая лжи: яко зваше князь Василий матерь свою из Твери в Кашин, во отечество ея и яко она преиде в отчество свое Кашин. Сия явленнейшая лжа; понеже по летописным книгам отчество вел. кн. Анны Ростов, а не Кашин, дщи бо бяше князя Дмитрия Борисовича Ростовскаго, а не Кашинских боляр; по летописным же древним книгам, по смерти князя Константина, в лето 6857 поступил кн. Всеволод Александрович княжеством Тверским дяде своему кн. Василию Мих. и князь Василий сяде на великое княжение в Твери. И паки в лето 6867 кн. Василий Мих. прииде из Орды во Тверь, а в то 6867 лето живяше вел. кн. София в Софийском монастыре, и потом в лето 6871 князь Вас. Мих. Тверской ходил ратию на племянника своего кн. Михаила Александровича к Микулину полю. В лето 6874 в Твери бысть размирье князю Василию Мих. с племянником своим князем Мих. Алекс., от сего явлено, яко господствование князь Василий Мих. в Твери. И почто было князю Василию звати матерь свою в Кашин, самому в городе Твери сущу? «Еще третия лжа обретеся написанна в житии: яко мощи великия княгини никакоже тлению причастны, и паки, тлению не токмо мощи, но и ризы не причастны. К сему поп Василий и отец его старец Варлаам, забывше святого Софрония патриарха Иерусалимскаго глаголюща: не буди на святыя лгати, в сказках своих солгаша, глаголюще, яко рука правая вел. кн. лежание на персех согбенная, но благословлящи, и яко архимандрит Сильвестр руки персты распростирал. Василий поп сказал: и паки сгибал, а отец его Варлаам сказал, не согласно ему Василию: яко персты по разгибению сами согнулися по прежнему. «И в сем третьем писании подобает всякому имущему здравоумное чувство рассудка внимати. Первое: по басням дьячка Никифора писанным в житии великой княгини яко мощи и риза тлению не причастны, обличися же не правое писание его от свидетельствующих архиереев, яко мощи в розных местах истлеша и разрушася, ризы же истлеша и токмо в останке часть креста шитаго шелком на куколе, да часть аналава схимническаго, да свивальнаго пояса лишь, и то все истлело, принятися не можно.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

Текст «Слова...» в составе Киево-Печерского патерика прошел сложную эволюцию, пополняясь новыми сведениями и изменяясь стилистически. Если в «Слове...» в ранних редакциях патерика рассказывалось в основном о последнем, киевском периоде жизни Н., то в последующих - освещалась и его деятельность как владыки Новгородского. В частности, в Житии в составе Киево-Печерского патерика (ред. 1661 г.) сообщается о строительной деятельности Н. (возведении ц. Успения Богородицы на Торгу, украшении «иконным писанием» новгородского Софийского собора, покрытии оловом его глав), о взаимоотношениях с князьями (отказ венчать кн. Святослава Ольговича), миротворческой роли в «междоусобных бранях». Совершенно очевидно, что редакторы патерика обращались к новгородским или общерусским летописным источникам. Житие Н. как самостоятельное литературное произведение написано ок. 1558 г. агиографом свт. Макария, митрополита Московского, псковским свящ. Василием (Варлаамом) (публ.: Кушелев-Безбородко. Памятники. 1862. Вып. 4). Житие носит компилятивный характер - в нем использованы летописные известия XII в. и «Слово...» 2-й Кассиановской редакции Киево-Печерского патерика (1462). Житие состоит из небольшого предисловия, историко-биографической части (см. о ней ниже), пространной Похвалы святителю и молитвенного обращения к нему. Еще В. О. Ключевский указал на источники, к-рыми воспользовался Василий (Варлаам): «Слово...» из Киево-Печерского патерика 2-й Кассиановской редакции, использованное почти полностью. Все остальные рассказы о Н., по мнению Ключевского, восходят либо к лит. источникам (описание детства, смерти родителей, пострижения), либо к устным преданиям (известие о жезле, который Н. оставил в Мирожском монастыре и к-рый хранится здесь «даже и доднесь»). Послание К-польского патриарха, адресованное Н., по мнению Ключевского, Василий (Варлаам) мог сочинить сам, как и все известия о блгв. кн. Всеволоде (Гаврииле) Мстиславиче, ибо его Житие Василий (Варлаам) написал еще раньше, в 1550-1552 гг.

http://pravenc.ru/text/2577705.html

Боровкова H.A. (см. Беляева-Боровкова Н.А.) Бородин Александр Порфирьевич (18331887) – композитор, химик Бортнянский Дмитрий Степанович (17311825) – композитор Боскин Михаил Васильевич (18751930) – художник, Боскин Сергей Михайлович (19091992) – протодиакон, регент, художник, реставратор Боткин Михаил Петрович (18391914) – живописец, гравер, коллекционер Бочкало Н.Я. (см. Нафанаил (Бочкало)) Бражников Максим Викторович (19041973) – музыковед-палеограф Брамс Иоганнес (18331897) – немецкий композитор Бруни Лев Александрович (18941948) – художник Брюсов Валерий Яковлевич (18731924) – поэт Бугаев Б.Н. (см. Андрей Белый) Булатович А.К. (см. Антоний (Булатович)) Булгаков Сергей Николаевич (18711944) – священник, богослов Бунин Владимир Васильевич (19081970) – композитор Бутылин Александр Сергеевич (18911971)– звонарь в Ростове Великом Бюлов Ганс Гвидо, фон (18301894) – немецкий пианист, дирижер, композитор, музыкальный критик В Вагнер Рихард (18131883) – немецкий композитор, дирижер, музыкальный писатель Вакх (ок. 290303) – мученик Вальтер Бруно (18761962) – немецкий и американский дирижер Валя – знакомая семьи З.В. Трубачева (Иваново, начало 1930-х) Ваня (см. Фаворский И.В.) Ваня Сарычев (см. Даниил (Сарычев) Варлаам (Рогов Василий) – распевщик, митрополит Ростовский (XVI в.) Варнава Гефсиманский , Радонежский (Меркулов Василий Ильич, 18311906) – преподобный, старец Гефсиманского скита близ Троице-Сергиевой Лавры Варфоломей (Ремов Николай Федорович, 18881936) – архиепископ, настоятель Высокопетровского монастыря Васенок, Василий (см. Флоренский В.П.) Василенко Сергей Никифорович (18721956) – композитор Василий – епископ (1920-е) Василий – священник Рязанской епархии Василий (Глазистов) – протоиерей Георгиевского храма в с. Ильинском (1980-е) Василий (Зиновьев Василий, 18721925) – священник, церковный композитор (Ярославль) Василий (Крутецкий Василий Васильевич, 18901930-е) – протоиерей ивановского Введенского храма Василий (Крылов Василий Вуколович) – протоиерей (Юрьев-Польской, середина XX в.?)

http://azbyka.ru/otechnik/6/izbrannoe-st...

К числу жилых и других зданий, воздвигнутых при архимандрите Мелетии, принадлежит каменный корпус братских келий в Савватиевской пустыни, построенный при нем вчерне. В 1886 г. Св. Синодом поручено Соловецкому монастырю возобновление Трифоно-Печенгского монастыря. После 12-летняго управления монастырем архимандрит Мелетий указом Св. Синода уволен на покой, с предоставлением ему права избрать для жительства другой монастырь. Скончался 3 апреля 1893 г. в Троице-Сергиевой лавре – в Вифанском монастыре. Архимандрит Варлаам, в мире Василий Феодорович Горбачев, 97 поступил в Соловецкий монастырь 17 лет от роду в 1858 г.; пострижен в монашество в 1872 г. В том же году рукоположен в иеродиакона, а через два года – в иеромонаха и назначен библиотекарем монастырского книгохранилища. Чрез пять лет Варлаам был сделан казначеем и затем наместником монастыря. В 1886 г. назначен настоятелем второклассного Крестного монастыря, а в 1891 г. Учрежденным Собором и братиею единогласно избран в настоятели Соловецкого монастыря; это избрание утверждено Святейшим Синодом 31 октября 1891 года. В звании настоятеля Соловецкой обители Варлаам явился добрым пастырем и руководителем братии в духовной жизни и заботливым хозяином, не оставлявшим без внимания ни одной стороны обширного монастырского хозяйства. С любовью и ласкою он относился ко всей братии и многочисленным монастырским трудникам (число их при Варлааме доходило до 600). В заботе об удобствах трудников Варлаамом построены в монастыре два новые, обширные корпуса; в одном из них отведено отдельное помещение для монастырского училища. С обычными – благочестием, непамятозлобием и добротою 98 настоятель относился к братии и бедным странникам, никто из последних не уходил от него без посильной помощи. Архимандрит Варлаам прилагал много стараний на украшение храмов Божиих: он украсил ниши, в которых помещаются раки пр. Зосимы и Савватия, устроением в них двух сребропозлащенных окладов чеканной работы с надписями и оплечьями с эмалевыми венцами на находящихся в них иконах преподобных, стоимостью до 15000 р.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Владыкой Евстафием и священнослужителями мощи были переложены в приготовленную гробницу и привезены в Читу. Но хотя мощи и перенесены с места их первого упокоения, благодать Божия на том месте остается, и преподобный Варлаам равно ходатайствует за всех, с верой притекающих и к его мощам, и к месту их былого упокоения. А накануне дня обретения мощей преподобного Варлаама, 19 августа, в Читинском Спасо-Преображенском храме был совершен постриг. Новопостриженный монах был наречен в честь святого Варлаама Чикойского. По необычному стечению обстоятельств иеромонах Варлаам (в миру Василий Попов) был некогда послушником в храме «на Семеновке» в Йошкар-Оле, где был погребен один из наместников Иоанно-Предтеченского монастыря – архимандрит Аверкий. Рака с мощами прп. Варлаама Чикойского, Чита Мощи преподобного Варлаама сейчас находятся в кафедральном соборе в честь Казанской иконы Божией Матери в Чите. Многовековой опыт свидетельствует: монастыри и храмы России, в которых находились мощи святых, сохранились, несмотря на войны, смуты, гонения, и действуют до сего времени. Верим, что молитвами и заступничеством преподобного Варлаама Чикойского Господь охранит город Читу и все Забайкалье от врагов видимых и невидимых. Преподобный Варлаам Чикойский прославлен в Соборе Сибирских святых в 1984 году (память 10/23 июня). Известно, что к Поместному собору 1918 года в Забайкальской епархии собирали материал для общецерковного прославления подвижника Чикойского: владыкой Мелетием (Заборовским), епископом Забайкальским и Нерчинским, было составлено жизнеописание преподобного, легшее в основу очерка о преподобном известного православного писателя Евгения Поселянина. Документы, необходимые для прославления, мог доставить в Москву делегат от Забайкальской епархии – епископ Селенгинский Ефрем (Кузнецов), убиенный вместе с протоиереем Иоанном Восторговым большевиками в 1918 году. Обитель же, некогда основанная трудами преподобного Варлаама, постепенно приводится в порядок. Поставлен крест и ограда на месте обретения мощей преподобного Варлаама – над алтарной частью разрушенного храма в честь иконы Божией Матери «Споручница грешных»; возведена часовня во имя преподобного Варлаама Чикойского, заботливой рукой прикрыты каменными плитами останки неизвестного монаха, отреставрирована могильная плита иеромонаха Феофана. Тщательно охраняют местные жители горные колодцы. Сохраняют уцелевшие святыни: кольчугу Варлаама Чикойского и икону, подаренную святым Иоанном Кронштадтским. Семена Православной веры, посаженные преподобным Варлаамом, дают сегодня сторичные плоды: повсеместно в Читинской и Забайкальской епархии строятся храмы, совершаются крестные ходы, возрождается монашеская жизнь. Преподобный Варлаам Чикойский вслед за святым Серафимом Саровским, своим современником и духовным руководителем, проповедует: «Стяжи дух мирен – и вокруг тебя спасутся тысячи».

http://pravoslavie.ru/4081.html

Он скончался в 1968 году и погребен на кладбище села Нижняя Курья. Тридцать семь лет он пробыл в священном сане, из которых восемнадцать лет находился в заключении, умер смиренно, не получив на земле никаких наград. Многими в Пермской епархии почитается как человек праведной жизни игумен Харитон (в миру Василий Емельянович Вилисов). Он родился в семье крестьянина села Рождественского. Его мать Синклитикия очень хотела, чтобы сын стал монахом и усердно молилась об этом. Когда Василию исполнилось четырнадцать лет, он отправился с богомольцами в паломничество в монастырь на Белую Гору. Паломники собрались все старички; шли зимой, мороз доходил до тридцати шести градусов, и по худой одежде Василий дорогой обморозился, так что тело местами покрылось коростой. Пробыли они три дня в обители, и мальчик стал проситься, чтобы его оставили жить в монастыре навсегда. Монах, к которому он обратился с этой просьбой, сказал ему: — Ну, посмотри, какой ты монах? Ты мальчик негодный, весь коростенный. На другой день пришел келейник настоятеля монастыря, о. Варлаама, и сказал: — Иди, мальчик, тебя настоятель зовет. Когда Василий пришел, о. Варлаам спросил: — Ты зачем, мальчишка, пришел? Какой из тебя будет монах? Ведь ты монашества ищешь, а недостоин монаха. Василий расплакался: — Мне мама сказала, что я буду монахом. У нас много ребят, но она только мне сказала: ты будешь монахом. — Мама, значит, сказала, — повторил о. Варлаам и, помолчав, добавил, — нет, не принимаю. И, взяв его за плечо, вывел из кельи. Долго плакал Василий, забившись в угол, а в душе уже принял решение твердое — из обители не уходить. Позвал его настоятель в другой раз. — У тебя есть какие–нибудь документы? — спросил он. Какие–то документы у мальчика были, и он показал их настоятелю. — Ну, ладно, — сказал о. Варлаам, — посмотрим, какой ты у нас будешь монах. Ты что умеешь делать? — Я умею лапти плести. За лыком сам схожу. — А где будешь жить? — А в конюшне. Вы меня конюхам отдайте, я у конюхов буду жить. — Какой ты! С конюхами хочешь! — С конюхами.

http://predanie.ru/book/78189-novomuchen...

На место святителя Симона в 1511 году митрополитом был поставлен архимандрит Симонова монастыря Варлаам . По-видимому, избрание происходило даже без соборного участия, по собственному усмотрению князя Василия III. По крайней мере, летописи ничего не говорят об избрании, а только о посвящении. Однако, в условиях полемики между церковными течениями нестяжателей и иосифлян , митрополит Варлаам симпатизировал первым, поддерживал противников великого князя в полемике о монастырских имуществах. Ожесточенную борьбу с иосифлянами вел монах Вассиан Косой (прежде - князь Патрикеев) . Вассиан нашел себе единомышленника в лице преподобного Максима Грека , приехавшего в Москву при митрополите Варлааме с целью исправления старых переводов церковных книг и создания новых. Против этой церковной оппозиции Василий III находил опору во влиятельном духовном вожде своего времени, преподобном Иосифе Волоцком , и в возглавленном им течении иосифлян. Центр иосифлянства, Волоколамский монастырь , уже с 1507 года перешёл под ктиторство великого князя. Великий князь принимал обвинения против Иосифа как личные - когда Новгородский святитель Серапион подверг Иосифа запрещению за самоволие, Василий созвал Собор осудивший Серапиона и приговоривший его к заточению. Нароставшая напряженность вскрылась когда стали ясны намерения великого князя развестись с неплодной супругой Соломонией Собуровой . Это дело вызвало сильное негодование в народе, особенно среди уже недовольных великим князем деятелей Церкви. В одной из редакций Псковской летописи второй брак Василия назван прелюбодеянием. Восточные патриархи осудили поступок великого князя. За отказ признать развод митрополит Варлаам в декабре 1521 года был смещён, сослан в монастырь, и впервые в русской истории лишён сана. Против встали князь-инок Вассиан (Патрикеев) и преподобный Максим Грек, которые тоже были сосланы - последний был осужден церковными соборами 1525 и 1531 годов и заточен в монастырь. В 1522 году в сан митрополита был посвящен ученик Иосифа Волоцкого Даниил , который позволил развод, и с этих пор иосифлянство прочно утвердилось в своем влиянии на Церковь и русское государство.

http://drevo-info.ru/articles/16463.html

Там он усердно молился:«Милостиве Господи, как мне уразуметь о Церкви Твоей святой; не хочу быть раскольником, но не знаю, как уразуметь раздоры церковные, не знаю, какая половина ошибается, то ли старообрядцы что–то недопонимают, то ли Церкви Восточная или Греко–Российская погрешают. Господи, покажи мне чудо, разреши мои сомнения и недоумения; если Церковь Российская за перемену в обрядах не лишилась благодатных даров, то во время торжества духовенства на Белой Горе, во время их молебна, пошли, Господи, в это знойное время дождь обильный на землю, чтобы мне уразуметь, что через их пастырей действует благодать Святого Духа». И, действительно, по дороге домой он услышал разговор, что на Белой Горе среди торжественного молебна сошёл на землю обильный дождь. В результате своих поисков Василий Коноплёв в 90–х годах XIX века через таинство миропомазания присоединился к Православной Церкви. Соединился с Церковью и его отец Евфим Тихонович — ему было тогда семьдесят пять лет — а также младшие его братья Антон и Павел с женами и детьми и семейство старшей сестры. Всего присоединилось девятнадцать человек. В ноябре 1893 года Василий был пострижен в рясофор, и поселился на Белой Горе. Постепенно к нему стали собираться все желающие монашеского жития. К 1894 году собралось двенадцать человек. 1 февраля 1894 года Василий принял постриг в монашество с именем Варлаам, а на следующий день он был рукоположен в иеродиакона. 22 февраля во время освящения престола в малом храме во имя Святителя Николая его рукоположили в иеромонаха. С этого времени отец Варлаам был назначен управляющим новостроящегося миссионерского монастыря на Белой Горе, получившего впоследствии название Уральского Афона. Он восстановил Православное уставное Богослужение и, памятуя, что монастырь миссионерский, поставил на должную высоту проповедь, которая звучала в нём утром и вечером. Ни одно богослужение не оставалось без поучения. В 1913 году пермский священник Иаков Шестаков писал о батюшке:«Отец Варлаам — руководитель совести, это лицо, которому поручают себя люди — миряне, точно так же, как монахи, ищущие спасения и сознающие свою немощь. Кроме того, к отцу Варлааму, как вдохновенному руководителю, обращаются верующие в трудном положении, в скорбях, в часы, когда не знают, что делать, и просят по вере указания. Отец Варлаам отличался особой опытностью, аскетизмом, крепостыо духа и детским незлобием. Молва о его мудрости росла; к нему стал стекаться народ со всей Пермской губернии, пошли даже инородцы из глухого Закамскаго края… Каждый, приходя к отцу Варлааму, выносит сильное незабвенное впечатление: в нём есть неотразимая сила. Аскетические подвиги и трудовая жизнь изнурили здоровье батюшки, но он никому не отказывал в совете. Великие таинства совершались в его тесной келье: здесь возрождалась жизнь, утихали скорби и текли слезы умиления и радости. Четверть века Белогородская обитель утешала страждущих.

http://predanie.ru/book/78189-novomuchen...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010