В 1852 году совершилось ещё преобразование училищ. По сему преобразованию уездные и приходские училища соединены в одном составе под названием уездных училищ с тремя отделениями: высшим, средним и низшим. Низшее отделение составилось из 2-го и 1-го класса приходского училища, среднее – из прежнего низшего, а высшее так и осталось. Курс в каждом отделении назначен двухгодичный. В учебную программу введены некоторые новые предметы, как то: 1) объяснение воскресных и праздничных евангелий и апостолов, 2) объяснение утвари церковной и праздников церковных и 3) русская история. Предметы учения разделены между наставниками не по отделениям, как было прежде, а по роду самых предметов; так, например, преподающий латинский язык один преподаёт его во всех отделениях. Для исключённых из нижнего и среднего отделения, также для желающих занять только причетнические места учреждён причетнический класс с специальным к тому направлением. Начальники училища 1 . Амвросий, Даниловский архимандрит, с 1788 по 1792 год. 2 . Палладий, игумен Никитского монастыря, в звании префекта с 1792 по 1794 год. 3 . Протоиерей переславского Успенского собора Иван Лебедев, в звании смотрителя с 1794 по 1797 год. 4 . Священник переславского Успенского собора Антон Кудрявцев, студент семинарии, с 1797 по 1800 год. 5 . Диакон Успенского собора, студент семинарии Тихон Лебедев с 1800 по 1802 год. 6 . Священник Успенского собора, студент семинарии Сергей Божаниновский с 1802 по 1807 год. 7 . Священник Успенского собора, студент семинарии Никита Безсонов с 1808 по 1814 год. 8 . Гедеон, строитель Никольского монастыря, студент семинарии, с 1814 по 1823 год. 9 . Кандидат академии Василий Соколов с 1823 по 1826 год. 10 . Священник Василий Цветков, кандидат академии, с 1826 по 1829 год. 11 . Кандидат академии Пётр Разумовский (в монашестве Прокопий) с 1829 по 1831 год. 12 . Строитель Никольского монастыря, студент семинарии Назарий с 1831 по 1832 год. 13 . Иеромонах Варлаам с 1832 года октября по 20 декабря того ж года.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

Угличские святые. Икона. Нач. XXI в. (Воскресенский собор в Угличе) Угличские святые. Икона. Нач. XXI в. (Воскресенский собор в Угличе) Не ранее 1629 г. Ростовский митр. Варлаам II представил список чудес К. царю Михаилу Феодоровичу и патриарху Филарету . Состоялась канонизация К., были составлены ему «стихиры, тропарь с кондаком и икосом, седальны и канон». По свидетельству Жития К., в 1686 г. М. Пименов, сын настоятеля московской Успенской ц. «у Сретенских ворот в Печатной слободе», «написал» (видимо, переписал) службу К. и его Житие и подарил в Учемскую пуст. «на поминовение сродникам». К нач. XVIII в. погребение К. находилось в приделе во имя Московских святителей Петра, Алексия, Ионы и Филиппа, который был пристроен к деревянной Успенской ц., место погребения было отмечено деревянной ракой. В 1711 г. вместо деревянного был выстроен каменный Успенский храм. Видимо, тогда же в зап. стену храма, снаружи, справа от входных дверей, вмонтировали белокаменную надгробную плиту К. с изображением герба: двуглавого орла в окружении 2 вазонов с цветами (сообщение о плите имеется только в книге прот. П. В. Васильевского - настоятеля Успенской ц. с 80-х гг. XIX в. до 1927, см.: Васильевский. 1997. С. 29, примеч. редактора. С. 40). В 1721 г. на средства иеродиак. Стефана в Успенской ц. над погребением К. установили медную позолоченную раку. На ней хранился деревянный крест-мощевик, по преданию принадлежавший святому; серебряный позолоченный оклад для креста был изготовлен 4 окт. 1710 г. также на средства иеродиак. Стефана. По свидетельству прот. Васильевского, в раке преподобного хранилась часть его схимнического облачения, которую возлагали на людей, страдавших головной болью. До нач. XX в. в обители существовала деревянная часовня; по преданию, там молился К. В 1825-1827 гг. в ц. во имя св. Иоанна Предтечи был устроен придел во имя К. Учемский мон-рь был упразднен в 1764 г., монастырские церкви стали приходскими. В 1935 г. храмы закрыли, в 1936 г. постройки мон-ря передали Волжскому исправительно-трудовому лагерю. В 1937 г. была взорвана Предтеченская ц., разобран Святительский придел Успенской ц. В 1951 г. из-за подтопления берега водами Рыбинского водохранилища Успенский храм рухнул. В 1991 г. местный житель, лесник В. Г. Смирнов, поставил на острове на месте бывш. обители крест, в 1993 г.- часовню. В 1994 г. в с. Учма была освящена деревянная шатровая ц. во имя К. и вмц. Анастасии. В 1999 г. трудами Смирнова в Учме открылся музей «Судьба и характер одного села», экспозиция к-рого посвящена почитанию К. В 1998-2002 гг. в Мышкине и Учме прошли 5 научно-практических конференций «На земле святого Кассиана», по материалам к-рых издавались «Учемские сборники». 17-19 июня 2004 г. в Учме, Мышкине и Угличе состоялось празднование 500-летия со дня преставления К.

http://pravenc.ru/text/1681243.html

И Богородица вняла молению уповавших на Нее. В самый час сретения чудотворной на берегу Москвы-реки Тамерлану в его шатре явлено было сонное видение: с высокой горы спускались святители со златыми посохами, а над ними в несказанном величии, в сиянии ярких лучей парила Лучезарная Жена; бесчисленные сонмы Ангелов с огненными мечами окружали Ее... Тамерлан очнулся, трепеща от ужаса. Созванные им мудрецы, старейшины и гадальщики татарские, разъяснили, что виденная им во сне Жена есть Заступница православных, Матерь Бога, и что сила Ее неодолима. И тогда Железный Хромец велел своим полчищам повернуть вспять. И татары, и русские поражены были этим событием. Летописец заключил: " И бежал Тамерлан, гонимый силою Пресвятой Девы! " Благодарные москвичи выстроили на месте встречи чудотворной 26 августа 1395 года Сретенский монастырь: " да не забудут людие дел Божиих " . Так после 242-летнего пребывания на берегах Клязьмы икона Богородицы Владимирская перешла в Москву и поставлена была в кремлевском соборе в честь Успения Пречистой. Ее благодатной силе Москва обязана избавлениями от набегов хана Едигея в 1408 году, ногайского царевича Мазовши в 1451 году, отца его, хана Седи-Ахмета в 1459 году. В 1480 году ордынский хан Ахмат двинулся на Москву и дошел уже до реки Угры в калужских пределах. Великий князь Московский Иоанн III поджидал на другом берегу реки. Внезапно на татар напал такой сильный и беспричинный страх, что Ахмат не решился пойти на русскую рать и поворотил назад, в степь. В память этого события в Москве стал ежегодно совершаться крестный ход из Успенского собора в Сретенский монастырь. А река Угра с тех пор слывет Поясом Богородицы. В 1521 году казанский хан Махмет-Гирей повел на Москву татар казанских и ногайских. Митрополит Варлаам и весь народ усердно молились пред ликом Владимирской. Великий князь Василий Иванович едва успел собрать войско, чтобы встретить татар на дальнем рубеже, на реке Оке. Сдерживая их натиск, он медленно отходил к Москве. В самую ночь осады инокиня кремлевского Вознесенского монастыря увидела, как сквозь запертые двери Успенского собора выходят святители, неся в руках чудотворную Владимирскую. Это были жившие двумя веками ранее святые митрополиты Московские Петр и Алексий. И еще видела инокиня, как у Спасской башни встретили шествие святителей преподобные Варлаам Хутынский и Сергий Радонежский - и пали ниц пред образом, моля Пречистую не покидать собора Успенского и народа московского. И возвратилась тогда Заступница сквозь двери запертые.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

Каменная двухэтажная церковь Успения Богоматери построена была в 1672 г. при Игумене Кирилле. Тогда же в нижнем этаже устроен был престол во имя Соловецких Чудотворцев Зосимы и Савватия. В 1792 г. алтарь у Успенской каменной церкви внизу, у придела Зосимы и Савватия, был отломан. Церковь Зосимы и Савватия переименована в церковь Всех Святых, сделан другой придел во имя Иоанна Предтечи. Нижний этаж Успенской церкви сделан теплым. Новоустроенные приделы освящены были, первый 9 ноября, а второй 10 ноября 1793 г. Успенская церковь покрыта железом, разобраны и поправлены престол и иконостас, глава на церкви переделана и вызолочена. В 1794 г. в верхнем храме Успения устроен придел во имя Преподобного Варлаама Хутынского, – во имя Ангела Архимандрита Варлаама, по желанию Преосвященного Феофила, бывшего Архимандритом Варлаамова Хутынского монастыря, и так как в Хутынском монастыре установлено праздновать этому Святому в девятую Пятницу после Пасхи с крестным ходом из Новгорода, то и здесь Преосвященный Феофил приказал совершать такой ход из города Козлова в монастырь. В 1844 г. при Архимандрите Никодиме каменные своды и столбы в верхней Успенской церкви, в алтаре с куполом и колокольня были разобраны, стены обложены были кирпичом еще на два аршина, вместо каменных сводов сделаны деревянные потолки, на верху, вместо бывшего каменного купола, сделан небольшой железный, бывшая под колокольней комната, занимаемая библиотекой, как и паперть, оказались внутри церкви, из-за чего пространство церкви увеличилось, устроен новый вход. Церковь сделана теплой. Колокольня В западной стороне монастырской ограды устроена каменная четырехъярусная колокольня, высотой в 70 аршин. Ее строительство началось 14 июля 1818 г. и окончено 23 октября 1820 г., при Архимандрите Анастасие, на добровольные пожертвования, главным образом, жителей Козлова. Как видно из сборной книги, пожертвовано добровольными дателями на постройку колокольни 37,132 р. 50 к., ассигнациями. Крест и глава на колокольне железные вызолоченные, купол выкрашен медянкой на масле. Колоколов 11. Первый в 442 п. 20 ф.; по приятному звуку это редкий колокол. Второй в 120 п. 28 ф., третий в 70 п., три колокола от 25 до 12 пуд., и пять небольших колоколов.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kazanskij...

Но чувствуя свое унижение и позор, не встречая нигде поддержки, он покинул Византию и уехал в Италию, где папа Климент V назначил его на епископскую кафедру Иеракса в Калабрии. В союзе с Римской церковью он и скончался в 1348 г. Его миссия на Востоке оказалась неудачной. По расчету Варлаама, униональный его план мог осуществиться лишь в том случае, если он подорвет моральный авторитет Афонского монашества и произведет раскол между народом, монашеством и духовенством в Византии. Но он не понял всей силы и значения Афона, этой твердыни восточного Православия, был несведущ в богословии и не знал учения Православной Церкви о существе и действиях Божества, вступил в богословский спор как философ, прибегал к аристотелевскому силлогистическому методу, к логике, диалектике и силлогизмам там, где следовало предлагать догматическое и вообще богословское учение на основании Св. Писания и творений святых отцов. Вопреки мнению академика Ф. И. Успенского, утверждающего, что спор между Варлаамом и Паламой был сначала исключительно философским, а потом свелся и на богословскую почву, г. Папамихаил полагает, что сначала спор имел богословский характер: Варлаам имел целью поколебать влияние Афонского монашества на Византийскую церковь и общество посредством обвинения его в ереси, и для этого он возбудил чисто догматический – богословский вопрос. Но Варлаам был неглубоким богословом и стал прибегать к философской аргументации чисто богословской проблемы, придав ей философский оттенок. Тем же путем шел и его противник Григорий Палама , изобличая его аргументацию. Как бы то ни было, Палама строго держался воззрения, что в догматических спорах рационализм неуместен: догматические вопросы разрешаются Св. Писанием и Св. Преданием Церкви, согласно учению свв. отцов и учителей. Но Варлаам не знал этого учения и явился с Запада на Восток с тем философско-рационалистическим багажом, которым его снабдила западная школа. Западный схоластический метод и господствовал в его силлогизмах. В частности, в вопросе о существе и действиях Божества он показал себя верным последователем западного учения о Божественной благодати, хотя и показывал вид, что держится православного образа мыслей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/s...

– обнаруженные рукописные материалы собора 1352 г.; – многие места Похвального слова свт. Григорию Паламе напоминают выражения священного синодика; – существуют анафематствования Варлаама и Акиндина в виде отдельных пьес с именем партриарха Филофея (автор ссылается на С. 295 в прим. 2 на Мюнхенский cod. graeca 505, fol. 2 v.), в которых вероучение еретиков рассматриваются в виде 14 отдельных положений (см. 14 глав против Варлаама и Акиндина на С. 237). С. 295–296 – Говорится о том, что по причине широкого распространения варлаамовских взглядов церковные власти стали требовать с посвящаемых в епископы особую присягу, в которой они должны были отвергнуть учение Варлаама и Акиндина и признать учение свт. Григория Паламы . Такая присяга (или исповедание веры, см. табл. на С. 238 настоящей работы), была составлена свт. Филофеем (Коккиным), на рукопись присяги Ф. И. Успенский дает ссылку: cod. Graecus 508, fol. 123 «μολογα τς ρθοδξου πστεως κτεθεσα παρ το μητροπολτου ρακλεας Φιλοφου». Далее автор монографии приводит отрывок из этого текста (со строки 10 с конца С. 295 по строку 13 на С. 296). Завершает перечень монографий труд Ф. И. Успенского «История Византийской империи», первоначально изданный в период с 1913 по 1948 гг. в 3 томах. Временой период, интересующий нас для целей нашей работы, описывается в Отделе VIII «Ласкари и Палеологи» 3 тома, который вышел в свет в 1948 г. Позже монография переиздавалась, мы будем пользоваться 8 томом современного издания 2020 г. 191 Краткая характеристика. Место личности свт. Филофея (Коккина) в монографии – второстепенное, личность святителя упоминается в ходе описываемых исторических событий. Обзор работы. На С. 304 говорится, что мнение афонского монашества, которое было представлено к собору 1351 г., редактировал будущий патриарх Филофей. На С. 305 упоминается, что патриарх Филофей канонизировал свт. Григория Паламу . На С. 317 упоминается факт о том, что имп. Иоанн Кантакузин сместил патриарха Каллиста и поставил на его место свт. Филофея (Коккина), т. к. Каллист не соглашался короновать Матфея, сына Иоанна Кантакузина .

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

Посему избран был в митрополиты Межигорский архимандрит Иларион Жураковский, но он посвящен и определен в Чернигов, а в 1722 г. только потребован был в С.-Петербург Софийского Собора архидиакон с ризницей к посвящению Киевского архиепископа, избранного самим Св. Синодом, и утвержденного государем, и с тех пор не было уже в Киеве по древнему обыкновению вольных избраний митрополита. 58 . ВАРЛААМ Ванатович, по сказанию Киевского каталога родился в польском местечке Ярославле, пострижен в монашество в Новогородском Большом Тихвине монастыре и там был иеромонахом; после взят в духовники к дому Феодосия архиепископа Новогородского; потом служил во флоте обериеромонахом и по окончании сей службы 1719 г. февраля 2 по именному указу произведен в архимандрита того же Тихвина монастыря; в 1722 г. также по указу государеву избран Св. Синодом и утвержден государем января 21, а мая 14 посвящен в Московском Успенском Соборе в архиепископа Киевского. Ибо тогда до предположенного государем нового устройства Российской иерархии остановлено было посвящение в митрополиты по всей России. В Киев прибыл он сентября того же 1722 года. С начала его правления существовала еще и викарная Киевской митрополии епархия Переяславская под частным управлением коадъютора, Переяславского епископа Кирилла Шумлянского, но по кончине его, последовавшей 1726 г. ноября 30, новопосвященный 1727 г. июня 4 в Переяславль епископ Иоаким Струков не наименован уже коадъютором; и когда Преосвященный Варлаам просил Св. Синод, .дабы он на основании бытности двух прежних Переяславских епископов считался ему подчиненным коадъютором и помогал ему в епархиальных киевских делах, то указом Св. Синода от 22 июля 1728 г. предписано только, о случающихся в духовных Киевской епархии делах ему Преосвященному Иоакиму епископу иметь с ним Преосвященным Варлаамом братолюбное согласие по правилам святым, и с тех пор Переяславские епископы не были уже подчинены Киевским, но до 1733 г. назывались еще Киевскими коадъюторами. При самом посвящении на Киевскую епархию Преосвященный Варлаам наименован только архиепископом Киевским и Галицким, без прибавления уже, данного предместникам его титула и Малыя России, и с сим только титулом, присылались к нему из Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Летом 1677 г. Д. побывал в Новодворском Успенском мон-ре в Пинском у. для поклонения Новодворской иконе Божией Матери, написанной, по преданию, свт. Петром, митр. Московским. Затем Д. посетил Вильно, 6 дек. 1677 г. поселился в слуцком в честь Преображения Господня мон-ре, где в течение года был проповедником Слуцкого Преображенского братства. По желанию гетмана И. Самойловича, лично знавшего Д. и высоко ценившего его, Д. в янв. 1679 г. вернулся в Чернигов, вскоре прибыл в ставку гетмана в Батурине. В марте 1681 г. Д. был избран и поставлен игуменом Максаковского Преображенского мон-ря, через год избран игуменом Крупицкого во имя свт. Николая жен. мон-ря в Батурине. 26 окт. 1683 г. Д. оставил игуменство и по приглашению Варлаама (Ясинского) , избранного в конце того же года архимандритом Киево-Печерского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря , переехал в Киев, 23 апр. 1684 г. поселился в Киево-Печерском мон-ре, стал проповедником Киевского Богоявленского братства. В мае-июне по благословению архим. Варлаама Д. приступил к работе над «Книгой житий святых», что стало продолжением усилий свт. Петра (Могилы) , архим. Иннокентия (Гизеля) , архиеп. Лазаря (Барановича), Варлаама (Ясинского) по составлению церковнослав. Четьих-Миней. В Киеве Д. познакомился с игум. (впосл. митрополит) Стефаном (Яворским) , вскоре ставшим его ближайшим другом. Монашеский постриг Даниила Савича. Роспись Димитриевского храма Спасо-Иаковлевского мон-ря в Ростове. Нач. XIX в. Монашеский постриг Даниила Савича. Роспись Димитриевского храма Спасо-Иаковлевского мон-ря в Ростове. Нач. XIX в. В нач. 1686 г. Д. по убеждению нового Киевского митр. Гедеона (Святополка-Четвертинского) и гетмана Самойловича вновь принял игуменство в Батуринском мон-ре. Святитель не оставлял работу над «Книгой житий...». Митр. Гедеон и гетман Самойлович, по-видимому, обратились в Москву с просьбой прислать список Великих Четьих-Миней митр. св. Макария из кремлевского Успенского собора. Книги были высланы. Однако в нач. 1688 г.

http://pravenc.ru/text/178011.html

Отец Петр образно представил эти две стороны монашеского существования в виде канатоходца, идущего с шестом на высоте. С одной стороны каната — обязанности служения обществу, внешнему миру, с другой — общение с Богом. И важно удержать шест, помогающий не потерять равновесие и не упасть. Впереди же — всегда призывающий к себе Христос. Зов Христа особенно слышен, когда монах испытывает скорбь, но не отчаивается, потому что, слыша этот зов, может наполниться радостью. Монаха можно тогда уподобить солнечной батарее, впитывающей Солнце Правды — Христа, с тем, чтобы в нужное время он мог отдавать эту энергию, делиться ею. На вопрос, заданный затем игумену Петру о пятисотнице, о том, чем полезно «механическое молитвенное делание», настоятель Косьминской пустыни ответил также метафорой. Этот молитвенный труд он сравнил с работой гончара: бесконечно вращая круг, тот формирует на нем из куска глины сосуд, который в конце концов становится возможно наполнить драгоценным маслом. Так и постоянное повторение молитвы способно «вылепить» человека как сосуд для наполнения божественной благодатью. Архимандрит Варлаам (Максаков), настоятель Успенского Георгиевского мужского монастыря «Святые кустики» Уфимской епархии Башкортостанской митрополии, озаглавил свое выступление «О важности личной молитвы для духовного возрастания монашествующих». Рассуждая о том, как монаху преуспеть в молитве, архимандрит Варлаам сказал, что такое преуспеяние есть дар Божий, как и прочие добродетели, и поэтому всецело зависит от духовного состояния человека, от того, насколько он готов подвизаться, чтобы принять этот благодатный дар. «Возможно ли возрастать в молитве, если ты не справляешься со своим характером, не подвизаешься в стяжании добра, любви, смирения через отсечение своих воли и мудрования?» — заметил отец Варлаам. Духовное возрастание монаха начинается тогда, когда он показывает все большую ревность в совершении монашеских добродетелей, с большей любовью и готовностью желает послужить ближнему. Тогда он достигает и все более чистой молитвы.

http://patriarchia.ru/db/text/5930048.ht...

В 1634 г., после преставления Патриарха Филарета, В. был одним из 3 кандидатов на Патриарший престол. Ростовский митрополит присутствовал на Московских Соборах 1620, 1634, 1640 и 1651 гг. В 1640 г. принимал участие в отпевании Патриарха Иоасафа, в 1642 г.- в избрании Патриарха Иосифа; 28 сент. 1645 г. присутствовал при короновании царя Алексея Михайловича, в 1649 г. участвовал в хиротонии Никона в Новгородского митрополита, в 1652 г.- в отпевании Патриарха Иосифа. В. скончался в Москве во время крестного хода, встречавшего митр. Никона, к-рый перевез из Соловецкого мон-ря мощи свт. Филиппа; на месте его кончины была поставлена часовня «Крест». Тело В. перенесли на подворье Ростовских митрополитов в Дорогомилове, затем в Ростов и похоронили в Успенском соборе, у юж. стены (захоронение в XX в. не вскрывалось). Исследователи считают В. автором «Послания против латинской ереси и о крещении латин» (не сохр.). Известны грамоты, данные В. царем Алексеем Михайловичем и Патриархом Иосифом в июле 1649 и марте 1651 г. о назначении архимандритов в Кириллов Белозерский мон-рь (ИРИ. Ч. 4. С. 481-489). Изображения В. неизвестны. В описи ростовского архиерейского дома 1691 г. приведен перечень принадлежавших В. облачений. Арх.: Архив Ростовского музея. Р-225 [Синодик ростовского Успенского собора. Л. 100, 100 об., 104-106]; Р-1083. [Опись ростовского архиерейского дома 1691 г. Л. 89-90]. Лит.: Ключевский. Древнерусские жития. С. 340; Летописец о Ростовских архиереях/С примеч. А. А. Титова. СПб., 1890. С. 21; Титов А. А. Ростовская иерархия: Мат-лы для истории Русской Церкви. М., 1890. С. 70-71; Кривоносова В. К. , Уткина В. М. Митр. Варлаам и его вклады в Успенский собор//История и культура Ростовской земли: Тез. докл. науч. конф. Ростов, 1991. С. 26-30; Каган М. Д. Варлаам II//СККДР. Вып. 3. Ч. 1. С. 154-156; История РЦ. Кн. 6. С. 315-316, 337, 367; Вахрина В. И. Иконы с датами, подписями и надписями из собрания Ростовского музея-заповедника//Сообщ. Ростовского музея. Ростов, 1998. Вып. 9. С. 96-97; она же. Иконы Ростова Великого. М., 2002.

http://pravenc.ru/text/154225.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010