18 авг. 1572 г. состоялась свадьба; в Париж на торжества прибыли видные представители гугенотского дворянства. В городе, большинство населения к-рого были католики, стали распространяться слухи о заговоре гугенотов и возможном нападении на короля. 22 авг. К. на пути из Лувра домой был ранен выстрелом из аркебузы в руку. Поскольку выстрел был сделан из окна дома, принадлежавшего герцогине Немурской Анне д " Эсте, вдове убитого при осаде Орлеана в 1563 г. герц. Франциска де Гиза, возникло предположение о причастности к покушению герц. Генриха де Гиза. Карл IX в сопровождении королевы-матери и придворных посетил раненого К. и обещал ему поддержку, поиск виновных и судебное разбирательство. Однако, опасаясь недовольства гугенотов (по Парижу широко распространялись слухи о гугенотском заговоре, целью к-рого называли в т. ч. и убийство короля), заседавший 22 и 23 авг. своеобразный «кризисный комитет»: король, Екатерина Медичи, герц. Генрих Анжуйский, Гаспар де Со, маршал де Таван, канцлер Рене де Бираг и еще неск. вельмож,- принял решение о нанесении превентивного удара - уничтожении собравшихся в Париже представителей кальвинист. аристократии (см. Варфоломеевская ночь ). В ночь на 24 авг. к дому К. явились люди герц. Генриха де Гиза. Они смертельно ранили адмирала и еще живого выбросили из окна на улицу; уже мертвое тело протащили по всему городу, а затем повесили за ноги на виселице в Монфоконе. Только спустя нек-рое время тело было тайно снято и похоронено по приказу кузена К. герц. Франциска де Монморанси, бывш. губернатора Парижа (отказался от этой должности за неск. дней до Варфоломеевской ночи). В протестант. историографии и исторических исследованиях до кон. XX в. ответственность за убийство К. возлагалась как на Гизов, мстивших К., так и на Екатерину Медичи, которая была весьма обеспокоена растущим влиянием адмирала на короля; в наст. время высказываются и др. предположения: покушение на К. могло быть организовано агентами испан. кор. Филиппа II, который был недоволен внешнеполитическими проектами адмирала, его мог совершить и одиночка - ревностный католик.

http://pravenc.ru/text/1841744.html

История уже накопила немалый опыт подобных «переворотов», «мятежей», путчей и пр. и пр. - как в Европе, так и в нашем Отечестве. Диктатура Кромвеля, разогнавшего английский парламент, Варфоломеевская ночь во Франции, поджог рейхстага и ночь длинных ножей в Германии 1930-х годов. Хорошо запомнил русский народ и свое кровавое воскресенье 9 января 1905 года, и красный террор осени 1918-го... Приходят на память и некоторые события времен древнейших, например, запечатленные в библейской книге «Эсфирь». Давняя политическая формула в оценке государственных событий и потрясений рекомендует смотреть в корень: кому это выгодно. События как они развернулись 3 и 4 октября оказались выгодными исключительно президенту. В статье по горячим следам событий французская газета «Монд» заметила: «Даже если бы Руцкой и Хазбулатов были на стороне Ельцина, они не могли бы помочь ему больше, чем организовав этот путч». В фальшивых и злобных завываниях президентских средств массовой информации, соревнующихся в изобличении противников своего хозяина, в этой постыдной и мерзкой холуйской истерии лишь редкие голоса прозвучали в диссонанс. Выступая в программе «Итоги» 10 октября, аналитик Гефтер задался весьма уместным и трезво поставленным вопросом: «Что произошло? Восстание новейших изгоев? Либо провокация - обдуманная, подготовленная... Нужна независимая комиссия для сбора всех сведений, необходимо опросить самых разных людей». 4 октября, находясь в Петербурге, я неотрывно находился у телевизора и слушал радио. Это незабываемая, страшная картина - расстрел Белого дома. Здание горит, стоящие против него танки в упор бьют крупнокалиберными снарядами. Постепенно чернеет от копоти верхний край этого громадного белоснежного дворца-красавца, окаймленного теперь траурной рамкой... Никто не захотел услышать последнего обращения Руцкого к внешнему миру, которое прозвучало в 15.00 последнего дня обороны: «Все, кто, меня слышит! Офицеры, генералы, милиционеры! Немедленно на помощь к зданию Верховного Совета. Я умоляю вас, спасайте погибающих людей, спасайте погибающую демократию. Они вчера в " Останкино " расстреляли более 300 человек. Останкинская площадь вся залита кровью. Это была мирная демонстрация. Мы не преступники, мы защитники тех, кто нашел спасение в этом здании. Если меня слышат летчики, поднимайте боевые машины. Это банда засевшая в Кремле и МВД... Управление этим бандитским нападением ведется из МВД. Я обращаюсь ко всем, кто меня слышит. Здесь более 10 тысяч людей. Первые три этажа завалены трупами. Я умоляю армию. Спасайте!..».

http://ruskline.ru/analitika/2018/10/201...

1528 г., 21 марта - осудил учение Мартина Лютера и принял неск. постановлений, касавшихся реформы клира. 1584 г., сент.- одобрены и утверждены постановления Тридентского Собора . Лит.: Martin A. Monographie de la cathédrale des Bourges. P., 1841; Hardy G. , Gandilhon A. Bourges et les abbayes et châteaux du Berry. P., 1926; Gandilhon A. Bourges//DHGE. T. 10. Col. 178-211; Laugardière M. , de. Histoire de l " Église de Bourges avant Charlemagne. P.; Bourges, 1951; St. Étienne de Bourges/Introd. de R. Gauchery. [P.], 1959; Wollasch J. Königtum, Adel und Klöster im Berry während des 10. Jh.//Neue Forschungen über Cluny und die Cluniacenser. Freiburg, 1959. S. 17-165; Dupuis R. Le grand siècle du Bourges, 1870-1970. P., 1970; Kaiser R. Bischofherrschaft zwischen Königtum und Fürstenmacht//Pariser hist. Stud. 1981. Bd. 17. S. 521-531; Devaily G. Bourges//LexMA. Bd. 2. Sp. 510-515 [Bibliogr.]; Kay R. The Council of Bourges, 1225: A Documentary History. Aldershot; Burlington, 2002. Д. В. Зайцев Рубрики: Ключевые слова: АРЛЬ г. в юго-восточной Франции, архиепископство на юге Франции, в V-VI вв. резиденция примаса и папского викария Галлии ДОЛЬ г. в Бретани (совр. Доль-де-Бретань, деп. Иль и Вилен, Франция), епископская кафедра с сер. IX в. по 1795 г. БУРЖСКАЯ ПРАГМАТИЧЕСКАЯ САНКЦИЯ акт франц. кор. Карла VII, принятый 7 июля 1438 г. на ассамблее франц. духовенства и знати в г. Бурж АКВИЛЕЯ [лат. Aquileia], древний город в Сев.-Вост. Италии (при слиянии Анче и Торре, притоков р. Изонцо), центр Аквилейского Патриархата ВАРФОЛОМЕЕВСКАЯ НОЧЬ название, к-рое получили события в Париже в ночь с 23 на 24 авг. (т. е. перед днем памяти ап. Варфоломея) 1572 г., «избиение» гугенотов ГАЛЛИКАНИЗМ совокупность церковных, политических и правовых доктрин в XIII-XIX вв., обосновывавших особое положение франц. католич. Церкви по отношению к папству ЗАЛЬЦБУРГ город на западе Австрии, на берегу р. Зальцах, столица федеральной земли Зальцбург и резиденция католич. архиепископа ЛУРД город во франц. Пиренеях (деп. В. Пиренеи), место явления Пресв. Девы, почитаемое Римско-католической Церковью, центр католич. паломничества

http://pravenc.ru/text/153657.html

Джонатан Уайльд – знаменитый разбойник, повешенный в 1725 г. Герой романа Г. Филдинга (1707—1754) «История жизни покойного Джонатана Уайльда Великого» (1743). 31 …будешь поэтом-лауреатом. – Поэт-лауреат – пожизненное почетное звание; присваивается выдающимся поэтам Великобритании. 32 Псы будут лизать кровь. – Из пророчества Ахаву, царю Израильскому. 2-я Кн. Царств., 21, 19. 33 Львы будут выть на холмах. – Контаминация несколких библейских цитат. 34 …казнили торквемады. – Речь идет о Томасе де Торкемада (1420—1498, традиц. – Торквемада), испанском великом инквизиторе. Честертон намекает на то, что ирландцев, верных католичеству, обвиняют в фанатизме и жестокости. 35 Глас народа – глас Божий. – Изречение восходит к дидиактической поэме Гесиода «Труды и дни» (конец VII – начало VI в. до н.э.). Латинский перевод впервые у Сенеки-старшего (57 г. до н.э. – 39 г. н.э.), «Риторика», I, 1. 36 …имя Змиеборца. – Речь идет о святом Георгии, святом патроне Англии, по преданию – убившем дракона (змия). В местах, описанных в романе, сохранился кабак XVI в. с геральдическим знаком св. Георгия. 37 «Где статуя Аллаха?» – В исламской традиции возбраняется изображать Аллаха; нарушение запрета карается смертью. 38 Закон – это Аллах. – Коран, основной закон мусульман, считается прямой речью Аллаха, обращенной к Мухаммеду. 39 Библейская критика – здесь: распространенная (особенно в протестантской теологии) традиция научного разбора текстов Писания, стремящаяся выявить (и устранить) расходящиеся друг с другом трактовки важнейших событий священной истории. 40 Варфоломеевская ночь – массовая резня гугенотов католиками в ночь на 24 августа 1572 г. в париже; организована Катериной Медичи и герцогами де Гиз. 41 Сентябрьские убийства – эпизод истории французской революции (1792). После восстания 10 августа производились массовые аресты «подозрительных». Когда тюрьмы переполнились, в места заключения стали впускать наемных убийц, устроивших кровавую расправу над безоружными людьми. 42 Строки о сынах Велиара. – Велиаром (Велиалом) называют в Библии зло, безбожие, тем самым – Сатану. О сыне Велиара говорится в 1-й Кн. Царств., 25, 17; о детях Велиара – Суд.,19, 22. «Снуют//Гурьбою Велиаровы сыны//Хмельные, наглые; таких видал Содом…» – строки из Мильтона («Потерянный рай», Кн. 1-я. Перев. Арк. Штейнберга). 43

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=706...

В конце XIII в. альбигойцы были окончательно истреблены. Вальденсы (позднелат. Valdenses), лионские бедняки – последователи средневекового еретического сектантского движения, возникшего в последней четверти XII в. среди крепостных крестьян и ремесленников Южной Франции и распространившегося позднее в Северной Италии, Германии, Чехии, Испании. Название происходит от имени основателя движения – купца Пьера Вальдо, который в 1176 г. основал общину «совершенных». Вальденсы отрицали право Католической Церкви иметь собственность, собирать десятину; выступали против папы римского и его претензии быть наследником апостола Петра. Отрицали католическое духовенство, таинства, почитание креста, догмат о чистилище и т.д., смыкаясь в этом плане с альбигойцами. Несмотря на то что вальденсы подвергались преследованию, их небольшие общины сохранились в ряде областей Франции, Швейцарии и Италии. 121 Варфоломеевская ночь – кровавая расправа, которую учинили католики над гугенотами (приверженцами кальвинизма) в Париже в ночь на 24 августа 1572 г., когда отмечался праздник св. Варфоломея. Организаторы расправы, возглавлявшиеся королевой-матерью Екатериной Медичи и руководителями католической партии Гизами, намеревались уничтожить главарей протестантов, использовав для этого удобный случай – свадьбу лидера протестантского движения Генриха Наваррского, на которую съехались многие его сподвижники. Во время расправы в Париже и ряде др. городов было уничтожено около 30 тыс. гугенотов. 122 Кальвин (Calvin, Calvinus) Ковен (Couvin) Жан (1509–1564) – один из деятелей Реформации, основатель кальвинизма. В 1553 г. по обвинению в антитринитарной ереси в Женеве был казнен ученый Мигель Сервет. Кальвин изгоняет из Женевы оппозицию и становится непримиримым «женевским папой» Реформации, вводит строгую регламентацию религиозной, общественной и даже личной жизни горожан. Нарушение дисциплины каралось (по решению консистории или синода) различными мерами наказания. Были запрещены многие светские развлечения, громкий смех на улице, введены ограничения даже в еде и одежде.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

С. 171. …об роли поэта, сначала не признанного, а потом увенчанного… — Образ этот — один из традиционных и излюбленных образов романтической литературы (см., например, драматическую фантазию Н. В. Кукольника «Торквато Тассо», 1833). 96 С. 171. … о дружбе с Гофманом… — Эрнст Теодор Амадей Гофман (1776–1882) — немецкий писатель-романтик. 97 С. 171. …Варфоломеевская ночь… — 24 августа 1572 г. в Париже, в ночь накануне праздника св. Варфоломея, произошло массовое избиение гугенотов католиками. Получило отражение в романах П. Мериме «Хроника времен Карла IX» (1829), А. Дюма-отца «Королева Марго» (1845), опере Дж. Мейербера «Гугеноты» (1836) и др. 98 С. 171. …Диана Вернон… — героиня романа В. Скотта «Роб-Рой» (1817). 99 С. 171. …геройская роль при взятии Казани Иваном Васильевичем… — Взятие Казани Иваном Грозным в октябре 1552 г. подробно описано в «Истории государства Российского» Карамзина, которую Достоевский хорошо знал; воспето в поэме М. Хераскова «Россиада» (1779). 100 С. 171. …Клара Мовбрай… — героиня романа В. Скотта «Сент-Ронанские воды» (1823). 101 С. 171. …Евфия Денс… — Евфия (Эфи) Динс — героиня романа В. Скотта «Эдинбургская темница» (1818). 102 С. 171. …собор прелатов и Гус пред ними… — Ян Гус (1369–1415) — вождь реформаторов в Чехии, борец против папы и германского императора за национальную независимость, осужденный церковным собором в Констанце в 1414 г. и сожженный как еретик; герой исторических полотен немецкого живописца К. Ф. Лессинга (1808–1880) и драмы чешского драматурга И. К. Тыла (1848). 103 С. 171. …восстание мертвецов в «Роберте»… — «Роберт-Дьявол» (1824) — опера Дж. Мейербера (1791–1864). В увертюре и в сцене заклинания душ (акт II) звучит зловещая музыкальная тема восстания мертвецов. 104 С. 171. …Минна и Бренда… — Разные по характеру и судьбе сестры, героини романа В. Скотта «Пират» (1822). 105 С. 171. …сражение при Березине… — Битва, завершившая разгром наполеоновской армии и ее изгнание из России в 1812 г. 106 С. 171. …чтение поэмы у графини В-й-Д-й … — Очевидно, имеется в виду красавица-графиня А. К. Воронцова-Дашкова (1818–1856). 107

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

Кальвин умер в 1564 г. Основанное им учение называется реформаторским или кальвинским . Женева сделалась " священным городом " для западного протестантизма и школой, от которой шли нити во Францию, Германию, Голландию и Англию. Франция Во Францию кальвинизм проник еще при жизни Кальвина, который посылал туда проповедников. Он привлекал французов своей законченностью, ясностью и боевым характером. Французских протестантов стали называть гугенотами (по имени Гюга). Новое учение нашло много последователей среди дворянства, духовенства, горожан и простого народа. Даже некоторые из королевских принцев сделались кальвинистами, например, принцы Бурбоны, которым принадлежало королевство Наварра, вдоль Пиренеев. Возникло много общин, особенно на юге Франции, устроенных по образцу женевской. Французские короли, Франциск I, Генрих II, Франциск II — при которых насаждался кальвинизм, остались верны Римской церкви и преследовали кальвинистов. За распространение кальвинистских книг назначалась смертная казнь. Это заставило гугенотов сплотиться и образовать сильную политическую партию. Во главе католиков, требовавших искоренения ереси, стояли герцог Гиз, а также мать трех королей Екатерина Медичи, хитрая и неразборчивая в средствах итальянка, имевшая большое влияние в государстве при династии Валуа. Началась вооруженная борьба между противниками, длившаяся 36 лет. Стороны заключали мирные договоры и тотчас снова начинали военные действия. Католики при этом проявили крайнюю жестокость. В 1572 г., сразу же после заключения мира, Екатерина Медичи решила покончить дело одним ударом. Королем был её сын Карл IX. В Париж как раз съехалось много гугенотов для присутствия на свадьбе их единомышленника, Генриха Наваррского и сестры короля. Генрих приблизил к себе вождя гугенотов, адмирала Колиньи. Екатерина Медичи сговорилась с Гизами перебить в одну ночь всех гугенотов, что и было сделано в ночь с 23 на 24 августа, названной потом Варфоломеевской ночью . Первым был убит адмирал Колиньи. Король, который вначале был против замышленного, потом пришел в исступление и стрелял из окна по несчастным, которые метались по улицам в поисках спасения. Резня продолжалась несколько дней в Париже и провинции. Всего было убито 30 000. Римский папа велел служить благодарственный молебен по случаю истребления еретиков.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2189...

  Нет, оказывается, что религиозное чувство посещает человека вне зависимости от того, как и в каких установках он воспитан, вне зависимости от того, каков его культурный уровень, и вне зависимости от того, к какой именно культуре в плане национальном он принадлежит. Это абсолютно живое чувство, которое посещает человека в лучшие мгновения его жизни, совершенно независимо от того, что мы пережили раньше и как мы были к этому переживанию Бога подготовлены или, вернее, не подготовлены.   Действительно, сердце знает свои резоны, которых не знает разум, — как говорил Паскаль. Действительно, сердцем мы можем почувствовать без всякой подготовки и абсолютно неожиданно то, что никогда не усвоим ни из какого учебника и никогда не выучим ни по каким книгам, как бы прекрасны и как бы глубоки они ни были.   25ноября 2003   ФИЛОСОФСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФАНАТИЗМА     Произнося слово " фанатизм " , нужно иметь в виду, что была не только Варфоломеевская ночь, не только убийство Грибоедова разъяренными персами, но было и 11 сентября 2001 года. То есть фанатизм — это не только далекое прошлое, но и то, с чем мы сталкиваемся сегодня. Это все разбросанные по российским городам синангоги, где либо били окна, либо устраивали пожары или взрывы. Подобной участи не избежали и многие протестантские храмы. Это и история в Татарстане, где мусульмане воспротивились строительству православного храма. Это и рассылки в США по Интернету адресов врачей, делающих аборты, чтобы потом этих врачей убивали. С проявлением фанатизма можно столкнуться практически во всех религиях. Возникает вопрос, что такое фанатизм. Представители различных конфессий часто стараются подчеркнуть, что фанатизм — это нечто особенное, не имеющее отношения к религии. Верится с трудом, поскольку история религии во все века была связана с историей фанатизма. Вольтер говорил о фанатизме как об извращенном ребенке религии, и, скорее всего, на этом определении стоит остановиться. Хотя можно, воспользовавшись образом Шварца, сказать, что фанатизм — это тень религии. Может быть, фанатизм — это плод манипулирования сознанием масс в тех или иных политических целях. Например, в Средние века Ян Гус, которого сжигали на костре, увидел в фанатизме окружавшей его толпы плод манипулирования ее сознанием. Заметив старушку, подбрасывающую хворост в его костер, он воскликнул: " Святая простота! " — имея в виду, что старушка думала, будто делает нечто хорошее.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=100...

В этом повествовании обращают на себя внимание современных христианских толковников две черты в характере персидского царя: чрезвычайная неустойчивость его, быстрое превращение из врага и истребителя иудеев в друга и покровителя их, и жестокость его по отношению к их врагам: услышав об истреблении 500 человек, царь распоряжается, чтобы и на следующий день продолжалось такое же избиение. Параллели таким чертам характера персидского царя часто встречаются в истории Ксеркса. Примеры первой черты находятся в рассказах Геродота: о совершении и отмене похода в Грецию; о благосклонности к Пифию и казни его сына: о жертвоприношении Геллеспонту и наказании его бичами; о награждении и казни кормчего и т. п 134 . Примеры жестокости Ксеркса не менее многочисленны и выше указывались. Человек, убивший строителей моста чрез Геллеспонт за то, что взбушевавшее море разорвало их мост; человек, убивший сына богатейшего и добрейшего из своих подданных за то, что отец попросил его освободить одного из своих пятерых сыновей от похода в Грецию; человек, умертвивший кормчего корабля, спасшего ему жизнь, за то, что погибли другие сидевшие на корабле и т. п. 135 , – такой человек мог со спокойствием издавать эдикты об избиении своих подданных, принадлежали ли они к иудеям или к какому-либо другому народу. Такому человеку, конечно, могла показаться ничтожной цифра в 500 человек избитых евреями, в городе с миллионным населением врагов иудеев и с 50 или более -тысячным населением евреев. Точно также ему, вероятно, показалась ничтожной цифра вообще избитых евреями: 75 тысяч, при стомиллионном населении персидского царства и трехмиллионном населении из евреев. Если допустить, что общее число евреев, способных носить оружие, простиралось до 750 тысяч человек, то выйдет, что в два дня десять человек убивали одного человека. И это в древней деспотически-капризно управляемой Персии, между тем как в позднейшей христианской Европе в Варфоломеевскую ночь или Сицилийскую вечерню избивалось гораздо большее число людей в одном городе или маленькой стране 136 . IIpu такой ничтожной для древнего времени и обширного персидского царства цифре убитых, нет ничего удивительного, если у древних историков не упоминается это событие.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Вот какие вопросы ставил своим пророческим чутьем Соловьев. Есть такие соловьевцы, кот именно это живое в Соловьеве больше всего чувствуют и из него исходят. Поэтому им не претит (?), когда начинают заниматься политикой. И Соловьеву не мешали его публицистические статьи, а там, где все дело лежит в религиозной плоскости, они чувствуют что-то мелкое, ветхозаветное. И нам следовало бы разрешать этот вопрос в этой плоскости. Грузенберг. Я извиняюсь, что взял смелость возражать, но я позволю себе кратко, в двух словах указать, что спор идет о словах. А А указал на эту крупную разницу. Злоба существует. Но вытекает ли она из природы христианства и иудаизма, как двух различных типов? Я позволю себе сказать, что нет. Такая же рознь существует и в среде самого христианства. Позвольте напомнить Варфоломеевскую ночь, поход по поводу филиокве 730 и тысячи гонений христиан на христиан. Если бы была рознь между двумя типами, стала бы непонятной рознь в среде самого христианства и равнодушие христианства к буддизму, язычеству и мусульманству. Между тем оно не питает к ним враждебности. Дело не в какой-то розни между христианством и иудейством, а в других причинах. Если мы будем искать их в плоскости психологической, мы никогда не договоримся, т.к. о вкусах и чувствах не спорят. Если можно оправдать чувство с точки зрения христианской, то будем последовательны и справедливы, и оправдаем такое же чувство с точки зрения иудея и эллина. Такую плоскость ставить нельзя, надо искать объективную плоскость. Я приемлю на себя эту смелость. Я извиняюсь, что только в двух словах коснусь этого вопроса. Мне представляется, что христианство и иудаизм в самом деле есть историческая антитеза, но не в плоскости темной психологии, а в плоскости объективной, логически объяснимой природы, а именно: христианство есть религия трансцендентная, оно считает, что земная (?) жизнь есть средство, а не цель, оно переносит центр тяжести по ту сторону. У иудаизма же есть оптимизм, он считает, что земной удел есть не средство, не мостик, а цель в самом себе.

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/rel...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010