Архитектурный облик города подсказывает юным художникам картины степенной жизни горожан прежних времён: фланируют по улицам элегантные дамы в длинных платьях, господин во фраке и в цилиндре, въезжает «в кадр» лошадка, впряжённая в угадываемую пролётку… Но «корни» ведут ещё глубже. Загляните в учебные классы Художественной школы. Там, на стеллажах, «полное собрание» изделий народных промыслов. Годами собирали их супруги Коптеловы в свой школьный музей. Помню, как, вместе с Николаем Павловичем, мы ездили в покинутые жителями деревни – Варганиха и Бажениха спасать из заброшенных изб рукотворное чудо: глиняную и деревянную утварь. Богатое месторождение глины издревле было основой местных ремёсел. Обе деревни славились мастерами гончарного дела. Глиняные кринки, горшки, подойники, сосуды, похожие на античные амфоры, ещё не вышли из хозяйского обихода во многих ветлужских домах. Нельзя, чтобы иссяк древний промысел. В нём – прямая, не фигуральная связь человека с родной землёй. Стараниями основателей Художественной школы в одном из её помещений установлен механический гончарный круг. И закрутились его обороты, и мастер на все руки Николай Павлович учит ребят старинному ремеслу изготовления прадедовской утвари. И – не только. Дети учатся лепить глиняные фигурки, обжигать их в муфельной печи. Из рук начинающих мастеров выходят смешные и добрые скульптуры, потомки сказочных народных игрушек-свистулек. Дети и взрослые их воспитатели становятся единомышленниками в восприятии окружающего их мира, через забытые современниками вещи постигают историю. Цикл картин Людмилы Евграфовны Коптеловой так и называется: «Забытые вещи»: «Самовар», «Старый комод»… Композиция «Утюги» - не перечисление дедовских чугунных тяжеловесов, бытовавших в русских семьях ещё и в советское время. В чрево такого утюга с крышкой насыпали раскалённые угли, жарко дышавшие в треугольные выемки по бокам. Я и летом 17-года нашла в своём ветлужском доме, где некогда жил портной мужского платья старик Арсений, совсем уж допотопный утюг с загнутой трубой и фигурной задвижкой в форме духа Огня.

http://ruskline.ru/analitika/2017/10/12/...

" Не успела ещё далеко отойти от Думы по направлению к университету манифестация, - свидетельствовал позднее член комиссии по организации городской милиции при КГУ В.И.Кудрявцев, - как приходят от Губернатора делегаты и заявляют, что г.[осподин] Губернатор не только ничего им не ответил на их заявление о плане организации милиции, а даже сказал, что все предыдущие постановления Думы он считает незаконными, и - стало быть - все распоряжения и действия комиссии, а потому и предлагает комиссии немедленно же разоружить милиционеров " . Как утверждал тот же источник, произошло это примерно " часа в 2 - 3 " . Когда же гласные КГД объявили о столь неожиданном для них решении П.Ф.Хомутова находившимся в её здании милиционерам, те заявили, что " они согласны разоружиться, но для этого необходимо постановление Думы, которого они и будут ожидать " . Однако немедленно созвать заседание КГД им так и не удалось, так как уже в четвёртом часу дня 21 октября 1905 г. между милиционерами и манифестантами произошло открытое столкновение. Дефилируя по улицам с императорским портретом, пением " Боже, Царя храни! " и примкнувшими к ней оркестрами Казанского юнкерского училища и Ветлужского резервного батальона, толпа стремительно обрастала народом (военными, мещанами, священнослужителями, переодетыми агентами КГЖУ и просто зеваками) [ 13 ] и уже днём состояла, по разным оценкам, из 7 - 15 тысяч человек. При этом в равной пропорции увеличивалась и уверенность участников патриотической манифестации в правомочности своих действий, вылившаяся, в конце концов, в агрессивную решительность немедленно покончить с властью ненавистных " крамольников " , которые, в свою очередь, также вели себя в ряде мест крайне вызывающе. Закономерная трагическая развязка острого гражданского противостояния наступила в момент, когда патриотическая манифестация на обратном пути в Кремль вновь поравнялась со зданием КГД. Поводом для неё стал выстрел, истинная природа которого, судя по всему, так навсегда и останется большой загадкой.

http://ruskline.ru/analitika/2006/03/10/...

– Что отец! только слава, что отец! Вот мне, небось, Малиновца не подумал оставить, а ведь и я чем не Затрапезный? Вот увидите: отвалит она мне вологодскую деревнюшку в сто душ и скажет: пей, ешь и веселись! И манже, и буар, и сортир – все тут! – А мне в Меленках деревнюшку выбросит! – задумчиво отзывалась сестра Вера, – с таким приданым кто меня замуж возьмет? – Нет, меленковская деревнюшка – Любке, а с тебя и в Ветлужском уезде сорока душ будет! – А, может, вдруг расщедрится – скажет: и меленковскую и ветлужскую деревни Любке отдать! ведь это уж в своем роде кус! – Кому-то она Бубново с деревнями отдаст! вот это так кус! Намеднись мы ехали мимо: скирдов-то, скирдов-то наставлено! Кучер Алемпий говорит: «Точно Украйна!» – Разумеется, Бубново – Гришке! Недаром он матери на нас шпионит. Тебе, что ли, Гришка-шпион? – Я всем буду доволен, что милость маменьки назначит мне, – кротко отвечает Гриша, потупив глазки. – Намеднись мы с Веркой считали, что она доходов с имений получает. Считали-считали, до пятидесяти тысяч насчитали… ей-богу! – И куда она экую прорву деньжищ копит! – Намеднись Петр Дормидонтов из города приезжал. Заперлись, завещанье писали. Я было у двери подслушать хотел, да только и успел услышать: «а его за неповиновение…» В это время слышу: потихоньку кресло отодвигают – я как дам стрекача, только пятки засверкали! Да что ж, впрочем, подслушивай не подслушивай, а его – это непременно означает меня! Ушлет она меня к тотемским чудотворцам, как пить даст! – Кому-то она Заболотье отделит! – беспокоится сестра Софья. – Тебе, Сонька, тебе, кроткая девочка… дожидайся! – острит Степан. – Да ведь не унесет же она его, в самом деле, в могилу! – Нет, господа! этого дела нельзя оставлять! надо у Петра Дормидонтыча досконально выпытать! – Я и то спрашивал: что, мол, кому и как? Смеется, каналья: «Все, говорит, вам, Степан Васильич! Ни братцам, ни сестрицам ничего – все вам!» И т. д. Иногда Степка-балбес поднимался на хитрости. Доставал у дворовых ладанки с бессмысленными заговорами и подолгу носил их, в чаянье приворожить сердце маменьки. А один раз поймал лягушку, подрезал ей лапки и еще живую зарыл в муравейник. И потом всем показывал беленькую косточку, уверяя, что она принадлежит той самой лягушке, которую объели муравьи.

http://azbyka.ru/fiction/poshehonskaja-s...

В то самое время Ксения осведомилась о необыкновенной бедности той церкви, при которой она несколько времени скрывалась от преследований своих мучителей, и, горя великим усердием о благолепии дома Божия, занялась сбором добровольных подаяний на серебряный сосуд с прибором, какого при означенной церкви не бывало со времени ее существования, и на богатое облачение для священника и диакона. В течение одной осени, собрав значительную сумму денег и закупив на нее необходимые к украшению означенной церкви вещи, трудолюбивая Ксения в декабре месяце того же года, в скудном одеянии, без всякой посторонней помощи предприняла трудное путешествие до своего прихода в Ветлужском уезде, на расстоянии 200 верст. Она несла на своих плечах значительной тяжести узел, и сверх того, везла за собою полные поклажи санки, терпя на пути и голод, и жестокий холод зимою; днем из опасения, чтоб не быть пойманной, скрывалась она в лесу, а ночью, как в безопасное для себя время, продолжала дальний свой путь. Подкрепляемая помощью Божией, в этом не совсем легком пути, трудолюбивая Ксения благополучно достигла уже цели своего путешествия, и около самой полуночи, проходя близ церкви, остановилась пред нею, чтобы принести благодарение Господу, за благополучное окончание путешествия, и, вместе, оставить привезенные вещи на церковной паперти, не давая никому о том знать. Но едва только успела она взойти на паперть, для приведения в исполнение своего намерения, как вдруг поражена была неожиданной здесь встречей с давно известным ей священником, который, по случаю долговременных мучений родами одной благочестивой женщины, приходил сюда для открытия царских врат. Узнав его, утомившаяся от усталости Ксения, с благоговением приняла от своего духовного отца благословение и тотчас отдала ему драгоценные свои вещи, причем, рассказала подробно о своих подвигах и цели своего прибытия. Утомленная Ксения для отдыха поспешила в дом сестры своей. Это приношение на 30 году ее жизни было первым. С этого времени неутомимая ревность ее о благолепии дома Божия возрастала в ней с каждым годом более и более.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Было и ещё одно художественное училище в биографии Воронина - Нижегородское. Знаменательно, что темой своей дипломной работы Валерий избрал - оформление магазина Народных Промыслов на улице Покровка (тогда - Свердловская) В Нижнем Новгороде (тогда - городе Горьком). И вот - юбилейная выставка к 65-летию художника в Ветлужском Краеведческом музее. Я ожидала увидеть резные скульптуры, рельефные образы панорам, а открыла - незаурядного художника-монументалиста. Автор свободно чувствует себя - и в легендарных мифах античности, и в залах, где звучат космические Фуги Баха, и наедине - лицом к лицу - с исповедниками христианской веры в Поветлужье... Планетарный мир для художника - словно гигантская художественная галерея, уместившаяся в его душе. Кто из европейских живописцев в самые разные эпохи не прельщался древнегреческим сюжетом " Похищение Европы " : Рембрандт, Гвидо Рени, Гойя, Тициан, Тьеполо, русский художник Валентин Серов, написавший " Похищение Европы " в 1910 году. На спине мощного быка, в которого превратился Зевс, сидит его юная избранница, дочь финикийского царя, приглянувшаяся властелину богов и им похищенная. По-своему, не цитатно, воплощает древний сюжет Валерий Воронин. Словно непроницаемой, таинственной вуалью, скрыты лицо и фигура девушки. Нет и намёка на чувственную притягательность вековой сущности сюжета. Для меня, зрителя, картина звучит современно: нынешнюю Европу (не девушку, но материк) " похищают " толпы африканских мигрантов. На наших глазах происходит этногенез - процесс переселения народов. И оправданна ярость Быка, и убедительны волны Времени, живописную огласовку которых невозможно передать словами... Как и понять, откуда, из каких глубин мировой генетической памяти, вынырнул и запечатлен на полотне Воронина древнерусский Единорог, побеждающий Льва. " Индрик-зверь " - именовали Единорога русские " Азбуковники " . Считался он символом русской души, силы и свободы. И хоть утверждала легенда, что покорился Единорог символу Тьмы - Льву, но уже при Иване III, в XV столетии, на чеканных монетах вытеснил Единорог зловещего Льва. Стал покровителем Руси, вошёл в дома - изображениями на прялках, изразцах, пряничных досках, и вот - на картине ветлужского художника, изобразившего единоборство сил Света и Тьмы.

http://ruskline.ru/analitika/2020/08/11/...

— Да, да, — повторил епископ, — я скоро умру. Не прошло и недели, и 6 августа 1937 года епископ был арестован. Вместе с ним арестовали всех священников Ветлужской округи. Священник Владимир Федорович Драницын родился в селе Спасском Ветлужского уезда в 1902 году. Окончил среднюю школу в городе Ветлуге в 1921 году и вскоре был рукоположен во священника в родное село Спасское. Священник Сергий Маркович Кислицын родился в 1897 году в крестьянской семье. Успел окончить лишь церковно–приходскую школу. После революции 1917 года был рукоположен во священника и служил до своего ареста в селе Галкино Ветлужского района. Священник Андрей Петрович Скворцов родился в 1897 году в селе Марково Ковернинского уезда Нижегородской губернии в крестьянской семье. Окончил церковно–приходскую школу. Был рукоположен во священника после революции 1917 года. Служил в селе Ново–Мокровском Ветлужского района. Священник Григорий Иванович Весновский родился в 1879 году в селе Белышево Ветлужского уезда в семье священника. По окончании Костромской духовной семинарии был рукоположен во священника. Служил в селе Богоявленском Ветлужского района. Священник Алексей Иванович Чудецкий родился в 1877 году в селе Минском Костромского уезда в семье священника. Окончил Костромскую духовную семинарию. В 1932 году был арестован и приговорен к трем годам заключения, которое отбывал в концлагере на Медвежьей горе. После освобождения и до ареста служил в селе Белышево Ветлужского района. В той же церкви служил благочинный, священник Александр Иванович Благовещенский. Родился в 1894 году в селе Георгиевском Ветлужского уезда в семье священника. В 1916 году окончил Костромскую духовную семинарию и поступил в школу учителем. Через год уехал в Москву и поступил на курсы дошкольного воспитания, которые окончил в 1919 году, и вернулся на родину учительствовать. Но душа молодого человека была неудовлетворена работой в школе, и в самый разгар гонений в 1922 году Александр Иванович принял сан священника. В 1930 году был арестован за проповеди, но через семь месяцев освобожден. Был ревностным пастырем, и не только сам произносил проповеди в дни служения, но призывал к обязательному произнесению проповедей и священников своего благочиния.

http://predanie.ru/book/78189-novomuchen...

В Городецкой епархии завершился проект «Дорога к Свету» 24 сентября 2023 г. 19:18 22 сентября 2023 года по благословению епископа Городецкого и Ветлужского Парамона в Центре православной культуры имени благоверного великого князя Александра Невского Городецкого Феодоровского мужского монастыря состоялся интерактивный телемост «Дорога к Свету» — торжественное мероприятие, посвященное окончанию проекта «Первый епархиальный фестиваль-конкурс творчества воспитанников и педагогов приходских воскресных школ " Дорога к Свету " ». Данный проект является победителем второго основного конкурса Президентского фонда культурных инициатив 2022 года. Мероприятие стало первым в череде календарных событий периода IX Рождественских образовательных чтений Городецкой епархии «Православие и отечественная культура: потери и приобретения минувшего, образ будущего». Особое внимание форуму было оказано со стороны Синодального отдела религиозного образования и катехизации , ранее поддержавшего проект «Дорога к Свету» при подаче заявки на конкурс и впоследствии координировавшего ход реализации проекта на правах вышестоящего контролирующего церковного органа. От лица синодального отдела ОРОиК к участию был делегирован руководитель сектора мероприятий и конкурсов Отдела, исполнительный директор координационного комитета конкурса «За нравственный подвиг учителя» иеромонах Трифон (Умалатов). Почетными гостями стали: Н.С. Соловьева, начальник Управления образования администрации Краснобаковского муниципального округа Нижегородской области; О.В. Смирнова, заведующий Отдела культуры администрации Ветлужского муниципального округа; И.Л. Кованева, заведующий Отдела культуры, туризма и народно-художественных промыслов администрации Тоншаевского муниципального округа; В.А. Тестова, директор Ветлужской  средней общеобразовательной школы Краснобаковского района; Н.В. Аристова, директор Ветлужского культурно-досугового центра г. Ветлуга; М.П. Шабурова, ведущий специалист Отдела по спорту и молодежной политики администрации городского округа Семеновский; Г.Г. Тимонова, директор Межпоселенческого районного Дома культуры Тоншаевского муниципального округа; Н.А. Малойкина, почетный работник общего образования Министерства образования Российской Федерации, ветеран педагогического труда; А.Ю. Буров, поэт-песенник, член Российского союза писателей.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/6...

Деян.12:6 .  Когда же Ирод хотел вывести его, в ту ночь Петр спал между двумя во­инами, скован­ный двумя цепями, и стражи у дверей стерегли темницу. «В ту ночь», т.е. перед тем днем, когда Ирод хотел судить Петра «Петр спал между двумя воинами», прикованный к ним двумя цепями, как полагалось усиленною охраною (Флав. Археол. XVIII, 6, 7; Плин. Ер. X, 65). Деян.12:7 .  И вот, Ангел Го­с­по­день пред­стал, и свет осиял темницу. Ангел, толкнув Петра в бок, про­будил его и сказал: встань скорее. И цепи упали с рук его. «Свет осиял темницу» – φς λαμψεν εν τ οιχματι – слав.: «свет возсияя в храмине» – может быть, не во всей темнице, а собственно в том отделении ее, где спал Петр. Сон Петра в такие тревожные минуты был настолько крепок, что лишь толчок мог разбудить его. «Видишь – говорит Златоуст, – Петр спит, не предается ни унынию, ни страху. В ту самую ночь, как хотели его вывести на смерть, он спал, предав все Богу». Деян.12:8 .  И сказал ему Ангел: опояшься и обуйся. Он сделал так. Потом говорит ему: надень одежду твою и иди за мною. «Опояшься и обуйся». «Для того повелевает ему опоясаться и обуться, чтобы и этим внушить ему, что это не привидение, чтобы он воспрянул от сна и убедился, что это – истина; для того тотчас же и цепи упали с рук его, и сказано было: «востани вскоре». Это – слова не смущающего, но убеждающего не медлить...» (Златоуст). Деян.12:12 .  И, осмотрев­шись, при­шел к дому Марии, матери Иоан­на, называемого Марком, где многие собрались и молились. «Иоанна, называемого Марком», который потом сопровождал Варнаву и Савла в Антиохию ( Деян.12:25 ). Существует несколько различных преданий об этом Иоанне Марке: по одним он – одно лицо с евангелистом Марком и Марком – племянником Варнавы ( Кол.4:10 ). Другие – отличают его и от св. Марка и племянника Варнавы (Чет.-Мин. 4 янв.). Третьи, отличая от св. Марка, считают племянником Варнавы (Чет.-Мин. 11 июня, житие Ап. Варнавы). Это разногласие, конечно, не может говорить против полной исторической достоверности повествуемого в настоящем месте книги Деяний.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Как-то в антиохийскую общину пришли христианские проповедники, среди которых был пророк Агав. Он предсказал голод в Иерусалиме, что и сбылось во время правления римского императора Клавдия. С той поры у христиан Антиохии появилось еще одно важное дело — сбор пожертвований для иерусалимских братьев. Собранные средства Савл и Варнава лично отвезли в Иерусалим и передали в руки «первейших», или «верховных», апостолов, как уважительно будет называть апостол Павел ближайших учеников Христа. В Сирию друзья вернулись вместе с Марком — племянником Варнавы. Через какое-то время так же, втроем, они отправились в большое миссионерское путешествие. Апостолы вышли в дальний путь налегке, да и во всем остальном они старались следовать заветам Христа: Не берите ни мешка, ни сумы, ни обуви, и никого на дороге не приветствуйте. В какой дом войдете, сперва говорите: «мир дому сему»; и если будет там сын мира, то почиет на нем мир ваш, а если нет, то к вам возвратится. В доме же том оставайтесь, ешьте и пейте, что у них есть, ибо трудящийся достоин награды за труды свои; не переходите из дома в дом. И если придете в какой город и примут вас, ешьте, что вам предложат, и исцеляйте находящихся в нем больных, и говорите им: «приблизилось к вам Царствие Божие». Если же придете в какой город и не примут вас, то, выйдя на улицу, скажите: и прах, прилипший к нам от вашего города, отрясаем вам... (Лк. 10: 4-11). Первым местом их миссионерских трудов стал Кипр — родина Варнавы. На острове было много крупных еврейских общин, а следовательно, и синагог, где в первые десятилетия христианства велась проповедь. Ведь изначально евреям, знакомым с древними предсказаниями Священного Писания, было легче объяснять, что во Христе все эти пророчества наконец-то свершились. Проповедники высадились в восточной части Кипра и пришли в Саламин — родной город Варнавы. Церковное предание сохранило для нас имя брата Варнавы — Аристовул, который станет епископом в далекой Британии, и в этом тоже угадывается след той кипрской миссии...

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

Невероятным усилием воли я преодолел свое любопытство и отложил записи иеромонаха Варнавы. Спустившись вниз, я обнаружил во дворике около храма санузел, нашел ведро и половую тряпку и, набрав воды, вновь поднялся в келью. Я совершал омовение кельи в особом, приподнятом настроении, я почти священнодействовал. Ведь это была не просто уборка комнаты — смывалась пыль десятилетий: семидесятых, шестидесятых, пятидесятых, сороковых, тридцатых и, наконец, двадцатых годов. Воссоздавалась первозданная чистота святого жилища благочестивых старцев, неведомых мне божественных избранников, куда я сподобился подняться по узкой лестнице, как по лествице Иакова. Это не было погружение в бездну веков, это было восхождение к Небу. «И увидел во сне [Иаков]: вот лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот Ангелы Божий восходят и нисходят по ней. И вот Господь стоит на ней и говорит: Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака; (не бойся): землю, на которой ты лежишь, я дам тебе и потомству твоему». Вскоре келья сияла чистотой. Втиснувшись в щель окна, я открыл его. Свежий воздух впервые более чем за полвека ворвался в комнату. Прочитав канон, я взял с собой облачение старца Варнавы, вино и просфоры, которые промыслительно дал мне архиепископ, и спустился в храм. Сколько раз я облачался в алтаре перед службой, сколько раз машинально надевал на себя священнические одежды, почти бездумно читая подобающие молитвы! Сейчас все было иначе. С волнением и трепетом я рассматривал поблекшие облачения старца Варнавы. Господи, да им же нет цены! Они расшиты настоящими золотыми и серебряными нитями, украшены не стекляшками, а жемчугом и камнями! Это не жалкие поделки Софринской мастерской. Как случилось, что на них не обратили внимания ни отец Василий, ни Елизавета Ивановна, ни их предшественники, ни вездесущие чекисты, ни лихие комсомольцы двадцатых годов? А может быть, никто из них, полагаясь друг на друга, так и не удосужился подняться в келью старца Варнавы? Облачения были тяжелыми, как рыцарские доспехи. Возлагая их на себя, я испытывал чувство подъема, пьянящего возбуждения, как воин, готовящийся на брань. Не случайно ведь при возложении набедренника читают: «Препояши меч Твой на бедре Твоей, Сильне». Доспехи и меч! Как герой рыцарской сказки, я обрел их сегодня. Они ждали меня десятки лет. Они были ниспосланы мне свыше, чтобы укрепить меня, сделать неуязвимым для врагов. Это ли не чудо? И разве не чудо то, что облачения, только что казавшиеся ветхими и тусклыми (может быть, потому и сохранились они), вдруг обрели блеск и сияние и при свете свечей заискрились драгоценные камни, ожил, стал чистым и ясным, казалось бы, умерший жемчуг.

http://azbyka.ru/fiction/svet-preobrazhe...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010