Одновременно встал вопрос о главе Церкви. Временно с 1948 до 1951 г. Церковь возглавлял архиепископ Белостоцкий и Бельский Тимофей (Шретер). После покаянного письма митрополита Дионисия Патриарху Московскому Алексию было восстановлено с ним каноническое общение и оставлен титул митрополита. Но, поскольку РПЦ не считала канонически правильным и возможным вмешиваться во внутренние дела Польской Церкви, в том числе и относительно избрания ее главы, митрополит Дионисий не был избран предстоятелем Церкви. Этот вопрос решился только в 1951 г., когда Архиерейский собор Польской Церкви обратился к Московскому Патриархату с просьбой позволить одному из русских архиереев, имеющему соответствующий духовный опыт и богословскую подготовку, возглавить Польскую Церковь. Таким архипастырем стал архиепископ Львовский Макарий (Оксиюк, 1951–1961). Его преемниками были митрополит Тимофей (Шретер, 1961–1962), временно управляющий Церковью архиепископ Георгий (Корянистов, 1962–1965), митрополит Стефан (Рудык, 1965–1969), митрополит Василий (Дорошкевич, 1970–1998). В 1949 г. были основаны три епархии: Варшавская, Белостоцко-Гданьская и Лодзинско-Вроцлавская. В связи с миграцией людей с востока в центр и запад Польши был осуществлен новый раздел епархий. К 1952 г. в Польской Православной Церкви было четыре епархии: Варшавско-Бельская, Белостоцко-Гданьская, Лодзинско-Познаньская и Вроцлавско-Щецинская. В 1983 г. была восстановлена Перемышльско-Новосондетская епархия, а в 1989 г. — Люблинско-Холмская. После Второй мировой войны в Польской народной республике церковно-государственные отношения строились по модели, принятой в Советском Союзе, но, во-первых, в более мягкой форме, а, во-вторых, в решении спорных вопросов предпочтение отдавалось Католической Церкви. В последние годы польское государство старается не только декларировать, но и претворять в жизнь положение о свободе вероисповедания. Современное отношение государства и Церкви определяется «Уставом об отношении государства к автокефальной Польской Православной Церкви», подписанным 4 июля 1991 г.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2275...

Епархии Польской Православной Церкви Варшавско-Бельская митрополия Кафедра: Варшава Собор Св. Марии Магдалины Правящий архиерей: Митрополит Варшавский и всей Польши Савва Род. 15.04.1938. Тезоименитство 12 (25) января Хиротония 25.11.1979. На кафедре с 12.05.1998. Канцелярия митрополита: Al. Solidarnosci 52, 03-402 Warszawa тел./факс. (022) 619-08-86 Викарные епископы: Георгий, епископ Семятицкий Белостокско-Гданьская епархия Кафедра: Белосток Правящий архиерей: Иаков, епископ Белостоцкий и Гданьский Род. 22.10.1966. Тезоименитство 5 ноября Хиротония 11.05.1998. На кафедре с 30.03.1999. Канцелярия епископа: ul. Sw. Mikolaja 3, 15-420 Bialystok; тел./факс: (085) 742-40-88 Секретарь: прот. Миколай Подолец Викарные епископ: Григорий, епископ Супраский Род. 4.12.1964 Тезоименитство: 25 января (7 февраля) Хиротония 12.05.1998. Лодзинско-Познаньская епархия Кафедра: Лодзь Правящий архиерей: Симон, архиепископ Лодзинский и Познаньский Род. 12.08.1936. Тезоименитство 10 (23) мая Хиротония 26.11.1979. На кафедре 31.07.1981. Канцелярия архиепископа: ul. Narutowicza 46, 90-135 Lodz; тел.: (042) 633-41-69 Перемышльско-Новосондеткая епархия Кафедра: Санок Правящий архиерей: Адам, архиепископ Перемышльский и Новосондетский Род. 14.08.1926. Тезоименитство в Неделю Праотцев Хиротония 30.01.1983. На кафедре c 30.11.1983. Канцелярия архиепископа: Zamkowa 16, 38-500 Sanok; тел.:(013) 46-306-81 Секретарь: прот. Ян Антонович 38-500 Sanok; Kochanowskiego 19/5 тел.(013) 46-410-04 Вроцлавско-Щецинская епархия Кафедра: Вроцлав Правящий архиерей: Иеремия, архиепископ Вроцлавский и Щецинский Род. 3.10.1936. Тезоименитство 1 (14) мая Хиротония 13.03.1983. На кафедре с 21.09.1983. Канцелярия епископа: ul. Sw. Mikolaja 40, 50-128 Wroclaw; тел.: (071) 344-69-16; тел./факс.: (071) 344-13-12 Секретарь: Ян Прокопюк ul. Rynek 24, m.8, 50-101 Wroclaw; тел.: (071) 342-07-97 Люблинско-Холмская епархия Кафедра: Люблин Правящий архиерей: Авель, архиепископ Люблинский и Холмский Род. 8.04.1958. Тезоименитство в Неделю Праотцев Хиротония 25.03.1989. На кафедре c 25.03.1989. Канцелярия епископа: ul. Ruska 15, 20-126 Lublin; тел.: (081) 747-74-38 Секретарь: прот. Анджей Лось ul. Walecznych 4/137, 20-127 Lublin; тел.: (081) 747-89-30 Православный Ординариат Войска Польского Кафедра: Варшава Собор Св. Марии Магдалины Правящий архиерей: Епископ Георгий Семятицкий , Ординариус Войска Польского, бригадный генерал Канцелярия Ордината: 00-909 Warszawa, ul. Banacha 2 тел.: 22 682-67-73 ; тел/факс: 22 682-67-74 Начальник секретариата: майор Ежи Вилюк Секретарь: подполковник иерей Мариан Бендза 01-318 Warszawa, Szwankowskiego 8. m.88 тел.: 664-93-06; (6) 853-149 Начальник канцелярии: младший хорунжий Ян Кондрусик Референт по гражданским делам: Ельжбета Веремиевич www.ordynariat.com Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/39471.html

Из деревень некоторые расположены при колодцах, как то Модолицы, Усконицы, Большой Лужок, Васмерицы, Борька, Ясновик, Лямцово, Демьяново, Дубок, Лужок и Раек. Некоторые находятся у рек. У реки Плюсы расположены: Река, Пелеши, Кошелевицы. Деревня Вялки стоит при реке Вялке, Волосово при реке Рякке. Всех прихожан по клировым ведомостям 1883 г. 1084 мужск. пола и 1177 женск. пола. Школа была заведена священником Иоанном Солнцевым, в его собственном доме. С 1870 г. существует земское училище, в котором учится до 50 мальчиков. По воскресеньям в церкви бывает 100 чел. и более. В большие праздники многие из-за тесноты стоят в ограде. Местные праздники следующие: Успению празднуют в Лытницах и Доброеже; Владимирской Божией Матери в Раскосах; Рождеству Богородицы – в Усконицах; Флору и Лавру – в Вялках, Ясновике, Пряслице и Мошкове; Покрову – в Райке, и Архангелу Михаилу – в Реке, Кошелевицах и Захоньях. Крестные ходы, кроме обычных, совершаются: в Троицын день – в Захонье и 26-го августа – в Раскосах. Часовен в приходе четыре. Димитриевская церковь в Бельском погосте Бельский погост находится в 170 верстах от Петербурга и в 40 – от Луги. В старину назывался то Бельским, то «Белым». Крестьяне называют его для краткости «Бело» напр. «пойдем на Бело». Погост назван по ближайшему озеру «Белому» и находится на горе, у озер Белого и Сядмера. Гора вероятно прежде называлась Белою горою, в отличие от «Белой Горки» находящейся отсюда в 100 саженях. В двух верстах от погоста проходит дорога, которая, начинается близь Луги от прежней Смоленской, а после Варшавской дороги, идет на запад по Гдову чрез Лугский и Гдовский уезды. Дорога теперь заброшена и считается дорогой Литовцев и военным путем войск Петра Великого. Для минувшей истории погоста важны две грамоты Димитрия Митрополита Новгорода и Великих Лук. В первой, от 12-го мая 1760 года читает: «по благодати... благословили мы епархии нашей, Шелонской пятины, Залесской половины, Бельского погоста, вместо обветшавшей церкви, во имя св.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Польское правительство, возглавляемое Юзефом Пилсудским, конечно же, было заинтересовано в том, чтобы полностью оторвать от Москвы православные епархии Польши, насчитывающие в то время до 5 млн. верующих. В среде высшего духовенства также развернулась напряженная борьба между сторонниками, в числе которых входили сам митрополит Георгий и епископ Кременецкий Дионисий (Валединский), и противниками автокефалии Польской Церкви. В июне 1922 г. в Варшаве состоялся Собор православных епископов, где был поставлен вопрос о независимости Польской Церкви. Трое из пяти участвовавших в Соборе архиереев высказались за установление автокефалии Польской Церкви – к автокефалистской позиции митрополита Георгию и епископа Дионисия присоединился епископ Люблинский Александр (Иноземцев). Они провозгласили себя «Священным Синодом Православной Митрополии в Польше». Защитников канонического порядка, противников автокефалии, – архиепископа Елевферия (Богоявленского), епископа Бельского Сергия (Королева) , епископа Пинско-Новогрудского Пантелеимона (Рожновского) – правительство убрало со своих постов. Одним из ревностных защитников сохранения канонической связи с Московским Патриархатом был архимандрит Смарагд (Латышенко), бывший ректор Волынской Духовной семинарии. За свою верность каноническому порядку он был отстранен от должности и запрещен в священнослужении митрополитом Георгием. Архимандрит Смарагд несколько раз встречался с митрополитом Георгием и пытался объяснить ему неканоничность его действий, но безуспешно. Вечером 8 февраля 1923 г. состоялась последняя встреча Смарагда с митрополитом Георгием. В ходе беседы митрополит предложил о. Смарагду перейти в лагерь автокефалистов. Тогда архимандрит Смарагд выхватил револьвер и убил митрополита Георгия. Варшавский Окружной Суд приговорил его к 12 годам тюремного заключения. После этого трагического события обязанности Митрополита Варшавского и Председателя Священного Синода принял на себя архиепископ Волынский и Кременецкий Дионисий, а 27 февраля 1923 г. Собором православных епископов Польши он был избран Варшавским Митрополитом. На вакантные кафедры были назначены сторонники церковной автокефалии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

На сеймах постоянно слышались жалобы на притеснения униатов и ходатайства за права православия в Польско-Литовском княжестве. Волынское дворянство в инструкциях своим послам на сеймы (1638–1646 г.г.) всякий раз твердило, чтобы они требовали точного выполнения условий соглашения, составленных на избирательном и коронационном сеймах: чтобы права униатов и неуниатов сохранялись и последние не терпели насилий (сеймы 1638, 1645–1646), – чтобы им возвращены были церкви и чтобы холмский униатский епископ не теснил православного духовенства и народа (сейм 1639 г.), чтобы возвращены были церковные имения перемышльской кафедре, отданные униатскому епископу, а также возвращены были православному духовенству церкви, отнятые униатами, в Люблине, Красном Ставе, Бельске и Сокале (сейм 1641 г.). Понятно, что все эти заявления не имели полных успехов. При всяких невыгодных сеймовых постановлениях униаты вносили свои протесты в польский сенат, недоступный православным, брали там верх и жалобы о притеснениях греческой веры безуспешно продолжались 997 . Не лучше было на Днепровской Украине, где жили казаки. Угнетенные не только протестовали, но и бунтовали. Однако эти бунты пока только ухудшали положение дела. Ответом на них были жестокие казни и новые притеснения православию. Особенно известны два бунта Павлюка (1637 г.) и Остряницы (1638 г.). После бунта Остряницы на варшавской площади казаков колесовали, пробивали насквозь спицами и поднимали на сваи; казацких детей жгли перед глазами отцов; у казачек отрезали груди и били ими мужей по лицу. По городам Украины происходили подобные же явления. Церкви обращались в костелы или пустели в жидовской аренде. Пьяным шляхтичам ничего не стоило напасть на православную церковь , побить попов, взять сосуды или оклады с икон и пропить в шинке у жида 998 . Наконец украинцы, выведенные из терпения, под предводительством славного гетмана Богдана Хмельницкого, в 1648 году объявили полякам войну за личную свободу и свободу веры. Украина восстала поголовно.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Иконостас ц. в честь Преображения Господня. Фотография. XX в. [польск. wita Góra Grabarka], св. гора на Подляшье (Подлясе), восточнее г. Семятыче, где находится одна из главных правосл. святынь Польши — Марфо-Мариинский жен. мон-рь Варшавско-Бельской епархии Польской Автокефальной Православной Церкви (ПАПЦ). Обитель была основана в 1947 г. игум. Марией (С. Неклюдовой; † 1949), по происхождению из рус. аристократических кругов. Г. известна как благодатная местность, центром к-рой является ц. Преображения Господня, окончательно отстроенная к 1895 г. В 1990 г. храм сгорел в результате преднамеренного поджога, но вскоре был восстановлен. В наст. время также действуют церкви в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» и Успения Пресв. Богородицы (трапезный храм). У подножия горы находится св. целительный источник. Начиная с глубокой древности окрестные жители находили на Г. приют и спасение во время набегов неприятеля и различных эпидемий, избавление от вспышки холеры в нач. XVIII в. сделало гору и ее христ. реликвии еще более почитаемыми, в т. ч. и католиками. Во 2-й пол. XX в. возобновились многотысячные паломничества на Г., такие же, какие очевидцы описывали в XIX в. Самая большая группа паломников из г. Белостока, расположенного в 100 км севернее Г., где имеется более 10 правосл. приходов. Паломники несут с собой тысячи деревянных крестов, преимущественно обетных; обойдя трижды на коленях вокруг храма Преображения, верующие устанавливают кресты на горе. Накануне праздника Преображения Господня торжественное богослужение проводят митрополит Варшавский и всей Польши, предстоятель ПАПЦ, епископы Церкви и сотни церковно-служителей. В полночь на местном кладбище совершается панихида, затем служатся литургии; в эту праздничную августовскую ночь бывает до неск. десятков тысяч исповедников и причастников. На Г. торжественно отмечались 1000-летие Крещения Руси и 2000-летие христианства. Мн. паломники называют Г. «православной Ченстоховой», сравнивая с местом нахождения главной святыни Польши — иконы Божией Матери Ченстоховской. Лит.: Кверцетусь. Грабарка//Литовские ЕВ. 1866. С. 417–421; Булгакова И. Звезды над Горой Грабаркой//Церк. вестн. Варшава, 1964. N 11. С. 10–12; Radziukiewicz A. wita Góra Grabarka. Biaystok, 1993 Sosna Grz., ks. wite miejsca i cudotworne ikony. Biaystok, 2001; Лабынцев Ю. А., Щавинская Л. Л. Западнобелорус. письменное наследие XVII–XX вв. Минск, 2004. Ю. А. Лабынцев, Л. Л. Щавинская Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/545829.html

14 декабря 1891 года в церкви Трех Святителей Псковской Духовной Семинарии, будучи ее преподавателем, двадцатишестилетний Василий Белавин был пострижен в монашество и получил иноческое имя — Тихон. Его направляют в Холмскую Духовную Семинарию (Варшавской епархии). Он становится ректором и происходит его хиротония в епископы. Он был самым юным из современных ему иерархов Русской Церкви. Все его служение — по слову Апостола: «Не имамы зде пребывающего града, но грядущего взыскуем». И в буквальном смысле — странствие из одного города в другой. С полной самоотдачей, не жалея сил, он окормляет свою паству на Аляске, в Ярославле, в Вильно. Февральская революция застала Владыку в Москве, где была его очередь присутствовать в Священном Синоде. В Москве епархиальный съезд готовился к выборам нового московского архиепископа или митрополита. Обер-прокурор Львов стремился уничтожить Православие. Его детище — газета «Московский церковный голос» — устами протоиерея А. Введенского советовала переходить в богослужении с церковно-славянского языка на русский. Устами епископа Бельского Серафима пеняла духовенству, что оно не отметило праздничными богослужениями «праздник свободы» — 1 мая по новому стилю. Священник Смирнов призывал «сбросить рясу» и стать «священником-гражданином», а не посмешищем. Но как ни старался Львов протащить своих, все его кандидаты были отвергнуты церковным народом. И на Московскую кафедру 4 июля 1917 года был избран уволенный Львовым из Синода архиепископ Виленский Тихон. Ему и была поручена организация Поместного Собора, который не собирался более двухсот лет. Святой Патриарх Тихон Мы благоговейно предстоим перед тайной избранничества Патриарха Тихона. Он — предстоятель Церкви новых мучеников и исповедников Российских, прославившейся небывалыми в истории гонениями. Вместе с Царской семьей — в центре иконы новых мучеников. То же самое изображено на иконе, написанной по откровению свыше. Невольно возникает связь со стоянием у Креста Христова Божией Матери и возлюбленного Его ученика.

http://pravoslavie.ru/142246.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Игум. Екатерина (Евфимовская). Фотография. 90-е гг. XIX в. (Ефимовская Евгения Борисовна; 28.08.1850, Москва - 28.10.1925, Панчево, Сербия), игум. Из семьи графов Ефимовских. Получила блестящее образование, интересовалась вопросами лит-ры, философии и богословия. В 1869 г. сдала экзамен по рус. лит-ре при Московском ун-те, обучалась медицине. Увлеченная идеями славянофильства, была близко знакома с семьей Аксаковых. Много размышляла о воспитании в вере. Сблизилась с видным педагогом и энтузиастом религиозно-нравственного образования С. А. Рачинским . Преподавала в созданной Рачинским народной школе в его имении Татево (Бельский у. Смоленской губ.), уделяя много внимания Закону Божию и истории Церкви. Преподавала в школе при Троицком Великобудищском жен. мон-ре Полтавской епархии. Решив посвятить жизнь иноческому служению и основать мон-рь, ездила для получения благословения в Оптину Макариеву в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы мужскую пустынь к старцу прп. Амвросию (Гренкову) . Архиеп. Варшавский и Холмский Леонтий (Лебединский) поддержал стремление гр. Ефимовской открыть мон-рь и предложил учредить обитель в запустевшем католич. мон-ре в с. Лесна Константиновского у. Седлецкой губ. (ныне Лесьна-Подляска, Польша). 19 окт. 1885 г. гр. Евгения прибыла в Лесну вместе с 5 сестрами-послушницами и 2 девочками-сиротами. 20 окт. было совершено торжественное богослужение, и этот день стал днем основания Леснинской православной жен. общины. 26 авг. 1889 г. община была преобразована в Леснинский Богородицкий женский монастырь . Вскоре после этого гр. Евгения Ефимовская приняла монашеский постриг с именем Екатерина и затем была возведена в сан игумении. Первоначально сестры жили в ветхих кельях, переделанных из хлебных амбаров. Е. выполняла черную работу, ночью убирала храм, пела на клиросе, канонаршила, заботилась о расширении обители, особое внимание уделяла просветительной деятельности. Строгая к себе постница и молитвенница, она была снисходительна к другим. Свой духовный подвиг несла сокровенно, лишь немногие приближенные сестры знали о ее ночных молитвенных бдениях. Е. пользовалась искренней любовью местных жителей, умело вела воспитательную работу среди девушек и женщин, приобщая их к Церкви.

http://pravenc.ru/text/189609.html

В тот же день архиеп. Василий был назначен временно управляющим Литовской и Белостокской епархиями, однако предоставление ему митрополичьего сана и должности экзарха было признано преждевременным. По резолюции архиеп. Василия от 22 февр. 1945 г. было избрано Белостокское временное ЕУ, управляющим делами к-рого стал прот. Николай Винцукевич, настоятель Рождество-Богородичного собора в Бельск-Подляски и благочинный Бельского окр. В то же время на создание постоянного ЕУ и назначение отдельного епископа РПЦ для Польши патриарх не решился, рассчитывая на урегулирование спорных вопросов с Варшавской митрополией. Возможно, именно поэтому предложение Винцукевича и архиеп. Василия о хиротонии благочинного Хайнувского окр. прот. Иоанна Громотовича в викарного епископа для Белостокской епархии, высказанное в авг. 1945 г., не нашло одобрения у властей. 27 дек. 1945 г. митр. Крутицкий Николай (Ярушевич) доложил на заседании Синода о положении церковных дел в Польше и о желании некоторых православных приходов Белостокского воеводства и других регионов Польши находиться под непосредственным духовным окормлением Минского архиепископа. Синод постановил «для обследования положения церковных дел в Польше путем непосредственного сношения с митрополитом Дионисием и епископом Тимофеем» командировать в Варшаву и Белосток уполномоченных патриарха - протопресв. Николая Колчицкого и секретаря патриархии Л. Н. Парийского. По результатам поездки от к.-л. новых действий в Польше было решено воздержаться. Духовное училище в Слуцке. Фотография. Нач. XX в. Духовное училище в Слуцке. Фотография. Нач. XX в. Уполномоченный СД РПЦ по БССР сообщал, что архиеп. Василий пользуется авторитетом у руководителей Совнаркома БССР, председатель к-рого Пономаренко и его заместитель А. М. Левицкий неоднократно вызывали архиерея для консультаций. Архиеп. Василий в 1945 г. просил власти республики усилить борьбу с католичеством в условиях активизации католич. прозелитизма на западе республики после массового исхода белорус.

http://pravenc.ru/text/2563280.html

Турковицы; ныне Турковице Хрубешувского повята). Римско-католическая Церковь в крае, уступая православной по количеству храмов, доминировала по численности духовенства. В Люблинской губ. ей принадлежало 226 храмов и часовен, из них самостоятельных - 126, филиальных - 18, не приходских - 5, монастырских - 9, больничных и тюремных - 3, часовен - 65. В них служили 250 духовных лиц (Холмско-Варшавский епархиальный вестник. 1905. 43. С. 517). В Седлецкой губ. действовало более 180 правосл. церквей и часовен. Собор в честь Рождества Пресв. Богородицы в Холме (Хелме). 1735-1756 гг. Фотография. 1910 г. Собор в честь Рождества Пресв. Богородицы в Холме (Хелме). 1735-1756 гг. Фотография. 1910 г. Из-за усиления католич. агитации в крае 16 июня 1905 г. Холмско-Варшавская епархия была разделена на Холмско-Люблинскую, к-рую возглавил еп. Евлогий (Георгиевский), и Варшавско-Привислинскую во главе с еп. Иеронимом (Экземплярским) . Холмское духовное правление было упразднено, вместо него 31 июля учреждена Холмская духовная консистория. В состав Холмской епархии вошло 168 приходов в Люблинской губ. и 115 приходов в Седлецкой губ. Торжественное настолование еп. Евлогия в холмском соборе состоялось 8 сент. 1905 г., в день празднования Холмской иконы Божией Матери. В 1905-1915 гг. главной кафедрой епархии был Рождество-Богородичный собор в Холме, 2-м кафедральным храмом являлся Крестовоздвиженский собор в Люблине. Однако полонизация населения Холмщины и отпадение православных в католичество имели место и в дальнейшем; по официальным данным, в 1905-1907 гг. в епархии в католичество перешли 6590 бывших униатов, числившихся православными. 23 июня 1912 г. была упразднена Седлецкая губ. и образована Холмская губ. в составе Российской империи, что укрепило позиции Православия в регионе. В Холмскую губ. вошли Белгорайский, Холмский, Грубешовский, Томашовский, Замойский, Бельский, Константиновский уезды и части Красноставского и Любартовского уездов. При этом католич. часть упраздненной Седлецкой губ.

http://pravenc.ru/text/2561044.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010