По возобновлении: Сергий , игум., с 15 янв. 1843; архим. 1856–62. Евстратий , игум., 1863–69. 6 Сумский Успенский, в 9 верстах от города Сум, основан около 1658 г.; закрыт в 1788. [VI, 335.] Игумены Варнава , 1671–77. Пахомий , 1682–87. Феодосий , 1689–93. Иаков Жданович , 1710–15. Мисаил Губицкий , 1717 и 18. Ефрем Траволинский , 1719–25. Корнилий Огурский , 1726–32. Иларион Яковлевич , 1733–41. Пётр Венсович , архим., перев. из Куряжа, 1742–47. Ипполит Лавровский , 1747–49. Иоасаф Новосельский , 1750–54. Архимандриты Кассиан , 1757. Иакинф Боярский , 1759–1771. Товия Кремповский , 1773–75. Иустин , 1776–84. Аминадав , игум., 1785 и 86. Иаков Шубский , игум., с 4 апр. 1787; † 1790. В 1788 мнтрь закрыт. 7 Михайловская Предтечева пустынь, от города Лебедина в 12 верстах; упразднена в 1788 г. [V, 78.] Игумены Нифонт .       (В конце XVII века). Иринарх . Мелетий Гнедич , 1701–10. Иона , в 1717 на покое. Иоаким в мае 1719 уволен. В 1732 г. пустынь подчинена Сумскому игумену. Варлаам (бывший игум. Краснокутский) 308 1759. Кирилл Григорович перев. отсюда в Белгород. Иоасаф Роменский , 1774. Тихон , строит., 1782. Варлаам , 1788. Мнтрь упразднён. 8 Озерянская Богородичная пустынь, в 26 верстах от Харькова, основана в 1710 г.; упразднена в 1788 г. [V, 361.] Строители Варсонофий … Герман , 1753. Тихон Святогорский , 1757. Ефрем Мокренский , 1758–63. ? Лаврентий Кордет , игум., в 1766 перев. в Белгородский Николаевский. Феофилакт , игум., † 1771. Варлаам , игум., 1773. Иоасаф , 1776. Самуил ... Иезекииль Туранский , 1787. 9 Змиевский Николаевский, от города Змиева в 8 верстах, основан в половине XVII века; упразднён в 1788 г. [IV, 195.] Игумены Иона , 1666. Манассия , 1673, взят в Куряж. Иона , 1692. Иоанникий , 1708. Иаков Волчанский , предшественник. Иларион Негребецкий , 1735–37, уволен. Гавриил Краснопольский , с 1737. Мартиниан Лобач , 1741. Патермуфий , 1745. Фаддей Руцкий , 1787. Мнтрь закрыт. 10 Сумский Предтечев, в 2 верстах от города Сум, основан в 1687 г.; упразднён в 1788 г. [VI, 334.] Игуменьи

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В день 500-летия кончины Преподобного Сергия, 25.IX.1892 г. 1-й ряд: слева – 1. Тихон Никаидров, еп. Можайский; 2. Ионафан Руднев, архп. .Яросл. и Рост.; 3. Савва Тихомиров , архп. Тверской; 4. Леонтий Лебединсхий, митр. Моск. и Колом.; 5. Феогност Лебедев, архп. Владимир. и Сузд.; 6. Феоктист Попов, архп. Рязанск. и Зарайск; 7. Христофор Смирнов , б. еп. Волоколамский и ректор МДА (до 1890 г.) 2-й ряд: архимандриты 1. Никон Рождественский , 2. Товия Цымбал казначей Лавры. 3. Павел Глебов, ее наместник, 4. Лаврентий, наместник Чудова монастыря, 5. Афанасий, ризничий Лавры Митрополит Николай среди насельников Лавры. 1947 г. Сокращения: а. (после номера) – сзади стоящий, а-м. – архимандрит (архм.), вп. – впоследствии, еп. – епископ, и-м. – иеромонах, иг. – игумен, м. – монах, п. – послушник, прих. – приход, свщ. – священник. сх-схи сха-м. – схиархимандрит, схи-м. – схииеромонах. Слева направо: 1. Александр – часовщик, 2.. п. Корнилий, вп. – схим. Гавриил, 2.а. п. Виктор, вп. – и-м. Исаакий, 3. п. Федор – вп. и-д. Феодорит (повар в Печорах ), 4. иг. Петр (Семеновых), 4а. и-м. Савва (Остапенко) , 5. а-м. Иосиф, 6. а-м. Доримедонт, 7. а-м. Антонин, 7а п. Петр, вп. свщ-к на приходе, 8. Наместник а-м. Иоанн (Разумов), 8а и-м. Антиох(?), 9. сха-м. Иларион (Удодов), 9а. и-м. Андроник (рееент и канонарх, умер на приходе), 10. а-м. Алексий (Дегтярев), с 1950 г. – еп. Прешовский, 10a (?), 11. протод. Сергий Туриков, 11a. п. Василий Садиков, вп. а-м. Дионисий, эконом, 11б. п. Андрей Ермаков, 12.. г. Серафим (Шинкарев), 13. иг. Павел Голышев, вп. – епископ Крестный ход вокруг Трапезной церкви (конец 50-х годов) Справа налево, в правой колонне: и-м. Тихон (Агриков) , архм. Филадельф (Мишин), архм. Иоасаф (Альбовский), архм. Петр (Семеновых), В левой: и-м. Иларион, иг. Алипий (Воронов), ризничий архм. Флавиан (вп. – архиеп. Горьковск.), архм. Пимен (Хмелевской) с трехсвечнихом. Насельники Лавры во главе с архим. Платоном Левая страница 1-й ряд: иг. Нафанаил Новиков †; 2. а-м. Варнава Кедров; 3. а-м. Феодор Андрущенко; 4. а-м. Иосиф Евсеенок, в сх. – Иосня; 5. а-м Серафим Шинкарев; 6. а-м. Симон Новиков ныне архп. Рязанск.; 7. а-м. Платон, наместник Лавры (1964–1970);

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В Донецке прошло заседание комиссии Межсоборного присутствия по вопросам противодействия расколам 29 сентября, 2010. Редакция " Правмира " 28 сентября 2010 года в зале совещаний донецкого кафедрального Спасо-Преображенского собора под председательством Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира состоялось очередное заседание комиссии Межсоборного присутствия по вопросам противодействия церковным расколам и их преодоления. 28 сентября 2010 года в зале совещаний донецкого кафедрального Спасо-Преображенского собора под председательством Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира состоялось очередное заседание комиссии Межсоборного присутствия по вопросам противодействия церковным расколам и их преодоления. Заседание предварялось молебном на начало доброго дела, который совершил в Преображенском соборе митрополит Донецкий и Мариупольский Иларион. За богослужением молились иерархи, клирики и миряне, прибывшие на заседание комиссии, а также епископы Горловский и Славянский Митрофан и Макеевский Варнава. В заседании, в частности, приняли участие председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион, митрополит Одесский и Измаильский Агафангел, архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн, управляющий делами Украинской Православной Церкви архиепископ Белоцерковский и Богуславский Митрофан, епископ Переяслав-Хмельницкий Александр, заместитель председателя ОВЦС протоиерей Николай Балашов (секретарь комиссии). Открывая заседание, Блаженнейший митрополит Владимир приветствовал членов комиссии, обозначил приоритетные направления ее деятельности и поблагодарил митрополита Донецкого и Мариупольского Илариона за радушный прием. Прежде, чем перейти к работе над документами, подготовленными в рабочих группах комиссии, Предстоятель Украинской Православной Церкви выразил надежду на то, что труды комиссии будут способствовать возвращению заблудших в спасительное лоно Церкви и преодолению разделения, которое ведет к погибели. Председатель комиссии подчеркнул, что ее работа будет продолжаться в духе Евангелия и в соответствии с традициями и канонами Церкви.

http://pravmir.ru/v-donecke-proshlo-zase...

341 1) График доходов от продажи журнала, который в общих чертах повторяет приведенный выше график числа подписчиков и который колеблется от суммы в 6300 руб. в 1893,1898 и 1912 годах до 11500 руб. в 1892,1901 и 1906 годах; 2) График доходов от продажи «Творений св. отцов», более стабильных, меняющихся в пределах от 2200 руб. до 3800 руб. (в 1905 году – 7000 руб.). 342 Поскольку в задачи работы не входит подробный разбор принципов научного знания, выработанных в XX веке, мы даем их несколько конспективно, неизбежно редуцируя второстепенные моменты. Основные работы здесь следующие: Гайденко П. Эволюция понятия науки. М., 1980; Койре А. Очерки истории философской мысли. М., 1985; Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М., 1986; Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983 и другие, ссылки на которые даются в тексте. 354 О церковности духовной школы и богословской науки. Вступительная лекция и. д. доцента МДА Владимира Троицкого. СП, 1912, с. с. 2, 4. 359 См.: Богословский вестник. 1917, август–сентябрь. В октябре–декабре того же года появилась вторая статья Тареева на ту же тему « Церковь и богословие»; к этому времени сам Тареев занял место о. Павла Флоренского как редактор «Богословского вестника». 360 Опубликовано в: Богословский Вестник. 1915, сентябрь. Цит. по отдельному изданию: Сергиев Посад, 1916. 362 По этой же причине достается от Тареева и Флоренскому (который как раз мог бы выглядеть как представитель и «оригинальной русской богословской системы», и «философии сердца»): «Автор афиширует церковно-святоотеческие источники, но книга его в своем содержании ие имеет ни одной черты христианской философии... Под флагом церковно-отеческим он излагает лишь свою философию» (Тареев, с. 214). 364 Вл. Иларион. Op.cit., с. 38. Фраза о «различных языках» подтверждает лингвистический аспект проблемы, констатируемый нами в начале работы. 366 Речь архим. Варнавы при наречении его во епископа Васильсурского. В: Свящ. С.Явиц. Преосв. Варнава, епископ Васильсурский и его душепопечительная деятельность. Машинопись библиотеки МДА, СП, 1995, с. 321.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Под графиком обозначены периоды работы в качестве редакторов профессоров академии. Задорнов А., I курс Московской Духовной Академии. Академическая школа русского богословия и проблема основания науки//Богословский вестник 1998, т. 2, вып. 2, с. с. 39–59. —39— Истина от земли возсия, и правда с небесе приииче ( Пс.84:12 ) Задача духовного научения, являющаяся заповедью Спасителя – «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» ( Мф.28:19 ), – делает особо важным вопрос о том, какое основание может быть положено в систему такого научного знания. Конечно; по слову апостола, «никто не может положить другого основания кроме положенного, которое есть Иисус Христос » ( 1Кор.3:11 ). Только на этом основании Церковь выполняет заповедь о духовном научении во всех проявлениях своего земного бытия: от катехизических поучений до системы богословских школ. Однако именно в последнем случае особенно важным становится вопрос о том, насколько понятия «научности» и «науки» вообще отвечают, с одной стороны, вышеприведенным апостольским словам, а с другой – общим требованиям по отношению к рационально обоснованному знанию со стороны «внешних» наук. Именно поэтому проблема основания общего богословского знания требует для себя определенного исторического контекста, в котором она бы была уже поставлена и в которой уже были бы намечены возможные пути решения. Таким контекстом для нас послужит академическая школа русского богословия, под которой мы в дальнейшем будем понимать определенное временем (1910–1920 гг.) и местом (Московская Духовная Академия) направление рус- —40— ской богословской мысли, имеющее все характеристики научной школы: свой генезис, методологические установки, строго определенные задачи etc. Поскольку мы дали столь конкретное определение понятия, правомерным будет вопрос о том, кто именно является «стопроцентным» представителем академической школы. Вопрос этот требует дополнительного исследования; так, отдельной работы потребовало бы рассмотрение вопроса о принадлежности к этому направлению таких выдающихся православных богословов как митрополит Антоний (Храповицкий) и Святейший Патриарх Сергий (Страгородский) . Их можно отнести к академической школе скорее по общему духу и направлению их трудов, но не по принадлежности к тому кругу богословов, о которых у нас пойдет речь. К последним же относятся: архиепископ Феодор (Поздеевский) , архиепископ Иларион (Троицкий) и их младший современник епископ Варнава (Беляев) . Поскольку статья посвящена конкретному вопросу о значении и месте науки в системе этого богословского направления, мы не можем заниматься рассмотрением генезиса и формальных границ академической школы. В тексте это будет сделано лишь постольку, поскольку потребуют задачи общего вопроса.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Это первое совместное служение архиереев единой Русской Церкви в Азии. Во время визита делегации Русской Церкви были рукоположены новые клирики для православной индонезийской общины. Так, во время литургии в домовом храме во имя равноапостольного князя Владимира епископ Егорьевский Марк поставил Василия Амоса Манупути во чтеца и иподиакона, а архиепископ Иларион рукоположил его в сан диакона. На следующий день в храме апостола Фомы в Джакарте архиепископ Иларион поставил во чтецов Иринея Джонни Ороха и Дамиана Сарджана Дармавана, а епископ Марк рукоположил в сан диакона Агапита Карела Хабиба Вааса. В храме в честь Преображения Господня в Соло был поставлен иподиаконом Иосиф, рукоположены в сан диакона Лука и Анастасий, а диакон Варнава сподобился иерейского сана. Кроме того, в ходе визита делегации изучался вопрос о возможности открытия прихода Русской Православной Церкви на острове Бали .  В столице Германии появится новый храм Русской Зарубежной Церкви Впервые за более чем 70 лет Русская Православная Церковь Заграницей готовит открытие новой церкви в Берлине. Для этой цели был приобретен находящийся на берегу реки Шпрее на улице Винтерштейнштрассе земельный участок со зданием. После перестройки и реконструкции в здании разместится церковь Покрова Пресвятой Богородицы. В послевоенные годы община нашла убежище на первом этаже жилого дома на улице Кульмбахерштрассе, но уже давно эта домашняя церковь стала слишком мала для постоянно растущего прихода. «Наша община хорошо иллюстрирует многонациональный характер Берлина. Наши прихожане – православные верующие самого разного национального и культурного происхождения. Наряду с многочисленным выходцами из России, Сибири и Украины, есть также православные христиане из Франции, Германии, Грузии, Белоруссии и Израиля», – рассказал священник общины Покрова Пресвятой Богородицы о. Андрей Сикоев. После реконструкции и обновления приобретенного здания церковное помещение величиной в 150 м 2 , с алтарем, притвором и ризницей будет располагаться на втором этаже. На первом этаже будут находиться приходской зал, библиотека, помещение для духовника, детская комната, а также кухня. Община планирует создание русского православного художественного и культурного центра. Планируется создание программы помощи старым и нуждающимся в уходе людям . 

http://pravoslavie.ru/5071.html

Архиерейский собор Доверять Церкви Одной из главных " сенсаций " последних дней стала распространение (дез)информации о том, что Архиерейский Собор " окончательно похоронил церковную демократию " , отменив Поместный Собор. В Донской семинарии введен курс по изучению актуальных решений Архиерейских Соборов Русской Православной Церкви Первое занятие прошло 8 февраля в актовом зале Донской духовной семинарии и было посвящено решениям Архиерейского Собора, состоявшегося 2-5 февраля в Москве. Подобная дисциплина в духовных учебных заведениях России введена впервые. Митрополит Хабаровский Игнатий о работе и итогах Архиерейского собора Минувший Архиерейский собор имел особенности, и главные из них, на мой взгляд, три: актуальность, очень высокий уровень организации и подготовки, соборное единство в любви. Архиереи о Соборе В работе Архиерейского Собора, который завершил свою работу 5 февраля, приняли участие 280 иерархов Русской Православной Церкви. Своими впечатлениями делятся архиепископ Женевский и Западно-Европейский Михаил, митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн, епископ Выксунский и Павловский Варнава и епископ Якутский и Ленский Роман. Архиерейский Собор — итоговая пресс-конференция (+Видео) Итоги Архиерейского Собора Русской Православной Церкви: об изменениях в Уставе, украинском вопросе, информационных технологиях и контроле над личностью, ювенальной юстиции, экологии, новомучениках и проповеди Христа. Церковь выступает против внедрения ювенальной юстиции по зарубежному образцу Недостаток средств у родителей не может рассматриваться в качестве условия применения органами опеки и попечительства мер, направленных на фактическое разрушение малообеспеченной семьи, в частности, путем изъятия детей у родителей. Митрополит Волоколамский Иларион: Если все члены Церкви проникнутся чувством ответственности за ее судьбу, произойдут позитивные сдвиги (+Видео) Митрополит Волоколамский Иларион и генеральный директор Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы, доктор филологических наук Екатерина Гениева об Архиерейском Соборе и о некоторых темах, связанных с его работой. Программа «Церковь и мир», 2 февраля 2013.

http://pravmir.ru/tag/arxierejskij-sobor...

     Прошло чуть больше недели (и еще время пройдет), но Литургию в Николо-Васильевской обители, которую возглавил митрополит Донецкий и Мариупольский Иларион, настолько зримо и ясно сохраняет моя память. Владыка течение двух десятилетий был связан тесными духовными узами с отцом Зосимой. Никто иной как владыка Иларион поведал миру об удивительных случаях, которые свидетельствуют о прозорливости приснопамятного схимника. В частности, именно отец Зосима настоятельно советовал донецкому архиерею попрощаться с его больной мамой, пока она не преставилась, а уж затем ехать по неотложным делам. Владыка последовал совету своего наставника, за что до сих пор ему благодарен. Опять же владыке Илариону отец Зосима сообщил точную дату своей кончины. Случилось это в день его ангела – 23 августа 2002 года, в день памяти преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. «Приезжайте, Владыко, к нам на чин погребения Божией Матери», – пригласил духоносный старец. – «Да нет, батюшка, у вас служба ночью будет, а мне утром служить», – возразил митрополит. «Да вам, Владыко, и так будет не до сна. Приезжайте, будете меня вместе с Божией Матерью погребать…». Трогательно было видеть Его Высокопреосвященство стоящим перед входом в усыпальницу схиархимандрита Зосимы, которую батюшка распорядился возвести еще при своей земной жизни. «Придет время – будете топтаться у меня по голове», – в свойственной ему манере шутил, бывало, отец Зосима. Так и вышло: теперь каждый, кто входит в погребальную часовню, поневоле становится на то место, под которым на глубине четырех метров покоится исповедник.      Но вернемся в собор. Правящему архиерею Донецкой епархии в тот день сослужили митрополит Горловский Митрофан, архиепископ Макеевский Варнава, архиепископ Бердянский Ефрем, епископ Добропольский Спиридон, архимандриты Амвросий и Спиридон, клир и причет обоих монастырей. Среди молящихся были жители и Украины, и непризнанных Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики. Однако разделения среди людей ни в храме, ни вне его стен не было. Наоборот, все чувствовали себя одним целым, одним народом, частью единого и неделимого тела земной воинствующей Церкви Христовой. И это главное ощущение, с которым все мы возвратились в свои города и веси. Это именно та благодать, ради стяжания которой все мы в конце августа «съехались к батюшке Зосиме».

http://pravoslavie.ru/115525.html

Предстоятель Русской Православной Церкви совершил чин малого освящения Спасо-Преображенского кафедрального собора г. Донецка 29 июля 2009 г. 20:57 29 июля в ходе визита в Донецкую епархию Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин малого освящения Спасо-Преображенского кафедрального собора г. Донецка. Перед храмом Предстоятеля Русской Православной Церкви встречали священнослужители Донецкой епархии, облаченные в красные пасхальные одеяния. Рядом стояли курсанты Донецкого военного лицея в парадной форме. Когда Святейший Патриарх приблизился к собору, тысячи верующих выпустили в небо зеленые воздушные шарики с изображением Патриаршего вензеля. В новоосвященном храме Святейший Владыка совершил молебен. Его Святейшеству сослужили Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир , митрополит Одесский и Измаильский Агафангел , митрополит Донецкий и Мариупольский Иларион , архиепископ Саранский и Мордовский Варсонофий , архиепископ Белоцерковский и Богуславский Митрофан , епископ Белгород-Днестровский Алексий , епископ Горловский и Славянский Митрофан , епископ Солнечногорский Сергий , епископ Макеевский Варнава и епископ Переяслав-Хмельницкий Александр . Митрополит Донецкий и Мариупольский Иларион обратился к Предстоятелю Русской Православной Церкви со словами приветствия и преподнес ему Смоленскую икону Божией Матери «Одигитрия». Затем Его Святейшество обратился с Первосвятительским словом к народу, собравшемуся в храме и на площади перед собором. Предстоятель Русской Православной Церкви осмотрел нижний храм Спасо-Преображенского собора. Здесь руководители завода «Донецксталь», на котором изготавливаются колокола, подарили Святейшему Владыке миниатюрную колокольню с маленькими колоколами. Донецкие реставраторы также преподнесли в дар Святейшему Патриарху Кириллу список Новодворской иконы Божией Матери, датируемый XIX веком. «Во время интронизации Вам был вручен посох святителя Московского Петра», — отметили дарители, подчеркнув, что Новодворский образ Пресвятой Богородицы, по преданию, был написан именно святителем Петром. В четверг 30 июля Святейший Патриарх Кирилл совершит Божественную литургию в Свято-Успенской Святогорской лавре и посетит кафедральный собор г. Горловки. Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/706947.htm...

С этого момента имя Марка исчезает со страниц книги Деяний. Это, однако, не означает, что он больше не встретится с Павлом. Напротив, Павел будет в нем нуждаться, о чем свидетельствует Второе послание к Тимофею, где он пишет: «Марка возьми и приведи с собою, ибо он мне нужен для служения» ( 2Тим. 4:11 ). Марк будет также упомянут в Послании к Филимону ( Флм. 24 ). Но ближе, чем с Павлом, Марк сойдется с Петром, который будет ласково называть его «Марк, сын мой» ( 1Пет. 5:13 ). Со слов Петра Марк напишет свое Евангелие. Разрыв с Варнавой тоже не окажется окончательным: Варнава будет упомянут Павлом в качестве его спутника в Первом послании к Коринфянам ( 1Кор. 9:6 ). Иоанн Златоуст считает, что именно Варнаву Павел имеет в виду во Втором послании к Коринфянам, когда пишет о «брате, во всех церквах похваляемом за благовествование, и притом избранном от церквей сопутствовать нам» ( 2Кор. 8:18–19 ). «Врагами ли они расстались? Нисколько», – считает Златоуст, отмечая, что даже разделение произошло между ними по взаимному согласию и сто по отдельности они сумели сделать больше, чем если бы продолжали путешествовать вместе. 177 Почему Павел избрал себе в спутники Силу? Как мы помним, Сила был из Иерусалимской общины и его послали в Антиохию вместе с Павлом и Варнавой, чтобы вручить тамошним христианам послание Апостольского Собора. Когда его миссия была выполнена, он пожелал остаться в Антиохии и не вернулся в Иерусалим ( Деян. 15:34 ). Этот поступок, противоположный поступку Марка, должен был расположить Павла к Силе. К тому же Сила, как и Павел, был римским гражданином ( Деян. 16:37 ), что должно было облегчить жизнь им обоим. Тимофей присоединяется к Павлу Путешествие началось с Сирии и Киликии, которые Павел проходил, «утверждая церкви» ( Деян. 15:41 ), то есть, как и было задумано, посещая те общины, где он проповедовал ранее. Из Дервии Павел дошел до Листры, и там к группе присоединился «некоторый ученик, именем Тимофей, которого мать была Иудеянка уверовавшая, а отец Еллин, и о котором свидетельствовали братия, находившиеся в Листре и Иконии» ( Деян. 16:1–2 ). На тот момент Тимофей, надо полагать, был совсем еще молодым человеком. Это следует из слов, которые Павел обратит к нему несколькими годами позже: «Никто да не пренебрегает юностью твоею» ( 1Тим. 4:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010