15 июня 1951 г. патриарх Алексий I и Синод РПЦ постановили: «...отпустить в юрисдикцию Польской Автокефальной Православной Церкви Преосвященного Архиепископа Львовского и Тернопольского Макария» (Там же). М. прибыл в Польшу 5 июля 1951 г. Определением Собора епископов Польской Церкви от 6 июля 1951 г. он был принят в юрисдикцию Польской Церкви, а определением от 7 июля - избран предстоятелем Польской автокефальной Православной Церкви с титулом «митрополит Варшавский и всея Польши». Интронизация М. состоялась 8 июля 1951 г. в кафедральном соборе св. Марии Магдалины в Варшаве в присутствии приглашенных ранее делегаций Русской, Румынской и Болгарской Поместных Церквей. При этом в письме от 1 окт. 1951 г. К-польский Патриархат отказал М. в признании, продолжая рассматривать в качестве предстоятеля Польской Церкви митр. Дионисия. После второй мировой войны в Польше вслед. изменений границ, переселения и гибели множества людей процент римо-католиков среди населения вырос. Поэтому для коммунистической власти в сфере отношений между гос-вом и Церковью доминировали вопросы, связанные с ослаблением Римско-католической Церкви, в частности ее влияния на местных украинцев. В качестве ее конкурента режим рассматривал сильную, но лояльную и связанную с Советским Союзом и с Московским Патриархатом Польскую автокефальную Православную Церковь. Польские власти также хотели использовать Православие для ликвидации греко-католической Церкви и борьбы против «разгосударствления подрастающего поколения» и укр. национализма. Переход в Православие воспринимался ими как способ лишить укр. население влияния со стороны как местных, так и заграничных «враждебных националистических центров» (1958) ( Ha agida. 2008. S. 183). При поддержке властей М. внес серьезные изменения в церковно-административную жизнь Польской Церкви в соответствии с практикой РПЦ, в частности централизовал церковное управление. 5 сент. 1951 г. он ликвидировал Варшавскую духовную консисторию и заменил ее канцелярией митрополита, подотчетной ему и получившей право надзора за всеми финансовыми вопросами. Также он изменил границы епархий, определенные в 1948 г. Все приходы были разделены в 1951 г. на 4 епархии: Варшавско-Бельскую, Вроцлавско-Щецинскую, Лодзинско-Познанскую и Белостокско-Гданьскую. Компетенции епархиальных архиереев были ограничены, так что фактически они не могли осуществлять самостоятельную кадровую политику. Если ранее архиереи преимущественно жили в Варшаве, то теперь должны были непосредственно на местах руководить церковной жизнью епархий. М. встал во главе Варшавско-Бельской епархии в границах Варшавского, Люблинского воеводств и Бельско-Подляского повята Белостокского воеводства (в 1958 к епархии вновь была присоединена территория Жешувского воеводства), с 5 дек. 1951 по 22 марта 1953 г. он также временно управлял Вроцлавско-Щецинской епархией. В 1952 г. были внесены поправки как в приходский, так и во внутренний устав Польской Церкви.

http://pravenc.ru/text/2561394.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла [польск. Diecezja Wrocawsko-Szczeciska], Польской Автокефальной Православной Церкви (ПАПЦ). Епархия включает приходы на т. н. возвращенных землях (Н. Силезия, Любушская земля, Зап. Поморье), расположенных вдоль зап. границы страны и вошедших в состав Польши после второй мировой войны. Этнический состав епархии разнообразен. Среди православных есть украинцы, лемки, белорусы, русские, поляки, греки и представители др. национальностей. Население этих областей составляют в большинстве своем бывш. жители вост. территорий довоенной Польши, отошедших СССР в 1939 г., и их потомки. Кроме репатриантов, среди к-рых было много православных, в 1947 г. появились депортированные в ходе акции «Висла» (массовое выселение под предлогом борьбы с Украинской повстанческой армией правосл. укр. и лемковского населения из вост. и юго-вост. областей Польши с целью его рассеяния и ассимиляции на зап. землях). В.-Щ. е. была образована 7 сент. 1951 г., охватывала территории Кошалинского, Щецинского, Вроцлавского и Зелёногурского воеводств. По окончании второй мировой войны правосл. приходы на этих территориях функционировали в рамках образованной 7 мая 1946 г. Администратуры православных приходов на возвращенных землях, к-рой управлял митр. Варшавский Дионисий (Валединский) . 15 июля 1946 г. Администратура была преобразована в епархию Возвращенных земель. 17 сент. 1947 г. были созданы Вроцлавское (благочинный свящ. Алексий Зноско) и Щецинское (благочинный свящ. Иоанн Игнатович) благочиния. Вопрос епархиального деления ПАПЦ был решен 7 сент. 1951 г. Постановлением Собора епископов Варшавская православная митрополия была поделена на 4 епархии: Варшавско-Бельскую, Белостокско-Гданьскую, Лодзинско-Познаньскую и Вроцлавско-Щецинскую. Церковные власти начали организацию приходской жизни на территории буд. епархии непосредственно по окончании войны. Уже в 1945 г. начались богослужения в г. Пила (свящ. Леонид Бычук), в 1946 г.- в городах Валч, Щецин (свящ. И. Игнатович), Вроцлав (свящ. А. Зноско), Слупск (свящ. Петр Веремчук). С 1947 по 1950 г. образовались приходы в населенных пунктах Барлинек, Бернатув, Бучина, Валбжих, Долице, Еленя-Гура, Зелёна-Гура, Зимна-Вода, Кожухув, Легница, Липины, Любин, Лобез, Мальчице, Михалув, Польковице, Пшемкув, Студзёнки, Тожим, Шпротава, Явор. В 1950-1960 гг. возникли приходы в Боболице, Бжозе, Бытуве, Глогуве, Гожув-Велькопольски, Грыфице, Джонуве, Жеченице, Карсьцино, Кониково, Кошалине, Лешно-Гурне, Лугах, Олеснице, Олужне, Рокосово, Рудне, Славно, Старгард-Щециньски, Стары-Волуве, Тшебятуве и Щецинеке.

http://pravenc.ru/text/155450.html

Это знают по собственному опыту все верующие и неверующие, пережившие юность, свою, потому что они испытали нравственное бессилие человеческой природы, лишенной помощи свыше. Вот почему, люди пожилые или обращаются к вере, отказавшись от неосуществимых притязаний на добродетель естественную, или, не желая уверовать, отказываются от стяжания добродетели, видя ее недостижимость без веры. И так, нет духовной красоты в том сердце, в котором нет Христа. Как же могут стяжать ее сердца, верующие Христу? Сему, братия, научает нас Христос, преобразившийся на Фаворе. Лицо Его просветлилось во время молитвы, во время беседы Его о пророчествах, во время размышления Его о грядущих страданиях во Иерусалиме. Вот путь восхождения к духовной красоте нашей. Должно молитвенно призывать Божественную помощь, должно наполнять свой ум Божественным словом, открытым нам в священном Писании и во всем учении церкви; должно, наконец, бодрственно решиться на перенесение скорбей, неизбежных по пути восхождения к славе Божией. Будем же, братия, стремясь к этой славе, не на свои силы полагаться, но молиться и вникать в Божественное учение, будем готовы принимать скорби за Христа по заповеди, и Он сподобит нас участия в своей вечной славе на небе; и тогда мы, подобно Петру на Фаворе, забудем свои печали и лишения и будем восклицать вечно в духовном восторге: «Наставник, добро есть нам зде быти». Аминь. 4 Произнесено в Бельском каф. соборе в 1887 г. в Праздник Сошествия Св. Духа. В первый раз было  напечатано в «Варшавском Дневнике» от 31 июня 1887 года. 10 Произнесено в Александро-Невской лавре на всенощной под 30 августа 1890 г (день столетия лаврской соборной церкви). В первый раз было напечатано в журнале «Церковный Вестник» 1890 г 35 11 Произнсено в Исаакиевском Соборе 6 декабря 1890 г. В первый раз было напечатано в журнале «Церковный Вестник» 1890 г 12 Произнесена 8-го ноября 1891 года в академической церкви. В первый раз была напечатана в журнале «Богословский Вестник» 1892 г. Январь 14 Сказано 30 августа 1895 г. в Казанском Кафедральном соборе. В первый раз было напечатано в журнале «Православный Собеседник» 1895 г, октябрь. 15 Сказано 14 мая 1896 г в Казанском Кафедральном Соборе. В первый раз было напечатано в журнале «Православный Собеседник» 1896 г. 16 Сказано в Казанском Кафедральном Соборе 6 декабря 1895 г. В первый раз было напечатано в «Известиях по Казанской Епархии» 1895 г. 20 Произнесено 6-го августа на литургии в Симферопольском кафедральном соборе. В первый раз было напечатано в «Таврич. Епарх. Ведомостях», 1898 г 16. Читать далее Источник: Полное собрание сочинений/Архиеп. Антоний (Храповицкий). : В 3 т. – Казань : Типо-литография Императорского Университета. 1900/Т. 1. – 384 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Вскоре после указанных соборов на кафедру православной киевской митрополии взошел один из достойнейших ее иерархов – известный Петр Могила (1632–1846 г.). Обращает на себя внимание уже одно общенародное избрание его на Варшавском избирательном сейме всеми духовными и светскими представителями православных воеводств и поветов. В акте избрания митрополита и нескольких епископов избиратели называют себя „людьми русского народа, веры православной“ и говорят, что „избирают тех, кого Сам Господь Бог указал нашим сердцам, как мужей, соединяющих в себе с знатностью происхождения, с высокими добродетелями, благочестием и мудростью – постоянство и ревность по вере православной“ Одной из самых важных и благотворных мер м. Петра Могилы было устройство им, по возможности, ежегодных, епархиальных соборов, как в своей митрополичьей области, так и в других, подведомственных ему епархиях, Это были чисто „пастырские соборики“, где, по самому характеру их, исключалась потребность в присутствии мирян, но куда обязано было являться все, как высшее, так и низшее духовенство, хотя последнее этим иногда даже и тяготилось. Так, в грамоте бельского наместника – о. Феофила на имя митрополита Петра Могилы от 2 Августа 1633 г. читаем: „а ям бачу з тягостю приходить тым попом, которые бы ся павернуть хотети ехать —148— до Киева, или зразу работою и дороги далекостью се вымовляючи; в том прошу Велбеность Вашу, моего Ясне Преосвященного вельможного пана и пастыря, о инструкцыю, як в том далей поступовати“ 2583 . – А из предисловия к „Дидаскалии“ Сильвестра Коссова видно, что подобные же поместные соборы устроялись и по другим епархиям, напр. – мстиславской, луцкой, львовской и пр. 2584 Состоялся в управление м. Петра Могилы и один большой, полный собор, из представителей от всех епархии его митрополии; то был киевский собор 1640-го года, последний из соборов, подлежащих нашему рассмотрению. В своей пригласительной на этот собор грамоте, Петр Могила обстоятельно и подробно раскрыл значение и пользу подобных общецерковных соборов, и в заключение всего писал: „на этот собор мы зовем именем Господним и просим, как вашу честь – духовных, преимущество имеющих и к совещанию духовному способных, так и их милостей – светских братий, ревнующих о благочестии и сведущих в правилах церковных.... Притом настоятельно от вас духовных и светских требуем, чтобы, если окажется что нужным какому братству, вы благоволили бы изъяснить то в инструкции своим уполномоченным послам, для постановления и определения соборного“ 2585 ... Вот подлинный голос истинного архипастыря, действительно пекущегося о нуждах своей паствы!

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

7 июня 1885 г. еп. Модест был назначен на Нижегородскую кафедру. 29 июня того же года на Л. в. был переведен Аксайский еп. Флавиан (Городецкий) . При епископах Модесте и Флавиане особое внимание уделялось изучению древностей и памятников Православия Холмско-Подляшской Руси, сбору материалов для доказательства более древней, чем у католицизма, истории Православия в регионе. По благословению еп. Модеста увидели свет посвященные Холмщине выпуски «Памятников русской старины в западных губерниях», издан историко-краеведческий сб. «Холмская Русь», собирались материалы для историко-статистического описания церквей и приходов Холмщины и Подляшья. В епархиальных изданиях регулярно публиковались статьи по местной церковной истории, популяризировались местные традиции. В частности, известный церковно-общественный деятель Холмщины, делегат Поместного Собора Российской Православной Церкви 1917-1918 гг., духовный композитор и драматург, преподаватель Варшавского и Холмского духовных уч-щ Е. М. Витошинский в своих публикациях настаивал на сохранении в храмах региона особого холмско-подляшского церковного распева, считая его одной из древнейших правосл. традиций края. Рачинский мон-рь во имя Антония Печерского. Фотография. 1910 г. Рачинский мон-рь во имя Антония Печерского. Фотография. 1910 г. Были отреставрированы древнейшие рус. памятники края: Белавинская башня близ дер. Белавина Холмского у., Столпьевская башня на горе Щекавица близ с. Столпье Холмского у., Преображенский храм в с. Спас Холмского у. (ныне Подгуже Хелмского повята), Успенский храм в г. Щебрешине Замостского у., Свято-Духовский храм в посаде Кодень Бельского у. Было создано научное описание древнейшего рукописного памятника края - Холмского Евангелия, приобретенного в 1821 г. Румянцевским музеем в Москве (ныне в ОР РГБ; в 2015 его факсимильное издание вышло в Киеве). Во время научных экспедиций в приходы и мон-ри члены Холмского братства обнаружили и доставили в братский музей многочисленные рукописные богослужебные книги, а также документы из архивов Замостского братства и замостского Братского мон-ря, братский ставропигиальный крест. Удалось выявить и перевезти в Холмский музей помянники Колемчицкого мон-ря, холмского собора. Почти все указанные исторические ценности были утрачены во время первой мировой войны, кроме тех памятников, которые были переданы в Румянцевский музей (старинное изображение Иосафата Кунцевича из Рождество-Богородичного храма в г. Бела, серебряный барельеф с престола Рождество-Богородичного собора в Холме), в ГИМ (коллекция холмских грамот). Миссионерско-просветительская деятельность и церковно-исторические исследования при участии Холмского и др. братств епархии способствовали большему сближению униатов с правосл. Церковью. Так, в 1889-1890 гг. ок. 100 униатов воссоединились с Православием в Грубешовском у.

http://pravenc.ru/text/2561044.html

В Седльце были устроены Леонтиевская церковь-школа и при ней Братство свт. Леонтия Ростовского. Архиепископ занимался вопросами правильного использования финансовых средств приходов, созданием эмеритальной кассы для епархиального духовенства (1878). В 1882 г. Яблочинский во имя прп. Онуфрия Великого монастырь был возведен в 1-й класс. В с. Лесна, где 31 мая 1881 г. Л. освятил Крестовоздвиженский храм - бывш. собор паулинского мон-ря, в 1885 г. была основана жен. община (см. Леснинский Богородицкий женский монастырь ). В Яблочне Бельского у. Холмской губ. и Лесне были открыты приюты. В 1894 г. в молитвенную память о Л. архиеп. Флавианом (Городецким) был основан Вировский во имя Всемилостивого Спаса женский монастырь , в к-рый переселилась часть сестер из Лесны. В сфере духовного образования Л. начал с координации деятельности 3 духовных учебных заведений епархии: Холмских ДС и школы причетников и Варшавского ДУ. Он построил здание Холмской ДС с домовой ц. во имя свт. Леонтия Ростовского (освящена 9 сент. 1890; см.: Слово по случаю освящения церкви в новом здании Холмской ДС 9 сент. 1890 г.//ПрибЦВед. 1890. 39. С. 1295-1297), преобразовал школу причетников в духовное уч-ще. Планировал перевести семинарию в Варшаву. В 1885 г. по случаю 25-летия служения Л. в архиерейском сане на средства служащих Холмской семинарии для домовой церкви в московской мастерской Кондратьева была написана икона свт. Леонтия Ростовского - список с иконы П. Ф. Плешанова для московского храма Христа Спасителя. В 1889 г. Л. организовал Леонтиевское попечительство о бедных воспитанниках Холмской ДС, к-рое помогало пособиями беднейшим ученикам и подъемными деньгами наименее обеспеченным выпускникам. Поддерживать попечительство Л. продолжал, находясь и на Московской кафедре: в 1892-1893 гг. он наряду со св. прав. Иоанном Кронштадтским (Сергиевым) внес 200 р., самое большое пожертвование. При Л. увеличилось число церковноприходских школ и начальных училищ. Были восстановлены древние правосл. братства: Замостьское с приютом (учреждено в 1606; возобновлено 9 мая 1877) и Холмское Богородицкое (восстановлено в 1879; в 1884 организовало выпуск «Холмского народного календаря» и ряда популярных изданий).

http://pravenc.ru/text/2463521.html

президентом Польши. В настоящее время положение Православной Церкви в Польше является стабильным, хотя и не лишено трудностей. Отделение Церкви от государства в условиях активного, а иногда и агрессивного католического большинства, приводит зачастую к трагическим событиям. В конце 1980-х годов по восточной Польше прокатилась волна поджогов православных храмов. Среди них сгорела и монастырская почитаемая церковь Преображения Господня на горе Грабарке, куда каждое лето направляются многотысячные крестные ходы православной молодежи. 12.2. Современное положение Польской Православной Церкви 12.2.1. Каноническое устройство Население Польши, на 98 % католическое, составляет 38 млн. человек. Численность православных достигает 600 тыс. человек, в основном в восточных районах страны, то есть составляет 1,5 %. Ныне в Польской Православной Церкви на территории Польши 8 епископов, из них два викарных. Церковь имеет 6 епархий на территории Польши (Варшавско-Бельскую митрополию с кафедрой в Варшаве; викарные епископы — епископ Гайновский, епископ Бельский; Белостокско-Гданьскую епископию с кафедрой в Белостоке, Лодзинско-Познаньскую архиепископию с кафедрой в Лодзе, Перемышльско-Новосондетскую с кафедрой в Саноке, Вроцлавско-Щецинскую с кафедрой во Вроцлаве, Люблинско-Холмскую с кафедрой в Люблине), Православный Ординариат Войска Польского (кафедра — Варшава), 1 епархию в Италии (Аквилейскую), 5 епархий на территории Бразилии и Португалии. Последние перешли в Польскую Церковь в августе 1990 г. из Русской Православной Церкви за границей. Эти епархии пользуются определенной автономией, здесь 20 приходов и 5 монастырей. Польская Православная. Церковь насчитывает около 300 приходов, 410 храмов, 4 монастыря, из них два мужских и два женских, 259 священнослужителей. 12.2.2. Предстоятель и Св. Синод Польской Церкви Предстоятель Церкви носит титул: Митрополит Варшавский и всея Польши. Митрополит Савва, в миру Михаил Грыцуняк, родился 15 апреля 1938 г. в Снятычах (Польша). В 1957 г. окончил православную духовную семинарию, а в 1961 г.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2275...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла [польск. Biaostocko-Gdaska diecezja] Польской Автокефальной Православной Церкви. Образована по решению Собора епископов 12 нояб. 1948 г. при разделе территории Белостокского края в основном по р. Нарев на Варшавско-Бельскую епархию и Б.-Г. е. Кафедра - в г. Белосток, правящий еп. Иаков (Костючук). В Б.-Г. е. 5 благочиний: Белостокское, Гданьское, Грудецкое, Ольштынское и Сокульское. В 2001 г. имелось 60 приходов (в т. ч. 2 для военнослужащих - в Белостоке и Гданьске). В епархии действуют муж. мон-рь в честь Благовещения Пресв. Богородицы и Иоанна Богослова в Супрасле и жен. мон-рь Рождества Богородицы в р-не Дойлиды (г. Белосток), монашеская община Успения Богородицы в Войнове, строится жен. мон-рь в с. Зверки. Собор в честь Благовещения Богородицы Супрасльского мон-ря. Литография по рис. Р. С. Кудрявцева. 1867 г. (ГИМ) Собор в честь Благовещения Богородицы Супрасльского мон-ря. Литография по рис. Р. С. Кудрявцева. 1867 г. (ГИМ) Кафедральный г. Белосток - крупнейший правосл. центр в Польше. До нач. 80-х гг. XX в. здесь было только 2 действующих правосл. храма - свт. Николая, архиеп. Мир Ликийских, и св. прор. Илии в Дойлиде. К 2002 г. насчитывалось уже 11 правосл. приходов. Начиная с 1983 г. по решению архиеп. Белостокского и Гданьского Саввы (Грыцуняка) , в наст. время Митрополита Варшавского и всей Польши, были построены храмы Св. Духа, Всех святых, Св. Софии, Воскресения Христова, св. Георгия и др. Ц. Св. Духа - самый большой правосл. храм в Польше; освящение храма с участием Митрополита Саввы состоялось 16 мая 1999 г. Церковь во имя Св. Духа в Белостоке. Фотография. ХХ в. Церковь во имя Св. Духа в Белостоке. Фотография. ХХ в. Собор свт. Николая, построенный в 1843-1846 гг. и освященный архиеп. Литовским и Виленским Иосифом (Семашко), является кафедральным (до 1950 приходской храм). После ремонта в 1910 г. церковь расписала артель рус. иконописцев под рук. М. Авилова. В 1955-1958 гг. в подклети собора был устроен храм прп. Серафима Саровского. В 1975-1976 гг. во время очередного ремонта Ю. Лотовский заново расписал храм, используя прежнюю тематику росписей (от предыдущей росписи была сохранена только фреска Воскресения Христова в алтаре). В соборе находятся мощи мч. Гавриила Белостокского (Заблудовского) и особо чтимые иконы: Николая Чудотворца, Покрова Пресв. Богородицы и Белостокская икона Божией Матери. К собору приписана ц. равноап. Марии Магдалины, старейший храм Белостока (XVIII в.). Церковь является войсковой (гарнизонный приход ап. Петра и Павла).

http://pravenc.ru/text/77950.html

Макаревский Иоанн – священник Олькеникской церкви. Макарий (Булгаков) – архиепископ Литовский, после митрополит Московский. Малишевский – священник, Друйский вице-благочинный. Малишевский Феодор – священник, благочинный Каменоширский. Мильдельштам – еврей, Ковенский купец. Маркевич Лев – протоиерей, благочинный Белостока, и после Бельский. Маркевич – пономарь. Маслов – судебный следователь. Матусевич Василий – священник, благочинный Виленский. Машкевич – ксендз. Мелиоранский – инспектор народных училищ в Гродненской губернии. Мельников Георгий Васильевич – чиновник особых поручений при Виленском губернаторе. Миклашевский Франц – причетник Тиховольской церкви. Миронович Петр – протоиерей, благочинный Ковенский. Михаил – епископ Ковенский. Михаил (Голубович) – епископ Брестский, после архиепископ Минский. Михаил (Шелепин) – архимандрит Березвечского монастыря. Миркович Феодор Яковлевич – генерал-лейтенант, Виленский генерал-губернатор. Можайский – священник, благочинный Свислочский. Можаров – городничий. Мостивский Эдуард Осипович – граф, Виленский губернский предводитель дворянства. Муравьев Андрей Николаевич – бывший чиновник в синодальной канцелярии, камергер, член Академии Наук и писатель в области церковно-исторической и богословской. Муравьев Михаил Николаевич – генерал от инфантерии, граф, Гродненский военный губернатор, Министр Государственных Имуществ, Виленский генерал-губернатор. Мухин Афанасий Феодорович – Виленский купец, китор Виленского кафедрального собора. Мушинский – помещик в Радивоничском приходе. Назимов Владимир Иванович – генерал-адъютант, генерал от инфантерии, Виленский генерал-губернатор. Никанор (Клементьевский) – архиепископ Минский, Волынский, Варшавский, митрополит Санкт-Петербургский. Никодим (Марциновский) – архимандрит Супрасльского монастыря. Николай Павлович – Император Всероссийский. Николай Александрович – Цесаревич. Николай – архимандрит, настоятель Супрасльского монастыря. Никольский Константин – протоиерей в Санкт-Петербурге, автор книги «Пособие к изучению устава богослужения православной церкви».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

Закон, прошедший через законодательные палаты, был утвержден Государем 23 июня в день празднования Сретения Владимирской иконы Божией Матери. Епархия, возглавленная еп. Анастасием, ко времени учреждения её в 1205–1223 гг. кн. Даниилом Галицким, с названием Угрусская, имела кафедру в г. Угровске (потом с. Угруск, Люблинской губ.). С перенесением в 1240 г. кафедры в Холм, она стала именоваться, с 1330 г., Холмской и Бельской. Епархия с 1656 по 1675 гг. отпадала в унию. В 1875 г. она стала Люблинским викариатством Холмско-Варшавской епархии. Холмская епархия возстановлена была в 1905 г., когда, после издания закона о веротерпимости, необходимо было охранять православное население края от воинствующего латинства. Предместником владыки Анастасия был архиеп. Евлогий (Георгиевский), переведенный на Волынь, вместо архиепископа Антония (Храповицкого) , возглавившего харьковскую епархию. Вскоре по прибытии владыки Анастасия в Холм грозные тучи нависли над Европой. С началом войны Холмская губерния оказалась вблизи неприятельских границ. В Холме обосновалась ставка главнокомандующего юго-западным фронтом, ген.-адъютанта Н. И. Иванова . С ним, как и с начальником его штаба ген.-лейт. М. В. Алексеевым, установились у владыки близкия отношения. Им обоим, в особенности же набожному ген. Иванову, дорого было находить нравственную опору у всегда спокойного архипастыря-молитвенника, обладавшего к тому же большим государственным кругозором. С ним делился главнокомандующий радостью по поводу неожиданно скорого падения первоклассной австрийской крепости Перемышля, осажденной небольшими силами, под командой ген. Селиванова, как и огорчением, когда пришлось ее оставить. Епископ Анастасий посещал войска. В журнале «Финляндец» 22) командир л. гв. Финляндского полка, барон П. Клодт, описывает Холмскую операцию 1915 г. Эшелоны полка 18 июня стали прибывать в Холм и размещались по окрестным селам. Гвардейский корпус, командуемый ген. В. М. Безобразовым, сосредоточившийся в районе Холма и Люблина, входил в состав 3-й армии, во главе которой стоял ген.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010