После окончания войны отец Варнава был рукоположен епископом Зворницко-Тузланским Нектарием (Крулем) в сан иеромонаха и впоследствии возведен в протосингела. 20 мая 1947 года на заседании Священного Архиерейского Собора СПЦ под председательством патриарха Гавриила протосингел Варнава был избран викарным епископом с титулом Хвостанский. 19 августа 1947 года на праздник Преображения Господня состоялась епископская хиротония, которую совершил сам патриарх в сослужении епископов Зворницко-Тузланского Нектария и Злетовско-Струмичского Викентия. Решением Собора патриарший викарный епископ Варнава назначался администратором сразу двух вдовствующих после войны епархий на территории Боснии и Герцеговины: Дабробоснийской и Захолмско-Герцеговинской. Вернувшись в столицу Союзной республики Боснии и Герцеговины Сараево, епископ Варнава развил активную архипастырскую деятельность. Своими проповедями в кафедральном соборе он привлек интерес местной интеллигенции. Это не могло остаться незамеченным югославскими органами госбезопасности: уже 25 декабря 1947 года епископ Варнава был арестован. Получив сообщение от церковного суда Дабробоснийской митрополии, епископ Зворницко-Тузланский Нектарий известил о случившемся Священный Синод, который 2 февраля 1948 года направил обращение государственной комиссии по религиозным вопросам при президиуме правительства «Священный Архиерейский Синод извещен церковным судом в Сараево, что викарный епископ Хвостанский преосвященный господин Варнава 25 декабря 1947 года лишен свободы в Сараево и по сей день находится в тюрьме. Священный Архиерейский Синод не располагает никакими официальными сообщениями по поводу того, почему он лишен свободы, а по слухам, он лишен свободы из-за некоторых своих речей, произнесенных в сараевском кафедральном соборе. Священному Архиерейскому Синоду не известно точное содержание этих бесед, но если это так, то мы считаем, что эти беседы никак не могли быть злонамеренными. Священный Архиерейский Синод имеет честь просить президиум союзного правительства содействовать тому, чтобы преосвященный викарный епископ Хвостанский господин Варнава был отпущен на свободу… и дальнейшее следствие против него прекратилось, а ему Синод будет советовать, чтобы в будущем в своих беседах он был умерен и уклонялся от всего того, что можно считать Вскоре от комиссии поступил ответ, что она не в силах повлиять на процесс, находящийся в компетенции судебных органов, и придется дождаться «судебного рассмотрения и окончательного решения

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Преподобный Варнава Гефсиманский (в миру – Василий Ильич Меркулов) родился 24 января 1831 года в селе Прудищи Тульской губернии в семье крепостных крестьян Илии и Дарий Меркуловых. Вскоре его родители переселились в Наро-Фоминск, где и прошли юные годы Василия. Благочестивый юноша часто посещал отшельника Геронтия (в схиме Григория), жившего вблизи ТроицеОдигитриевой Зосимовой пустыни. Духовным окормлением этого святого мужа он пользовался до конца жизни схимника. В 1851 году Василий поступил в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру. Через шесть лет его зачислили послушником в Гефсиманский скит, а затем перевели в Пещерное отделение, которое являлось центром Московского старчества. В 1866 году послушник Василий был пострижен в монашество с именем Варнава в честь апостола Варнавы . Монаха Варнаву рукополагают в иеродиаконы, а в 1872 году – в иеромонахи. В 1873 году иеромонах Варнава был назначен народным духовником Гефсиманского скита, а в 1880 году был избран духовником скитских старцев. Его называли «мудрый простец». Всех приходящих отец Варнава называл «сынками» и «дочками» и ко всем обращался на «ты». Среди «сынков» батюшки был Российский Император Николай II, пришедший с покаянием к старцу в 1905 году. Отец Варнава предсказал Государю мученическую кончину и благословил его на этот подвиг. Почти двадцать лет под духовным окормлением старца Варнавы находился преподобный Серафим Вырицкий , и благодаря мудрому руководству произошло возрастание иеромонаха Серафима в великого угодника Божия. Отец Варнава устроил в Нижегородской губернии Иверский Выксунский женский монастырь и был духовным руководителем сестер этой обители. Преподобный Варнава в течение всей своей скитской жизни пребывал в непрестанной Иисусовой молитве и подвиге покаяния и поста, но тщательно скрывал это от мира. Старец врачевал телесные болезни, имел дух кротости, обладал даром прозорливости. Он предсказал будущие гонения за веру, разрушение, а затем восстановление храмов, небывалый расцвет Церкви Христовой: «Преследования против веры будут постоянно увеличиваться. Неслыханные доныне горе и мрак охватят все и вся, и храмы будут закрыты. Но когда уже невмоготу станет терпеть, то наступит освобождение. И настанет время расцвета. Храмы опять начнут воздвигаться. Перед концом будет расцвет».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Евангелие от Варнавы начинается с утверждения о том, что «многие, будучи обмануты сатаной, под видом благочестия проповедуют самое нечестивое учение, называя Иисуса Сыном Божьим… среди которых обманут и Павел» (Варнава, гл. 1). В конце книги Павел по той же самой причине снова обвиняется в заблуждении. Мусульмане любят приводить отрывок из Библии, где написано: «…произошло огорчение, так что они разлучились друг с другом…» ( Деян.15:39 ), желая доказать наличие разногласий между Павлом и Варнавой, и заявляют, что это подтверждает расхождение во взглядах Варнавы и выдающегося апостола христианства на главные вопросы христианского учения. Цель – доказать, что Варнава отрицал это вероучение и в противовес ему написал свое Евангелие. Варнава и Павел: два близких друга Любой, читающий 15ю главу Книги Деяния, обнаружит, что единственный вопрос, по которому разошлись мнения Павла и Варнавы, заключался в следующем: стоит ли им снова брать с собой в последнее путешествие Иоанна Марка. Павел не желал идти с ним, так как тот оставил их во время первого миссионерского путешествия (см.: Деян.13:13 ). Варнава взял с собой Марка и отплыл с ним на Кипр, а Павел в качестве будущего напарника выбрал Силу (см.: Деян.15:39–40 ). Все другие свидетельства в Книге Деяния доказывают, что Варнава, вовсе не являясь оппонентом Павла, постоянно поддерживал его самого и его учение. После того как Павел по дороге в Дамаск обратился благодаря замечательному видению Иисуса на небе, он несколько дней оставался в городе с другими учениками Господними, а затем пошел в местную синагогу, проповедуя об Иисусе, что «Он есть Сын Божий» ( Деян. 9:20 ). Поэтому не может быть никаких сомнений, что Павел проповедовал суть христианского учения сразу, как только стал последователем Иисуса Христа. Теперь важно узнать, какую роль играл Варнава, сопровождая Павла в его путешествиях. 1. Варнава первым привел Павла к апостолам. Когда Павел впервые после своего обращения вернулся в Иерусалим, другие ученики очень боялись его, зная, как безжалостно он преследовал раннюю Церковь. Они не верили, что он стал истинным учеником Иисуса. В свете неистовых атак на Павла в Евангелии от Варнавы будет откровением узнать, кто именно рекомендовал его ученикам:

http://azbyka.ru/bog-ili-prorok-otstaiva...

Подвижническое правило отца Варнавы было следующим: в будни вкушать сухую пищу раз в день, а в субботу, воскресенье и Господские праздники, во дни Пресвятой Богородицы и тех святых, когда по Часослову дается разрешение на вино и елей, пищу вкушать дважды в день, совершая в те же дни и Божественную литургию. В келлиях отцов не должно было находиться ничего лишнего, только самое необходимое В келлиях отцов не должно было находиться ничего лишнего и бесполезного, только самое необходимое: покрывало на постели, одежда, бутылка с растительным маслом и другая – с уксусом, мешок сухарей и необходимая посуда. Поскольку отец Варнава был очень строгим в соблюдении этого правила подвижничества, то однажды произошло нечто насколько курьезное, настолько же и серьезное. Обходя братий и зайдя в одну из калив, он увидел три бутылки и строго спросил брата: – Брат, одна бутылка для масла, другая для уксуса. А третья для чего? Брату нечего было сказать в оправдание, и он остался безответен. Тогда отец Варнава взял третью бутылку и разбил ее о скалы. Так, этим обличающим действием, отец Варнава напомнил брату слова, сказанные в скиту Фиваиды Египетской: «Если хочешь супа, иди в Александрию». Иными словами, он говорил ему, что «если хочешь бутылок, бочек и хорошо проводить время, иди куда-нибудь в другое место, в общежительный монастырь, где имеются хранилища, но не оставайся здесь, чтобы упразднять канон и Устав пустыни». Весть об этом добродетельном отшельнике разнеслась по всей Святой Горе Афонской, и братия стекались, чтобы подвизаться в послушании ему и под его окормлением идти путем добродетели и умной молитвы. А пресвитер Варнава подвергал духовному искусу братий, желавших остаться при нем. Вот один пример тому. Надмение монаха Одного монаха из монастыря Святого Павла, пришедшего с желанием стать его учеником, старец Варнава спросил, каким его видели братия того монастыря. Тот ответил старцу, что все отцы монастыря Святого Павла считали его добродетельным, благочестивым и святым! Старец Варнава глубоко вздохнул и сказал брату:

http://pravoslavie.ru/124894.html

Соблюдая сие, хорошо сделаете. Будьте здравы» (Деян.15:23–29). С таковым посланием отправились в путь святые апостолы Варнава и Павел, а вместе с ними и Иуда и Сила, направившись из Иерусалима в Антиохию. В это время упомянутый Иоанн, называемый Марком, сын Марии, тетки Варнавы, не осмеливаясь приблизиться к святому Павлу, подошел к дяде своему, святому Варнаве, с покаянием и слезами, сожалея, что отлучился от них, когда они проповедовали язычникам: Иоанн начал просить святого Варнаву снова взять его с собой, обещая без страха идти на все страдания и самую смерть за Господа: Варнава взял его, как племянника своего. Вместе дошли все до Антиохии. Собрав верных, апостолы отдали им послание; прочитав его, все весьма возрадовались. Иуда же и Сила словом своим утешили братию и утвердили их о Господе. Спустя некоторое время Иуда возвратился в Иерусалим, но Сила продолжал оставаться там. Павел же и Варнава жили в Антиохии, уча и благовествуя слово Господне прочим. Спустя некоторое время после этого, Павел сказал Варнаве: «Мы должны опять посетить братий наших; мы должны пройти по всем городам, в которых проповедовали имя Господне, дабы видеть, как живут братия». Святой Варнава дал свое согласие на это. При этом Варнава хотел взять с собой Иоанна, называемого Марком, племянника своего; Павел же не хотел этого, говоря: «Для чего мы возьмем с собой трусливого юношу, который ранее оставил нас в Памфилии, не пожелав идти с нами на дело, на которое мы посланы и отлучившись от нас, возвратился к своим родным?» Произошла распря между нами, так как Варнава хотел взять Иоанна, Павел же не хотел; поэтому они разошлись друг с другом, намереваясь каждый пойти своим путем. Все это случилось по усмотрению Божию, дабы они, идя врозь, спасли большее число душ. Вполне достаточно было проповедовать одному великому учителю там, где намеревались идти два великих учителя; каждый же, проповедуя отдельно, сделал бы сугубое приобретение для Церкви — один в одной стране, другой в другой, обратив к вере Христовой различных народов. Святой Павел, взяв с собой святого Силу, отправился в Дервию и Листру, а святой Варнава отплыл в Кипр с племянником своим Иоанном [ 18 ].

http://predanie.ru/book/216285-zhitiya-s...

   По сказанию книги Деяний апостольских (IV, 36—37), Варнава был родом кипрянин, из колена Левиина. Остров Кипр (на Средиземном море) по его положению, благоприятному для торговли и мореплавания, был заселен множеством иудеев; в том числе были предки Варнавы. Поэтому должно предполагать, что Варнава был иудей-эллинист, и на своей родине уже отрешился от строгого иудейства и получил более свободное направление ума, которое сделало его способным к принятию христианства и к распространению его среди язычников. Вскоре после сошествия Святого Духа, Варнава является членом апостольской Церкви в Иерусалиме, и свою ревность к делу евангелия засвидетельствовал тем, что продал свою землю, находившуюся, вероятно, в окрестностях Иерусалима, и вырученные за нее деньги положил к ногам апостолов на пользу нуждающихся братий по вере. Это показывает, что Варнава уже рано принадлежал к христианской Церкви. Но книга Деяний апостольских ничего не говорит, когда и как он сделался христианином. По словам Климента Александрийского (Smrom. lid. II, с. 20), Евсевия (Hism. Eccl. 1, 12), Епифания (Наег. 20, 4) он был один из 70 учеников Господа. Кипрский монах Александр представляет это в следующих подробностях. «Еще юношей Варнава был послан своими родителями в Иерусалим учиться у Гамалиила, там он имел своим соучеником Савла, впоследствии апостола Павла и с каждым днем возрастал в премудрости и добродетели. Хотя он еще не имел надлежащих лет, чтобы служить в качестве левита, однако, он не уклонялся от храма, и проводил день и ночь в посте и молитве. Вследствие постоянного занятия священным Писанием он знал его наизусть, и чрез удаление от мира достиг высоты добродетели. Однажды он увидел, как Христос исцелил расслабленного, находившегося в болезни 38 лет, и совершил другие знамения и чудеса. Изумление объяло его, – он бросился к ногам Иисуса и просил Его благословения. Господь с любовью поднял его, и с того часа Варнава не оставлял Иисуса. Чрез него скоро и Мария, мать Иоанна Марка (Деян. 12:12), обратилась ко Христу, и по ее настоятельной просьбе Господь имел пристанище в ее доме, когда Он бывал в Иерусалиме. Здесь Он совершил и тайную вечерю с Своими учениками, и человек с кувшином, которого Иисус обозначил Своим ученикам, чтобы найти им комнату для вечери, был Марк» (Bolland. Аста Sancmor. Vol. II, р. 439—440). Несмотря на некоторую напряженность в этом изображении, можно признать весьма вероятными сообщенные монахом Александром подробности: так легко они подходят к историческим данным, известным из книги Деяний апостольских; особенно важна та черта, что Варнава учился вместе с Савлом у знаменитого Гамалиила, который кроме изъяснения закона Моисеева преподавал и греческую, вероятно в духе александрийском, философию .

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Куда же устремляется далее Савл? Естественно, он едет в Иерусалим. Из этого города уходил в Дамаск жестокий гонитель христиан, сюда возвращается теперь преображенный и убежденный последователь Иисуса Христа. Но было бы странным и непонятным, если бы его приезд был сразу радушно воспринят местной христианской общиной. Слишком много зла и ненависти видели иерусалимские христиане от Савла. Потому-то, как сказано в Деяниях святых апостолов, все боялись его, не веря, что он ученик. И тогда на помощь новому исповеднику Христову приходит Варнава, который, взяв его, пришел к Апостолам и рассказал им, как на пути он видел Господа, и что говорил ему Господь, и как он в Дамаске смело проповедывал во имя Иисуса. Варнава, праведный человек и убежденный последователь Христов, пользовался большим уважением христианского общества. Церковное предание говорит нам о том, что Варнава и раньше был знаком с Савлом, они вместе воспитывались в фарисейской школе Гамалиила. Когда Варнава стал христианином, пути их вновь пересеклись. Известно, например, что Савл и Варнава вели ожесточенные словесные споры, как равные противники не уступая друг другу. Еще тогда Варнава пытался убедить своего талантливого сотоварища, проповедуя ему христианскую веру, но Савл оставался упорен в своем нежелании принять и понять христиан, пока не случилось его чудесное обращение по дороге в Дамаск. И вот теперь именно Варнава с великой радостью ввел своего друга и брата, а именно таковым он теперь считал Савла, в христианское общество Иерусалима. Среди апостолов в то время здесь пребывали Петр и Иаков, именно о них упоминает потом в своем Послании к галатам апостол Павел: Потом, три года спустя, я пошел в Иерусалим познакомиться с Кифой (то есть с Петром) и пробыл у него пятнадцать дней; другого же из Апостолов я не видел: только Иакова, брата Господня (ср. Гал.1:18-19 ). Другие апостолы были на проповеди Святого Евангелия по разным городам и странам. Постоянно в Иерусалиме они все после принятия Святого Духа не находились.

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

Троице-Сергиева Лавра, 1917. Введенский Д. И. Старец-утешитель отец Варнава. Изд. Гефсиманского скита, 1907. Ефрем, иеромонах. Иверский, что на Выксе, женский монастырь и его основатель иеромонах Варнава: К 25-летию Иверского, что на Выксе, женского монастыря. Изд. Иверской обители, 1912. Жизнеописание в Бозе почившего старца-утешителя отца Варнавы, основателя и строителя Иверского Выксунского женского монастыря. Изд. Иверской обители. Сергиев Посад, 1907. Жизнь во славу Божию. Краткое сказание о жизни и деяниях старца «Пещер» Гефсиманского скита иеромонаха Варнавы: К 50-летию основанного старцем Иверско-Выксунского монастыря. 1864–1914 гг. Нижний Новгород, 1914. Загадочные случаи из жизни царя Николая II//Церковная жизнь. Париж, 1922, 6. Иверский Выксунский женский монастырь. 4-е изд., испр. и доп. Троице-Сергиева Лавра, 1900. Концевич И. М. Оптина пустынь и ее время. Джордан-вилль, 1970. Миловидов И., свящ. Иверский Выксунский женский монастырь, находящийся в Ардатском уезде Нижегородской губернии, и основатель его иеромонах Варнава. 2-е изд. М., 1889. 50 лет иночества Гефсиманского старца Варнавы. М., 1905. Серафим (Роуз) , иеромонах. Будущее России и конец мира//Святое Православие. XX век. М., 1992. Старец Захария (1850–1936), схиархимандрит Троице-Сергиевой Лавры. Житие: подвиги и чудеса. М., 1993. Таисия (Карцова), монахиня. Старец отец Варнава от «Черниговской» и основанный им Иверский Выксунский монастырь//Русское православное монашество XVIII-XX веков. Джорданвилль, 1985. Прошение послушника Гефсиманского скита Василия Меркулова о пострижении в монашество от 30 июля 1866 года (Российский Государственный Архив Древних Актов, ф. 1204, оп. 1, ед.хр. 10248, л. 19). Доклад Учрежденного Собора 1043 Свято-Троицкой Сергиевой Лавры митрополиту Московскому и Коломенскому Филарету от 3 августа 1866 года с ходатайством о пострижении в монашество послушника Василия Меркулова и других (РГАДА, ф. 1024, оп. 1, ед.хр. 10248, л. 22 и 22 об.). Рапорт 103 строителя Гефсиманского скита иеромонаха Анатолия в Троице-Сергиевой Лавре в Учрежденный Собор от 28 ноября 1866 года о пострижении в числе пяти человек послушника Василия Меркулова в монашество (там же, л.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Gefsim...

Когда же старцы выходили из духовного собрания вечерни и Божественной литургии, старейший из всех предстоятель скита прикладывал палец к устам и говорил отцам: – Бежим, братия, бежим! А на вопрос монахов: – Куда нам бежать, авва? И зачем бежать, авва? – снова прикладывал палец к устам и восклицал: – От этого давайте бежать, братия! – показывая им, что надо избегать разговоров между собой и каждому в молчании идти в свою келлию, потому что, по слову Писания, при многословии не миновать греха, а сдерживающий уста свои – разумен (Притч. 10, 19) . Сравним теперь это с духовным состоянием и добродетельным жительством в скиту Святого Василия, где 70 лет тому назад сей дивный отец Варнава, по примеру фиваидских отцов, решил, как пресвитер скита, ввести таковое молитвенное правило. На общих собраниях во все праздники и бдения, когда в скитском кириаконе сходились все монахи, чтобы вместе помолиться, отец Варнава возглашал: – Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, помилуй нас! И на слове «аминь» все вставали в стасидиях, в рясе и камилавке, с четками в руках, при потушенном большом свете и слабом, тусклом мерцании лампад, чтобы церковь не была слишком освещена, и смиренно, тихим голосом творили молитву «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя». Это продолжалось всю ночь, а на рассвете пресвитер Варнава снова взывал: «Молитвами святых отец наших…», и на слове «аминь» все выходили из кириакона, а отец Варнава подносил палец к губам, ничего не говоря, и все понимали, что каждый должен в молчании идти в свою келлию, чтобы немного отдохнуть. Затем, по совершении своей келейной молитвы (правила), каждый принимался за рукоделие. В надлежащее время пресвитер Варнава обходил каливы подвижников, следя за братиями, чтобы они соблюдали Устав и правило в неизменности, такими, какими передали их отцы, и, дав духовные советы и наставления, подобающие каждому, утешал, ободрял и укреплял братий, дабы они могли преуспевать в духовных бранях. Особенно он заботился о братиях, по собственной воле и с благословения игумена посвятивших себя деланию умной молитвы, со всем вниманием обследуя их, дабы никто не угодил в сети сатаны, пойдя путем заблудным.

http://pravoslavie.ru/124894.html

Достигши Кипра, места своей родины, Варнава много трудился в обращении своих единоземцев ко Христу, и, действительно, многих из них обратил. Умножив и утвердив святую веру в Кипре, он, по свидетельству Дорофея Тирского, отправился в Рим, где первый проповедал Христа; а Феодорит 43 говорит, что Варнава, снова сошедшись с Павлом, вместе с Титом был послан в Коринф. По свидетельству некоторых писателей, город Медиолан от Варнавы принял учение Христианской веры, и считает его своим покровителем (Patronus) 44 ; а Карл Баромей прямо называет его Апостолом Медиоланским 45 . Подъяв столь многочисленные и полезные для Церкви Христовой труды, Варнава прибыл, наконец, в город Саламин, и здесь начал проповедовать Иисуса Христа распятого. Но, подобно, как в Антиохии Писидийской и в Листре, Варнава и в Саламине нашел себе между Иудеями жестоких врагов и противников. Они возмутили народ, уверив его, что все, проповедуемое Варнавой, противно Богу и Моисееву закону, и уготовили насильственную смерть проповеднику. Апостол, провидя свою мученическую кончину, созвал всех верных, бывших в сем городе, преподал им наставление – твердо пребывать в святой вере и добрых делах, и, совершив Божественную литургию, всех их причастил пречистых Христовых Тайн. Потом сказал Марку, своему спутнику: «сегодня я умру от рук неверных Иудеев; и ты, нашедши тело мое вне города, на западной стороне, погреби оное; потом пойди к другу моему, Апостолу Павлу, и расскажи ему все, происшедшее со мною». При сем, св. Варнава завещал Марку погрести вместе с ним и Евангелие от Матфея, написанное собственной рукою Варнавы. Предсказание его действительно исполнилось в тот же день 46 , и Марк все сделал по его завещанию. Трудно с совершенной точностью определить год смерти св. Апостола Варнавы . Апостол Павел упоминает о нем, как о живом еще, в 56 году по Рождестве Христовом ( 1Кор.9:6 ); а св. Златоуст говорит, что Варнава был жив еще и в 63-м. Посему, с вероятностью заключают, что он скончался между 70 и 80 годами по Рождестве Христовом.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Ilinsk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010