Предстоятели Русской Церкви Всероссийский митрополит Варлаам (1511–1521; †1533) Деятельность второго Первосвятителя Русской Церкви XVI века мало изучена в отечественной историографии. Митрополит Варлаам родился, очевидно, во второй половине XV века. Он «был выходцем из пределов белозерских, вероятно, из иноков Кириллова монастыря» 290 . Подвизаясь на Белоозере, будущий Митрополит мог общаться с преподобным Нилом Сорским (†1508; память 7 мая). В 1506 году Симоновский игумен Вассиан (Санин; 1502–1506), брат преподобного Иосифа Волоцкого , был поставлен Ростовским архиепископом (1506–1515). Его преемником по Симонову монастырю в 1506–1511 годах стал архимандрит Варлаам, будучи посвящен Митрополитом Симоном (1495–1511). В одном из сборников Кирилло-Белозерского монастыря говорится, что 5 июня 1506 года «Варлаам взят на Москву на Симоново» 291 . В эти годы вернулся в Москву с Белоозера и поселился в Симоновом монастыре опальный князь-инок Вассиан (Патрикеев). В 1506 году, вскоре после своего возведения в архимандриты. Симоновский настоятель участвует в числе духовенства во глава с Митрополитом Симоном в ходатайстве пред Московским Великим князем за К. И. Острожского 292 . Будучи настоятелем, архимандрит Варлаам произвел обмен части монастырских земель с П. Розладиным. При этом присутствовали в частности «Феодосей да Ондрей Денисьевы дети иконниковы» 293 , то есть дети знаменитого мастера иконописца Дионисия 294 . 27 апреля 1507 года Великий князь Василий III дал игумену Варлааму жалованные грамоты, даровав льготы на монастырские владения в Московском уезде 295 , во Владимирском уезде 296 , Коломенском уезде 297 , на Белоозере 298 и Переславском 299 . В 1510 году Великий князь дал жалованную проезжую грамоту монастырю о невзимании дани с монастырских возов 300 . Еще одну жалованную грамоту Василий III подтвердил игумену Варлааму в 1507 году 301 . В 1510 году в Симоновском монастыре было построен собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы «при архимандритстве Варламове» 302 , который освящал Митрополит Симон.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Христианка Иулиания, видя мучения, также открыто исповедала Христа, обвиняя мучителей. Теперь пыткам подверглись обе святые и после были обезглавлены. Святую Варвару казнил сам отец. Возмездие Божие вскоре убило молнией Диоскора и Мартиана-правителя. Мощи святой великомученицы Варвары пребывали в Константинополе, а с XII в. обретаются в Киеве. Святой великомученице молятся от внезапной смерти. Прп. Варлаам Хутынский Память его празднуется 26 мая/8 июня, 6/19 ноября Преподобный Варлаам, в миру Алексий, родился в семье богатых новгородцев, но с юношеских лет был равнодушен к богатству и земной славе, а родителям говорил: «Наша жизнь только сон, тень. Она вертится как колесо». После их кончины вместе с двумя товарищами он удалился на болотистое место у Волхова, над которым он видел таинственный свет. Оно было как раз напротив монастыря преп. Антония Римлянина и звалось Хутынь или Худынь, то есть, худое место, связанное со всяким лихом. Но преподобный не боялся бесовских наваждений и, приняв постриг (с именем Варлаам) в Антониевом монастыре, сам положил начало Спасо-Преображенскому Хутынскому монастырю. Преподобный Варлаам обладал необыкновенными дарами прозорливости и чудотворения. Однажды прибыл к преподобному Варлааму Хутынскому князь для молитвы и благословения; он, встречая его, сказал: «будь здоров, князь, и с сыном своим». Удивленный князь подумал, что святой ошибся, но, возвратясь домой, убедился в истине слов его, потому что в его отсутствие родился от супруги сын. Почил Варлаам в 1192 г. С XIV века начались исцеления от его мощей. Так во время ежегодного крестного хода в его честь одного расслабленного положили около его раки. Вдруг, увидев исходящее от нее пламя, он воскликнул: «Раб Божий, помилуй меня» – и встал здоровым. В XV веке, после того как мощи преподобного были обретены нетленными, они были положены по указанию св. Евфимия в открытой раке. Свт. Василий Великий Память его празднуется 1/14 января, 30 января/12 февраля Святой Василий Великий с раннего детства был наставлен в Христовой вере своими благочестивыми родителями и бабушкой. Отец же учил его еще и светским наукам. Имея замечательные способности и большое усердие к занятиям, Василий учился весьма успешно и при этом проводил чистую и богоугодную жизнь.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

После трех лет в лодке, он попросил Господа о знаке, получил ли прощение и получил его: около Святого Мыса мореплаватели обычно сталкивались с опасными морскими червями, подтачивающими суда. После молитвы Василия, вредители совершенно оставили это место, не тронув и его лодку тоже. Приняв это за весть от Господа, Василий вышел на сушу и принял иноческий постриг с именем Варлаам. Он стал вести полную аскезы жизнь в лесной пустыни близ озера Керети. Так как его уединение нарушали сборщики ягод, позже он удалился к Чупской губе. В конце жизни Преподобный Варлаам Керетский был удостоен дарами прозорливости, исцеления и чудотворения. Он не возгордился, а напротив старался вести все такую же аскетичную и скромную жизнь. После его кончины чудотворения продолжались. К двадцатым годам XVIII века установилось местное почитание преподобного Варлаама. В 1722 году при разборе часовни великомученика Георгия Победоносца удалось обнаружить нетленные мощи преподобного Варлаама. В 1725 году мощи были освидетельствованы, однако подвижник не был причислен Церковью к лику святых, общецерковно чтимых. В 1903 году святого Варлаам Керетского вписали в «Верный месяцеслов» и установили день памяти. Преподобный Варлаам особо чтится мореходами, которые молятся ему о благополучном плавании. «Молимся, избави и сохрани нас от всяких напастей, и на мори от зельнаго обуревания и от истопления морскаго невредны сохрани». Молитва Преподобному Варлааму Керетскому О преподобне отче наш, Варлааме! Яко имеяй дерзновение ко Господу, помяни нас, раб Божиих (имена), в молитвах твоих и всех нас моления, Богу возсылаемая, приими и Тому принеси ходатайственне. Молим тя, избави нас от всяких напастей и на мори от зельнаго обуревания и от потопления морскаго невредимы сохрани и от всех видимых и невидимых враг ненаветны соблюди, яко да твоими, святе, молитвами получим и вечных благ сподобимся, благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, Емуже слава, со Отцем и Святым Духом, ныне и присно, и во веки веков.

http://pravmir.ru/varlaam-keretskij/

Присоединение его к Православной Церкви произошло в кафедральном соборе перед литургией; Владыка сам совершил таинство миропомазания. Вскоре к Церкви присоединились отец и братья Василия с семьями (всего 19 человек), а также семейство его постоянного спутника в поисках истины Иова. Менее чем через месяц Владыка облек воцерковленного в рясофор, и тот поселился на Белой Горе. К 1 февраля 1894 г. к нему присоединилось 12 человек, желающих монашеского жития; в тот день Василий принял постриг с именем Варлаам, на следующий день был рукоположен во иеродиакона, а 22 февраля — во иеромонаха. Отец Варлаам был назначен управляющим новостроящегося миссионерского монастыря на Белой Горе. В обители отец Варлаам восстановил православное уставное богослужение; за утренней и вечерней службой звучала миссионерская проповедь. Поучения, постоянно сопровождавшие богослужение, были просты, доступны и обладали сильным воздействием на души паломников. В обитель ехали со своими скорбями и несчастьями за сотни верст. Вот что писал об отце Варлааме в 1913 году пермский священник Иоанн Шестаков: “Отец Варлаам — руководитель совести, это лицо, которому поручают себя люди — миряне точно так же, как монахи, — ищущие спасения и сознающие свою немощь. Кроме того, к отцу Варлааму как вдохновенному руководителю обращаются верующие в трудном положении, в скорбях, в часы, когда не знают, что делать, и просят по вере указания. Отец Варлаам отличается особой опытностью, аскетизмом, крепостью духа и детским незлобием. Молва о его мудрости росла; к нему стал стекаться народ со всей Пермской губернии, пошли даже инородцы из глухого Закамского края… Каждый, приходя к отцу Варлааму, выносит сильное незабвенное впечатление: в нем есть что-то действующее неотразимо. Аскетические подвиги и трудовая жизнь изнурили здоровье отца Варлаама, но он никому не отказывал в совете. Великие таинства совершаются в его тесной келье: здесь возрождаются на жизнь, утихают скорби и текут слезы умиления и радости”. Белогорская обитель утешала страждущих, поддерживала слабых, помогала бедным в течение четверти века. В ней обитали сотни иноков; сотнями стекались и паломники. За особое благолепие службы и высокий духовный настрой, за ощутимую благодатную помощь всем нуждающимся в поддержке, за обилие поучений, ведущих к спасению, ее называли Уральским Афоном, а настоятеля — аввой всей Пермской страны.

http://pravmir.ru/paterik-novokanoniziro...

Архиепископ Махачкалинский Варлаам совершил чин освящения закладного камня и водружение креста на месте строительства нового войскового храма в г. Грозном 4 декабря 2019 г. 11:55 3 декабря 2019 года в городе Грозном на территории 46-й отдельной ордена Жукова бригады оперативного назначения Северо-Кавказского округа войск национальной гвардии Российской Федерации архиепископ Махачкалинский и Грозненский Варлаам возглавил чин освящения закладного камня и водружение креста на месте строительства нового войскового храма в честь святого благоверного князя Даниила Московского. На богослужении присутствовали помощник главы Чеченской Республики по силовому блоку, первый заместитель Управления Росгвардии по Чеченской Республике Даниил Мартынов, заместитель председателя Парламента Чеченской Республики Шаид Жамалдаев, депутат Парламента Чеченской Республики Владимир Кашлюнов, командующий Объединенной группировкой войск (сил) по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона генерал-лейтенант Василий Федорук, руководитель Временной оперативной группировки органов внутренних дел и подразделений МВД России генерал-майор полиции Владимир Домашев, врио командира отдельной ордена Жукова бригады оперативного назначения полковник Дмитрий Пешаков, духовенство Махачкалинской епархии , строители храма, военнослужащие и члены их семей. По окончании чина освящения владыка Варлаам поблагодарил присутствующих за совместную молитву и обратился к ним с архипастырским словом. «Основание нового православного храма — очень важное событие в жизни каждого верующего человека, — сказал, в частности, правящий архиерей. — Там, где строятся храмы, там укрепляются основания нашего Отечества, потому что на вере утверждается всякий народ. Здесь будут построены и храм, и мечеть, и люди, которые несут воинскую службу, смогут возносить молитвы и прославлять великое имя Божие». Архиепископ Варлаам выразил признательность главе Чеченской Республики Рамзану Кадырову, директору Росгвардии Виктору Золотову, помощнику главы ЧР Даниилу Мартынову и командованию бригады за поддержку строительства нового храма.

http://patriarchia.ru/db/text/5541239.ht...

Господа священноначалники повелели вдовцем чистым дияконом причащатися во всем сану, а попом вдовым чистым причащатися во единой патрахели. Господа! Разсудите сами, достоит ли попу чисту и нескверну, отдав дух свой Богови, во едином патрахели погребену быти? И Господь рече: Горе человеку тому, им же соблазн в мир приходит ( Мф.18:7 ), лучше бы ему жерновой камень, навязав на его выю ввержену бьти в море ( Мф.18:6 ), неже соблазнити единого. Писано в Правилех: Аще епископ кого изобидит не по Правилом, ино митрополит отомстит, а митрополит кого изобидит не по Правилом, ино патриарх разсудит их по Правилом и отомстит виноватому. Аще ли патриарх с Собором изобидит кого не по Правилом, ино царь разсудит их по Правилом святых отец и отмстит виноватому. Господа и Братия! Егда седете за трапезою ясти и пити, и не глаголите скверных словес, со благодарением славите Бога, давшаго нам пищу и мир всем, и любовь душевную о Христе. А минъ 157 . Всероссийский митрополит Варлаам (1511–1521; † 1533) Деятельность второго первосвятителя Русской Церкви XVI в. является малоизученной в отечественной историографии. Митрополит Варлаам родился, очевидно, во второй половине XV в. Он «был выходцем из пределов белозерских, вероятно, из иноков Кириллова монастыря» 158 . Подвизаясь на Белоозере, будущий митрополит мог общаться с преподобным Нилом Сорским († 1508; пам. 7 мая). В 1506 г. Симоновский игумен Вассиан (Санин; 1502–1506), брат преподобного Иосифа Волоцкого , был поставлен Ростовским архиепископом (1506–1515). Его преемником в Симоновом монастыре в 1506–1511 гг. стал архимандрит Варлаам, будучи посвящен митрополитом Симоном (1495–1511). В одном из сборников Кирилло-Белозерского монастыря говорится, что 5 июня 1506 г. старец «Варлаам взят на Москву на Симоново» 159 . В эти годы вернулся в Москву с Белоозера и поселился в Симоновом монастыре опальный князь-инок Вассиан (Патрикеев). В 1506 г., вскоре после своего возведения в архимандриты, Симоновский настоятель участвует в числе духовенства во главе с митрополитом Симоном в ходатайстве-печаловании пред Московским Великим князем за К.И. Острожского 160 . Будучи настоятелем, архимандрит Варлаам произвел обмен части монастырских земель с П. Розладиным. При этом присутствовали в частности «Феодосей да Ондрей Денисьевы дети иконниковы» 161 , т. е. дети знаменитого мастера иконописца Дионисия 162 . 27 апреля 1507 г. Великий князь Василий III дал игумену Варлааму жалованные грамоты, даровав льготы на монастырские владения в Московском уезде 163 , Владимирском уезде 164 , Коломенском уезде 165 , на Белоозере 166 и Переславском 167 . В 1510 г. Великий князь дал жалованную проезжую грамоту монастырю о невзимании дани с монастырских возов 168 . Еще одну жалованную грамоту Василий III подтвердил игумену Варлааму в 1507 году 169 . В 1510 г. в Симоновском монастыре было построен собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы «при архимандритстве Варламове» 170 , который освящал митрополит Симон.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ВАРЛААМ (РОГОВ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Варлаам I (Рогов) (+ 1603 ), митрополит Ростовский , распевщик В миру Василий Рогов. Считается, что его отцом был иерей Карп. Однако в соответствии с записью Вкладной книги Троице-Сергиева монастыря можно предположить, что он был отцом др. Варлаама, митр. Ростовского (1620-1652) . Василий и его старший брат Савва род. в Кореле , втором по величине городе Новгородской земли. В начале XVI века здесь проживало в основном рус. население - посадские и ратные люди, дети боярские, духовенство. Все они именовались «корелянами», поэтому имеющееся в научной литературе утверждение о том, что братья были по национальности карелами, скорее всего, неверно. Точно сказать, когда братья Роговы поселились в Новгороде , и когда начал свою педагогическую деятельность Савва, нельзя. Учитывая все данные о знаменитых учениках Саввы, можно полагать, что они пребывали в его училище примерно в конце 1530-х - первой половине 1540-х годов. Постигнув тонкости певческого искусства у старшего брата, Василий вскоре принял монашеский постриг , вероятно, в Кирилловом Белозерском монастыре , куда впоследствии неоднократно возвращался. В 1560 г. стал игуменом этого монастыря. В период его первого игуменства (оно продолжалось «год без семи недель») бояре и царь Иоанн Васильевич делают значительные вклады в монастырскую казну. Так, 5 сентября 1560 г. царем пожаловано монастырю 3,5 тыс. рублей в память о царице Анастасии Романовне . В 1563 г. Варлаам вторично возглавил Кирилло-Белозерский монастырь . Занимался книжным делом. В 1564 году он дал вкладом в приписной Ворбозомский Благовещенский монастырь Псалтирь своего письма. В 1564 году ушел на покой, проживая простым «клирошанином» то в Зосимовой пустыни, то в самом Кирилловом монастыре. В 1569 году был поставлен игуменом Соловецкой обители . Жизнь монастыря осложняли военные действия в ходе Ливонской войны. В 1571 г. в связи с появлением у Соловецких островов шведских военных кораблей, о. Варлаам неоднократно обращался с посланиями к царю. В ответной грамоте Иоанн Грозный писал, что выслал на помощь воеводу, отряд стрельцов, оружие и повелел игумену совместными усилиями «сделать» около монастыря укрепленный острог.

http://drevo-info.ru/articles/13672087.h...

Архиепископ Махачкалинский Варлаам совершил чин освящения закладного камня и водружение креста на месте строительства войскового храма в Грозном Грозный, 4 декабря 2019 г.      3 декабря 2019 года в городе Грозном на территории 46-й отдельной ордена Жукова бригады оперативного назначения Северо-Кавказского округа войск национальной гвардии Российской Федерации архиепископ Махачкалинский и Грозненский Варлаам возглавил чин освящения закладного камня и водружение креста на месте строительства нового войскового храма в честь святого благоверного князя Даниила Московского, сообщает Патриархия.ru . На богослужении присутствовали помощник главы Чеченской Республики по силовому блоку, первый заместитель Управления Росгвардии по Чеченской Республике Даниил Мартынов, заместитель председателя Парламента Чеченской Республики Шаид Жамалдаев, депутат Парламента Чеченской Республики Владимир Кашлюнов, командующий Объединенной группировкой войск (сил) по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона генерал-лейтенант Василий Федорук, руководитель Временной оперативной группировки органов внутренних дел и подразделений МВД России генерал-майор полиции Владимир Домашев, врио командира отдельной ордена Жукова бригады оперативного назначения полковник Дмитрий Пешаков, духовенство Махачкалинской епархии, строители храма, военнослужащие и члены их семей. По окончании чина освящения владыка Варлаам поблагодарил присутствующих за совместную молитву и обратился к ним с архипастырским словом. «Основание нового православного храма — очень важное событие в жизни каждого верующего человека, — сказал, в частности, правящий архиерей. — Там, где строятся храмы, там укрепляются основания нашего Отечества, потому что на вере утверждается всякий народ. Здесь будут построены и храм, и мечеть, и люди, которые несут воинскую службу, смогут возносить молитвы и прославлять великое имя Божие». Архиепископ Варлаам выразил признательность главе Чеченской Республики Рамзану Кадырову, директору Росгвардии Виктору Золотову, помощнику главы ЧР Даниилу Мартынову и командованию бригады за поддержку строительства нового храма.

http://pravoslavie.ru/126112.html

Еще сохранился имущественный документ – оригинал вкладной грамоты преподобного. Хотя и финансовая грамотка от преподобного, а всё равно уму непостижимо: кто-то и сейчас имеет счастье ее в руках подержать. Имя преподобного Варлаама наши церковные историки не обходят стороной. Занимался им и гениальный ученый Василий Ключевский, вот его слова : «Сличая известия о Варлааме в его древнем житии и в летописи, можно видеть, что он с несколькими знатными горожанами удалился в пустыню, несколько времени жил отшельником и потом, выстроив церковь, образовал монастырь. Это последнее было в 1192 году… В ноябре того же года Варлаам скончался; отсюда видно, что он удалился в пустыню уже в зрелых летах, незадолго до смерти». Варлаам Хутынский, подобно многим родовитым людям того времени, незадолго до смерти принял монашеский постриг. Он успел просиять монашеским житием, в отличие от большинства именитых пострижеников Древней Руси. И еще отличие: Варлаам не отправился на покаянное житие в какой-либо монастырь, но основал собственный на своей земле. В конце жизни Варлаам оставил монастырь в наследие братии, чему и посвящена вышеупомянутая вкладная грамота. Значит, путь к общежительному монастырю у преподобного начинался с пустыни. У ряда других преподобных отцов было не совсем так. Сначала жизнь в монастыре и потом уход в пустыню, со временем вокруг пустынника собиралась братия, и пустынножительство преподобного перерастало в скитское монашество или в общежитие. Особенность пути Варлаамова состоит в том, что в отдаленный от шумного Новгорода скит вместе с Варлаамом ушли несколько человек. Видимо, до этого момента они вели характерно аскетический образ жизни , готовили себя к монашеству, еще будучи в миру, занимая видное положение в крупном городе. И на преподобного Варлаама эти люди смотрели уже тогда как на своего духовного наставника. Преподобный Варлаам Хутынский Рядом с преподобным Сергием Радонежским С XIII века в народе отмечается почитание Варлаама Хутынского. Он помогал многим, люди отвечали благодарностью и любовью.

http://pravmir.ru/puteshestvie-v-domongo...

Всероссийский Митрополит Варлаам (1511–1521; †1533) Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 34, 2002 4 декабря, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 34, 2002 Деятельность второго Первосвятителя Русской Церкви XVI века мало изучена в отечественной историографии. Митрополит Варлаам родился, очевидно, во второй половине XV века. Он “был выходцем из пределов белозерских, вероятно, из иноков Кириллова монастыря” 1 . Подвизаясь на Белоозере, будущий Митрополит мог общаться с преподобным Нилом Сор­ским (†1508; память 7 мая). В 1506 году Симоновский игумен Вассиан (Санин; 1502–1506), брат преподобного Иосифа Волоцкого, был поставлен Ростовским архиепископом (1506–1515). Его преемником по Симонову монастырю в 1506–1511 годах стал архимандрит Варлаам, будучи посвящен Митрополитом Симоном (1495–1511). В одном из сборников Кирилло-Белозерского монастыря говорится, что 5 июня 1506 года “Вар­ла­ам взят на Москву на Симоново” 2 . В эти годы вернулся в Москву с Белоозера и поселился в Симоновом монастыре опальный князь-инок Вассиан (Патрикеев). В 1506 году, вскоре после своего возведения в архимандриты, Симоновский настоятель участвует в числе духовенства во главе с Митрополитом Симоном в ходатайстве пред Московским Великим князем за К. И. Острожского 3 . Будучи настоятелем, архимандрит Варлаам произвел обмен части монастырских земель с П. Розладиным. При этом присутствовали в частности “Фео­до­сей да Ондрей Денисьевы дети иконниковы” 4 , то есть дети знаменитого мастера иконописца Дионисия 5 . 27 апреля 1507 года Великий князь Василий III дал игумену Варлааму жалованные грамоты, даровав льготы на монастырские владения в Московском уезде 6 , во Владимирском уезде 7 , Коломенском уезде 8 , на Белоозере 9 и Переславском 10 . В 1510 году Великий князь дал жалованную проезжую грамоту монастырю о невзимании дани с монастырских возов 11 . Еще одну жалованную грамоту Васи­лий III подтвердил игумену Варлааму в 1507 году 12 . В 1510 году в Симоновском монастыре было построен собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы “при архимандритстве Варламове” 13 , который освящал Митрополит Симон.

http://pravmir.ru/vserossiyskiy-mitropol...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010