Его отец сказал ему: «Послушайся меня, не губи свою юность, так чтобы осрамиться во дворце и чтобы отобрали у тебя анноны 502 , которые дают тебе. Я и твоя мать – нет у нас детей, кроме тебя, и если твоя мать слышит, что твое тело беспокоило (болью тебя хоть) один день, она не ест и не пьет из-за тебя. Клянусь твоим здоровьем, в день, когда ты был рожден мне, я пожертвовал золотой центенарий в храм Аполлона ради тебя. И я провел три дня, подметая и окропляя 503 , пока тебе не исполнилось три (дня). А на твой третий (день) после того, как ты был рожден мне, я предназначил дочь Василида тебе в жены. Теперь же, мой сын, не огорчай меня, и я дам тебе тридцать золотых центенариев». Василид и Эвий подошли к апе Виктору и сказали ему: «Поистине, мы принимали тебя как человека благородного. Чем же ты стал сегодня из-за непослушания твоему отцу, когда он просил тебя таким образом? И нас ты не постыдился. Мы просим тебя: что есть в твоем сердце, что ты хочешь, чтобы мы сделали тебе, – мы сделаем тебе это». Разгневался апа Виктор и вскричал, говоря: «Боже, Твои глаза видят, и Твои уши слышат, что так, как я хочу жить, я хочу, чтобы каждый... и я не завидую. Ты видишь, о Боже мой, то, что делают со мной, так что говорят мне: „(Возьми) тридцать золотых центенариев и отрекись от Бога, Который тебя сотворил, перед всей этой толпой». Разве вы думаете, что я Иуда, который предал своего Господа за тридцать серебрянников, из-за чего унаследовал кладезь бездны и червя неусыпного? Клянусь молитвами святых, так как я недостоин клясться именем Бога, чтобы не освятить свои уста (букв, «чтобы я не стал чистым своими губами»), что, если ты даруешь мне весь мир, и царство Диоклетиана, и всех богов, которых он изготовил, я не принесу жертвы. Написано: „Если ты приобретешь весь мир и повредишь своей душе – что за польза тебе, и что ты приобретешь или что ты дашь взамен твоей души? " " 504 . Когда сказал это апа Виктор и услышал это его отец, он сказал: «Клянусь Аполлоном и Артемидой, я предам тебя царю, и он убьет тебя. Ведь законы повелевают: „Если сын не послушен своему отцу – пусть убьют его 505 ».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/izre...

». «Если кто-либо не анафематствует Ария, Евномия, Македония, Аполлинария, Нестория, Евтихия, Оригена и их нечестивые писания, а также всех других еретиков, осужденных и подвергнутых анафеме святой Вселенской (кафолической) и апостольской Церковью и четырьмя вышеназванными Святыми Соборами, равно как и тех, кто придерживался или придерживается мнений, подобных мнениям упомянутых еретиков, и кто оставался или остался до смерти в своем нечестии, да будет отлучен от сообщества верных», — было указано отцами V Вселенского Собора. В том же фрагменте, приводимом Крашенинниковой, легко можно заметить начаток своеобразного и кощунственного «комплекса Христа», о чем будет сказано ниже. Другая ересь — о предрешенности человеческого существования, которая имеет древние гностические корни (Василид, Валентин и др.) и лежит в основе современного протестантизма, также озвучена Л. Емельяновой в качестве «откровения» Вячеслава Крашенинникова: «Праведные пусть делают правду, неправедные пусть делают неправду, на Небе все решено, ничего ни остановить, ни изменить нельзя…». Это высказывание — классический образец прямого подлога. Первая часть пророчества — почти дословная цитата из Откровения Апостола Иоанна Богослова: «Неправедный пусть еще делает неправду; нечистый пусть еще сквернится; праведный да творит правду еще, и святый да освящается еще». ( Откр.22:11 ). Но дальше в Откровении говорится: «Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам». ( Откр.22:12 ). Ни о какой предрешенности в человеческой жизни, как видим, речи не идет. Господь никогда не посягал на свободу нравственного выбора. Сказанное «святым отроком», таким образом, находится в прямом противоречии с Писанием. Правда, в другом месте Вячеслав говорит нечто прямо противоположное: «Славик говорил, что даже убийца может стать святым, если сильно каяться в своих грехах и больше не делать их». То, что в данном случае концы с концами не вяжутся, Л. Емельянова просто не замечает. Для сравнения приведем здесь высказывание знаменитой болгарской прорицательницы Ванги (Вангелии Гущеровой, 1911-1996), также считавшей себя православной и даже построившей храм у себя на родине: «Не думайте, что вы вольны делать, что хотите, в действиях своих никто не свободен, и все предопределено.

http://sueverie.net/babix-basen-otvrashh...

И не должно тому дивиться, сколько сие ни удивительно, потому что был здесь Петр, имеющий у себя ключи неба; не дивись тому, потому что здесь был Павел, восхищенный «до третьяго небесе, в рай», и слышавший «неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать» ( 2Кор. 12, 2. 4 ). Они-то с воздушной высоты низвели на землю мнимого бога, чтобы низринуться ему в преисподнюю. Это был первый змий злобы, но по усечении одной главы, корень злобы снова оказался многоглавым. 16. Ибо вред Церкви наносили Коринф, Менандр, Карпократ, евионеи и Маркион – сии уста безбожные, потому что, возвещая различных богов, одного благого, другого праведного, прекословят они Сыну, Который говорит: «Отче праведный» ( Иоан. 17:25 ). И также, именуя иного Отца и иного Творца мира, противоречат Сыну, Который говорит: «Если же траву на поле, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает» ( Лук. 12:28 ); и «ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» ( Мф. 5:45 ). Сей Маркион был еще и вторично изобретатель иного зла. Ибо, обличаемый свидетельствами, представленными в Новом Завете из Ветхого, первый осмелился отсечь сии свидетельства и, оставив Бога, без свидетельств оставить возвещаемое слово веры и, как бы уничтожив проповедников, хотел соделать и веру Церкви удобоколеблемою. 17. Преемником его был еще иный, злоименный Василид, ужасный нравом, провозгласитель непотребства. Поборол злобе и Валентин, проповедник тридцати богов. Язычники насчитывают меньшее число богов, а именующийся христианином, лучше же сказать, вовсе не бывший христианином, простер свое заблуждение до целого числа тридцати и говорит, что Глубина (ибо сей подлинной глубине злобы прилично начать учение свое глубиною) родила Молчание, и от Молчания произвела на свет Слово, став, таким образом, хуже признаваемого язычниками Зевса, кровосмесника с сестрою, потому что Молчание названо порождением Глубины. Видишь ли нелепость, облекаемую наружностию христианства? Подожди немного и возненавидишь нечестие.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

Первое впечатление, которое создается при чтении стихов 34–37, заключается в том, что Христос запретил всякую, какую бы то ни было, клятву вовсе и безусловно. Такое впечатление подкрепляется параллельным местом Иак.5:12 , где апостол говорит: «прежде же всего, братия мои, не клянитесь ни небом, ни землею, и никакою другою клятвою ( μ μνετε... λλον τιν ρκον), но да будет у вас: «да, да» и «нет, нет», дабы вам не подпасть осуждению». Так и поняла эти слова Христа древняя Церковь , в смысле абсолютного воздержания от всякой клятвы. Иустин мученик : «Он (Иисус Христос) заповедал нам не клясться вовсе, но говорить всегда истину, в словах: «не клянитесь вовсе» и прочее (буквально приводятся слова 37-го стиха с небольшими различиями)». Евсевий Кесарийский («Церковная история», VI, 5) рассказывает о мученике Василиде, что его товарищи по какому-то случаю требовали с него клятвы, но он утверждал, что клясться ему никак не позволено, потому что он христианин – и открыто исповедовал это. Исповедание Василида сперва принимали за шутку, но т.к. он твердо стоял на своем, его отвели к судье, который, выслушав то же самое, заключил его в темницу. Через некоторое время Василид был обезглавлен. Святитель Иоанн Златоуст решительно вооружается против всякой клятвы, говоря, что она позволительна была только для древних, подобно тому, как сосцы позволительны только для детей, а не для взрослых. То, что прилично отроку, неприлично мужу. Одень отрока в одежду взрослого человека – будет и смешно и опасно для него ходить, потому что он часто будет запутываться. Поручи ему производство гражданских дел, поручи торговлю, заставь сеять и жать, – опять будет смешно. «Но как же быть, скажешь ты, если кто-нибудь требует клятвы и даже принуждает к тому? Страх к Богу да будет сильнее всякого принуждения. Если ты станешь представлять такие предлоги, то не сохранишь ни одной заповеди». Феофилакт: «Клятва, кроме: ей и ни, излишня и есть дело диавола. Но скажешь, неужели и закон Моисея, повелевая клясться, был худ? Узнай, что в то время клятва не составляла худого дела, но после Христа она – дело худое, подобно тому, как обрезываться и вообще иудействовать. Ведь и сосать грудь прилично младенцу, но неприлично мужу».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Скачать epub pdf Гомилия 1. Евангелие от Луки 1:1–4. На начало Евангелия от Луки до слов «описать тебе, достопочтенный Феофил» 1 . Как в давние времена многие среди иудеев пророчествовали, и одни были лжепророки, например, Анания, сын Азура (см. Иер.28:1–17 ), а другие являлись пророками истинными, и у народа была благодать различения духов, благодаря которому одни пророки принимались, другие же, подобные «умелым менялам», отвергались, так и ныне, в новозаветные времена, также «многие пытались» писать евангелия, но не все они получили признание. Да будет известно вам, что кроме четырех Евангелий было написано и много других, а те, которые у нас есть, были выбраны из этих евангелий и переданы Церкви, о чем мы узна е м также и из Евангелия от Луки, начинающегося словами «Как уже многие начали составлять повествования» ( Лк.1:1 ). В словах «начали составлять» содержится скрытое обвинение в отношении тех, кто бросился сочинять евангелия, не стяжав благодати Святого Духа. Ибо Матфей, Марк, Иоанн и Лука не «начинали» писать; они написали свои Евангелия, когда исполнились Духа Святого. Итак, «многие начали составлять повествования о совершенно известных между нами событиях» ( Лк.1:1 ). 2 . У Церкви четыре Евангелия, у еретиков – множество. Одно из них называется «Евангелие египтян», другое – «Евангелие двенадцати апостолов». Василид также дерзнул написать евангелие и дал ему свое имя. «Многие начали составлять», но были признаны только четыре Евангелия, и только на них должны быть основаны наши догматы о Личности Господа нашего и Спасителя. Известно мне одно евангелие, которое называется «От Фомы», а другое – «От Матиаса» и многие другие; мы прочитали эти и многие другие евангелия, чтобы не показаться невежами тем, кто думают, что они что-то знают, если изучили их. Но из всех этих евангелий мы не принимаем никакого иного, кроме тех, какие утверждены Церковью , а именно только эти четыре признанных Евангелия. Потому-то в начале Евангелия от Луки мы читаем: «Как уже многие начали составлять повествования о совершенно известных между нами событиях». Иные пытались и «начали» писать о тех событиях, о которых у нас уже составилось совершенно ясное представление.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Слово о лжепророках и лжеучителях . (6) Где гордость Иудеев? Где Симон Маг, первый еретик, ученик и предтеча антихриста? Где злое его (Симона) порождение, наследник его безумия и нечестия, Монтан, вождь злых, с его двумя блудодейцами? Где их пресловутые таинства, о которых говорить противно, гнусные и мерзкие, о которых и апостол говорил: ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить ( Еф.5:12 ). Где Маркион, где Валент, где Манес, где Василид, где Нерон, где Юлиан, где Арий, где Несторий? Где все противодействовавшие истине, о которых Церковь восклицала: окружили меня псы многие ( Пс 21 /22:17). Не погибли ли все они?(8) …Видите, как Господь позаботился разоблачить еретиков и лжеучителей и показал нам скрытое в них коварство! Отвечая на вопрос учеников о признаках Его пришествия, Он первым из всех признаков поставил появление ложных учителей, этих волков, расхищающих стадо Христово, и предтеч антихриста. Потом указал сопутствующие явления — воины и восстания: восстанет народ на народ и царство на царство ( Мф.24:7 ). Все эти явления совершаются теперь пред нами, только значения их мы не хотим понять. Войны в различных местах, голод/землетрясения, знамения небесные и прочее, что Он предсказал, — все это в больших размерах теперь совершается пред нами, только смысл всего этого нам остается непонятным. Тогда, говорит Господь, соблазнятся многие и друг друга предадут ( Мф.24:10 ). А где теперь нет предательства? Не восстают ли почти все друг против друга: народ на народ, царство на царство, начальники на начальников, епископы на епископов, пресвитеры на пресвитеров, диаконы на диаконов, чтецы враждуют между собою, миряне между собою?! И, по причине умножения беззакония, во многих охладеет, любовь ( Мф.24:12 ). Поэтому и предрек Господь: исследуйте Писания ( Ин.5:39 ), и: чтобы вас не ввели в заблуждение ( Лк.21:8 ). Потом Он указал еще один признак: и проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам ( Мф.24:14 ). И тогда ожидайте конца, приготовьтесь увидеть мерзость запустения, сына погибели, который произведет скорбь великую, какой не было от начала мира. И опять говорит: восстанут лжехристы и лжепророки и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных ( Мф.24:24 ). Заметь это: и там, и тут лжепророки, и лжеучители, и лжеапостолы антихриста, сына погибели, которые, возбуждаемые и вдохновляемые нечистыми духами, являются предтечами антихриста и противника и своей проповедью обольстят и приготовят народ к прибытию сына погибели.

http://azbyka.ru/apokalipsis/besedy-svya...

Так раскрывается смысл мирового процесса, последняя цель которого — «восстановление всяческого», «восстановление того, что изначала заложено во всесемянности и подлежит восстанию сообразно природе, каждое в свое время». Движение мира прекратится, и он достигнет равновесия. Ибо исчезнет само стремление к не-Сущему, вызвавшее развитие мира и само вызванное некоторым знанием о не-Сущем, т. е. взаимосмешением противоположностей. При полном разделении мира не может быть ни взаимосмешения, ни Боговедения. Отъединенное от Бога бытие не будет страдать, ибо его окутает пелена «великого неведения» (μεγλη αγνοα), чем и оправдано создавшее мир Божественное воление. «Все готов я утверждать,— говорил Василид,— только не то, что Провидение жестокосердо».— Великий Архонт не будет знать о не-Сущем, который и открылся не чрез него, а чрез его Сына. Второй Архонт не будет знать о Великом Архонте. Все остановится и, самодовлея, успокоится в своих пределах. Исходя из острого сознания мирового зла и греховности, из жажды искупления и слияния с Богом, из чувства своего Богосы-новства, Василид обращается к избранникам и, указывая им на их Божественное происхождение, обещает им спасение. Как бы долог и тяжел ни был их путь — Василид допускал переселение душ,— цель в конце концов достигнута будет, и обетование не обманет. Откровение сыновства и тайны мира в Иисусе Христе наполняет суровую аскетическую систему Василида радостью и светом. Но он обращался лишь к «сынам», лишь к гностикам. Вне сыновства у мира нет ни смысла, ни цели, и все материальное, плотское, душевное и даже духовное чуждо истинным сынам Божьим. Не утешает — может быть, Василид скажет: «только гностиков» — погружение в непроницаемую тьму «великого неведения». Но Василид хочет уверить, что этим не опорочивается Божество.— Мир не враждебен Богу и в самом себе не зло. По-своему и в себе все прекрасно и благо; то же, что нарушает порядок, временно, и искупается стихийным развитием мира, как грех и несовершенство гностика искупаются скорбным путем перевоплощений.

http://sedmitza.ru/lib/text/443069/

04. Мы лично примыкаем к первому взгляду, несколько, впрочем, видоизменяя его. Во 1-х, твердо стоит тот факт, что Василид связан с востоком, если не своим происхождением,– а это самое вероятное,– то своим учением 948 . Попытка Якоби 949 доказать, что «Ириней не считал Василида учеником Менандра в собственном смысле“– не ослабляет силы указанного факта. Во 2-х, известие актов Архелая 950 , что «был у персов проповедником Василид... не долго спустя после времен апостолов наших“– едва ли может быть заподозрено в верности 951 . Между тем оно устанавливает тот факт, что Василид не только получил образование на востоке (см. во 1-х...), но там же составил и свою систему, ибо в очень раннее время выступает уже проповедником у персов, так что для промежуточного путешествия его в Египет не остается времени. И учение, проповеданное Василидом у персов, было дуалистическим. Об этом ясно говорят акты Архелая: Василид «хотел утвердить настоящий дуализм, который был даже у Скифиана“ 952 (предшествовавшего Василиду проповедника у персов). Заявление некоторых 953 , что в актах Архелая дуализм выводится, как учение варваров, а не самого Василида – только казуистично. Словом, ясно видно, что первая система Василида была дуалистическая. Разсуждения Якоби 954 о том, что вообще мыслим переход и пантеизма в дуализм и наоборот – дуализма в пантеизм и что, находясь в Сирии, можно было составить эллинистическую систему – разбиваются о свидетельство актов Архелая.– С востока Василид отправился, согласно указаниям Иринея и Епифания 955 , на запад, и там, под влиянием новых знаний, изменил свою систему, в особенности в ее т. ск. метафизической части. След. система монистического эволюционизма есть вторая система Василида. Разумеется, между обеими системами существовала у Василида связь, может быть даже – и тесная. Ириней описывает дуалистическую систему Василида, значит – первую систему; Ипполит II – монистическую – след.– вторую. Как на востоке, так и на западе Василид мог иметь последователей своего учения, которые, как это обычно, могли видоизменять его. Поэтому может быть поставлен дальнейший вопрос – насколько близко к своему оригиналу стоит изображение Иринея и Ипполита. Что описание Иринея чрезвычайно много заставляет желать лучшего – это признаёт, как мы видели 956 , даже такой решительный защитник его, как Гильгенфельд. Вероятно, Ириней располагал скудными сведениями о Василиде. Если он пользовался синтагмою Иустина или полемическим сочинением Агриппы Кастора 957 , то – нужно думать – неудачно сократил их: взявши известия о позднейшем движении василидиан и дополнивши их народными сказаниями. Что изображение египетской системы Василида у Ипполита далеко не образцовое и отличается односторонностью – это тоже очевидно. У всех гностиков 958 , как и у Василида 959 – нравственно-практические вопросы стояли на первом плане, а у Ипполита в системе Василида им совсем не отведено никакого места.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/...

05. О личности Василида, как уже отчасти замечено выше, известно очень мало. Родиною его, по всей вероятности, был восток, Сирия 960 . Он был, как и Саторнил, христианин и человек больших дарований. Нужно думать, очень рано благодаря случаю или своей любознательности – он сделался учеником гностиков, которые в начале II и быть может даже в конце I в. во множестве наполняли Сирию. Сам он выдавал себя за ученика какого-то Главка, будто-бы толкователя ап. Петра 961 , иначе ни откуда неизвестного, и за слушателя ап. Матфея, который преподал ему (с сыном Исидором) таинственные речи, особым образом полученные от Спасителя 962 . Василид хорошо знал ветхозаветные писания. По свидетельству Климента Алекс., он ссылался в доказательство своих мыслей на Иов. 14:4 963 и Быт. 23:4 964 . В изложении учения Василида у Ипполита первый нередко выражает свои мысли текстами вз. писаний 965 . Но мы не встречаем у Василида цитат из пророков в. завета. По-видимому, он отвергал их и признавал своих пророков – Варкаву, Пархора 966 и Хама. На прор. Пархора Исидор писал не менее двух книг толкований 967 . Амелино 968 , имея в виду это обстоятельство и вероятно – свидетельство Иринея (I, XXIV, 5), утверждает, что Василид, как «философ христианский“, отвергал в. завет. Неандер доказывает обратное 969 . Справедливее будет усвоять отрицательное отношение к в. завету ученикам Василида. Повод к этому мог дать и сам Василид. Так и из изложения Ипполита видно, что сам Василид был глубоким почитателем ап. Павла. Из его посланий делаются часто извлечения 970 . А у гностиков неправильно усвоенные идеи ап. Павла вели к отрицанию ветх. завета (Ср. особ. Маркиона). – Упоминание о Сократе, о Ферекиде 971 со стороны Исидора и, очевидно, Василида – свидетельствует о широком их и светском образовании. 06. Первоначально, по-видимому, Василид проповедывал в Сирии, в Антиохии. Но как человек, очевидно, чрезвычайно живой, энергичный и предприимчивый, Василид еще очень молодым отправляется проповедывать в Персию, и тогда основные положения его учения совпадали с учением персов 972 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/...

И так как демоны помогли злым людям, то Спаситель пришел для уничтожения злых людей и демонов, и для спасения добрых. Брак и рождение детей, по их словам, от сатаны. Некоторые из его последователей воздерживаются от мяса животных, и обольщают многих такой мнимой воздержанностью. Далее, говорит Саторнил, что некоторые пророчества произошли от ангелов, сотворивших мир, а другие от сатаны, которого он принимает за ангела – противника мироздателей, преимущественно же бога иудейского» 73 . Соучеником Саторнила у Менандра был Василид, также сириец, (Епифаний – Ерес. XXIII, 1. 7; XXIV, 1). Утверждение Евсевия (Цер. Истр, IV, 7), что Василид был александриец, основано на непонимании св. Иринея, который только говорит, что Василид, будучи соучеником Саторнила, учение свое распространял в Александрии (I, XXIV, 1). Св. Епифаний указывает и другие страны, где проповедовал Василид, (Ер. XXIV, 1). В актах Архелая 74 говорится: «Fuit praedicator apud Persas Basilides». Отсюда следует, что Василид проповедовал и на востоке и в Египте, причем эволюционировал от дуализма к монизму. Доказательством этого служат две различные системы, приписываемые ему. Первая система, записанная у св. Иринея (I, 24, 3–7; II, 16) и Епифания (Ер. XXIV), подобно Саторниловой, т. е. дуалистического характера. Вторая система, изложенная св. Ипполитом (Refutatio VII, 27; X, 14), который ставит ее в прямую зависимость от Аристотеля (VII, 1–19), составлена Василидом, по переселении в Египет 75 ; эта система позднейшая 76 , сильно грецизирована и приближается к системе Валентина-египтянина 77 . Переселение Василида в Египет составляет эпоху в развитии гностицизма. Василид положил начало александрийскому гностицизму и, по справедливости, считается «первым египетским гностиком» 78 . Успеху и широкому распространению в Египте системы Василида содействовало то обстоятельство, что он имел непосредственного продолжателя своего дела в лице своего сына Исидора 79 . Карпократ также учил в Египте 80 . Здесь же действовали гностики стратоники 81 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010