Во время плавания молил Бога о прощении, сильно страдая, слезы лил, и Господь, видя его искреннее раскаяние, даровал благодать. По молитве преподобного Варлаама в непроходимых прежде местах возле Святого Носа исчез древоточивый морской червь, из-за которого тонули суда. После этого преподобный Варлаам был пострижен в монашество и удалился в «пустыню» близ родной Керети. В «Повести о Варлааме Керетском» записано, что он много помогал людям — больным и попавшим в беду. В Благовещенской церкви в Коле хранится старинный крест преподобного Варлаама Керетского, а неподалеку находится небольшая церковь во имя этого святого. В 2003 году по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия в день памяти преподобного Трифона Печенгского, 28 декабря, было установлено празднование в честь Собора Кольских святых. Их молитвенное предстательство за жителей Кольской земли сегодня важно как никогда. Ведь Север в последние годы претерпел настоящее духовное нашествие со стороны различных иностранных миссионеров. Ко дню празднования Собора Кольских святых петербургскими иконописцами была написана икона ставшая доя жителей Кольской земли одной из почитаемых святынь. Создание епархии 27 декабря 1995 года указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия на Кольском полуострове была учреждена Мурманская и Мончегорская епархия. Ее управляющим был назначен епископ Симон (Гетя). На момент прибытия Владыки Симона в Мурманскую епархию здесь действовал всего 21 храм, а клир насчитывал 33 священнослужителя. Все Епархиальное управление тогда состояло из него одного и помещалось в небольшой квартире на втором этаже здания, принадлежавшего Свято-Никольскому собору. В 1997 году Мурманскую епархию посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий. Помолиться вместе с Предстоятелем собрались верующие и духовенство со всей епархии. Его Святейшество совершил богослужения в Никольском кафедральном соборе Мурманска, освятил новопостроенный Вознесенский собор в Мончегорске, встретился с военными летчиками, пограничниками и моряками, несущими на северных границах России свою нелегкую службу.

http://pravmir.ru/murmanskaya-eparhia-15...

     Мне удалось восстановить истории их жизней и увидеть, через какие серьезные испытания, скорби и тяжелые жизненные обстоятельства проходили эти люди, поднимаясь на вершину своей святости. Преподобный Трифон Печенгский до своего прихода к вере был страшным разбойником, атаманом. В жизни преподобного Варлаама Керетского был тяжелый грех — убийство, но он достиг великой святости через покаянный подвиг, который вряд ли может вместить разум современного человека. В жизни преподобного Феодорита Кольского не было таких тяжелых падений, но судьба у него не менее сложная и удивительная. С семи лет он находился в монастыре в Ростове и занимался переписыванием книг. Я нашел эти книги в Российской национальной библиотеке. Книги написаны ровным полууставом, и это писал маленький мальчик, который в конце подписал: «Ничтожный дьячишко Федор руку приложил». А потом в 11 лет он уходит пешком на Соловки, а в 12 — принимает постриг. Это что за человек, какое великое Божие избранничество! В течение 18 лет он пребывает в лопарских пустынях в богомыслии и молчании. А потом его вызывает царь Иоанн Грозный и отправляет в Константинополь с дипломатической миссией, поскольку Феодорит — блестящий богослов, знаток греческого и других древних языков. И он привозит от Вселенского Патриарха для Иоанна Грозного Книгу венчания на царство по чину Римских кесарей. И когда мы узнаём об этих удивительных святых, то испытываем большую гордость, поскольку начинаем осознавать, наследниками чего мы являемся. Север — это место особых людей. И не каждого он принимает, и не каждому доверяет. Север — это очень серьезное испытание, и кто-то не выдерживает. Недавно видели фотографию, сделанную вскоре после создания нашей епархии в 1995 году. На ней запечатлено все тогдашнее духовенство Мурманской епархии. Сегодня из этих людей остались единицы тех, кто выдержал и продолжил здесь служить. Очень многие не справились по тем или иным печальным причинам. Мы сейчас внимательным образом рассматриваем вопрос подготовки новых кадров для рукоположения. Думаете, сегодня после семинарии кто-то хочет сюда ехать служить? Наплыва желающих не наблюдается. Но мы хорошо знаем, что эта земля сама рождает себе избранников и служителей.

http://pravoslavie.ru/128852.html

Более того, в грамоте говорится, что иноки снабжали ратных людей подводами и «одолжали великим долгом». Очевидно, имеется в виду помощь во время военных действий против шведов в Финляндии «зимою 1592 года» 1246 . Царь своею грамотою освободил монастырь от повинностей, предоставив ему льготы. Таким образом, преподобный Серапион по крайней мере дважды, в 1585 и 1595 гг., с пользой для обители посетил стольный град Москву, где в свое время принял святое Крещение, отвергшись мусульманства. Подвизаясь добрым подвигом, он был примером для монастырской братии в стяжании монашеских добродетелей, и Господь наградил его долгой жизнью. Последние годы своего многотрудного жизненного пути святой старец посвятил усиленной молитве, уготовляя себя к блаженной вечности. «В 1608 г., по прошению отягченного старостию подвижника, поставлен был в игумена обители Авраамий, ученик его. Блаженный Серапион скончался 27 июня 1611 г., оставив после себя до 40 иноков в общежительной обители своей» 1247 . Сохранились сведения о посмертных чудесных явлениях преподобного Серапиона Кожеезерского 1248 . Дата канонизации святого неизвестна. Е. Е. Голубинский помещает его имя в своем труде в «Списке усопших, на самом деле почитаемых», ссылаясь при этом на его Житие в Четьи-Минеи архиепископа Филарета Гумилевского 1249 . В этом списке Е. Голубинским помещены такие, например, имена: преподобного Варлаама Керетского (XVI в.; пам. 6 нояб.), преподобного Герасима Болдинского (†1554; пам. 1 мая), преподобного Диодора Юрьегорского (†1633; пам. 20 нояб.), благоверной Евдокии (†1407; пам. 17 мая), супруги князя Димитрия Донского; преподобного Иринарха Ростовского (†1628; пам. 17 июля), преподобного Мартирия Зеленецкого (†1603; пам. 1 марта) и др. Архимандрит Леонид (Кавелин) сообщает о преподобном Серапионе следующее: «Есть житие и служба, в которой другой канон «Творение Макария, Митрополита Гревенского» (который был заточен в Соловки в 1666 году). Составителем жития считается инок Боголеп, постриженник Кожеезерского монастыря» 1250 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

– Далеко не дружелюбно, что вполне объяснимо: шаманы просто восстали на чужака, к тому же иной веры, да еще и не скрывающего, что этой-то вере он и хочет научить лопарей, настойчиво призывая их принять Христа и отказаться от идолов. Но чудом Божиим – а для христиан это привычно – да и своим собственным примером удалось все-таки и заинтересовать саамов, и показать им красоту и истинность Православия. Что получилось: когда к Трифону спустя три года пришел из Москвы иеромонах Илия, то он обнаружил, что не только храм готов к освящению, но строится и монастырь, в котором собирается братия из лопарей! И мы можем судить о том, что за довольно короткое время – с момента своего прихода в эти суровые земли до 1532 года – Трифон подготовил прекрасную евангельскую почву для появления святой обители. Повторю: по моему убеждению, это удалось сделать как чудом Божиим, так и собственным его примером жизни с Христом. Тут дело в решимости следовать за Ним, в апостольской ревности. Вспомним первых апостолов: решимость идти за Христом вплоть до смерти – вот таким же и был, а точнее – стал бывший разбойник Митрофан. У преподобного Трифона была решимость следовать за Христом – это вам не нынешняя «пушистость» и теплохладность Сейчас мировоззрение у людей совсем другое, чем было в те времена, мне кажется. Тогда люди были набожные, настоящие ревнители. Да, умели грешить, и грешили страшно, но и к исправлению души относились всерьез. Это вам не нынешняя «пушистость» и теплохладность. Думаю, огромную пользу может принести каждому из нас знакомство с работами епископа Митрофана (Баданина), нашего правящего архиерея: владыка трудится над составлением жизнеописаний святых Кольского севера, причем особое внимание обращает в своих работах на исторические материалы. Очень много сидит в архивах, знакомится со старыми, а то и старинными документами. В результате видишь не, простите, смазливо-сусальное «житие», мало общего имеющее с действительностью, а настоящую историю восхождения человека к Богу, и истории эти, поверьте, совсем не «пушистые» – жизнеописания Трифона Печенгского или Варлаама Керетского красноречивы…

http://pravoslavie.ru/103018.html

Далее в «Повести» описываются несколько случаев чудесного заступничества преподобного за попавших в беду северных «мореходцев». Такова сюжетная канва дошедшей до нас весьма краткой «Повести о преподобном Варлааме с Керети» 640 . 3 . Рассматриваемый нами «Канон преподобному Варламу Керетьцкому, новому чудотворцу», равно как и «Канон преподобному Трифану чудотворцу», был написан соловецким книжником Сергием Шелониным (с 1647 г. уже архимандритом) до 1657 г. Так, в описи соловецких книг, принадлежащих перу Сергия Шелонина («архимандрита Сергиевых книг»), датируемой 1657 г., указано «2 канона новым святым Трифану Печенскому да Варламу Керетцкому» 641 . Относительно более точного времени написания «Канона Варлааму Керетскому» можно попытаться сделать некоторые предположения. В отличие от иных произведений, входящих в состав псковского сборника, и в полной мере отвечающих высоким требованиям рукописных «архимандрита Сергиевых книг», текст данного Канона производит впечатление черновика. Это не окончательный вариант, переписанный помощником Сергия и затем правленый самим автором. Тем не менее, несмотря на многочисленные помарки, зачёркивания и вставки, Канон этот всё же был вшит в сборник и сейчас находится в конце рукописи (л. 413−420 об.). Вероятно, в то время появилась потребность в подобного рода тексте, которая может возникнуть лишь в случае, когда священноначалием благословлено начать церковное служение «новому чудотворцу», а соответствующей службы ещё нет. В этой связи следует упомянуть, что в 1635 г. вся волость Кереть грамотой царя Михаила Феодоровича перешла в вотчинное владение Соловецкого монастыря. И, соответственно, с этого времени забота о должном почитании «нового чудотворца», покоящегося у алтаря Георгиевской церкви села Кереть, из обязанностей приходского священника перешла на монастырское начальство. Так что, скорее всего, в эти годы и был написан рассматриваемый нами Канон. Вероятно, это произошло до 1643 г., когда старец Сергий покинул Соловки, дабы в Москве включиться в чрезвычайно ответственную работу по «книжной справе» под руководством патриарха Иосифа 642 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Архив Пн Святейший Патриарх Кирилл освятил Андреевский кафедральный морской собора г. Североморска 18 августа 2016 г. 21:07 18 августа 2016 года, в канун праздника Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил малое освящение Андреевского кафедрального морского собора г. Североморска и утреню всенощного бдения в новоосвященном храме. Его Святейшеству сослужили: митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий , управляющий делами Московской Патриархии; митрополит Мурманский и Мончегорский Симон ; архиепископ Петергофский Амвросий , ректор Санкт-Петербургской духовной академии ; епископ Солнечногорский Сергий , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; епископ Костомукшский и Кемский Игнатий ; епископ Североморский и Умбский Митрофан ; протоиерей Александр Козачук, настоятель Андреевского морского кафедрального собора г. Североморска; протоиерей Сергий Мищенко, настоятель храма святителя Николая Чудотворца в г. Полярный; духовенство Североморской епархии . На богослужении присутствовали губернатор Мурманской области М.В. Ковтун, командующий Северным флотом ВМФ России вице-адмирал Н.А. Евменов, глава муниципального образования ЗАТО г. Североморск А.П. Абрамов, глава администрации Североморска И.Л. Норина, командование Северного флота, жители Североморска. Богослужебные песнопения прозвучали в исполнении сводного хора Мурманской митрополии под управлением диакона Илии Слащенко; в состав сводного хора вошли хоры Мурманской и Североморской епархий и хор Ансамбля песни и пляски Краснознаменного Северного флота. Патриаршее богослужение транслировалось в прямом эфире телеканала «Союз» . Для удобства многочисленных верующих на территории храма был установлен большой экран, на котором шла трансляция богослужения. По завершении всенощного бдения епископ Североморский и Умбский Митрофан приветствовал Святейшего Патриарха и преподнес Его Святейшеству икону с изображениями преподобного Трифона Печенгского, преподобного Феодорита Кольского и преподобного Варлаама Керетского.

http://patriarchia.ru/db/text/4586816.ht...

Кашкаранцы. Часовня Безымянного инока Терского. Деревянная часовня. Действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Год постройки:Между 2000 и 2003. Адрес: Россия, Мурманская область, Терский район, 108 км автодороги Умба-Варзуга Координаты: 66.320632, 36.181865 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Проезд:Автодорога Кандалакша-Варзуга, 8 км восточнее села Кашкаранцы, направо. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Старая часовня просуществовала на могиле местночтимого Безымянного инока до середины 20-го века, а затем была разрушена. Новая часовня в честь Преподобного Безымянного Инока Терского была построена в июле 2003 года на северном берегу Белого моря неподалеку от села Кашкаранцы. Сведения о явлении и чудесах этого святого сохранило древнее предание местных жителей Терского берега – поморов. Это случилась в 16-ом веке, когда на Терском берегу Белого моря было не так много обжитых мест, и поморы появлялись здесь на рыбный и звериный промысел только на сезон. Постоянно здесь жили лишь монахи Соловецкого монастыря, искавшие уединения в монастырских скитах. Однажды рыбаки, ловившие рыбу вблизи тони Точильной, вытащили рыбацкий невод с телом утонувшего монаха, который руками держался за снасть. Он был в монашеском облачении с клобуком на голове. Тело погибшего оказалось без признаков разложения. Ближайший монастырь отстоял от этих мест более чем на сто километров по морю. Местные монахи не опознали его и расспросы людей из других монастырей, так же не привели к открытию имени инока. В тоже время одному  из рыбаков, промышлявшему на тоне Крестовой, явился во сне неизвестный монах и велел похоронить его на берегу, где покоится его тело. Рыбак сообщил о явленной во сне воле, и тело покойного погребли на указанном месте. На кресте написали: «Неизвестный инок». Вскоре рыбаки стали замечать, что напротив креста над могилой всегда хороший улов рыбы. Особенно везло в промысле рыбаку, которому неизвестный инок явился во сне. С тех пор он приходил на могилу помолиться о помощи на море святым угодникам Николаю Чудотворцу, Варлааму Керетскому и вот теперь Иноку Безымянному.

http://sobory.ru/article/?object=19699

Соч.: Святые мученицы Пузовские Евдокия, Дария, Дария и Мария. Мурманск, 2002; Блж. Феодорит Кольский, просветитель лопарей. Мурманск, 2002; Прп. Трифон Печенгский и его духовное наследие: Житие, предания, ист. док-ты: Опыт крит. переосмысления. Мурманск, 2003; Знание или любовь?: О допустимости научных методов в толковании Евангелия. Мурманск, 2005; Неизв. подробности жития прп. Варлаама Керетского из обнаруженного древнего канона 1657 г. письма соловецкого мон. Сергия Шелонина//ЕжБК. 2005. Т. 1. С. 210-217; Герман Печенгский//ПЭ. 2006. Т. 11. С. 227-228; Гурий Печенгский//Там же. Т. 13. С. 470-471; Житие прп. Феодорита, просветителя Кольского. Мурманск, 2006; Идеи богосл. полемики в Рус. Церкви в 1-й пол. XVI в. и их влияние на церк. движение к достижению «Симфонии»//ЕжБК. 2006. Т. 1. С. 88-96; Краткий ист. обзор геогр. мест размещения Трифонов-Печенгского монастыря с XVI по XXI вв.//III Ушаковские чт. Мурманск, 2006. С. 43-50; Миссия среди лопарей//МисОб. 2006. 12(134). С. 18-26; Предание о Тихвинской иконе Божьей Матери, что в с. Кашкаранцы на Терском берегу Белого моря. Мурманск; СПб., 2007; Прп. Варлаам Керетский: Ист. мат-лы к написанию жития. СПб.; Мурманск, 2007; Варзуга: Жемчужина Кольского Севера: К 590-летию первого рус. поселения на Кольском Севере. Мурманск; СПб., 2009; Прп. Трифон Печенгский: Ист. мат-лы к написанию жития. Мурманск; СПб., 2009; Проблема достоверности средневек. агиогр. мат-ла на примере Житий святых Кольского Севера//РЧ, 17-е. М., 2009. Вып.: Прославление и почитание святых: Мат-лы конф. С. 33-42; Неугасимая лампада «Курска»: К 10-летию трагедии 12 авг. 2000 г. Мурманск; СПб., 2010; Жития новомучеников Кольского Севера. СПб.; Мурманск, 2011; Икона Великого князя: Сказание о великом кн. Михаиле Александровиче Романове и его молельной иконе Божьей Матери «Казанская», что ныне пребывает в ц. прп. Серафима Саровского на Серафимовском кладбище С.-Петербурга. СПб.; Мурманск, 2012; История Кандалакшского мон-ря. СПб.; Мурманск, 2012; Кашкаранские святыни Терского берега. СПб.; Мурманск, 2012; Война и любовь. СПб., 2013; Князь Александр Невский и Кольский Север: Неизв. страницы жития. СПб.; Мурманск, 2013; Правда о русском мате. СПб.; Мурманск, 2014; Подвиг «Тумана»: Люди и судьбы. СПб.; Североморск, 2016; Север как феномен: Христианство на подступах к Кольскому Северу//Кольский Север в средние века. СПб., 2017. Т. 1; Присоединение Кольского Севера к Новгородской Руси: Аборигены края и первые христианские поселения//Там же. Т. 2; Активная христианизация Кольского Севера в XVI в.: Просветители края, итоги миссии и их последователи//Там же. Т. 3.

http://pravenc.ru/text/2563430.html

Вместо предисловия В сем выпуске о жизни и церковном почитании Архангельских святых мы предлагаем благочестивым читателям ряд очерков о церковном почитании тех Архангельского края святых мужей, кои жили и подвизались в XV веке. Четыре столетия протекло с тех дней, когда эти великие мужи украшали родной им край праведною своею жизнью; они почили сном смерти; духом воспарили в горния обители, плоти же их не прикоснулось тление. А православный народ не забыл и не забывает их памяти. Он свято чтит своих древних учителей в праведной жизни по завету Христову. Толпами стекается к их ракам, возносит молитвы и получает исцеления. – Таковыми мужами XV века были: преп. Евфимий, Феликс и Антоний Корельские, Афанасий Новолоцкий, также Георгий и Захария Шенкурские, Варлаам Керетский, преп. Макарий Красногорский, св. отрок прав. Артемий Веркольский и прав. Параскева его сестра – отроковица. О том, как чтилась и чтится память этих св. избранников Божией благодати мы и будем говорить далее. Свою речь начнем о древнейшем подвижнике Преп. Евфимие Архангельско-Корельском и закончим о прав. Параскеве Варлааме Керетском и Макарие Красногорском. Глава I. О церковном почитании преп. Евфимия, архангельского чудотворца, и Феликса и Антония корельских Церковное почитание преп. Евфимия, архангельского чудотворца, началось с обретения его мощей. Обстоятельства этого дела по изысканиям арханг. историка И. М. Сибирцева представляются в следующем виде. В г. Архангельске, на месте, где ныне находится каменная церковь во имя архангела Михаила и где до пожара 15 июня 1636 г. находились церкви архангельского монастыря, после пожара была построена деревянная церковь Происхождения (древ) честного креста Господня с приделом архангела Михаила, находившаяся в ведении монашествующих. На месте же нынешнего кафедрального собора, до пожара также принадлежавшем монастырю, был построен двор для воеводы, прежде находившийся несколько дальше этой местности. 7 Июля 1647 г. холмогорец Евстафий Трофимов, будучи в Архангельске, начал на дворе воеводы, которым был тогда князь Юрий Петрович Буйносов-Ростовский, «для кузнечного дела горн ставить и где стул с наковальней должен быть, тут стал копать яму».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Belgor...

Мурманск. Церковь Спаса Нерукотворного Образа ( " Спас на водах " ). Церковь. Действует.   Престолы: Спаса Нерукотворного Образа Год постройки:Между 2002 и 2004. Архитектор:Е.И. Цуркан Ссылки:   Адрес: Россия, Мурманская область, г. Мурманск, просп. Героев-Североморцев, д. 1 Координаты: 68.98708, 33.09402 Проезд:ост. Семёновское озеро Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью ОСВЯЩЕНИЕ 3 октября, накануне Дня города, состоялось освящение новой церкви Спас-на-водах. Храм был переполнен. И, наверное, каждый из нас мог бы сказать о себе вслед за пророком Давидам: “Одного просил я у Господа, того только ищу, чтобы пребывать мне в доме Господнем во все дни жизни моей, созерцать красоту Господню и посещать святый храм Его” (Пс. 26, 4). С иконостаса кротко и любовно взирал на молящихся Спаситель. Рядом - икона, на которой изображен Христос, ходящий по водам, и апостолы в ладье. Далее находятся иконы наших северных угодников т преподобных Трифона Печенгского и Варлаама Керетского, чудотворцев, помощников мореплавателей. Слева - образ Божией Матери и иконы апостола славян Андрея Первозванного и праведного адмирала Феодора Ушакова. Иконостас обрадовал яркими, праздничными красками. Освящал храм епископ Мурманский и Мончегорский Симон в сослужении нескольких священников: митрофорного протоиерея Иоанна Баюра из Мончегорска, иеромонаха Митрофана (Баданина) из Варзуги, иерея Сергия Шерфетдинова из Видяева, иерея Георгия Запорожана из Североморска, настоятеля мурманского Никольского кафедрального собора иерея Александра Козачука и, конечно же, настоятеля Спаса-на-водах - иерея Андрея Амелина и второго священника этого храма - иерея Петра Завацкого. Народу было столько, что заполнилось не только помещение храма, но и притвор. Пришли старики, молодежь, дети, взрослые, пенсионеры, моряки... Лица у всех сияли радостью и умилением. Ещё бы! Этот храм так ждали, столько сил и средств было отдано, столько изливалась горячих молитв. И вот он, златоглавый дар Божий, возвышается над городом. На глазах у многих были слезы.

http://sobory.ru/article/?object=03405

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010