Священник Керетской волости с своей стороны сказкою показал: «Преподобнаго де Варлаама из земли выкопали и обрели в Поморской керёжке 645 , облачен в черном Русском кафтане, и оная де керёжка вся изгнила, а кафтан и мощи его и на главе его власы и брада – все цело 646 а благоухания де тогда в часовне никакова от мощей его не было, а как оные его мощи из земли вынули и внесли в церковь великомученика Георгия, а из церкви в алтарь, и оный де иеромонах Иона с десятским досматривали, и тогда де от мощей его благоухание было видимо всем, подобно де тому, аки бы от рослаго ладону дым, и тогда де он, священник Василий и дьячек Игнатий, сказывали и говорили оному иеромонаху Ионе: исходит де от мощей преподобнаго благоухание, и он де иеромонах им говорил: исходит де от горна дым, а не благоухание». Получив сейчас приведенные донесения, архиепископ приказал: «на том месте, идеже рака преподобнаго поставлена, выкопав яму и учинить в ней гроб каменный или кирпичный или обставив по бокам досками и вложив в раку святаго  и учинить на верху своды и заклепав землею засыпать до указу вашего святейшества (т. е. Синода, которому пишет архиепископ), а по нем панихиды в приличные дни и в проскомидии и в литургии править и поминать» После сего, именно – 16-го Января 1727-го года, архиепископ обратился в св. Синод с донесением, в котором изложил все переданное нами, с присовокуплением краткой повести о Варлааме, кончающейся записью о четырех его чудесах 647 , и спрашивал Синод, как он заблагорассудит быть и чинить повелит. Св. Синод, по выслушании донесения архиепископа, «разсуждая о том, что в вышеупомянутом свидетельстве явилась рознь, приказали: быть тем мощам в земле так, как у преосвященнаго Варнавы, архиепископа Холмогорскаго учинить определено, и кто похощет онаго поминать, тем не возбраняется, а впредь о таких мощах свидетельство чинить опасно, с достоверным испытанием; и тех людей, которые к таким найденным мощам станут приписывать чудеса, приводить к присяге – не ложно ли для какой учинили страсти, ибо и во оной повести (т.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Вечером Святейший Патриарх Кирилл совершил малое освящение Андреевского кафедрального морского собора Североморска и утреню Всенощного бдения в новоосвященном храме. Его Святейшеству сослужили митрополиты Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий, Мурманский и Мончегорский Симон, архиепископ Петергофский Амвросий, епископы Солнечногорский Сергий, Костомукшский и Кемский Игнатий, Североморский и Умбский Митрофан, а также духовенство Североморской епархии. На богослужении присутствовали губернатор Мурманской области Марина Ковтун, командующий Северным флотом ВМФ России вице-адмирал Николай Евменов, командование Северного флота, жители Североморска. По завершении богослужения епископ Североморский и Умбский Митрофан приветствовал Святейшего Патриарха и преподнес Его Святейшеству икону с изображениями преподобных Трифона Печенгского, Феодорита Кольского и Варлаама Керетского. Предстоятель обратился к верующим с первосвятительским словом. В благодарность за труды и в связи с окончанием строительства кафедрального собора в Североморске Святейший Патриарх Кирилл вручил епископу Митрофану юбилейную панагию, изготовленную в память о праздновании 1000-летия преставления святого равноапостольного великого князя Владимира. В дар собору была передана икона Покрова Пресвятой Богородицы. Для храмов Североморской епархии переданы напрестольные Евангелия. Указом Святейшего Патриарха Кирилла во внимание к трудам по строительству Андреевского морского кафедрального собора его настоятель протоиерей Александр Козачук удостоен права ношения креста с украшениями. С кратким словом выступил командующий Северным флотом ВМФ России вице-адмирал Николай Евменов, который передал в дар собору икону Спасителя. В праздник Преображения Господня, 19 августа, Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в Никольском кафедральном соборе Мурманска. Его Святейшеству сослужили митрополиты Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий, Мурманский и Мончегорский Симон, архиепископ Петергофский Амвросий, епископы Солнечногорский Сергий, Костомукшский и Кемский Игнатий, Североморский и Умбский Митрофан, а также духовенство Мурманской митрополии.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

В 1722 г. при разборке ветхих деревянных часовень были обретены останки В. К., о чем причетники Керетской вол.- вотчины Соловецкого мон-ря - сообщили Холмогорскому архиеп. Варнаве (Волатковскому) . 15 янв. 1723 г. указом Святейшего Синода из Соловецкого мон-ря в Кереть был направлен иеродиак. Иосиф для сбора сведений о житии и чудесах В. К. Вскоре последовал указ Синода Холмогорскому архиерею об освидетельствовании мощей подвижника. С этой целью в Кереть в янв. 1725 г. приехали соловецкий иером. Иона и свящ. Епимах Кононов. По их свидетельствам, нетленные мощи В. К. почивали «в часовне, в земле... не во гробе», но в «поморской кережке (санях), облачен в черном русском кафтане, и оная кережка вся изгнила, а кафтан и мощи его, на главе его власы и брада - все цело». Когда мощи преподобного внесли в алтарь ц. вмч. Георгия, «тогда-де от мощей его благоухание было видимо всем, подобно-де тому, как от росного ладана дым». Однако иером. Иона отказался засвидетельствовать это чудо (говорил: «Исходит от печи дым, а не благоухание»), вслед. чего архиеп. Варнава постановил до указа Синода положить мощи преподобного в кирпичный склеп под полом храма, совершать по В. К. «панихиды в приличные дни и в проскомидии и в литургии править и поминать». Синод не запретил почитать В. К., но признал сказания о чудесах недостоверными, а «кто хощет онаго поминать, тем не возбраняется». В 1769 г. сгорели обе церкви села, во время пожара мощи В. К. извлекли из склепа и отнесли за четверть версты от села (в наст. время здесь стоит памятный крест). По преданию, от этого места в сторону пожара заструился ручей (след от него сохранился до наст. времени), его вода помогла остановить распространение огня. В 1773 г., когда в Керети было закончено строительство двухэтажной ц. вмч. Георгия, мощи В. К. были перенесены в новый храм, в придел свт. Николая Чудотворца. Во время Крымской войны (1853-1856) при угрозе нападения англ. флота на поморские селения свящ. Феодор Онуфриев испрашивал у правящего архиерея разрешения перенести мощи В. К. в безопасное место, но разрешения не получил. 26 мая 1857 г. мощи преподобного пострадали в результате пожара, сохранившиеся частицы были уложены в раку, пожертвованную лесопромышленниками Савиными, и помещены во временной часовне. В 1867 г. построили новый храм во имя вмч. Георгия, мощи В. К. поместили в сев. приделе, посвященном преподобному. 22 мая 1949 г. Георгиевская ц. в Керети вновь сгорела, мощи В. К., часть уцелевшей утвари и икон перенесли в избу-молельню, в 1959 г. участники археографической экспедиции описали останки В. К.: «Небольшие косточки темно-коричневого цвета хранились в деревянном киоте с разбитым стеклом». В 1960 г. последние жители покинули Кереть, молельня сгорела, судьба ковчега с мощами В. К. неизвестна.

http://pravenc.ru/text/154249.html

После выступления коллективов состоялся мастер-класс народной хореографии Виктора Соловьева, одного из руководителей семейного клуба " Основа " . Мастер познакомил гостей с русской танцевальной традицией и показал, как мужская пляска может быть связана с искусством рукопашного боя. Закончила программу первого дня молодежная вечерка: желающие пробовали силы в плясках и народных играх. Во второй день фестиваля, 16 мая, в Свято-Ильинской воскресной школе прошел инструментально-игровой концерт для детей " Волшебные струны " , а вечером состоялась молодежная вечерка. В Александро-Невской лавре состоялся концерт гостей фестиваля " Певучая Россия " . Кроме упомянутых коллективов, выступили фольклорный ансамбль петербургской консерватории ( он исполнил старинные обрядовые песни, пляски и наигрыши, записанные от народных исполнителей на Северо-Западе России), петербургский исполнитель на гуслях Данил Изотов, фольклорные ансамбли " Топотушки " , Домострой " , " Молодежный домострой " , " Ветерочки " , детский фольклорный ансамбль " Горница " , хор русской песни имени Анны Эповой. В третий день фестиваля, 17 мая, после Божественной литургии на открытой площадке перед храмом Илии Пророка состоялись концерт-парад участников и ярмарка народных промыслов. Закончился праздник народным гуляньем. Ильинский фестиваль народной музыки - уникальное явление в культурной жизни Санкт-Петербурга. Раньше он назывался " Гуди гораздо " и включал, в основном, выступления оркестров и ансамблей народных струнных инструментов, а теперь представляет все богатство этномузыки. На протяжении многих столетий духовная и народная музыка в России были тесно взаимосвязаны. Христианское содержание духовной культуры доносилось до русского человека на языке, выработанном в народной культуре. Это заметно в архитектуре, иконописи и, тем более, в духовной музыке. Заметно это влияние и в оригинальной (непереводной) духовной литературе, в частности, в русской агиографии. В прошедшем году фольклорные ансамбли - участники нынешнего фестиваля - выступали с музыкально-литературными композициями по житиям преподобных Сергия Радонежского и Варлаама Керетского, а также с программой, посвященной творчеству Бориса Шергина. Таким образом, интерес к народной культуре приводит людей к культуре церковной.

http://mitropolia.spb.ru/news/culture/?i...

Собес. 1884, I, 310–329). Под редакцией П. В. Знаменского изданы и самые Записки пр. Василия Лужицкого (Прав. Собес. 1884, I, и 1885, I, II и III. Отд. Казань 1885); «Чтения из истории русской церкви за время царствования имп. Александра 1» (Прав. Собес. 1885, I, 3 – , 263 – ; II, 173 – , 357 – , 443 – ; III, 70 – , 236 – , 257 – , 405 – ); 28 «Речь на 6 апр. 1885 г., день тысячелетней памяти святителя Мефодия славянского» 1885, I, 357–404); 29 «Житие Варлаама Керетского» (Сборн. Академии наук. Отдел. русского языка LV); «Повесть о преп. Варлааме Керетском», с предисловием П. Знаменского (Записки Академии наук, т. 73 (1894), – Прилож. к Протоколам отделения русского языка и словесности, 48–53); «При открытии памятника в Казани имп. Александру II (Прав. Собес. 1895, окт., 1–3, от имени Каз. дух. академии); «Высочайший указ 31 авг. 1825 т. об одежде духовенства» (Русский архив, 1901, кн. 8, 587–589); «Святые Пётр, Алексий, Иона и Филипп, Московские чудотворцы» (Прил. к 11. журн. Деятель за 1904 г., 3–40). Вторая крупная работа П. В. Знаменского посвящена приходскому духовенству. Состоит она из двух частей: «Приходское духовенство на Руси» (Православное обозрение 1867 г. и отдельно, М. 1867, 1–81) и «Приходское духовенство в России со времени реформы Петра» (Правосл. собеседник 1871–1872. Отдельно, Казань 1873, 1–850). Первая часть излагает историю приходского духовенства в допетровской Руси, вторая с Петра до 1860-х годов. Тема исследования навеяна была на Петра Васильевича неразработанностью вопроса в церковно-исторической литературе, в которой, соответственно общему направлению истории, занимались «одними верхними слоями церковной жизни», «совершенно упуская из внимания жизнь и верования народных масс, скромную деятельность низших церковных деятелей, никогда не заглядывая в темные углы церковных приходов – этих единиц, из которых складывается целое – церковь ». Между тем «белое духовенство, имеющее непосредственное влияние на народ, поставленное к нему в самое живое и близкое отношение, составляет самый живой нерв церковной жизни».

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Har...

Еще книжица о причащении без священника. И еще выбор со истолкновением о молении за царей еретических (а сей в Манойловой книге имеется) 19 . Из указанных сочинений нам известны следующие. Житие инока Корнилия, пространная редакция, в большом числе списков. Оно озаглавлено: «Житие инока Корнилия, иже подвизася добрым подвигом и течение сконча в пустыни Выгорецкой, в пределах Олонца града». Нач. Древо вам, благочестивии слушатели, показати хощу 20 . Житие преп. Варлаама Керетского издано гр. M. В. Толстым в Чтениях О. И. и Древн. 1887 г, кн. IV, стр. 162, и Пр. Знаменским в Зап. Акад. Наук т. 73, прил. к прот. стр. 49; (не принадлежит ли оно Т. Петрову?). Слово на Богоявление с обозначением названий риторических фигур на полях в Торжественнике Поморском, Хлуд. 274, л. 176 (Описание Попова, стр. 542). Нач.: Вся убо яже от веков. Следование правил о крещении и о священстве. Хлуд. 272, л. 173 (Описание Попова стр. 531). Нач.: Понеже препирание имеется между прочитающими св. апостол и св. соборов правила. Тоже список нашей библиотеки 303, л. 143: на л. 202 обозначено имя автора. Копие: нашей библиотеки 39, л. 68. Нач.: Прочее приидем на обискание, како Афанасием, Великим и чесо ради от двою древу кресту слагаему быти. Слово надгробное Даниилу Викулину. Нач.: (Текст) He хощу вас неведети братие о усопших да не скорбите. Д. 43, л. 189 и 483, л. 119 об. Плач церкви над пастырем (Д. Викулиным) Нач.: Се четыредесятый день сетования моего наста, о увы мне, пастырю. Д. 43, л. 152. Слово надгробное А. Денисову. Нач. (Текст). Блажени мертвии умирающие о Господи отныне. Д. 43, л. 110. Поздравительная речь С. Денисову. Нач.: Пречестнейший господин. Днесь к нам преподобный Симон памятию своею прииде. И. П. Б. Q. XVII, 51, л. 463. (Богд. 53, стр. 177). П. Любопытный приписывает ему шесть сочинений (кроме утраченных, из которых некоторые были написаны прозой, а другие стихами), из них три слова на праздники 21 . Мануил Петров (1691–1759 г.) с 1744 по 1758 был настоятелем Выговской пустыни.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Druzhi...

И еще рассказал поэму «Старина о Варлааме» о преподобном Варлааме Керетском. По преданию, в молодости преподобный Варлаам, тогда священник Василий, из ревности убил свою жену, а потом, молясь и каясь, возил ее тело в лодке, пока оно не истлеет. Это северное предание Борис Викторович сам записал и потом опубликовал. Предание это и норвежцам известно — когда туман идет, норвежские рыбаки говорили: «Это поп свою убиенную жену возит». Борис Викторович рассказывал так вдохновенно, буквально входил внутрь повествования и распространял свою душу рассказчика на все пространство вокруг себя. Никакой телевизор, никакой фильм со всеми звуковыми и световыми эффектами не даст такого восприятия. Это было живое восприятие. Словами не передать, но понятно, почему поморы обязательно брали с собой сказителя — он дарил им радость живого восприятия древних былин, эпических сказаний, иногда и шутливых. В моей душе это на всю жизнь запечатлелось, и сейчас, когда перечитываю эти тексты, вспоминаю, как Борис Викторович их рассказывал, и мы с сестрами как будто были рядом с преподобным Сергием в Нижнем Новгороде. Говорят, кто-то из МГУ приходил и записывал некоторые его сказы и былины на магнитофон. Где эти записи? Я не знаю. — Опять же из воспоминаний о Борисе Викторовиче я знаю, что он был не только замечательным рассказчиком, но и внимательным слушателем, с интересом расспрашивал приходящих к нему о жизни. — Мои сестры дали ему полную картину нашей семьи раньше, чем он меня увидел. Семья Правдолюбовых. 1966 год — А когда вы учились в Гнесинке, он вас не расспрашивал об учебе, о музыке? Музыку он, что видно и из его «Дневника», любил и понимал. — Мы уже тогда не имели доступа к нему. Миша отставил моих сестер, а сам я не мог прийти. Мы из Рязанской области, я вырос в обстановке XIX века, в Москве чувствовал себя инородным телом. И кто я такой, чтобы просто так взять и пойти к Борису Викторовичу домой? — Так и не виделись больше? — Нет. Уже незадолго до кончины Бориса Викторовича, в 1973 году, шли мы с моей невестой Маргаритой, с которой живем всю жизнь, по Рождественскому бульвару, и я сказал: «Давай зайдем к Борису Викторовичу Шергину». Но она застеснялась, и мы не зашли, а вскоре Борис Викторович скончался. По дневникам видно, что он искренне в нашей Церкви

http://pravmir.ru/pisatel-boris-shergin-...

Но море не хотело хоронить в себе кающегося грешника. Оно лишь максимально затрудняло ему покаянный труд. Карбас женоубийцы всегда сопровождала непогода с туманом, дождем и встречный ветром. В Поморье доныне существуют присловья: «пошел как Варлаам против ветра» и «Варлаамьева лодья пришла», когда  с моря надвигается туман, а в северной Норвегии в этом случае говорят «русский поп жену привез». В год он совершал 12 ходов — из Кандалакшской губы в Колу и обратно, около тысячи километров в один конец. 36 путей за три года — на веслах через волны, ветра и льды. При жесточайшем посте — употреблять рыбу ему было позволено лишь раз в год на Пасху. И все это время перед глазами стоял гроб с тлеющим телом убитой жены. А теперь посмотрим на это с притчевой стороны всей истории. Изгнание демона со скалы-капища. Повелевая именем Божьим нечистым духам, человек тем самым участвует в божественной славе своего Творца, владыки всего тварного мира. Для этого участия и сопричастности Богу и были созданы невещественные духи и телесные человеки. Но часть духов отпала, вознамерившись стать на равных с Богом, и была низвержена с небес. Они возжелали себе божественных почестей, для чего научили людей языческим культам, идолопоклонству. Кольская история с бесом — это аллегория падения сатаны и его воинства. С неба их изгнали ангельские силы, а на земле то же самое совершает человек, сохранивший верность Богу, неподвластный самозванным «богам». Беснование жены и убийство. Месть демона священнику — это иносказание об изначальной ненависти сатаны к человеку («Лукавый змей не терпяще зрети тя Богу предстояща» — из «Канона Варлааму») и о грехопадении людей, которых подтолкнул к этому нечистый дух. Первой он обманом соблазнил жену и через нее Адама, тем самым подвигнув обоих на самоубийственное деяние — падение из блаженного и бессмертного состояния в скорбное и смертное. Неизвестно, в чем именно выражалось беснование супруги священника, «Канон» говорит лишь, что она стала вести себя «соблазнительно» («Старина о Варлаамии Керетском», однако, передает классическую картину одержимости бесом). Кроме «соблазна» через жену в этой истории видны и другие составляющие грехопадения: нарушение человеком заповеди послушания и дьявольский обман. Приходской священник берется провести обряд изгнания нечистого духа из бесноватой, тогда как церковное правило запрещает это для белого, немонашеского духовенства. Он должен был везти жену в ближайший монастырь — в Соловецкий или в ту же Колу, где его духовник старец Феодорит уже основал свою обитель. Но он не сделал этого, понадеявшись на себя. В храме он приближается к жене с копием в руке, чтобы читать над ней молитвы — но вдруг «с яростию» устремляется на нее и «поражает смертною язвою». Со стороны это выглядело как намеренное убийство. Изнутри, глазами священника, это был удар святым копием по бесу — очевидно, в тот миг нечистый дух показал себя, чтобы спровоцировать его ярость, «состояние аффекта», говоря нынешним языком.

http://radonezh.ru/analytics/pritcha-o-g...

Притча о грехе и покаянии 16.03.2015 11:22:20 Наталья Иртенина В Евангелиях рассказано, как Сын Божий разговаривал с людьми с помощью иносказаний, удобных для понимания. «И поучал их много притчами» (Мф. 13:3).  В притчах Господних суть христианской веры, облеченная в метафору, дана ярко и «осязаемо» — лишь бы душа была открыта для восприятия. Но притча слишком универсальный жанр, чтобы ограничиваться только Евангелиями. Бог рассказывает их нам от начала истории. Воцерковленные историки это знают: «Господь рассказывает человекам притчи о человеках и через человеков». Человеческие судьбы и их тайны — те же притчи Господни, только не словесные, как в Евангелиях, а бытийные, поведанные через людские жизни. Стоит в них всматриваться и понимать их смысл, потому что «кто имеет, тому дано будет и приумножится» (Мф. 13:12) — кто разумеет, тому будет дана благодать для претворения разумения в веру и в дела веры. В житии севернорусского святого Варлаама Керетского притча настолько ярка и выразительна, что невозможно пройти мимо не поразившись. Эта притча о грехе и покаянии, рассказанная четыре века назад, слишком необычна и даже страшна для обыденного человеческого сознания.  Поэтому людская память предпочла предать ее полузабвению, исказить, раскромсать на фрагменты и обессмыслить, хотя покаянный подвиг этого человека проходил практически на виду у жителей Поморья и Кольского полуострова. Однако есть в этой притче нечто такое, что будоражит ум и воображение. С  уровня Господня иносказания она просто перешла на более низкую ступень, в фольклорные жанры: в присловья, легенды, поморские песни-ст а рины. Писатель Борис Шергин в середине прошлого века записал «Ст а рину о Варлаамии Керетском», а в книгах авторов-путешественников XIX — начала XX в., описывавших те края, встречаются обрывки предания о Варлааме, на разные лады «обработанного» фольклором. История подвижника в них изувечена до совершенного отсутствия христианского смысла. Лишь недавно обнаруженный церковный «Канон преподобному Варлааму Керетскому», созданный в XVII в., позволил узнать ключевые подробности жития святого и заново осмыслить.

http://radonezh.ru/analytics/pritcha-o-g...

Промысловые богатства Русского Севера будоражили воображение европейцев. На Кольский полуостров желали наложить руку норвежцы, датчане, шведы. Мурманский берег становился небезопасным для купцов и промысловых людей. В начале 1580-х в Колу впервые был прислан воевода — военный и гражданский управитель края. Это был Аверкий Палицын, будущий монах Авраамий, знаменитый келарь Троице-Сергиевой лавры , оставивший летопись обороны монастыря от поляков во время Смуты. Арка с гербом Колы и старои датои его основания. Проспект Защитников Заполярья Тогда же в Коле построили боевой острог, обеспечив стрелецким гарнизоном и артиллерией. Первое нападение неприятеля крепость выдержала в 1589 году. Под ее стенами был разбит отряд финнов, подданных шведской короны, которые перед тем вырезали и сожгли монастырь на реке Печенге, у русско-норвежского порубежья. Через полтора года шведы еще раз попытались взять штурмом Колу, но получили жесткий отпор. 20 лет спустя, в  Смутное время , они вновь атаковали эту ключевую на Кольском полуострове крепость и опять потерпели поражение. Североморск. Фото: Сергеи Шинкарюк В середине XVII века гарнизон острога составляли уже 500 стрельцов — это по меркам того времени очень много. В обороне Поморья Кола имела первостепенное значение. Так было в 1620-х, когда датчане принялись разбойничать на море у русского берега и послали к Коле военную эскадру, хотя и не решились напасть на нее. Так же было и в начале 1700-х: Петр I, воюя со шведами, велел перестроить уже обветшавший острог, сделать его более мощным. Но шведы тогда уже не рискнули нападать на Колу. Ситуация повторилась и в 1740-х, во время очередной русско-шведской войны. Церковь Варлаама Керетского в Коле Екатерина II переименовала Кольский острог в город Колу и жаловала ему герб. К следующему столетию он вовсе лишился военного значения и был разоружен. Как выяснилось — зря. В 1809 году на город напали с моря англичане и ограбили. Они же на военном корабле приступили к Коле во время Крымской войны, в 1854 году, потребовав сдачи. Кола приняла свой последний бой: ее жители с небольшой военной командой, плохо вооруженные, сумели помешать высадке десанта. Тогда англичане выжгли город бомбардировкой, уничтожив и гордость колян — красивейший восемнадцатиглавый Воскресенский собор. Река Тулома

http://foma.ru/severomorsk-i-kola.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010