Большое разнообразие в конкретизации этого мотива предоставляют жизнеописания соловецких пустынножителей. В Повести о пустынножителе Андрее рассказывается о том, что трава, которой он питался более 58 лет, была показана ему Божиим посланником, неким «мужем светообразным». Автор подробно описывает устройство тех «корытец», в которых пустынник замачивал в своей пещере данную ему Богом траву: «В пещер же видехъ в землю утверждены четыри сошки, и на нихъ положены две дщицы и два корытца. Во единомъ бысть трава намочена, в другом же вода» 1600 . В другом рассказе того же памятника повествуется о некоем пустыннике, который питался «мхомъ блымъ, квашенымъ с брусникою» 1601 . Белый мох и корни травы вахты упоминаются и в Повести о Феофане, подвизавшемся на Анзерском острове во 2-й половине XVIII – начале XIX в. († 1819). В начальном фрагменте памятника говорится о том, что пищей здешних пустынников было «вахтовое корение съ блым мохом». Позднее, в рассказе об ученике Феофана, пустынножителе Клименте, подробно описывается пища этого пустынника: «Онъ же показа корение вахтовое, рече: Сие истирал аки муку, съ толченою березового корою смсивши, творю хлбцы, сими питаюся, славя Бога» 1602 . Иногда агиограф не только описывает скудную пищу удалившегося от мира подвижника, в соответствии с законами житийной топики, но и даёт вполне реалистическое объяснение этому явлению, которое порой может идти вразрез с традициями изображения аскетических подвигов святого. Так, в Житии Варнавы Ветлужского 1603 – иерея из Великого Устюга, ушедшего на уединённое жительство на реку Ветлугу, где он, по свидетельству его агиографа, «единъ 28 лт поживе даже до честнаго своего къ Богу отшествия» 1604 , читаем: «Пребысть же преподобный въ той дикой пустыни многа лта, Богу работая во псалмопнии и молитвахъ единъ, питался былием и вершиемъ дубовым, не б бо хлба у него, понеже пустыня тая им разстояние от жилища человечскаго сто поприщь и больши» 1605 . Особенно интересный вариант реализации топоса «пустынной яди» находим в Житии Никодима Кожеозерского. Сообщив о том, что пищей этого отшельника, в соответствии с каноном, была лишь растущая вокруг трава («Пища же его б былие пустынное собираше и симъ токмо питашеся...»), автор в следующей же фразе сообщает о том, что помимо этого, Никодим в своей пустыни корчевал лес и выращивал себе на пропитание репу, причём излишки её отправлял братии в Кожеозерский монастырь. А далее читатель узнаёт, что, кроме того, Хозьюгский пустынник ловил и солил для себя рыбу («квасяше ю дóндеже бы червемъ от нея исходити»), а в начале своего пустынного пребывания даже принимал коровье молоко, посылаемое ему из монастыря, но «послди же и сего весма отречеся воздержания своего ради» 1606 . Таким образом, в житийном тексте оказались соединены содержательно исключающие друг друга традиционный византийский топос 1607 , и конкретное описание той реальной пищи, которой Никодим мог питаться в лесной глуши.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

1595 РНБ, собр. ОЛДП, F. 21, л. 84 об. Использованная в приведённом фрагменте параллель «инок-пустыня – младенец-мать» известна и по другим текстам. См., например, покаянный стих «Приими мя, пустыня, яко мати чадо своё», известный в рукописной традиции с середины XVI в. (см.: Ранняя русская лирика: Репертуарный справочник музыкально-поэтических текстов XV–XVII веков/Сост. Л.А. Петрова и Н.С. Серегина; Под ред. А.А. Амосова и Г.М. Прохорова. Л., 1988. С. 166170, 303−304). 1597 Житие Александра Свирского : Текст и словоуказатель/Сост.: И.В. Азарова, Е.Л. Алексеева, Л.А. Захарова, К.Н. Лемешев; Под ред. А.С. Герда. СПб., 2002. С. 50. (Памятники рус. агиогр. литературы). По мнению Н.В. Пак, этот фрагмент Жития Александра Свирского может являться литературным заимствованием (см.: Пак Н.В. К проблеме источников Жития Александра Свирского : переводные жития//Книжные центры Древней Руси: Северно-русские монастыри. Ред. тома С.А. Семячко. СПб., 2001. С. 151). 1598 Цит. по: Охотникова В.И. Житие Никандра Псковского: К вопросу о первоначальной редакции жития. С. 498. 1599 «Ядь же бысть его трава вахта, и сосновая кора, и губы всякия» (Житие Кирилла Новоезерского. Подгот. текста, пер. и коммент. Т.Б. Карбасовой. БЛДР. СПб., 2005. Т. 13. С. 368). 1602 ИРЛИ, Древлехранилище им. В.И. Малышева, Вологодское собр., 18, л. 2, 5. Благодарю О.В. Панченко, указавшего мне эту рукопись. 1603 См. о нём: Романова А.А. Житие Варнавы Ветлужского//Словарь книжников. СПб., 2004. Вып. 3, ч. 4. С. 372−374. 1607 Это вполне объяснимо – агиограф прямо называет тех византийских отцов-пустынников, подвигам которых «ревновал» Никодим Кожеозерский: «...ревноваше же преподобный попремногу житию великихъ святыхъ и преподобных отецъ: Антонию Великому , и Онуфрию, и Павлу Фивейскому» (Там же, л. 39 об.). 1608 См., например, в Житии Антония Сийского: «Сну же толико повиновашеся, елико безсониемъ ума не погршити» (цит. по: Рыжова Е.А. Антониево-Сийский монастырь. Житие Антония Сийского: (Книжные центры Русского Севера). Сыктывкар, 2000. С. 284).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

У Городецькому в рамках урочистостей з нагоди кончини святого князя Олександра Невського пам " ятник святому 8 грудня 2013 р. 18:10 6 декабря 2013 года, в день памяти святого благоверного великого князя Александра Невского, в Феодоровском мужском монастыре Городца, где 750 лет назад он окончил свой земной путь, была совершена праздничная Божественная литургия, сообщает Нижегородская митрополия . Богослужение возглавил митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий в сослужении епископа Городецкого и Ветлужского Августина , епископа Выксунского и Павловского Варнавы , епископа Лысковского и Лукояновского Силуана и гостя из Мордовской митрополии — викария Саранской епархии епископа Рузаевского Илии . Архиереи Нижегородской митрополии впервые совершили совместное богослужение. На богослужении присутствовали председатель комитета Законодательного собрания Нижегородской области по социальным вопросам А. Кавинов, заместитель генерального директора ФКУ «Налог-сервис» Н. Поляков, глава администрации Городецкого района В. Труфанов. Обращаясь к собравшимся с архипастырским словом, митрополит Георгий сказал: «Святой благоверный великий князь Александр Невский жил в непростое время: с запада и с востока Руси угрожали враги. И мудр был правитель Русской земли Александр Невский, который понял, что союз с западными соседями — это угроза самому святому — православной вере. Ордынцам же нужна была только дань, золото: они пришли с целью обогащения. И святой князь много лет назад сделал непростой, но правильный выбор — залог укрепления и последующего освобождения святой Руси от татаро-монгольского ига, появления великой державы — России». Митрополит Георгий и епископ Августин вспомнили события пятилетней давности, когда Феодоровский монастырь только начинал возрождаться. Освящение вновь построенного храма в честь Феодоровской иконы Божией Матери в 2009 году совершил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. В знак благодарности за труды глава Нижегородской митрополии преподнес управляющему Городецкой епархией икону преподобного Серафима Саровского. Епископ Августин вручил в знак признательности присутствующим на службе архипастырям подарки — деревянные яйца с изображением иконы Пресвятой Богородицы. Митрополиту Георгию епископ Августин также подарил панагию и памятный знак в честь святого благоверного великого князя Александра Невского, а владыке Силуану — Библию.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3425398...

Вознесенье. Церковь Вознесения Господня. /// Объект утрачен Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Вознесения Господня , Покрова Пресвятой Богородицы Год постройки:1768. Год утраты:Не установлен. Адрес: Россия, Нижегородская область, Ветлужский район, с. Вознесенье (Вознесенское) Координаты: 57.777409, 45.577061 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Село Вознесенье, расположенное на правом берегу Ветлуги, – одно из старейших населённых пунктов Ветлужского района. Оно было селом уже в начале XVIII века (172З г.). Название было дано по престолу построенной здесь церкви. «Вознесенская церковь (с. Вознесенское) зданием деревянная, на каменном фундаменте, с деревянною колокольнею, построена в 1893 г. тщанием прихожан; при ней Предтеченский храм, также деревянный на каменном фундаменте, построен тщанием прихожан в 1759 г. Оба храма обнесены одной деревянной оградой. Кладбище в расстоянии 100 сажень от церкви обнесено деревянной оградой. В Вознесенском храме 3 престола: а) в честь Вознесения Господня, б) Покрова Божией Матери, в) св. вмч. Пантелеимона. В Предтеченском храме также три престола: а) в честь св. Иоанна Предтечи (24 июня), б) преп. Макария Унженского, в) св. апостолов Варфоломея и Варнавы. В церковной ограде находится могила некоего «старца Евстафия», которого местное население почитает за святого и чествует служением литии на его могиле. Исторических данных о жизни старца Евстафия при церкви не имеется, и почитание его основывается на народном предании. В других источниках упоминается деревянный храм на каменном фундаменте с деревянной колокольней, построенный в 1768 г. Вероятно, на его месте в 1893 г. и был построен новый деревянный храм в честь Вознесения Господня. Оба храма утрачены в 1950-е гг. На их месте была построена школа». Возрождение святыни в с. Вознесенье началось несколько лет назад. В опустевшем доме организовали местный приход. Облагорожена некогда заросшая травой могила старца Евстафия. Место утраченного когда-то храма в честь Вознесения Господня обнесено ограждением, установлены три креста по количеству престолов. 10 июня 2016 г. была открыта часовня, построенная на народные деньги на месте расположения бывшей Вознесенской церкви. http://zemlvetl.ru/article/108028/ Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=39017

Известно, что в той или иной мере созданию и распространению Ж. л. способствовали патриархи Филарет , Иосиф , Никон, Адриан . Всячески поддерживали создание житий и сказаний о святынях епархиальные архиереи: в их числе - Маркелл , архиеп. Вологодский, Иона (Баранов) , архиеп. Вятский, Макарий, Киприан и Корнилий, митрополиты Новгородские и Великолуцкие, Лаврентий, митр. Казанский, Иона (Сысоевич) , митр. Ростовский, Серапион, архиеп. Суздальский и Тарусский, в нач. XVIII в.- Варнава, архиеп. Холмогорский и Важский. В создании житийных памятников участвовали архиереи ( Александр , еп. Вятский и Великопермский, Симеон, архиеп. Сибирский и Тобольский, и Игнатий (Римский-Корсаков), митр. Сибирский и Тобольский), а также игумены мон-рей, напр. Викентий, архим. Троице-Сергиева мон-ря, Иосиф, архим. Троицкого Данилова мон-ря, и Феодосий, игум. Антониева Сийского мон-ря. В этих благоприятных условиях возникали региональные Соборы святых и своды агиографических памятников - примером может служить созданный к кон. XVII в. на основе произведений кон. XV-XVII в. Соловецкий патерик, сохранившийся во множестве списков. В целом XVII век - эпоха расцвета региональной агиографии. В XVII - нач. XVIII в. были созданы жития мн. основателей мон-рей Сев. и Центр. России, живших в XV-XVII вв.: Жития преподобных Адриана и Ферапонта Монзенских, Антония Леохновского, Варнавы Ветлужского, Диодора (Дамиана) Юрьегорского, Илариона Суздальского, Иннокентия Комельского, Иова Ущельского, Иродиона Илоезерского, Кассиана Угличского, Корнилия Палеостровского, Мартирия Зеленецкого, Никандра Псковского, Никодима Кожеезерского, Паисия Галичского, Серапиона Кожеезерского, Сильвестра Обнорского, Симона Воломского, Трифона Вятского, Феодосия Тотемского, временами являющиеся более или менее искусными компиляциями, иногда подробными и литературно обработанными повествованиями, а в нек-рых случаях, по замечанию Ключевского, представляющие собой «необработанную записку без литературных притязаний» ( Ключевский.

http://pravenc.ru/text/182317.html

Уверенность Троцкого, что изъятие легко будет провести без невыгодного вандализма, конечно, не соответствовала действительности. Столь широкая кампания, выполняемая военно-чекистскими методами, неизбежно вела к массовой гибели знаменитых памятников национальной культуры русского народа и других народов страны. В публикуемых документах говорится, в частности, о превращении при изъятии в лом уникальных серебряных риз и раки XVII в. в Пафнутьевом Боровском монастыре, о массовой порче изымаемых (для переплавки!) шедевров церковного искусства Ярославля, Ростова Великого, Смоленска, Зарайска, Соловецкого монастыря, о конфискации Гохраном для “реализации” уникальных памятников старины из Москвы, Петрограда, Костромы, Нижнего Новгорода, Калуги, Рязани, Казани, Кирилло-Белозерского монастыря. Из всего поступившего в Гохран Главмузей смог спасти лишь 1/10 часть (по весу! – П-147). Особенно острая борьба развернулась вокруг иконостаса петроградского Казанского собора. Несмотря на толпы протестующих около собора, несмотря на требования Российской Академии наук и Российской Академии художеств “приостановить разрушение памятника архитектуры мировой художественной ценности”, несмотря на распоряжение Калинина о том же, 17.05 руководитель Петропомгола известный чекист И. П. Бакаев рапортовал из Смольного о завершении демонтажа иконостаса П-133 – П-136). В деле 23 Политбюро все эти конфликты отразились лишь однажды – при конфискации высокохудожественной серебряной раки, хранившей мощи преп. Варнавы Ветлужского (Костромская губ.). По запросу местных властей Политбюро распорядилось изъять не только саму раку “на общем основании”, но заодно конфисковать и мощи 23–38 – 23–40). Этот случай в деле единственный: выработав “общие основания” и организовав ряд громких показательных процессов, Политбюро доверило конкретную “работу на местах” ГПУ и соответствующим комиссиям, принимая время от времени понукающие директивы. Поэтому для суждения о том, как конкретно шли дела у “изымателей” в городах и селах страны, необходимо выйти за пределы фонда Политбюро АПРФ в поисках массового материала секретных донесений с мест и их первичного оперативного обобщения для вождей. Делом этим занималась Лубянка. Созданный ею механизм информации руководителей страны – важный сюжет исследования для историка XX в. Но до всестороннего анализа этой темы пока далеко, начинать нужно с выявления источников, определения их специфики. Сейчас мы можем сделать лишь несколько предварительных наблюдений.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

На богослужении присутствовали первый заместитель председателя Правительства Московской области Л.Н. Антонова, глава городского округа Подольск Н.И. Пестов, благочинные Московской областной епархии, игумении подмосковных монастырей, учащиеся воскресной школы и православной гимназии при Троицком соборе. По окончании богослужения Святейший Патриарх Кирилл и первый заместитель председателя Правительства Московской области Л.Н. Антонова возложили венки к памятнику воинам, погибшим в Великой Отечественной войне, на городской площади Славы. 15 ноября Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл прибыл в Калининградскую епархию, правящим архиереем которой он является. 16 ноября Святейший Владыка посетил в поселке Янтарный Калининградской области переданное Церкви здание, в котором планируется размещение молодежного центра, а также храм в честь Казанской иконы Божией Матери. В храме святых Космы и Дамиана Калининграда Его Святейшество вручил церковные награды лицам, оказывавшим помощь в строительстве храма. Кроме того Святейший Патриарх Кирилл совершил чин малого освящения новопостроенного храма святого благоверного князя Александра Невского Калининграда и побывал в церковном комплексе на улице Кирпичная. Также состоялось освящение закладного камня в основание строящегося храма святой мученицы Лидии в микрорайоне «Восток-1». Вечером Предстоятель Русской Православной Церкви возглавил всенощное бдение в кафедральном соборе Христа Спасителя Калининграда, а 17 ноября — Божественную литургию. За литургией Предстоятель Русской Церкви совершил хиротонию архимандрита Силуана (Глазкина) во епископа Лысковского и Лукояновского (Нижегородская митрополия) в сослужении управляющего делами Московской Патриархии митрополита Саранского и Мордовского Варсонофия, митрополита Нижегородского и Арзамасского Георгия, председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству архиепископа Сергиево-Посадского Феогноста, епископа Балтийского Серафима, руководителя Административного секретариата Московской Патриархии епископа Солнечногорского Сергия, епископа Городецкого и Ветлужского Августина, епископа Выксунского и Павловского Варнавы.

http://patriarchia.ru/db/text/3478892.ht...

В период 1936-1938 гг. жертвами террора в К. и Г. е. стали многие представители духовенства. В ночь на 4 дек. 1936 г. в Костроме был арестован сщмч. Никодим (Кротков) , архиеп. Костромской и Галичский. 27 марта 1937 г. Особое совещание при НКВД СССР приговорило его к ссылке в Красноярский край на 5 лет. Однако уже в авг. Ярославское обл. управление НКВД приняло решение о начале нового следствия по делу сщмч. Никодима. 24 сент. он был вновь арестован и этапирован из Красноярского края в Ярославль. Сщмч. Никодим скончался 21 авг. 1938 г. в ярославской тюрьме в Коровниках. В нач. авг. 1937 г. на Костромскую кафедру был назначен еп. Феодосий (Кирика) . Однако 26 авг. 1937 г. он был арестован и, по-видимому, вскоре погиб. 29 сент. в Москве был арестован управлявший епархией в 1930-1932 гг. сщмч. Димитрий (Добросердов) , архиеп. Можайский, викарий Московской епархии; его расстреляли 21 окт. 1937 г. под Москвой, в Бутове. В авг.-сент. 1937 г. арестам подверглись представители сельского духовенства. Почти в каждом районе против них выдвигали обвинения в создании «фашистско-диверсионных», «террористических, вредительских и шпионских», «церковно-монархических» групп, после чего арестованных приговаривали к высшей мере наказания. Всего в 1937-1938 гг. в епархии (в границах совр. Костромской обл.) были арестованы и расстреляны свыше 130 священников. Среди них - иерей сщмч. Василий Разумов, настоятель Троицкой ц. в с. Троица Нерехтского р-на. После ареста еп. Никодима он публично молился о нем на богослужениях. 5 авг. 1937 г. свящ. Василий был арестован и 21 сент. расстрелян. Свящ. П. П. Мегалинский в 1937 г. незадолго до своего ареста сберег от поругания мощи прп. Варнавы Ветлужского, с 1930 г. находившиеся в Архангельской кладбищенской ц.- последнем действующем храме Варнавина. Предвидя скорое закрытие церкви, он тайно закопал мощи на кладбище (место неизв.). Вскоре свящ. П. Мегалинский был арестован и 26 дек. 1937 г. расстрелян. Накануне, 1 мая 1938 г., в Костроме были арестованы многие из еще остававшегося на свободе духовенства, в т. ч. 28 апр.- 3 из 4 священников Иоанно-Златоустовского кафедрального собора во главе с настоятелем прот. Павлом Князевым. Настоятеля собора сослали на 5 лет в Семипалатинскую обл. Казахстана, где он и скончался в 1940 г.; 2 др. священника были приговорены к 5 годам заключения в лагерях. 27 апр. 1938 г. в Костроме был арестован поселившийся здесь после освобождения из заключения на Соловках бывш. проф. Московской ДА историк Н. И. Серебрянский . Приговоренный к 5 годам заключения, он скончался в Сиблаге 23 мая 1940 г.

http://pravenc.ru/text/2458871.html

Важными событиями епархиальной жизни стали празднования в честь 250-летия К. и Г. е. (1994), 250-летия Костромской ДС (1997), 400-летия преставления прп. Ферапонта Монзенского (1997), 555-летия преставления прп. Макария Унженского и Желтоводского (1999), 625-летия преставления прп. Авраамия Галичского (Чухломского, Городецкого) и 555-летия преставления прп. Варнавы Ветлужского (оба - в 2000). В марте 1990 г. вышел 1-й номер епархиальной ежемесячной газ. «Благовест». В 1994 г. начала работать епархиальная телестудия «Преображение». С 1 дек. 2005 г. на Костромском телевидении еженедельно выходит передача «Епархиальный вестник». С янв. 2008 г. возобновлен выпуск ежемесячных «Костромских ЕВ». В 2005 г. было возрождено Костромское церковно-историческое об-во (председатель - прот. Д. И. Сазонов). Общество выпускает альманах «Светочъ» (первый номер вышел в 2007). В К. и Г. е. трижды приезжал патриарх Московский и всея Руси Алексий II . 7 мая 1993 г. он посетил ряд храмов в Костроме, встретился с областным руководством и депутатами областного Совета. 8 мая побывал в местах, связанных с именем Ивана Сусанина. Патриарх принимал участие в праздновании 250-летия образования епархии 22-25 июля 1994 г. В 3-й раз Алексий II побывал в Костроме в связи с празднованием 850-летия города 28-31 авг. 2002 г. 5 марта 2010 г. архиеп. Александр (Могилёв) был назначен архиепископом Астанайским и Алматинским, а новым Костромским архиереем стал архиеп. Алексий (Фролов) , бывш. архиеп. Орехово-Зуевский, викарий Московской епархии. 13 мая 2013 г. указом Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на время болезни архиеп. Алексия временно управляющим Костромской епархией был назначен еп. Макарьевский Ферапонт (Кашин). 3 дек. 2013 г. после тяжелой болезни архиеп. Алексий скончался; согласно решению Синода от 25-26 декабря, еп. Ферапонт утвержден правящим архиереем К. и Г. е. Крестные ходы С древности в Костроме существовала традиция проведения 16 авг. крестного хода с Феодоровской иконой Божией Матери из городского собора на место явления иконы - в Спасо-Запрудненский мон-рь (в 1764 преобразован в приходскую церковь).

http://pravenc.ru/text/2458871.html

Будучи соловецким пострижеником, И. в 1591 г., возможно, присутствовал при принесении на Соловки из Твери мощей свт. Филиппа (Колычева) . В вышедшей при И. декабрьской богослужебной Минее помещена служба свт. Филиппу, что позволяет говорить о его общерусском почитании ( Рамазанова Н. В. «Русского светильника Филиппа премудраго восхвалим»: Служба святому в источниках XVII-XVIII вв.//Рукописные памятники: Публ. и исслед. СПб., 1997. Вып. 4. С. 7-18). И. прислал икону святителя старцу Паисию (Дворянинову), бывшему в 1639-1640 гг. соловецким настоятелем (см.: Сапожникова О. С. Записка об обретении и перенесении мощей митр. Филиппа (Колычева)//КЦДР. СПб., 2001. [Вып.]: Соловецкий мон-рь. С. 443). Иоасаф I. Фрагмент рисованного лубка «Патриархи Русской Церкви свт. Иов, сщмч. Ермоген, Филарет, Иоасаф I, Иосиф». 2-я пол. XIX в. (ГИМ) Иоасаф I. Фрагмент рисованного лубка «Патриархи Русской Церкви свт. Иов, сщмч. Ермоген, Филарет, Иоасаф I, Иосиф». 2-я пол. XIX в. (ГИМ) И. делал вклады в Успенский собор в Кремле: подсвечники, облачение, покровы на гробницы митрополитов Феогноста, Филиппа, Геронтия, Макария. При И. была возобновлена роспись в соборе кремлевского Чудова в честь Чуда архангела Михаила в Хонех монастыря , был написан храмовый образ «Чудо арх. Михаила» ( Меняйло В. А. Храмовой образ собора во имя Чуда арх. Михаила в Хонех в Московском Кремле//Филимоновские чт. М., 2004. Вып. 1. С. 133). Во вкладной книге Троице-Сергиева мон-ря указаны 100 р., данных И. мон-рю в 1635 г. Патриарх послал шубу прп. Никодиму Кожеезерскому († 1640), узнав о его строгой жизни, сделал вклад в Кожеезерский в честь Богоявления монастырь , передал ризу, Требник и 5 р. ( Таушев Н. История Кожеозерского мужского монастыря. СПб., 1858. С. 65). И. благословил игумена Макариева Желтоводского во имя Святой Троицы монастыря Пафнутия (1640-1642) освидетельствовать чудеса, совершавшиеся при гробе прп. Варнавы Ветлужского , после чего началось общерус. почитание святого. Ок. 1634 г. в Нерехте по благословению первосвятителя был освящен храм и при нем устроен Сретенский мон-рь. В 1636 г. по благословению И. в Нерехту принесли чудотворную икону Божией Матери из ростовского Успенского собора. Позднее была сделана копия этой иконы, на одном из 14 добавленных клейм изображены просители из Нерехты у И. Согласно «Повести о начале Оранского монастыря», боярский сын В. Потапов, собиравший архиерейскую дань в Нижегородской земле, сообщил главе Церкви о новоявленной чудотворной Оранской иконе Богоматери. По грамоте И. была создана комиссия по проверке чудотворений, в которую вошли архимандрит нижегородского Печерского в честь Вознесения Господня мужского монастыря Рафаил и протопоп кремлевского Архангельского собора Иосиф. После подтверждения комиссией чудес, совершенных от иконы, в 1635 г. последовало патриаршее благословение на открытие Оранского в честь Владимирской Божией Матери мужского монастыря В «Повести...» И. назван «тихосмиренным».

http://pravenc.ru/text/578112.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010