Состав монастырских библиотек, принадлежавших к числу самых крупных в древней России, не подтверждает этого. Биографии Трифона Печенгского, Варлаама Керетского, Елеазара Анзерского, архимандрита Иринарха, сказания о Пертоминских и Яренгских чудотворцах соловецкая библиотека сохранила в одном или двух списках. Жития Кассиана Босого и ученика его Фотия вместе с патериком Досифея Топоркова уцелели, если не ошибаемся, только в автографе составителя их Вассиана, попавшем в синодальную библиотеку; точно так же записка об архиепископе Феодосие сохранилась только в одной рукописи Иосифова монастыря, писанной рукою самого автора Евфимия Туркова, Напротив, библиотеки обоих монастырей сохранили во множестве списков рядом с житиями их основателей биографии ростовских просветителей Леонтия и Авраамия, Варлаама Хутынского, святителей Петра и Алексия, Сергия Радонежского. Это объясняется судьбой Епифаниева жития Сергия в письменности. Выше было сказано, что рядом с 9 списками Пахомиевой редакции, сохранившимися в рукописях Сергиевской библиотеки от XV в., труд Епифания не уцелел ни в одном современном им списке даже в этой библиотеке: он имел только историко-литературное значение, тогда как по редакции Пахомия творили память святого в церкви. Эти наблюдения заставляют ограничить умеренными размерами действие литературной или исторической любознательности на распространение житий среди местного читающего общества; они же помогут правильно понять значение отрывочных известий об этом распространении. В стенах монастыря житие имело не одно церковное употребление его читали всей братии за трапезой в день памяти святого. В конце службы Антонию Сийскому списки сохранили заметку: «На трапезе бывает утешение братии великое и чтем житие преподобнаго» 565 . Но то же побуждение, которое вызывало в братии монастыря заботу о составлении жития основателя, заставляло ее стараться о распространении написанного жития между мирянами. Биограф Геннадия Костромского просит братию перелагать его писание «на новые скрижали» и раздавать их «по странам православным христианом».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

Надписи, встречающиеся на рукописях, отличают книгу казенную, которую выдавали из казны по кельям для чтения и «на список», от книги келейной известного монаха. Наконец, книжные люди из местных жителей нередко делали в монастырь вклады книгами. По описи библиотеки Иосифова Волоколамского монастыря XVI века насчитывают до 189 имен, принадлежавших духовным или мирянам, которые делам книжные вклады в этот монастырь или рукою которых писаны рукописи, в нем хранившиеся. Вскоре по основании Черногорского монастыря на Пинеге ярославский гость, построивший в нем церковь , пожертвовал обители «многоразличныя премудры я книги, числом яко 147 книг». При таком образовании библиотек в известнейших монастырях неудивительно встретить в каком-нибудь из них собрание житий и сказаний, связанных с городом или краем, очень отдаленным от этого монастыря. В Соловецкой библиотеке встречаем книги, писанные в Калуге и пожертвованные постриженниками или богомольцами из этого города. Но если бы под влиянием исторической любознательности жития имели живое обращение среди местного читающего общества, это отразилось бы на составе монастырских библиотек особенным обилием списков житий, связанных с историческими преданиями края, в котором находился монастырь. Состав монастырских библиотек, принадлежавших к числу самых крупных в древней России, не подтверждает этого. Биографии Трифона Печенгского, Варлаама Керетского, Елеазара Анзерского, архимандрита Иринарха, сказания о пертоминских и яренгских чудотворцах Соловецкая библиотека сохранила в одном или двух списках. Жития Кассиана Босого и ученика его Фотия вместе с патериком Досифся Топоркова уцелели, если не ошибаемся, только в автографе составителя их Вассиана, попавшем в Синодальную библиотеку; точно так же записка об архиепископе Феодосие сохранилась только в одной рукописи Иосифова монастыря, писанной рукою самого автора Евфимия Туркова. Напротив, библиотеки обоих монастырей сохранили во множестве списков рядом с житиями их основателей биографии ростовских просветителей Леонтия и Авраамия, Варлаама Хутынского, святителей Петра и Алексия, Сергия Радонежского.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

Эти черви — моллюски, называемые «корабельные сверлила», протачивали суда даже из самого крепкого леса и заставляли судовщиков проходить Святой Мыс не морем, а волоком, то есть переносить суда берегом. Черви эти не причинили никакого вреда преподобному, но он хотел сделать безвредным плавание около Мыса для всех. Святой помолился Богу и был скоро услышан: черви бесследно пропали, и с тех пор путь около Святого Мыса стал безопасен для плавания. Приняв чудо за извещение о том, что Господь уже простил великий грех его, преподобный Варлаам вскоре оставляет мир, принимает иноческое пострижение и поселяется в лесной пустыни близ озера Керети. Предание рассказывает, что отшельника в его уединении беспокоили женщины, которые летом приходили в лес собирать ягоды и при этом распевали мирские песни. Беспокойство заставило подвижника оставить Кереть и удалиться к Чупской губе. Там преподобный и скончался. Неизвестно, когда и кем многострадальное и трудолюбное тело преподобного Варлаама принесено было в село Кереть и погребено здесь при церкви святого Георгия, за алтарем с восточной стороны. С первых десятилетий XVII века среди населения северного Поморья началось почитание Керетского подвижника святым. В 1664 году со слов трех свидетелей — Петра Васильевича Буторина, Иакова Носкова (или Поснова) и Евфимия Больнищева — записаны были явления и чудеса преподобного, которые с достаточной ясностью указывают на то великое благоговение, с каким относились жители Поморья к памяти угодника Божия. Петр Васильевич Буторин, еще будучи десятилетним мальчиком, выехал с отцом на рыбную ловлю в Белое море, к Сон–острову. И видел Петр во сне, будто плывут они близ Шарапова мыса. Поднялась буря. Мальчик с ужасом заметил, что карбас их полон воды, а спереди шла на них волна, готовая потопить их. Но затем Петр видит старца с седой бородой, защищающего их судно от напора волны. И вдруг карбас очутился в защищенном от волн месте, за коргою (корга — каменная подводная гряда, или риф). Когда минула опасность, старец сказал мальчику: «Вы потонули бы, если бы не я, Варлаам из Керети».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=842...

Ревность о Господе пастыря сердце снедает,/юности цвет он мертвит воздержаньем поста и молитвой./Светлая скромность жену иерея венчает,/и непорочность союза народ изумляет./Духам нечистым и людям строптивым досада –/«неукоризненны, чистые Божии чада» ./Имя Христово всегда на устах Варлаама,/именем этим смиряет он демонов древних./Злобою дышит извечный противник спасенья./Мы ж воспеваем молитвы в стихах таковые: Радуйся, веры Христовой крепкий ревнителю, Радуйся, Русского Севера теплый предстателю. Радуйся, скорбей душевных искусный целителю. Радуйся, Царствия Божия усердный искателю. Радуйся, смело на дух сего мира восставый Радуйся, древнего змия тенеты раздравый. Радуйся, древних отцов подражателю дерзостный, Радуйся, чистой молитвы стяжателю ревностный. Радуйся, Варлааме, путь свой слезами молитвы омывший и пример покаяния нам даровавший. Кондак 5 Жизни твоей позавидовал змий прелукавый,/входит в супругу твою, «вадя на смешение странно» ,/страшну хулу изрыгая на Церковь и веру Христову./Ты же молитву о ней непрестанно творишь со слезами пред Богом,/в церкви Святого Георгия матушку ставишь зовя к покаянию,/чин заклинания именем Божьим на беса читаешь,/и Копие со престола берешь и крестом осеняешь,/дабы святыней изгнать страсть лихого недуга./Господа молишь очистить родную супругу,/дабы вновь вместе Ему воспевать: Аллилуия. Икос 5 Имя Христово для темного демона – пытка,/страшными муками тело невинной терзает,/бесную тщится из храма Господня исторгнуть./Епитрахилью святою ей руки тогда Варлаам повязает,/крест знаменуя Святым Копием возле сердца,/и возглашает заклятье на демона именем Божьим./Смрадом и дымом исходит великая злобная сила,/и предстает в полный рост пред священником в жутком и мерзком обличье./Крепко стоял Варлаам перед злобою дышащим бесом,/но не сдержал своей страсти – «зашло его солнце во гневе» ,/грешною яростью он распалился на зверя/и поразил Копием ненавистного древнего змия./Рев сатанинский потряс стены древнего храма,/и унеслась восвояси нечистая злобная сила./Кротко на мужа успела страдалица глянуть,/и отлетела душа голубицы невинной./Мы же, скорбя с Варлаамом безмерно,/радостью скорбь растворяя, возносим стихи таковые:

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

Прожив много лет с саамами и обратив их в православную веру, преподобный Феодорит построил монастырь в устье реки Колы с храмом во имя Святой Троицы. Он «перевел некоторыя славянския молитвы на язык лопарей и обучил их истинам веры… Двадцать лет Феодорит трудился в этом самом деле… Между лопарями он оставил две тысячи крещеных». За свою долгую, девяностолетнюю жизнь преподобный Феодорит Кольский сумел не только потрудиться на ниве пустынножительства и просветительства, но и принять активное участие в ряде важнейших событий в истории Русской Церкви и становлении государственности на Руси XVI века. После своего отъезда с Кольской земли преподобный Феодорит был назначен в Суздаль архимандритом Спасо-Евфимиева монастыря, одной из самых крупных и почитаемых обителей того времени. По поручению Иоанна Грозного он ездил к Константинопольскому Патриарху с важной миссией — для получения благословенной грамоты на царский титул (1557). За успешное выполнение поручения царь предложил ему высокую духовную должность, от которой преподобный Феодорит отказался, пожелав уйти на «покой и безмолвие». Присланные царем богатые одежды он продал, а деньги раздал нищим. Преподобный поселился в Вологодском Спасо-Прилуцком монастыре, откуда еще дважды ездил в Лапландию посетить своих духовных детей. Жизнь свою преподобный Феодорит окончил в Соловецком монастыре 17 августа 1571 года. 30 августа 1996 года, в день 425-летия со дня кончины преподобного Феодорита, в городе Коле был установлен и освящен памятный поклонный крест, а в 2002 году в Благовещенском храме состоялось прославление архимандрита Феодорита Кольского, просветителя лопарей, как местночтимого святого. С 2006 года в Кандалакше проходят Феодоритовские чтения. Уже в наше время в Коле была построена церковь во имя преподобного Варлаама Керетского. Он родился в селе Керети на Поморье и после возведения в священный сан был направлен служить в кольский храм во имя Святителя и Чудотворца Николая. Однажды Варлаама попутал бес, и он в порыве ревности к норвежцу Олафу убил свою жену. Осознав содеянное, он обрек себя на тяжкий труд — плавать с мертвым телом «по морской пучине… дондеже оно тлению предастся».

http://pravmir.ru/murmanskaya-eparhia-15...

Внешность и одежду преподобного все описывают согласно: это был человек высокого роста, с длинной с проседью бородой и с темными волосами. Он являлся в иноческой одежде или в светлых, сверкающих ризах. Еремею Нестерову преподобный сообщил, что «преставился тому 120 лет». Вот и все скудные данные о личности преподобного Евфимия.  Почитание чудотворца продолжалось, в 1829 г., на основании «Дела об обретении мощей» (записей и рассказов о чудесах), была написана служба. •  Основание Михайло-Архангельского монастыря относят к XII в. и связывают с именем свт. Иоанна, архиепископа Новгородского (память его 7 сент). Мощи преподобного были обнаружены незадолго до образования Архангельской епархии, до этого времени окормпявшейся новгородскими владыками. Ныне эти места сохраняют прежние названия. Преподобный Антоний Черноезерский (XVI в.) Память его празднуется 17 янв. в день тезоименитства вместе с прп. Антонием Великим (+ 365) и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Новгородских святых Прп. Антоний Черноезерский был основателем монастыря на берегу  Черного озера,  на  Новгородском Севере.  Святые мощи его покоятся в церкви упраздненной его обители, ныне приходской. Сведения о житии его не сохранились. •  Преподобный основал монастырь с храмом в честь Рождества Пресвятой Богородицы на берегу Черного озера, в 40 верстах на северо-восток от Череповца. Так называемый Новгородский Север ныне частью входит в Вологодскую обл.; местностъ, где подвизался прп. Антоний, находится в Череповецком р-не (Вологодская епархия).   •  Почитание святого началось задолго до постановления Святейшего Синода, последовавшего в 1721 г.   Преподобный Варлаам Керетский (XVI в.) Память его празднуется 6 нояб. Прп. Варлаам родился в  Керетской волости  в Архангельской области и был священником в городе Коле. Искупая содеянный им  тяжкий грех,  он возложил на себя страшный подвиг. Он стал плавать по Белому морю против ветра, по самым опасным местам, непрерывно читая псалмы Давида. Лодку он направлял непрестанно туда, где плавание было невозможно по причине живших там обильно червей, которые протачивали суда, но он молился об уничтожении их, и черви исчезли. Тогда он понял, что помилован. 

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2368...

Муч. Галактион († 251 г ) крестил жену свою Епистимию († 251 г.), но потому что не было ни священника, ни епископа, которые могли бы совершить крещение. 6.      Пр. Павла испов., Луки, Луки печер.; мц. Текусы, Александры, Клавдии, Палакиты, Евфросинии, Афанасии, Матроны; п. Варлаама хутын. (1192); св. Германа, архиеп. Казанского (1567); Варлаама керетского. 7.       Свв. мученик, иже в Мелитине: Иеропа, Психия, Никандра, Афанасия, Маманта, Каллиника, Феагена, Никона, Лонгина, Феодора, Валерия, Феодула, Евгения, Епифания, Максимиана, Феофила, Дорофея, Феодота, Аникиты, Евтихия, Клариона, Варахия, Ксанфия, Каллимаха, Фгодоха, Острихия, Дукития, Клавдиана, Гигантия, Кастрихия, Фемелия, Диодота, Аммонита; Антонина, Феодота; мц. Фессалоникии, Меласиппа, Касании; п. Лазаря (1053 г.); обр. мощ. п. Кирилла новоезерск., п. Зосимы. 8.      Собор Архистратига Михаила и прочих Сил безплотных. 9. М.: Онисифора, Порфирия, Антония, Александра; п.: Матроны, Феоктисты, Евстолии (610), Сосипатры, Онисифора печерск., Иоанна колова; ик. Б. М. Скоропослушницы. Пр. Феоктиста († 881 г.), по мнению раскольпиков-безпоповцев, никогда в жизни не причащалась; между тем в Прологе говорится, что перед своей смертью она причастилась Христовых тайн, принесенных ей, по ее просьбе, некиим ловцом. Св. мученик Антоний, камоносечец, терпел биения от своих одноземцев за сокрушение идолов; рассечен на части за созидание церкви во имя Святой Троицы, невдалеке от Анамеи Сирийской. 10. Ап.: Олимпа, Родиона, Сосипатра, Куарта, Тертия, Ераста; м. Ореста; п. Феостирикта; свм. Милия, еп. персидск. (341), м. кн. Константина (842) и вм. Георгия (груз. цер.). 11.       Мч. Мины, Виктора, мц. Стефаниды, м. Викентия; п. Феодора студита ; блаж. Максима московск. чудотв.; п. Мартирия зеленецк.; Стефана дечанского (сербск.). Пр. Феодор Студит был ревностный защитник иконопочитании. В Ч.-Минее под этим числом говорится, что св. мученики, считая таинство причащения необходимым для христианина, имели при себе запасные св. дары и причащались ими перед своей смертью и мучениями.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/d...

Радуйся, крест покаяния с верной супругой понесший, Радуйся, Господа Славы избранный и верный угодниче. Радуйся, ангельских ликов земный соработниче. Радуйся, Варлааме, путь свой слезами молитвы омывший и пример покаяния нам даровавший. Кондак 9 Ангелы зрят с небесе, прозревая твой труд небывалый/третий уж год истекает в упорной борьбе со стихией,/с властью греха, со всесилием тленья и смерти./Во прославление дивного Имени Бога/благоухают останки страдалицы верной,/вновь посрамляя начальника всех богоборцев./Радость предчувствуя, чая конца испытаний/Духа Святого даров Варлаам сподобляется чудно./Грешник прощенный возводится в лик чудотворца –/радость на небе и песня хвалы: Аллилуия. Икос 9 К Мысу Святому стремишься ты в малой и утлой лодьице/чувствуя силу и слыша язык тварей Божьих:/страшных червей корабельных – морских древоточцев,/тех, что творят зло великое людям на море,/в прах изгрызая остовы судов без пощады./Встав на молитву, собрав тех червей, запрещаешь/именем Господа злое творить мореходам отныне./Люди, уведев великое, славное чудо/в радости велией путь свой морской совершают,/славя угодника Божия, песни поют таковые: Радуйся, к славе избранный, угодник Христов Варлааме. Радуйся, горькую ношу омывший своими слезами. Радуйся, помощью дивной от Господа благословленный. Радуйся, яко помощь от верной супруги явленна. Радуйся, в скорби людской на помощь не медля спешивый. Радуйся, радость великую всем морякам подаривый. Радуйся, страшных червей от Носа Святого отгнавший, Радуйся, в вечные веки их именем Божьим заклявший. Радуйся, Варлааме, путь свой слезами молитвы омывший и пример покаяния нам даровавший. Кондак 10 Ветер попутный отныне ладье Варлаама –/то греха искупленье долгожданную встречу торопит,/Старцу сказать о знамениях ясных прощения,/и приобщиться заветного Дара Христова./Радость великая Феодориту приспела/в крепких объятьях, в слезах лобызает скитальца морского/и благословляет на постриг любимое, верное чадо,/дабы монахом ему отправляться на Печенгу смело./Но прежде на остров несет Варлаам свою тяжкую ношу родную,/где обретет она вечный покой, и где он пропоет: Аллилуия.

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance 19 ноября 1 мин., 22.05.2012 Преподобного Варлаама Хутынского (1192). Святителя Павла исповедника, патриарха Константинопольского (350). Мучениц Текусы, Александры, Полактии, Клавдии, Евфросинии, Афанасии и Матроны (III). Преподобного Луки Тавроменийского (800-820). Преподобного Луки, эконома Печерского (XIII). Свт. Германа, архиеп. Казанского (1567). Прп. Варлаама Керетского (XVI). Сщмч. Никиты, еп. Орехово-Зуевского, Анатолия, Арсения, Николая, Николая, Константина пресвитеров., прмчч. Варлаама и Гавриила, Гавриила, прмцц. Нины и Серафимы (1937). Сщмч. Василия пресвитера (1938). БИБЛЕЙСКИЕ ЧТЕНИЯ 1 Сол., 269 зач., IV, 1-12. Лк., 69 зач., XII, 48-59. Прп.: Гал., 213 зач., V, 22 - VI, 2. Лк., 24 зач., VI, 17-23. Свт.: Евр., 318 зач., VII, 26 - VIII, 2. Лк., 64 зач., XII, 8-12. ЦИТАТА ДНЯ Хоть плохо мне, но это не причина, чтоб доставлять страдания другим. Эсхил РАДИО ВЕРА Рассказы о святых и датах, которые вспоминает Церковь 19 ноября (аудио + текст): прп. Варлаам Хутынский свт. исп. Павел Константинопольский свт. Герман Казанский МАТЕРИАЛ ДНЯ Сегодня - Международный мужской день. Поздравляем всех представителей сильного пола с праздником и желаем им всегда оставаться мужчинами с большой буквы! Но кто такой Настоящий мужчина? Какими качествами должен обладать? И какие этические требования выдвигаются к потомкам Адама? Об этом наш архивный материал. Протоиерей Андрей Лоргус. Поколение инфантильных Протодиакон Андрей Кураев (исполняет функции иностранного агента). И оставит человек отца и мать... Протоиерей Николай Емельянов. Жена да боится мужа... Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/calendar-11-19.html

Вскоре после этого собора св. Герман скончался 6 нояб. 1567 г. в Москве, в крайней бедности от морового поветрия и погребен в церкви Николая Мокрого (в Зарядье). Мощи св. Германа, обретенные при перестройке этой церкви, в 1592 г. (по другим, в 1595 г.) были перенесены в Успенский монастырь г. Свияжска (см. Казан. еп.). Торжественное внесение св. мощей в Успенский храм обители было 25 сент., причем дивное благоухание распространилось не только в храме, но и во всем монастыре. В 1704 г. (23 июня) св. мощи были перенесены из алтаря в самый Успенский храм, в котором они и ныне открыто почивают. См. 23 июня и 25 сент. – Пр. Варлаама Керетскаго. Он происходил из Керетской волости Арханг. губ. и жил в XVI в. Сначала он был священником Кольского острога, а потом подвизался иноком в пустыне около Керети и после своей кончины погребен в Керети. У беломоров он почитается покровителем от «воднаго потопления». Память его местно чтится 6 нояб., вероятно, по его тезоименитству с пр. Варлаамом Хутынским. 7 . Д. Свв. мучеников тридесяти и трех, иже в Мелитине; по М.В.С. и Х.М.: Маманта, еагена, еодра, андра, еодла, еодоха, Дроеа, еодота, Амонита. Все они пострадали за Христа при имп. Диоклетиане в Армянском гор. Мелитине. Св. Иерон был родом из Каппадокийского г. Тиана и славился мужеством и силой. Не желая вступить в число воинов, так как в войске нельзя было скрыть своей веры, он был взят силой и, за исповедание Христа, по отсечении рук, был заключен в темницу вместе с другими христианами. После истязаний все свв. мученики были обезглавлены. Все сии свв. мученики в службе называются по именам. Кондак, гл. 8. Лик мученический ясен, полк светоносен, сошед к нам разумно, церковь днесь просветил есть чудными зарями; темже празднующе честную память их, просим от Тебе Спасе наш: тех молитвами от бед избави нас, да поем Ти: аллилуиа. Пр. отца нашего и чудотворца Лазар, в Галисийстей горе постившегося. Пр. Лазарь был родом из Магнезии (в Азии). С детства он отличался незлобием, кротостью, состраданием и любовью к бедным, а в течение всей своей жизни ознаменовал себя великим подвижничеством.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010