Леонтьев К. Избранное. М., 1993. Леонтьев К. Избранные письма (1854–1891). СПб., 1993. Леонтьев К. Отец Климент Зедергольм , иеромонах Оптиной пустыни. М., 1997. Летопись скита во имя святого Иоанна Предтечи и Крестителя Господня, находящегося при Козельской Введенской Оптиной пустыни: В 2 т./Сост. мон. Марк (Хомич). М., 2008. Летопись скита Оптиной пустыни. Избранные страницы. 1845–1882. По плану монаха Варсонофия (Плиханкова) /Публ. Р.В. Багдасарова//Православие и русская народная культура: Научный сборник: Вып. 1. М., 1994. С. 87–180. Мария (Добромыслова), мон. Житие Оптинского старца Никона. Оптина пустынь, 1996. (Преподобные Оптинские старцы). Мученики и исповедники Оренбургской епархии XX века/Сост. Н. Стремский. Оренбург, 2000. Неизвестный Нилус: [В 2 т.]. М., 1995. Т. 2. Некрополь Оптиной пустыни/Сост. Н.Г. Чулкова. Машинопись. Архив Оптиной пустыни. Никодим (Кононов), архим. Старцы: отец Паисий Величковский и отец Макарий Оптинский и их литературно-аскетическая деятельность//Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков. Сентябрь. Оптина пустынь, 1996. (Репр. с изд.: М., 1909). С. 452–620. Никон (Рождественский) , архиеп. Мои дневники. Вып. 4: 1913. Сергиев Посад, 1914. Нилус С.А. Великое в малом. Записки православного. Троице-Сергиева Лавра, 1992. (Репр. с изд. 1911 г.). Нилус С.А. Святыня под спудом. Троице-Сергиева Лавра, 1991. (Репр. с изд. 1911 г.). Нилус С.А. На берегу Божьей реки. Троице-Сергиева Лавра, 1991. (Репр. с изд. 1916 г.). О. архимандрит Моисей , настоятель Тихоновой Калужской пустыни//Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков. Ноябрь. Оптина пустынь, 1994. (Репр. с изд.: М., 1910). С. 19–43. Ольденбург С.С. Царствование Императора Николая II. СПб., 1991. Письма к разным лицам игумена Антония, бывшего настоятеля Мало-Ярославецкого Николаевского монастыря. [Б.м.], 1996. (Репр. с изд.: М., 1869). Письма настоятеля Козельской пустыни архимандрита Моисея в Саровскую пустынь [брату своему игумену Исаии] о монастырских делах (1807–1862). Ксерокопии рукописей. 79 писем. Архив Оптиной пустыни.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Мужественно перенося скорбь от разлуки с любимой Оптиной, старец принимается за благоустройство вверенной ему обители, крайне расстроенной и запущенной. И, как прежде, стекается к преподобному Варсонофию народ за помощью и утешением. И, как прежде, он, сам уже изнемогающий от многочисленных мучительных недугов, принимает всех без отказа, врачует телесные и душевные недуги, наставляет, направляет на тесный и скорбный, но единственно спасительный путь. Здесь, в Старо-Голутвине, совершается по его молитвам чудо исцеления глухонемого юноши. " Страшная болезнь — следствие тяжкого греха, совершенного юношей в детстве " , — поясняет старец его несчастной матери и что-то тихо шепчет на ухо глухонемому. " Батюшка, он же вас не слышит, — растерянно восклицает мать, — он же глухой... " — " Это он тебя не слышит, — отвечает старец, — а меня слышит " , — и снова произносит что-то шепотом в самое ухо молодому человеку. Глаза того расширяются от ужаса, и он покорно кивает головой... После исповеди преподобный Варсонофий причащает его, и болезнь оставляет страдальца. Меньше года управлял старец обителью. Страдания его во время предсмертной болезни были поистине мученическими. Отказавшийся от помощи врача и какой бы то ни было пищи, он лишь повторял: " Оставьте меня, я уже на кресте... " . Причащался старец ежедневно. 1/14 апреля 1913 года предал он свою чистую душу Господу. Похоронен был преподобный отец наш Варсонофий в Оптиной, рядом со своим духовным отцом и учителем преподобным Анатолием " Старшим " .   Келейные записки ( 1892 — 1896 гг.) Имя отца Варсонофия (Плиханкова) занимает особое место в ряду имен великих оптинских старцев. Он был одним из духовных светочей России в наиболее тяжелый, предреволюционный период 1903–1913 годов. Дар пророчества, явленный схиархимандритом Варсонофием, соединился у него с даром глубочайшего разумения Священного Писания и Предания Православной Церкви. " Такой дар требует непрерывного пребывания в Боге, святости жизни. Многие видели старцев, озаренных светом при их молитве. Видели и старца Варсонофия как бы в пламени во время Божественной литургии... Поистине он уподобился своим великим предшественникам и " встал в победные ряды великой рати воинства Христова " , как сам же писал... еще в 1903 году " .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=105...

Нельзя сказать, чтобы и в ветхом человеке до обновления верою Христовою ничего не осталось хорошего в нравственной жизни. В мире языческом встречались примеры нравственных достоинств. Но к этим достоинствам примешивалось немало нечистого. Например, и язычникам была свойственна любовь к ближним, но она не простиралась на врагов. И между язычниками были люди, которые удерживались от мести обидчикам, но так они поступали не по любви к ним, а единственно по гордости и презрению к ним. И язычники иногда терпеливо переносили беды и напасти житейские, не роптали и никому не жаловались на свою жалкую участь, но это терпение и равнодушие их было следствием суеверия и веры в слепую судьбу, неумолимый рок (fatum), тогда как христианское терпение соединено с преданностью воле Божией, благой и премудрой. Такова сила и благотворное влияние Христовой веры на нравственную жизнь человека. («Душеполезное чтение». 1897. Август. С. 591.) Богомыслие есть святое размышление: 1) о вочеловечении Бога Слова, о дивном пребывании Его на земле, о страшных и спасительных Его страданиях, о преславном воскресении и вознесении Его на Небо и 2) о человеке, о его назначении, о его падении, о его обновлении Искупителем и 3) о прочих подобных глубоких тайнах христианства. (Епископ Игнатий (Брянчанинов) . Т. 5. С. 118.) В Вера. Иная есть общая вера – православная, т. е. правые догматы о Боге и Его творениях, мысленных и чувственных, как по благодати Божией приняла Святая Соборная Церковь , и иная вера – видения, т. е. познания, которая отнюдь не противится родившей ее, но еще более ее утверждает. Первую мы получаем от Божественного Крещения по благодати Христовой, а не от дел, т. е. соблюдения заповедей и терпения искушений; вторая же, т. е. великая вера видения, рождается в нас после делания, и об этой именно вере, т. е. вере видения, сказал Господь: «Аще бысте имели веру яко зерно горушно» ( Лк.17:6 ). (Св. Петр Дамаскин . Кн. 2. С. 6.) Видение. В отеческих писаниях различается деяние и видение. Деяние – исполнение заповедей, а видение – созерцание умом таинств, не подлежащих чувствам. Искать его отнюдь не должно, дабы вместо истины не подпасть прелести. (Жизнеописание монахини Магдалины. СПб., 1878. С. 16.)

http://azbyka.ru/otechnik/Varsonofij_Opt...

Одним из самых близких и любимых учеников П. был архим. Лаврентий (Макаров), наместник Киево-Печерской лавры (1844-1852), впосл. настоятель Валдайского Святоозерского в честь Иверской иконы Божией Матери мужского монастыря . Также духовными чадами П. были Антоний (Амфитеатров), юродивый прп. Паисий (Яроцкий) , прп. Алексий (Шепелев) , свт. Иоанникий (Руднев) , митр. Киевский и Галицкий, игум. Парфения (Адабаш), кнг. В. С. Голицына и ее дочь В. П. Шереметева, В. И. Молчанова, тайная монахиня Е. Н. Бердяева, Н. Шупинская. С П. тесно общались дочери сенатора А. И. Муханова, Татьяна, Екатерина, Елизавета (фрейлины Высочайшего двора) и Прасковья, сохранившие сведения и свидетельства о смерти П., а также его письма ( Миловский. 1905. С. 446-460). О встречах с П. упоминал свт. Феофан Затворник (Говоров) . С особым почтением к П. и его духовному правилу, составленным им молитвам относились сщмч. Кирилл (Смирнов) , митр. Казанский и Свияжский, священноисп. Афанасий (Сахаров) , еп. Ковровский, схиархим. прп. Варсонофий (Плиханков) . Последние годы жизни П. провел в келье, устроенной в доме за Крестовоздвиженским храмом, при входе в Ближние пещеры, ежедневно служил литургию в пещерном храме прп. Антония. Когда его самочувствие ухудшилось и он не мог выходить из келий, митр. Филарет благословил устроить церковь в зале при кельях, что было исполнено за неск. дней при помощи духовных чад П., особенно Бердяевой. Храм освятили в честь Сретения Господня. П. считал устройство храма высшим благодеянием митрополита по отношению к себе. За год до смерти, весной 1854 г., П. уже не мог совершать литургию, но всегда присутствовал во время службы в алтаре и ежедневно причащался. Он предвидел день своей смерти, о чем упоминал в письме к сестрам Мухановым ( Хрулёва. 2008. С. 153). 25 февр. 1855 г. по его желанию над ним было совершено таинство Елеосвящения. На Страстной седмице, в Великую среду, его посетил митр. Филарет, в Великий четверг П. простился с самыми близкими духовными чадами, дал им наставления, а также нек-рые духовные распоряжения. В Великую пятницу, совпавшую в тот год с праздником Благовещения, в 5 ч. утра пономарь, готовивший к литургии Сретенскую ц., услышал, как П. вышел из кельи, и, закончив уборку, подошел к старцу за благословением. Он нашел П. уже мертвым, сидящим на стуле у церковных дверей. В Великую субботу тело П. было перенесено митр. Филаретом и архимандритами лавры из келейной церкви, не вмещавшей всех желающих проститься с ним, в Крестовоздвиженскую ц. 28 марта, в Светлый понедельник, митр. Филарет совершил отпевание усопшего, затем духовные сыновья старца перенесли гроб в Голосеевскую пуст. Несмотря на сильный дождь, шествие сопровождала многочисленная толпа. В 6-м часу вечера тело П., не тронутое тлением, было похоронено в деревянной ц. в честь иконы Пресв. Богородицы «Живоносный Источник». В кельях П. у Ближних пещер устроена часовня (в наст. время там находится резиденция наместника Киево-Печерской лавры).

http://pravenc.ru/text/2579067.html

Он как ангел небесный служил, Полный веры, пред Господом Сил, Как светильник сияя средь нас!.. А потом новая утрата: смерть архимандрита Исаакия... На глазах отца Павла умирали старые скитяне: 25 апреля 1892 года – схимонах Кирилл, келейник старца Амвросия; 18 августа 1893-го – монах Николай, турок, который по благословению отца Анатолия рассказал отцу Павлу, и тот записал, удивительное видение, бывшее этому многострадальному подвижнику духа; 22 января 1894 года – схимонах Тимон, бывший некогда келейником иеромонаха Климента (Зедергольма) ; 9 августа 1895-го – иеросхимонах Савватий, бывший главным пономарем в скитском храме в течение двадцати пяти лет. Потом ушел из жизни 21 декабря 1897 года и отец Михаил, иеросхимонах, один из многолетних и верных келейников старца Амвросия; 24 июля 1898 года умер монах Арсений: когда тело его лежало во гробе во время литургии перед Царскими вратами, как раз сюда принесена была чудотворная Калужская икона Богоматери и простояла здесь всю службу (это был единственный случай в скиту). 2 сентября 1899 года почил схимонах Геннадий, положивший начало иноческой жизни вместе с отцом Амвросием: оба были послушниками и вместе трудились на кухне при скитской трапезной... Каждый из них – целый мир; область, где царствовал Господь... Иные были и бесхитростные простецы, а их искреннее слово и особенно жизнь имели немалую поучительность. Это были Божии люди. Таковым был и схимонах Борис, скитской вратарь, из полуграмотных крестьян, с которым тогда духовно сблизился инок Павел, впоследствии и рассказавший о нем. «Отец Борис был необычайно смиренен и считал себя за последнего, – писал он. – Скончался он на Пасху 1898 года. Пришел я к нему, когда он лежал в больнице. По-видимому, Господь открыл ему время его кончины. “Молись за меня и братию попроси помолиться в воскресенье и понедельник”. – “Да вся братия молится за вас, отец Борис, и я, конечно, обязан за вас всегда молиться, а не только в воскресенье и понедельник...” Отец Борис, как бы не слыша меня, повторил: “Пусть помолятся обо мне в воскресенье и понедельник”. Я не понял его. Утром во вторник я пришел навестить больного и узнал, что он уже скончался. Так и оправдались слова старца: действительно, только в понедельник и воскресенье можно было молиться за него как за живого, а во вторник уже за усопшего. В час кончины отца Бориса одной шамординской схимнице было видение. Идя к утрени, она увидела зарево на востоке, как раз по направлению Оптиной пустыни. Вглядевшись в зарево, она увидела душу, быстро возносящуюся к небесам... Вскоре приехал вестовой из Оптиной к матушке игумении Евфросинии с известием, что схимонах Борис скончался в 2 часа утра. Видение было как раз в это время» 378 . Отцу Борису было более восьмидесяти лет. Вот что написали скитяне на его памятнике: «В суровых подвигах, непрестанной молитве, добрый, светлый и веселый в глубокой старости мирно почил».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Он мудрость высшую стяжал, – Святую мудрость, – не от мipa; Питая нищего и сира, Он малых сих не отвергал; Не собирал сребра и злата И недруга любил как брата. Всегда и действенно, и ново Огнём дышало его слово. В душах уснувших пробуждал Он свет Божественных начал, И к благу высшему стремленья, И мощной силой вдохновенья Их возносил от суеты К подножью вечной красоты! Исполнен радости высокой, В веках минувших он следил Пути премудрости глубокой И вдохновенно говорил: «От основанья и доныне Стоит в сей жизненной пустыне Христова Церковь как скала. Как неприступная твердыня Среди пучины бед и зла! В ней нет ни скверны, ни порока; Всегда Недремлющее Око Хранит её от тёмных сил. В ней дух Божественный почил, И, попирая главу змия. Пребудет в век она чиста. В ней слава, мудрость, красота! И сокрушатся в прах пред нею, Сотрутся адовы врата!» Свершая подвиг многотрудный По мере Богом данных сил. Он вечной истине служил Всем строем жизни досточудной. Всем сердцем возлюбив Христа И свято чтя Его уставы. Не пал под тяжестью креста! Помолимся, чтоб у Творца, За благодатный путь и правый, Он удостоился венца, Как исповедник, – в Царстве Славы! 1889 г. Памяти в Бозе почившего старца Оптиной Пустыни иеросхимонаха о. Амвросия Блаженны рабы те, которых господин, пришедши, найдёт бодрствующими. Лк. 12:37 Блажен, кто, путь свершая тесный. Кумирам тленным не служил, В чьём чистом сердце Царь Небесный Себе обитель сотворил. Блажен, кто страсти победил И чужд был суетных стремлений. Кто средь житейских треволнений Свой крест безропотно носил, И был утешитель скорбящим, И перед мipoм, в зле лежащим, Как раб колен не преклонил! Кто чужд был злобы и гордыни, Смиренномудрие стяжал, И Вечной Жизни, и святыни, И высших подвигов искал Как светоносной благостыни; Кто всей душой своей сознал Тщету и ложь плотской отрады, И, невзирая на преграды И обольщенья тёмных сил. Как странник и пришелец жил Средь слепотствующего мipa. Чуждался жизненного пира И тучных брашен не вкусил. Блажен, кто с юности презрел

http://azbyka.ru/otechnik/Varsonofij_Opt...

Он мудрость высшую стяжал, – Святую мудрость, – не от мира; Питая нищего и сира, Он малых сих не отвергал; Не собирал сребра и злата И недруга любил как брата. Всегда и действенно, и ново Огнем дышало его слово. В душах уснувших пробуждал Он свет Божественных начал, И к благу высшему стремленья, И мощной силой вдохновенья Их возносил от суеты К подножью вечной красоты! Исполнен радости высокой, В веках минувших он следил Пути премудрости глубокой И вдохновенно говорил: «От основанья и доныне Стоит в сей жизненной пустыне Христова Церковь как скала, Как неприступная твердыня Среди пучины бед и зла! В ней нет ни скверны, ни порока; Всегда Недремлющее Око Хранит ее от темных сил. В ней дух Божественный почил, И, попирая главу змия, Пребудет в век она чиста. В ней слава, мудрость, красота! И сокрушатся в прах пред нею, Сотрутся адовы врата!» Свершая подвиг многотрудный По мере Богом данных сил, Он вечной истине служил Всем строем жизни досточудной. Всем сердцем возлюбив Христа И свято чтя Его уставы, Не пал под тяжестью креста! Помолимся, чтоб у Творца, За благодатный путь и правый, Он удостоился венца, Как исповедник, – в Царстве Славы! 1889 г. Памяти в Бозе почившего старца Оптиной Пустыни иеросхимонаха о. Амвросия Блаженны рабы те, которых господин, пришедши, найдет бодрствующими. Лк.12:37 Блажен, кто, путь свершая тесный, Кумирам тленным не служил, В чьем чистом сердце Царь Небесный Себе обитель сотворил. Блажен, кто страсти победил И чужд был суетных стремлений, Кто средь житейских треволнений Свой крест безропотно носил, И был утешитель скорбящим, И перед миром, в зле лежащим, Как раб колен не преклонил! Кто чужд был злобы и гордыни, Смиренномудрие стяжал, И Вечной Жизни, и святыни, И высших подвигов искал Как светоносной благостыни; Кто всей душой своей сознал Тщету и ложь плотской отрады, И, невзирая на преграды И обольщенья темных сил, Как странник и пришелец жил Средь слепотствующего мира, Чуждался жизненного пира И тучных брашен не вкусил. Блажен, кто с юности презрел

http://azbyka.ru/otechnik/Varsonofij_Opt...

Перед поступлением в монастырь поехал помолиться к преп. Сергию. В это время в Черниговском скиту подвизался о. Варнава 5 . Пошёл я к нему на благословение. Благословил он меня, да и говорит: «Простудился, жениться надо». Эти слова привели меня и страшное смущение. Некоторые из бывших со мной, не любившие о. Варнаву, говорили: «Вот видите, какие советы даёт? Великий старец о. Амвросий благословил в монастырь идти, а этот жениться предлагает». Слова о. Варнавы запали мне в душу и сильно смущали меня. Когда я, уже бывши иноком, рассказывал об этом батюшке о. Анатолию 6 , то он мне так растолковал эти слова: каждая душа христианская есть невеста Христова, следовательно, «надо жениться», то есть соединиться со Христом, слово же «простудился» означает духовную болезнь, от которой страдает человек, пока не вообразится в нём Христос. Давно это было, когда я был ещё Павлом Ивановичем. Однажды поехал я в театр. Шли в первый раз «Гугеноты». Ложа была чудная, против самой сцены. Сидел я со своим начальством. Поют на сцене любовные песни, а мне приходит на мысль: «А что если я сейчас умру, куда пойдёт душа моя? Уж конечно, не в Рай . Но если не в Рай, то куда же?» Страшно мне стало, уж и на сцену смотреть не хочется. А внутренний голос говорит: «Уйди отсюда!» Но как же уйти? Начальство сидит, неудобно. А внутренний голос всё повторяет: «Уйди, уйди...» Я встал, тихо дошёл до двери. Отворил её. Вышел. Сначала пошёл тихо, а затем всё скорее и скорее, взял извозчика и приехал домой. С тех пор я стал избегать ходить в театр. Бывало, придут товарищи, ложу предлагают взять пополам, а я отказываюсь то по одной причине, то по другой. Затем глаза у меня разболелись – так больше и не ходил в театр. Очень мне захотелось узнать через несколько лет, кто помог мне уйти от «Гугенотов». Оказалось, что в первый раз «Гугеноты» шли 4-го октября – память святителя Варсонофия 7 . Понял я тогда, что этот святой и убедил тогда меня уйти из театра. Много лет прошло после того. Я был уже в монастыре, готовился к постригу. Вдруг я опасно заболел. Все отчаялись в моём выздоровлении, решили скорее совершить пострижение. Помню, наклонившись надо мною, спрашивают: «Какое хочешь получить имя?» Я с трудом едва мог ответить: «Всё равно». Слышу, при пострижении именуют меня Варсонофием.

http://azbyka.ru/otechnik/Varsonofij_Opt...

По окончании Академии иером. Трифон был назначен инспектором духовного училища при Донском монастыре. Спустя два года он был возведен в сан архимандрита и назначен ректором Вифанской духовной семинарии, а в 1899 г. - ректором Московской духовной семинарии. С 1897 г. архим. Трифон был также цензором изданий ТроицеСергиевой Лавры. 1 июля 1901 г., в день св. бессребреников Космы и Дамиана, в кремлевском Успенском соборе митр. Московский Владимир (Богоявленский) в сослужении сонма архиереев хиротонисует архим. Трифона во епископа Дмитровского, викария Московской епархии. В этот день известный своими духовными дарованиями прот. Валентин Амфите-   атров, служа в Архангельском соборе, обратился к молящимся с такими словами: «В этот час совершается хиротония князя Туркестанова, сына моей духовной дочери кн. Варвары Александровны Туркестановой, возблагодарим Господа, что к нам с неба спала еще одна светлая звездочка, которая будет светить не только нам, но и всему миру.» Вся архиерейская жизнь владыки Трифона складывалась из молитвы, проповеди и добрых дел. В Богоявленском монастыре, который был определен местом пребывания Дмитровских архиереев, владыка Трифон устроил два новых придела, в честь свт. Феодосия Черниговского и св. Иоанна Предтечи, в воспоминание о храме Оптинского скита. В Богоявленском монастыре его посещали о. Иоанн Кронштадтский, оптинский старец Варсонофий (Плиханков), старец Гефсиманского скита иером. Варнава. Вскоре после архиерейской хиротонии, 24 июля 1901 г., владыка Трифон поехал в родное имение Говорово, где освящал храм во имя Рождества Богородицы, отремонтированный на его средства. Часто владыка ездил служить в г. Дмитров, посещал приходские храмы, везде во исполнение своего архипастырского долга произнося проповеди и поучения. Владыка Трифон, родившийся и выросший в Москве, любил первопрестольную, постоянно совершал богослужения и проповедовал в московских храмах в дни престольных праздников, юбилеев и других торжеств. В начале 1903 г. его пригласили в

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=101...

Преп. Лев Оптинский одному иеродиакону советовал читать следующих святых отцов: «Св. Иоанна Лествичника, св. аввы Дорофея, св. Ефрема Сирина, Исаака Сирина, Семена Нового Богослова, Григория Синаита, Марка Подвижника, Кассиана Римлянина» [xv] . Как видно, на первом месте стоит Лествичник. Преп. Макарий (Иванов) Оптинский, как говорил про него преп. Варсонофий (Плиханков), сам «через три года перечитывал авву Дорофея и Лествицу и находил все новое и новое, ибо рос духовно» [xvi] . Кроме того, в его письмах сохранились следующие наставления, что читать. Монахам он советовал: «Читайте св. Иоанна Лествичника, св. аввы Дорофея, св. Ефрема Сирина, в Добротолюбии главы св. Марка Подвижника, св. Симеона Нового Богослова, Каллиста и Игнатия, св. Петра Дамаскина, св. Исаака Сирина, св. Варсонофия Великого, житие старца Паисия, Восторнутые класы, преподобного Нила Сорского, и подобные оным книги» [xvii] . Также и в другом письме он пишет: «Читай и словеса отеческие, св. Иоанна Лествичника, св. аввы Дорофея, как наиболее нам приличные» [xviii] . Опять же творение преподобного автора Лествицы стоит на первом месте. Впрочем, в ином месте для лучшего образования он предлагал также «читать книги св. Димитрия, митрополита Ростовского, Тихона Воронежского, Никифора Астраханского» [xix] . Преп. Амвросий Оптинский, наставляя мирянина, готовящегося вступить в монастырь, пишет, что ему необходимо заниматься «чтением духовных книг, в особенности же... аввы Дорофея и “Лествицы”» [xx] . Также если посмотреть полное собрание писем этого преподобного, то можно увидеть, что он ссылается на произведение Лествичника чаще, чем на труды какого-либо иного святого отца [xxi] . Преп. Анатолий (Зерцалов) Оптинский в наставлении, написанном, по-видимому, новоначальной послушнице или инокине, также рекомендует ей читать «непременно каждый день авву Дорофея или Иоанна Лествичника», потому что «в их книгах — великая сокровищница уроков для духовной жизни» [xxii] . Кроме того, и сам он в своих письмах цитирует сочинение Лествичника чаще, чем творения какого-либо иного святого отца [xxiii] .

http://bogoslov.ru/article/2778131?yscli...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010