В 1928 году Одрин был закрыт. Братия разогнана, старшие монахи расстреляны, либо сосланы в лагеря. Последующее разграбление коснулось всего монастырского имущества. В апреле 1995 года на момент возрождения обители как женской из 92 построек осталось только два полуразрушенных здания: игуменский дом и бывший братский корпус. За пять лет сделано немало: возведены святые врата, звонница, отремонтирован братский корпус, начато строительство ограды и реставрация игуменского дома. Возросла и община. 4 января 1998 года в жизни Николо-Одринской пустыни произошло знаменательное событие. Прямо на глазах у сестер обновился образ Николая-чудотворца, подаренный монахиням Архиепископом Брянским и Севским Мелхиседеком. Древний же образ святителя Николая в советское время был утрачен и до сих пор вновь не обретен. Берлюковская Николаевская пустынь Берлюковская Николаевская пустынь расположена в восемнадцати километрах от города Ногинска, в сорока – от Москвы. Первоначально, говорят, на месте нынешнего монастыря около 1606 года поселился старец Варлаам и с ним пришли сюда две старицы – Евдокия и Иулиания, игуменья и казначея близлежащего Успенского Предтеченского монастыря, с сестрами. Старицы имели у себя икону святителя Николая, из-за которой у них выходили распри, так как каждая хотела владеть ей. Тогда старец Варлаам, чтобы помирить их, построил для образа Угодника большую часовню. Вот первое начало монастыря. С течением времени тот же Варлаам построил в первых годах царствования Михаила Феодоровича на месте часовни небольшую каменную церковь во имя Угодника. Однако, по преданию, после смерти Варлаама пустынька опустела; запустел и храм. Потом здесь поселились какие-то темные люди, под видом подвижничества занимавшиеся грабежом и разбоем. Предводитель их за свой страшный вид, – ибо ходил, говорят, всегда в одежде, сшитой мехом вверх, мехом обкладывая и голову, – получил название Берлюка или Бирюка, что по-простонародному значит – «зверь» или «волк». Оттуда и пустынь впоследствии получила название Берлюковской. Говорят, что за свои разбои Берлюк со своими товарищами был, наконец, схвачен и казнен. А пустынька без последнего осталась и окончательно запустела. Храм Угодника начал разрушаться, «входы его распались и поросли травой и кустарником, а икона святителя Николая продолжала находиться в запустелом храме». Вот что мы знаем о самых первых временах Берлюковской пустыни, и то знаем только из народного предания. После того судьба ее часто менялась. Расцветшая было в начале XVIII века, обитель потом в царствование Анны Иоановны вдруг подверглась раз грому, втянутая в лице своего строителя Иосии (и нескольких иноков) в известное дело Маркелла Радышевского, обвинявшего Феофана Прокоповича в протестантстве, и оставалась почти в полном запустении до времен Платона, митрополита Московского.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Тогда же совершилось несколько чудесных исцелений, в том числе прозрели два слепца. Современник составил такой отзыв о свт. Германе: «Герман был человек… столько же высок умом, сколько ростом, муж жизни чистой и святой, ревностный последователь Священного Писания, подвижник духовный; он несколько перенял и учение Максима философа (Грека); был человек простой и твердый, готовый на помощь застигнутым бедой и напастью и усердный попечитель о бедных». При Казанском митрополите Лаврентии, управлявшем Казанской епархией с 1657 по 1672 год, была составлена служба святителю Герману и написано его житие. Автором жития был инок Свияжского монастыря Иоанн, составивший жизнеописание святителя по благословению митрополита Лаврентия. Всероссийское прославление святителя Германа началось с 1695 года, после освидетельствования его святых мощей Казанским митрополитом Маркеллом, по благословению патриарха Адриана. 6 октября 1695 года Казанский митрополит Маркелл (1690–1699) переложил мощи в новую гробницу, тогда же часть их была передана в город Симбирск по просьбе жителей города. В 1714 году, при преемнике митрополита Маркелла Тихоне (1699–1724), останки святителя Германа были перенесены из алтаря Успенского храма и поставлены за левым клиросом между колонной и западной стеной. В память этого события 23 июня было установлено празднование. Митрополитом Тихоном была составлена особая служба, употреблявшаяся за богослужением в Свияжской области до средины XIX века. В 1857 году архиепископ Евлампий, бывший Тобольский, живший в Свияжском монастыре на покое, составил акафист святителю Герману, а 1860 — новую службу. Память святителя Германа, архиепископа Казанского, совершается 6/19 ноября — в день преставления, 25 сентября/8 октября — первое перенесение святых его мощей, и 23 июня/6 июля — второе перенесение. Варлаам Керетский, преподобный Преподобный Варлаам жил во дни царя Иоанна Васильевича Грозного (1533–1584). Родился и воспитывался он близ Белого моря, в Керетской волости. Наученный грамоте, Варлаам поставлен был священником к церкви святителя Николая Чудотворца в городе Коле и ревностно служил Господу, поучая людей, как истинный пастырь, закону Господню.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=842...

Молитвенные песнопения исполнил хор Успенского кафедрального собора г. Махачкалы, которому вторили богомольцы. Крестный ход с иконой праздника Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, Казанским образом Божией Матери и иконами великомученика Георгия Победоносца с частицей мощей и благоверного  князя Александра Невского собрал более двух тысяч православных верующих, которые преодолели путь длиной более пяти километров. На месте храма в честь Казанской иконы Божией Матери, который некогда располагался на территории Кизлярской крепости, было совершено славление и вознесена молитва ко Пресвятой Богородице. Следующая остановка крестного хода была на месте теракта 2010 года, где архиепископ Варлаам совершил заупокойную литию по убиенным. Далее участники молитвенного шествия остановились на историческом месте Крестовоздвиженского монастыря. После пения тропаря и кондака празднику Воздвижения архиерей вознес молитву Честному и Животворящему Кресту. Крестный ход завершился у стен Георгиевского собора. На месте погребения прихожанок, погибших в результате вооруженного нападения 18 февраля 2018 года, владыка Варлаам совершил заупокойную литию. В заключение архиерей вознес молитву ко святому благоверному Александру Невскому. Затем владыка Варлаам обратился к участникам крестного хода с архипастырским словом. К участникам крестного хода обратились также глава Кизляра Александр Шувалов и директор Кизлярского коньячного завода Евгений Дружинин. Архипастырь поблагодарил выступавших и выразил признательность организаторам и участникам шествия. Верующие приложились к образам, участвовавшим в крестном ходе. Богослужение и крестный ход были совершены с соблюдением санитарных норм, обусловленных сложной эпидемиологической обстановкой. Махачкалинская епархия /Патриархия.ru Календарь ← 20 апреля 2024 г. (7 апреля ст.ст.) суббота Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста). Прп. Георгия исп., митр. Митиленского (после 820). Прп. Даниила Переяславского (1540). Мч. Каллиопия (304). Мчч. Руфина диакона, Акилины и с ними 200 воинов (ок. 310). Прп. Серапиона монаха.

http://patriarchia.ru/db/text/5847987.ht...

Блудникам и прелюбодеям судит Бог»; по мнению архим. Варлаама, так представлено состояние человека в вечности между раем и мукой, в 2 последующих клеймах - смерть праведного (инока) и смерть грешного (инока) с пространными надписями. Наиболее интересны клейма в нижней части двери: это «Проповедь прп. Иоанна Лествичника», «Видение лествицы» и «Обитель в Раифе, именуемая «Темницею», и в ней подвиги кающихся иноков, в нем же (в слове четвертом) и о темницы богоугодней святых осужденник»; под этими сюжетами некогда находилась несохранившаяся ныне надпись с криптограммой с именем мастера ( Варлаам (Денисов). 1859. С. 18-19, 90 (примеч. 57)). В стиле иконописи 2-й пол.- кон. XVI в. композиции в белых медальонах или светлых по тону архитектурных декорациях размещены на темном фоне, что придает фигурам особую хрупкость, а композициям - эффектный драматизм. Видимо, с сер. XVII в., после очередных работ в иконостасе главного храма обители, часть его древних икон была перенесена в ц. Введения во храм Пресв. Богородицы. Теплая церковь до XX в. стала «приютом» для мн. древних икон и предметов церковного убранства, в т. ч. из собора («в этом храме ежедневно совершаются Божественные службы, а в главном Успенском соборе по причине его сырости служат только по праздникам и воскресным дням» - Геронтий (Кургановский). 1897. С. 51; «древняя трапеза давно уже обращена на ризницу» - Там же. С. 55). Очевидно, здесь после 1497 г. и до 1668 г. находились резные врата сер. XV в. из деревянного здания собора времени игум. Трифона ( Лелеков. 1989; Дмитриева, Шаромазов. 1998. С. 260); сев. алтарные двери письма иером. Трифона (1607, КБМЗ); храмовая икона «Успение Пресв. Богородицы» («письма Дионисия Глушицкого», 1-я четв. XV в., КБМЗ) попала сюда в 1819 г. ( Варлаам (Денисов). 1859. С. 13; Дмитриева, Шаромазов. 1998. С. 237); местная икона с образом Кирилла Чудотворца из соборного придела в его честь, написанная «з живописново образа» (не сохр.; см.: Варлаам (Денисов). 1859. С. 14-15); с кон. XVIII - нач.

http://pravenc.ru/text/1840459.html

Богоматерь Владимирская, с праздниками и избранными святыми. Икона-складень начало XVII века. Происходит из Успенского Собора. Поступил в Северо-Двинский музей (Великий Устюг) в 1924 году, в Государственную Третьяковскую галерею в 1930 году. На створах под верхними шпонками надпись, " Пр[окопий] Чирин... [далее утрачено]. Успение Богородицы. Василий Афанасьевич Аленев. Около 1782 года. Происходит из местного ряда иконостаса Успенского Собора. Реставратор С. Б. Веселов, 1978 год. По описи 1676-1683 году колокольня Успенского собора числится еще деревянной. В 1679 году сгорела деревянная церковь – придел Козьмы и Демьяна, обгорели деревянные главы и самого собора, очевидно пострадала и колокольня. Следовательно можно предположить, что в 1680 году параллельно со строительством каменной церкви Козьмы и Демьяна шло и строительство колоколен. Каменные колокольни получили два объема – прямоугольный и восьмигранный. Позднее в конце XVIII века колокольни были надстроены и получили тот вид, который дошел до нас. На ближней к храму прямоугольной колокольне располагалось два колокола: первый отлитый в 1754 году, весом 1054 пуда «Варлаам», второй отлитый в 1786 году, весом около 500 пудов (оба отлиты в Великом Устюге). На восьмигранной колокольне размещалось 23 колокола, самый древний из которых был отлит в 1643 году. Кроме того в 1834 году иждивением прихожан на колокольне были установлены медные недельного завода боевые часы с четвертями. В марте - апреле 1922 году Комиссией представителей советской власти, возглавляемой С. Смелковым, из Успенского собора были изъяты Евангелия, сосуды для богослужения, кресты, кадила из драгоценных металлов, серебряные лампады и ризы с икон, дарохранительницы. 18 июня 1922 года во время празднования Круггородного воскресенья, при огромном стечении богомольцев, во время обедней в Успенский собор залетела молния. 3 августа 1922 года арестован настоятель Успенского собора протоиерей Константин Богословский по обвинению в антисоветской агитации. В ноябре 1929 года решением Северодвинского окружного исполкома Успенский собор был закрыт. 4 декабря 1929 года состоялась последняя служба. Часть имущества собора забрали в Государственные фонды, часть – в музей.

http://sobory.ru/article/?object=00246

В приложении к изданию опубликованы следующие материалы: a. С. 657–658 – 13. Выписка из жития прп. Саввы Нового Ватопедского авторства свт. Филофея (Коккина) на греческом языке об италийских отрядах, посланных из Сицилии по просьбе имп. Андроника Младшего, и о разорении ими Фракии и Македонии; b. С. 665–667 – 21. Сигиллион патриарха Филофея о правах Иериссовского епископа на Афоне на греческом языке; c. С. 726–727 – 38. Отрывок из жития прп. Саввы Нового Ватопедского авторства свт. Филофея (Коккина) на греческом языке о сновидении прп. Саввы, в котором подвижник предзрел осуждение Акиндина на соборе в 1347 г. d. С. 728 – 39. Завещание Константинопольского патриарха Исидор I (Вухира) 189 на греческом языке; e. С. 741–780 – 44. Синодальный томос 1351 г. на греческом языке; f. С. 828–861 – 50. 12 антирретик против Никифора Григоры на греческом языке. Следующая монография – работа Ф. И. Успенского 1891 г. «Очерки по истории византийской образованности. История крестовых походов». 190 Краткая характеристика. Рассматриваются сочинения свт. Филофея в контексте истории развития византийской мысли. Обзор работы. Ценность данной монографии заключается в том, что здесь приводятся крупные фрагменты сочинений свт. Филофея на русском языке, а также автор раскрывает значение этих сочинений в истории Византии. С. 221, строки 11–27 – Ф. И. Успенский приводит отрывок на русском языке из Похвального слова свт. Филофея (Коккина) свт. Григорию Паламе (см. С. 245), где свт. Филофей выражает философские взгляды Варлаама. С. 223–224 – Публикуются большие фрагменты на русском языке из XII Слова (см. С. 239) свт. Филофея (Коккина) против Никифора Григоры с комментариями Ф. И. Успенского. Слово написано в защиту исихастов, и в нем святитель объясняет кроме прочего происхождение ереси Варлаама. Вот как автор монографии описывает мысль свт. Филофея: «С точки зрения патриарха Филофея, ересь Варлаама и его приверженцев есть привнесенное явление, объясняемое, с одной стороны, варварскими восточными элементами, с другой – своеобразными особенностями в духовном развитии Запада» (С. 224, строки 24–21 с конца). Далее Ф. И. Успенский указывает на распространенность в то время такого мнения, на его односторонность и ошибочность.

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

Два вида Кареи. Вид Кутлумуша с Кареи. Вид Руссика с юго-востока (снят с фотографии). Вид скита Арбанасского близ Хиландара. Вид монастыря Св. Василия, там же. Вид монастыря Ставроникиты с юга. Два вида Андрониковой башни (с моря и суши). Всего 13 видов. Виды Фессалийские Вид церкви св. Николая в Воло. Развалины храма св. Параскевы на месте города Гардикии. Вид монастыря св. Стефана в Метеорах с южной стороны. Вид его же с северной стороны. Вид его же с северо-западной стороны. Внутренний вид сего монастыря. Вид монастыря св. Троицы в Метеорах. Вид монастыря Преображенского с северной стороны там же. Вид его же со столпа Варлаамского. Внутренний вид сего монастыря. Вид монастыря Русаны со столпа Варлаамского. Вид его же с южной стороны. Вид монастыря Варлаамского. Вид монастыря Сретенского. Вид монастыря Святого Димитрия. Вид монастыря Пандократорского. Вид монастырей Агие Мони и Святого Николая. Общий вид монастырей Метеорских с вершины горы Куклиоли. Внутренний вид монастыря св. Дионисия на Олимпе. Вид монастыря Панагии, близ Елассона. Всего 20 видов. Виды Палестинские Вид восточной стороны Воскресенского собора в Иерусалиме. Вид Архангельского монастыря там же. Вид монастыря св. Саввы с восточной стороны. Вид его же с северо-восточной стороны. Вид соборного храма Благовещения в том же монастыре с южной стороны. Внутренний вид сего храма. Вид храма Св. Николая там же. Кувуклий гробницы св. Саввы там же. Вид Крестного монастыря близ Иерусалима. Внутренний вид сего монастыря с восточной стороны. То же с западной стороны. Вид монастыря Бетжальского св. Георгия. Вид дома, построенного в Иерусалиме архимандритом Порфирием. Всего 13 видов. III. По части архитектуры План Вознесенского собора в Есфигменском монастыре на Афоне. План Протатского собора в Карее. План Успенского собора в Ивере. План церкви в селе Перистери близ Солуня. План Стагонской соборной церкви в Фессалии. Фасад Есфигменского собора с восточной стороны. Фасад Протатского собора с южной стороны. Фасад того же собора с восточной стороны.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Антоний – основатель Киево-Печерского монастыря, родился около 983 г. в г. Любеч. Совершил хождение в Константинополь, а затем на Афон, где жил в пещере близ монастыря Есфигмен. Здесь он был пострижен в монахи игуменом Феоктистом и в качестве миссионера направлен на Русь, где поселился в Варяжской пещере в Берестове около Киева. Возможно, мирское имя Антония – Антипа (в переводе с греческого – «вместо отца»); при пострижении назван Антонием в честь Антония Великого , основоположника отшельнической монашеской жизни. После смерти князя Владимира Святославича, в период междоусобной борьбы его сыновей за киевский стол, Антоний удалился на Афон, откуда по приказу игумена Феоктиста в 1028 г. вернулся в Киев и поселился в Иларионовой пещере на берегу Днепра. Вокруг Антония, прославившегося монашескими подвигами, собрались ученики и последователи, среди них – Никон Великий, Феодосий Печерский , Моисей Угрин и др. Они выкопали пещерную церковь , трапезную, общий подземный ход, поставили над пещерами деревянную Успенскую церковь . Так возник Киево-Печерский монастырь, сказание об основании которого читается в Повести временных лет под 1051 г. Известность и авторитет Антония были так велики, что вступивший в 1054 г. на киевский стол князь Изяслав Ярославич вместе с дружиной приходил к нему для благословения. В 1061 г. отношения Антония с киевским князем осложнились из-за пострижения в монастыре приближенных Изяслава – боярина Варлаама и евнуха Ефрема. Предпочитая отшельничество, Антоний поставил в игумены Варлаама, а сам удалился в Ближнюю, так называемую «Антониеву», пещеру. В 1062 г. князь Изяслав назначил Варлаама игуменом основанного им монастыря Святого Дмитрия, и Антоний по просьбе братии сделал новым игуменом Феодосия Печерского . В 1067 г. князья Изяслав, Святослав и Всеволод Ярославичи, отправляясь в поход на половцев, просили у Антония благословения, и он предсказал им поражение, что произошло в битве на р. Альте. В конце 60-х годов Антоний был обвинен киевским князем в помощи Всеславу Полоцкому и удалился в Чернигов к Святославу Ярославичу, где жил в пещере на Болдиных Горах. Позднее по просьбе князя Изяслава он вернулся в Киев, в 1073 г. участвовал в закладке каменного Успенского собора. Антоний умер на девяностом году жизни и похоронен в Ближней пещере Киево-Печерского монастыря. Канонизацию святого Антония Печерского историки церкви относят к домакарьевскому периоду: ко второй четверти XII – первой четверти в. ( Е. Голубинский ), к концу – началу XV в. (В. Васильев). Житие Антония Печерского, не дошедшее до нас, – один из основных источников сведений по истории монастыря для авторов Киево-Печерского патерика.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

9 июня 1720 г. переведен на Смоленскую кафедру с возведением в сан митрополита. Просил Синод приписать к Смоленской епархии во внимание к ее бедности города Торопец и Брянск. Пытался добиться освобождения своих домовых людей от платежа денежного оклада и недоимки, по этому вопросу вступил в конфликт с обер-кригс-комиссаром Поленским. В 1721 г. доносил Синоду, что «смоленские гражданские и уездные жители, как шляхта и приказные, так и посадские, и прочих разных чинов люди, в делах ко управлению под духовный суд обретаются ни мало не послушны, а паче и непокорны». По жалобам из епархии Синоду стало известно, что в смоленском архиерейском доме со священников взимались штрафы в размере 5 р. за венчание без венечных памятей и за допущение младенцам умереть без Крещения. В. погребен в смоленском кафедральном Успенском соборе. В. был образованным архиереем. Оставил после себя значительное имущество, опись к-рого, составленная по распоряжению Синода, занимает 96 листов, и денежные средства на сумму более 6 тыс. р. Значительные пожертвования завещал в киевские мон-ри: Киево-Печерский , Николаевско-Пустынный, Братский в честь Богоявления Господня , Межигорский, а также в иркутский Вознесенский мон-рь, в смоленский Богоявленский собор, в смоленскую ризницу и мн. частным лицам. Обладал значительной б-кой из рукописных и печатных книг (381 книга), из них основная часть (217 названий) - западноевропейские издания. Больше всего книг лат. и польск. (196 названий), есть издания на франц., нем., греч. языках. В их числе - сочинения Гомера, Цицерона, Барония и др. авторов. Келейные вещи и часть б-ки были отданы еп. Феофилакту (Лопатинскому) . Певчие В. перешли к архиеп. Феофану (Прокоповичу) . Ист.: ОДДС. Т. 1. 1868. 37, 103, 105, 127, 267, 274, 355, 425. Прил. XX, XXI; Т. 2. Ч. 2. 1878. 1030, 1102; Т. 3. 1878. 329, 357, 554; Т. 4. 1880. 48. Лит.: Терновский Ф. А. Варлаам Коссовский//ТКДА. 1879. Окт. С. 270-279; Там же. 1888. Дек. С. 294-296; Санковский А. Краткое описание церквей Смоленской епархии. Смоленск, 1898. Вып. 1. С. 14; Рункевич С. Г. Архиереи Петровской эпохи в их переписке с Петром Великим. СПб., 1906. С. 155-156, 163-164; Покровский И. Средства и штаты великорус. архиерейских домов со времени Петра I до учреждения духовных штатов в 1764 г.//ПС. 1907. Июль/Авг. С. 281; Нояб. С. 705; он же. Рус. епархии в XVIII в.: открытие их, состав и пределы//Там же. 1908. Апр. С. 501; Гурий (Степанов), иером. Правосл. миссия среди ламаитов и меры к ее наилучшей постановке по трудам Казанского и Иркутского миссионерских съездов//Там же. 1911. Янв. С. 130; Акишин М. О. Варлаам Коссовский и его б-ка//Книжные собр. рос. провинции: Проблемы реконструкции. Екатеринбург, 1994. С. 97-114.

http://pravenc.ru/text/154191.html

Посему, когда гетман окружными грамотами пригласил всех к съезду; то собором, сшедшимся в Софийской церкви, в присутствии и Лазаря Барановича, продолжавшимся два дня, 1 и 2 июня 1690 года, избран был Варлаам Ясинский, архимандрит Киево-Печерский, а гетман от 12 того же месяца донес о том государям 178 . Вследствие того Варлаам вызван в Москву, прибыл туда 31 июля и прият как предместник его, с почестями на содержание царское со всей свитой до самого отъезда; а 31 августа того же года в Московском Успенском Соборе посвящен патриархом Адрианом и соприсутствовавшими епископами 179 . Настольные грамоты получил он от патриарха, а от государей 28 сентября 1691 г. 180 В сих грамотах подтверждены ему все те права и преимущества; которые пожалованы были предместнику его митрополиту Гедеону и притом возвращен под ведомство Киевской митрополии Софийской кафедры Выдубицкий монастырь 181 , отдан ему костел Доминиканского монастыря 182 , а в старом Киеве запустевшая древняя церковь Васильевская 183 и близ нее такая же Екатерининская; подтверждено право на деревни и маетности, данное предместнику его Гедеону гетманом Мазепой в 1689 и 1690 гг. и возвращены в митрополичью епархию, три протопопии: Глуховская, Конотопская и Борзненская, бывшим митрополитом Дионисием Болобаном в 1658 г. уступленные Черниговскому архиепископу, но архиепископ сей и Киево-Печерский архимандрит оставлены по-прежнему независимыми от него. Впрочем, митрополит Варлаам домогался еще возвращения себе титула экзарха Константинопольского или, по крайней мере, Московского патриаршего престола, и. прибавление к титулу митрополита всея Малыя России. При нем и академия Киевская в 1694 г. января 11 получила от государей Иоанна и Петра Алексеевичей подтвердительную на права свои грамоту и в ежегодное жалованье по 50 рублей и по 50 четвертей ржи, а притом повелено ей не принимать в школы свои отступников и еретиков; то же подтверждено и другой грамотой 1701 г. сентября 26 запрещено академистов судить светским властям, а велено быть им под судом только ректора, префекта и митрополита.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010