Целенаправленное возрастание от кафизмы к кафизме распевного мелодического материала свидетельствует о едином замысле всего комплекса. В мелодизме кафизм нет ничего лично сочиненного Маркеллом, и весь он построен на гласовых и внегласовых попевках знаменного и путевого распевов, перемежающихся с псалмодическими построениями. Это образует некую новую мелодическую данность, интонационно связанную с попевочным фондом знаменного и путевого распевов, и структурно развивающую традицию пения 140-го и 141 -го псалма на «Господи, воззвах». Таким образом, весь комплекс кафизм естественно вырастал из общей певческой системы и составлял с нею единое целое, не превращаясь в некую замкнутую, обособленную структуру, но представляя собой структуру разомкнутую, каждым своим элементом сообщающуюся и соприкасающуюся со всей системой. И все же на комплексе этих кафизм лежит, очевидно, отпечаток личности Мар-келла, который можно усмотреть в стройности и особой продуманности общего целого. Эта изящная стройность и продуманность, переходящие порой в утонченную интеллектуальную игру, характерны для всего творчества Маркелла и для составленных им канонов святителю Никите Новгородскому и святому Никите Переяславскому Затворнику, а также для службы Вар-лааму и Иоасафу, Индийскому царевичу, и проявляются, в частности, в хитроумно составленных акростихах, один из которых проходит даже в противодвижении – МРКЛ – ЛЕКРАМ. Умер Маркелл Безбородый на покое в новгородском Антониевом монастыре. Двумя другими прославленными представителями новгородской школы являлись братья Роговы – Василий и Савва, карелы по происхождению. Василий, в иночестве Варлаам, был хиротонисан в 1587 г. ростовским архиепископом, а в 1589 г. пожалован митрополитом ростовским. Митрополит Варлаам был «муж благоговеинъ и мудръ, пети был горазд. Знаменному и троестрочному и демественному пению былъ роспевшикъ и тво-рецъ». Предполагается, что именно он принимал в молодости активное участие в деле становления и формирования строчного демественного пения, а также в превращении устной многоголосной традиции этого пения в традицию письменную, почему и назван в рукописи не просто «распевшиком».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Необычно требование аввы Исаии : монахи в юном возрасте не должны иметь хорошей одежды 192 . Они могут ее надевать, только когда состарятся. Возможно, авва опасался тщеславия и кокетства у юношей, но скорее – того, что юному монаху, имеющему такие вещи, будет трудно следовать монашескому идеалу полного отказа от мира. Из-за гордыни он может потерять все, что обрел на пути аскезы, даже если будет считать себя малейшим среди всех. Плохие вещи носили не только жившие в одиночестве, но и другие отшельники. Были целые монашеские объединения, члены которых принципиально носили только такие одежды. Например, авва Исаак, заботившийся о соблюдении строгого древнего монашеского предписания, наставлял братьев: «отцы наши, и особенно Памбо, носили старую, сшитую из лоскутов одежду, а ныне у вас дорогие одеяния. Прочь отсюда! Вы превратили это место в запустение» 193 . Варлаам при дворе индийского царя рассказывал изумленному Иоасафу об обычаях монашеских поселений в земле Сенаар среди прочего следующее: «Наши одежды сшиты из грубых тканей, из звериных шкур и пальмовых листьев, они очень сильно изношены и залатаны – и это для умерщвления нашей слабой плоти. Ибо мы летом и зимой носим своего рода оболочку, и то, что одели, обычно не снимаем, пока вещи со временем не станут полностью непригодными. Так нас бичует жара и холод, но за это в будущем мы облечемся в одежду нетления» 194 . Здесь Варлаам приводит наиболее ясное обоснование важности такой жизни:·ожидание одежд нетления, смягчающее все тяготы. Требование иметь плохую одежду воспринято в уставах орденов. Василий Великий обосновывает его следующим образом 195 : «Если мы стремимся к тому, чтобы в нас видели самых малых и последних из всех, мы должны показывать себя самыми последними и в одеждах. Кто хочет быть последним из всех, то есть самой глубокой кротостью снискать благосклонность, тот должен избрать себе то, в чем его воспримут как самого последнего.» Со всей строгостью этот принцип, однако, и сам Василий не смог сохранить. Чуть ниже он пишет: и хотя нужно стараться, чтобы одежда продержалась как можно дольше, но «одеяние должно быть таким, чтобы оно годилось для любых целей, чтобы и днем выходить в приличном (honestum indumentum) платье, и ночью им можно было укрыться» 196 . Вряд ли подобному требованию могут соответствовать очень плохие вещи: в таком случае это нельзя было бы назвать «приличным платьем».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

(Это и есть то учение о познаваемости Бога по именам и энергиям, но непознаваемости по сущности, которое предстоит повторить св. Григорию Паламе в новых исторических условиях; см.: B. Krivocheine. Simplicite de la nature divine et les distinctions en Dieu selon S. Gregoire de Nysse//Studia Patristica. 16 (Texte und Untersuchungen zur Geschichte der altchristlichen Literatur, 129). Berlin 1985. 389–411 и рус. пер. (без научного аппарата): архиеп. Василий Кривошеин. Простота Божественной природы и различия в Боге по св. Григорию Нисскому//Вестник Русского Западно–Европейского Патриаршего Экзархата. 1975. N 91–92. 133–158 (рассматривается учение об энергиях Божиих в антиевномианской полемике свв. Каппадокийцев)). Варлаам начал с отрицания действительного познания богословской истины посредством двух типов силлогизмов (аподиктического и диалектического), а св. Григорий Палама, аналогично св. Василию, начал с «реабилитации», в возможных пределах, достоверности обоих этих методов человеческого ума. Как св. Василий, так и св. Григорий Палама переходят от этого к изложению учения о более высоком и непосредственном откровении Бога. Если на начальном этапе полемики о последнем говорится мало, то, очевидно, в лишь в силу того, что Варлаам еще не успел начать прямо это оспаривать — что им будет начато как раз в его ответе на ответ св. Григория. Святоотеческие представления относительно образа и подобия Божиих в человеке имеют множество форм, не все из которых подразумевают отличие образа от подобия. Та концепция, которой следует св. Григорий Палама, была в его время общепринятой для антропологического обоснования аскетики. В таком виде она восходит к св. Диадоху Фотикийскому (II пол. V в.): Подвижническое слово, разделенное на сто глав деятельных, исполненных ведения и рассуждения духовного, 89//Diadoque de Photice. ?uvres spirituelles/E. des Places. (Sources chretiennes, 5 bis). Paris 19663. 151–153 (рус. пер. св. Феофана: Добротолюбие в русском переводе. М. 19002. 3. 62–64), что было отмечено Г.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2446...

Не долго Максим мог спокойно работать и трудиться на пользу просвещения Руси. Скоро создано было такое положение вещей, что ему прошлось заботиться и о своей безопасности. Триумвират пустынников расстроился. Митр. Варлаам, стоявший во главе его, пал, сделавшись жертвою твердости своих убеждений, поступаться которыми он не хотел ни пред кем, не исключая и в. князя. Митр. Варлаам занял Даниил, человек по характеру и по воззрениям и по жизни во многом не походивший на своего предшественника. Если в лице Варлаама Вассиан и Максим лишались своей постоянной поддержки, то в лице Даниила они не только не получали ничего лучшего, но даже основательно могли ожидать в самом лучшем случае полного безучастия к себе. А что касается в частности Вассиана, то в падении Варлаама, который и избран был на митрополию не без его участия, он наглядно видел ослабление своего влияния на князя, а в назначении на митрополию Даниила, – человека взятого из лагеря его врагов, сильный удар и оскорбление для своей собственной личности. Отношение Вассиана к Даниилу с самых первых дней вступления его на престол характеризуются, как выше было указано, явным нерасположением. Равным образом и Даниил смотрел на Вассиана как на своего врага. Несколько снисходительнее на первых порах относился Даниил к Максиму Греку . Последний находился в несколько лучших условиях к митрополиту, так как с ним не связывалось у Даниила воспоминания о той ожесточенной полемике, непосредственно обращенной на иосифлян, какою отличался Вассиан. Митрополит на первых порах мог даже интересоваться Максимом как личностью для него совершенно новою. Но и на Максима митрополит не мог долго смотреть равнодушно, как на человека солидарного с Вассианом и наравне с ним пользующегося большим вниманием в. князя. Даниил вообще не мог спокойно смотреть на существование особого кружка людей, далеко различающихся с ним по воззрениям, но пользующихся большим значением при дворе в. князя. На первых порах между Даниилом и Максимом установились сносные, по внешности, отношения.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zhmaki...

-------- 3074. НАРЕЧЕНИЕ и хиротония архимандрита Вадима (Лазебного) во епископа Иркутского и Читинского. – 1990, 7, 35. 3075. APXIENUCKON Днепропетровский и Запорожский Варлаам. Сообщение о кончине. – 1991, 2, 37. 3076. РАФАЛЬСКИЙ А., прот. Архиепископ Днепропетровский и Запорожский Варлаам (Ильющенко). Некролог. – 1991, 5, 38. -------- 3077. НАРЕЧЕНИЕ и хиротония архимандрита Варсонофия (Судакова) во епископа Саранского и Мордовского. – 1992, 4, XII. -------- 3078. НАРЕЧЕНИЕ и хиротония архимандрита Варфоломея (Ващука) во епископа Волынского и Ровенского. – 1990, 8, 26. -------- 3079. APXIENUCKON Орловский и Брянский Варфоломей (Гондаровский). Сообщение о кончине. – 1988, 7, 30. 3080. САПСАЙ Н., прот. Архиепископ Орловский и Брянский Варфоломей. Некролог. – 1988, 10, 31. -------- 3081. “ПО ХАРАКТЕРУ человек прямой, свои мысли и желания высказывает прямо, не дипломатничает” (об архиепископе Новосибирском и Барнаульском Варфоломее (Городцове). – 1999, 6, 47. -------- 3082. НАРЕЧЕНИЕ и хиротония архимандрита Василия (Васильцева) во епископа Кировоградского и Николаевского. – 1990, 6, 11. -------- 3083. ГОРОДЕЦКИЙ М., диак. Высокопреосвященный Василий (Кривошеин) , архиепископ Брюссельский и Бельгийский. Некролог. – 1986, 4, 34. -------- 3084. Архиерейская хиротония архимандрита Василия (Осборна) во епископа Сергиевского. (Из определений Священного Синода (1993–1994). – 1994, 7–8, 5. -------- 3085. КРЕЧЕТОВ Н., протодиак. Памяти епископа Вениамина (Милова) . – 1988, 5, 24. 3086. ЕПИСКОП Саратовский и Балашовский Вениамин (Милов) . Некролог. – 1995, 6–8, 63. -------- 3087. А. ЗАМЕТЫ сердца. (К 25-летию со дня кончины Высокопреосвященного митрополита Вениамина (Федченкова) . – 1988, 2, 15. 3088. СВЕТОЗАРСКИЙ А. “Помолитеся о грехах моих…”. – 1993, 2, 71. 3089. МИТРОПОЛИТ Вениамин (Федченков) . На рубеже двух эпох. – 1993, 2, 76; 3, 72; 4, 68; 5, 84; 6, 74; 7, 84; 8, 63; 9, 87; 10, 60. -------- 3090. НАРЕЧЕНИЕ и хиротония архимандрита Викентия (Мораря) во епископа Бендерского. – 1991, 7, 11.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

13:43) — каждый соответственно очищению через добродетель божественно причащаясь божественной светлости Сверкнувшего на Фаворской горе паче солнца и показавшего апостолам Свою божественность, и предуказавшего имеющую быть воспринятой теми, кто воистину уверовали в Него, светлость. Ибо таковой свет, будучи, согласно Варлааму и Акиндину, чувственным, материальным и телесным, не может быть ангелом, хотя бы он и был тварным, но также не будет он и светом ангелов, ни предмирным, ни премирным, ни пренебесным. Как же бы был и назывался Бог таковым светом, когда он даже тварен, согласно варлаамиту Акиндину? ГЛАВА 10. Доказательство того, что великий Василий сказал, что пренебесный свет прерывается небесной оболочкой, не потому, что он материален и поэтому не может проходить через нее, как это умоповрежденно понял Акиндин, а потому, что чувственные [предметы] не могут вместить оное сияние, и также им не свойственно быть видимыми сквозь него.    24. «Но почему, — говорит он, — великий Василий написал, что «небо, натянутое вокруг объемлемых им [предметов], прервало [исходящее] свыше сияние, сделав то, что внутри, неосвещенным»?» Так всегда злославные, попадая в со всех сторон затруднительное положение, считают за любезное для себя прибежище то из написанного, что кажется двусмысленным и неудобовразумительным и не ясным. Но здесь стоит, я думаю, привести другое изречение великого Василия, которое Варлаам и Акиндин также напрасно беспрестанно повторяют против нас. Или, скорее, не совсем напрасно. Ибо мы можем воспользоваться готовым [аргументом] против них, извращающих то, что [вполне] ясно, посредством того, что написано неясно, чтобы показать творением просвещающий и божественно облистающий, и духовно возвеселяющий святых ангелов и людей свет, который и Христос явил на горе, воссияв паче солнца и показав красоту будущего века. Ибо великий Василий советуя и подсказывая, как не потерпеть вреда от неясностей Писания, говорит: «Надлежит нам, отправляясь от общих понятий о Боге, когда Писание называет Его гневающимся или скорбящим, или раскаивающимся, исследовать намерение этого слова и размышлять, каким образом возможно восстановить, а не разорить достойные Бога предположения.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3129...

Варлаам Керетский жил в XVI в. Родиной его было село Кереть на берегу Кандалакшской губы (залива) Белого моря, а имя до монашеского пострига — Василий. В 1535 г. его назначили приходским священником в Колу — маленькое рыбачье поселение на Ледовитом океане (ныне Кола — пригород Мурманска). Мурманский край тогда только начинал познавать христианство трудами просветителей — Феодорита Кольского и Трифона Печенгского. Северной нечисти, державшей в плену идолослужения местное население — саамов-лопарей, был нанесен лишь первый удар. У окрестных народов Лапландия пользовалась дурной славой как страна сильных колдунов — приемами колдовского общения с бесами владел чуть ли не каждый лопарь. Одно из многочисленных идольских капищ находилось на скале у Кольской губы, но ко времени служения в Коле иерея Василия оно, видимо, запустело. Предание гласит, что там поселился бес, который препятствовал рыбакам выходить в море, топил корабли. И крещеные поморы начали оставлять на скале продукты в качестве жертвы — только тогда бес пропускал их. Узнав об этом, кольский священник пришел на скалу и молитвами прогнал нечистого. А через несколько лет демон отомстил ему. К тому времени отец Василий был переведен на приход в родную Кереть. Там все и случилось. Нечистый вселился в жену священника, и тот решился на проведение чина изгнания беса. Во время обряда он, вовсе того не желая, нанес ей смертельную рану литургическим копием. Священник стал невольным убийцей собственной жены. Потрясенный своим преступлением,  он отправился в Колу к духовному отцу — Феодориту Кольскому. На исповеди тот наложил на кающегося небывалую епитимью: взять из могилы гроб жены и идти с ним в море; оплакивать грех, плавая вокруг Кольского полуострова до тех пор, пока не истлеет мертвое тело. Покаянное плавание в Белом и Баренцевом морях длилось три года — летом и зимой. Карбас (поморская лодка) стал для него плавучим «гробом», который, как надеялся отчаявшийся женоубийца, вскоре найдет свою могилу в море. Сильные шторма, подводные скалы, частые туманы… Белое море считается тяжелым для мореходства — в летний период. Зимой, когда ко всему этому добавляются полярная ночь и ледяные торосы, навигация практически невозможна. А если среди льдов плывет даже не большая промысловая ладья поморов, а маленькая лодка на веслах?

http://radonezh.ru/analytics/pritcha-o-g...

Его милость пана Павла Кувечинскаго, писавшаго ваш лист в небытности брата моего, любезно и приятельско приветствую и благодарствую за безмерное его ко мне смирениеи чрез звичай писанную покорность, которою вызнаю лучшаго мене быти и не имети от мене никаковаго требования, обаче ползуюся от великой его ко мне склонности, Сии два листи Греческии от меня писаннии молю вручити тщательно с нижайшим поклонением: един отцу Симону Тодорскому, а другий его наместнику отцу Лащевскому и ответа от них приявши извольте мне прислати. Сия извещая, есм вашей родительской пречестной старости покорный сын Василий, всяких благ желающий. С Константинополя 1744, месяця Июня. Письмо 10. Честная и дражайшая моя родителько с прелюбезным твоим сыном и моим единоутробным братом и с всемы ближнимы и далекимы сродниками, всем вам здравия, благополучия, долгоденствия и душевнаго спасения усердно желая, извещаю, яко многых ради случившихся препятий не могох намеренно моему остатися в Константинополе для исполнения моей нужды. Для того и не хотя отдалихся оттуду и приехал с всею моею тяготою в землю Мултянскую, Богу нечто лучше о мне же и о вас предзревшу, да небезпутно труди странствия моего совершенство приймут. И обретаюся ныне в Букурештах, управляя и окончевая мои дела, донележе мимо идет зима; и лета сего, аще Бог изволит, прибуду к вам кроме препятия. Уже бо и лист нарочно прислал к мне всечестнейший и мудрейший в учителех господин отец префект школ Киевоподольских Варлаам Лащевский, в котором именами и соизволением преосвященных архипастиров Псковскаго кир Симона и Киевскаго кир Рафаила благословение и благоволение их мне предпосилающи, советует и поощряет всячески скоро прибыти в отчество ради поучения Еллинскаго диалекта. Которых так знаменитых персон совета а6ие послушати нельзя было для благословной и нуждной зело причины, но впреди преслушати не прилично. Вину же малаго моего и уже последняго и не безполезнаго медления, аще хощете, можете уведати с ответа, который не давно писах к отцу префекту Октоврия 1.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij-Grigor...

Опрометью я бросился из залы с намерением унять стреляющих, думая, что этот беспорядок происходит от служителей архиерейского дома, но как бы нарочно готовы были для встречи эконом архиерейского дома иеромонах Варлаам и исправляющий должность секретаря консистории Любославов. Они взяли меня под руки, не допустили до того места, куда я стремился, но повели меня в огород и велели мне прилечь на землю. Я слышал еще кое-где выстрелы, и один близ Московской заставы, за семинарией, где держат караул военные. Возвратясь с тем же Вагановым и Любославовым в келью, я велел им справиться, что происходит на проспекте близ собора. Они донесли мне, что там ключарь и что около 10 человек мужиков пробежали около собора и ограды архиерейского дома. Спустя некоторое время, они взяли у меня ключ от спальни и отвели меня по темным переходам и лестницам наверх дома, обещав всю ночь бодрствовать и удалить всякую опасность на случай каких-либо новых происшествий. Пред заутренею 25-го августа они же свели меня с чердака. Поутру сего же 25-го августа явился ко мне голова градской Константин Петров сын Трапезников, муж отличнейших добродетелей и необыкновенной твердости характера. Первое мое к нему слово было: Что? Бунт? – «Бунт, ответствовал он, но не созрел. Дай Бог управиться нашему Государю поскорее с поляками, управится и с сими». Затем говорил мне о многих важных предметах, посматривая, дабы не забыть какого, в свою записку, и между прочим, что в некотором доме, где находился и бывший градо-иркутским благочинным протоиерей Василий Шастин, чиновник, служащий при генерал-губернаторе, человек очень честных правил, Воинов произнес с силою духа: «Муравьев хочет быть сибирским принцем; он раздает офицерам деньги; я имею данное мне отцом моим двухствольное ружье – я первый застрелю его и не допущу до сего». На вопрос: кто Медокс, о коем выше мною упомянуто? градской голова ответствовал: это генеральский сын, сосланный в Сибирь за то, что в 1812 году собирал в Грузии войска, ложно представляя себя флигель-адъютантом; что кроме его есть здесь Раевский, и что когда я был еще на пути из Пензы в Иркутск, распространилась молва, что я виною ссылки его, Раевского, в Сибирь, что он часто проводит время у Муравьева, покупает водку на заводе близ города и развозит оную для продажи по селениям, и что он под чужим именем держит гоньбу почтовую.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Молчание современной Псковской и Новгородской летописи не позволяет определить степень точности Варлаамова рассказа об Исидоре и товарищах его страдальческой кончины в городе Юрьеве. Впрочем, легко заметить в этом рассказе несообразности, внушающие подозрение к мысли, которую старается провести автор, будто судьба мучеников была следствием стремления городского начальства обратить их в католицизм, а не уличного столкновения, вызванного православным празднованием 6 января. В определении времени события у автора есть противоречие: он говорит, что это было в 1472 году, при новгородском архиепископе Ионе, который умер в 1470 году. Витиеватое и многословное изложение повести носит сильный полемический оттенок; но нет указаний на источники ее фактического содержания 370 . В житии Нифонта Варлаам едва прикрывает многословием недостаток своих сведений о святом Происхождение из Киевской области и пострижение в Печерском монастыре – вот все черты биографии до епископства Нифонта, в которых можно видеть действительные факты. Другая половина жития, описывающая деятельность епископа в Новгороде, отношения к митрополиту Клименту и обстоятельства кончины, немного богаче фактами. Биограф не указывает ясно своих источников, замечая, что об имени родителей Нифонта «в повестех нигдеже писание не объяви». Одною из «повестей» служило почти дословно переписанное Варлаамом из Печерского патерика сказание о Нифонте. Известно, что это сказание принадлежит к числу прибавочных статей патерика, входящих не во все его списки. Можно проследить его библиографическую историю. В списках первой Кассиановской редакции патерика, составленной в 1460 году, нет этого сказания: но в конце патерика встречаем ряд летописных известий о Печерском монастыре, в том числе и известие о Нифонте 371 . Здесь читаем о пострижении кн. Святоши в 1106 году, о вписании в синодик имени преп. Феодосия в 1108, о смерти Нифонта в Печерском монастыре в 1156 с рассказом о его предсмертном видении, наконец, о смерти печерского архимандрита Поликарп я в 1182 и о избрании попа Василия на его место 372 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010