1. Беседы Беседы в Скиту Оптиной Пустыни Беседа в 1907 г. Батюшка Варсонофий о себе Деды и прадеды мои были купцы-миллионеры, в Самаре им принадлежала целая улица, которая называлась Казанской. Вообще вся семья наша находилась под особым покровительством Казанской Божией Матери. Когда мне было года три-четыре, мы с отцом часто ходили в церковь , и много раз, когда я стоял у иконы Божией Матери, мне казалось, что Богоматерь, как живая, смотрит на меня с иконы, улыбается и манит меня. Я подбегал к отцу. – Папа, папа, Она живая! – повторял я. – Кто, дитя мое? – спрашивал отец. – Богородица. Отец не понимал меня. Однажды, когда мне было лет шесть, был такой случай. Мы жили на даче в своем имении под Оренбургом. Наш дом стоял в огромном саду-парке и был охраняем сторожем и собаками, так что проникнуть в парк незаметно постороннему лицу было невозможно. Однажды мы гуляли с отцом по парку, и вдруг, откуда ни возьмись, перед нами появился какой-то старец. Подойдя к моему отцу, он сказал: Помни, отец, что это дитя в свое время будет таскать души из ада. Сказав это, он исчез. Напрасно потом его везде разыскивали. – никто из сторожей его не видел. Мать моя умерла при появлении моем на свет, и отец женился вторично. Моя мачеха была глубоко верующей и необычайно доброй женщиной, так что вполне заменила мне мать. И даже, может быть, родная мать не смогла бы дать такого воспитания. Вставала она очень рано и каждый день бывала со мной у утрени, несмотря на мой младенческий возраст. Раннее утро. Я проснулся, но вставать мне не хочется. Горничная подает матери умываться, а я кутаюсь в одеяльце. Вот мать уже готова. – Ах, Павел-то все еще спит, – говорит она. – Подай-ка сюда холодной воды, – обращается она к горничной. Я моментально высовываюсь из-под одеяла: – Мамася, а я уже проснулся! – говорю я. Меня одевают, и я с матерью отправляюсь в церковь . Еще совершенно темно, я по временам проваливаюсь в сугробы снега и спешу за матерью. А то любила она и дома молиться. Читает, бывало, акафист, а я распеваю тоненьким голоском на всю квартиру: «Пресвятая Богородице, спаси нас!»

http://azbyka.ru/otechnik/Varsonofij_Opt...

Один я здесь одинёшенек, ни посоветоваться, ни побеседовать на пользу моей окаянной души тоже не с кем, хотя хороших людей и много вокруг меня... Жизнь моя, в общем её ходе, такова: встаю в 2 часа утра и совершаю утренние молитвы, 1-й час и полунощницу. Затем ложусь и встаю в 6 часов утра, совершаю 3-й и 6-й часы и изобразительные. Пью чай с хлебом. Затем занятия домашние и в госпитале, обед – в Красном Кресте... Отдыхаю час, затем опять в госпиталь. Вечером в 10 часов читаю вечерние молитвы и 9-й час и ложусь спать. Часы заменяю молитвой Иисусовой. Пятисотницу почти оставил, хотя не теряю надежды с помощью Божией опять начать и проходить, как должно. Вообще, во многом поотстал от Оптины порядков... Многие из моих собратий, подобно ласточкам, сорокам и даже орлам, высоко парят и реют в поднебесье, а я и с земли не могу подняться, отягчённый сном уныния, но не теряю веры, что, может быть, Господь возвратит меня в Скит и я затворюсь в моей безмолвной кельи, помышляя о спасении лишь собственной грешной окаянной души. Но когда это время настанет – ведомо Единому Богу... Рад я ещё и тому, что отряд наш и госпиталь прибыли из местности, освящённой стопами преп. Серафима Саровского , которого я всегда поминаю во всех отпустах: да и батюшка о. Амвросий был тамбовец» 514 . (Оптинский архив. 1904 г.) 3. Старшая братия Оптиной Пустыни – Святейшему Синоду 29 февраля 1912 г. Обсуждая это дело 515 , старшая братия Пустыни и Скита приняла во внимание, что о. игумен Варсонофий в настоящее время самый нужный инок для Скита и Пустыни. С кончиной приснопамятного о. протоиерея Иоанна Кронштадтского и старца о. Варнавы 516 , в последние годы заметно стал увеличиваться прилив в Оптину богомольцев, и преимущественно лиц интеллигентных, образованных, с разных концов России: дам высшего общества, студентов высших учебных заведений, учительниц, образованных молодых людей обоего пола, жаждущих духовных разъяснений на волнующие их чувства и сомнения и врачевания их. И о. Варсонофий удовлетворял эту потребность. Задолго до его поступления в обитель Господь как бы готовил его к подвигу старческому... Он не только ежедневно постоянно устно ведёт старческое окормление стекающихся как простых, так и образованных лиц, но и продолжает затем общение с ними и руководство посредством переписки, достигающей нескольких – не менее четырёх – тысяч [писем] в год. Оптина находится в самом центре России – для старчествования в ней нужны такие иноки, как о. Варсонофий, заменить которого в настоящее время некем.

http://azbyka.ru/otechnik/Varsonofij_Opt...

Мои воспоминания о вашем духовном росте на моих глазах, под опытным руководством Оптинских старцев, не имеют и тени пристрастия. В доказательство чего я позволю себе привести отзыв о вас преосвященного Вениамина: «Указанный послушник Павел Иванович Плиханков, – писал Владыка, – лично мне известен своей религиозною настроенностью и стремлением к аскетической жизни еще с того времени, когда я был в г. Казани священником, а он – полковником». У всех еще на памяти ваша строго уединенная жизнь в Скиту и усердное в течение двенадцати лет изучение святоотеческих и аскетических творений. Никто, конечно, не забыл, как командированы были вы на Дальний Восток в последнюю войну, как вам было тяжело уезжать от нас, и как вы с честью, достойно имени Оптиной, несли возложенное на вас послушание. Затем, когда вызывались вы для высшего назначения, особенно обнаружилась ваша искренняя любовь к Оптиной, пребывание и служение в коей вы предпочли всему остальному. И вот, наконец, – ваше старчество и духовничество. Казалось бы по всем соображениям, что здесь, в Оптиной, где вы так много потрудились, вам бы и успокоиться. Но Господь, от Него же стопы человеку исправляются 533 , предназначил вам иное поприще жизни и деятельности. И вот новый жребий служения, более высокого и почетного, падает на вас, и падает совершенно внезапно, дабы и вы, и я, в покорности и со смирением, каким учили нас наши приснопамятные старцы, могли от всего сердца безропотно сказать: «Странник и пришлец я у Тебя, Господи!» Бог да укрепит вас на новом подвиге более широкого и благоплодного служения! Обоюдную скорбь нашу, по завету старческому, мы знаем с вами, чем утолить: помолитесь обо мне, о братии, а мы о вас. Еще раз приношу вам искреннюю благодарность свою и от лица собора старшей братии, и Господь да наградит вас за ваше ревностное и многоплодное служение Святой Церкви в лютое для нее время, если не в сей, то в жизни будущей. Аминь. На эту речь Старец ответил со своей стороны кратким словом, в коем отнес все совершенное им на пользу обители к вседействующей благодати Божией: «Утешаю и ободряю себя, – сказал он между прочим, – тою мыслию, что Господь не только деяния приемлет, но и намерения целует, намерения же у меня были самые добрые: много и очень много хотелось бы мне послужить для вас, отцы и братия, и для всей обители, и если в чем не успел, то прошу покрыть мою немощь снисхождением...

http://azbyka.ru/otechnik/Varsonofij_Opt...

Ему вскоре одно за другим было вручено духовничество, старчество и скитоначальничество. Не искал и не желал Батюшка сего, даже, наоборот, не решался принять на себя это многотрудное бремя, понимая, что придется расстаться с тишиной и безмолвием смиренной келлии, в коей он думал уже окончить дни своей жизни, и сознавая, какие ответственности и трудности лягут тогда на него. И только по долгу монашескому, за святое послушание, принял Батюшка на себя сей крест, который и нес в течение 10 лет до самой своей кончины. Но неся это послушание, батюшка Варсонофий сохранил любовь свою к тихой смиренной жизни в уединенной келлии и нередко высказывал близким своим духовным детям мысль, как бы, оставив все и отказавшись от всех должностей, снова удалиться в простую братскую келийку и готовиться к смерти, плача о грехах. Как трудно нести настоятельский крест, знают те, кто его нес или несет. Он настолько труден, что многие святые бежали и уклонялись от него, когда были призываемы на сие служение, хотя были облечены благодатию Божиею, ибо они сознавали всю трудность и ответственность сего послушания и помнили слова Господа: Кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою 528 . А потому, принимая на себя сей крест служения словом и настоятельства лишь за святое послушание, а не из каких-либо своих личных, честолюбивых целей и выгод, смотрели на себя, как на служителей и пастырей, коим поручено дело служения спасению словесных овец стада Христова, и знали, что за исполнение сего послушания им придется воздать слово и получить достойную мзду на Страшном Суде Христовом. Если же сие служение так было трудно всегда, то теперь в особенности. Ибо на Церковь Христову сатана видимо восстает со всеми силами ада, и волки хищные пытаются разогнать словесных овец Христовых... Все это глубоко понимал и сознавал батюшка Варсонофий, но именно это и заставило его стоять на том месте, где Господу благоугодно было его поставить. Пастырь добрый душу свою полагает за овцы, не оставляет их и не бежит от них, когда видит волка грядуща. 529 , ибо с него взыщется живот их; так говорил Батюшка и всеми силами своими, со всей любовию своей высокой души отдавался на служение ближним.

http://azbyka.ru/otechnik/Varsonofij_Opt...

Ему вскоре одно за другим было вручено духовничество, старчество и скитоначальничество. Не искал и не желал Батюшка сего, даже, наоборот, не решался принять на себя это многотрудное бремя, понимая, что придётся расстаться с тишиной и безмолвием смиренной кельи, в коей он думал уже окончить дни своей жизни, и сознавая, какие ответственности и трудности лягут тогда на него. И только по долгу монашескому, за святое послушание, принял Батюшка на себя сей крест, который и нёс в течение 10 лет до самой своей кончины. Но неся это послушание, батюшка Варсонофий сохранил любовь свою к тихой смиренной жизни в уединённой келье и нередко высказывал близким своим духовным детям мысль, как бы, оставив всё и отказавшись от всех должностей, снова удалиться в простую братскую келейку и готовиться к смерти, плача о грехах. Как трудно нести настоятельский крест, знают те, кто его нёс или несёт. Он настолько труден, что многие святые бежали и уклонялись от него, когда были призываемы на сие служение, хотя были обречены благодатию Божией, ибо они сознавали всю трудность и ответственность сего послушания и помнили слова Господа: Кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою 528 . А потому, принимая на себя сей крест служения словом и настоятельства лишь за святое послушание, а не из каких-либо своих личных, честолюбивых целей и выгод, смотрели на себя, как на служителей и пастырей, коим поручено дело служения спасению словесных овец стада Христова, и знали, что за исполнение сего послушания им придётся воздать слово и получить достойную мзду на Страшном Суде Христовом. Если же сие служение так было трудно всегда, то теперь в особенности. Ибо на Церковь Христову сатана видимо восстаёт со всеми силами ада, и волки хищные шатаются разогнать словесных овец Христовых... Всё это глубоко понимал и сознавал батюшка Варсонофий, но именно это и заставило его стоять на том месте, где Господу благоугодно было его поставить. Пастырь добрый душу свою полагает за овцы, не оставляет их и не бежит от них, когда видит волка грядуща... 529 , ибо с него взыщется живот их; так говорил Батюшка и всеми силами своими, со всей любовью своей высокой души отдавался на служение ближним.

http://azbyka.ru/otechnik/Varsonofij_Opt...

Долго я мучился, не зная пути Господня, но теперь многими годами и многими скорбями и Духом Святым познал волю Божию. Все, что заповедал Господь (см.: Мф. 28:20 ), надо в точности исполнять, ибо это есть путь в Царство Небесное, где будем видеть Бога. Но не думай, что ты видишь Бога, а смиряй себя и помышляй, что по смерти будешь ввержен в темницу и там будешь томиться и скучать по Господу. Когда мы плачем и смиряем душу, то Благодать Божия хранит нас, а если оставим плач и смирение, то можем увлечься помыслами или видениями. Смиренная душа не имеет видений и не желает их, но чистым умом молится Богу, а тщеславный ум не бывает чистым от помыслов и воображения и даже может дойти до того, что будет видеть бесов и говорить с ними. Пишу об этом, потому что сам я был в этой беде. Знай, что если помысл твой уклоняется следить за людьми, кто как живет, то это признак гордости. Внимай себе. Наблюдай за собою и увидишь: как только душа превознесется пред братом, так вслед за этим приходит плохой помысл, который неугоден Богу, и чрез это душа смиряется. А если не смирится, то придет некое малое искушение. Если опять не смирится, то начнется блудная брань. Если же опять не смирится, то впадет в некий малый грех . Если и тогда не смирится, то будет больший грех. И так до тех пор будет грешить, покамест не смирится. Но как только покается, так Милостивый Господь даст душе мир и умиление, и тогда пройдет все плохое, и уйдут все помыслы. Но после держи смирение всеми силами, иначе опять впадешь в грех. Оптинские старцы Преподобный Варсонофий (Плиханков) (1845–1913) Преподобный Нектарий говорил о старце Варсонофий: «Из блестящего военного в одну ночь по соизволению Божию он стал великим старцем». Во всем облике старца Варсонофия было что-то подобное великим пророкам или апостолам, отражавшим ярким светом славу Божию на себе. Это был гигант духа. Без совета и благословения преподобного Варсонофия никто – даже настоятель монастыря отец Ксенофонт – ничего не делал. О его духовных качествах и великом обаянии, которое он имел на всех своих духовных чад, можно судить по краткому выражению из надгробного слова: «Гиганта малыми деревцами не заменишь». Наставления старца Варсонофия

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Илья Кошкин 24 января 2016, 16:44 Иоанна: преподобный Амвросий Оптинский никогда не был военным. Военным до пострига был преподобный Варсонофий Оптинский. Схиархимандрит Варсонофий (Плиханков) был скитоначальником в Оптиной, о котором старец Нектарий Оптинский говорил, что благодать Божия в одну ночь из блестящего военного сотворила великого старца. Не жалея самой жизни, он исполнял свой пастырский долг в русско-японской войне. Старец обладал необыкновенной прозорливостью, ему открывался внутренний смысл происходящих событий, он видел сокровенность сердца пришедшего к нему человека, с любовью пробуждая в нем покаяние. 23 января 2016, 06:48 очень хотелось бы услышать мнение о.Андрея о международном меморандуме в Страссбурге в 2014 году Иоанна 22 января 2016, 23:23 АлександрГ, вам нравится взвинченное противостояние? Это не на пользу христианской душе. Люди, прошедшие войну и немецкий плен (мои родные), рассуждали более спокойно. Позволю себе перепечатать комментарий Виктора:/Глав­ное: лю­бить Гос­по­да от всей ду­ши и иметь мир и свя­ты­ню со все­ми, ни о ком не ду­мая дур­но и по­доз­ри­тель­но. преп. Амвросий//. Кстати, преподобный Амвросий Оптинский до пострига был офицером русской армии. Всего доброго, Александр, да хранит вас Господь! Xenia 22 января 2016, 18:32 Держитесь Православия и Христа! мы живем в европейском государстве и каждый день видем к чему все катится... можете себе представить события в Кельне где-нибудь в Казахстане? Нет, потому что если грянут немцы- они знают, что там нет гейпарадов и феминисток и за женщин заступятся их мужья, отцы, братья, еще до того, как полиция приедет. Теперь общаясь с европейцами, им деликатно напоминаю Париж, Кельн, события недавние в Голландии и как бы про между прочим- что это еще только начало мирового зла, всемирный халифат, царство зверя, антихриста. Кто сейчас на Руси живет- не поддавайтесь козням дъявола, они хотят устроить падение всех государств как и написано в Апокалипсе, и это не может уже никто отрицать, даже в Молдове и там уже неспокойно, они массоны хотят, чтобы пали все государства и чтобы потом власть была отдана одному, как вы многие уже знаете- антихристу. Он себе трон уже и территории хаоса приготовил, Русь должна выстоять до конца. Будьте бдительны!

http://pravoslavie.ru/89805.html

Павел Иванович Плиханков родился в казацкой семье под Оренбургом. Служил полковником при штабе Казанского военного округа, участвовал в пограничных боях в Туркестане. 26 декабря 1891 года его произвели в генералы. В этот же день он оставляет все, уходит от мира и вступает в братство Козельской Введенской Оптиной пустыни. Под свое окормление его взял отец Анатолий. Отец Варсонофий оставил богатое литературное наследие: проповеди, толкования на Библию, записи бесед с духовными чадами, скитские летописи, историческое описание монастыря и многое другое. 11 июля 1910 года отец Варсонофий был келейно пострижен в схиму. По наущению врагов Церкви старца перевели в Старо-Голутвин монастырь настоятелем, где он 1 апреля 1913 года скончался 67 лет от роду. Честные останки схиархимандрита Варсонофия покоятся у юго-восточной стены Введенского собора Оптиной пустыни. Ахтырская икона Божией Матери , что в Вознесенской церкви города Козельска. Рассказывал мне бывший игумен Мещовского монастыря отец Марк, живущий ныне на покое в Оптиной пустыни: " Помню, это было, кажется, в 1867 году. Был я сильно болен и не чаял, что поднимусь. В это время жил я в Оптиной пустыни. Вижу однажды, как бы в тонком сне, будто стою на поляне, что около Козельска и против трех церквей. Восходит солнце. С правой и с левой стороны стоят подле меня какие-то существа. Замечаю, что солнце, видимое мною, есть икона, стоящая на чердаке Вознесенской церкви. На вопрос мой к тому, который стоял около меня с левой стороны, кто он, тот ответил: " Я — Георгий! Икона, видимая тобою, есть икона Ахтырской Божией Матери " . Проснувшись, я передал об этом отцу Амвросию. Начались поиски по всем церквам Козельска, но иконы Ахтырской Божией Матери нигде не находили. Искали и в Вознесенской церкви. После долгих и безуспешных поисков священник той церкви отец Димитрий открыл сию икону на чердаке церкви, лежащую в пыли и мусоре. Святая икона была тогда же принесена торжественно в Оптину пустынь, а я, приложившись к ней после молебна, получил облегчение от недуга и вскоре выздоровел совершенно " .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=105...

Преподобный Варсонофий (Плиханков); 1845-1913 Преподобный Нектарий говорил о старце Варсонофий: " Из блестящего военного в одну ночь по соизволению Божию он стал великим старцем " . Во всем облике старца Варсонофия было что-то подобное великим пророкам или апостолам, отражавшим ярким светом славу Божию на себе. Это был гигант духа. Без совета и благословения преподобного Варсонофия никто - даже настоятель монастыря отец Ксенофонт - ничего не делал. О его духовных качествах и великом обаянии, которое он имел на всех своих духовных чад, можно судить по краткому выражению из надгробного слова: " Гиганта малыми деревцами не заменишь " . Наставления старца Варсонофия Приходит ко мне однажды мирской человек и спрашивает: " Как проходить путь Божий? Научите меня " . Я задумался. Что ему сказать? А потом и говорю: " Вы читали Псалтирь? " - " Читал " . - " Там сказано: Господь научит кроткия путем Своим (Пс.24,9). Значит, прежде всего надо знать, что путям Господним учит Сам Господь, но учит не всех, а только тех, кто кроток, кто смиряется. Так вот и вы смиряйтесь, будьте кротки, и Господь вас не оставит и Сам научит, как проходить этот путь " . В миру редко кто знает об этой борьбе (со страстями. - На вопрос, как спастись, более благонамеренные отвечают, что надо молиться Богу для спасения, а будешь молиться - и спасешься. И не выходят из этого круга. А между тем молитва человека страстного не спасет его. Цель, единственная цель нашей жизни и заключается в том, чтобы искоренить страсти и заменить их противоположным - добродетелями. Начинать эту борьбу лучше всего так: хотя нам присущи все страсти, но одни в большей степени, другие в меньшей. Надо определить, какая страсть в нас господствует, и против нее вооружиться. Вести борьбу со всеми страстями сразу невозможно - задушат. Победив одну страсть, переходить к искоренению другой и т.д. Человек, достигший бесстрастия, получает как бы диплом на право входа в Царство Небесное, делается собеседником Ангелов и святых. Человеку, не победившему страсти, невозможно быть в раю, его задержат на мытарствах. Но предположим, что он вошел в рай, однако остаться там не в состоянии, да и сам не захочет. Как тяжело человеку невоспитанному быть в благовоспитанном обществе, так и человеку страстному быть в обществе бесстрастных. Завистливый и в раю останется завистливым, гордый и на Небесах не сделается смиренным. Люди с противоположными взглядами не понимают друг друга и часто приносят вред.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/147/...

Сидя в садике, мы не видали ни одного монаха. Оказывается, по уставу, скитские монахи не имеют права посещать друг друга без разрешения старца. У каждого монаха и послушника была отдельная келлия, причем таких келлий было по две в каждом домике. Домики были разбросаны среди фруктовых деревьев, маленькие, беленькие с зелеными крышами. Тут же было и кладбище. Посидев на скамеечке среди полной тишины с полчаса, мы отправились к себе на дачу. На обратном пути мы встретили молодого, с интеллигентным лицом, монаха, который, поздоровавшись с нами, остановился и спросил, откуда мы. «Приятно видеть, – сказал он, – таких молодых людей, студентов, стремящихся к единой Божией Истине, и поэтому хочется с вами познакомиться. Нас здесь часто посещают студенты-толстовцы. Некоторые из них – закоренелые, упорные, с большим самомнением – так и остаются недоступными для благодати Божией, а люди искренние, благодаря молитвам и беседам великого старца о. Варсонофия, делаются истинными сынами Православной Церкви. Вы не видали этого Старца?» Мы ответили, что не знали о нем, а были у старца Иосифа. «Старец Иосиф не даст вам того, он слаб очень здоровьем и руководит только сестер Шамординского монастыря, который основал старец Амвросий. Нашим же старцем, старцем братии является игумен Скита о. Варсонофий. Он сейчас утром занят хозяйственными распоряжениями и письмами, а принимает с двух с половиной часов. Непременно посетите его, получите великое утешение». С этими словами он пошел дальше. Вернулись мы к себе в 11 часов, как раз к обеду. Мужчины-богомольцы могут ходить на общую монашескую трапезу. Но нам, для первого раза, принесли обед в комнату. Обед состоял из перлового супа, вареной рыбы и гречневой каши; порции давали очень большие, вместе с черным ржаным сладковатым хлебом. Для питья принесли чудный квас. После обеда мы полежали немножко и отправились осматривать монастырь. Он занимал довольно большую площадь, обнесенную каменной стеной, на четырех углах которой были водружены металлические ангелы с трубами; ангелы при ветре вращались и издавали особый скрипящий звук, который постоянно будил внимание богомольцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Varsonofij_Opt...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010