22 января 1986 года, в связи с кончиной митрополита Филарета, первосвятительский престол Зарубежной Церкви занял архиепископ Монреальский и Канадский Виталий (Устинов) – 1910 года рождения, уроженец Петербурга, из семьи офицера Черноморского флота. В 1940 году он принял иноческий постриг, в 1951 году хиротонисан во епископа. В 2001 году Архиерейский Собор в г. Нью-Йорке избрал новым митрополитом и главой Русской Зарубежной Церкви Архиепископа Лавра (Шкурла), Сиракузко-Троицкого. В настоящее время Русская Зарубежная Церковь состоит из 9 епархий с четырьмя викариатствами. На всех континентах она имеет храмы, духовно окормляющие и объединяющие русских людей, которым дорога судьба Русской Православной Церкви и Родины-России. 1. Восточно-Американская и Нью-йоркская (Первоиерарх, Митрополит Виталий; он же – архиепископ Монреальский и Канадский). Викарий: епископ Манхеттенский Иларион. Викарий: епископ Ирийский Даниил. Викарий: епископ Бостонский Митрофан. 2. Лос-Анжелосская и Южно-Калифорнийская (архиепископ Антоний Синкевич). 3. Женевская и Западно-Европейская (архиепископ Антоний Медведьев). Викарий: епископ Каннский Варнава. 4. Западно-Американская и Сан-Францисская (архиепископ Антоний). Викарий: епископ Сиаттлийский Кирилл. 5. Сиднейская и Австралийско-Новозеландская (временно вдовствующая). 6. Сиракузская и Троицкая (архиепископ Лавр). 7 . Чикагско-Детройтская (архиепископ Алипий). 8. Берлинско-Германская и Великобританская (архиепископ Марк). 9. Буэнос-Айресская и Аргентинско-Парагвайская (вдовствующая). На покое находятся архиепископ Серафим (б. Каракасский и Венецуэльский), епископ Константин (б. Британский) и епископ Григорий (б. Вашингтонский и Флоридский. Более 330 храмов с их настоятелями и священно-церковнослужителями, с их богослужениями и активной внебогослужебной приходской деятельностью, несут Зарубежью свет Христовой Истины и духовные и культурные традиции России. Все же кадровая проблема в Зарубежной Церкви существует: иногда архиерей вынужден окормлять другую, вдовствующую кафедру, а священник обслуживать два прихода, что, естественно, не может сказываться благоприятно на духовной жизни прихода.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Место, где стояла его келья, как то особенно показалось мне привлекательным и я готовь был воскликнуть: во истину благодать Божия живет и до ныне на месте сем». Иконы и другия священныя изображения, пред которыми имел обыкновение совершать молитвенное правило свое о. Варнава, украшают теперь собою притвор Воцкинской церкви. Ученик о. Варнавы монах Иларион, по кончине своего старца, переселился в с. Богданово, Рославльского уезда, и жил там сначала в лесу, потом под кровом благочестивого крестьянина Купреенкова, а впоследствии, по случаю некоторых недоразумений со стороны Богдановского помещика, переправился на противоположный берег реки Десны, в с. Заболотье, Ельнинского уезда, и некоторое время подвизался в 4 верстах от этого села, в Крутицком бору, близ деревни Крутицы. Наконец, по убеждению своего духовника, священника с. Заболотья, О. Луки, приютился в его доме; где и скончался около 1821 г. Похоронен при Пятницкой приходской церкви. На могиле его, как говорят, и теперь стоит голубец. Предание об особенном трудолюбии О. Илариона, до сих пор еще живо в с. Боцкине, первом месте его монашеских подвигов. 83 Отец Адриан и ученики его, после страдальческой смерти О. Варнавы, оставили Орловские леса и переселились в Смоленске пределы, где по усмотрению Божию, нашли благодетелей, которые приняли их с усердием и поставили для них пустынные кельи. Но пребывание их, было здесь недолговременно. Многие благоговейные и благочестивые помещики избрали О. Адриана своим духовником, священники же местные, за это возимели на него великое негодование, полагая, что он получает много денег за исповедь, и обратились с доносом на О. Адриана, сперва к светскому начальству, а потом к Смоленскому Епископу Парфению. Преосвященный вызвал к себе старца, и допросив его, дозволил ему жить в Смоленской епархии только с таким условием, чтобы он формально поступил в Смоленское епархиальное ведомство. Но, так как, Смоленские монастыри в то время нуждались в монахах, то старец опасался, что духовное начальство приняв его и учеников его в свое ведомство, не дозволит им пустынно-жительствовать, а против их воли определить их в какую-нибудь обитель. По этому О. Адриан решился перейти в С.-Петербургскую епархию под покровительство монахолюбивого митрополита Гавриила, и по его благословению, поместился со своими учениками в Коневской пустыни, и вскоре назначен был настоятелем этой обители, которая обязана ему вполне своим внешним, а наипаче внутренним благоустройством. После десятилетнего управления обителью, О. Адриан сложил с себя начальство и в 1800 г. перешел в московский Симонов монастырь, где принял схиму с именем Алексия и скончался в 1812 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Yuvenalij_Polo...

Помимо Римской еще одна церковь считает своими основателями апостолов Петра и Павла – Антиохийская. Блаженный Иероним называет Симона Петра «епископом Антиохийской церкви» 412 . Как мы помним, именно в Антиохии, согласно Гал. 2:11–14 , произошло столкновение между Петром и Павлом. К тому времени, когда Петр пришел в Антиохию, там уже была община, членами – и вероятными руководителями – которой были Павел и Варнава. Поведение Петра и Варнавы вызвало у Павла неудовольствие, которым он посчитал нужным поделиться с галатскими христианами. В III веке Ориген упоминает об Игнатии Богоносце как преемнике Петра на Антиохийском престоле. Употребленное Оригеном выражение Ignatium dico episcopum Antiochiae post Petrum secundum 413 можно перевести двояко: «я имею в виду Игнатия, второго после Петра епископа Антиохийского», или «я имею в виду Игнатия, второго Антиохийского епископа после Петра». Первый вариант перевода предполагает, что Петр был первым епископом Антиохийским, а Игнатий – вторым; при втором варианте перевода между Петром и Игнатием возникает фигура безымянного первого епископа Антиохии, который был преемником Петра и чьим преемником стал Игнатий 414 . В отношении Игнатия мы находим похожую формулировку в IV веке у Евсевия Кесарийского : «Игнатий, многими и доныне прославляемый, второй после Петра епископ Антиохийский» 415 . Однако в другом месте Евсевий говорит: «В Антиохии после первого епископа Еводия славен был Игнатий, второй епископ» 416 . Таким образом, выражение «второй после Петра» у Евсевия означает, что первым был не Петр, а Еводий. О связи Петра с Антиохией говорит и Иоанн Златоуст в «Похвале Игнатию Богоносцу »: Притом и Сам Бог имел великое попечение об этом городе, как показал Он это самыми делами: Петру, предстоятелю всей вселенной, которому вручил ключи неба, которому предоставил руководить и устроять все, Он повелел провести здесь долгое время, – так для Него наш город был равен всей вселенной... Игнатий преемствовал Петру во власти. Как вынимающий большой камень из основания старается, конечно, поставить вместо него другой, равный ему, если не хочет поколебать и испортить все здание, так точно и тогда, когда Петр имел уйти отсюда, благодать Духа поставила вместо него другого равного Петру учителя, чтобы уже построенное здание не было испорчено незначительностью преемника 417 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Далее перечень Царей и князей, причем приписаны Петр Великий и Петр Алексеевич. В числе цариц и княгинь прибавлены: Марфа, Параскева, монахиня Елена. В числе царевичей – Алексей и Петр. Среди царевен и великих княгинь – Татиана, схимонахиня Сусанна, Евдокия, Наталия, Екатерина, Параскева. К 7 митрополитам Новгородским прибавлены: Кирилл, Игнатий, Иларион и Парфений. В числе архипископов холмогорских после Афанасия записаны архимандриты Арсений и Товия, потом Кирилл и затем приписаны архиепископы Варнава и Герман. Список игуменов с красными заглавными буквами закончен строителем иноком Козмою, а потом приписаны Варсонофий, Арсений, Варсонофий и еще после – Герман, Иосиф. Все это ясно показывает, что синодик этот начал составляться вскоре после первого, а именно при Арсение или Варсонофие, род которого записан очень подробно. Далее идет род архимандрита Соловецкого монастыря Фирса, причем приписан и сам он. Из знатных родов сюда вошел только род стольника Ивана Буторлина большого. Вероятно, что прежний составитель строго держался тех старых документов, по коим он составлял свой синодик. Составитель же нового синодика не видел достаточных оснований к тому, чтобы писать все древние роды и удовольствовался одними, предпочитая роды новых благодетелей, которые и являются у него, начиная с рода Москвича Ильи Несторова и других москвичей, и кончая родом казанца Ивана Афанасьева Михляева, устюжанина Михаила Смольникова, чебоксарина Феодора Алексеева и пинежанина Иоанна Маслова . Роды архангелогородцев как напр.: Юрья Буянова, Ивана Ассонова, Иова Ваганова нашли себе место там, где следовало быть предисловию, где в 1769 г. приписан род секретаря с соломбальской верфи Никиты Петрова. В монастырских описях сей синодик значится под 595/1023. Хотя мы признали этот синодик как бы черновым при употреблении другого, лучше и раньше составленного, но вместе с сим нельзя не видеть, что он был отчасти и продолжателем первого, а следовательно и переходным к новому, более совершенному. 3 . Синодик новой формации имеет сравнительно с своими предшественниками большую форму, в поллиста, и в изяществе и всяческом совершенстве он не уступает ни в чем первому.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Документы Список участников Поместного Собора Русской Православной Церкви 2009 года Часть 2 19.01.2009 23:42 Украина Киевская епархия Митрополит Киевский и всея Украины Владимир Архиепископ Белогородский Николай, викарий Киевской епархии Архиепископ Вышгородский Павел, викарий митрополита Киевского и всея Украины Владимира Архиепископ Почаевский Владимир, викарий Киевской епархии Епископ Макаровский Иларий, викарий Киевской епархии Епископ Яготинский Серафим, викарий Киевской епархии Епископ Переяслав-Хмельницкий Александр, викарий Киевской епархии, секретарь предстоятеля УПЦ Епископ Васильковский Пантелеимон, викарий Киевской епархии Епископ Городницкий Александр, викарий Киевской епархии Александрийская и Светловодская Епископ Александрийский и Светловодский Антоний Белоцерковская и Богуславская Архиепископ Белоцерковский и Богуславский Митрофан Бердянская и Приморская Епископ Бердянский и Приморский Елисей Винницкая и Могилев-Подольская Архиепископ Винницкий и Могилев-Подольский Симеон Владимир-Волынская и Ковельская Епископ Владимир-Волынский и Ковельский Никодим Горловская и Славянская Епископ Горловский и Славянский Митрофан Джанкойская и Раздольненская Епископ Джанкойский и Раздольненский Нектарий Днепропетровская Митрополит Днепропетровский и Павлоградский Ириней Донецкая и Мариупольская Митрополит Донецкий и Мариупольский Иларион Епископ Святогорский Арсений, викарий Донецкой епархии Епископ Макеевский Варнава, викарий Донецкой епархии Житомирская и Новоград-Волынская Архиепископ Житомирский и Новоград-Волынский Гурий Запорожская и Мелитопольская Архиепископ Запорожский и Мелитопольский Василий Епископ Вольнянский Иосиф, викарий Запорожской епархии Ивано-Франковская и Коломыйская Епископ Ивано-Франковский и Коломыйский Пантелеимон Каменец-Подольская и Городокская Архиепископ Каменец-Подольский и Городокский Феодор Кировоградская и Новомиргородская Епископ Кировоградский и Новомиргородский Пантелеимон Конотопская и Глуховская Архиепископ Конотопский и Глуховский Лука

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

В Святогорской Успенской лавре Предстоятель Украинской Православной Церкви возглавил торжества по случаю праздника Собора Святогорских святых 24 сентября 2015 г. 22:20 24 сентября 2015 года, в праздник Собора Святогорских святых, в ходе поездки в епархии Донецкой области, Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий совершил Божественную литургию в Успенском соборе Святогорской Успенской лавры . Накануне, 23 сентября, Предстоятель Украинской Православной Церкви посетил скит Святогорской лавры в честь святителя Иоанна Шанхайского в селе Адамовка Славянского района. Блаженнейшего владыку встречал митрополит Святогорский Арсений , наместник Успенской Святогорской лавры. Владыка Арсений ознакомил Предстоятеля Украинской Православной Церкви с жизнью скита и рассказал о своих детских годах, прошедших в Адамовке. После краткого молебна Блаженнейший владыка осмотрел храмы и здания обители, а также пообщался с братией и прихожанами. В селе Богородичном вблизи Лавры митрополит Онуфрий посетил еще один лаврский скит в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», в котором несут монашеское послушание 25 сестер. Предстоятель Украинской Православной Церкви отслужил молебен Божией Матери, во время которого вознес молитвы о мире на Украине. По окончании богослужения Блаженнейший владыка обратился к насельницам скита со словами наставления и наградил старшую сестру монахиню Амвросию крестом с украшениями. Вечером 23 сентября Блаженнейший митрополит Онуфрий в сослужении архипастырей Украинской Православной Церкви возглавил всенощное бдение в канун праздника Собора Святогорских святых в Святогорской Успенской лавре. В день праздника за Литургией в Лавре Его Блаженству сослужили митрополиты Донецкий и Мариупольский Иларион , Святогорский Арсений, Горловский и Славянский Митрофан ; архиепископы Краснолиманский Алипий , Запорожский и Мелитопольский Лука , Макеевский Варнава , Изюмский и Купянский Елисей , Днепродзержинский и Царичанский Владимир , Северодонецкий и Старобельский Никодим ; епископы Иннокентий (Шестопаль) , Ирпенский Климент ; духовенство монастыря.

http://patriarchia.ru/db/text/4230565.ht...

АФАНАСИЙ ВЫСОЦКИЙ Младший (Амос; † 1395), игум., прп. (пам. 12 сент., в среду Пасхальной седмицы, в Соборе Московских святых, в Соборе Радонежских святых и в Соборе Ростово-Ярославских святых) АФАНАСИЙ ВЫСОЦКИЙ Старший († после 1401), игум., прп., (пам. 12 сент., в Соборе Московских святых и в Собре Радонежских святых) ВАРЛААМ ХУТЫНСКИЙ (Алекса Михалевич; † 6.11.1193?,) прп. (пам. 6 нояб., в 1-ю пятницу Петрова поста, в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ВАРНАВА (Меркулов Василий Ильич; 1831 - 1906), иером., прп. Гефсиманский, Радонежский (пам. 17 февр., в Соборе Нижегородских святых и в Соборе Радонежских святых) ВАРФОЛОМЕЙ († 1442), келарь и строитель Симонова Старого в честь Рождества Пресв. Богородицы муж. мон-ря в Москве, прп. (пам. в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) ДАРИЯ (Кутукова Дария Дмитриевна, 1782 - 1858), прп., Сезёновская, Лебедянская (пам. в Соборе Тамбовских святых и в Соборе Липецких святых) ДИОНИСИЙ (Димитрий; 1362/63 - 1437) Глушицкий, прп. (пам. 1 июня и в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ЕВФИМИЙ И ХАРИТОН († не позднее 1470) и († 11.04.1509), преподобные, Сянжемские, Вологодские (пам. 20 янв. (Е.), 28 сент. (Х.), в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ЗОСИМА И АДРИАН (Еропкины; 2-я пол. XV - нач. XVI в.), преподобные (пам. в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), Сестринские, Волоколамские ИЛАРИОН († 28.03.1476), прп. (пам. 28 марта; 21 окт.; в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских и в Соборе С.-Петербургских святых) ЛОНГИН († 10.02.1540), игумен, прп., Коряжемский (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых и в Соборе святых Архангельской митрополии) МАРТИНИАН (Михаил Стомонахов; ок. 1400 - 1483), игумен, книгописец, прп. (пам. 12 янв., 7 окт.- обретение мощей, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских и в Соборе Новгородских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых), Белозерский АВРААМИЙ ГАЛИЧСКИЙ [Чухломской, Городецкий] († 1375), прп. (пам. 20 июля, 23 янв. - в Соборе Костромских святых и в Соборе Радонежских святых)

http://pravenc.ru/text/159098.html

Так смотрят на это сами старообрядцы. Известный составитель окружного послания Иларион Егоров, еще в 1858 г. замечал об австрийском священстве, коего сам был последователем, что «корень его гнил и основание не твердо» 335 . В конце 60-х годов Варнава, беспоповщинский инок (потом обратившийся к прав. церкви), сделал следующий остроумный отзыв об австрийской иерархии. «До нововозникшей австрийской иерархии начетчики поповские старались подбирать и твердить те места писания, коими бы можно доказать, что кончилась вся иерархия; и так или иначе светлую благодать хиротонии, снизшедшую в день пятидесятый во огненных языцех, претворили и низвели в кладязь еретичества; но потом в 1846 году достали сию грязь из кладязя еретичества, прибавили туда деревянного масла (мнимого мира), и возгорелся паки снизшедший в день пятидесятый, и двести лет бывший претворенным в еретичество огнь, и зажгли несколько светильников. В одной Москве три светильника обретаются: два Антония и Софроний. И то еще удивительно, что и сей из грязи образовавшийся огнь разделился, возымел разные качества: окружники признают свой за истинный, а не окружники опровергают, а прочая разумеваяй да разумеет» 336 . – В этом замечании весьма важно для нас указание на источник, откуда заимствовано австрийское священство. Этим источником послужила для него церковь греческая – православная, церковь, по сознанию старообрядцев, оставленная благодатию Св. Духа, и еретическая. А так как в еретической церкви, по толкованию на 68 правило апостольское – «крещении не крещени, и поставлении не поставлени» 337 , то, стало быть, и австрийское священство, как заимствованное, по старообрядческому понятию, из мутного и еретического источника, есть учреждение неистинное, или, точнее, безблагодатное, ибо из неистинного и безблагодатного (какова православная иерархия, по учению старообрядцев) нельзя сделать истинного и благодатного (каким называют они свое священство). Правда, защитники этого священства, не изменяя своего взгляда на греко-российскую церковь , как на церковь оптическую и безблагодатную, – и в тоже время желая своему священству, заимствованному от этой же церкви, придать значение истинной иерархии, говорят, что оно восстановилось у них чрез миропомазание.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/istorich...

Как явствует из повествования ап. Луки, иерусалимские братья «успокоились», услышав рассказ П. Их ремарка - «видно, и язычникам дал Бог покаяние в жизнь» (Деян 11. 18) - свидетельствует о том, что они восприняли услышанное с удивлением, однако доверие к П. пересилило, и его аргументация была принята. П. на Апостольском Соборе В 12-й гл. кн. Деяния П. появляется в рассказе о том, как он был посажен в темницу. После этого он упоминается лишь в гл. 15, в рассказе об Апостольском Соборе, чтобы после этого окончательно исчезнуть со страниц книги. Поводом к созыву Собора послужила миссионерская деятельность апостолов Варнавы и Павла. На общецерковном уровне еще не был решен вопрос, нужно ли обращенным в христианство из язычества принимать обрезание и следовать др. иудейским обычаям или нет. Павел и Варнава для себя на этот вопрос уже ответили, но общецерковной санкции на отказ от иудейских обычаев у них не было. Апостольский Собор в научной лит-ре датируется временем между 48 и 51 гг. (см., в частности: Robinson. 2000. P. 52 (48 г.); Jewett. 1979 (в хронологической таблице - окт. 51 г.); Keener. 2012-2015. Vol. 3. P. 2207 (ок. 48)), однако наиболее распространенной является датировка Собора 49 или 50 г. (см. в ст. Иерусалимский Собор апостолов ). Если придерживаться датировки, согласно к-рой Иисус Христос был распят в 33 г. (о датировке распятия см. в: Иларион (Алфеев). 2017. Кн. 6), то между речью П. на Пятидесятницу и Апостольским Собором прошло не менее 15 лет. События, описанные в первых 5 главах кн. Деяния, происходят в Иерусалиме, и П. является их участником. Можно предположить, что все эти события (Пятидесятница, исцеление хромого, 1-й арест П., история с Ананией и Сапфирой, допрос П. и Иоанна в синедрионе) происходили в первые месяцы после распятия Христа. Убиение Стефана (Деян 7) и обращение Павла (Деян 9) произошли, как принято считать, в том же году, что и распятие Христа или год спустя (условная датировка - 34 г.). Можно допустить, что и первые выходы П. за пределы Иерусалима, включая его посещения Лидды, Иоппии и Кесарии (Деян 9-10), относятся к первым годам христ. проповеди, хотя ясных хронологических указаний кн. Деяния не дает.

http://pravenc.ru/text/2580090.html

Памятник выполнен в виде фигуры на постаменте с крестом в руках и будет символизировать апостола, несущего веру на нашу землю. Фото: «Остров» 19 сентября. ПРАВМИР. В рамках празднования на Донетчине 1025-летия Крещения Руси, на Соборной площади перед Спасо-Преображенским кафедральным собором состоялся торжественная церемония открытия и освящение памятника святому апостолу Андрею Первозванному , сообщает  «Донбасс православный» . Молебен и освящение памятника совершили митрополит Одесский и Измаильский Агафангел, митрополит Донецкий и Мариупольский Иларион, архиепископ Горловский Славянский Митрофан, епископ Макеевский Варнава, епископ Новоазовский Варсонофий и духовенство Донецкой епархии. Также в мероприятии приняли участие председатель Донецкого областного совета Андрей Федорук, губернатор Донецкой области Андрей Шишацкий, мэр Донецка Александр Лукьянченко и жители города. Памятник выполнен в виде фигуры на постаменте с крестом в руках и будет символизировать апостола, несущего веру на нашу землю. Памятник был отлит на участке литья колоколов Донецкого металлургического завода. Статуя изготовлена из скульптурной бронзы и весит около 3,5 тонн, высота памятника (с поднятой рукой) составляет более 4 метров. Это уже второй памятник, установленный на Соборной площади. Первым стала скульптура небесного покровителя столицы Украины — архангела Михаила, которую подарили киевляне дончанам в ответ на презентованную им «Пальму Мерцалова». Этот памятник был установлен возле кафедрального собора 11 лет назад, в мае 2002 года. Святой Андрей первым из апостолов последовал за Христом, а затем привел к нему своего родного брата, святого апостола Петра, с которым вместе ранее занимался рыболовством. За то, что он был первым призван Христом в число апостолов, в православной традиции его обычно именовали Андреем Первозванным. На Руси Андрей Первозванный был одним из самых почитаемых святых. Он издавна считался патроном Православия и покровителем Русской Православной Церкви. Про него говорили, что его имя «связывает Мать-церковь Константинопольскую с ее дочерью — Русской Церковью». Киевская Русь увидела в Андрее Первозванном покровителя русской государственности. В императорской России он стал по преимуществу покровителем русского военно-морского флота. Петром I был учреждён Андреевский флаг, а также Андреевский орден — старейший из русских орденов, а флагштоки всех военных кораблей в современной Российской Федерации и Украине украшены Андреевским флагом.

http://pravmir.ru/v-donecke-osvyashhen-p...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010