Сидя в садике, мы не видели ни одного монаха. Оказывается, по уставу, скитские монахи не имеют права посещать друг друга без разрешения старца. У каждого монаха и послушника была отдельная келья, причём таких келий было по две в каждом домике. Домики были разбросаны среди фруктовых деревьев, маленькие, беленькие с зелёными крышами. Тут же было и кладбище. Посидев на скамеечке среди полной тишины с полчаса, мы отправились к себе на дачу. На обратном пути мы встретили молодого, с интеллигентным лицом, монаха, который, поздоровавшись с нами, остановился и спросил, откуда мы. «Приятно видеть, – сказал он, – таких молодых людей, студентов, стремящихся к единой Божией Истине, и поэтому хочется с вами познакомиться. Нас здесь часто посещают студенты-толстовцы. Некоторые из них – закоренелые, упорные, с большим самомнением – так и остаются недоступными для благодати Божией, а люди искренние, благодаря молитвам и беседам великого старца о. Варсонофия, делаются истинными сынами Православной Церкви. Вы не видели этого Старца?» Мы ответили, что не знали о нём, а были у старца Иосифа. «Старец Иосиф не даст вам того, он слаб очень здоровьем и руководит только сестёр Шамординского монастыря, который основал старец Амвросий. Нашим же старцем, старцем братии является игумен Скита о. Варсонофий. Он сейчас утром занят хозяйственными распоряжениями и письмами, а принимает с двух с половиной часов. Непременно посетите его, получите великое утешение». С этими словами он пошёл дальше. Вернулись мы к себе в 11 часов, как раз к обеду. Мужчины-богомольцы могут ходить на общую монашескую трапезу. Но нам, для первого раза, принесли обед в комнату. Обед состоял из перлового супа, варёной рыбы и гречневой каши; порции давали очень большие, вместе с чёрным ржаным сладковатым хлебом. Для питья принесли чудный квас. После обеда мы полежали немножко и отправились осматривать монастырь. Он занимал довольно большую площадь, обнесённую каменной стеной на четырёх углах которой были водружены металлические ангелы с трубами; ангелы при ветре вращались и издавали особый скрипящий звук, который постоянно будил внимание богомольцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Varsonofij_Opt...

А. В. Егорова Рубрики: Ключевые слова: АМВРОСИЙ (Гренков Александр Михайлович; 1812-1891), иером., прп. Оптинский (пам. 27 июня, 10 окт., 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев, в Соборе Липетских святых и в Соборе Тамбовских святых) АНТОНИЙ (Медведев Андрей Гаврилович; 1792-1877), архим., наместник Троице-Сергиевой лавры, прп. (пам. местн. 12 мая и в Соборе Радонежских святых) ЕВФИМИЙ (1316? - 1404/05), основатель и 1-й настоятель Евфимиева суздальского в честь Преображения Господня муж. мон-ря, прп., Суздальский (пам. 1 апр., 4 июля, 23 июня - в Соборе Владимирских святых, в Соборе Нижегородских святыхъ, 6 июля - в Соборе Радонежских святых) АВРААМИЙ ГАЛИЧСКИЙ [Чухломской, Городецкий] († 1375), прп. (пам. 20 июля, 23 янв. - в Соборе Костромских святых и в Соборе Радонежских святых) АЛЕКСАНДР (ПЕРЕСВЕТ) И АНДРЕЙ (ОСЛЯБЯ) РАДОНЕЖСКИЕ (XIV в.), преподобные (пам. 7 сентября, в Соборе Брянских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Радонежских святых) АЛЕКСАНДРА ДИВЕЕВСКАЯ (Мельгунова Агафия Семеновна; † 1789), схим., прп. (пам. 13 июня и в Соборе Нижегородских святых) АНАТОЛИЙ (Копьёв (Зерцалов) Алексей Моисеевич; 1824-1894), схим., прп. Оптинский (пам. 25 янв.,11 окт. - в Соборе Оптинских старцев) АНАТОЛИЙ (Потапов Александр Алексеевич; 1855-1922), схим., прп. Оптинский (пам. 30 июля, 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев ) ВАРСОНОФИЙ (Плиханков Павел Иванович; 1845 - 1913), архим., прп. (пам. 1 апр., 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев) ВАРФОЛОМЕЙ И НАУМ (2-я пол. XIV в.), прп. Радонежские (пам. 11 июня, 1 дек. и 6 июля - в Соборе Радонежских святых) ВЛАДИМИР БЕЛОПЕСОЦКИЙ (Василий; ок. 1450 - ок. 1522), прп. (пам. 15 июля и в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) ДИОНИСИЙ (Зобниновский (Зобнинов, Зобнинский) Давид Федорович; ок. 1570 - 1633), прп. (пам. 12 мая, в неделю после 29 июня - в Соборе Тверских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых, в неделю перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), Радонежский ДОРОФЕЙ († ок. 1613), прп. (пам. 6 июля - в Соборе Радонежских святых), Троицкий, ученик и келейник прп. Дионисия (Зобниновского)

http://pravenc.ru/text/154265.html

Анатолий, он отправлял в редакцию подборки писем старца Амвросия, а также предоставил для публикации «Очерк жизни настоятеля Оптиной пустыни архим. Исаакия», составленный архим. Агапитом (Беловидовым) (1898. Ч. 3. 12. С. 619-635; 1899. Ч. 1. 1. С. 165-170; 2. С. 223-231; 3. С. 452-466; 4. С. 639-647; Ч. 3. 5. С. 3-19), и свои сочинения: «Н. В. Гоголь, И. В. Киреевский, Ф. М. Достоевский и К. Леонтьев пред старцами Оптиной Пустыни», «Можно ли, и как можно православным христианам молиться за христиан неправославных? (Ответ на письмо, полученное из-за границы от русской православной, состоящей в замужестве за протестантом, и по поводу отлучения графа Толстого)». В ж. «Русский инок» были опубликованы несколько писем И. к послушнику Макариева Жабынского в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы монастыря Константину Шарапову (1910. Вып. 1. С. 15; Вып. 3. С. 11-12; Вып. 4. С. 16-17; Вып. 8. С. 18; Вып. 11. С. 26). В 1899-1908 гг. по благословению И. готовилось 3-е, исправленное и дополненное издание исторического описания Иоанно-Предтеченского скита, но оно не было завершено. В 1901 г. И. посещал вел. кн. Константин Константинович . Во время болезни настоятеля Оптиной пуст. архим. Досифея (Силаева) братия высказала пожелание, чтобы именно И. занял настоятельскую должность, однако он из-за болезни и по смирению уклонился от предложения. Вскоре он стал освобождаться от тех должностей, которые занимал в скиту. Прп. Варсонофий (Плиханков) был назначен в 1903 г. братским духовником, в апр. 1906 г.- исполняющим обязанности скитоначальника, 29 июня 1907 г. утвержден в должности. И. снял с себя также обязанности духовника Шамординского монастыря. В окт. 1910 г. гр. Л. Н. Толстой ушел из Ясной Поляны и, по свидетельству сестры мон. Марии (Толстой), собирался встретиться с И., однако не решился войти в скит. 4 нояб. того же года по распоряжению Святейшего Синода И. должен был направиться на станцию Астапово к умирающему Толстому для духовной беседы в целях примирения с Церковью.

http://pravenc.ru/text/578408.html

Было 9 часов утра. Мы решили тотчас же идти к старцу. Сначала зашли к гостиннику и спросили, где здесь живет старец. Он рассказал, как пройти в Скит и где можно увидеть старца о. Иосифа, бывшего келейника о. Амвросия. Мы сначала думали, что это и есть единственный старец Оптинский. К Скиту монастыря вела извилистая дорожка среди густого бора. По дороге нам встречались послушники, монахи, и все они, опустив глаза, кланялись в пояс. Эта тишина, эти безмолвные поклоны как-то таинственно действовали на душу, подготовляя ее к чему-то большему. Вот показался и Скит, обнесенный деревянной стеной. Прямо были большие глубокие ворота, над которыми высилась колокольня. В глубине ворот по обеим сторонам были нарисованы изображения св. Иоанна Крестителя и египетских пустынножителей. С наружной стороны стены, по обеим сторонам ворот, находились крылечки, через которые входили к старцам женщины. Внутрь Скита женщин не впускали. Мы же через маленькую калиточку в воротах вошли внутрь Скита и сразу были поражены благоуханием воздуха, оно было от кустов роз и цветников. Везде была безукоризненная чистота. К нам тотчас же из келлии вышел привратник и спросил, кого мы хотим видеть. Узнав, что мы пришли к старцу Иосифу, он указал нам направо его домик. Дверь была заперта – мы постучали. К нам вышел келейник и сказал, что Батюшка очень слаб и вряд ли примет, но все-таки пошел и доложил, что приехали три студента из Петербурга. Старец Иосиф разрешил нас впустить в приемную. Через некоторое время мы увидели седого, слабенького, маленького роста Старца. Он вынес нам три листочка издания Троице-Сергиевской Лавры и просил его простить, что он очень слаб и не может с нами побеседовать. Он благословил нас, каждого в отдельности, и дал нам по листочку. Мы вышли, сели на скамеечку среди цветников и стали читать листочки. Мне попался листочек под заглавием: «Что такое культура», где высказывалась мысль о вреде ложной культуры на духовное развитие человека, так как она действует расслабляюще на человеческую волю.

http://azbyka.ru/otechnik/Varsonofij_Opt...

В 1891 г. в управлении мон-рем были введены начатки коллегиальности: в помощь настоятелю учрежден совет (собор) старшей братии, стали вестись журналы его заседаний. Насельник О. п. иером. Даниил (Болотов) , окончивший АХ, основал в обители иконописные мастерские, в к-рых обучали по программе художественных училищ, ввел в обиход фотографию. Он работал над росписями монастырских храмов, под его руководством была выполнена стенопись Владимирской ц. Иером. Даниилу принадлежит ряд портретов оптинских старцев, в т. ч. старца Амвросия. В 1890 г. по желанию старца Амвросия в болховском Богородично-Всесвятском жен. мон-ре была написана икона Божией Матери «Спорительница хлебов» . На изображении Богоматерь, сидящая на облаках, возвышается над полем с пшеничными снопами. Старец заповедовал молиться перед этим образом об урожае и установил празднование иконе 15 окт. Синод отказался разрешить распространение этого образа, но его почитание вскоре стало народным, известны связанные с иконой чудеса. О. п. активно занималась благотворительностью, при ней были устроены школа, больница, инвалидный дом, детский приют, богадельня. В течение русско-тур. войны (1877-1878) ок. 40 раненых воинов лечились в монастырской больнице, обитель жертвовала деньги и вещи в действующую армию. В ходе русско-япон. войны (1904-1905) в О. п. собирали церковные предметы на нужды фронта. В годы первой мировой войны (1914-1918) мон-рь не раз жертвовал для армии деньги, создал лазарет на 25 мест для раненых, выделил 10 мест для проживания на полном содержании выздоравливающих или увечных солдат, 50 - мест для беженцев из Польши и Белоруссии и 50 - для эвакуированных монашествующих. Оптинские насельники (прежде всего послушники и рясофорные монахи) призывались в армию во время войн, в т. ч. не менее 105 чел.- во время первой мировой войны (ок. 30% насельников). Военными священниками служили во время русско-япон. войны иеромонахи прп. Варсонофий (Плиханков) и Адриан (Акильев), во время первой мировой - 8 иеромонахов, в т. ч. Адриан и прмч. Пафнутий (Костин).

http://pravenc.ru/text/2581451.html

В Москве Павел Иванович встретился со святым и праведным отцом Иоанном Кронштадтским. Эта судьбоносная встреча запомнилась ему на всю жизнь, позднее он напишет: «Когда я был ещё офицером, мне, по службе, надо было съездить в Москву. И вот на вокзале я узнаю, что отец Иоанн служит обедню в церкви одного из корпусов. Я тотчас поехал туда. Когда я вошёл в церковь, обедня уже кончалась. Я прошёл в алтарь. В это время отец Иоанн переносил святые Дары с престола на жертвенник. Поставив Чашу, он, вдруг, подходит ко мне, целует мою руку, и, не сказав ничего, отходит опять к престолу. Все присутствующие переглянулись, и говорили после, что это означает какое-нибудь событие в моей жизни, и решили, что я буду священником... А теперь видишь, как неисповедимы судьбы Божии: я не только священник, но и монах». Наконец утвердился Павел Иванович в мысли идти в монастырь, но в какой, куда – здесь была полная неопределённость. В период этих раздумий попался в руки Павлу Ивановичу один духовный журнал, а в нем — статья об Оптиной пустыни и преподобном старце Амвросии. «Так вот кто укажет мне, в какой монастырь поступить», – подумал молодой военный и взял отпуск. Когда он только подходил к Оптинскому скиту, находившаяся в «хибарке» старца Амвросия одна блаженная неожиданно с радостью произнесла: — Павел Иванович приехали. — Вот и слава Богу, — спокойно отозвался преподобный Амвросий...Оба они духом знали, что приехал будущий старец. Когда Павел Иванович пришёл в келью Старца, то нашёл там, кроме отца Амвросия ещё и отца Анатолия (Зерцалова). Оба они встретили его, как он вспоминал, «очень радостно», а недомогавший отец Амвросий даже встал, оказывая особый почёт приехавшему. Здесь же, в «хибарке», и услышал Павел Иванович поразившие его слова преподобного: «Искус должен продолжаться ещё два года, а после приезжайте ко мне, я вас приму». Дано было и послушание – жертвовать на определённые храмы некоторые суммы из своего довольно высокого жалования полковника. В 1881 году Павел заболел воспалением лёгких. Когда, по просьбе больного полковника, денщик начал читать Евангелие, последовало чудесное видение, во время которого наступило духовное прозрение больного. Он увидел открытыми небеса, и содрогнулся весь, от великого страха и света. Вся жизнь пронеслась мгновенно перед ним. Глубоко проникнут был Павел Иванович сознанием покаяния за всю свою жизнь, и услышал голос свыше, повелевающий ему идти в Оптину Пустынь. У него открылось духовное зрение. По словам старца Нектария, « из блестящего военного в одну ночь, по соизволению Божиему, он стал старцем».

http://azbyka.ru/otechnik/Varsonofij_Opt...

Возмездие 414 безмолвия и прочих деланий в нынешнем веке есть видение (созерцание) существующего, т. е. творения Бога и откровение таинств в Божественных Писаниях, а в Будущем Веке – ихже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша, яже уготова Бог любящим Его ( 1Кор.2:9 . Жизнеописание монахини Магдалины. СПб., 1878. С. 33.) Видения. В нашем Скиту живет года три монах Софроний. Будучи на Афоне, он принял там схиму, но так как для того, чтобы быть признанным постриженным в схиму по прибытии в российские монастыри, необходимы разные формальности и переписка, то о. Софроний остается тайным схимонахом, считаясь простым монахом, ибо уже был пострижен в нашем Скиту прежде сего. Вот что он мне рассказывал. Недалеко от монастыря св. Пантелеймона на Афоне есть отведенный участок земли, на котором находятся отдельные келлии, называемые калибы 415 . В такой калибе жил и он, о. Софроний, а недалеко от него – другой монах. Последний приходит к нему и рассказывает, что видел бесов. «Иду, – говорит он, – сегодня в Руссик (а приходилось идти по месту пустынному) и вижу – идут бесы. Их было до сотни, и вид их был совершенно такой, как изображают у нас на картинах, т. е. в виде козлов. Шли стадом. Старший бес шел с палкой, как бы пастух». Когда он (монах) догонял их, они рысью бежали вперед и, пробежав некоторое расстояние, опять шли шагом, а потом исчезли. «Спрашиваю его, – говорит о. Софроний, – что же, ты не боялся их, не нападал ли на тебя ужас?» – «Нет, – говорит, – никакого страха не чувствовал: бесы шли молча, только пастух их иногда злобно смотрел на меня, когда оглядывался». Тот же монах рассказывал о. Софронию, что, идя однажды в монастырь [он встретил монаха] из Пантелеймонова монастыря, которого он лично знал. Пошли вместе и разговорились дорогой. Но когда они расстались, мнимый монах, отошедши, пустил в него огромным камнем, и он едва успел посторониться, иначе камень раздробил бы его на мелкие куски. По приходе в монастырь, где жил тот монах, он встретил его там, и оказалось, что он никуда из монастыря не уходил.

http://azbyka.ru/otechnik/Varsonofij_Opt...

Да, спадают маски. Не всегда под ними лик. Иногда какие-то беснующиеся, гогочущие рожи. Но Евангелие и об этом тоже… И их меньше, я уверена – меньше! Тяжелое время, страшное время… И очень настоящее. Время проявить себя, узнать себя. Время для встречи с собой. И время увидеть в другом ближнего. Шанс наконец стать христианами. Может, последний, а может, и нет. Но такой драгоценный шанс. Рейтинг: 9.8 Голосов: 1353 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Александр 17 декабря 2022, 11:32 Продолжение... Поэтому мы должны надеяться не на свои дела, а на милосердие Божие. Спаси, Господи. Александр 17 декабря 2022, 11:31 Вход в рай, открывается не нашими трудами и добрыми делами, а заслугами и искупительной жертвой Спасителя. Прежде всего это совершается через Таинство Крещения, которым смывается первородный грех Адама, и человек становится способным к принятию Божественной Благодати, которой вводится в жизнь вечную. А наши добрые дела, то есть совершение Евангельских заповедей, нужно только как доказательство нашей любви к Господу. Сказано в Евангелии: Любящий Меня, заповеди Мои соблюдет (Ин. 14:15). Без любви к Господу невозможно блаженство, нельзя войти в рай. Если бы вход открывался не заслугами Спасителя, то не могли бы войти в него язычники, магометане, евреи и прочие. Александр 14 декабря 2022, 16:18 Продолжение... В совершении добродетелей, диавол не даст сделать ни шагу, каждый шаг — борьба. Все мы спасаемся, но неизвестно ещё, спасёмся ли, имеем только надежду. Порой мы забываем, что враг завлекая в грехи, начинает с невинных вещей. Александр 14 декабря 2022, 16:17 Хотите жить по Евангельскому учению, помните — мы спасаемся не делами, а милостью Божией. Господь в Евангелии говорит: если исполните все заповеди, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать (Лк. 17:10). Об этом я говорил, но этого, к сожалению, не поняли. Кто высоко думает о себе, опираясь на свои дела, тот будет осуждён. «Есть смирение — всё есть, а нет смирения — ничего нет. Можно даже без всяких дел одним смирением спастись», наставлял духовных чад своих старец Оптинский, преподобный Варсонофий (Плиханков) +1913.

http://pravoslavie.ru/148886.html

единомысленно ОПРЕДЕЛЯЕТ: 1. Причислить к лику святых Русской Православной Церкви для общецерковного почитания святителя Макария, святого праведного Алексия Мечева, преподобного Алексия старца Зосимовой пустыни, преподобного Серафима Вырицкого, 34 преподобномучеников Валаамских, священномученика Арсения Ростовского, святителя Иннокентия Пензенского, преподобного Макария, святого праведного Алексия Бортсурманского, преподобномученика Парфения, игумена Кизилташского монастыря. 2. Причислить к лику святых Русской Православной Церкви для общецерковного почитания в лике преподобных иеросхимонаха Иова, в схиме Иисуса, Анзерского, и Оптинских старцев: иеросхимонаха Льва (Наголкина; 1768-1841), иеросхимонаха Макария (Иванова; 1788-1860), схиархимандрита Моисея (Путилова; 1782-1862), схиигумена Антония (Путилова; 1795-1865), иеросхимонаха Илариона (Пономарева; 1805-1873), иеросхимонаха Анатолия I (Зерцалова; 1824-1894), схиархимандрита Исаакия I (Антимонова; 1810-1894), иеросхимонаха Иосифа (Литовкина; 1837-1911), схиархимандрита Варсонофия (Плиханкова; 1845-1913), иеросхимонаха Анатолия II (Потапова; 1855-1922), иеросхимонаха Нектария (Тихонова; 1853-1928); иеромонаха Никона (Беляева; 1888-1931) – как преподобноисповедника; архимандрита Исаакия II (Бобрикова; 1865-1938) – как преподобномученика. 3. Честные их останки, у коих такие обретаются, считать святыми мощами; а у коих не обретаются, оставить на Божие произволение. 4. Службы сим святым составить особые, а до времени составления таковых после сего дня прославления отправлять по Общей Минеи, каждому по его чину. 5. Память их праздновать: святителю Макарию – 16 февраля/1 марта; праведному Алексию Мечеву – 9/22 июня; преподобному Алексию, старцу Зосимовой пустыни, – 19 сентября/2 октября; преподобному Серафиму Вырицкому – 21 марта/3 апреля; 34-м преподобномученикам Валаамским – 20 февраля/4 марта; священномученику Арсению Ростовскому – 28 февраля/12 марта; святителю Иннокентию Пензенскому – 10/23 октября; преподобному Макарию – 15/28 мая:

http://sedmitza.ru/lib/text/429379/

Изучив житие и подвиги Оптинских старцев, подвижников веры, и отметив их праведное житие во исполнение заповедей Христовых и во славу Святой Троицы, духовничество и наставление в вере православной чад церковных, дар прозорливости и пророчества, исповедничество и мученичество, бывшие по молитвам старцев чудотворения, продолжающиеся и поныне, непрекращающееся народное почитание, мы с благоговением и любовью определяем: 1 . Причислить к лику местночтимых святых Оптиной пустыни преподобных: иеросхимонаха Льва (Наголкина) , схиархимандрита Моисея (Путилова), иеросхимонаха Макария (Иванова) , схиигумена Антония (Путилова), иеросхимонаха Илариона (Пономарева), схиархимандрита Исаакия (Антимонова), иеросхимонаха Анатолия (Зерцалова) , иеросхимонаха Иосифа (Литовкина) , схиархимандрита Варсонофия (Плиханкова) , иеросхимонаха Анатолия (Потапова), иеросхимонаха Нектария (Тихонова) , иеромонаха Никона (Беляева) , исповедника, и архимандрита Исаакия (Бобрикова), священномученика. 2 . Честные их останки считать святыми мощами. 3 . Установить им общее Соборное празднование 11/24 октября. 4 . Службу сим преподобным составить особую, а до времени составления таковой после сего дня прославления их отправлять общую преподобным. 5 . Писать Оптинским преподобным иконы для поклонения и чествования согласно правилам Седьмого Вселенского Собора. 6 . Составить и напечатать отдельным изданием Оптинский Патерик для наставления и назидания в вере православной чад церковных. 7 . О сей благой и благодатной радости прославления Оптинских старцев в Соборе Оптинских святых возвестить пастве Русской Православной Церкви. Молитвами и предстательством Оптинских святых да дарует Всемилостивый Господь благословение всем, с верою и любовию притекающим к их небесному заступничеству. Божиею милостию смиренный АЛЕКСИЙ II, Патриарх Московский и всея Руси, Священноархимандрит Свято-Введенской Оптиной пустыни Читать далее Источник: Альманах " Альфа и Омега " : Часть I 15, 16, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 27, 28, 29, 30; 1998, 1999, 2000, 2001

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010