смягчил требования устава для галльских монахов из-за суровых природных условий. По его мнению, впосл. бенедиктинская традиция М. и его учеников смешалась с обычаями ирл. монашества, принесенными в Галлию св. Колумбаном ( Orderic. Vital. Hist. eccl. VIII 26-27). Цистерцианцы также восприняли представление о М. как о духовном преемнике св. Бенедикта. В соч. «Большое начало Сито» (ок. 1200) утверждается, что М. принес в Галлию универсальный общежительный устав, составленный св. Бенедиктом. В эпоху вторжений норманнов мн. мон-ри были разорены и монашеская дисциплина пришла в упадок. Бенедиктинскую традицию возродили клюнийцы, но впосл. они стали искажать устав и вводить различные послабления. Точное соблюдение устава «восстановил» св. Роберт из Молема, основатель ордена цистерцианцев ( Conradus Eberbacensis. Exordium Magnum Cisterciense/Ed. B. Griesser. Turnhout, 1997. P. 5-15. (CCCM; 138)). Т. о., цистерцианцы также считали себя законными преемниками бенедиктинской монашеской традиции, происхождение которой связывали с миссией М. Св. Бенедикт благословляет св. Мавра. Инициал «С» из Бревиария (Центр Гетти. Ms. 24. Fol. 4). Ок. 1420 г. Клюнийцы способствовали распространению почитания М. в Италии. Св. Одилон прислал в аббатство Монте-Кассино кость руки святого в серебряном реликварии (Die Chronik. 1980. S. 268-270). Одним из ранних свидетельств почитания М. в обители, вероятно, является стихотворный панегирик М., который приписывается Лаврентию, архиеп. Амальфи († 1049/50) (BHL, N 5776m; изд.: Laurentius, monachus Casinensis, archiepiscopus Amalfitanus. Opera/Hrsg. F. Newton. Weimar, 1973. S. 81-83. (MGH. QGGMA; 7)). Эпохой расцвета Монте-Кассино считается период правления аббата Дезидерия II (1058-1085; впосл. папа Римский Виктор III ), который уделял особое внимание укреплению почитания местных святых и возвращению мон-рю статуса важнейшего центра бенедиктинской монашеской традиции. По его указанию в связи со строительством новой монастырской базилики (освящена 1 окт. 1071 папой Александром II) был создан иллюминированный лекционарий с чтениями для вигилий праздников святых Бенедикта, М.

http://pravenc.ru/text/2561130.html

Отдельные документы, преимущественно хозяйственного характера, посвященные мон-рю, встречаются и в других фондах ЦГИАК (Ф. 51. Оп. 1, 3; Ф. 442. Оп. 72). Ист.: ЦГИАК. Ф. 25, 812, 2071; АЗР. 1846. Т. 1. 360; Реестр дел козацких в Польской Метрике//ЧОИДР. 1861. Кн. 4. С. 14; АСЗР. 1869. Т. 6. С. 205; АрхЮЗР. 1859. Ч. 1. Т. 1. С. 479-489; 1883. Ч. 1. Т. 6. С. 128-143, 152-186, 189-207, 212-220, 248-249, 258-263, 268-270, 284-285, 304-306, 314-317, 501, 504, 568-570; 1893. Ч. 1. Т. 9. С. 367, 370; ПСРЛ. Т. 2; Лimonuc Руський. К., 1990. С. 383; Лimonuc Самовидця. К., 1971. С. 87, 128; Пам " ятки: Apxib Украïнськоï Церкви. К., 2001. Т. 3. Вип. 1: Док-ти до icmopiï yhiï на Boлuhi i Kuïbщuhi kihця XVI - 1-й пол. XVII ст.: Руська (Волинська) метрика. К., 2002. С. 258, 726; Archiwum Ksit Lubarmowiczyw-Sanguszków w Sawucie. Lwów, 1890. T. 4. S. 562-565; 1897. T. 5. S. 418-420; Monumenta Ucrainae Historica. R., 1964. Vol. 1. P. 248-249; 1965. Vol. 2. P. 140-141, 147; 1971. Vol. 9/10. P. 728-730, 733, 755, 793-795, 849-851, 856, 870-873, 903-904; 1974. Vol. 11. P. 20, 47, 195, 248-253, 321, 398-399, 466. Лит.: В. Т. М[азюкеви]ч. Из старых бумаг холмского архива//Киевская старина. 1883. 8. С. 735-737; Леонид (Кавелин), архим. Сведения о слав. рукописях. М., 1887; Иванов В. Епископы древней Луцкой епархии. Почаев, 1891; Малевич А. Древняя Жидичинская архимандрия на Волыни. Почаев, 1905; Переверзев К. В., свящ. Справочная книга о приходах и мон-рях Волынской епархии. Житомир, 1914. С. 224; Ящур В. Судова розправа Гедеона Балабана apxiм. Жидичинського мон-ря на ochobi opurihaльhux дokyмehmib//ЗНТШ. 1961. Т. 171. С. 59-133; Памятники градостроительства и архитектуры УССР. К., 1985. Т. 2. С. 75-76; Kpuжahibcьkuй О. П. Церква у coцiaльho-ekohoмiчhoмy розвитку Правобережноï Украïни: (XVIII - перша пол. XIX ст.). К., 1991. С. 23, 25-26, 36-37, 43, 48, 56, 58, 70, 73, 85; Бантыш-Каменский Д. Н. История Малой России. К., 1993. С. 241; Грушевський М. С. Духовна Украïна: Зб. mbopib. К., 1994.

http://pravenc.ru/text/182287.html

Ист.: ДАИ. Вып. 12. 17; Гмелин С. Путешествие по России для исследования трех царств естества. СПб., 1771. С. 57-59; Второв Н. И. Древние грамоты и др. письменные памятники, касающиеся Воронежск. губ. и частью Азова. Воронеж, 1850. Т. 1. С. 46; Память воронежцу И. Северцеву об осмотре им описи повреждений, причиненных Семилукскому мон-рю осевшею землею//Мат-лы для истории Воронежской и соседних губ. Воронеж, 1887. Т. 1: Воронежские акты. С. 300; Вейнберг Л. Б. Мат-лы по истории Воронежской и соседних губ. 1886. Вып. 8. CCCXXXI-II; 1888. Вып. 12. 483; Веневитинов М. А. Из Воронежской летописи 1696 г.//Памятная кн. Воронежской губ. на 1896 г. Воронеж, 1896. Паг. 3. С. 1-25; Строительная книга Коротояка//Мат-лы для истории Воронежской и соседних губерний. Воронеж, 1889. Вып. 16: Акты XVII - XVIII вв. С. 1878-1893; Окладные книги Рязанской митрополии//Воронежская старина. Воронеж, 1902. Вып. 1. С. 127-132; Правдин А. М. Опись указам Свят. Синода, относящимся до Воронежской епархии, хранящимся в Воронежской духовной консистории, за 1743-1850 гг.//Там же. С. 357, 359, 361, 365; он же. Акты Дивногорского Успенского мон-ря//Там же. С. 57-90; Строельная книга г. Острогожска//Тр. Воронежской УАК. Воронеж, 1902. Вып. 1. С. 64-82; Склобовский Д. Я. Летопись г. Острогожска и 7-и церквей оного//Воронежская старина. 1902. Вып. 1. Отд. 2. С. 225-328; Тевяшов В. Н. Пещерные мон-ри Острогожского у.//Тр. Воронежской УАК. 1902. Вып. 1. С. 52-71; Никольский П. В. Мат-лы по истории монашества на Дону//Воронежская старина. 1903. Вып. 2. С. 68; 1904. Вып. 4. С. 177-231; Вып. 5. С. 6-20; он же. Переписные книги Воронежской епархии мон-рям//Там же. 1903. Вып. 2. С. 218, 220-221; он же. Успенский Дивногорский мон-рь: Ист. очерк. Воронеж, 1904; он же. Монашество на Дону//Воронежская старина. 1907. Вып. 6. С. 43-161; 1908. Вып. 7. С. 59-159; 1909. Вып. 8. С. 77-180; 1910. Вып. 9. С. 150-181; Макаренко Н. Е. Археологические исследования 1907-1909 гг.//Изв. Имп. археол. комиссии. СПб., 1911. Вып. 43. С. 20; Евгений (Болховитинов), митр. Ист., геогр. и экономическое описание Воронежской губ., собр. из историй, арх. записок и сказаний//Воронежская старина. 1912. Вып. 11. Прил. С. 1-196; Воссоединение Украины с Россией: Док-ты и мат-лы. М., 1954. Т. 2. С. 226-228; АСЭИ. 1964. Т. 3. С. 341; Воронежский край с древнейших времен до кон. XVII в.: Док-ты и мат-лы по истории края/Сост.: В. П. Загоровский. Воронеж, 1976. С. 70-72, 145-146; Воронежский край в XVIII в.: Док-ты и мат-лы по истории края/Сост.: В. М. Проторчина. Воронеж, 1980. С. 52-54, 171; Пименово хожение в Царьград//Книга хожений. 1984. С. 110; Герберштейн С. Записки о Московии. М., 1988. С. 135, 137-139, 143, 146, 149.

http://pravenc.ru/text/171961.html

На Лурмеле находились общежитие и, независимо от него, столовая, цель которых была сформулирована в сухом сообщении в «Вестнике» РСХД в начале 1937 года: «Цель женского общежития дать возможность малоимущим людям за минимальную плату иметь полный пансион. В общежитии сейчас живет 25 человек, из которых часть оплачивает свое существование, часть не имеет возможности внести даже половинную сумму. Кроме того, в общежитии постоянно живет 7–8 человек персонала, оправдывающего свое существование тем или иным трудом […]. При женском общежитии на 77, рю Лурмель, уже три года существует дешевая столовая, в которой выдается от 100 до 120 обедов в день. Стоимость обеда (суп и второе мясное) этой осенью была поднята с 1 с пол. до 2 франков. Столовая посещается главным образом получающими пособие безработными. Среди столующихся удалось наладить культурно–просветительную работу, в которой активное участие принимают сами посетители столовой». Столовая, как отметил один журналист, «дешевая, почти бесплатная»: несмотря на это, «всё приготовлено вкусно и чисто […]: ничего похожего на обычные благотворительные или полублаготворительные «обжорки». «К плоти брата своего у человека должно быть более внимательное отношение, чем к своей плоти», — писала мать Мария: она не жалела сил, чтобы обеспечить людей необходимым. «От книг бухгалтерских дух устает», начинается одно ее стихотворение 1935 года. Как ни опасалась она рутины, однако ежедневное раздобывание и приготовление пищи для столовой неизбежно отнимало значительную часть ее времени. Еще со времени первого общежития она привыкла посещать центральный рынок Парижа («чрево Парижа», по выражению Золя), чтобы рано утром, еще до рассвета, когда оптовая торговля уже закончилась, наполнить объемистый свой мешок всякими остатками, которые распродавались или просто отдавались благотворительным организациям или нищим. На рынке мать Марию хорошо знали. В мешок сыпались кости, рыба, фрукты, овощи. «Стоило бы завести тачку и привлечь к этой работе кого–нибудь из безработных», — сказала она однажды: накануне рыба протекла и промочила ей спину («я вся пропахла рыбой») — тачка предохраняла бы от таких неприятностей.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

Почайне. Две другие границы района были определены топографическими факторами - киевской грядой и р. Почайной, к-рая впадала в Днепр, образуя гавань. Площадь Подола древнерус. времени достигала 180-200 га. За укреплениями посада размещались усадьбы «предградья», тянувшегося вдоль дороги на Дорогожичи (к Кирилловскому мон-рю) и далее к переправе на Вышгород. На основании данных, полученных в результате раскопок, был открыт Подол XI-XIII вв. (работы 1950 (Богусевич) и 1971-2013 гг. (Толочко, Гупало, Г. Ивакин, Сагайдак, Зоценко и др.)). Особенность культурного слоя Подола заключается в хорошей сохранности ископаемого дерева и соответственно деревянных построек в отличие от остальных районов древнего города. Достаточно мощный культурный слой (4-10 м) простирался от Почтовой пл. до ул. Введенской (вероятно, линия «столпия» на северо-западе). Наибольшая мощность слоя - в историческом центре Подола, на Контрактовой пл. (10 м). Здесь находились и наиболее крупные зафиксированные усадьбы - до 900 кв. м. Древнейшая дендродата сооружений нижнего строительного горизонта - 913 г. Предматериковый слой относится к IX в. Под Замковой горой его мощность не менее 14 м (ниже пройти не удалось из-за грунтовых вод). Дендрохронология на этом участке дает древнейшую дату - 887 г. Закладка храма Успения Пресв. Богородицы Пирогощей. Радзивиловская летопись. Кон. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 35) Закладка храма Успения Пресв. Богородицы Пирогощей. Радзивиловская летопись. Кон. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 35) В X-XIII вв. на Подоле были гл. обр. срубные жилые и хозяйственные постройки, район имел произвольную поусадебную застройку. Планировка была не регулярной, а полурадиальной, приспособленной к природным факторам, основными из к-рых являлись горы, гавань, речки и ручьи (Новое в археологии Киева. 1981; Сагайдак. 1991). С 945 г. известна ул. Боричев спуск (часть совр. Андреевского спуска), к-рая соединяла Верхний город (через Подольские ворота) с Подолом. Ширина зафиксированных улиц - 6 м, переулков - 3 м.

http://pravenc.ru/text/1684329.html

К.- автор неск. монографий, посвященных деятельности царя св. Вахтанга Горгасали, Георгия Саакадзе, царя Ираклия II; К. были исследованы и описаны источники, касающиеся 2 наиболее важных битв в истории Грузии - Дидгорской и Крцанисской. Отдельное исследование он посвятил вопросу возникновения груз. государственности. Также К. принадлежат неск. учебников, посвященных истории Грузии. Большое значение К. придавал публикации документальных материалов по истории Грузии и ГПЦ периода средневековья. Особо следует отметить заслуги К. в выявлении, изучении и публикации документов по истории ГПЦ. Начиная с 1912 г. он издавал гуджары (грамоты, указы) патриарших поместий в Вост. Грузии; грамоты мон-ря Шиомгвиме (жалованные царем Грузии Георгием II (1072), царицей св. Тамарой (1201-1202) и царем Георгием IV Лашей (1220)); «Завещание» (1123-1124) царя единой Грузии св. Давида IV Строителя мон-рю Шиомгвиме; ряд приходо-расходных описей разных храмов. К. изучал деятельность Восточногрузинских (Мцхетских) и Западногрузинских (Бичвинтских (Абхазских)) Предстоятелей (католикосов и католикосов-патриархов) и архиереев; он уточнил списки их имен и хронологию правления. Также им были изучены документы, связанные с доходами обоих Католикосатов ГПЦ (Мцхетского и Абхазского). В 1921 г. в 2 томах вышли собранные К. «Церковные документы Западной Грузии». Были опубликованы источники, касающиеся истории мон-ря Илори , Баграта храма в Кутаиси, документы, связанные с деятельностью митр. Чкондидского Арсения (XIII в.), «Большой иадгари Абхазского Католикосата», памятники канонического права: «Католикосское право» (Законы католикосов), «Порядок коронования царя» XIII в. Мн. публикации К. были посвящены истории древнегруз. городов Тбилиси, Мцхеты, Кутаиси. Неск. сочинений К. затрагивают историю патриаршего кафедрального собора Светицховели. В стремлении как можно полнее изучить историю Грузии К. исследовал тексты летописей (переводил, уточнял датировки). В 1924 г. К. издал «Исторические разыскания», посвященные ханметным текстам груз. перевода Четвероевангелия V-VI вв., проблеме датировки трактата «О разделении Грузии и Армении», вопросам, связанным с древнегруз. летописью «Мокцеваи Картлисай» (Обращение Картли), и с др. древнегрузинскими летописями. В 1949-1950 гг. совместно с П. Гагошидзе вышла 2-томная работа по описанию коллекции груз. рукописей ЦГИА.

http://pravenc.ru/text/1319905.html

В Житии Кадока И. упоминается среди свидетелей в договоре со св. Кадоком кор. Меурига (Ibid. 25), а также при даровании мон-рю Кадока права убежища с согласия кор. Руна (Ibid. 70). В перечне свидетелей одного из пожалований в пользу мон-ря Кадока содержится упоминание о «Самсоне, аббате алтаря св. Ильтуда» (Samson abbas altari sancti Eltuti) (Ibid. 52). Вероятно, по указанию Самсона, жившего в IX-X вв., были установлены резные каменные кресты в память о местных правителях, похороненных в Лланильтуде. В надписи на фрагменте креста 2-й пол. IX в. сообщается: «Во имя всевышнего Бога утвержден крест Спасителя, к-рый сделал аббату Самсону за свою душу и за душу кор. Ютаэля и Артмала и Тегана» (In nomine D[e]i summi incipit crux Saluatoris quae preparauit Samsonis apati pro anima sua et pro anima Iuthahelo rex et Artmall [et] Tec[a]n). Скорее всего имеется в виду кор. Гвента Ютаэль (Ител; † 848). На фрагменте резного креста X в. написано: «Самсон установил этот крест. Молитесь за его душу» (+Samson posuit hanc c[r]ucem+ [orate] pro anmia eius+). На кресте 2-й пол. IX в. имеется надпись: «Во имя Бога Отца и Св. Духа Хивел сделал этот крест за душу отца своего Реса» ([I]n inomine D[e]i Patris et Speretus Santdi anc [c]rucem Houelt prope[r]abit pro anima Res pa[t]res eus). Упомянутый в тексте Хивел отождествляется с Хивелом ап Рисом († 886), кор. Гливисинга (Гламоргана). В «Камбрийских анналах» имеется свидетельство о разорении в 988 г. скандинавами ряда крупных церквей Юж. Уэльса, в т. ч. Лланильтуда (Gentiles uastauerunt Meneuiam, et Llan Patarn, et Llan Iltut, et Llan Carvan, et Llan Dethoch - Annales Cambriae/Ed. J. Williams ab Ithel. L., 1860. P. 21). В 1102 г. Роберт Фиц-Хамон подарил ц. Лланильтуд со всеми владениями основанному им аббатству Тьюксбери (одновременно храм был и приходской церковью). Вероятно, после этого было возведено новое здание церкви - однонефное, крестообразное в плане (сохр. фрагменты кладки южной стены и арка южного портала). В XIII в. храм был полностью перестроен: сооружен обширный 3-нефный хор с башней над зап.

http://pravenc.ru/text/389467.html

Анонимное Второе Житие (BHL, N 2755) менее изысканно по форме и стилю. Оно отражает сложившуюся легенду о Е., к-рая вошла в средневек. традицию. Эта легенда известна также по церковным барельефам XII в., позднесредневек. редакциям Жития и его франц. переложениям, сделанным в Новое время (от текста XVII в. до пересказов в трудах региональных историков и краеведов). Житие сохранилось в рукописи XIV в. (Paris. Lat. 5317. Fol. 5v - 16). Вероятно, оно было составлено в X - нач. XII в. (скорее всего в XI в.). Это беллетризированная агиографическая легенда с описанием мн. приключений, чудес и явных исторических несообразностей (в частности, родители Е., жившие в VI в., представлены как крещеные сарацины из Испании). Ядром повествования является фольклорный сюжет о злоключениях бедного мальчика, к-рый смирением одолевает высокомерных противников. Отец Е., араб. вельможа, из-за крещения потерял родину, положение и богатство. Обосновавшись в Петрокорийском окр., он вместе с женой и 3 маленькими детьми терпел крайнюю нужду и презрение состоятельных соседей. Их положение стало нестерпимым, после того как изгнанный Е. бес наслал голод на весь край. Семье пришлось скитаться по вымершим городам и деревням и диким лесам, и лишь твердая вера сына чудесным образом спасала путников от голодной смерти, волков и разбойников. Е. прощал и людей и зверей, напавших на них в лесу. Впосл. волки стали спутниками и «помощниками» преподобного. Как и в Первом Житии, Е. оказался в услужении в мон-ре, продав себя для спасения семьи. Там он поочередно исполнял обязанности поваренка, пастуха и ответственного за пекарню, к-рые из-за козней завистников превращались в аналог невыполнимых сказочных заданий. Разбитая посуда чудесным образом склеивалась и сама варила ужин, волки вместо убитых монахами собак стерегли овец, огненная печь не обожгла вошедшего в нее за хлебами мальчика. К радости аббата, благоволившего к послушнику, и к стыду злопыхателей, Е. принял монашеский постриг и приобрел всеобщее уважение. Но земная слава начала тяготить преподобного, он бежал из мон-ря и стал отшельником. Е. вырастил чудесный сад, подружился с лесными зверями, остался в безопасности во время наводнения и даже заставил морского беса таскать камни для строительства храма. Анонимный агиограф также использовал сюжет о предсказании Хильдеберту. Однако в этом тексте сообщается, что король посетил преподобного до похода, что дало Е. возможность освободить пленных соотечественников, а нек-рым франк. аристократам - постричься в монахи и подарить земли новому мон-рю. По настоянию Северина, аббата монастыря Патрициак, Е. стал его преемником, основал обитель на месте своих отшельнических подвигов и умер через 14 лет после посещения короля. Согласно традиции, которой следует агиограф, преемником преподобного во главе монастыря по желанию братии стал его ученик Леонард.

http://pravenc.ru/text/187402.html

Аксинья включила читалку и углубилась в Достоевского. «Подросток». Два раза подряд прочитала, теперь в третий раз бежала глазами по знакомым строкам, и не надоедало. И каждый день находила в романе что-нибудь новое, делала свои неожиданные открытия. Нет, не зря Франц Кафка называл «Подростка» своим любимым романом. Дед несколько раз просыпался, внучка наливала ему крещенской воды, и он опять мирно засыпал. Бабушка пришла поздно вечером. У ворот дома уже стояло такси. Внучка спешила домой – к мужу и малолетней дочери. В середине следующего дня бабуня-Груня позвонила внучке. Не поленилась добежать до сельпо, ведь телефон-то один на всю деревню, и только в магазине. – Ксюш, проснулся, значит, нынче дед твой, просит рюмочку. Я налила ему водки. Он понюхал и отвернулся. Говорит: «Не то, Груня, не то, мне бы рюмочку…». Я подумала-подумала и налила ему холодного чаю. Он поморщился. И опять заладил: «Нет, Груня, не то…». Я ему из чайника кипячёной водички предложила. Проглотил – и опять сморщился, как печёное яблоко. Я уж ему и то, и сё, и морс делала из его любимого вишнёвого варенья, а он одно ладит: «Грунюшка, мне бы такую рю-мо-чку, что внучка накануне поднесла…». Замучил он меня твоей рюмочкой. Сознавайся, чем это таким ты его потчевала вчерась? Внучка поведала о богоявленской воде. Бабка недовольно повела носом, словно обнюхала телефонную трубку, но больного мужа ослушаться не посмела. Придя домой, налила ему внучкину рюмочку. Вечером опять звонит из сельпо. – Ксюш, св я тая моя, налила ему крещенской водички. Выцедил крохотными глоточками, и теперь только её принимает. Скоро кончится вода-то. Принеси завтра ещё бутылочку… Последние три дня на этом свете дед пил только из «внучкиной рюмочки». И только святую воду. Утром четвёртого дня он сделал последний глоток, нечувствительно погладил рану на ноге, неожиданно перекрестился, вытянулся на кровати, словно солдат по стойке «смирно», выдохнул здешний воздух – и шагнул туда, куда призвал его Господь. Со спасительной рюмочкой в левой руке.

http://pravoslavie.ru/143982.html

В королевском окружении преобладали монахи нищенствующих орденов : он приглашал францисканца католич. св. Бонавентуру († 1274) читать ему проповеди в домашней обстановке (19 из 130 проповедей, произнесенных в Париже, Бонавентура прочел королю); католич. св. Фома Аквинский († 1274) и др. доминиканцы нередко обедали за королевским столом. Королевским исповедником, а впосл. 1-м биографом Л. С. был доминиканец Жоффруа де Больё († кон. XIII в.). Доминиканец Винцентий из Бове (ок. 1190 - ок. 1264) при содействии короля составил энциклопедию «Большое зерцало». Ходили слухи, что король хотел отречься от престола и вступить в один из нищенствующих орденов, но не смог выбрать, в какой. По преданию, однажды некая Саретта бранила короля и удивлялась, что его до сих пор не свергли, ведь он «лишь король братьев миноритов и братьев проповедников, король священников и клириков». Король считался «главным благодетелем и защитником ордена [миноритов] не только в Париже, но и во всем королевстве» ( Салимбене. 2004. С. 242). Л. С. оказывал поддержку мон-рям. Он приобрел земли домена Кюимон близ королевской резиденции в Аньер-сюр-Уаз для новой обители во имя Пресв. Девы Марии; в 1229 г. она была передана ордену цистерцианцев . Л. С. переименовал мон-рь в Руайомон (франц. Royaumont; лат. Mons Regalis, букв.- Королевская гора), обозначив т. о. связь аббатства с королевской семьей. Монарх принимал участие в строительстве обители: он не только интересовался ходом работ, но и сам подносил камни и бревна; по его распоряжению мон-рю ежегодно выплачивалось из казны 500 ливров (см.: Erlande-Brandenburg A. Royaumont: Abbaye royale. P., 2004. P. 30-33). Впосл. в Руайомоне король часто молился и разделял трапезу с монахами. При Л. С. были отстроены цистерцианские аббатства: Сент-Антуан-де-Шан (ныне в черте Парижа; освящено в 1233); Нотр-Дам-ла-Руайаль (ныне Мобюисон) близ Понтуаза и Нотр-Дам-дю-Лис близ Мелёна (основаны кор. Бланкой Кастильской в 1236 и 1244); мон-рь кларисс в местности Лоншан у ворот Парижа (основан в 1255 младшей сестрой короля католич. св. Изабеллой Французской († 1270)) и др.; все они получили от короля большие пожертвования. В 1254 г., вернувшись из 7-го крестового похода (на Св. земле он посетил гору Кармил ), Л. С. разрешил неск. франц. кармелитам основать мон-рь близ Шарантона; для него король приобрел землю и пожертвовал литургические одеяния и сосуды. Обитель регулярных каноников благодаря Л. С. получила обширный сельскохозяйственный комплекс за воротами Монмартра (ныне в черте Парижа). В 1258 г. для монахинь нищенствующего ордена сервитов Л. С. купил землю у ворот Тампля (ныне в центре Парижа); помог обосноваться в Париже регулярным каноникам Св. Креста (для них было приобретено неск. домов) и бегинкам . С его помощью орден тринитариев получил в Париже госпиталь св. Матурина (впосл. во Франции членов ордена стали называть матюренцами); позднее был основан мон-рь тринитариев в Фонтенбло.

http://pravenc.ru/text/2561068.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010