Даниила. Автор главным образом останавливается на посланиях Даниила, которыми он пользовался в рукописных сборниках Новгородской Софийской библиотеки. Статья о. Николаевского важна в том отношении, что она познакомила ученый мир с содержанием и характером многих таких посланий Даниила, которые до того времени были известны только по названию. Автор статьи в самых общих чертах передает содержание посланий Даниила, трактующих о целомудрии и чистоте, о монашеской жизни, а также посланий адресованных к неизвестному епископу и друг., при чем он отмечает и общую черту посланий Даниила, который в своих пастырских советах отличается, по его словам, практическим взглядом на жизнь, так что, по мнению автора указанной статьи, многие из его советов вошли потом в содержание Домостроя. 11 Самое обстоятельное обозрение жизни и литературной деятельности митрополита Даниила сделано преосв. Макарием. 12 При обследовании жизни Даниила преосв. Макарий старается, подобно Беляеву, уничтожать все обвинения, возводившиеся и возводимые на нравственные качества его характера и в этом отношении почтенный историк идет далее Беляева. Он напр. по делу о разводе великого князя старается оправдать митрополита Даниила с точки зрения не одной только государственной пользы, как это делает Беляев, а и вообще с нравственной точки зрения. Преосв. Макарий собрал все известные ему сочинения Даниила, содержание которых и представлено им в своей истории. Содержание слов и посланий Даниила, находящееся у преосв. Макария, очень подробно, а в некоторых местах оно составляет простое воспроизведение текста слов Даниила, почему труд преосвященного вышел очень объемистым. Сначала преосв. Макарий передает содержание шестнадцати слов Данииловского соборника, а затем тринадцати посланий, составляющих один сборник, и наконец рассматривает содержание таких поучений и посланий числом шести, которые рассеянны по разным рукописным сборникам. В заключение своего исторического обозрения литературной деятельности митрополита Даниила преосв.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zhmaki...

Экстраординарный профессор Василий Кипарисов по предмету гомилетики прочитал студентам III-ro курса: 1) подробную историю гомилетики и гомилетических мнений от древнейших времен до современности; 2) о катехизическом учении; 3) о проповедничестве нравоучительном и 4) обзор проповедничества греческого от Оригена до Златоуста. Экстраординарный профессор Иван Корсунский по предмету греческого языка и его словесности на I, II и III курсах читал историю греческого языка в связи с его словесностью, начиная от времени ближайшего соприкосновения его с древнейшими отраслями языков семьи индоевропейской и кончая судьбами его в новогреческом. —289— При этом от всякой лекции уделялось некоторое время для чтения избранных отрывков из произведений греческих писателей, языческих и христианских, разных времен и диалектов греческого языка, в соответствие курсу истории последнего. Чтение это сопровождаемо было филологическим разбором и переводом читаемого, историческими, археологическими, географическими и другими разъяснениями. Экстраординарный профессор Иерофей Татарский прочитал студентам I-ro курса I-й группы: 1) по теории словесности: о сущности и об основных формах поэзии; 2) по истории иностранных литератур: а) историческое обозрение важнейших эпических поэтов от древнеклассической эпохи до новейшего времени; б) историю европейской драмы от средних эпох до эпохи Шиллера и Гете включительно и в) обозрение важнейших лирических поэтов Европы. Доцент Николай Заозерский по каноническому праву преподал студентам IV курса: введение в науку канонического права: историю церковного права в греческой и русской церкви, о составе церковного общества; о церковной власти, о формах епархиального устройства и управления, о формах окружного устройства и правления. Доцент Александр Беляев по догматическому богословию прочитал студентам IV курса: введение в науку и историю её; учение о Боге Самом в Себе, об отношении Его к миру вообще, к миру невидимому и к человеку, как Промыслителя, Искупителя и Освятителя человека. Систематическое раскрытие важнейших догматов было дополняемо изложением их.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Еще в XIV в. начинает появляться в русских кормчих статья о двуперстии с проклятием на не соблюдающих сего обряда. И. Беляев . Наказные списки соборного уложения 1551 г. или Стоглава. Москва, 1863 г. Снес. Макарий. История Русской церкви т. VII, 464. См. в конце книги в отделе опечаток. (Этот абзац вставлен в текст из дополнения к печатному оригиналу – прим. электронной редакции.) 942 л. 98. Даниил привел здесь полное толкование Феодорита на указанный стих псалма и привел вполне соответственно современному переводу толкований Феодорита. Твор. блаженного Феодорита, М. 1856. ч. (не разборчиво). 127, но только до проведенных слов: «от дву бо палиц составляется», которых вовсе нет в русском печатном издании творений бл. Феодорита. Притом эта самая фраза стоит вне всякого логического соотношения к предшествующим мыслям толкования, несмотря на свою внешнюю грамматическую связь, выражающуюся в частице «бо». Но отсутствие известной фразы в современном русском переводе в данном случае не служит основанием к заключению, что она совершенно вымышлена (как это сделал, напр. о. Виноградов в своем исследовании о Феодоритовом слове стр. 35, хотя и не по своей вине: он пользовался другим изданием творений Феодорита – именно Парижским Сирмонда 1642 года). Подлинник толкований Феодорита разъясняет все дело. В современном русском переводе в толковании на 4 ст. XXII псалма опущена целая довольно обиширная мысль, которая, впрочем, и в самом подлиннике поставлена в скобках. Эта то опущенная мысль и заключает в себе известную уже нам фразу. Но древний переводчик ( Максим Грек ) взял ее опять не в связи с этою последнею (по настоящему переводу опущенною) мыслию, а почему-то отнес ее к предыдущей, отчего она естественно и потеряла свои определенный и даже всякий смысл. Притом переводчик вырвал из целой, опущенной в современном переводе, обширной мысли только одну известную нам фразу, а все остальное почему-то опустил. Вроятно, у него под руками находился испорченный список творений Феодорита, и он сам, будучи еще плохо знаком с русским языком, легко мог допустить такую неточность в переводе.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zhmaki...

Определили: Указ Святейшего Синода принять к руководству и исполнению, изменив соответствующим образом «Правила о приеме в студенты Академии». V. Отношения Канцелярии Обер-Прокурора Святейшего Синода: а) от 11 октября за 7222: «По утвержденному Г. Сино- —318— дальным Обер-Прокурором 29-го сентября 1901 года докладу Учебного Комитета при Святейшем Синоде кандидат Московской духовной академии Василий Креминский освобожден от данного ему 1-го минувшего сентября назначения в Слуцк и определен на должность учителя географии и арифметики в Черкасское духовное училище». б) от 11 октября за 7235: «По утвержденному Г. Синодальным Обер-Прокурором 29 сентября 1901 года докладу Учебного Комитета при Святейшем Синоде кандидат Московской духовной академии Алексей Краснопевцев определен на должность помощника инспектора, содержимую на епархиальные средства, в Тульскую духовную семинарию». в) от 31 октября за 7651: «По утвержденному Г. Синодальным Обер-Прокурором 11 октября 1901 года докладу Учебного Комитета при Святейшем Синоде кандидат Московской духовной академии Александр Триумфов определен на должность помощника инспектора в Полтавскую духовную семинарию». г) от 10 ноября за 7979: «По утвержденному Г. Синодальным Обер-Прокурором 25 октября 1901 года докладу Учебного Комитета при Святейшем Синоде кандидат Московской духовной академии Владимир Беляев определен на должность учителя географии и арифметики в параллельные классы Перервинского духовного училища». д) от 4 декабря за 8595: «По утвержденному Г. Синодальным Обер-Прокурором 17-го ноября 1901 года докладу Учебного Комитета при Святейшем Синоде кандидат Московской духовной академии Дмитрий Чистилин определен на должность помощника инспектора в Могилевскую духовную семинарию». е) от 5 декабря за 8628: «По утвержденному Г. Синодальным Обер-Прокурором 23 ноября 1901 года докладу Учебного Комитета при Святейшем Синоде кандидат Московской духовной академии Виктор Соколов определен на должность учителя латинского языка в Кашинское духовное училище.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Семен Башилов, сын лаврского канцеляриста. По изучении наук в семинарии, в 1758 году отправлен для продолжения образования в московский университет, и отсюда в 1763 году вытребован в лавру и определен учителем нисшего класса. Вместе с тем ему поручено обучать детей лаврских служителей географии, арифметики, геометрии, тригонометрии, геодезии и другпм иаукам, которым обучался сам. В сентябре 1764 г. Кашилов переведен на высочайший грамматический класс. В 1765 году в качестве инспектора назначен состоять при студеитах московской академии и Троицкой семинарии, отправленных для образования в Англию 326 ; но в Петербурге почувствовав себя нездоровым, отказался от назначения и поступил на должность переводчика при академии наук. В 1769 году перешел в коммиссию о сочинении нового уложения, в 1770 г. опредлен секретарем в сенате и в том же году скончался. О ученых и литературных трудах его см. словарь светск. писат. том. 1. М. 1845 г. Петр (в монашества Поликарп) Тененев, сын лаврского служителя. По окончании курса в Троицкой семинарии, 5 сентября 1763 г. определен в ней учителем греческого и еврейского языков. В 1766 году подавал прошение Платону с изъявлением желания принять монашество, но прошение его не принято, потому что Тененев замечен был в невоздержании. В 1767 году уволен он от службы при семинарии. После был пострижен, и в делах 1776 года называется иеромонахом при лавре 327 . Василий Беляев, из воспитанников Троицкой семинарии учитель нисшего класса в 1765 г. В 1766 г. учил и арифметики. Сергей Введенский. Учился в Троицкой семинарии. В 1765 г. олределен учителем высшего класса, в 1770 г. был учителем риторики и пиитики. По собственному желанно выбыл в 1771 году в светское звание и получил чин провинциального секретаря. Антоний Палладоклис–Ксенатский, грек. Из харьковского коллегиума поступил на место Тененева в учителя греческого языка в 1767 году. Уволен по прошению в сентябре 1770 года. Андрей (в монашестве Амвросий) Подобедов, сын священника из села Стогова, александровского уезда. По окончании курса в Троицкой семинарии, ноября 17 1765 г. определен библиотекарем и катихизатором: 22 июня 1767 г. учителем еврейского языка на место Тененева. Пострижен в 1778 г. и в августе того же года переведен в московскую академно на должность проповедника. В последствии был митрополитом новгородским и санктпетербургским,и скончался в 1818 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

3 . Едва ли нужно много распространяться, что ни новейшие драматурги, ни даже древние трагики, заменив первоначальные религиозные сюжеты светскими комедией и трагедией и оставив при этом всю сценическую обстановку по стилю религиозной, не придумав в этом отношении – как бы следовало им, конечно, сделать – ничего нового 226 нисколько не стерли и не уничтожили зависимости театра от его духовного корня и первоисточника. Уворованное же у других можно ли когда-нибудь считать своим собственным? 4 . А из этого следует, что неверующее человечество нашего времени, так увлекающееся театрами, в них так же, как и христиане в своих храмах, «служит» (ср. выражение: «такой-то артист прослужил на сцене искусству целых 25 лет») и чуть ли не «молится» (и на это параллель можно указать) и, во всяком случае, слушает проповеди и нравоучения своих жрецов, пророков и псалмопевцев (артистов, драматургов, композиторов). Только «бог» их – не наш Бог, но для них он все же бог... 5 . Понятно теперь, почему христианину неприлично и грешно ходить в театр, хотя бы там давались и распрекрасные вещи (которых, впрочем, не ставят). 6 . Демонический характер носит и музыка. О некоторых произведениях сего вида искусства можно это утверждать положительно. Конечно, ничего нельзя ожидать хорошего от знаменитой «Дьявольской сонаты» Вернее, сонаты «Дьявольские трели». – Прим, составителя). Тартини (считается его лучшим произведением), которому приснилось, что он продал душу свою диаволу за то, что тот сыграл ему на скрипке эту пьесу. Если послушать самих учителей музыкального искусства, то мы найдем у них самое путаное и легковесное объяснение причин, откуда у современного общества явилась потребность в музыке и каковы ее основания и значение 227 III. Литература Жития святых и биографии наших писателей по их существу и содержанию • Жития святых сами по себе представляют источник громадного интереса и духовного наслаждения; в литературном же отношении составляют самостоятельную область, достойную всяческого изучения. Ибо «когда пересказываем жития прославившихся благочестием, – говорит св. Василий Великий 228 –

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

13 Здесь, конечно, нельзя разуметь княжих бояр, которые были пришельцами и постоянно пополнялись новыми выезжанами из всех близких и дальних земель, и которые не были привязаны к городам никакими узами, кроме выгод княжеской службы, и при первой ссоре с князем или при первой обиде оставляли и князя, и город или при других обстоятельствах вместе с князем выезжали из города. Летописи постоянно отличают от них городовых и племенных бояр и называют их не по князьям, а по городам; так, например, в Ипатиевской летописи говорится под 1136 годом: «Многы бо бяше Бояре Киевьскии изоимали» или под 1096 годом Князья сами отличают своих Бояр от городских: «да поряд положим.... пред Епископы... и пред мужи отечь нашим» и пред людми градьскыми». (Соб. Рус. Лет. Т. I. стр. 98). 14 О богатстве, могуществе и обширных владениях бояр часто упоминают ваши летописи; так, например, в первой Новогородской летописи под 1417 годом говорится, что новогородские бояре владели целыми волостями в Заволочье, имели свое войско и воевали с боярами князя Московского. «Того же лета, с Вяткы, из Князя Великого отчины, Княжь Боярин Юрьев Глеб Семеновичь, с Новогородскыми беглеци с Семеном Жадовскым и с Михайлом с Розсохиным, и с Устьюжаны, и с Вятчины. изъехаша о насадех, без вести, Заволоцскую землю, и повоеваша волость Борок Ивановых детей Васильевича. ... а Василий Юрьевич сын посадничь, Самсон Иванович, Гаврила Кирилович, брат его Григорий, с Заволочаны, идоша за разбойникы в погоню, и пограбиша Устьюг». (Собр. Рус. Лет. Т. III. стр. 106–7). 15 Вот ряд новогородских Посадников этого времени. В 6626 году был посадником Дмитр Завидич; потом в 6634 году дали посадничество Мирославу Гюрятиничю; в 6636 году Мирослава сменили и дали посадничество сыну Дмитра Завиду Дмитровичу; в 6637 г. прислан был посадник из Киева Данил; в 6638 его сменили Петрилом; в 6640 Петрилу сменили Рагуйлом, причём Псковским Посадником сделали Мирослава Гюрятинича; в 6642 году опять отдали посадничество Петриле, и в тот же год, во время Суздальского похода, сменили его Иваном Павловичем; а когда сей пал в Жданской Битве то дали посадничество Мирославу Гюрятиничю.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Belyaev/g...

Так в книге было записано: у крестьянина оханского уезда деревни Варов Егора Кузнецова куплено 380 пудов муки; у крестьянина Селитской деревни Андрея Шилова 164 пуда муки; того же уезда Тутевской деревни у крестьянина Ивана Болотова 100 пуд. 20 фун. Муки и 3½ пуда постного масла. Семинарское правление отнеслось в Оханский нижний земский суд с просьбой отобрать от вышеупомянутых крестьян сведение: действительно ли были покупаны у них мука и масло и по какой цене. Земский суд на это отвечал, что сысканный оным крестьянин Иван Болотов показал, что он ни в марте месяце, ни прежде – более уже пяти лет, в губернском городе Перми не бывал и ни муки, ни масла в семинарию не продавывал, и с чего на него сие показано, не знает. Что же касается до крестьян Андрея Шилова и Егора Кузнецова, то их во всем уезде не нашлось. Другой расход, показавшийся семинарскому правлению подозрительным, был следующий. В приходорасходной книге было записано; у крестьянина деревни Юстановой Василья Котельникова куплено 77 пудов ячной крупы; у крестьянина села Насатки Стефана Беляева куплено муки 189 пудов и 11 пудов гороху. Как и в первом случае, семинарское правление отнеслось в Пермский нижний земский суд о спросе означенных крестьян, действительно ли были покупаемы у них мука и горох и по какой цене. Суд сообщил семинарскому правлению, что Котельников, по его отзыву, в семинарию ничего не продавал, а Беляев вовсе не сыскан. По обоим этим делам семинарское правление доносило консистории и на эти-то свои репорты оно и указывало в вышеприведенном ответе консистории. Консистория велела произвести следствие учрежденной при семинарии комиссии. Комиссар игумен Никандр н данные ему комиссией вопросы касательно первой из вышеозначенных покупок дал показание, что в то время, когда были куплены вышеупомянутые припасы, он был болен и покупки производил помощник его Василий Удинцев. В свою очередь спрошенный Удинцев отвечал, что все помянутые покупки он действительно производил, но покупал не один, а с сеньором Петром Поповым и поваром Степаном Пелынцевым, которых он и выставлял свидетелями как действительности покупок, так и верности записанного к книге расхода денег на оные.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Симеон Солунский ,  –  и мы на все разом, по возможности, скажем то, что знаем по преданию от отцов. Архиерей, священник, диакон, занимающий в духовном звании служебную степень, и всякий другой клирик, быв законно рукоположен, есть истинный слуга Божий, споспешник спасению людей, другой ангел Божий, проводник освящения, которою сам исполнен, сосуд, весь полный божественною света и благодати, и великую награду от Бога получит он там, и тем более, чем усерднее он к священнослужению и чем менее расположен он к лености и небрежности, при своей благоговейности: так как леность служит признаком неблагоговейности. Впрочем, если только законно получил он право на священнослужение, пусть священнодействует: это спасительно для него и для всех, как живых, так и умерших, и об этом говорит богослов Василий. Но и в недостойном, если только он рукоположен, архиерее, священнике, клирике или служителе церковных треб, по силе рукоположения, благодать действует ради спасения обращающихся к нему  –  и каждый получает от него освящение, и ни один не остается, не сподобившись его. Рукополагаемые ими рукополагаются; разрешаемые от грехов или связываемые разрешаются или связываются; и все совершаемые ими таинства  – действительно таинства: потому что совершает их не человек, но чрез этот орган  –  благодать. Горе этому органу, если он совершает не по намерению чрез него Совершающего! Горе священнодействующему небрежно! Если в делах дальних и человеческих принимающий на себя то, чего ему не дано и чего он не стоит, заслуживает такое наказание как вор, разбойник, наглец, похититель и презритель того, что выше его звания, то не тем ли более подвергнется оказывающий пренебрежение к вещам божественным и небесным, и особенно к делам Самого Бога? Если повинен суду только недостойно приобщающийся, то тем более  –  недостойно священнодействующий. Это мы говорим о принявших рукоположение: все они, прежде ли, после ли грешат, недостойны его. И если бы удалось им раскаяться и улучить спасение, они сами оставили бы совершение священнейших действий священства и в исповедании и в скорби стали бы преклонять Бога к себе на милость.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

А насчет других достижений - их действительно не мало. Например, ситуация в Чечне, общее благосостояние граждан, количество автомобилей на душу населения и других предметов роскоши, строительство и восстановление огромного количество церквей, количество туристов из России в других странах, улучшение имиджа России и россиян за рубежом. Есть и другие положительные показатели планомерной внутренней и внешней политики. Но, конечно, еще достаточно проблем в сфере образования, этики, морали, социальной сфере. И я считаю, что Путин - это тот политический лидер, которому можно доверить решение этих проблем, т.к. он на деле показал, что на это способен и имеет политическую волю. Даже если он делает иногда ошибки, то они не такие существенные. В основном он поступает правильно. Василий Правдолюбов 2 сентября 2012, 22:43 Все что сейчас происходит - это постепенное очищение России от всего атеистического и безбожного. Все что построили безбожники будет разрушено от 5-этажных " хрущевок " , до братских ГЭС в которых зацементированы их строители. Хулители Православия и правительства сами себя выдали и высекли, думаю, что народ их не поддержит. Но России еще предстоят кровавые испытания из которых она выйдет очищенной и будет восстановлено самодержавие. Дмитрий 2 сентября 2012, 20:00 По поводу недовольных Путиным я отвечу словами иеромонаха Серафима (Роуза): " Как только люди получат всё для «счастья», они тут же придут к бешеному недовольству и собой, и своим миром. " И добавлю от себя: 1.Быстро наш креативный класс забыл, а может и не знал никогда, как жилось людям в России еще десять двенадцать лет назад. 2. Вы обязательно победите т.е. и ненавистные Путин с Патриархом Кириллом уйдут и большинство народа как и вы начнет бесноваться но не раньше чем наши " люди получат всё для «счастья» " . :) А мы - те которые христовы вероятно уйдем " в катакомбы " . Я верю отцу Серафиму. Дмитрий 2 сентября 2012, 19:19 Все верно и прямо написали о. Димитрий, помогай вам Господь! Владимир Беляев (Сан- Франциско) : Очень правильная статья! От имени потомства Белой эмиграции (РПЦЗ) поддерживаем и подтверждаем высказанные тезисы.

http://pravoslavie.ru/55761.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010