Преподобный Исаакий (в миру – Иван Иванович Антимонов) родился 31 мая 1810 года в семье почетного гражданина города Курска, именитого купца Ивана Васильевича и его жены Анны. В 1847 году Иван Иванович Антимонов поступил в Оптину пустынь, где в 1854 году был пострижен с именем Исаакий. Отец Исаакий духовно возрос под руководством преподобного старца Макария. После кончины настоятеля преподобного Моисея Господу было угодно возложить на смиренного Исаакия труд управления обителью. Преподобный исполнял это служение 32 года, до самой смерти, оставаясь преданным послушником своего духовного отца преподобного Амвросия. Без совета старца он не приступал ни к какому делу. Преподобный Исаакий отличался простотой, смирением и отеческой заботливостью в отношении к братии. Схиархимандрит Исаакий скончался 22 августа 1894 года. Преподобный Иосиф (в миру – Иван Евфимович Литовкин) родился 2 ноября 1837 года в селе Городище Харьковской губернии. Рано оставшись сиротой, он испытал жизнь скорбную, полную трудов и лишений. В 24 года, отправившись на богомолье в Киев, он заехал в Оптину. Прозорливый старец Амвросий сказал: «Зачем тебе в Киев, оставайся здесь». Юноша принял слова батюшки как волю Божию и поступил в монастырь. Новый послушник вскоре был назначен келейником старца Амвросия и исполнял это послушание тридцать лет, до кончины своего аввы. В постриге он был наречен Иосифом. После кончины преподобного Анатолия отец Иосиф двенадцать лет был скитоначальником. Его отличало глубочайшее смирение и скромность. Он сподобился видения Царицы Небесной. Скончался иеросхимонах Иосиф 9 мая 1911 года. Преподобный Варсонофий (в миру – Павел Иванович Плиханков) родился 5 июля 1845 года в дворянской семье под Оренбургом. Он закончил кадетский корпус и дослужился до чина полковника. Отклонив генеральское звание, он в 1891 году поступил в Оптину пустынь, где первые три года находился под духовным руководством старца Анатолия (Зерцалова) . В постриге он был наречен Варсонофием. Преподобный Варсонофий был истинным духовным воином и прозорливцем. Он предсказывал, что не за горами время, когда начнутся гонения на веру Христову и повторятся мучения первых христиан. В 1906 году отец Варсонофий был назначен братским духовником и скитоначальником. В конце жизни старцу довелось пережить клевету. В 1912 году он был переведен на должность настоятеля в Старо-Голутвин монастырь, где через год схиархимандрит Варсонофий скончался 1 апреля 1913 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

преподобных Оптинских старцев (причисление которых к лику местночтимых святых состоялось в 1996 году) - в лике преподобных: иеросхимонаха Льва (Наголкина; 1768-1841), иеросхимонаха Макария (Иванова; 1788-1860), схиархимандрита Моисея (Путилова; 1782-1862), схиигумена Антония (Путилова; 1795-1865), иеросхимонаха Илариона (Пономарева; 1805-1873), иеросхимонаха Анатолия I (Зерцалова; 1824-1894), схиархимандрита Исаакия I (Антимонова; 1810-1894), иеросхимонаха Иосифа (Литовкина; 1837-1911), схиархимандрита Варсонофия (Плиханкова; 1845-1913), иеросхимонаха Анатолия II (Потапова; 1855-1922), иеросхимонаха Нектария (Тихонова; 1856-1928); иеромонаха Никона (Беляева; 1888-1931) - как преподобноисповедника; архимандрита Исаакия II (Бобрикова; 1865-1938) - как преподобномученика. СЛУШАЛИ: Доклад митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, Председателя Синодальной Комиссии по канонизации святых, о результатах работы Комиссии за период, прошедший со времени последнего заседания Священного Синода, по вопросу подготовки Соборного прославления новомучеников и исповедников Российских XX века, материалы о которых были представлены в Комиссию правящими Преосвященными и наместниками ставропигиальных монастырей, а также по вопросу прославления других подвижников веры и благочестия. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Одобрить доклад Преосвященного митрополита Ювеналия и представленные им материалы. 2. Передать на решение очередного Архиерейского Собора вопрос об общецерковной канонизации в лике новомучеников и исповедников Российских XX века представленных: от Алма-Атинской епархии: священника Василия Краснова (1886-1937), Георгия Юренева (1887-1937), священника Павла Гайдая (1896-1937), священника Иоанна Глазкова (1884-1937), священника Александра (Орлова; 1875-1937), диакона Михаила Исаева (1875-1937); от Барнаульской епархии: архиепископа Барнаульского Иакова (Маскаева; 1878-1937) и с ним убиенных священника Петра Гаврилова (1870-1937), священника Иоанна Можирина (1870-1937), инока Феодора (Никитина; 1873-1937),

http://sedmitza.ru/lib/text/429466/

Прп. Амвросий (Гренков) предлагал возобновить отдельное финансирование И. П. с. и изъять его капитал из ведения оптинского настоятеля, но этот вопрос не был решен. В кон. XIX в. средства И. П. с. были весьма ограниченны, их едва хватало на содержание братии и ремонт строений. В нач. XX в., при скитоначальнике прп. Варсонофии (Плиханкове) , скитский капитал вырос со 180 тыс. почти до 1 млн р., здания были отремонтированы, значительно пополнилась ризница. Насельники мон-ря и насельники И. П. с. представляли собой отдельные группы оптинского братства. К 30-м гг. XIX в. у них появились неформальные самоназвания: «монастырские» и «скитяне». Перевод из И. П. с. в мон-рь воспринимался нек-рыми скитянами как ссылка. Иногда даже говорили, что «в монастырь из скита только когда кто умрет, выносят» ( Никон (Беляев). 2004. С. 34). Случались и конфликты между братиями. В скитской летописи за 1833 г. указано, что со времени устройства И. П. с. «восставали различные искушения со стороны братства монастырского, было многое негодование на скитских братий за мнимую якобы славу, приписываемую от светских людей скитским братиям», а также за то, что «якобы скитская трапеза была лучше их». Предпринимались попытки «разорить и совсем уничтожить скит, о чем входили неоднократно с жалобами к преосвященным» (РГБ ОР. Ф. 214. Опт.-360. Л. 22 об.- 23). В то же время И. П. с., находившийся в непосредственной близости от Оптиной пуст., был скорее не филиалом, а духовным центром, во многом определявшим атмосферу в монастыре. С. С. Безобразов (впосл. еп. Катанский Кассиан ) писал, что «Оптина пустынь и в ней как средоточие ее жизни и ее работы Предтеченский скит заняли важное место в истории русской общественности и русской духовной культуры» (ОПИ ГИМ. Ф. 521. Оп. 1. Ед. хр. 35. Л. 10-10 об.). В 1829 г. в И. П. с. поселился старец прп. Лев (Леонид) (Наголкин) , с к-рого началась история оптинского старчества, основанная на преемственности и непрерывности традиции. После смерти старца старшая братия выбирала ему преемника, к-рый зачастую был его ближайшим учеником.

http://pravenc.ru/text/577926.html

Сам Варсонофий обладал бесспорным даром прозорливости; к старцу за советом приезжали со всей России. Это был титан духа, человек необычайной судьбы. Деды и прадеды его были купцами-миллионерами в Самаре, им даже принадлежала целая улица. Молодость будущего святого, по его же словам, проходила весело и шумно: денег было много – делай что хочешь. Окончил Оренбургское казачье военное училище, затем штабные офицерские курсы в Санкт-Петербурге, делал блестящую карьеру военного, получил чин полковника. Это были все внешние обстоятельства жизни Плиханкова Павла Ивановича. Как он говорил – внешняя шкатулочка. Но внутри шла глубочайшая работа, как он писал в своей книге «Духовное наследие», – это были годы искания. «Томится душа и нигде не находит утешения». Но потом пришло, созрело решение, и он начал уходить из мира. Сначала внутренне, почти неявно для окружающих, а потом, уже в 46 лет, и внешне. Вот как он писал об этом: «Мир – это такое чудовище, что, если повернуть круто, разорвет. И вот стал я постепенно освобождаться от уз мира, становилось все легче и легче, и наконец совсем освободился от него». В 46 лет Павел Иванович Плиханков приехал в Оптину пустынь и, получив благословение на иноческую жизнь, начал свое служение Богу и людям. Сергей Валерианович, в Церкви есть предание, что еще до рождения человека в этот мир, в тот миг, когда душа вселяется в неродившегося ребенка, она видит всю красоту мира горнего. Всю красоту Царствия Небесного. И то чувство томления по Богу, которое пришло и к Вам, чувство, которое хотя бы раз в жизни испытывает каждый человек, – это не что иное, как воспоминание Вашей души об этом. Душа тоскует о своем Творце, ищет Его, и ничто, никакая земная радость не может восполнить пустоту, возникшую при разрыве связи создания со своим Создателем. Помните, как у Лермонтова: «По небу полуночи ангел летел,/И тихую песню он пел…»? И дальше: Он душу младую в объятиях нес Для мира печали и слез. И звук его песни в душе молодой Остался – без слов, но живой.

http://pravoslavie.ru/49009.html

Следовательно, и здесь Святитель не оставил меня, но пожелал быть моим покровителем. Аминь. Декабрь 1908 г. Святки «Возведи окрест очи твои, Сионе, и виждь: се бо приидоша к тебе, яко богосветлая светила, от запада и севера, и моря, и востока чада твоя...» 8 Вот и теперь можно так сказать: от разных мест в поисках Христа съехались вы сюда, детки мои. Да вознаградит вас Господь за это и пошлёт мир и радость о Дусе Святе 9 в сердца ваши. Блаженны вы, что возлюбили Господа и проводите сей великий праздник Рождества Христова в стенах святой обители. Mip 10 теперь погружается в пороки и беззакония, и многие гибнут безвозвратно, вы же здесь безопасны в тихом святом пристанище, в гостях у Матери Божией. Это Её материнскими молитвами и заступничеством попали вы сюда. Благодарите Бога, что Он охраняет вас от бед и напастей. А может быть, кто-нибудь из вас впоследствии сподобится ангельского чина. Я не зову вас ни в монастырь, ни за монастырь. И в мipy можно спастись, только Бога не забывать; но в монастыри идут для достижения высшего совершенства. Правда, здесь больше искушений, но зато даётся помощь от Господа, и больше, чем в мipy. Одни святой желал узнать, как Господь помогает инокам, и ему было видение: он видел инока, окружённого целым сонмом Ангелов с горящими светильниками. Говорят, в мipy искушений меньше. Но представим себе человека, за которым гонится злодей. Положим, он успел ускользнуть, но тот грозит ему издали кулаком со словами: «Смотри, только попадись мне!» А, положим, идёт человек, и на него нападают целой толпой враги, бежать некуда. Но вдруг, откуда ни возьмись, полк солдат бросается на его защиту, и враги разбегаются с окровавленными физиономиями. Пожалуй, последний находится в большей безопасности, чем первый, не правда ли? Так и в обители: хотя враг нападает сильнее, но поблизости есть благодатная сила Божия. В монастыре – труды, но и высокие утешения, о которых мip не имеет ни малейшего представления. Трудно положить начало благое, но когда оно уже положено, то становится легче и отраднее работать Богу, потому что окрыляет надежда на спасение.

http://azbyka.ru/otechnik/Varsonofij_Opt...

Схиархимандрит Варсонофий (Плиханков) , 1845–1913. Дни памяти: 1/14 апреля (преставление); 27 июня/10 июля (обретение мощей) «Не давайте сердцу привязываться к тленным благам мира сего, гоните из него всякое пристрастие, так как только в сердце, свободном от всех пристрастий, может сотворить Себе Обитель Господь». Скитоначальник, о котором старец Нектарий говорил, что благодать Божия в одну ночь из блестящего военного сотворила великого старца. Не жалея самой жизни, он исполнял свой пастырский долг в русско-японской войне. Старец обладал необыкновенной прозорливостью, ему открывался внутренний смысл происходящих событий. Преподобный был направлен Синодом к отлученному от Церкви, находящемуся на смертном одре Л.Н. Толстому, однако родственники писателя не допустили старца к умирающему. Иеросхимонах Анатолий (Потапов), 1855–1922. Дни памяти: 30 июля/12 августа (преставление); 27 июня/10 июля (обретение мощей) «Весь живот наш Христу Богу предадим в единении со св. Церковью Православной, ея же врата адова не одолеют, стараясь ходить непорочно в заповедях Его, немощи смирением, самоукорением и покаянием исправляя в светлом уповании и благой надежде на помощь Вездесущаго и Всевидящаго Господа отчаяния и нечаяния устраняясь, все с молитвой и извещением от Него творя и благоуправится житие наше во спасение». Прозванный в народе утешителем, был наделен Господом великими благодатными дарами любви и утешения страждущих, прозорливости и исцеления. Смиренно неся свое пастырское служение в тяжелые дни революционной смуты и безбожия, старец утверждал своих духовных чад в решимости даже до смерти быть верными святой православной вере. Иеросхимонах Нектарий (Тихонов) , 1853–1928. Дни памяти: 29 апреля/12 мая (преставление); 3/16 июля (обретение мощей) «Спрашиваешь, как обращаться с неверующими — отвечать с благоразумием. А пробуждать людей и вести к Богу — это не твое дело. Слово Божие всем проповедано и проповедуется. В [беседах] с сослуживцами неверующими обходись так же как и с верующими, но не входи с ними в религиозные споры — это безполезно. Спасайся, и да поможет тебе Царица Небесная».

http://azbyka.ru/shemy/optinskie-startsy...

Царством чудных сил Бог вознёс Отроковицу, И навеки, как Царице, Царство то вручил. И облёк её в порфиру. Превознёс превыше мipa Ангельских умов. И нам, падшим и гонимым. От мятежных сил боримым. Даровал в покров! Помню годы я былые – Годы детства золотые; Горе и печаль Не изведаны мной были; Люди счастье мне сулили, А мечты вперёд манили В радужную даль. Помню город я далёкий, Древний кремль его высокий, Помню чудный храм. Есть икона в нём святая, На ней риза золотая, И пред ней, благоухая. Вьётся фимиам. И пред ликом свет лампады... Помню, как, ища отрады, Я пред ней стоял... И мечты, и упованья. Свои скорби и страданья. Сердца жаркие желанья Ей тогда вверял. Как на лик Её чудесный, Полный кротости небесной, Устремлял я взор. Как, смирясь пред горькой долей, Я предался Божией воле... Много лет, как ветер в поле, Пронеслось с тех пор. Помню храма звон пустынный И молитв напев старинный. Сладкозвучный хор; Сумрак сводов, колоннаду. Фрески, купола громаду, И – души моей усладу – Иноков собор. О, Заступница благая! Зришь Ты, Дева Пресвятая, Скорбь моей души. Даруй слёзы умиленья, Сердцу – чувство сокрушенья И страстей моих волненье. Бурю утиши. Даруй силу обновленья, Целомудрие, терпенье. Даруй сердцу мир. Потреби державной силой Ты в душе моей унылой, Страстной, злой, самолюбивой Гордости кумир. Испроси грехов прощенье И с Всевышним примиренье. Милостью покрой. Да, храня Его уставы, Совершаю путь я правый; Со святыми в Царстве Славы, В лике их устрой!.. Оптина Пустынь Цветок (На могилу профессора В.В. Б.) 472 И дам тебе венец жизни. Откр. 2:10 Великих мыслей высота И чувств духовных красота К нему сердца люден стремила. Но близился последний час. Сражённый смертью, он угас, И мощь великая почила. Угас! Но радость упований, И свет стремлений и желаний, И правота его деяний Пребудут в памяти у нас! Мудрец! он жил без колебаний И твёрдой шествовал стопой К чертогам истины святой. В сем мipe зла и треволнений Он тщетной славы не искал; Духовной пищи он алкал – Святых небесных утешений!

http://azbyka.ru/otechnik/Varsonofij_Opt...

«Царь думает, а народ ведает». «Воля царская не судима». От народа Царь требует прежде всего правды: «Царю правда нужна», «Царю правда - лучший слуга». «Правда Божья, а суд Царев». «Правда Божья, а воля царская». «Воля Царская - закон». «На всё святая воля царская». «Все во власти Божьей и Государевой». «Суди меня, Бог и Государь!» По мнению народа, если у Царя и случается ошибка или неправда, виноват не он, а его окружение: «Не от Царей угнетение, а от любимцев царских», «Не Царь гнетет народ, а временщик», «Не Царь грешит, а думцы наводят». В сознании русского человека крепко держится обязанность всегда молиться за Царя: «Не всяк Царя видит, а всяк за него молит», «Государь - батюшка, надёжа - православный Царь». Русская православная мысль конца XIX - начала XX века продолжает твердо держаться убеждения, что невозможно православным христианам иметь Церковь, не имея Царя. Русский Царь, писал в конце XIX века оптинский схиархимандрит Варсонофий (Плиханков), есть выразитель воли Божьей, а не народной. Его воля священна для русского человека как воля Помазанника Божия; он любит его потому, что любит Бога. Царь дарит народу славу и благоденствие, а народ воспринимает их как милость Божию. «Постигают ли нас бесславие и бедствие, мы переносим их с кротостью и смирением, как казнь небесную за наши беззакония, и никогда не изменим в любви и преданности Царю, пока они будут проистекать из наших православно-религиозных убеждений, из нашей любви и преданности Богу». Понятие «Царь как Помазанник Божий» развивается в трудах П. Пятницкого. По его мнению, само это название свидетельствует о том, что Цари не есть ставленники народные, но что Сам Бог облекает их властию на земле и повелевает им повиноваться, так как все помыслы и стремления Царя всегда направлены ко благу своего народа. Весь внутренний смысл этого церковного обряда ясно познается из молитвы, с которою Монарх во время коронования коленопреклонно обращается к Престолу Всевышнего и в которой молит Отца Небесного наставить в деле, которому послан служить; молит о ниспослании премудрости, дабы Господь Бог даровал Ему, Царю, способность управлять царством к пользе врученных Его управлению людей и к славе Божией (Пятницкий П.П. Сказание о венчании Русских Царей и Императоров. М., 1896). Помазанник Божий, считал архиепископ Сиракузский и Троицкий Аверкий, получал «в совершенном над ним Церковью таинстве Миропомазания особые благодатные дары, дабы быть " Царем и судиею людем Божиим " , как исповедует он сам в молитве, читаемой им при священном короновании в храме, перед всеми. Поэтому он и входит в алтарь царскими вратами и причащается перед св. престолом наравне с остальными священнослужителями, чего, конечно, не мог бы делать всякий другой монарх - не православный и не отвечающий требованиям Церкви, не облагодетельствованный ею».

http://ruskline.ru/opp/2018/iyul/19/samo...

Будущий старец отец Варсонофий многому учился у простых монахов. Можно привести один или два красноречивых случая. «Однажды, – вспоминал отец Варсонофий, – когда я был еще послушником, вышел я из своей безмолвной келии теплою июльскою ночью. Луны не было, но бесчисленное множество звезд сияло на темном небе. Подхожу к большому пруду и вдруг вижу одного нашего схимника, отца Геннадия, проведшего в скиту уже 62 года. Последние годы он совсем не переступал за скитские ворота и позабыл про мир. Стоит неподвижно и смотрит на воду. Я тихо окликнул его, чтобы не испугать своим внезапным появлением. Подошел к нему: “Что делаешь ты тут, отче?” – “А вот смотрю на воду”, – отвечает он. “Что же ты там видишь?” – “А ты ничего в ней не видишь?” – в свою очередь спросил отец Геннадий. “Ничего”. – “А я, – сказал схимник, – созерцаю премудрость Божию. Я ведь полуграмотный, только и научился Псалтирь читать, а Господь возвещает мне, убогому, Свою волю. И дивлюсь я, что часто ученые люди не знают самого простого относительно веры. Видишь ли, все это звездное небо отражается в воде, – так и Господь вселяется в чистое сердце. Следовательно, какое блаженство должны ощущать души, стяжавшие чистоту... Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят. Вот я, сколько ни стараюсь, не могу стяжать душевной чистоты, хотя и знаю, как это важно. А понимаешь ли ты, что такое чистота сердца?” – спросил отец Геннадий. “По опыту не знаю, так как не имею этого, – ответил я, – но думаю, что чистота заключается в полном беспристрастии: кто не имеет ни зависти, ни гнева, ни какой другой страсти, у того и есть чистое сердце”. – “Нет, этого мало, – возразил схимник. – Недостаточно только сполоснуть сосуд, надо наполнить его еще водой, – по искоренении страстей надо заменить их противоположными добродетелями, без этого не очистится сердце”. – “А вы надеетесь войти в Царство Небесное, отец Геннадий?” – “Надеюсь, что там буду”, – сказал он уверенно. “Так как же вы сами говорите, что не имеете чистоты душевной, а только чистии сердцем... Бога узрят?” – “А милосердие Божие? Оно и восполнит все, чего не достает. Оно беспредельно, и я имею твердую надежду, что и меня Господь не отринет”» 379 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Бывший оптинский монах Антоний (Медведев) с возмущением вспоминал об этой войне, в которой многие русские воины стали «мученическими невинными жертвами» убийц — «христиан в кровожадном союзе с мусульманами» . С другой стороны, полное сочувствие вызывала борьба православных балканских славян против турок. В 1876 г. оптинские насельники добровольно решили «поусердствовать» деньгами в пользу восставших славянских народов. В течение Русско-турецкой войны 1877-1878 гг. около 40 раненых воинов прошли через монастырскую больницу. Обитель несла немалые расходы на их содержание, жертвуя вдобавок деньги и вещи в действующую армию. В это время иеромонах Климент (Зедергольм) раздобыл молитвы о даровании Богом победы над врагами, по благословению старцев эти тексты читались на проскомидии. Как свидетельствуют очевидцы, «когда же были неудачи под Плевною», иеромонах Климент, «вследствие своего пылкого характера, однажды так расстроился, что и служить не мог при наступлении одного из праздничных дней». В это время кто-то спросил у старца Амвросия: «Батюшка! Или о. Климент не служит?» — «Да что! — ответил старец. — Плевна доняла нас!» . Во время Русско-японской войны 1904-1905 гг. в Оптиной пустыни собирали церковные предметы для пожертвования на нужды фронта. Иеромонахи Адриан (Акильев) и Варсонофий (Плиханков) были командированы на Дальний Восток по решению Святейшего Синода и остановились в Манчжурии, в городке Муллин, где располагался военный госпиталь Общества Красного Креста. Отец Варсонофий, в прошлом полковник, сильно переживал за русскую армию, надеялся на успешный исход войны. Ему принадлежат слова: «Верую вместе со всеми православными русскими людьми, что непостижимая, божественная сила честного и животворящего Креста победит и раздавит темную силу глубинного змия-дракона, красующегося на японских знаменах» . Но в результате война оставила по себе горькую память. В оптинской летописи подводятся ее итоги, особо упоминается потеря Россией части своей территории и влиятельного положения на Дальнем Востоке .

http://bogoslov.ru/article/516173

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010