От ассоциации последовательности нужно отличать ассоциацию причинности. Правда с внешней стороны эти два вида ассоциации не отличаются почти вовсе, так как в каждой причинности заключается и последовательность; но за то с внутренней стороны различие между ними весьма существенно. Когда вслед за продолжительным движением мы чувствуем усталость, за поднесением искры к пороху наблюдаем взрыв, – зажженной спички к горючему веществу – горение и т. п., мы говорим, что явления следуют друг за другом в порядке причинности. Между тем постоянно наблюдая, что за днем следует ночь, за весной – лето, за осенью – зима, мы не говорим, что одно из них есть причина другого, так как связь между указанными явлениями есть нечто условное, потому что ночь сменяется днем под условием существования третьего факта – вращения Земли вокруг оси, а смена времен года зависит в свою очередь также от нового условия – вращения Земли вокруг солнца. Итак причинная связь явлений есть неизменная и безусловная последовательность двух или нескольких фактов и первичное представление о причинности дается нам собственным внутренним опытом, который показывает, что мы бываем причиною тех или других своих состояний и действий. Отсюда, но аналогии с собой, мы заключаем о существовании закона причинности и в природе. Наряду с ассоциациями по смежности (в пространстве) и последовательности (во времени) существует ассоциация по сходству. Закон этой ассоциации говорит: «настоящие действия, ощущения, мысли и чувства стремятся вызвать сходные с ними из прежде испытанных состояний». Когда вслед за представлением о национальной обороне русского народа в 1613 году нам приходит на ум такая же оборона 1812 года; когда видя человека плачущего, мм вспоминаем о нашем собственном горе; когда, встречая одну личность, я предношу себе образ другой личности в каком-либо отношении сходной с ней – во всех этих и подобных случаях возникновение представлений происходит по закону сходства. Отличие ассоциации этого рода от только что рассмотренной ассоциации смежности заключается в том, что представления здесь (в ассоциациях по сходству) воспроизводятся независимо от пространства и времени: по поводу известных лиц, предметов и событий мы припоминаем другие, сходные с ними, хотя бы они были разделены громадным пространственным и временным расстоянием. Так, нашествие гуннов напоминает нам нашествие монголов, Сицилийская вечерня – Варфоломеевскую ночь, кончина Марии Стюарт – кончину Марии Антуанетты, образ жизни Спартанцев – подобный же образ жизни Персов, гористая местность Швейцарии – такую же местность Кавказа и тому под. Употребление пословиц, сравнений, примеров, метафор и аллегорий все это основывается на законе ассоциации по сходству.

http://azbyka.ru/otechnik/Aeksej_Malcev/...

В результате Тридентского собора было издано Тридентское исповедание веры, Римский катихизис, Римский Мессиал. Новые редакции Мессиала и катихизиса сделаны лишь в XX в. Орден Иисуса (Иезуиты) Фактически Орден Иезуитов начал действовать с 1543 года, а устав его был принят в 1540 году. Иезуиты в борьбе с реформаторами использовали и политические средства. В это время велась и вооруженная борьба католиков с протестантами. Во Франции, например, шла борьба с гугенотами (кальвинистами), апогеем которой явилась Варфоломеевская ночь 1572 г., когда при короле Карле IX за одну ночь было убито около 30 000 человек во Франции. Сам Карл IX стрелял из окна в гугенотов, тогда как католики носили опознавательные кресты. Последствия этой трагедии вылились в 30-летнюю войну 1618-1648 гг., в которой принимала участие почти вся Европа, разделившаяся на католиков и протестантов. На этот тяжелый период приходится организация конгрегации инквизиции (1542 г.) и конгрегации индекса (1571 г.). Тем не менее, реформация отторгла от католического мира ряд стран. Эти потери и стремились компенсировать иезуиты усилением миссионерской деятельности в Азии, Африке, Южной Америке. В 1596 г. при содействии иезуитов была заключена Брест-Литовская уния. Велась борьба с реформистскими течениями и в самой РКЦ. Наибольшую заботу доставляли два течения. Первое - галликанство - за автономию и внутреннюю независимость Французской церкви от Рима, поддерживаемое Французским королем. В 1682 г. была провозглашена независимость Французской церкви от папы и подчинение ее королю (при Людовике XIV). Но в результате энергичных протестов папы и ряда его уступок через 10 лет король отказался от декларации (Людовик много воевал, нужны были средства, и папа отдал ему налоги курии из Франции). Другое течение - янсенизм - богословское течение, получившее название от имени голландского епископа Янсения (конец XVI - начало XVII вв.). Главное сочинения Янсения «Августин» было опубликовано после его смерти. В нем Янсений до крайности развивал сотериологию Бладенного Августина, почти до безусловного предопределения минимизировал значимость человеческих усилий.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Ничего такого в «разъяснениях» Крючкова не было. А в конце интервью – «проговор» по Фрейду: «Динамичные процессы, происходящие в нашем обществе, а также на международной арене, требуют от чекистов адекватной и быстрой реакции» 432 . Сотрудники КГБ, привычно называя себя чекистами, невольно настаивали на своём родстве с организацией преступной и страшной. Трудно себе представить, что в сегодняшней Германии агент спецслужб скажет: «Мы, гестаповцы...». «Электрический стул» Как-то, гуляя с владыкой Никодимом по лаврскому саду, мы затронули в разговоре «политику». И я в шутку спросил его: какая разница между демократией и социалистической демократией? – ? – Такая же, как между стулом обычным и электрическим. Святитель юмор оценил; ему самому часто приходилось быть «под напряжением». Мог ли я предположить, что пройдут годы, и меня самого насильно усадят в подобное кресло, где сильно «тряханёт»? Начиная с 1982 г. митрополит Антоний (Мельников) стал усиленно навязывать мне должность инспектора, но несколько раз получал от меня решительный отказ. Но «заходы» продолжались: архиерею нужно было убрать с этой должности честного и принципиального профессора-протоиерея Василия Стойкова. После каждой беседы я предупреждал о. Василия, что над ним «сгущаются тучи» и что я не намерен участвовать в «крысиных гонках». Однако в сентябре 1983 г. митрополит произвёл «рокировку»; убрал о. Василия, а мне всучил указ о назначении на освободившуюся должность. Отказаться – это значило идти на полный разрыв с правящим. А в то время в отношении него у меня были ещё какие-то иллюзии. Но с моей стороны было условие: согласен «отбыть срок», но не больше двух-трёх лет. И вот вхожу в инспекторский кабинет, в тот самый, откуда 11 лет назад комитетчики уводили меня на обыск под немигающим взглядом протоиерея В. «Ирония судьбы или с лёгким паром»! «Парилка» началась сразу же после «ноябрьских». Кто не застал это время, поясню. «День 7-е ноября – красный день календаря» – празднование очередной годовщины Великой Октябрьской социалистической революции (ВОСР). После 1991 г. праздничная дата стала отмечаться как «день примирения», но абсурд этого был очевиден. Это всё равно, что во Франции «день примирения» между католиками и протестантами отмечался бы под праздник св. Варфоломея («Варфоломеевская ночь»). Или какую-нибудь гипотетическую «Неделю немецко-израильской дружбы» начинать в канун «Хрустальной ночи». (В ночь с 9 на 10 ноября 1938 г. [тоже «ноябрьские»!] по всей Германии прошли еврейские погромы). В последний раз в России «ноябрьские» отметили осенью 2004 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Итак, первая историческая тень, которая падает на дату празднования Дня независимости Украины, весьма актуальна и вполне соответствует антирусскому проекту «Украина». Поищем другие. 24 августа 79 года н.э. после тысячелетнего безмолвия проснулся Везувий. Вулкан буквально взорвался, римские города Помпеи, Геркуланум и Стабии, располагавшиеся у подножия вулкана, были уничтожены. Везувий породил гигантское раскалённое облако из камней, пепла и дыма высотой до 33 км, выделив при этом тепловую энергию, многократно превосходящую ту, которая выделилась при взрыве атомной бомбы над Хиросимой. За несколько часов города Помпеи и Стабии засыпало 8-метровым слоем пепла. Изучив скелеты людей, спрятавшихся от извержения в укрытиях, итальянские учёные обнаружили, что от мускулов и внутренних органов не осталось и следа — они испарились в смертоносном облаке. Около 16 000 человек погибли в Помпеях и Геркулануме из-за обильного выпадения пепла и гидротермальных пирокластических потоков, температура которых доходила до 700 °C. 24 августа 1572 года — Варфоломееевская ночь, массовая резня гугенотов во Франции, устроенная католиками в ночь на 24 августа 1572 года, в канун дня святого Варфоломея. По различным оценкам, погибло около 30 тысяч человек. «Первоначально направленный против верхушки гугенотской элиты, бунт быстро вышел из под контроля. Не щадили никого — ни женщин, ни детей. Дома протестантов, на дверях которых предусмотрительно были намалёваны кресты, поджигались вместе с обитателями. Кровь лилась рекой. По некоторым оценкам „под нож“ было пущего до одной десятой населения Парижа. Естественно, не все пылали религиозной ненавистью. Многие просто восприняли призыв как возможность поживиться у более зажиточных соседей. Так что помимо протестантов-гугенотов на тот свет было отправлено немало обеспеченных добропорядочных католиков. По свидетельству очевидцев, улицы Парижа были завалены раздетыми догола трупами, и никто не мог отделить католика от гугенота. Европейские монархи восприняли новости о резне в Париже и других французских городах крайне негативно. Генриха Анжуйского (одного из идейных вдохновителей Варфоломеевской ночи), избранного королем Польши, немецкие дворяне именовали не иначе как „мясным королем“. Королева Англии Елизавета также не могла взять в толк, в чем виноваты женщины и дети. А русский царь Иван Грозный и вовсе написал императору Максимиллиану II: „ А что, брат дражайшей, скорбиш о кроворозлитии, что учинилось у Францовского короля в его королевстве, несколко тысяч и до сущих младенцов избито; и о том крестьянским государем пригоже скорбети, что такое безчеловечество Француской король над толиком народом учинил и кровь толикую без ума пролил“» (А. Зернаков). Стоит обратить внимание, что за всё время правления «кровавого» царя Иоанна Грозного было казнено примерно 4–7 тыс. человек. За один день в Париже и Франции было уничтожено больше людей.

http://radonezh.ru/analytics/dvadtsat-ch...

Каток террора Создавая опричнину, царь имел в виду карать прежде всего лихих бояр и миловать и защищать простой народ, однако получилось с точностью до наоборот. Достаточно посмотреть Синодик опальных, и мы увидим, что большинство жертв опричных репрессий – как раз простой народ. В Синодике проходит вся Россия: тут игумены и иноки, протопопы, серебряники, пушкари, огородники, рыбаки, повара, а большая часть упомянутых лишь числом, по-видимому, просто крестьяне (о многих сказано: «отделано в селах») или посадские люди. Вероятно, Грозный рассчитывал решить вопрос с мятежным и изменным боярством малой кровью – казнить не более полусотни человек. А в результате погибло около 4000. Много это или мало? Можно сказать, что это немного по сравнению с Англией XVI века, где только за бродяжничество было повешено около 90 000 человек. 4000 человек – это одна Варфоломеевская ночь.      В Опричнину погибло около 4000. Для сравнения: в Англии XVI века только за бродяжничество повешено около 90 000 Однако и 4000 человек для 12-миллионной Московской Руси конца XVI века – немалое число: это население небольшого города; условно переводя на наши реалии, это почти 50 000 человек. Еще отметим: расширение круга жертв – неизбежное следствие любого террора. Сталин в 1936–1937 годах рассчитывал ограничиться несколькими тысячами расстрелянных (преимущественно из «ленинской гвардии»), а было расстреляно 681 000 человек. Немалую роль в этом сыграли карьеризм чинов НКВД, интриги троцкистской оппозиции, энтузиазм масс, а часто и элементарная зависть, служебные счеты и квартирный вопрос. В Варфоломеевскую ночь первоначально планировалось убить адмирала Колиньи и 20–30 человек из его ближайшего окружения, но католический энтузиазм парижских буржуа, займы парижских дворян у протестантов и раздражение народа против протестантской знати довели число убитых до 4000 человек. Корысть рядовых опричников, их стремление выслужиться и, наконец, элементарное сведение счетов также способствовали увеличению числа жертв террора.

http://pravoslavie.ru/97925.html

Печатается по книге: Вопросы жизни. М.: Синодальная типография, 1904. О том, что сборник статей «Вопросы жизни» является изданием К. П. Победоносцева , установлено по его переписке с управляющим Московской синодальной типографией С. Д. Войтом. В письме к нему от 5 ноября 1904 г, Победоносцев писал: «Нечего мне и думать о выпуске нового тома «Московского сборника», но у меня скопилось несколько статей, подходящих к нынешнему бесшабашному и безумному времени. Я придумываю вместить их в небольшую брошюрку (не многим разве больше 2-й книжки «Учитель и ученье» 51 и пустить под таким заглавием: «Листки Московского сборника. " ». 52 В письме к С. Д. Войту от 9 ноября 1904 г. он обращал его внимание на то, что на «днях надеюсь прислать вам рукопись. Но название я переменю, и не хочу выставлять свое имя». 53 И наконец, 10 ноября 1904 г. К. П. Победоносцев написал С. Д. Войту: «Вот, посылаю вам рукопись, о коей писал прежде. Книжка будет небольшая очень, в формате «Учитель и ученье». Заглавие будет такое: «Вопросы жизни». Имя автора не будет выставлено, и на обложке не будет публикации кроме означения цены и места продажи. Печатать на сей раз думаю не более 1200 экземпл. – Велите набирать и корректуру присылать мне. Всего будет 8 статей под заглавиями, без нумерации. В конце лишь оглавление». 54 2 Здесь при опубликовании в 1904 г. сборника статей «Вопросы жизни» допущена опечатка: должна быть ссылка на Евангелие от Матфея (XII, 30), а не на Евангелие от Луки (XII, 30). 4 Агамемнон – в древнегреческой мифологии царь Микен (или Аргоса), предводитель ахейского войска Троянской войны. 5 Ифигения – в дневнегреческой мифологии дочь царя Микен (или Аргоса) Агамемнона, которую он принес в жертву богине Артемиде, чтобы обеспечить благоприятное отплытие греческого войска, направлявшегося к Трое. 6 Диана – в дневнеримской мифологии богиня луны, с V в. до н. э. отождествлявшаяся с древнегреческой богиней Артемидой. 7 Варфоломеевская ночь – принятое в литературе название массовой резни гугенотов католиками в ночь на 24 августа 1574 г. (праздник св. Варфоломея) в Париже, продолжившейся в последующие дни в провинциях Франции.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

В Варфоломеевскую ночь был убит и зять К. Шарль де Телиньи. Овдовевшая дочь К. Луиза (1555-1620) в 1583 г. вышла замуж за Вильгельма, принца Оранского-Нассауского, статхаудера Нидерландов. Их потомок Вильгельм III , принц Оранский, статхаудер Республики Соединённых провинций, в 1689 г. занял англ. престол. Старший сын К. Франсуа де Колиньи де Шатийон (1557-1591) после Варфоломеевской ночи бежал в Женеву, потом в Базель, в 70-80-х гг. XVI в., во время религиозных войн командовал войсками гугенотов. Следуя советам Франсуа де Шатийона, кор. Генрих Наваррский заключил союз (30 апр. 1589) с франц. кор. Генрихом III, изгнанным из Парижа Католической лигой . Младший сын К. Шарль, маркиз д " Андело (1562-1632), единственный из детей адмирала, кто был крещен и с детства воспитывался в протестант. вере, перешел в католичество. Лит.: Besant W. Gaspard de Coligny. L., 18792; Delaborde J. Gaspard de Coligny, amiral de France. P., 1879-1882. 3 vol.; Bersier E. Coligny avant les Guerres de Religion. P., 1884; Atkinson E. G. The Cardinal of Châtillon in England, 1568-1571//Proc. of the Huguenot Society of London. 1892. Vol. 3. P. 172-285; Whitehead A. W. Gaspard de Coligny, Admiral of France. L., 1904; Merki Ch. L " Amiral de Coligny... et la révolte protestante. P., 1909; Engel Cl.- É . L " Amiral de Coligny. Gen., 1967; Shimizu J. Conflict of Loyalties: Politics and Religion in the Career of Gaspard de Coligny, admiral de France, 1519-1572. Gen., 1970; L " Amiral de Coligny et son temps: Actes du colloque d " oct. 1972. P., 1974; Калашников В. М. Гугенотская колонизация Флориды (60-е гг. XVII в.)//Французский ежег., 1983. М., 1985. С. 227-234; Cr é t é L. Coligny. P., 1985; Cocula A.-M. Dreux, Jarnac, Coutras: Le rebondissement de la vendetta des Grands//Avènement d " Henri IV: Quatrième Centenaire. Pau, 1988. Vol. 1: Coutras. P. 17-37; Bourgeon J.-L. L " Assassinat de Coligny. Gen., 1992; Coligny, les protestants et la mer/Sous la dir. de M. Acerra, G. Martinière. P., 1997; Histoire et dictionnaire des guerres de religion/Éd. A. Jouanna, J. Boucher, D. Biloghi, G. Le Thiec. P., 1998. P. 42-204, 794-795; Эльфонд И. Я. Адмирал Колиньи: Жизнь и легенда//ВИ. 2000. 10. С. 141-147; Варфоломеевская ночь: События и споры/Ред.: П. Ю. Уваров. М., 2001; Окунева О. В. «И Вашим именем почтить безвестный край»: топонимика как способ легитимации франц. присутствия в Бразилии XVI - нач. XVII в.//Американский ежег., 2011. М., 2011. С. 316-327; она же. Католич. и протестант. авторы XVI в. о первой франц. колонии в Бразилии//Ретроспективная информация источников: Образы и реальность/Ред.: И. Н. Данилевский, О. И. Тогоева. М., 2013. С. 179-200. Н. И. Алтухова Рубрики: Ключевые слова: АРЛЬ г. в юго-восточной Франции, архиепископство на юге Франции, в V-VI вв. резиденция примаса и папского викария Галлии

http://pravenc.ru/text/1841744.html

Затем ее частями перебросят в войска. Чистка будет закончена. Ибо чистка — последнее слово этой войны, все знают, или начинают узнавать, или узнают это. Выражение «С этим надо кончать», которое гнусные самозванцы истолковывают примерно как «Спасем могилу Христа!», всегда означало одно — методичное истребление подозрительных элементов. Здесь нечему удивляться. Точно таким было в 1871 году единодушное желание версальцев . За два столетия до нынешнего Террора те же формулировки служили оправданием резни в тюрьмах в варфоломеевскую ночь, которую Екатерина Медичи в письме к Папе сравнивает с победой при Лепанто (в эту ночь Рим осветился праздничными огнями). Один Террор похож на другой, один стоит другого, вы не заставите меня делать различий между ними — теперь, когда я многое повидал, многое познал и мне много лет. Мне всегда и всюду отвратителен страх, а за красивыми словами карателей стоит только он. Уничтожают всегда из страха, ненависть при этом — лишь алиби… Чистка на Мальорке проходила в три этапа, довольно отличные один от другого, плюс подготовительный период. В ходе последнего, конечно, тоже были массовые расправы, осуществлявшиеся на дому, однако они носили (или казалось, что носили) характер личной мести, более или менее порицались всеми, об их подробностях говорили вполголоса. Тогда-то и появился этот генерал — граф Росси. Вновь прибывший был, естественно, не генералом, не графом, ни Росси, а итальянским функционером из чернорубашечников. В одно прекрасное утро мы увидели, как он высаживался из ярко-красного трехмоторного самолета. Свой первый визит он нанес военному губернатору, назначенному генералом Годедом . Губернатор с офицерами своего окружения приняли его вежливо. Постукивая в такт словам кулаком по столу, новое лицо заявило, что оно принесло с собой фашистский дух. Несколько дней спустя генерал Росси входил со своим штабом в тюрьму Сан-Карлос, а граф Росси энергично принимал командование фалангой. Одетый в черный комбинезон, с большим белым крестом на груди, он на своем гоночном автомобиле, от которого в облаке пыли старались не отставать остальные машины с вооруженными до зубов людьми, самолично объехал все деревни.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=686...

5) С.С. Хоружий отмечает, что психологическая виртуальная реальность достигается двумя способами: А) путем изоляции индивида, конструирования особой виртуальной сферы; Оба способа использованы Достоевским. Так, уже отмечалось исключительное одиночество, «дикарство» Ордынова, которым он стал с некоторых пор тяготиться. Не имея силы и умения преодолеть одиночество в реальности, он избавляется от него в виртуальности, познакомившись и поселившись с Катериной. Также одинок и Мечтатель «Белых ночей», который за восемь лет жизни в Петербурге «ни одного знакомства не умел завести» и искренне удивлялся: «…к чему мне знакомства?» (2, 102). В мечтательном видении Ордынова нарушены причинно-следственные связи, элементарное правдоподобие, дана разрывная, несвязная темпоральность (перепутаны день и ночь, до и после и т. п.). Также нарушается обычное течение времени и характеристики пространства в мире Мечтателя «Белых ночей»: он не замечает, что пообедал; комната с закоптелыми стенами раздвигается и, как в калейдоскопе, сменяются времена и страны: дружба с Гофманом, Варфоломеевская ночь, геройская роль при взятии Казани Иваном Васильевичем, собор прелатов и Гус перед ними, сражение при Березине, Дантон, Клеопатра и ее любовники… 6) Характерной чертой виртуальной Границы является наслаждение, удовольствие, которое получает виртуальный человек. — Вспомним «сладостные муки», в которых то и дело замирало сердце Ордынова; в обыденной же реальности он, напротив, «впадал в злую, очерствелую ипохондрию» (1, 318). Мечтатель «Белых ночей» называет себя «сладострастным ленивцем» (2, 116); постоянно говорит о радости, удовольствии и наслаждении, получаемых в мечтательной жизни. Эта черта виртуального человека отмечена игуменом Ипатием (Хвостенко): «Главный соблазн компьютерного виртуального мира — гордыня и самоутверждение, вседозволенность и стремление к получению наслаждений» . 7) Православные психологи И.Я. Медведева и Т.Л. Шишова отмечают и яркое чувство всемогущества, которое возникает у любителя виртуальных наслаждений. Если в реальности он слаб и нерешителен, то в виртуальности — на первых ролях. — Так, уже было отмечено, что герой «Хозяйки» преображается в своих видениях; смешной чудак в действительности, он становится способным вызвать к себе любовь красавицы, вступить в единоборство с разбойником… То же у Мечтателя «Белых ночей»: «Посмотрите на эти волшебные призраки, которые так очаровательно, так прихотливо, так безбрежно и широко слагаются перед ним в такой волшебной, одушевленной картине, где на первом плане, первым лицом, уж конечно, он сам, наш мечтатель, своею дорогою особою»; «он сам художник своей жизни и творит ее себе каждый час по произволу» (2, 116).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=116...

Достойно внимания: Пушкин, исключительно прозорливый к значимости звука и чувствительный к тончайшим его оттенкам, вероятно, вследствие именно такого своего дара, называл действующих лиц своих произведений очень проникновенно, и имена у него никогда не произвольны. Так, наиболее темное из таких лиц, духовный провокатор, соблазнитель и развратитель, столь же вкрадчивый и сладостно коварный, как и низкий, и наглый, короче – сам диавол, прикинувшийся человеком, носит имя не иное, как, именно, Варфоломей. Явная символичность всего произведения (разумею «Уединенный домик на Васильевском») 363 , может быть, даже чрезмерная, на уравновешенный вкус Пушкина, почему произведение и подверглось сохранению в виде «Домика в Коломне», – эта символичность побуждает особенно посчитаться с знаменательностью его имен и, преимущественно – с именем главного действующего лица, пружины, двигающей всю интригу. Повторяю, этот интриган, этот предатель, этот погубитель, этот черный злодей, слишком определенно черный для совершенной эллинской ясности Пушкина, называется у него Варфоломеем. Не может не наводить на размышление тот факт, что событие, и сознательно, и бессознательно насыщенное знамениями, тоже приуроченным оказалось к рассматриваемому имени: разумею Варфоломеевскую ночь. Можно по разному оценивать борьбу французского Католицизма с гугенотами. Но каков бы ни был исторический смысл этой борьбы, это событие несомненно ярко направлялось сознанием, что поставленная цель оправдывает все средства. Руководящая здесь роль – политика из политиков – кардинала Мазарини и Королевы Катерины, из рода Медичи, выделявшегося своим коварством и беззастенчивостью в средствах даже в те времена всеобщего коварства и беззастенчивости, окрасили эту ночь таким сгущенно-черным цветом предательства и вероломства, какого, кажется, не подберешь еще в летописях истории. Дело не в пролитии крови французского дворянства, не в избиении двух тысяч, а затем в провинции еще трех тысяч дворян, и ограблении других: мало ли в истории резни. Нет, особенностью этого события было действование из-за угла, вероломное нарушение клятв, притом, не импровизированное, а тщательно обдуманное и планомерно организованное. Следовательно, тут было предательство не гугенотов только, а и собственных святынь, собственных королевских и дворянских слов и священных обещаний. И это сплетение всего, противоположного рыцарственным и религиозным доблестям средневекового сознания, было после пристального взвешивания и долгих, по указанию некоторых исследователей – семилетних, сборов, приурочено к памяти Св. Варфоломея. Нет никакого сомнения, это не было сделано без преднамеренности.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010