Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВАРШАВСКО-БЕЛЬСКАЯ ЕПАРХИЯ [польск. Diecezja Warszawsko-Bielska] Польской Автокефальной Православной Церкви (ПАПЦ). Впервые правосл. епископская кафедра на правах вик-ства была учреждена в Варшаве в 1834 г. (см. Варшавское викариатство ); в 1840 г. образована Варшавско-Новогеоргиевская епархия (см. Варшавская епархия ). В межвоенной Польше (1918-1939) Варшава продолжала оставаться центром самой обширной епархии - Варшавско-Холмской, территория к-рой простиралась от Балтийского м. до предгорий Карпат; в период нем. оккупации (1939-1944) площадь епархии уменьшилась, и до кон. 1940 г. она называлась сначала Варшавской, затем Варшавско-Радомской. Варшавско-Бельская Епархия Варшавско-Бельская Епархия После получения 22 июня 1948 г. правосл. Церковью в Польше канонически законной автокефалии на ее территории были образованы 3 епархии: Варшавская (с 12 нояб. 1948 Варшавско-Бельская), Белостокско-Гданьская и Лодзинско-Вроцлавская (см. ст. Лодзинско-Познанская епархия . В 1951 г. Собор епископов утвердил новую адм. структуру Церкви, включавшую уже 4 епархии, в т. ч. В.-Б. е. в границах Варшавского, Люблинского воеводств и Бельско-Подлясского повята Белостокского воеводства. Епархиальная кафедра находится в Варшаве. Собор равноап. Марии Магдалины с подземной ц. Страстей Христовых был построен в 60-х гг. XIX в. в варшавском р-не Прага; также на кладбище в р-не Воля имеется приходская ц. прп. Иоанна Лествичника с подземной ц. прп. Иеронима Стридонского и Илии пророка и неск. часовен. Правящими архиереями епархии почти неизменно являлись предстоятели ПАПЦ; 31 мая 1998 г. им стал Блаженнейший Митрополит Варшавский и всей Польши Савва (Грыцуняк) . У митрополита 2 викария: еп. Гайновский Мирон (Ходаковский) и еп. Бельский Григорий (Харкевич). В епархии 6 благочиний: Варшавское (6 приходов), Бельско-Подлясское (15 приходов), Хайнувское (Гайновское) (13 приходов), Клещельское (11 приходов), Наревское (6 приходов), Семятычское (14 приходов).

http://pravenc.ru/text/150463.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЛЮБЛИНСКОЕ ВИКАРИАТСТВО В 1875-1905 гг. в составе Варшавской епархии РПЦ, в 1923-1940 гг. в составе Варшавско-Холмской митрополии, в 1940-1944 гг. в составе Холмско-Подляшской епархии Польской автокефальной православной Церкви (ПАПЦ) (см. в ст. Холмская епархия ), в 60-80-х гг. XX в. в составе Варшавско-Бельской епархии ПАПЦ. 1874-1905 гг. В 1874-1875 гг. шло постепенное воссоединение с правосл. Церковью униатов исторических областей Холмщины (Холмской Руси) и Подляшья (Забужной Руси). Этому немало способствовал переезд на Холмщину большого числа униат. священников из Галиции. В свою очередь значительная часть протестующих против сближения с Православием клириков переехала из Холмско-Подляшской Руси в Австро-Венгрию; с 1866 г. в Седлецкой губ. практиковались адм. высылки «упорствующего» духовенства и замена его на прорусски ориентированных священников из Галиции. В Седлецкой губ. волнения среди противников сближения с Православием были наиболее массовыми, в 1874-1875 гг. они охватили 26 приходов. Наиболее масштабное выступление имело место 24 янв. 1874 г. в с. Пратулин Бельского у., где 13 прихожан были убиты в столкновении с солдатами (в 1996 канонизированы папой Римским Иоанном Павлом II как Собор мучеников Пратулинских). Собор в честь Рождества Пресв. Богородицы в г. Бела (ныне Бяла-Подляска, Польша). 1747-1759 гг. Фотография. 2011 г. Собор в честь Рождества Пресв. Богородицы в г. Бела (ныне Бяла-Подляска, Польша). 1747-1759 гг. Фотография. 2011 г. Первое значительное воссоединение с Православием большой группы униат. духовенства и прихожан произошло в дек. 1874 г. в Рождество-Богородичном соборе в г. Бела Седлецкой губ. (ныне Бяла-Подляска, Польша). Летом 1874 г. клирики собора объявили о своем нежелании подчиняться папе и об отказе признавать святым Иосафата Кунцевича , останки к-рого они тогда же захоронили в подвальном помещении бельского собора. С осуждением писал о папстве в «Холмском греко-униатском месяцеслове» старший преподаватель униат.

http://pravenc.ru/text/2561044.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Игум. Екатерина (Евфимовская). Фотография. 90-е гг. XIX в. (Ефимовская Евгения Борисовна; 28.08.1850, Москва - 28.10.1925, Панчево, Сербия), игум. Из семьи графов Ефимовских. Получила блестящее образование, интересовалась вопросами лит-ры, философии и богословия. В 1869 г. сдала экзамен по рус. лит-ре при Московском ун-те, обучалась медицине. Увлеченная идеями славянофильства, была близко знакома с семьей Аксаковых. Много размышляла о воспитании в вере. Сблизилась с видным педагогом и энтузиастом религиозно-нравственного образования С. А. Рачинским . Преподавала в созданной Рачинским народной школе в его имении Татево (Бельский у. Смоленской губ.), уделяя много внимания Закону Божию и истории Церкви. Преподавала в школе при Троицком Великобудищском жен. мон-ре Полтавской епархии. Решив посвятить жизнь иноческому служению и основать мон-рь, ездила для получения благословения в Оптину Макариеву в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы мужскую пустынь к старцу прп. Амвросию (Гренкову) . Архиеп. Варшавский и Холмский Леонтий (Лебединский) поддержал стремление гр. Ефимовской открыть мон-рь и предложил учредить обитель в запустевшем католич. мон-ре в с. Лесна Константиновского у. Седлецкой губ. (ныне Лесьна-Подляска, Польша). 19 окт. 1885 г. гр. Евгения прибыла в Лесну вместе с 5 сестрами-послушницами и 2 девочками-сиротами. 20 окт. было совершено торжественное богослужение, и этот день стал днем основания Леснинской православной жен. общины. 26 авг. 1889 г. община была преобразована в Леснинский Богородицкий женский монастырь . Вскоре после этого гр. Евгения Ефимовская приняла монашеский постриг с именем Екатерина и затем была возведена в сан игумении. Первоначально сестры жили в ветхих кельях, переделанных из хлебных амбаров. Е. выполняла черную работу, ночью убирала храм, пела на клиросе, канонаршила, заботилась о расширении обители, особое внимание уделяла просветительной деятельности. Строгая к себе постница и молитвенница, она была снисходительна к другим. Свой духовный подвиг несла сокровенно, лишь немногие приближенные сестры знали о ее ночных молитвенных бдениях. Е. пользовалась искренней любовью местных жителей, умело вела воспитательную работу среди девушек и женщин, приобщая их к Церкви.

http://pravenc.ru/text/189609.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Президент Польши погиб на пути в Катынь Лех Качиньский спешил принять участие в экуменическом богослужении 10.04.2010 442 На борту самолета президента Польши Леха Качиньского, который разбился в Смоленской области, находились 132 человека, передает Первый канал. Агентство " Рейтер " со ссылкой на государственное польское информагентство сообщает, что выживших в результате катастрофы нет. Лех Качиньский вместе с официальной польской делегацией летел в Катынь для участия в мемориальных мероприятиях . В разбившемся самолете, как сообщает РИА Новости, находились президент Польши Лех Качиньский, супруга главы Польши Мария Качиньская, последний президент Польши в изгнании Рышрад Качоровский, глава Института национальной памяти Януш Куртыка, вице-спикер Сейма Польши Ежи Шмайдзиньский, руководитель канцелярии президента Польши Владыслав Стасяк, глава Бюро национальной безопасности Польши Александр Щигло, министры в канцелярии президента Павел Выпых и Мариуш Хандзлик, генеральный секретарь польского Совета по охране памяти борьбы и мученичества Анджей Пшевозник, заместитель главы МИД Польши Анджей Кремер, начальник Генерального штаба Войска Польского Франтишек Гонгор, председатель Национального банка Польши Славомир Скшипек, известные депутаты Сейма Польши Пшемыслав Госевский, Збигнев Вассерман, Иоланта Шыманек-Дереш и Изабелла Яруга-Новацка. Среди погибших оказался ординарий Войска Польского бригадный генерал викарий Варшавской и Бельской епархии Польской Православной Церкви архиепископ Гайновский Мирон. Президент России Дмитрий Медведев был немедленно проинформирован о катастрофе самолета под Смоленском, сообщает пресс-служба Кремля. Для расследования обстоятельств авиакатастрофы под Смоленском Президент России создал правительственную комиссию во главе с премьер-министром России Владимиром Путины м. По указанию Президента России на место авиакатастрофы под Смоленском вылетел глава МЧС Сергей Шойгу . Ту-154 упал в 300-400 метрах от взлетно-посадочной полосы военного аэродрома Северный в Смоленской области. " Черные ящики " самолета пока не найдены.

http://ruskline.ru/news_rl/2010/04/10/pr...

Письма Леонтия, Митрополита Московского, в бытность его Архиепископом Варшавским Досточтимая Мать, игуменья Антония! Обращаюсь к Вашему Высокопреподобию с моею покорнейшею просьбою. Дело в следующем: В моей епархии – Седлецкой губернии (Бельского уезда), в посаде Лесне, учреждена женская община с предположенною школою и больницею. Учреждение Высочайше утверждено. Но в виду того, что нужно еще исправить и приспособить для обители здания, я не спешил избранием игуменьи или начальницы общины. Хотя и теперь еще не сделано надлежащего приспособления; но в том предположении, что сама начальницаа поспособствует успеху дела, я решился поспешить избранием начальницы. Между тем, у меня нет в виду такой, которая бы соответствовала условиям края. и могла бы с успехом и средствами озаботиться. Будьте так добры, порекомендуйте мне хорошую начальницу, образованную, и с характером монашеским, особенно с терпением, которое у нас так нужно. Цель нашей общины – миссионерская, в противность пропаганде римско-католической. Заслуга дельной начальницы-монахини может быть великая, историческая. Обращаюсь к Вам потому, что я надеюсь на Ваше благоразумие и опытность, доказанную и для всех очевидную. Пишу Вам из Петербурга, где проживу до 15-го марта. Адрес мой: на Вас. остр., 8 л., Синод, подворье. В ожидании ответа, с истинным почтением и совершенною преданностью имею честь быть Вашего Высокопреподобия покорнейшим слугою, Леонтий, Архиепископ Холмско-Варшавский. 15 января 1885 года. Р. S. Поздравляю с новою наградою, которая меня порадовала. Ваше Высокопреподобие, Достоуважаемая Мать Игуменья! Беспокоил я Вас своею просьбою о приискании начальницы для Леснянской нашей общины. Теперь – сверх ожидания – нашлась желающая взять на себя труд устроительницы – Евгения Борисова Евфимовская (графиня). Значит, нет нужды и беспокоиться. Но моя просьба о средствах – остается в силе. И если Господь расположит Ваше сердце, рекомендуйте знаемым – дело благотворения юной общине. С искренним почтением и совершенною преданностью имею честь быть Вашим покорнейшим слугою, Леонтий, Архиепископ, Холмско-Варшавский.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

Митрополит Исидор посетил также монастырь святых Марфы и Марии на Святой горе Грабарке. Священномученик Серафим (Остроумов) родился в 1880 году в Москве. В 1904 году окончил Московскую духовную академию , принял монашеский постриг, был рукоположен в иеродиакона и иеромонаха. 1905 году стал насельником Онуфриевского Яблочинского монастыря и принимал активное участие в восстановлении этой обители. Был благочинным монастырей Холмской епархии. В 1916 году рукоположен во епископа Бельского, викария Холмской епархии. С 1927 года — архиепископ Смоленский и Дорогобужский. Неоднократно арестовывался советской властью за сопротивление изъятию церковных ценностей и за антисоветскую пропаганду, последний раз — в 1936 году. Расстрелян 8 декабря 1937 года в Катынском лесу. Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru за темою Поименный список Собора новомучеников и исповедников Крымской митрополии [Документи] Архимандрит Дамаскин (Орловский): Жития новомучеников — духовное лекарство, которое надо принимать всю жизнь [Ihmepb " ю] У день пам " священномученика Миколая глава звершив в в " де святого «Это же капля в море!» Протоиерей Кирилл Каледа о почитании новомучеников [Ihmepb " ю] Предстоятель Церкви закликав молитися про православних зазнають Кирила Варшавському з днем : та звернення] Собор Церкви висловив подив у зв " язку з влади що ставлять поза законом Православну Церкву Послання Кирила Варшавському : Послання] Предстоятеля Церкви у зв " язку з терактом у «Крокус та звернення] Предстоятеля Церкви у зв " язку з терактом у «Крокус та звернення] з Церкви В Торжества Православ " я начальник взяв участь у в Гробу Господнього в з ключовими словами новомученики XX – Польська Церква –   новини Митрополит Чорногорський Приморський звершив панахиду за жертвами теракту в «Крокус Предстоятель Церкви висловив у зв " язку з терактом у «Крокус Предстоятель Церкви закликав молитися про православних зазнають Православна Церква в небаченого та насильства та поховання Болгарського Начальник в день його Завершилося перебування Предстоятеля Церкви в Кирил: Руська та Сербська Церкви можуть внесок у що у "   Календарь ← → Богослужебные указания 31 березня 2024 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4247180...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла [польск. Diecezja Wrocawsko-Szczeciska], Польской Автокефальной Православной Церкви (ПАПЦ). Епархия включает приходы на т. н. возвращенных землях (Н. Силезия, Любушская земля, Зап. Поморье), расположенных вдоль зап. границы страны и вошедших в состав Польши после второй мировой войны. Этнический состав епархии разнообразен. Среди православных есть украинцы, лемки, белорусы, русские, поляки, греки и представители др. национальностей. Население этих областей составляют в большинстве своем бывш. жители вост. территорий довоенной Польши, отошедших СССР в 1939 г., и их потомки. Кроме репатриантов, среди к-рых было много православных, в 1947 г. появились депортированные в ходе акции «Висла» (массовое выселение под предлогом борьбы с Украинской повстанческой армией правосл. укр. и лемковского населения из вост. и юго-вост. областей Польши с целью его рассеяния и ассимиляции на зап. землях). В.-Щ. е. была образована 7 сент. 1951 г., охватывала территории Кошалинского, Щецинского, Вроцлавского и Зелёногурского воеводств. По окончании второй мировой войны правосл. приходы на этих территориях функционировали в рамках образованной 7 мая 1946 г. Администратуры православных приходов на возвращенных землях, к-рой управлял митр. Варшавский Дионисий (Валединский) . 15 июля 1946 г. Администратура была преобразована в епархию Возвращенных земель. 17 сент. 1947 г. были созданы Вроцлавское (благочинный свящ. Алексий Зноско) и Щецинское (благочинный свящ. Иоанн Игнатович) благочиния. Вопрос епархиального деления ПАПЦ был решен 7 сент. 1951 г. Постановлением Собора епископов Варшавская православная митрополия была поделена на 4 епархии: Варшавско-Бельскую, Белостокско-Гданьскую, Лодзинско-Познаньскую и Вроцлавско-Щецинскую. Церковные власти начали организацию приходской жизни на территории буд. епархии непосредственно по окончании войны. Уже в 1945 г. начались богослужения в г. Пила (свящ. Леонид Бычук), в 1946 г.- в городах Валч, Щецин (свящ. И. Игнатович), Вроцлав (свящ. А. Зноско), Слупск (свящ. Петр Веремчук). С 1947 по 1950 г. образовались приходы в населенных пунктах Барлинек, Бернатув, Бучина, Валбжих, Долице, Еленя-Гура, Зелёна-Гура, Зимна-Вода, Кожухув, Легница, Липины, Любин, Лобез, Мальчице, Михалув, Польковице, Пшемкув, Студзёнки, Тожим, Шпротава, Явор. В 1950-1960 гг. возникли приходы в Боболице, Бжозе, Бытуве, Глогуве, Гожув-Велькопольски, Грыфице, Джонуве, Жеченице, Карсьцино, Кониково, Кошалине, Лешно-Гурне, Лугах, Олеснице, Олужне, Рокосово, Рудне, Славно, Старгард-Щециньски, Стары-Волуве, Тшебятуве и Щецинеке.

http://pravenc.ru/text/155450.html

Польская Православная Церковь Дата создания: 1948 г. Описание: Историческая справка Начало распространению христианства на территории современной Польши было положено в середине X века князем Мешко I. В XIII в. были открыты православные епископские кафедры в Холме и Перемышле. Христианство восточной традиции господствовало в польских землях до конца XIV в., когда началось его вытеснение католичеством. До XIX столетия православные епархии на территории современной Польши находились в составе Киевской митрополии. В 1840 г. была образована самостоятельная Варшавская епархия. В 1875 г. в ее состав вошла униатская Холмская епархия, преобразованная в Люблинское викариатство (с 1905 г. — самостоятельная Холмская епархия). В связи с провозглашением в 1918 г. независимого Польского государства указом Святейшего Патриарха Тихона Православной Церкви в Польше в 1921 г. была дарована «широкая поместная автономия». В середине июня 1922 г. митрополит Варшавский Георгий (Ярошевский) под давлением польского правительства предпринял шаги, направленные на создание автокефальной Церкви в Польше. В 1924 г. Константинопольский Патриарх Григорий VII подписал Томос 4588 о создании в Польше автокефальной Православной Церкви. Эта автокефалия не была признана Русской Православной Церковью. В 1920-30-х гг. в рамках политики полонизации разрушено или конфисковано более половины православных храмов, был снесен кафедральный собор святого Александра Невского, на месте которого сегодня находится Памятник неизвестному солдату. В июне 1948 г. делегация во главе с архиепископом Белостокским и Бельским Тимофеем обратилась к Русской Церкви с ходатайством о создании на территории Польши канонической автокефальной Православной Церкви. 22 июня 1948 г. был подписан «Акт о воссоединении Польской Православной Церкви с Русской Православной Церковью и о даровании ей автокефалии». Епархии Польской Церкви На сегодняшний день Польская Православная Церковь имеет 6 епархий на территории Польши: Помимо Польши, Польская Церковь имеет две епархии в Бразилии: Рио-де-Жанейро и Ресифи.

http://patriarchia.ru/db/text/134509.htm...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АМФИЛОХИЙ (Вакульский Антоний Яковлевич; 12.09.1862, мест. Докудов Бельского у. Люблинской (позднее Седлецкой) губ.- 25.01. 1933, США), еп. Аляскинский, правосл. миссионер в Америке, писатель. Род. в крестьянской семье. Начальное светское образование и духовное воспитание получил в церковноприходской школе при Яблочинском Онуфриевском мон-ре Холмско-Варшавской епархии и на курсах причетников при холмском кафедральном соборе. 13 янв. 1891 г. пострижен в монашество с именем А. в Яблочинском мон-ре. 3 марта 1891 г. еп. Люблинским Флавианом (Городецким) рукоположен во иеродиакона, 21 нояб. 1893 г. еп. Люблинским Гедеоном (Покровским) - во иеромонаха. В сент. 1897 г. архиеп. Холмским и Варшавским Флавианом А. утвержден в должности казначея Яблочинского мон-ря с назначением разъездным миссионером на приходы в Бельском благочинническом округе, где проживало много униатов. По благословению еп. Алеутского и Аляскинского свт. Тихона (Белавина) 31 авг. 1899 г. А. поступил на 2-годичный миссионерский курс КазДА (монг. отдел), где изучал миссионерское дело, а также монг. и калм. языки. По представлению владыки Тихона, ставшего еп. Алеутским и Североамериканским, указом Святейшего Синода 20 окт. 1900 г. А. переведен для миссионерского служения в Алеутскую и Североамериканскую епархию , прежде получив в награду золотой крест из Кабинета Его Имп. Величества. 12 нояб. того же года назначен миссионером в Куикпакскую миссию на Аляске, место подвижнических трудов св. свящ. Иакова Нецветова . Временно, с 24 янв. по 5 мая 1901 г., А. исполнял обязанности настоятеля Свято-Троицкой ц. в Чикаго (шт. Иллинойс), на Аляску прибыл 19 июня 1901 г. До 1908 г. А. был настоятелем обширной Куикпакской миссии в междуречье Куикпака (Юкона) и Кускокуима. Заботясь о поднятии религиозно-нравственного уровня паствы, А. посещал, совершая многокилометровые переходы, селения и отдаленные стойбища эскимосов, служа и проповедуя на местных наречиях своей паствы. А. основал школу для катехизаторов, в к-рой под его руководством буд. священники и проповедники из местного населения обучались на родном языке Свящ. Писанию, церковной истории, катехизису, молитвам и церковному пению. Впосл., уже будучи еп. Аляскинским, одного из таких катехизаторов, Василия Чангсака († 19 дек. 1968), А. рукоположил в иерейский сан и назначил своим преемником по Куикпакской миссии. За ревностные труды на благо Церкви А. был награжден набедренником (14 апр. 1902), благословенной грамотой (25 февр. 1904) и возведен в сан игумена (6 мая 1908).

http://pravenc.ru/text/114624.html

Данилового монастиря взяв участь у в 6 вересня 2018 р. 18:57 3-4 сентября 2018 года по благословению  Блаженнейшего Митрополита Варшавского и всей Польши Саввы в Благовещенской Супрасльской лавре состоялась ежегодная международная конференция монашествующих. В этом году форум был посвящен теме «Типология молитвы и монашеских богослужений». На собрании присутствовали иерархи Польской Православной Церкви : архиепископ Белостокский и Гданьский Иаков, викарий Варшавской епархии архиепископ Бельский Григорий, епископ Гайновский Павел, викарий Белостокской епархии епископ Супрасльский Андрей и возглавивший в этом году конференцию викарий Варшавской епархии епископ Семятычский Варсонофий. На встречу также прибыли представители монастырей Польской Церкви. Гостями мероприятия стали: наместник Данилова старопигиального мужского монастыря  г. Москвы, член Коллегии Синодального отдела по монастырям и монашеству   архимандрит Алексий (Поликарпов) , помощник благочинного Успенской Киево-Печерской лавры  архимандрит Агафон (Опанасенко), настоятельница монастыря «Живоносный Источник» Хрисопиги в Ханье (о. Крит, Греция) игумения Феоксения с сестрами обители. Епископ Гайновский Павел передал участникам форума приветствие Митрополита Варшавского и всей Польши Саввы. Пленарное заседание открыл архиепископ Бельский Григорий докладом «Богослужение в изречениях святых отцов и учителей Церкви». Доклад игумена Елисея (монастырь Симонопетра, Святая Гора Афон) на тему «Религиозная жизнь и молитва в отдельной святогорской киновии» перевела на польский язык и зачитала игумения Екатерина (Залешан). Иеромонах Павел (Карчевски) выступил перед участниками форума с сообщением на тему «Содержание и практика пения богородичных канонов в славянской и греческой традициях». Игумения Феоксения зачитала собравшимся свое исследование «Место агрипнии в монастырской программе». Епископ Семятычский Варсонофий поделился с аудиторией своими изысканиями о важности послушания и смирения в монастырской и церковной жизни.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5263399...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010