Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЛЮБЛИНСКОЕ ВИКАРИАТСТВО В 1875-1905 гг. в составе Варшавской епархии РПЦ, в 1923-1940 гг. в составе Варшавско-Холмской митрополии, в 1940-1944 гг. в составе Холмско-Подляшской епархии Польской автокефальной православной Церкви (ПАПЦ) (см. в ст. Холмская епархия ), в 60-80-х гг. XX в. в составе Варшавско-Бельской епархии ПАПЦ. 1874-1905 гг. В 1874-1875 гг. шло постепенное воссоединение с правосл. Церковью униатов исторических областей Холмщины (Холмской Руси) и Подляшья (Забужной Руси). Этому немало способствовал переезд на Холмщину большого числа униат. священников из Галиции. В свою очередь значительная часть протестующих против сближения с Православием клириков переехала из Холмско-Подляшской Руси в Австро-Венгрию; с 1866 г. в Седлецкой губ. практиковались адм. высылки «упорствующего» духовенства и замена его на прорусски ориентированных священников из Галиции. В Седлецкой губ. волнения среди противников сближения с Православием были наиболее массовыми, в 1874-1875 гг. они охватили 26 приходов. Наиболее масштабное выступление имело место 24 янв. 1874 г. в с. Пратулин Бельского у., где 13 прихожан были убиты в столкновении с солдатами (в 1996 канонизированы папой Римским Иоанном Павлом II как Собор мучеников Пратулинских). Собор в честь Рождества Пресв. Богородицы в г. Бела (ныне Бяла-Подляска, Польша). 1747-1759 гг. Фотография. 2011 г. Собор в честь Рождества Пресв. Богородицы в г. Бела (ныне Бяла-Подляска, Польша). 1747-1759 гг. Фотография. 2011 г. Первое значительное воссоединение с Православием большой группы униат. духовенства и прихожан произошло в дек. 1874 г. в Рождество-Богородичном соборе в г. Бела Седлецкой губ. (ныне Бяла-Подляска, Польша). Летом 1874 г. клирики собора объявили о своем нежелании подчиняться папе и об отказе признавать святым Иосафата Кунцевича , останки к-рого они тогда же захоронили в подвальном помещении бельского собора. С осуждением писал о папстве в «Холмском греко-униатском месяцеслове» старший преподаватель униат.

http://pravenc.ru/text/2561044.html

Особенностью приходов епархии является наличие в их границах по неск. храмов, что объясняется богатой историей правосл. жизни на этих землях и постоянной экспансией католицизма, в результате чего количество прихожан постоянно сокращалось, но сами церковные здания сохранялись. В отдельных районах наблюдался и обратный процесс, напр., в Браньске (Брянске) некогда существовало неск. правосл. церквей, в наст. время осталась одна. Общее число церквей и часовен в Бельско-Подлясском благочинии приближается к 50, в Хайнувском - 40, в Наревском - 20, в Семятычском - 20, в Клещельском - 30. В епархии 2 действующих мон-ря. Особенно почитаем среди православных жен. мон-рь Марфы и Марии на Св. горе Грабарка , в праздник Преображения Господня его посещают тысячи паломников. На самой вост. окраине Польши, на р. Буг, расположен муж. ставропигиальный Яблочинский мон-рь прп . Онуфрия Великого . Небесный покровитель епархии - прп. Иов Почаевский. Кафедральный собор во имя св. равноап. Марии Магдалины в Варшаве. Фотография. 1998 г. Кафедральный собор во имя св. равноап. Марии Магдалины в Варшаве. Фотография. 1998 г. В епархии находится неск. крупнейших духовных учебных заведений и правосл. научных орг-ций, напр. Варшавская православная духовная семинария , Бельская иконописная школа . Особое место среди них занимает правосл. секция экуменической Христианской Богословской Академии (организована в 1954), являющейся по своему статусу гос. учебным и научно-исследовательским учреждением. Секция имеет кафедры Свящ. Писания, правосл. догматического и нравственного богословия, истории Церкви, патрологии и др. Академия присваивает своим выпускникам степени магистра и д-ра богословия. В 1996 г. при Троицком соборе в г. Хайнувка (Гайновка), где проводятся международные фестивали церковной музыки, была открыта 2-летняя школа псаломщиков (регентов). Начиная с 1999 г. в епархии создано неск. ин-тов правосл. культуры, действующих в рамках отдельных благочиний. Самые крупные из них - в Хайнувке, Бельске-Подляски и Семятыче (Семятичах).

http://pravenc.ru/text/150463.html

Бельск-Подляски. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты Ныне существующая церковь была возведена в 1774 г. В 1790 г. была сделана пристройка к алтарю с боковым алтарем Святой Анны. В 1839 году (по решению Полоцкого Синода) русские власти отобрали церковь у униатов и передали православным. В 1875 и 1932 годах был проведён ремонт. В 1944 г. частично повреждена в результате бомбардировки. Деревянная церковь из сруба. Трехнефная. Алтарь меньше нефа, закрыт прямоугольно с боковыми ризницами. Двухскатная крыша, крытая листовым металлом с двумя главками над нефом и алтарем. Колокольня деревянная срубной конструкции. Построен на квадратном плане, верхний ярус более узкий. Увенчана шатровой крышей и башенкой с бенистым шлемом. Внутри храм разделён на три части, двумя рядами столбов по три штуки. Плоские потолки. Музыкальный хор навесной. Иконостас частично XVIII в. с современными фрагментами. Храм ремонтировался в 1944, 1968 и совсем недавно в 2001-2006 годах. С 1951 года церковь является вторым епископальным собором Варшавско-Бельской епархии Польской Автокефальной Православной Церкви. 20 августа 2016 года храм посетил Антиохийский Патриарх Иоанн X, а 21 сентября 2018 года – Александрийский патриарх Феодор II. Церковь была внесена в реестр памятников 29 октября 1966 года под номером а-38. До 1968 года над крышей еще возвышалась барочная башня для подписи XVIII века, обрамленная по углам волютными стоками. В 2001 году пристройка была добавлена на южной стороне алтаря. В 2002 году были заменены старинные главы на новые (луковичной формы) и добавлен новый купол над алтарной частью. В 2003 году было сделано золочение глав. Деревянная церковь сруба. Трехнефная. Алтарь меньше нефа, закрыт прямоугольно с боковыми ризницами. Ломка с фронта. Двухкамерная крыша, крытая листовым металлом с двумя башенками над нефом и алтарем. Увенчанные башенками. Колокольня деревянная срубной конструкции. Построен на квадратном плане, верхний этаж более узкий. Увенчана шатровой крышей и башенкой с бенистым шлемом. Интерьер разделен на три части, двумя рядами столбов по три штуки. Плоские потолки. Музыкальный хор навесной. Иконостас частично с половиной. XVIII в. с современными фрагментами. Главный алтарь и два боковых алтаря с половиной. XVIII в. Источник: Комментарии и обсуждение Церковь располагается в зданиях монастыря базилиан, реконструируемых в 1890 году по проекту Виктора Siczugowa. С 1918 года перестроена. В 1924 году церкви восстановили первоначальный вид. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=35910

Органы церковного управления . Главой Церкви является митрополит, полный титул которого – «Блаженнейший митрополит Варшавский и всей Польши». В административном отношении Польская Православная Церковь состоит из митрополии, разделенной на епархии. В непосредственном ведении митрополита Варшавского находится епархия Варшавская и Бельская. Прочие епархии управляются епископами и Епархиальными Советами. В помощь митрополиту Собор правящих епископов избирает заместителя на 7-летний срок. Высшим органом управления Церковью является Синод, в который входят все епископы Польской Церкви, он созывается митрополитом 2 раза в год. Председателем Синода является митрополит. Кроме того, при митрополите существует Митрополичий Совет, Церковный Суд, Митрополичий и Миссионерский комитет, а также Фонд социального обеспечения. Епархии делятся на благочиния, которые в свою очередь подразделяются на приходы. Духовное просвещение и издания. Для подготовки кандидатов в священнослужители в Польше имеются: Варшавская Православная Духовная семинария (открыта в 1950 г.), секция православного богословия (действует с 1957 г.) в Варшавской Христианской Богословской Академии (в Академии существует несколько секций: Евангелическая, Старокатолическая, Православная). Осенью 1973 г. при Академии были открыты двухгодичные богословские курсы для приходских клириков. Выпускники, оканчивающие Христианскую Богословскую Академию, получают степень магистра богословия. Официальным печатным органом Польской Православной Церкви является журнал «Известия Польской Автокефальной Православной Церкви» (издается с 1970 г.). С 1954 г. на русском и польском языках издается ежемесячный журнал «Церковный вестник». Помимо этого, почти каждая епархия имеет свои епархиальные издания. Ежегодно печатается церковный календарь, где дается краткий обзор главнейших событий в жизни Поместных Православных Церквей и других религиозных организаций. Монастыри. В 1990-х гг. Польская Православная Церковь насчитывала 4 монастыря: два мужских (Яблочинский Свято-Онуфриевский и Супрасльский Благовещенский) и два женских (Марфо-Мариинский и монастырь во имя иконы Божией Матери «Ружаностоцкая»).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

9 дек. 1878 г. М. возглавил Люблинское викариатство Холмско-Варшавской епархии, учрежденное в 1875 г. для управления перешедшими в Православие приходами бывшей греко-униат. Холмской епархии. Назначение состоялось по ходатайству архиеп. Холмского и Варшавского Леонтия (Лебединского), к-рый служил инспектором КДА, когда М. обучался на 3-м и 4-м курсах. Для М. как викарного епископа была составлена инструкция, поставленные перед ним задачи заключались «в объединении обеих частей - воссоединенной и древлеправославной, в усилении зависимости воссоединенной части епархии от центрального епархиального управления», все это «нужно было сплотить, объединить, примирить». Прибыл в Холм 12 февр. 1879 г. С присущим ему усердием и «просвещенной энергией» обозревал приходы, изучал историю края. Так, с 27 апр. по 20 мая и с 16 по 13 июня 1880 г. М. посетил воссоединенные приходы Бельского и Влодавского уездов Седлецкой губ., затем Грубешовский и Замостский уезды Люблинской губ. В 1-ю поездку обозрел 58 приходов, во вторую - 20 ( Коржевский. 1880. С. 324-326). Часто совершал торжественные богослужения в уездных городах и селах (Праздник Св. Троицы в г. Беле и пос. Лесне//Холмско-Варшавский епарх. вестн. 1881. 10; 1882. 13, 24). На страницах «Холмско-Варшавского епархиального вестника» регулярно помещались сведения о поездках М. по епархии, печатались слова, произнесенные в храмовые и иные праздники, при освящении и закладке церквей и по другим случаям. 8 сент. 1879 г. М. в холмском кафедральном соборе Рождества Пресв. Богородицы архиеп. Леонтий (Лебединский) объявил о восстановлении холмского Свято-Богородицкого церковного братства для содействия укреплению Православия, преимущественно среди населения, воссоединившегося с правосл. Церковью. Устав братства, составленный М., 30 окт. 1879 г. утвердил архиеп. Леонтий. В тот же день М. был назначен председателем совета братства, получил золотой знак 1-й степени этого братства. 26 дек. 1879 г., в праздник Собора Пресв. Богородицы, состоялось открытие братства. Составленное М. «Воззвание от Холмского православного Свято-Богородицкого братства» разослали по епархиям и опубликовали в периодике (Холмско-Варшавский епарх. вестн. 1880. 4. С. 53-54). 15 мая 1882 г. братство было принято под Высочайшее покровительство. Его членами стали министры, губернаторы, правящие иерархи. При открытии братство насчитывало 45 членов, через 10 лет - более 900. Братство издавало «Холмский народный календарь», 1-й выпуск вышел в 1885 г.

http://pravenc.ru/text/2563922.html

1 сентября 1939 года началась Вторая мировая война. Меньше чем через месяц немецкие танки уже находились на улицах Варшавы. Восточные области Польши были заняты Советским Союзом. Польша, таким образом, была разделена между СССР и Германией. На территории бывшей Польши, которая была оккупирована Германией, было создано так называемое Генерал–губернаторство, в котором существовали три епархии: Варшавская, Холмская и Краковская. Земли, занятые советскими войсками в 1939 – 1941 гг. вошли в состав Минской епархии. Здесь, как повсюду в СССР, Православная Церковь испытывала притеснения со стороны государства. Вывозили в советские лагеря не только католиков, военных, но и верных православной Церкви, а в месте и с ними духовенство. В духовной жизни наступило изменение во время германской оккупации. Оккупанты стремились к уничтожению коммунистической идеологии и в связи с этим разрешали открывать закрытые раньше храмы в пределах Белорусской Православной Церкви. Дело в том, что под влиянием немецких властей в 1941 г. на землях Белоруссии и Украины была основана автокефальная церковь, которую не признавал Московская Патриархия. Полную автокефалию Польская Православная Церковь получила после Второй мировой войны. Ее автокефалия была признана определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 22 июня 1948 г. Первым предстоятелем автокефальной Церкви был архиепископ Тимофей, с 1951-го по 1998 г. – митрополит Макарий. В 1949 г. были основаны три епархии: Варшавская, Белостоцко–Гданьская и Лодзинско-Вроцлавская. В связи с миграцией людей с востока в центр и запад Польши был осуществлен новый раздел епархий. К 1952 г. в Польской Православной Церкви было четыре епархии: Варшавско-Бельская, Белостоцко-Гданьская, Лодзинско-Познаньская и Вроцлавско-Щецинская. В 1983 г. была восстановлена Перемышльско-Новосондетская епархия, а в 1989 г. – Люблинско-Холмская. Под покровительством Польской Православной Церкви в каноническом и молитвенном общении находится Португальская Православная Церковь, которую возглавляет Высокопреосвященнейший Иоанн, Архиепископ Лиссабонский, Митрополит всея Португалии.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/3...

В 1921 г. определением Патриарха св. Тихона и Свящ. Синода на Варшавскую кафедру был назначен митр. сщмч. Серафим (Чичагов) , не допущенный польск. властями в страну. В сент. 1921 г. Патриаршим экзархом в Польше стал Минский архиеп. Георгий (Ярошевский) , в янв. следующего года в сане митрополита возведенный на Варшавскую кафедру. Вскоре под нажимом польск. властей митр. Георгий и ряд др. правосл. архиереев избрали курс на достижение правосл. Церковью Польши полной автокефалии. 23 мая 1924 г. свт. Тихон направил письмо митр. Дионисию (Валединскому) , занявшему Варшавскую кафедру после гибели митр. Георгия († 8 февр. 1923), с резким осуждением самочинного отделения Польской Церкви от Всероссийского Патриарха. В авг. 1924 г. польск. Синод обратился к Патриарху Тихону с просьбой о даровании автокефалии Польской Церкви, ответа от Святейшего Патриарха на это послание не последовало. Тогда митр. Дионисий послал письмо с такой же просьбой к К-польскому Патриарху Григорию VII , к-рый 13 нояб. 1924 г. подписал томос о даровании Польской Церкви автокефалии. 17 сент. следующего года томос был зачитан представителями К-польского Патриархата в храме св. Марии Магдалины в Варшаве, с того времени Варшавская митрополия продолжила свое существование в качестве первенствующей кафедры ПАПЦ (см. Варшавско-Бельская епархия ПАПЦ). Церковно-общественные организации С янв. 1856 г. в В. е. действовало попечительство о бедных духовного звания, в 1889 г. был создан Попечительский фонд для обеспечения заштатного духовенства, вдов и сирот из духовного сословия, в 1895 г. фонд получил новый устав, согласно к-рому в его состав вошли все священнослужители епархии. В 1890 г. Холмско-Варшавский архиеп. Леонтий учредил стипендию, к-рая выплачивалась вдовам и сиротам клириков. В 1903 г. в Варшаве открылось Об-во распространения религиозно-нравственного просвещения в духе правосл. Церкви. К нач. XX в. при приходах епархии действовали 243 б-ки. Церковь во имя свт. Николая Марликийского в Замостье. 1604 г. Литография. 1896 г. (РГБ)

http://pravenc.ru/text/150457.html

ПОСТАНОВИЛИ: В связи с прошением Преосвященного митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Евгения, а также рапортом Преосвященного митрополита Нижегородского и Арзамасского Георгия — открыть подворье Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского женского монастыря Нижегородской епархии на территории Екатеринбургской епархии в монастырском комплексе бывшего Среднеуральского женского монастыря (ныне Архиерейское подворье Покрова Пресвятой Богородицы города Среднеуральска Екатеринбургской епархии).   ЖУРНАЛ 150 СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Волоколамского Антония, председателя Отдела внешних церковных связей, о поступивших обращениях относительно перехода нескольких клириков в другие Поместные Православные Церкви. Справка: В заседании Священного Синода 17-19 июля 2006 года постановлено, что переход клирика в другую каноническую юрисдикцию осуществляется по представлению правящего архиерея, при одобрении Священным Синодом и на основании Отпускной грамоты Святейшего Патриарха (журнал 53). Преосвященный архиепископ Гродненский и Волковысский Антоний сообщил о получении прошения клирика Гродненской епархии иерея Андрея Ноздрина о переводе в юрисдикцию Польской Православной Церкви, а также адресованного данному клирику письма, подтверждающего готовность Блаженнейшего Митрополита Варшавского и всея Польши Саввы рассмотреть вопрос о его принятии в клир Варшавско-Бельской епархии в случае предоставления ему отпускной грамоты. Со стороны архиепископа Гродненского и Волковысского Антония возражений против перехода этого священнослужителя в клир Польской Православной Церкви не имеется. Блаженнейший Архиепископ Вашингтонский, Митрополит всей Америки и Канады Тихон направил Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу письмо, в котором испрашивает согласия Предстоятеля Русской Православной Церкви на переход в клир Восточно-Пенсильванской епархии Православной Церкви в Америке иерея Алексия Паранюка, заштатного клирика Патриарших приходов Московского Патриархата в США. Преосвященный епископ Сурожский Матфей, временно управляющий Патриаршими приходами в США, не имеет возражений против перехода означенного клирика в клир Восточно-Пенсильванской епархии Православной Церкви в Америке.

http://patriarchia.ru/db/text/6087932.ht...

10. В связи с прошением Преосвященного епископа Белевского и Алексинского Серафима освободить игумена Арсения (Девятерикова) от должности игумена Спасо-Преображенского Крестовоздвиженского монастыря города Белева Тульской области. 11. В связи с прошением Преосвященного епископа Балашихинского и Орехово-Зуевского Николая благословить открытие Никитского Бывалинского женского монастыря деревни Бывалино Павлово-Посадского района Московской области и назначить монахиню Капитолину (Филиппенко) на должность игумении этого монастыря. 12. В связи с прошением Преосвященного епископа Шадринского и Далматовского Владимира назначить игумена Варнаву (Аверьянова) на должность наместника Успенского Далматовского мужского монастыря города Далматова Курганской области.   ЖУРНАЛ 149 СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Волоколамского Антония, председателя Отдела внешних церковных связей, о поступившем обращении относительно перехода клирика в другую Поместную Православную Церковь. Справка: В заседании Священного Синода 17-19 июля 2006 года постановлено, что переход клирика в другую каноническую юрисдикцию осуществляется по представлению правящего архиерея, при одобрении Священным Синодом и на основании Отпускной грамоты Святейшего Патриарха (журнал 53). Преосвященный архиепископ Гродненский и Волковысский Антоний получил прошение клирика Гродненской епархии иерея Тимофея Ноздрина о переводе в клир Польской Православной Церкви, а также адресованное данному клирику письмо, подтверждающее готовность Блаженнейшего Митрополита Варшавского и всея Польши Саввы рассмотреть вопрос о его принятии в клир Варшавско-Бельской епархии в случае предоставления ему отпускной грамоты. Патриарший Экзарх всея Беларуси Митрополит Минский и Заславский Вениамин и архиепископ Гродненский и Волковысский Антоний не имеют возражений против перехода означенного священнослужителя в юрисдикцию Польской Православной Церкви. ПОСТАНОВИЛИ: Благословить переход клирика Гродненской епархии священника Тимофея Ноздрина в юрисдикцию Польской Православной Церкви и направить Блаженнейшему Митрополиту Варшавскому и всея Польши Савве соответствующую отпускную грамоту упомянутого священнослужителя.

http://patriarchia.ru/db/text/5989206.ht...

Василию и настаивал на подчинении Белостокской епархии непосредственно Московскому патриарху. В письме патриарху Алексию I от 5 февр. 1946 г. Винцукевич указывал, что Белостокская епархия полностью разгромлена, почти все приходы перешли в ПАПЦ. В кон. февр. 1946 г. Винцукевич со своими сторонниками без согласования с Патриархией переехал в Брестскую обл., после чего большинство белорус. духовенства в Белостокском воеводстве под рук. префекта бельской гимназии свящ. Константина Байко признали власть Варшавского митр. Дионисия (Валединского). Переезд Винцукевича был вызван угрозой ареста клирика польск. властями. В нач. 1946 г. белостокский воевода С. Дыбовский писал, что Варшавская духовная консистория ПАПЦ требует привлечь прот. Н. Винцукевича к уголовной ответственности за самовольное присвоение церковной власти и учиненную смуту. В Польше остался соратник Винцукевича, заместитель управляющего делами Белостокской епархии прот. Василий Ивасенко, который 30 марта 1946 г. обратился к архиеп. Василию с просьбой взять под защиту оставшиеся в РПЦ приходы: Рождество-Богородичный в Бельск-Подляски, где настоятелем после отъезда Винцукевича стал Ивасенко, и храм в с. Грудек Белостокского окр., где служил свящ. Владимир Гарустович. К июню 1946 г. Ивасенко переехал в Брест, все приходы Белостокской епархии оказались в ПАПЦ. Чесноков в письме Карпову в апр. 1946 г. возложил ответственность за неудачу в «белостокском деле» на архиеп. Василия и на своего предшественника Лобанова: «Эта неудача была вызвана тем, что бывший уполномоченный и архиепископ доверили управление вновь созданной Белостокской епархией непроверенным и сомнительным людям, оказавшимся бывшими конфидентами немецких оккупантов» (ГАРФ. Ф. Р-6992. Оп. 1. Д. 105. Л. 70-71). В действительности же причина состояла в двурушничестве представителей местного духовенства, которые, присоединившись к РПЦ, тайно вели переговоры о возвращении в юрисдикцию Варшавской митрополии, желая остаться в Польше в условиях, когда в 1945-1946 гг.

http://pravenc.ru/text/2563280.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010