Отдельные положения в учении о молитве Иисусовой святителя Игнатия рассматриваются в кандидатской диссертации священника Валерия Духанина «Святоотеческая традиция умного делания в духовном опыте святителя Игнатия, епископа Кавказского» 18 . В диссертации исследуется вопрос участия ума и сердца в молитве, соответственно, анализируются такие понятия как «ум» и «сердце» в понимании святителя Игнатия. В работе также затрагивается различие состояний человеческого естества поврежденного грехом и обновленного благодатью Святого Духа. Диссертационные работы и труды следующих авторов: иеромонаха Агафодора (Маркевича) «Понимание святости по творениям епископа Игнатия (Брянчанинова) » 19 , иеромонаха Игнатия (Садковского) «В поисках Живаго Бога (Преосвященный Игнатий Брянчанинов и его аскетическое мировоззрение)» 20 , иеродиакона Иоанникия (Кобзева) «Преосвященный Игнатий (Брянчанинов) и его нравственное мировоззрение» 21 и других исследований практически не рассматривают учения святителя Игнатия о ступенях молитвы Иисусовой, а если и затрагивают эту проблематику, то только косвенно. Из трудов по систематизации аскетики необходимо отметить фундаментальный труд С.М. Зарина «Аскетизм по православно-христианскому учению» 22 , который полностью основывается на Священном Писании и святоотеческих творениях и представляет систематическое изложение православной аскетики, подчеркивая ее органическое единство с сотериологией, антропологией и нравственным богословием. «По своим выдающимся достоинствам труд до сих пор остается уникальным явлением, так как равного ему не породила еще ни русская, ни западная богословская наука» 23 . Епископ Варнава (Беляев) в «Основах искусства святости» раскрывает психологические и антропологические причины происхождения аскетизма и описывает некоторые особенности молитвы Иисусовой 24 . Митрополит Иларион (Алфеев) в своей книге «Священная тайна Церкви. Введение в историю и проблематику имяславских споров», рассматривая взгляды различных представителей святоотеческой и философской мысли, излагает отдельные аспекты учения об умном делании святителя Игнатия (Брянчанинова) . В основном высокопреосвященный автор проводит сопоставительный анализ некоторых мыслей об Иисусовой молитве святителя Игнатия с мыслями святителя Феофана Затворника 25 . В аскетическом сборнике «Беседы о молитве Иисусовой» 26 конспективно излагается учение об Иисусовой молитве святителя Игнатия. Вместе с тем, следует отметить, что это достаточно основательное и проработанное исследование.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Некоторые ученые полагают, что упомянутое путешествие в Иерусалим – именно το, о котором Павел говорит во 2-й главе Послания к Галатам ( Гал. 2:1–10 ). 130 Другие считают, что путешествие, о котором рассказывается в Послании к Галатам, идентично описанному в 15-й главе книге Деяний. 131 Научную дискуссию по данному вопросу нельзя считать завершившейся, однако вторая точка зрения все-таки преобладает. 132 Мы присоединяемся к ней, поскольку в Послании к Галатам Павел пишет о том, что главными темами его беседы с апостолами в Иерусалиме были проповедь среди язычников и вопрос о необходимости для них обрезания, а этот вопрос был центральным на Соборе в Иерусалиме, описанном в 15-й главе Деяний. В отношении же путешествия, упоминаемого в 11-й и 12-й главах книги Деяний, ничего подобного не говорится, и мы вынуждены ограничиться скупой информацией Луки о том, что данная поездка имела исключительно гуманитарный характер. Лука не сообщает никаких подробностей, касающихся голода в Иерусалиме, однако мы узнаем их из рассказа Иосифа Флавия. В «Иудейских древностях» он описывает визит в Иерусалим Адиабенской царицы Елены, принявшей иудаизм (по времени визит, вероятно, совпал с посещением Иерусалима Варнавой и Павлом): Приезд царицы был весьма полезен и кстати для жителей, потому что в это время город страдал от голода и многие жители умирали от недостатка в съестных припасах. Тогда царица Елена послала нескольких лиц своей свиты с крупными суммами в Александрию для закупки хлеба, а других приближенных на Кипр за сушеными финиками. Поручения ее были быстро исполнены, и когда посланные вернулись, она стала раздавать пищу нуждавшимся. Этим благодеянием она навсегда оставила среди нашего народа добрую о себе память. Когда же ее сын Изат узнал об этом голоде, то и он послал значительные деньги иерусалимским начальникам. Распределенные среди нуждающихся, эти суммы спасли многих от жестоких мучений голода. 133 3. Первое миссионерское путешествие Отправление в путь Лука ничего не говорит относительно того, чем занимались Павел и Варнава, вернувшись в Антиохию, и сколько времени они там пробыли до начала своего миссионерского путешествия. Их отправление в путешествие описывается как следствие прямого указания Святого Духа:

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Нам неизвестно, возлагал ли Христос руки на апостолов, вручая им служение управления, власть «вязать и решить» (см.: Мф. 18:18 ). Но мы знаем, что сами апостолы эту власть передавали своим преемникам именно через рукоположение. Первое упоминание о том, что поставление на служение совершалось через рукоположение, мы встречаем в рассказе об избрании семи человек, чтобы «пещись о столах»: их поставили перед апостолами, и, помолившись, возложили на них руки ( Деян. 6:6 ). Через возложение рук Павел и Варнава были отделены на апостольское служение (см.: Деян. 13:3 ). Сам Павел посредством рукоположения передает дар Святого Духа своему ученику Тимофею. Об этом даре он дважды напоминает Тимофею: Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства ( 1Тим. 4:14 ); Напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе через мое рукоположение ( 2Тим. 1:6 ). В свою очередь, Тимофей совершает рукоположение над теми, кого он избирает на церковное служение (см.: 1Тим. 5:22 ). Таким образом, именно через рукоположение осуществляется то апостольское преемство иерархии, которое является фундаментом церковного бытия. Рукоположение становится тем каналом, через который власть «вязать и решить», данная Христом апостолам, передается от одного епископа другому, из поколения в поколение. И именно наличие апостольского преемства рукоположений становится основным критерием для распознания истинности Церкви, ее отличия от псевдоцерковных и псевдохристианских сообществ. По учению Церкви, через рукоположение, совершаемое апостолом или епископом, действует Сам Бог: «Возлагает руку человек, а все делает Бог, и именно Его рука касается главы рукополагаемого, если рукоположение совершается как должно». Под «должным» рукоположением понимается то, которое совершено с соблюдением необходимых условий, то есть совершено канонически поставленным епископом для конкретной церковной общины. О том, как рукоположение совершалось в Церкви III века, мы узнаем из «Апостольского предания» святого Ипполита Римского . Согласно этому памятнику, во епископа должен поставляться человек, «избранный всем народом». Когда его кандидатура будет объявлена и принята всеми, он вместе с присутствующими епископами и пресвитерами в воскресный день должен прийти в храм, где епископы «по согласию всех да возложат руки на него, а пресвитеры пусть стоят в молчании». Все присутствующие также должны сохранять молчание, «молясь в сердце, вследствие нисхождения Духа». Один из присутствующих епископов, возлагая руку на посвящаемого, произносит молитву:

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

…Вечер. Сын Божий шел на страдания, как писано о Нем, при этом сказав: но горе человеку тому, имже – и прочее ( Мф.26:24 ). …Дело в том, что прежний сторож, спеша поскорее уехать из этого так духовно настраивающего места, «не догадался посмотреть, какие запасы еды остаются для Гавриила». Непрактичному, всецело погруженному вовнутрь самому брату Гавриилу тоже не пришло это в голову. В результате вышло, что «не осталось ничего совершенно, ни куска хлеба, ни круп». Проходит день, другой, третий. Надо же поесть. Под окном сторожка, около нее огород. Было ли что в нем или нет, не знаю. Но случайно потухший от вынужденного поста взор Гавриила упал на редьку. Громадную, крепкую. Вот бы чего поесть… Но вытащить ее не так-то просто было для ослабленного, едва передвигавшего ноги человека. Он ухватился за нее, напряг все силы, но… сам упал от слабости, а редьки не вытащил. Подумал, догадался: надо выкопать железной лопатой. Сказано – сделано. Принес редьку в свою избушку и давай ее крошить и есть. Слезы текут от горечи, пот катится градом, а Гавриил все ест и ест с голодухи. Так всю и съел. А она была чуть не в полметра. Ел без хлеба, в чистом виде, но она оказалась хорошим лекарством. Уже во время еды он стал замечать, что у него под ложечкой что-то отрывается и отходит вниз, как будто стало легче. Наконец, совершенно выделился огромный мочалообразный ком, – это он столько времени мучил и истощал его. С того времени молодой монах стал поправляться, свежеть, а так как аппетит на редьку еще держался, он ел ее каждый день. Приехали игумен Исаакий и старец о.Иларион. Сторож с радостью духовной принял гостей, но угостить ему их было нечем. – Не скучаешь? – спросил игумен. – Вашими святыми молитвами, не скучаю. И смутился, даже испугался. Ведь чем-то надо было бы их угостить, но… Старцы смущение тотчас заметили, стали расспрашивать, в чем дело. И тут только узнали, что их истинный послушник уже несколько дней ничего не ел, питался только редькой (и корки сухого хлеба не было) да чтением духовных книг.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Маршрут, описанный в этом фрагменте, где автор Деяний вновь появляется в кадре, в значительной степени повторяет часть второго миссионерского путешествия. Возможно, именно по этой причине Лука здесь столь краток и схематичен. На пути Павел дает верующим пространные наставления: это значит, что он двигается той же дорогой, что и во втором путешествии, посещая те же города. Упоминая о спутниках Павла, автор книги Деяний, как правило, либо отмечает наряду с Павлом главного из них («Павел и Варнава», «Павел и Сила»), либо говорит о группе, не называя имен: «Павел и бывшие при нем» ( Деян. 13:13 ), «Павел и мы, бывшие с ним» ( Деян. 21:8 ). В рассматриваемом отрывке группа впервые названа по именам. Она включает в себя семь человек. Эта группа сопровождала Павла до Асии (то есть до Эфеса), а далее, не задерживаясь, отправилась в Троаду. Другая группа, обозначаемая как «мы», то есть включавшая Луку, отправилась туда же семь дней спустя. В группе из семи человек шесть перечислены попарно согласно месту их происхождения: Аристарх и Секунд из Фессалоники, Гаий из Дервии и Тимофей из Листры (находившейся рядом с Дервией), Тихик и Трофим из Асии. Пятеро из этой группы поддаются идентификации по Павловым посланиям. «Сопатр Пирров, Вериянин (Σπατρος Πρρου Βεροιαος)», 325 предположительно упоминается Павлом в Послании к Римлянам под именем Сосипатр ( Рим. 16:21 ). Аристарх упоминается в Послании к Колоссянам: «Приветствует вас Аристарх, заключенный вместе со мною» ( Кол. 4:10 ). Тимофей из Листры ( Деян. 16:1–2 ) является адресатом двух посланий Павла и неоднократно встречается в других посланиях. Тихика Павел пошлет с миссией в Эфес, называя его «возлюбленный брат и верный в Господе служитель» ( Еф. 6:21–22 ). О Трофиме Павел пишет Тимофею, что оставил его больного в Милите ( 2Тим. 4:20 ). В двух посланиях Павел упоминает Гаия ( Рим. 16:23 ; 1Кор. 1:14 ), однако тот был из Коринфа, а этот родом из Дервии. Секунд не упоминается в посланиях Павла. Краткий и сухой отчет Луки о нескольких месяцах путешествия, в котором он (по крайней мере на завершающем отрезке) принимал участие, дополняется гораздо более детальной информацией, содержащейся в посланиях Павла. На основании этой информации маршрут Павла можно восстановить подробнее.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Первые попытки П. примкнуть к иерусалимской общине были безуспешными (Деян 9. 26). Недоверие к П. было вполне объяснимо: именно в Иерусалиме он более всего прославился в качестве гонителя. Роль поручителя взял на себя киприот Варнава (Деян 4. 36-37). Впосл. он станет спутником П. в 1-м миссионерском путешествии. По ходатайству Варнавы П. был принят апостолами и «пребывал он с ними, входя и исходя, в Иерусалиме, и смело проповедовал во имя Господа Иисуса» (Деян 9. 27-28). Бегство из Дамаска. Мозаика Палатинской капеллы в Палермо, Силиция. 50–60-е гг. XII в. Бегство из Дамаска. Мозаика Палатинской капеллы в Палермо, Силиция. 50–60-е гг. XII в. Из этих слов может сложиться впечатление, что П. провел в Иерусалиме довольно долгое время. Между тем П. говорит лишь о 15 днях пребывания там (Гал 1. 18-24). Эти дни, проведенные вместе с Петром, должны были стать для П. новой возможностью услышать о жизни и деяниях Иисуса от того, кто был Его ближайшим учеником. Др. таким свидетелем был Иаков, брат Господень. Будучи родственником Иисуса по плоти (вероятно, двоюродным или сводным братом, см.: Иларион (Алфеев), митр. Иисус Христос: Жизнь и учение. М., 2016. Кн. 1. С. 335-343), он фактически возглавлял иерусалимскую общину Его учеников. П. общается только с 2 главными лицами в иерусалимской общине, причем на равных. И общение это оказывается недолгим. В своих Посланиях он будет неустанно подчеркивать, что его проповедь и свидетельство независимы от свидетельства проч. апостолов: он проповедует не то, что услышал от них, а то, что узнал сам - напрямую от Самого Господа. П. не ссылается не только на Евангелия как на письменные источники, но и на устные рассказы о жизни Иисуса. В тех редких случаях, когда он упоминает о конкретном событии из жизни Христа, о к-ром, казалось бы, он мог узнать только от очевидцев, он ссылается не на них, а на Господа (ср.: 1 Кор 11. 23-25). В Иерусалиме П., по свидетельству кн. Деяний, «говорил также и состязался с Еллинистами; а они покушались убить его» (Деян 9. 29). Проповедь эллинистам требовала особых навыков, к-рыми, вероятно, не владели др. апостолы. За недолгое пребывание в Иерусалиме П. успел продемонстрировать способности, которые отличали его от них, включая умение свободно говорить по-гречески. Однако среди эллинистов его проповедь успеха не имела.

http://pravenc.ru/text/2581793.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ВАРНАВА И ИЛАРИОН ПЕРИСТЕРОНСКИЕ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Преподобные Варнава и Иларион Перистеронские Прп. Варнава и Иларион Перистеронские По завещанию преподобных, гроб с их телами был брошен в море. Через некоторое время он пристал к северному побережью Кипра в месте, называемом Стоматион. Преподобные явились во сне одному из жителей г. Солы , благочестивому христианину Леонтию, и велели ему забрать их мощи. Леонтий запряг пару волов, нашел указанное святыми место, погрузил гроб на повозку, но волы отказывались двигаться. Во сне Варнава и Иларион сказали Леонтию, что они желают, чтобы их гроб был перенесен сыновьями Леонтия. По воле святых их мощи были положены в сел. Перистерона (ок. 30 км к западу от Никосии), где от них произошли многочисленные исцеления. В честь преподобных в Перистероне была построена величественная пятиглавая трехнефная базилика, датируемая около 1100 года, воздвигнутая на месте раннехристианской базилики. В нартексе находятся гробницы святых. В Хронике Леонтия Махераса они названы среди 300 Аламанских мучеников , переселившихся из Палестины на Кипр из-за арабского нашествия , однако из древнего жития преподобных явствует, что только после смерти их мощи оказались на Кипре. Служба им составлена Х. Пападопулосом и напечатана в 1938 году в Никосии . Литература Использованные материалы   «σιοι Βαρνβας και Ιλαρων οι θαυματουργο», частный сайт Ορθδοξος Συναξαριστς (Православный месяцеслов): - http://www.saint.gr/2547/saint.aspx ; " Варнава и Илларион " - http://www.pravenc.ru/text/154287.html ; " Ο σιοι Βαρνβας κα λαρων ο Θαυματουργο " -   Leont. Makhair. Chronicle. § 32   Κυπριακα Σπουδα. 1938. Τ. 2. Σ. 81-104 Редакция текста от: 15.07.2020 20:56:52 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/13679805.h...

– А что за история с храмом в Каннах? – Русская церковь в Каннах нуждалась в очень большой помощи. Отец Иероним уговаривал меня проситься в ее настоятели. Большое искушение было. В этом деле были замешаны какие-то чиновники из Москвы, которые каждый год приезжали в Канны и ходили в этот храм. Отец Иероним хотел угодить им. А владыка Варнава, когда узнал, в чем дело, сразу сказал: «Не связывайся! Не пущу тебя!». Митрополит Чувашский Варнава, архимандрит Василий (Паскье), архимандрит Иероним (Шурыгин) и протоиерей Валерий Андреев      – Отец Иероним уговаривал вас согласиться на это настоятельство? – Да. Мы побывали там. У меня была большая внутренняя смута. Я тогда обо всех своих переживаниях рассказал своему крестному – отцу Тихону (Шевкунову) . И хотя внутренне чувствовал, что никакого настоятельства не нужно, всё равно что-то грызло сердце. Отец Тихон сказал: не нужно, забудь. И владыка Варнава не благословлял. Отец Иероним очень хотел, чтобы я поехал в Канны. Потом понял, что ничего не выходит. И если из нас кто-то прозорливый, то это владыка Варнава. Он самый опытный, он сказал сразу, что мне туда не нужно. А ведь эти москвичи организовали встречу на самом верху, даже митрополит Иларион из Нью-Йорка приезжал, встречался с владыкой Варнавой, говорил, что было бы неплохо, если бы отец Василий перешел в Русскую Православную Церковь Заграницей. А владыка: «Он мне в епархии очень нужен». И тогда владыка Иларион, очень духовный человек, произнес: «Отец Василий, я уважаю решение владыки Варнавы. Вас не отпускают». На этом всё и закончилось. Но что интересно: после всех этих переговоров был суд во Франции, и он отнял храм у Московского Патриархата. Отнял и отдал раскольникам. Выгнали батюшку, который там служил. Он оказался на улице и служить ему было негде, потому что ключи от церкви у него забрали; он был вынужден найти убежище в католической церкви, в которой службы практически не было. И он до сих пор не служит. Владыка Варнава всё это предвидел и потому говорил мне: «Не связывайся». А после и отец Иероним тоже увидел, что владыка был прав.

http://pravoslavie.ru/87781.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАРГОПОЛЬСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Олонецкой и Петрозаводской епархии, названо по г. Каргополю (ныне Архангельской обл.), существовало в 1911-1928 гг. К. в. было учреждено 12 авг. 1911 г., резиденцией Каргопольского архиерея, 1-го викария Олонецкой епархии, был каргопольский Преображенский мон-рь, настоятелем которого викарий являлся по должности. В ведении викарного епископа состояли Каргопольский и Пудожский уезды Олонецкой губ. Первым Каргопольским архиереем стал Варнава (Накропин) , хиротония которого состоялась 28 авг. 1911 г. в Москве; 2 окт. еп. Варнава прибыл в Каргополь. Архиерей часто посещал приходы вик-ства, проводил собеседования со старообрядцами. Благодаря его деятельности в 1912 г. присоединился к правосл. Церкви священник старообрядческой Белокриницкой иерархии Гавриил Фомин, служивший в дер. Хрулёвская Каргопольского у. Олонецкой губ. С миссионерскими целями еп. Варнава проводил крестные ходы из Каргополя в близлежащие деревни. Самым многолюдным и продолжительным стал проведенный в мае 1912 г. крестный ход из Каргополя в Александров Ошевенский мон-рь (в 40 км от Каргополя). 2 нояб. 1913 г. Варнава стал епископом Тобольским и Сибирским, 13 нояб. викарием К. в. был назначен еп. Варсонофий (Вихвелин) . Существование К. в. оказалось под угрозой в 1917-1918 гг., когда настоятель каргопольского собора свящ. Иоанн Ильинский и ряд др. приходских священников Каргопольского у. выступили за упразднение кафедры в Каргополе и за перевод приходов Каргопольского у. в непосредственное ведение Олонецкого епископа. На епархиальном съезде духовенства в Олонце еп. Варсонофий подвергся критике как «старорежимник». Указом Синода от 26 сент. 1917 г. еп. Варсонофий был командирован в Симбирск (ныне Ульяновск) в распоряжение Симбирского еп. Вениамина (Муратовского) . 17 окт. Олонецкий и Петрозаводский еп. Никанор (Надеждин) издал указ, по к-рому К. в. перешло в ведение Олонецкого архиерея и Олонецкой консистории. В нач. 1918 г. еп. Варсонофий вернулся в Каргополь, но его конфликт с приходским духовенством не был исчерпан. 18 апр. 1918 г. указом Синода епископ вновь был отстранен от управления викариатством. Позднее еп. Варсонофий вернулся на Каргопольскую кафедру, 14 сент. 1921 г. возглавил Никольское вик-ство Вологодской епархии. Каргопольская кафедра оставалась вакантной до 14 окт. 1924 г., когда в Москве во епископа Каргопольского был хиротонисан Иларион (Бельский) ; епископ служил в Никольской ц. Каргополя. В дек. 1924 г. архиерей был арестован и выслан из Каргополя в Смоленск, где продолжал носить титул «епископ Каргопольский», в 1926 г. был назначен епископом Поречским, викарием Смоленской епархии.

http://pravenc.ru/text/1681021.html

Митрополит Волоколамский Иларион посетил Донецкую и Луганскую области Украины 12 ноября 2010 г. 19:17 10 ноября 2010 года митрополит Волоколамский Иларион , совершающий по благословению Святейшего Патриарха Кирилла поездку на Украину, встретился в Донецке с представителями интеллигенции. В этот же день в Донецком национальном театре имени А.А. Соловьяненко была исполнена оратория владыки Илариона «Страсти по Матфею». 11 ноября митрополит Иларион посетил Свято-Успенскую Святогорскую лавру. Владыку сопровождали викарий Донецкой епархии епископ Макеевский Варнава , секретарь ОВЦС по межправославным отношениям священник Игорь Якимчук и руководитель Благотворительного фонда святителя Григория Богослова Л.М. Севастьянов. Высоких гостей встречал наместник обители   епископ Святогорский Арсений . Из Успенской Святогорской лавры владыка Иларион в сопровождении епископа Северодонецкого Агапита направился в Северодонецк. Первым местом, которое митрополит Иларион посетил в Северодонецке, стал новопостроенный кафедральный Христорождественский собор, где владыку встречали клирики епархии. В здании епархиального управления председатель ОВЦС дал интервью луганскому телеканалу «ИРТА» . Отвечая на вопрос о его впечатлениях от посещения собора, митрополит Иларион особо отметил, что «город без храма — как человек без лица», и выразил радость в связи с тем, что «сегодня у Северодонецка такое лицо есть». Затем во дворце культуры «Химик» была исполнена оратория митрополита Илариона «Страсти по Матфею». Перед началом концерта состоялась встреча председателя ОВЦС с новым городским головой Северодонецка В.В. Казаковым, который вступил в должность в этот самый день. Владыка Иларион пожелал новому главе городской администрации помощи Божией в его трудах. 12 ноября председатель Отдела внешних церковных связей прибыл в город Луганск, где в сопровождении митрополита Луганского и Алчевского Иоанникия посетил кафедральный собор Луганской епархии во имя святого равноапостольного князя Владимира и Луганское духовное училище.

http://patriarchia.ru/db/text/1317638.ht...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010