Примечание: в особом приложении дать самый подробный отчет о материальном положении учебного заведения, с указанием сумм и источников дохода, которым располагало уч[ебное] завед[ение] к началу истекшего уч[ебного] года. 17. Какие средне-учебные завед[ения], высшие начальные, учительские семинарии и тому подобные школы имеются в городе, где расположено учебное заведение, кроме начальных [училищ], – реальное училище, мужская гимназия, две женских гимназии и два высших начальных училища. В уезде – нет. Приложение к ответу на вопрос 13: 1. Смотритель училища, кандидат богословия Яков Чредин преподает Закон Божий в III и IV классах училища, на духовно-учебной службе с 11 сентября 1887 г. (а всего на службе 30 лет 7 мес). 2. Помощник смотрителя, кандидат богословия Евгений Андриевский преподает Закон Божий в I и II классах училища, на духовно-учебной службе с 27 сентября 1907 г. (а всего 10 лет 7 мес). 3. Учитель русского яз[ыка] с церковно-славянским во II–IV классах (13 уроков), природоведения в III-IV классах (4урока) и географии в I классе (1 урок), кандидат богословия Вячеслав Пилькевич, он же воспитатель II класса, на духовно-учебной службе с 4 октября 1910 г. (а всего 7 лет 7 мес). 4. Учитель греческого яз[ыка] (10 уроков), русской истории в IV классе (2 урока) и русского яз[ыка] в I классе училища (6 уроков), кандидат богословия Владимир Павловский, он же воспитатель IV класса, на духовно-учебной службе с 26 августа 1890 г. (а всего 27 лет 8 мес). 5. Учитель латинского яз[ыка] во II-1V классах и русской истории в III классе училища, кандидат богословия Роман Новиков, он же воспитатель I класса, на духовно-учебной службе с 8 октября 1914 г. (а всего 3 года 7 мес). 6. Учитель арифметики и географии, кандидат богословия Павел Булгаков, он же воспитатель III класса, на духовно-учебной службе с 31 августа 1889 г. (а всего 28 лет 8 мес). 7. Учитель церковного пения (исполняющий должность), дьякон Скорбященской г. Ливен церкви Василий Беляев окончил 3 класса Орловской духовной семинарии, на духовно-учебной службе с 1 октября 1917 г. (а всего 7 мес).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Пусть каждый вспомнит только свои школьные и гимназические годы и найдет сколько угодно примеров из прочитанных тогда по обязанности и по собственному расположению книжек. Вот царь Соломон из «Тысяча и одной ночи», арабских сказок Шехерезады 456 , помещает в небольшую бутылку громадного джинна – духа (который в свободном состоянии ногами стоял на земле, а головой уходил в облака) и, запечатав магической печатью, бросает в море. В другой сказке «Волшебная лампа Аладина» также джинны-бесы являются в гигантском виде 457 . В «Фаусте» Гете бес, «гений земли», вызванный заклинаниями, чтобы устрашить Фауста, является в огромных размерах, но тот же бес под видом Мефистофеля, желая подладиться к Фаусту и обольстить его, принимает на себя уже скромные размеры – бояться, мол, меня нечего... 458 У наших поэтов то же самое. У Пушкина в песнях юго-западных славян («Марко Якубович») дух за краткое время три раза меняет свой вид, последовательно из великана превращаясь в маленького карлика. В стихотворении «Бесы» ямщик говорит поэту: Посмотри: вон, вон играет, Дует, плюет на меня... Там верстою небывалой Он торчал передо мной, Там сверкнул он искрой малой И пропал во тьме ночной... Пушкин приглядывается: Вижу – духи собралися Средь белеющих равнин. Бесконечны, безобразны В мутной месяца игре, Закружились бесы разны, Будто листья в ноябре... Или вот еще насмешливая (когда совсем не смешно) фраза невера-интеллигента: Ты в пузыречек наловишь их сотню... Некрасов 459 II. Он неспособен к раскаянию 460 . «Может быть, что до сотворения человека и для диавола оставалось еще какое-нибудь место покаянию, – говорит святой Василий Великий . – Но как скоро явились и устроение мира, и насаждение рая, и человек в раю, и заповедь Божия, и зависть диавола, и убиение возвеличенного, с тех пор заключено для диавола и место покаянию. Ибо, если Исав, продав первородство, не нашел места покаянию, то остается ли какое место покаянию для того, кто умертвил первозданного человека и чрез него внес смерть?» 461 III.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

По первоначальному плану занятий, предположенному автором, он думал издать монографию о патриарших и синодальных приказах, почти уже оконченную. Но разные чисто ученые соображения заставили исследователя отложить на время эту монографию и остановиться лишь на одном из приказов, на патриаршем дворцовом, и обработать вместе с его историей историко-юридическое развитие его ведомства, то есть института земельных владений высшей правительственной власти русской Церкви. Во время двух летних вакаций ученый-исследователь, «насколько было у него времени и сил для занятий, старался изучить архив дворцового приказа, собрать в нем сведения о предмете, соединить находимые в них частные однородные факты, найти им общие формулы, составить из формул цельное изображение всем составным частям института патриарших и синодальных вотчин и после того свои результаты проверить новым рассмотрением частностей и подробностей, дополнить и исправить», – одним словом, говоря мастеровым, прозаическим языком, прочитать материал, сделать выписки, расставить их по периодам и отделам, устранить неизбежные пропуски и ошибки и в заключение изложить все это так, как принято в ученых книгах. Два старые сборника актов о митрополичьих землях как-то затерялись; исследователю «хотелось естественно отыскать их». Он лично беседовал об этих сборниках с Н. В. Калачовым, который пользовался ими, когда они были еще живы. К счастью, почтенному искателю помог И. Д. Беляев , который владеет копией с одного из сборников. Во введении обязательно и с подробностью указаны разряды, достоинства, число актов, послуживших материалом для исследования; обозначено и то, где можно прочитать эти акты. Оказывается, что их очень много; оказывается, что в управлении своим хозяйством наши древние главы иерархии умели развивать необыкновенную деятельность и письменность своих канцелярий, которая своими размерами вызвала бы удивление исследователя и в гораздо более грамотной стране сравнительно с древней Россией. О существовании этого факта подозревали и прежде, но введение о. Горчакова делает его несомненным.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

«Почему, спрашивает Василий Великий , в самом устройстве не дано нам безгрешности, так что нельзя было бы согрешить, хотя бы и хотели? Потому же, почему и ты не тогда признаешь служителей исправными, когда держишь их связанными, но когда видишь, что добровольно выполняют пред тобою свои обязанности. Поэтому и Богу угодно не вынужденное, но совершаемое добровольно. Добродетель же происходит от произволения, а не от необходимости. Поэтому, кто порицает Творца, что не устроил нас безгрешными, тот не иное что делает, как предпочитает природе разумной неразумную, – природе, одаренной произволением и самодеятельностью, неподвижную и не имеющую никаких стремлений» 74 . Творец создал свободу ангелов и людей чистой, невинной и безгрешной, и имеющей влечение к добру; но, не разрушая самой свободы, не мог исторгнуть из неё возможность зла. A разрушить свободу значило не создать разумно-свободные существа. Но могла ли допустить это благость и любовь Божия? Движимый беспредельною любовью, Бог желал, чтобы существовали не одни только бессознательные носители Божественных совершенств, но чтобы существовали сознательные и разумные участники в Его жизни и блаженстве. Он желал видеть в твари не рабское только и бессознательное служение Себе по необходимости но разумное и свободное служение по любви. Любвеобильный, Он хочет сколько возможно приблизить к себе тварь; творит существа, способные к такому высокому союзу; создавая их по Своему образу, дает им возможность уподобляться Ему и пребывать с Ним в блаженном и святом общении любви. В образе Божием заключается и высочайшая любовь Божия к созданным по нему, и высочайшее величие и блаженство самих созданных. Существенные черты образа Божия суть разум и свобода; они суть высшие проявления тварной жизни. Поэтому, если бы Бог не сотворил разумно-свободных существ, то творческая любовь Его проявилась бы не во всей силе, и мир не был бы прекраснейшим. Благость побуждала Бога сотворить наилучшее; а наилучшее в мире есть духовная жизнь, высшие проявление которой суть разум и свобода.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

«Совет Московской Духовной Академии, высоко ценя Ваше многолетнее, всегда честное, весьма усердное и плодотворное служение Академии на поприще учено-литературном и при исполнении должностных Ваших обязанностей, по справедливости стяжавшее Вам звание заслуженного профессора, с глубоким сожалением принял изъявленное Вами желание оставить службу при Академии и только во внимание к Вашей болезни не счел себя в праве противиться исполнению этого Вашего желания». «Воссылая горячие молитвы к Господу сил о исцелении Вас от болезни и о даровании Вами обновления и укрепления сил для продолжение Вашего многоплодного служения церкви, наук и духовному просвещению, Совет Академии, имея в виду в ближайшем будущем связать Ваше имя с именем Академии избрании Вас в почетные члены, питает полную уверенность, что Вы и по оставлении службы при Академии не останетесь чужды ей по духу и будете считать ее себе родной, также как она не перестает и не перестанет считать Вас дорогим для себя и родным своим по духу сочленом». – Адрес этот по поручению академического совета доставлен о. протоирею И.Н. Корсунским . – На освободившуюся с увольнением прот. Касицына вакансию экстраординарного профессора советом академии избран доцент по кафедре догматического богословия А.Д. Беляев , окончивший академический курс в 1896-м году и таким образом уже семнадцать лет находящийся на службе академии. Указом Св. Синода доцент по кафедре священного писания Нового Завета М.Д. Муретов за свое сочинение «Ветхозаветный храм», согласно удостоению совета Московской и Казанской духовных академий, утвержден в степени доктора богословия. Вследствие этого утверждения, совет академии, в заседании своем 1-го Мая, избрал М.Д. Муретова в звании ординарного профессора на свободную вакансию, имевшую по той группе предметов, к которой относится кафедра Свящ. Писания Нового Завета. После своего избрания в звании ординарного профессора, М.Д. Муретов просил совет академии уволить его от должности лектора французского языка и должность эта была предоставлена советом доценту по кафедре церковной археологии и литургики А.П. Голубцову .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sokolo...

Здесь не мешает заметить, что и продолжатели Нестора не все ясно сознавали сие правило, и потому в наших летописях нередко встречаются явные ошибки против соединения Мартовских годов с Сентябрьскими. В заключение настоящего рассуждения, кстати сказать, когда наши летописцы оставили Мартовский год и стали вести счет своим летописным годам по Сентябрьскому году. Здесь одного времени назначить нельзя, и каждый летописатель, вероятно, оставлял Мартовский год тогда, когда он уже выходил из употребления на его родине. Так, например, в Троицкой летописи Сентябрьский год начинается с 1407 года, под которым сказано: „В лето 6915 индикта 15 представися Преосвященный Митрополит Киприан Киевский и всея Руси, Семптября в 1-й час нощи....тогоже лета преставися благоверный Князь Костянтин Ондреевич Ростовский... Апреля 27. Тогоже лета месяца Июня 8-го, представися благоверная великая Княгиня Дмитриева Евдокия, наречена в монашеском чину Ефросинья“. Таковой же порядок происшествий и в следующих годах, из которого явно видно, что летописец уже принял индиктовый год Сентябрьский, а не Мартовский; для примера вот еще 6916 год: „В лето 6916, индикта 1-е Семптября 8-го, поиде Князь Великий Василий Дмитриевич Смолиньску.... тогоже лета погоре град Ростов.... и людий много истопе, Июня 24“. Напротив, в Новгородских летописях Мартовский год оставляют не прежде покорения Новгорода Московским Великим князем, Иваном Васильевичем III-м, который повсюду начал вводить Московскую Администрацию, и с тем вместе, естественно, предписал править новолетие одинаково с Москвою, с Сентября месяца. (Из N 2-го Чтений в Императорском Обществе Истории и Древностей Российских, 1846, засед. Сент. 28-го дня.) 1 Для гражданского новолетия, кажется, и в Церкви была составлена особая служба, отправлявшаяся 1-го Марта. По крайней мере, в дошедших до нас древних рукописных Прологах встречается сказание о Марте месяце, как о первом в году. Вот начало его: «С начаток месяцем и первый наречется Богоугодником Моисеем, от сего оубо оучими бываем всякыми Богом сделанными от небытия в бытие“ и пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Belyaev/h...

Тамбовские купцы Иван Меньшой Кузьмин, Василий Расторгуев, Матвей Бородин и Григорий Беляев доносили, что бургомистр тамбовского магистрата Толмачев тамбовским купцам Бородиным, Расторгуевым и Беляеву дал аттестаты для их торговых промыслов и подрядов не против их капиталов, но с большим излишеством и теперь из тех купцов Расторгуев поехал для откупа питейных сборов. Сенат приказал: 35 человек тамбовских купцов показали, что аттестаты подписаны Толмачевым без согласия всего купечества, единственно только потому, что Бородин и Расторгуев без совету прочих купцов, ходя по домам и лавкам, собирают подписки, чтоб быть Толмачеву бургомистром, чего купечество не желает; следовательно, заключает Сенат, нельзя увериться, чтоб означенные аттестаты были справедливы, тем более что и по нынешнему содержанию упомянутыми купцами питейных сборов состоит на них доимки около 9000 рублей; так как поэтому к торгам питейных сборов их допускать сомнительно, то пусть Главный магистрат рассмотрит немедленно, аттестаты им даны согласно ли камер-коллежскому регламенту. Мы видели, что с самого начала войны внутренняя охрана была ослаблена, вследствие чего надобно было ожидать умножения разбоев. Лихвинская воеводская канцелярия дала знать о разбитии 7 человек купцов разбойническою шайкою в 30 человек. Вслед за тем Сенат получил известие, что по рекам Волге, Каме и Белой оказались великие разбои, железным караванам Демидовых и Твердышева чинятся грабежи и находящимся на них людям разные мучительства; Сенат приказал казанскому и нижегородскому губернаторам препятствовать и ловить, но легко ли было исполнять приказание? Около Саратова в колониях явились разбойничьи шайки, двух человек убили, несколько селений с хлебом и скотом сожгли, грозя и вперед делать то же. На Каме насчитывали 14 разбойничьих шаек, в каждой от 7 до 15 человек. Разбои начались в Шатском и Касимовском уездах и в Темниковском лесу. Так было в 1769 году. В следующем 1770 казанский губернатор донес, что по рекам Вятке, Каме, Волге и Суре весною появились разбойничьи многолюдные шайки, которые убивают и разоряют обывателей, для поимки отправлены команды и 38 разбойников поймано.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

«Целый мир, говорит Василий Великий , состоящий из разнородных частей, Бог связал каким-то неразрывным союзом любви в одну гармонию; так что части, весьма удаленные друг от друга по положению, кажутся соединенными посредством симпатий» 55 «Этот мир, говорит Григорий Богослов , дотоле стоит твердо и в мире с самим собой, пока в нем ни одно существо не восстаёт против другого и не разрывает тех уз любви, которыми все связал Художник – творческое Слово, – дотоле соответствует своему названию и подлинно есть космос и красота несравненная» 56 . Между тем как в неорганической природе творческая, все соединяющая, все упорядочивающая и организующая, сила любви проявляется в виде химического сродства и в виде притягательной силы, в жизни органической и особенно в жизни духовной она является любовью в собственном смысле. На организмах растительных и животных любовь инстинктивно проявляется в самосохранении и в самовоссоздании. Растение вбирает в себя посредством корешков не всякие, а только такие соки и вообще элементы, которые могут быть для него пищей и могут образовывать его ткани. Животные также, по любви к себе, все делают, чтобы поддержать, сохранить, продолжить и возвысить свою жизнь. Все действия их, и инстинктивные, и самопроизвольные, выходят из любви к себе и направлены к самосохранению Стремление сохранить себя навсегда, если не в собственной особи, что невозможно, то по крайней мере в подобных себе экземплярах, – особенно сильно обнаруживается в половой любви. С другой стороны, половое влечение есть самая крепкая и тесная связь, соединяющая существа одного вида. Из этого влечения рождается не менее сильная любовь родителей к детям и детей к родителям. Самосохраняющая деятельность в растительном и животном организме распределена между многими членами, из которых каждый действует различно от прочих и однако деятельность каждого направлена к одной цели – к поддержанию жизни и благосостояния всего организма. Члены организма различны по своему устройству, внутреннему составу и внешнему виду, но все между собой связаны и составляют один организм, все оживляются одним духом жизни и действуют по одной какой-то воле.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

По различию характеров они желают различного, по крайней мере на первом плане один поставляет то, другой – иное. Ho, с другой стороны, как представители одного и того же типа, они во многих свойствах, стремлениях и целях согласны между собой. Отсюда между ними нет полноты разделения и борьбы на жизнь и смерть, но все-таки есть соревнование, не убивающее их жизнь, но возбуждающее и возвышающее её энергию. Одинаковые предметы, к которым они стремятся, поддерживают между ними борьбу, но такую, которая не разрушает их и не убивает (исключение представляют разве только самые слабые представители типа), а напротив, поддерживает их бодрость, развивает их силы. препятствует усыплению, чрез усиление жизненной энергии отдаляет дряхлость и смерть и умножает и сохраняет их потомство 44 .С другой стороны, различие их стремлений и деятельности дает простор последней. Различие их характеров связывается с различием в самых организмах их; а отсюда и пища их не одинаковая, отсюда, далее, достаточность этой пищи для поддержания существования всех их. «Каким образом, говорит Василий Великий , каждая порода рыб, получив в удел удобную для себя страну, не делает нашествий на другие породы, но живет в собственных своих пределах? Ни один землемер не отводил им жилищ, они не ограждены стенами, не отделены рубежами, но, бесспорно, каждой породе уступлено полезное. Один залив прокармливает такие породы рыб, a другой – другие; во множестве водящиеся здесь рыбы редки в других местах. He разделяет гора, возносящая острые вершины, не пересекает перехода река; но есть какой-то закон природы, который равно и правдиво, сообразно с потребностями каждой природы, распределяет им место жительства» 45 . Этот закон заключается в самом устройстве природы их, есть закон Сотворившего их, Который, по Своей благости, Сам обеспечивает исполнение его. Очи всех уповают на Тебя., говорит Псалмопевец, и Ты даешь им пищу их в свое время. Открываешь руку Твою, и насыщаешь все живущее no благоволению ( Пс. 144:15–16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

К сожалению, в настоящее время в обществе принято думать совершенно наоборот. Чуть-чуть где-либо раздастся голос пастыря или просто даже благоразумного члена семьи, что нужно-де жить более простой жизнью, сейчас закричат со всех сторон: «Вы в монахи хотите наших дочерей и сыновей записать», «Молоды они, им надо повеселиться, подкормиться», «Не всем быть подвижниками», подразумевая под этим, что все монахи наживают от постной пищи только малокровие и чахотку, а от недосыпания – мигрень. Я говорю, понятно, об истинных монахах. Не есть мяса, не пить вина, не курить и тому подобное для нынешних людей есть уже не только подвиг, но, повторяю, и самоубийство. Аскетика, в задачу которой входит, между прочим, указание лучших способов обращения со своим телом, потому что оно есть друг души и без него последняя не может спасаться и приобретать добродетели, – аскетика, говорю, считается наукой (если только еще наукой!) необоснованной, странной, сумасбродной 4 А лучше сказать – неизвестной. Даже в духовных академиях соответствующие кафедры только перед войной 1914 года открыли, и замещавшие их, конечно, ничего не успели сделать для этой науки, а надо бы выразиться – для спасения душ верующих. Поэтому аскетический писатель, желая быть принятым и понятным в среде, если уж не неверующих, то интеллигентов, воспитанных на доверии к так называемым научным истинам, – я разумею ту часть из них, которая нелицемерно хочет спасаться и идти ко Христу тесным Его путем, но не знает, где этот путь искать, – поневоле должен иметь опору для своих мнений во внешних источниках, в светских эмпирических науках, столь любезных культурным людям. Чисто святоотеческие доводы были бы для последних неприемлемы, невероятны, непонятны, недостоверны. Известно, что коза приманивается сеном, свинья – грязной лужей и пчелка – душистыми цветами. Каждому свое. Снисходя к немощи таковых людей, что делали в свое время и святые Василий Великий , Григорий Богослов и другие, и показывая, что лучшие, то есть наиболее беспристрастные и неослепленные представители науки, не являются противниками основных точек зрения аскетики во взглядах на трактуемый предмет, аскетический писатель тем самым получает надежду заинтересовать и привлечь внимание и светских людей. Не погибать же им, и не из монахов только должно ведь состоять Царство Небесное. Когда они увидят, что наука, которой они так верят, одобряет все то, чему учит и аскетика, то сами уже возьмутся дальше за самостоятельную работу. По крайней мере, те из них, кто хочет искренне презреть мир и кто познал его суету. Вот почему я вообще часто привлекаю светские научные данные в качестве положительного или отрицательного доказательства в своих «Основах», чего до сих пор богословы-аскеты не делали. А по какой причине, мне нет необходимости здесь говорить. У меня свой путь...

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010