Мы проследим жизнь и деятельность ап. Варнавы и по тем и по другим известиям. Библейские сказания об ап. Варнаве касаются только самых главных моментов его жизни и деятельности, и состоят приблизительно в следующем. По свидетельству книги Деяний (IV, 36. 37), автор изучаемого нами послания первоначально носил имя Иосии, которое так часто встречается в книгах нового завета, и только уже впоследствии был назван апостолами Варнавою, т. е. сыном утешения, за его способность говорить сильно и убедительно. Он принадлежал к колену Левиину, и происходил из состоятельной иудейской фамилии, которая издавна выселилась из Палестины и поселилась на острове Кипре. В христианство Варнава обратился в Иерусалиме, и первым его делом, по обращении в христианство, было продать свое имение на острове Кипре и вырученные за него деньги положить к ногам апостолов для раздачи бедным. По вознесении И. Христа Варнава является одним из самых видных членов апостольской церкви, и приобретает авторитет ревностного и одушевленного проповедника новой веры. С того самого момента, как Варнава выступает на поприще общественной деятельности, он становится, по рассказу книги Деяний, в самые близкие и тесные отношения к другому проповеднику первенствующей церкви, именно к ап. Павлу. Известно, что когда Павел обратился в христианство, _______________________________ «Очерк истории духовного просвещения в древней христианской церкви (IIIX). § 4. Св. апостол Варнава и его послание», стр. 2127, – 6) в том же журнале за 1879 г. в отделе: «мелкие статьи, заметки и известия» есть обстоятельная статья о подлинности послания Варнавы, см. часть III, стр. 411429, – 7) в Воронежских епархиальных ведомостях за 1891 г, в части неофициальной, в 21, стр. 771779 статья Т.Крутикова: «Св. Варнава». Б) Иностранная литература об ап. Варнаве и его послании довольно обширна. Библиографические указания на важнейшие издание «Послания» и на монографические исследования о нем можно найти напр. в недавно вышедшем немецком сочинении: Geschichte der altchristlichen Litteratur in den ersten drei Jahrhunderten.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Gusev/...

Биографические сведения о святых отцах Святой апостол Варнава Апостол Варнава , по происхождению иудей, из колена Левия, родился на Кипре в начале I века. В юности он вместе с Савлом (будущим апостолом Павлом) учился у знаменитого Гамалиила. Уверовав во Христа, Варнава вошел в число семидесяти апостолов. С 43 по 44 год апостолы Варнава и Павел проповедовали христианство среди язычников в Антиохии, а затем отправились на Кипр и в Малую Азию для проповеди Евангелия (45–56 гг.). Апостол Варнава присутствовал на Апостольском соборе в Иерусалиме. Через некоторое время он совершает еще одно путешествие на остров Кипр вместе со своим родственником святым апостолом Марком. Представляется вероятным, что он проповедовал в Александрии, а затем возвратился на Кипр. За проповедь учения Христова иудеи побили его камнями, и он скончался мученической смертью в 76 году. В 488 году были обретены его нетленные мощи. От апостола Варнавы до нас дошло одно послание, написанное на греческом языке, состоящее из 22 глав. Послание написано вскоре после разрушения Иерусалима, случившегося в 70 году. Святой Ерм Святой Ерм в книге «Пастырь» говорит о себе следующее: что он родом грек, жил в Риме, был женат на язычнице. За грехи домашних его постигло тяжелое испытание – из богача он стал бедным. Но, наказывая, Господь вместе с тем и миловал его – на время покаяния Господь поручил его особенному хранению Ангела. Являясь Ерму в виде пастыря, Ангел давал ему наставления, которые тот тщательно исполнял и по повелению того же Ангела записывал для общей пользы. В книге «Пастырь» Ерм пересказывает наставления Ангела с целью исправить заблудших, привести их к покаянию и дать примеры правильного христианского поведения. Святой Ерм скончался около 100 года. Ориген признает писателя Ерма за того самого Ерма, которого приветствовал святой апостол Павел в Послании к Римлянам ( Рим. 16, 14 ). Церковный историк Евсевий и блаженный Иероним свидетельствуют, что это мнение является древним церковным преданием. Святитель Климент, епископ Римский

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Другое типичное противоречие между этими двумя книгами мы находим в утверждении Евангелия от Варнавы относительно ангелов Божьих в последние дни перед Страшным судом: «На пятнадцатый день умрут святые ангелы и живым останется один Бог» (Варнава, гл. 53). Коран ничего не знает о смерти ангелов, но утверждает, что восемь из них понесут трон Господа в Судный день (см.: сура 69.17). И снова Евангелие от Варнавы заявляет, что в тринадцатый день заключительного периода все люди умрут и все живое погибнет (см.: Варнава, гл. 53), в то время как Коран говорит, что люди будут жить вплоть до великого Судного дня, когда зазвучат трубы и «у каждого мужа из них тогда» дело будет «достаточное» (сура 80.37). Свидетельствуя мусульманам, вам будет легко изобличить во лжи Евангелие от Варнавы, если вы сразу приведете им эти доказательства. Это Евангелие – лишенная всякой ценности подделка, которую мусульмане пускают в ход для того, чтобы отвлечь внимание собеседников от истинной христианской и мусульманской апологетики. 6.4 Подлинное авторство Евангелия от Варнавы Мусульманин: Известно, что Варнава был одним из самых почитаемых учеников Иисуса. Как вы можете дискредитировать Евангелие, написанное им? Если он был одним из двенадцати, то почему христиане отвергают все написанное им? Одним из основных вопросов, возникающих по поводу этого Евангелия, конечно же, является вопрос о его истинном авторстве. Хотя книга явно представляет собой подделку сравнительно недавнего прошлого, тем не менее важно доказать, что Варнава никогда не был ее автором. В книге не раз говорится, что ее автор был одним из двенадцати учеников Иисуса, однако, как известно, реальный Варнава появляется в истории христианства только после смерти и воскресения Иисуса. Более того, он получил это имя значительно позже этих великих событий. Доказательство этому мы находим в следующем отрывке: Так Иосия, прозванный от Апостолов Варнавою (что значит – «сын утешения»), левит, родом Кипрянин, у которого была своя земля, продав ее, принес деньги и положил к ногам Апостолов.

http://azbyka.ru/bog-ili-prorok-otstaiva...

Кроме наставлений, иеромонах Варнава вел обширную переписку, едва успевая давать необходимые ответы, касающиеся неотложных нужд вопрошающих. Получаемую со всех концов России и даже из-за границы корреспонденцию, содержащую в себе большей частью исповедь или откровения тайников скорбящей души, батюшка после просмотра всегда уничтожал. Но случалось, что иные письма старец и не распечатывал, говоря, что отвечать на них не нужно. Не имея достаточно времени для того, чтобы собственноручно вести столь обширную переписку, отец Варнава пользовался услугами некоторых преданных ему лиц из числа духовных чад, которым и поручал давать надлежащие ответы за его собственноручной подписью. Посвящая весь свой досуг скорбящим и обездоленным, старец Варнава находил время и для заочного поучения духовных чад. В его письмах-назиданиях видна всё та же любовь и попечительность о духовном благе ближних. С глубоким знанием слова Божия и святоотеческих творений в них соединяется его возвышенный духовный опыт, так что, читая его письма, невольно вспоминаешь поучения древних отшельников-аскетов, которые так хорошо знали слабости греховной человеческой природы... А ведь это был смиренный простец-старец. Любовь к ближним часто заставляла доброго старца совершенно забывать о себе: не раз он, бывало, подвергал опасности свое здоровье, когда выходил на крылечко к народу зимой или осенью – в ненастную погоду – в одной холодной рясе да шапочке на голове и долго-долго беседовал со всеми, благословлял, отвечал на вопросы, давал советы, наделял крестиками. А иной раз жаль станет ему всю эту озябшую, истомившуюся в ожидании толпу, и он всех сразу позовет к себе в келлию. В Великий пост двери его келлии целыми днями не закрывались, и батюшка, принимая исповедников, тянувшихся к нему длинной вереницей, часами находился на стуже, стоя или сидя у аналоя против входной двери. Неопустительно посещая церковные службы, все остальное время дня старец исповедовал богомольцев и братию скита и «Пещер». Лишь к одиннадцати часам ночи он снимал с себя епитрахиль и отходил на отдых. «А наутро войдешь, бывало, к нему пораньше, – рассказывал один иеродиакон скита, духовный сын старца, – а на лице его опять уже радостная улыбка, и следа нет от вчерашнего крайнего утомления. Но к вечеру опять еле-еле говорит, едва перемогается труженик Божий». И так весь пост проводил старец в подвиге своего духовничества. Но и в Светлое Христово Воскресенье, как и вообще во все праздничные дни, не было для него отдыха. «Для монаха праздника нет», – часто говаривал батюшка, разумея, конечно, просто отдых или праздное препровождение времени. Праздничные дни старец проводил в цельнодневных трудах и в подвиге молитвы. По праздникам он служил почти всегда, а затем в келлии начинался у него обычный прием посетителей до вечерни, когда он шел опять в церковь , уводя за собою и своих гостей.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Gefsim...

Преподавая благословение, старец для каждой сестры находил слово утешения и привета. Да и вообще все беседы его с сестрами были проникнуты отеческой любовью и попечительностью. Это были беседы отца со своими детьми. Для всех одинаково доступный, ко всем равно приветливый и добрый, он все-таки особенно старался поощрять тружениц. Было, например, замечено, что сестры, несшие клиросное послушание, пользовались несколько большим вниманием старца. В каждый свой приезд отца Варнава успевал везде побывать и все осмотреть, обо всем участливо расспросить, а где нужно, преподать добрый совет и наставление. Не оставались без обличения замеченные им какие-либо недостатки, неисправности. Поучая сестер более всего помышлять об угождении Господу, старец в то же время оказывал и снисхождение к их немощам, всегда старался доставить им и некоторое утешение. С какой радостью встречали они своего наставника-отца и «кормильчика» и как затем, дорожа каждой минутой его кратковременного пребывания в обители, окружали его густой толпой и старались не пропустить ни одного слова из его назидательной беседы. И старец с истинным самоотвержением отдавал всего себя на служение своим ближним. По искреннему желанию и усердной просьбе сестер батюшка обходил иногда и келлии, причем от зоркого его взгляда не ускользало ничего неуместного в монастыре. Так, например, он строго запрещал держать в келлиях певчих птиц, кошек или других каких-либо животных. Призывал к тому, чтобы обстановка в келлиях была возможно проще, никакой роскоши он не одобрял и не допускал. С глубоким вниманием слушали сестры своего батюшку, сопровождая его всюду. Если же с ним приезжал кто-либо из гостей-благотворителей, то даже и «отчаянные» клирошанки почтительно стояли в стороне, не осмеливаясь подойти к нему, пока сам батюшка не скажет им: «Отчаянные, идите-ка сюда!» С отеческой любовью отвечал старец на все их вопросы, утешал в скорбях, разрешал недоразумения, выслушивал различные просьбы и всегда старался всем оказать помощь и утешение. Как истинный «сын утешения» отец Варнава всюду приносил с собой радость, любовь и милость. Многие благословляли тот день и час, когда они по совету отца Варнавы вступили под мирный кров святой обители и приняли монашеское звание, о чем подчас и не думали до знакомства с ним. Сестры вели переписку с отцом Варнавой. Читая эти письма и наставления, убеждаешься, как зорко следил и уже за гробом, с небесной высоты Церкви торжествующей, продолжал следить за духовным совершенствованием своих чад святой преподобный отец Варнава, Гефсиманский чудотворец.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Gefsim...

53 Преподобный Варнава Гефсиманский (в миру Василий Ильич Меркулов, † 1906; память – 6/19 июля (Собор Радонежских святых) родился 24 января 1831 года в селе Прудищи Тульской губернии в семье крепостного. Детство и юность будущий подвижник провел в подмосковном селе Фоминское (ныне город Нарофоминск), куда родители его переселились по воле своего помещика. Василий часто посещал Троице–Одигитриевскую Зосимову пустынь и назидался наставлениями отшельника Геронтия, жившего в уединении близ обители. В возрасте двадцати лет Василий Меркулов поступил в Троице–Сергиеву Лавру. За ним последовал и его наставник, принявший в обители преподобного Сергия схиму с именем Григорий. Через месяц после прихода в Лавру Василий получил благословение перейти на жительство в Гефсиманский скит. Там он поступил в послушание к монаху Даниилу, будущему строителю (настоятелю) Гефсиманского скита. Через восемь лет (в 1859 году) рясофорный монах Василий был переведен в Пещерное отделение. 2 января 1862 года скончался наставник Василия схимонах Григорий. Незадолго до кончины он открыл своему ученику волю Божию: принять подвиг старчества и послужить страждущим. Подвижник предсказал также, что со временем ученик его сделается основателем женского монастыря. На старчество благословил Василия и отец Даниил. 27 ноября 1867 года рясофорный монах Василий был пострижен в мантию с именем Варнава (в честь апостола от семидесяти святого Варнавы) и принял на себя подвиг старчества, сделавшись в самом скором времени известнейшим на всю Россию духовником. 29 августа 1871 года отец Варнава был рукоположен во иеродиакона, а 20 января 1872 года – во иеромонаха. 20 января 1873 года с благословения наместника Троице–Сергиевой Лавры архимандрита Антония (Медведева) иеромонах Варнава был назначен народным духовником, а вскоре – и братским духовником Пещерного отделения Гефсиманского скита. С 1880 года он – духовник скитских старцев. Скончался отец Варнава 17 февраля 1906 года, в пятницу 1–й седмицы Великого поста. 54 Праздник этот именовался в скиту Воскресением и Вознесением Божией Матери и совершался по особому чину.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Павел и Варнава главным образом восставали против этой необходимости, и потому Церковь антиохийская, во избежание раскола в своих недрах, отправила их и других поверенных в Иерусалим для разрешения возникшего спора авторитетов апостолов и старцев иерусалимской Церкви. Это было в 52-м году по Рождестве Христовом, то есть через 17 лет по обращении Павла (Сравните Гал.1:18; 2:1 →). На Соборе, как известно, спор был решён в пользу язычников, и Павел и Варнава возвратились в Антиохию с положительным решением апостольского Собора ( Деян.15 ). Вскоре по возвращении в Антиохию, Варнава и Павел решились предпринять второе апостольское путешествие к основанным ими Церквам; но так как Варнава хотел взять с собой Иоанна Марка, а Павел противился тому, то, из-за возникшего по этому поводу разногласия между апостолами, они разошлись в разные стороны: Варнава отправился в Кипр, а Павел, взяв себе сотрудником Силу, пошёл в Сирию и Киликию ( Деян.15:40–41 ). Во время этого путешествия (53-й и 54-й годы) апостол Павел посетил Ликаонию, в Листре взял с собой Тимофея, впоследствии любимого ученика своего, прошёл через Фригию и галатию и дошёл до Мисии; отсюда, по высшему указанию, он с присоединившимся к нему в Троаде Лукой ( Деян.16:10 ) переправился в Европу и прибыл в Македонию. Положив основание Церкви в Филиппах и подвергшись вместе с Силой темничному заключению за исцеление бесноватой, Павел по освобождении из темницы отправился в Фессалонику; но преследуемый иудеями всюду, где только начинал проповедовать, должен был идти далее по Македонии и вскоре через Берию прибыл в Афины ( Деян.17:1–15 ). Оставаясь здесь несколько времени для проповеди о неведомом Боге, апостол для утверждения в вере Церкви солунской отправил Тимофея ( 1Фес.3:1–2 ), а сам основал своё местопребывание в Коринфе, где и пробыл 1,5 года. Когда же возвратившийся к апостолу Тимофей принёс известие о бедствиях Церкви солунской, то он написал туда своё первое Послание в 53-м году, а через год или в том же году оттуда же отправил и другое Послание. В 55-м году он отправился в Иерусалим, на пути посетил Ефес и Кесарию и, пробыв недолго в Иерусалиме, прибыл в Антиохию ( Деян.17 -я и 18-я главы).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

В век апостольский жили люди, следовательно, и они подчинены были тому же закону. И нет ничего проще, как доказать это. Возьмем, например, хоть жизнь апостола Павла, о которой до нас сохранилось наиболее подробных и достоверных известий. Что же видим? То, чего только и можно ожидать, имея дело с людьми по плоти и крови. Вот рассказ из книги «Деяний», относящийся к эпохе тотчас после т. н. апостольского собора. «Павел и Варнава (тоже апостол) жили в Антиохии. По некотором времени Павел сказал Варнаве: пойдем опять, посетим братьев наших по всем городам, в которых мы проповедали слово Господне. Варнава хотел взять с собою Марка (известного евангелиста). Но Павел полагал не брать отставшего от них в Памфилии и не шедшего с ними на дело, на которое они были посланы. Отсюда произошло огорчение (или по славянскому: «распря»), замечает автор книги «Деяний», так что они разлучились друг с другом, и Варнава, взяв Марка, отплыл на о. Кипр» ( Деян.15:35–39 ). Скажите: сердился или не сердился Павел на Марка, когда этот последний в прежнее время отказался идти с первым на проповедь ? Сердился или не сердился он, когда отказал Варнаве в его просьбе взять теперь Марка для совместного миссионерского путешествия? Или: как относился и Варнава к Павлу, когда он прервал сношения с этим последним? Если между указанными тремя лицами, по выражению автора книги «Деяний», произошла «распря», то вероятно ли, чтобы при этом дело обошлось без более или менее сильных душевных движений? Возьмем другой случай из жизни того же Павла, служащий до сих пор камнем преткновения и соблазна для комментаторов. Случай этот, хоть и очень кратко, описан самим Павлом и единственно им. Дело опять происходило в Антиохии и, по-видимому, спустя немного времени после т. н. апостольского собора. В то время, когда в этом городе находился Павел (а с ним и Варнава), сюда же с неизвестною целью прибыл и апостол Петр. Зная, что Павел был приверженцем евангельской свободы и противником иудейских обрядовых законов, Петр, когда ему приходилось бывать здесь в домах язычников, нимало не стесняясь, во время трапезы ел из общих чаш с ними.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Факт 4: Супруги приняли постриг одновременно Ольга Ивановна, как и Василий Николаевич, с детства стремилась в монастырь. Ей было дано благословение сначала создать семью, помогать мужу, а когда дети вырастут, постричься, но только по согласию с супругом. Будущий святой собирался принять постриг в Троице-Сергиевой лавре и подвизаться в Гефсиманском скиту, где упокоился его духовный отец старец Варнава (†1906). Однако митрополит Петроградский и Гдовский Вениамин благословил постриг в Александро-Невской лавре. В 1920 году Василий Николаевич становится послушником Лавры, а его супруга Ольга Ивановна - послушницей Воскресенского Новодевичьего монастыря (ей разрешили взять с собой внучку Маргариту: распалась первая семья сына Муравьевых Николая, и девочка оказалась на попечении бабушки и деда). Все остававшиеся средства супруги Муравьевы отдали в три обители: Александро-Невскую лавру, Новодевичий монастырь и основанный преподобным Варнавой Гефсиманским Иверско-Выксунский женский монастырь. Вскоре оба супруга приняли иноческий постриг, каждый в своей обители: Василий Николаевич с именем Варнава, Ольга Ивановна - Христина. Факт 5: Подвиг в Александро-Невской лавре По пострижении инок Варнава был рукоположен в иеродиакона, затем - в иеромонаха. Сначала он заведовал кладбищенской конторой. Отпевания и панихиды шли бесконечной чередой, отец Варнава напутствовал почивших и утешал их близких. Затем он исполнял послушание главного свечника Лавры, позже - казначея. Купеческий опыт помогал отцу Варнаве управляться с обширным монастырским хозяйством. Около 1926 года иеромонах Варнава постригается в великую схиму с наречением имени Серафим и приступает к старческому служению - становится духовником Александро-Невской лавры. Каждый день по многу часов он принимает исповеди у мирян и духовенства. " Что такое мое послушание? - говорил старец Серафим. - Я словно хранилище, куда люди всё свое горе складывают " . Благословения лаврского духовника обычно были кратки, просты и утешительны. Многие, выполнив напутствие старца, получали послабление в житейских невзгодах.

http://mitropolia.spb.ru/news/monitoring...

«Более 15 лет тому назад, когда я служил всенощную в монастырском соборе (отец Владимир был священником Иверского монастыря) вместе со старцем Варнавою, он мне сказал: „Вот, сынок, тот человек святой, который отслужит литургию, причастится и тут же в алтаре пред престолом Божиим помрет“. Я тогда не понял значения этих слов, а когда последовала блаженная кончина сего святого старца, именно когда он предал свою праведную душу в руце Божии, склонив к престолу свою голову и держа в руце крест Христов, я уразумел значение этих вышеизложенных его слов, коими он задолго предрекал свою кончину». О прозорливости иеромонаха Варнавы говорят и два других случая, рассказанных тем же священником Владимиром Орловым. «Часто посещая Москву по должности миссионера, я нередко останавливался в квартире священника академика Павла Ивановича Дробова (в Грачах 11 ). Религиозный человек и мой задушевный друг, он не вполне признавал достоинства иеромонаха Варнавы. В минувшую Пасху (1907 г.) я был в Москве и вновь, по обычаю, посетил отца Павла. Он со слезами на глазах стал рассказывать мне о даре блаженного старца Варнавы предвидеть будущие события. Во время минувшей японской войны в его приходе „Никола в Грачах» жило семейство запасного рядового солдата, которого назначили на вторичную службу в Маньчжурию. Жена его убивалась, день и ночь плакала о том, что ее кормильца возьмут на войну, убьют. Что она будет делать с кучей детей – семь человек?! И вот в такой беде пришла она однажды к отцу Павлу, прося сообщить ей, когда приедет отец Варнава в контору купца Ивана Федоровича Рубцова. В скором времени отцу Павлу пришлось быть свидетелем следующего разговора старца с этой женщиной. Услыхав, что иеромонах Варнава в конторе у Рубцовых, она с горькими слезами пришла к ним. Но, прежде чем от слез женщина могла сказать что-либо, отец Варнава обратился к ней: „Ну что, неразумная, плачешь! Твоего мужа не возьмут в солдаты. Но лучше бы тебе было, если бы его взяли, да на твое горе его не возьмут. А ты родишь сына, назови его Серафимом, он будет монах от чрева матери». И, действительно, ее мужа в солдаты не взяли, а женщина, по словам отца Павла, родила младенца (скопца от чрева матери) величиной с двухгодовалого ребенка и без боли. Отец Павел его крестил и назвал Серафимом. А муж несчастной этой женщины стал пить, бросил жену и детей, много раз терзал их без милосердия, завел себе незаконную женщину, так что от горя его несчастная жена неоднократно покушалась на самоубийство».

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Gefsim...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010