[ 10 ] В черновом протоколе заседания Политбюро ЦК РКП(6) зафиксировано следующее решение по пункту 8 а) “О Боболе”: “Подтвердить решения Политбюро от 18/1 с. г. (Пр[отокол] 44, п. 8) (см.: АПРФ, ф. 3, оп. 1, д. 313, л. 10.– Сост.) по вопросу о передаче Ватикану мощей Бобола и о необходимости поставить передачу таким образом, чтобы она была использована в интересах антирелигиозной пропаганды” (АПРФ, ф. 3, оп. 1, д. 317, л. 11-об.). Если исходить из материалов четырех публикуемых тематических дел фонда Политбюро, то высшее партийное руководство страны уделяло особое внимание в 1922–1923 гг. мощам двух Божиих угодников – католического Андрея Боболи и православного Варнавы Ветлужского (см. 23–38 – 23–40). Официально объявленная постановлением Наркомата юстиции от 14 февраля 1919 г. “антирелигиозная война” с мощами святых, особо почитаемых верующими, вылилась в длительную кампанию с многочисленными церковными процессами по всей стране. Нужно отметить, что первое вскрытие мощей с антирелигиозной целью состоялось 22 октября 1918 г. в Александро-Свирском монастыре, а самое позднее, отмеченное исследователями и вписывающееся по своему характеру в указанную кампанию,– в конце 1929 г. – начале 1930 г. (вскрытие мощей святой княгини Анны Кашинской). Переломным моментом в этой схватке советского государства с религиозными чувствами верующих следует признать публикацию циркуляра Наркомата юстиции “О ликвидации мощей” от 25 августа 1920 г., в котором местные власти призывались к “полной ликвидации мощей [...], избегая при этом всякой нерешительности и половинчатости при проведении своих мероприятий”. “Ликвидированные” советской властью мощи святых предписывалось с разоблачительными целями выставлять на обозрение любопытствующих в местных музеях. С конца 1921 г. эта кампания наложилась на другую – по изъятию церковных ценностей. Многопудовые серебряные раки, в которых покоились мощи почитаемых святых, стали наиболее притягательным объектом для местных комиссий по изъятию церковных ценностей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Парем. (1. 1Петр.1:3–9; 2 . 1Петр.1:13–19; 3 . 1Петр.2:11–24 ; Утр. Ев. Ин.21:15–25; 67 зач.; Ап. Деян.11:19–26, 29–30; 28 зач.; Ев. Лк.10:16–21; 51 зач.). Пренесение мощей пр. Ефрема Новоторжского. См. 28 янв. – Преставление пр. Варнавы Ветлужского. Родом из Великого Устюга, в зрелом возрасте он получил сан иерея. По удалении с родины (вследствие набегов диких черемисов) на одно дикое место на берегу реки Ветлуги, он предался строгим подвигам отшельничества. Скончался он мирно в 1445 г. По кончине его иноки и бывшие ученики его основали на месте подвигов его обитель, от которой сохранился лишь один храм, обращенный ныне в собор г. Варнавина (Костром. губ.), где и почивают его мощи, которые были свидетельствованы в 1639 г. 12 . 94 Е. † Пр. отца нашего (Великого). Один из самых строгих подвижников востока, живший в IV в., не удовлетворившись подвигами в Фиваидском монастыре Ерати (в Египте) и ища полного уединения, он оттуда удалился в пустыню, поселившись в одном вертепе, где 60 лет проводил суровую подвижническую жизнь, не видя лица человеческого, перенося дневной зной и ночной холод и многие лишения и невзгоды, так что «многожды отчаявался живота своего и мнил себе уже при смерти быти»; но Господь хранил его. Ангел Господень приносил ему немного хлеба и воды для подкрепления его тела, а по истечении 30 лет подвигов пред его вертепом чудесно выросло финиковое дерево и заструился источник чистой воды. Пред кончиной пр. Онуфрия посетил старец Пафнутий, которому он и рассказал свою жизнь. После сего, благословив Пафнутия, подвижник Божий стал на молитву и во время ее скончался. Пафнутий, оплакав его, предал погребению его тело в каменном гробе. Кондак, гл. 3. Сиянием Духа Пресвятаго, Богомудре, просвешься, оставил еси яже в житии молвы: пустыню же достиг, преподобне отче, возвеселил еси Иже над всеми Бога и Зиждителя; сего ради прославляет тя Христос, блаженне, Великий Дародатель. Пр. отца нашего Петра Афонского. Константинопольский грек, бывший военным сановником, он в 667 г., в войне с агарянами в Сирии, взят был в плен и заключен в крепость Самару (на реке Ефрате), во время 9 летнего пребывания в которой начал подвижническую жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

В настоящее время в окрестностях Пугачёва, на Иргизе, действует женский Никольский монастырь. В своё время монахи Средне-Никольского монастыря не приняли единоверия и покинули Иргиз. В 1843 году монастырь был передан в управление инокине Евфросинии, переведённой из Черниговской епархии. В 1997 году на территории монастыря восстановлен храм во имя святителя Николая Чудотворца. 615 Приведу одни эпизод, ярко характеризующий нравы эпохи гуманизма. Известный знаток и коллекционер античных древностей Поджо Браччолини (1380–1459), отличавшийся неравнодушием к женскому полу, в один прекрасный день был занят копированием какой-то древней надписи на окраине Рима, но... мимо проходили прекрасные дамы, и великий гуманист поспешил завязать с ними беседу. Незнакомки выразили сожаление, что такой приличный человек, очевидно, находится немного не в себе, раз в такой жаркий день пытается очистить замшелый камень. И... долг рыцарства повелел Поджо просветить столь несведущих в древностях собеседниц (Дойелъ Л. Завещанное временем. Поиски памятников письменности. М., 1980. С. 69). Возможно, это была первая в европейской науке научно-популярная лекция по эпиграфике. 618 Пермиловская А. Б. Деревянные кресты Русского Севера//Ставрографический сборник. Кн. 1. М., 2001. С. 245, 247, 249 и т. д. 623 Исх. 3:14–15 . Текст Септуагинты дан по изданию: Septuaginta. Vol. 1–2. Ed. A. Rablfs. Stuttgart: Württembergische Bibelanstalt, 1935 (repr. 1971). Церковно-славянский текст Библии цитируем по изданию: Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета на церковно-славянском языке с параллельными местами. СПб., 1900 (репринт: М., 1993). 625 Нарфик – притвор, нартекс (позднегреч., от греч. ... nárthex), притвор, входное помещение, примыкавшее обычно к западной стороне христианских храмов – прим. эл. ред. 627 Лазарев В. Н. об одной новгородской иконе и ереси антитринитариев//Лазарев В. Н. Русская средневековая живопись. Статьи и исследования. М., 1970. С. 280. 636 Таково Житие преп. Варнавы Ветлужского в редакции 1639 года, единственный список которого сохранился в одном из сборников Симеона Моховикова. См.: Авдеев А. Г. Ещё раз об истории Троицкой Варнавиной пустыни//Приглашение к истории. М., 2003. С. 108–127.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

Однако приехал я в свой деревенский дом не ради созерцания погорельщины. Потому пришлось приступить к хозяйственным хлопотам — устраивать быт на летние месяцы. Открыл окна, подмёл полы, стряхнул покрывала, натаскал воды из родника (с запасом), затопил печь (в комнатах после зимы холодно, неуютно), разложил всё необходимое на рабочем столе. Наташа передала распечатку нашей переписки с Геннадием Петровым (Сквиренко). Решил в первую очередь вычитать этот довольно большой текст. Перед сном, под пение ночных птиц, взялся за «Соть» Леонида Леонова. Давно поглядывал на этот роман, плотненько стоящий на полке стеллажей, что у самой лестницы в первой верхней комнате. Как поднимусь, или подойду, чтобы спуститься — всё погляжу на его корешок. Сегодня вот взял, начал читать. Мною не так много прочитано у Леонида Максимовича. Стыдно, а что делать, приходится сознаваться. Читаю, а сам мысленно невольно возвращаюсь к пожару. В прошлом году в эту пору так буйно, замечательно цвели шиповник и садовая роза, что живой изгородью отделяли мой участок от соседского. Мечтал и в этом году полюбоваться множеством белых и нежно-розовых бутонов. Не случилось. Кусты опалены, как от боли свернули коричневые пожухлые листочки. И к ним, дарящим красоту, от людей пришло страдание… В телефонном разговоре с Ириной всё о последнем деревенском происшествии и о фигурантах в нём участвовавших. Как хорошо, что привёз из Союза писателей когда-то подаренную мне довольно давно красивую икону преподобного Варнавы Ветлужского Чудотворца. Как вошёл в комнату, где у окна стоит мой рабочий стол, так и поставил её в углу, под божницей (она-то уж вся заставлена), недалеко от себя. Теперь время от времени поднимаю глаза (отрываюсь от чтения переписки с Г. Петровым), смотрю на икону — и так хорошо становится на душе. Словно именно её в этом главном углу не хватало — на фоне коричневых стен, потемневших от времени, стёсанных когда-то давно топором старательного и умелого плотника. Лишь в углу лёгкие зарубы от этого топора и остались — тёмные до черноты. Это от падающего на них света настольной лампы.

http://ruskline.ru/analitika/2023/04/11/...

8. Главой Самарской митрополии назначить Преосвященного Самарского и Сызранского Сергия.   ЖУРНАЛ 7 СЛУШАЛИ: Рапорт Преосвященного архиепископа Нижегородского и Арзамасского Георгия с предложением об образовании новых епархий в Нижегородской области. Справка: Архиепископ Георгий обратился к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу с предложением об образовании трех новых епархий в Нижегородской области. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Образовать в административных границах Большеболдинского, Большемурашинского, Бутурлинского, Вадского, Воротынского, Гагинского, Княгининского, Краснооктябрьского, Лукояновского, Лысковского, Первомайского, Перевозского, Пильнинского, Починковского, Сергачского, Сеченовского, Спасского и Шатковского районов Нижегородской области, — Лысковскую епархию, выделив ее из состава Нижегородской епархии. 2. Епархиальному архиерею Лысковской епархии иметь титул «Лысковский и Лукояновский». 3. Временное управление Лысковской епархией поручить Преосвященному Нижегородскому и Арзамасскому Георгию. 4. Образовать в административных границах Ардатовского, Вачского, Вознесенского, Володарского, Выксунского, Кулебакского, Навашинского, Павловского, Сосновского и Чкаловского районов Нижегородской области, — Выксунскую епархию, выделив ее из состава Нижегородской епархии. 5. Епархиальному архиерею Выксунской епархии иметь титул «Выксунский и Павловский». 6. Епископом Выксунским и Павловским избрать игумена Варнаву (Баранова), клирика Нижегородской епархии. Место наречения и хиротонии игумена Варнавы (Баранова) во епископа, по возведении его в сан архимандрита, оставить на благоусмотрение Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. — О чем и послать соответствующий указ. 7. Образовать в административных границах Варнавинского, Ветлужского, Воскресенского, Городецкого, Краснобаковского, Коверненского, Сокольского, Семеновского, Тонкинского, Тоншаевского, Уренского, Шаранского и Шахунского районов Нижегородской области, — Городецкую епархию, выделив ее из состава Нижегородской епархии.

http://patriarchia.ru/db/text/2080949.ht...

В 1918-1920 гг. в епархии были закрыты все 23 домовые церкви (из них 9 - в Костроме). В сент. 1920 г. были принудительно мобилизованы на работу в советские учреждения архиеп. Костромской и Галичский Серафим (Мещеряков) , еп. Кинешемский Севастиан (Вести) и ряд уважаемых священников. После неоднократных обращений в Совнарком архиеп. Серафим в нояб. 1920 г. был освобожден от этой повинности. В марте 1922 г. в соответствии с декретом ВЦИК от 23 февр. 1922 г. началось проводимое под предлогом помощи голодающим Ср. и Н. Поволжья изъятие церковных ценностей. Всего к 15 авг. в К. и Г. е. было изъято 623 пуда (9968 кг) серебра и 2 пуда 2 фунта (свыше 32 кг) золота. В марте 1922 г. была снята золотая риза с Феодоровской иконы Божией Матери; в сер. мая по решению Политбюро ЦК РКП(б) во главе с Лениным от 4 мая 1922 г. была конфискована серебряная рака прп. Варнавы Ветлужского, а мощи святого, находившиеся в ней, выставлены на всеобщее обозрение. Летом в Костромской губ. прошло неск. судебных процессов над духовенством и мирянами, обвиненными в сопротивлении изъятию церковных ценностей. Обвиняемых приговорили к тюремному заключению сроком до 5 лет. Обновленческий раскол Почти одновременно с изъятием церковных ценностей в К. и Г. е. начался обновленческий раскол. В 1922 г. в обновленчество перешел правящий архиерей архиеп. Серафим. 16 июня в Н. Новгороде он вместе с митр. Владимирским Сергием (Страгородским ; впосл. патриарх Московский и всея Руси) и архиеп. Нижегородским Евдокимом (Мещерским) подписал «Меморандум трех», в котором иерархи заявляли о переходе в обновленчество. 7 июля 1922 г. архиеп. Серафим выступил в кафедральном соборе с докладом об обновленческом движении перед председателями и членами приходских советов Костромы. 11 июля 1922 г. в газ. «Красный мир» архиеп. Серафим обратился с воззванием «К верующим Костромской и Галичской епархии» и объявил о своем переходе в обновленчество. В ответ на это группа священников во главе с настоятелем Успенского кафедрального собора прот. Павлом Крутиковым заявила, что они не признают власти обновленцев и по-прежнему подчиняются только патриарху Тихону. Вскоре архиеп. Серафим был назначен обновленческим митрополитом Минским (11 сент. 1924 он публично покаялся перед патриархом Тихоном в Москве, в ц. Иоанна Предтечи на Земляном Валу, был принят в сане архиепископа, почти тут же арестован и выслан в Соловецкий лагерь).

http://pravenc.ru/text/2458871.html

Николая Можайского; 3) «Повесть о св. граде Иерусалиме и прочих окрестных св. местах» иеромонаха Симеона, напечатанная во второй половине XVIII века и 4) «Обозрение русских денег и иностранных монет, употреблявшихся в России с древних времен», соч. барона Станислава де-Шодуара, перевод с французского В. А., Ч. I, С.-Петербург, 1837 г., 8-о. I) От действительного члена В. И. Гошкевича – кирпич из новооткрытых подвалов под Московской улицей на Печерске в Киеве. К) От смотрителя Макарьевского духовного училища, костромской губернии, И. К. Херсонского, его брошюры: 1) «Сведения о некоторых памятниках старины, доставленные в Костромскую губернскую ученую Архивную Комиссию от церквей Костромской епархии и 2) «Рукописное житие преп. Варнавы Ветлужского». Кострома. 1890. 16-о. За апрель 1890 г. 16-го апреля было обыкновенное собрание членов Общества, на котором членом В. 3. Завитневичем предъявлен был фотографический снимок с креста, коим преп. Сергий Радонежский благословил в 1363 году игуменов Ростовского Борисоглебского монастыря Павла и Феодора, и членом Н. И. Петровым сделаны сообщения о бронзовом или медном поясе с изображениями животных, найденном в селе Подгорцах, киевского уезда, и о рукописных учебниках XVII и XVIII столетий, хранящихся в библиотеке Иркутской духовной Семинарии, и преподанных в киевской Академии. В течение апреля месяца в Церковно-археологическое Общество, музей и библиотеку его, поступили следующие пожертвования: А) От Тамбовской Ученой Архивной Комиссии XXVI выпуск «Известий» сей Комиссии. Тамбов. 1890. 8-о. Б) От действительного члена, помещика В.В. Тарнавского – пятьдесят руб. (50 р.) серебром на нужды Общества. В) От действительного члена, д. с. с. Н.А. Леопардова пятнадцать рублей (15 р.) серебром на нужды Общества. Г) От действительного члена, председателя съезда мировых судей во Владимире-Волынском Е. Н. Дверницкого: 1) два фотографических снимка с воздвизального креста в серебряном окладе, находящегося в церкви села Иванич, Владимиро-Волынского уезда и положенного сюда в 1576 году местными помещиками Иларионом Васильевичем и Матреной Семеновной Иваницкими; 2) Фотографический снимок с двух бронзовых энколпионов, найденных на могильнике возле села Цегова, Владимиро- Волынского уезда и 3) Отчет о деятельности Свято-Владимирского Православного братства в г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Petrov...

Варнавино. Церковь Варнавы Ветлужского. Карта и ближайшие объекты Церковь Варнавы Ветлужского в Варнавино, 1999-2000 гг. Деревянная рубленная церковь. Первый храм, освященный в постсоветское время, во имя Варнавы Ветлужского. http://svyatayarus.su/church/detail/52902/ В 2000 г. рядом с местом, где находился Троицкий собор, построена деревянная церковь в честь преподобного Варнавы Ветлужского. http://www.old-churches.ru/va_001.htm Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=30619

Варнавино. Часовня Варнавы Ветлужского. Часовня на роднике святого преподобного Варнавы Деревянная часовня. Действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Год постройки:не ранее 2008. Адрес: Россия, Нижегородская область, село Варнавино. Координаты: 57.39468, 45.08156 Проезд:Часовня находится на берегу Ветлуги под горой в центральной части Варнавина. К ней ведет тропинка с указателем от храма Варнавы Ветлужского (около 200 м). Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Часовня Варнавы Ветлужского. Небольшая деревянная часовня построена в 2008 году вместо прежде бывшей здесь деревянной часовни (упомин. в 1702 г.), утраченной в советское время. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=30833

Варнавино. Часовня (старая) Варнавы Ветлужского. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Варнавино. Часовня (старая) Варнавы Ветлужского " За монастырем в слободке часовня преп. Варнавы бревенная рублена в замок; близ реки Ветлуги на берегу другая часовня бревенная рублена в замок, в той часовне среди кладезь, сруб бревенной " . Часовня (старая) Варнавы Ветлужского утрачена в советское время. http://www.old-churches.ru/va_001.htm Первое упоминание о часовне - 1702 г., но периодически при больших весенних паводках и ледоходе на р. Ветлуги она подвергалась разрушениям с последующем восстановлением, а в иные годы при сносе половодьем - заново строилась. Поэтому, судя по часовни и места, где она стояла - вт. пол. XIX в. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=42388

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010