В 1922 г. Синод Сербской Церкви одобрил предложение проф. Белградского ун-та прот. Лазаря Мирковича о создании МСПЦ и в 1923 г. инициировал сбор сведений о предметах церковного искусства, хранящихся в серб. храмах и мон-рях. В 1927 г. Синод разрешил каждой епархии Сербской Церкви создать свой церковный музей и издал «Правило» для их организации. В 1936 г. патриарх Сербский Варнава (Настич) вновь поднял вопрос о формировании центрального музея Сербской Церкви и др. церковно-просветительских орг-ций. Для подготовки открытия музея пригласили прот. Радослава Груича , к-рый начал поиск предметов церковного искусства в Королевстве сербов, хорватов и словенцев и в соседних странах. В 1937 г. Груич и Миркович на выделенные Сербской Патриархией средства объехали Румынию и Венгрию для регистрации памятников серб. искусства. В том же году Сербская Патриархия арендовала на 50 лет дом (конак) кнг. Любицы в Белграде для размещения в нем буд. музея. В нач. 1940 г. в связи с планировавшимся в окт. того же года открытием музея были приобретены витрины для экспонатов. Но по причине предвоенных событий в июне 1940 г. лица, занимавшиеся созданием музея, были освобождены от своих обязанностей. В 1942 г. Груич вновь был назначен управляющим музеем, в 1948 г. на этой должности его сменил проф. С. С. Душанич (оставался на ней до 1990 г.). Благодаря Груичу после окончания войны, в апр. 1946 г., в музей были переданы предметы церковного искусства, эвакуированные во время военных действий из храмов и мон-рей Сербской Православной Церкви в Загреб (11 вагонов). В мае 1946 г. Мин-во финансов Югославии расторгло договор с Сербской Церковью об аренде Дома кнг. Любицы, поэтому все предметы к концу года были перевезены в здание Сербской Патриархии. 14 июня 1954 г. при участии патриарха Сербского Викентия (Проданова) состоялось торжественное открытие музея в здании Сербской Патриархии. С 1990 по 2005 г. управляющим музеем был проф. С. Милеуснич , затем - М. Илич (до 2010) и В. Радованович (по наст. время). В 2011-2013 гг. были проведены реконструкция музея, реставрация, съемка и оцифровка многих его экспонатов. Помимо постоянной экспозиции в музее регулярно проводятся выставки.

http://pravenc.ru/text/2564318.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ВАРНАВА (НАСТИЧ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Еп. Варнава (Настич) Сщисп. Варнава Хвостненский. Икона Вознесенского храма Беочинского монастыря. Последние годы и кончина В начале 1959 года был восстановлен в гражданских правах, вышел на свободу и переехал в Крушедольский монастырь . Здесь он жил бедно, на одну пенсию, которую при этом щедро раздавал нуждающимся. При этом его постоянно посещали сотрудники Управления госбезопасности, убеждая подписать заявление о лояльности по отношению к официальной политике государства, что он делать отказался. Тогда от него стали требовать уехать подальше от Белграда и отозвать прошение о восстановлении в служении. В ответ он 5 мая 1961 года направил еще одно письмо Архиерейскому Собору, в котором вновь содержалась просьба о возвращении к активному служению. Эта прошение снова не было исполнено. В 1963 году под давлением Управления госбезопасности исповедник был переведен монастырь Беочин , где оказался под домашним арестом. Он держал постоянный строгий пост и молитву. Приставленные стеречь владыку довольно скоро начинали испытывать к нему особое расположение и даже просить духовных советов, почему состав охраны довольно часто меняли. Активная позиция в отстаивании своих прав, смелые письма и телеграммы владыки, его стремление вернуться к активному служению, по-видимому, вызывали все большее раздражение у югославских коммунистов. Одновременно с этим повышенный интерес к судьбе владыки Варнавы начало проявлять и посольство США в Белграде. Владыка стал говорить о своей готовности вновь принять американское гражданство, которое он имел по рождению. Кончина владыки Варнавы последовала внезапно, 12 ноября 1964 года, в Беочинской обители при невыясненных обстоятельствах. Точных подтверждений этому не найдено, но обстоятельства его неожиданной смерти создали распространенное мнение что владыка был отравлен. Исповедник Варнава был похоронен там же, в монастырском храме Вознесения Господня.

http://drevo-info.ru/articles/17865.html

иером. Макарий Симонопетрский Память священноисповедника Варнавы, епископа Хвостанского 837 Св. Варнава родился в 1914 г. в США и происходил из благочестивой семьи сербских эмигрантов. В миру его звали Воислав Настич. Среднее образование он получил в Сараеве. По благословению св. епископа Охридского Николая мар.] Воислав блестяще продолжил занятия богословием в Белграде – столице недавно провозглашенного Югославского королевства и, еще не приняв постриг, выказывал поведение, достойное монаха. Получив в 1937 г. диплом, он вернулся в Сараево и начал работу в двух школах. Благодаря педагогическому дарованию, а еще более – примеру, который он подавал собственной молитвенной жизнью, Воислав завоевывал сердца учеников и зажигал в них огонь божественной любви. Унаследовав ресторан, он бесплатно кормил нуждающихся. Желая отдать Христу всю свою жизнь без остатка, Воислав принял иноческий постриг от сщмч. Петра, митрополита Сараевского ин.], в 1940 г. в монастыре Милешево. Во время ужасных гонений, которые в годы Второй мировой войны переживала Сербская Церковь , молодой диакон Варнава был призван хорватским диктатором Анте Павеличем, который хотел сделать его епископом «Православной хорватской Церкви». Так называлась созданная им раскольническая организация. Св. Варнава решительно отказался, как позднее он не стал сотрудничать и с партизанами-коммунистами. В конце войны он принял рукоположение в священника. Чтобы противостоять атеистической пропаганде в новой послевоенной Югославии, возглавляемой коммунистами, Варнава, не уступая безбожникам ни в чем, брал пример со святых исповедников веры. Уже готовилось дело, чтобы осудить его. В 1947 г. он был возведен в сан викарного епископа возвратившимся из Дахау патриархом Гавриилом. По этому случаю св. Варнава произнес речь, в которой напоминал, что самопожертвование – это призвание апостолов и всех, кто следует этим путем: «Все, что могу сказать, и большее из того, что могу сказать: хочу радостно взойти на свою Голгофу и эту честь никогда не променяю ни на какую другую честь под Божиим солнцем... Епископ не имеет своей личной радости и не имеет своего личного горя. Радость Церкви – его личная радость, и печаль Церкви – его личное горе... Всякая хула на Бога падает на епископа как личная обида, и всякое оскорбление на Сына Божия – как поругание его самого... Да, епископство – это Голгофа, ибо епископ должен истину ставить превыше жизни, а мы знаем, что много раз в истории следование истине означало смертный приговор» 838 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Священноисповедник Варнава (Настич), епископ Хвостанский Священноисповедник Варнава (Настич), епископ Хвостанский. Икона в Вознесенском храме монастыря Беочин Сербская Православная Церковь в XX веке явила миру целый сонм новомучеников. Одним из наиболее известных и почитаемых подвижников новейшего времени стал епископ Хвостанский Варнава (Настич), чей сравнительно недолгий жизненный путь был исполнен страданиями за Христа. Будущий исповедник Воислав Настич родился 31 января 1914 года в США, в городке Гэри, штат Индиана. Оба его благочестивых родителя были родом из Старой Герцеговины, славящейся свободолюбием и благочестием своих жителей. Его отец был родом из Плевлей, а мать из Никшича . В начале XX века многие сербы и другие балканские славяне отправлялись на заработки в Северную Америку. Часть из них так и оставалась жить в эмиграции, в отличие от семьи Настичей, вернувшейся в родные края. Однако первые восемь лет жизни будущего владыки прошли на американском континенте. Ребенком Воислав, как и многие его сверстники из детей сербских эмигрантов, участвовал в церковно-национальных праздниках, и в первую очередь в торжествах, посвященных чествованию святителя Саввы. Уже в раннем детстве проявились таланты и способности будущего священноисповедника. Маленького Воислава даже хотели пригласить сниматься в кино, но эта затея была не по душе его отцу. Атанасий Настич принял твердое решение вернутся на родину, и, когда Воислав окончил 2-й класс начальной школы, семья переехала жить на Балканы, в образованное после Первой мировой войны Королевство сербов, хорватов и словенцев (с 1929 года – Королевство Югославия). На этот раз семья поселилась в Сараево, где мальчик и продолжил учебу. Семейная фотография Настичей. Воислав стоит за своим отцом. Проявив надлежащие способности и прилежание, Воислав с отличием окончил гимназию. Выбирая дальнейший жизненный путь, он вместе с отцом отправился в расположенный на юге страны Охрид для того, чтобы попросить совета у епископа Охридского Николая Велимировича, снискавшего к тому времени немалый авторитет. По всей видимости, сам юноша или его отец уже были знакомы со святителем: старший Настич был активным участником движения богомольцев, идейным вдохновителей которого был владыка Николай. Узнав от Атанасия о желании его сына стать монахом, святитель очень обрадовался, благословил юношу закончить в Белграде Богословский факультет и усердно молиться об исполнении своего заветного желания .

http://pravoslavie.ru/put/29839.htm

Священноисповедник Варнава (Настич), епископ Хвостанский Сербская Православная Церковь в XX веке явила миру целый сонм новомучеников. Одним из наиболее известных и почитаемых подвижников новейшего времени стал епископ Хвостанский Варнава (Настич), чей сравнительно недолгий жизненный путь был исполнен страданиями за Христа. Будущий исповедник Воислав Настич родился 31 января 1914 года в США, в городке Гэри, штат Индиана. Оба его благочестивых родителя были родом из Старой Герцеговины, славящейся свободолюбием и благочестием своих жителей. Его отец был родом из Плевлей, а мать из В начале XX века многие сербы и другие балканские славяне отправлялись на заработки в Северную Америку. Часть из них так и оставалась жить в эмиграции, в отличие от семьи Настичей, вернувшейся в родные края. Однако первые восемь лет жизни будущего владыки прошли на американском континенте. Ребенком Воислав, как и многие его сверстники из детей сербских эмигрантов, участвовал в церковно-национальных праздниках, и в первую очередь в торжествах, посвященных чествованию святителя Саввы. Уже в раннем детстве проявились таланты и способности будущего священноисповедника. Маленького Воислава даже хотели пригласить сниматься в кино, но эта затея была не по душе его отцу. Атанасий Настич принял твердое решение вернутся на родину, и, когда Воислав окончил 2-й класс начальной школы, семья переехала жить на Балканы, в образованное после Первой мировой войны Королевство сербов, хорватов и словенцев (с 1929 года – Королевство Югославия). На этот раз семья поселилась в Сараево, где мальчик и продолжил учебу. Проявив надлежащие способности и прилежание, Воислав с отличием окончил гимназию. Выбирая дальнейший жизненный путь, он вместе с отцом отправился в расположенный на юге страны Охрид для того, чтобы попросить совета у епископа Охридского Николая, снискавшего к тому времени немалый авторитет. По всей видимости, сам юноша или его отец уже были знакомы со святителем: старший Настич был активным участником движения богомольцев, идейным вдохновителей которого был владыка Николай. Узнав от Атанасия о желании его сына стать монахом, святитель очень обрадовался, благословил юношу закончить в Белграде Богословский факультет и усердно молиться об исполнении своего заветного

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

Встреча с Православием Священноисповедник Варнава (Настич) «В этой статье чувствуется смиренный дух и скромность, которые украшали древних духовных гигантов старого Египта, Синая и Святой Горы. Как если бы автор был вне времени и пространства», – так отозвался святитель Николай (Велимирович) о статье «Нечто о гордости», написанной студентом Воиславом Настичем, которого Сербская Православная Церковь чтит как священноисповедника Варнаву, епископа Хвостанского. Этот же подлинный христианский дух явственен во всех статьях и выступлениях исповедника Христова. Иеромонах Игнатий (Шестаков) Анатолий Холодюк 14/27 марта 2009 года исполняется 155 лет со дня рождения протоиерея Алексия Мальцева. Его священническое служение проходило главным образом на немецкой земле – в Берлине. Здесь он был и духовным наставником для своей паствы, и благодетелем тысячам русских, оказавшихся на чужбине в весьма стесненных обстоятельствах. А вклад отца Алексия в дело утверждения Православия на немецкой земле трудно переоценить: его переводами богослужебных книг на немецкий язык и по сей день пользуются священники в Германии и Австрии. Митрополит Питирим (Нечаев) Священник Димитрий Выдумкин Иеромонах Игнатий (Шестаков) Преподобный Иоанн Дамаскин Анатолий Холодюк Священник Павел Гумеров Юрий Максимов Из-за грехопадения в человеке исказились многие естественные движения души. Таким извращением является ложный стыд – тот, который рождается из тщеславия: когда люди стыдятся, например, маленькой зарплаты. Иногда ложный стыд мешает приступить к таинству исповеди. Стоит помнить, что стыд, который мешает сказать о грехе на исповеди, дан нам не для того, чтобы мы убежали от нее, но чтобы усилить исцеляющую силу таинства. Те грехи, что мы называем со стыдом, как бы сжигаются им. Преодолев ложный стыд и назвав грех, мы получаем особенное облегчение и радость. Дмитрий Лапа Юрий Максимов Епископ Рашско-Призренский Артемий (Радосавлевич) Священник Димитрий Выдумкин Диакон Георгий Максимов Митрополит Питирим (Нечаев) Архимандрит Тихон (Шевкунов) В других разделах

http://pravoslavie.ru/put/page90_1078.ht...

Календарь Материалы 5 апреля 2009 г. [Встреча с Православием/Православная библиотека] Удачным освещением оживляется всякая картина — и необыкновенным светом благодати озарен акафист Божией Матери. Свет этот действует сугубо: им просвещается ум; от него сердце исполняется радости и извещения. [Поместные Православные Церкви/Сербская/Святые и святыни/Святые и подвижники благочестия] Сербская Православная Церковь в XX веке явила миру целый сонм новомучеников. Одним из наиболее известных и почитаемых подвижников новейшего времени стал епископ Хвостанский Варнава (Настич). Во всех испытаниях, на которые осудила его коммунистическая власть Югославии, владыка оставался верным Богу и Церкви, а под духовное влияние его личности попадали даже его гонители. Новости 5 апреля 2009 г.

http://pravoslavie.ru/archive/090405

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Для размещения этой иллюстрации в статье в нужном месте укажите такой код: @4939@ Подпись к иллюстрации: Сщисп. Варнава Хвостненский. Икона Вознесенского храма Беочинского монастыря. Размер файла: 36.04 Кб Кто разместил: Харин, Илья Николаевич Дата размещения 18.06.2011 07:36:50 Эта иллюстрация использована на страницах: ВАРНАВА (НАСТИЧ)

http://drevo-info.ru/pictures/4939.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Для размещения этой иллюстрации в статье в нужном месте укажите такой код: @4940@ Подпись к иллюстрации: Сщисп. Варнава Хвостненский. Икона Мэррилвилльского Саввинского храма. Размер файла: 35.61 Кб Кто разместил: Харин, Илья Николаевич Дата размещения 18.06.2011 08:15:20 Эта иллюстрация использована на страницах: ВАРНАВА (НАСТИЧ)

http://drevo-info.ru/pictures/4940.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАРНАВА (Настич Воислав) (31.01.1914, Гэри, шт. Индиана, США - 12.11.1964, мон-рь Беочин, Сербия, Югославия), викарный еп. Хвостанский Сербской Православной Церкви. В детстве переехал с родителями в Сараево (Босния и Герцеговина), где позже закончил начальную школу и гимназию. Выпускник Богословского фак-та Белградского ун-та (1937), служил законоучителем в гимназии в Сараеве. В 1940 г. в мон-ре Милешева пострижен в монашество и рукоположен во иеродиакона. Во время второй мировой войны и нем. оккупации оставался в Сараеве. Отверг предложение главы усташского Независимого гос-ва Хорватия А. Павелича войти в клир т. н. Хорватской Православной Церкви (см. ст. Хорватия ). После окончания войны был рукоположен во иеромонаха и произведен в сан протосинкелла. 20 мая 1947 г. избран патриаршим викарным епископом Хвостанским. Хиротонисан 19 авг. 1947 г. Помогал администратору Дабро-Босанской и Захумско-Герцеговинской епархий еп. Нектарию (Крулю) . За критику действий коммунистического руководства Югославии в нач. 1948 г. был арестован и 1 марта осужден сроком на 10 лет за «шпионаж в пользу англо-американцев». Среди серб. населения Югославии было распространено мнение, что В. был осужден властями в качестве компенсации хорватам за арест и осуждение за сотрудничество с усташским режимом в годы второй мировой войны католич. архиеп. Загреба Алоизия Степинаца . В. отбывал заключение в Зенице, затем в Сремска-Митровице. При этапировании в 1949 г. попал в железнодорожную катастрофу, получил перелом ног и руки. Из тюремной больницы был перевезен в больницу в Белграде, затем в белградский Введенский мон-рь, где провел ок. года. В 1951 г. условно был отпущен на свободу с местом пребывания в мон-ре Гомионица. Находился под постоянным контролем Управления гос. безопасности. В 1951 г. церковноначалием был отправлен на покой. В марте 1954 г. подал прошение о возвращении к архипастырскому служению, но получил отказ. По истечении срока условного заключения переехал в мон-рь Крушедол, а оттуда в монастырь Беочин, где скончался при невыясненных обстоятельствах, возможно, был отравлен. Похоронен там же, в храме Вознесения Господня. Лит.: В. србске цркве од комуниста. 1997; В. Летопис Српске Православнее Цркве 1946-1958 гг.: Време патр. Гаврила (1946-1950) и патр. Bukehmuja (1950-1958). Книн; Београд, 2000. А. В. Шестаков Рубрики: Ключевые слова: АФАНАСИЙ (Евтич Зоран; 1938 - 2021), еп. Захолмский и Герцеговинский, богослов, духовный писатель, публицист, переводчик

http://pravenc.ru/text/154283.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010