Варлаам Керетский, Архангельский Аскеза и искупление. 7 февраля, 2012 Аскеза и искупление. Житие Преподобного Варлаама Керетского. Содержание статьи Память 19 ноября/6 ноября Детство и отрочество Варлаама Керетского Преподобный Варлаам Керетский (в миру — Василий) родился в 1505 году в селе Кереть Керетской волости близ Белого моря. Несмотря на рождение, предположительно, в простой семье помора, он был обучен грамоте, что в те времена было редкостью. Грамотного человека поставили священником в церкви Святителя Николая Чудотворца в городе Коле, где он ревностно служил Господу. Согласно преданию, он изгонял бесов, которые требовали жертвоприношения и одолевали даже крещеных рыбаков. Один из бесов поклялся отомстить священнику, любившему Господа и исполнил свое намерение. Грех Варлаама Керетского Священник Василий состоял в браке. После возвращения в родное село Кереть, он ложно заподозрил жену в неверности, одолеваемый ревностью и убил ее. По другой версии, которая изложена в каноне соловецкого инока Сергия (Шелонина), жена отца Василия начала бесноваться, и он убил жену ненамеренно, пытаясь изгнать беса («был обманут лукавым»). После убийства отец Василий прозрел и страшно сокрушался о содеянном. Он постился, проливал горькие слезы, молил о прощении и во искупление своего страшного греха отправился в Колу, к Преподобному Феодориту, оставив служение, так как считал, что более его не достоин. Преподобного Варлаама Керетского нередко изображают на иконе с лодкой. Он принял на себя строгую епитимию (по одной из версий, наложенную Преподобным Феодоритом) и плавал с телом жены на лодке непрерывно с одного места на другое, пока тело совершенно не истлело. Воспевая псалмы Давила, Варлаам Керетской просил себе не хорошей для мореплавателя погоды, а напротив стремился к шторму, самым суровым условиям и не жалел себя. Он также держал строжайший пост, позволяя себе на Пасху рыбу (это было единственным послаблением поста). Варлаам Керетский молил об искуплении своего греха днем и ночью. Прощение от Господа

http://pravmir.ru/varlaam-keretskij/

Чупа. Церковь Варлаама Керетского. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. 29 июня 2002 года Высокопреосвященнейший архиепископ Петрозаводский и Карельский Мануил совершил чин освящения храма в честь преподобного Варлаама Керетского в Чупе и отслужил в нем первую Божественную литургию. Основание будущего храма в одном из самых северных на территории Карелии поселков было освящено наместником Кемского Благовещенского мужского монастыря во имя Новомучеников и Исповедников Российских иеромонахом Александром 19 ноября 2001 года. Инициаторами строительства храма стали петербургские предприниматели. Помощь в благоукрашении оказывали люди из Чупы, Мурманска, Санкт-Петербурга, Москвы и других мест нашей России. Строила бригада, в составе которой трудился опытный плотник В. Ф. Шабров и автор проекта храма художник И. Я. Вашлаев, при активном организационном участии прихожанки Е. Ю. Вашлаевой, директора Дома культуры, под духовным руководством настоятеля прихода. Храм был построен в одном из красивейших мест — на огромной скале. Отсюда открывается великолепная панорама залива Белого моря. Расположенный недалеко от древней Керети, прославленной подвижническими подвигами преподобного Варлаама, которому поморы-мореходы молились в минуты опасности на море, современный поселок Чупа вырос в годы советской власти вокруг горно-обогатительного комбината, добывавшем слюду. На развитии этого производства и строилось благосостояние его жителей. Но в последние годы оно пришло в полный упадок, и люди стали испытывать материальные лишения, постепенно осознавая, что нынешние их жизненные трудности прежде всего связаны с духовным разорением и уснувшей совестью человека. Чтобы хотя бы в малой доле восполнить те утраты, которые понес наш северный край во время жестоких, кровавых гонений на Церковь, чупинцы решили построить в своем поселке храм в честь своего земляка - святого, прославившегося Господом за великую силу покаяния. В день торжества в Чупу съехалось множество богомольцев и паломников из Петрозаводска, Кеми, поселков Лоухского района, Москвы, Санкт-Петербурга, среди которых был и молодой православный американец. Архиепископ Мануил поздравил прихожан храма с его освящением и началом богослужебной жизни прихода, пожелал им помощи Божией в трудах и отметил, что храм во имя Варлаама Керетского – пока единственный в России.

http://sobory.ru/article/?object=03508

В Костомукшской епархии состоялась встреча обретенных мощей преподобного Варлаама Керетского 29 января 2015 г. 14:57 28 января 2015 года в храме преподобного Серафима Саровского поселка Лоухи (Карелия) состоялась встреча утерянных в годы советского лихолетия мощей одного из самых почитаемых святых Русского Севера преподобного Варлаама Керетского. Встречу и Божественную литургию по благословению епископа Костомукшского и Кемского Игнатия возглавил епископ Североморский и Умбский Митрофан . Его Преосвященству сослужили благочинный Лоухского округа иеромонах Алексий (Примакин), секретарь епархиального управления Североморской епархии протоиерей Александр Козачук, духовенство Костомукшской и Североморской епархий. Пел сводный хор Лоухского благочиния и Североморской епархии под руководством Марины Витязевой. Перед началом Литургии ковчег с мощами преподобного Варлаама Керетского под пение тропаря и кондака был изнесен из алтаря в центр храма. После сугубой ектении епископ Митрофан вознес молитву о мире на Украине. По заамвонной молитве священнослужители во главе с Преосвященным Митрофаном совершили славление преподобному Варлааму, иеромонаху Керетскому, прочитали молитву святому и прошли крестным ходом вокруг храма. В своем слове к собравшимся епископ Митрофан рассказал историю обретения мощей преподобного: «Еще с момента создания в 1995 году Мурманской епархии мы искали возможность вернуть утраченную в шестидесятые годы святыню. Мы проводили раскопки в Керети (Лоухский район Карелии — прим. ред. ), искали свидетелей. Но все тщетно. С возникновением Североморской епархии труды по прославлению Кольских святых приобрели новый стимул. Возвращены из небытия многие святыни и места, связанные с преподобным Варлаамом. И он нам ответил через явление своих мощей. Оказалось, что, когда упраздняли село Кереть, бабушки, которые хранили мощи святого, поделили между собой святыню, после чего разъехались по разным сторонам нашей страны. И вот одна из бывших керетчанок, проживавшая на тот момент в Санкт-Петербурге, передала одну из косточек преподобного Варлаама своему внуку, а тот в свою очередь отдал святыню в храм в Лоухи». «Возвращение этой святыни, — подчеркнул архиерей, — является знаковым для всего Арктического пространства. Это и благословение преподобного Варлаама на возрождение Севера, и серьезный сплачивающий элемент в жизни двух епархий — Североморской и Костомукшской». В дар Североморской епархии на вечное хранение передан ковчег с частицей мощей преподобного Варлаама, который был доставлен вечером того же дня в храм Веры, Надежды, Любови и матери их Софии г. Североморска и торжественно встречен североморцами. Костомукшская епархия /Патриархия.ru Календарь ← 17 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/3...

Варлаама Керетского. Преосвященный архиепископе Варнава послал указное предписание архимандриту Соловецкого монастыря Варсанофию, чтобы он или сам отправился в Керетское село, или назначил искуснейшего священника дли освидетельствования мощей пр. Варлаама. Архимандритом Варсанофием командирован был для исполнения сего поручения Соловецкого монастыря иеромонах Иона, который и прибыл в село Кереть в январе месяце 1725 года, вместе с десятским Кушерецкой волости и священником Епимахом Кононовым. На другой день – 15 января – по прибытии иеромонаха Ионы, совершена была в церкви свят. Николая Чудотворца божественная литургия с молебствием. Накануне же сего дня сделано было распоряжение, чтобы в часовне над гробницею пр. Варлаама производилось псалтирное чтение и пение с вечера до утра двумя лицами; а для охранения мощей преподобного приставлено было два человека. По окончании литургии и молебствия 15 января 1725 года, иеромонах Иона и Керетской церкви священник с десятским и мирскими людьми отправились к часовне, в которой погребен, был пр. Варлаам, разобрали гробницу его и помост, начали копать землю, вырыли яму глубиною до персей человека, и тогда обрели св. мощи пр. Варлаама нетленными: ризы на нем были целы. Как-бы только вчера он облачен был в оные, – никакое повреждение не коснулось их. Пр. Варлаам положен был в землю не в обыкновенном гробе, а в керёже. При стечении многочисленных сельских жителей обоего пола, св. мощи пр. Варлаама Керетского перенесены были в церкови св. Великомученика Георгия Победоносца и положены против левого клироса, близ алтаря у северных дверей, где они и до ныне пребывают. Память пр. Варлаама, Керетского чудотворца, совершается 6 Ноября. По заявлению священника Керетского прихода Никиты Ануфриева, в 1816 году было, как ему передавали прихожане, письменное житие и описание чудес пр. Варлаама Керетского; но каким-то читателем оно было затеряно. В настоящее время находится в Георгиевской Керетской церкви над ракою пр. Варлаама образ, на котором изображены в лицах события из жизни угодника Божия и чудеса, сотворенные им до открытия св.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Belgor...

Т.Р. Руди Неизвестные подробности жития преподобного Варлаама Керетского (на материале канона письма соловецкого монаха Сергия Шелонина) 629 Игумен Митрофан (Баданин) 1 . Крупнейший соловецкий книжник Сергий Шелонин, до недавнего времени был известен в научной литературе как автор нескольких житий и похвальных слов, посвящённых подвижникам Древней Руси, в основном, северно-русским 630 . Обнаруженный полтора десятилетия назад рукописный сборник среди прочего материала открыл нам целый ряд гимнографических сочинений, созданных архимандритом Сергием 631 , «смиренным иноком и пресвитером обители Пантократоровы сущаго понта окияна на полунощной стране, иже на Соловецком отоце» 632 , среди которых есть и два канона Кольским святым – Трифону Печенгскому и Варлааму Керетскому. Предлагаемый нами анализ содержания Канона Варлааму Керетскому, позволяет реконструировать некоторые неизвестные детали биографии святого, не нашедшие отражения в его Житии, которое дошло до нас лишь в краткой редакции, датируемой второй половиной концом XVII в 633 . Кроме того, упоминаемые в этом Каноне тесные контакты Варлаама Керетского с Трифоном Печенгским, позволяют нам существенно дополнить новыми фактами известное ныне Житие преп. Трифона, написанное также значительно позднее (конец XVII –начало XVIII в.) 634 . Православный люд Кольского края, призывая в помощь небесных покровителей Крайнего Севера – преподобных Трифона Печенгского и Варлаама Керетского, не разделял в прошениях их святых имён, обращаясь к ним не иначе как: «О двоица присноблаженная, равночестная отца, Трифане и Варламе» 635 . Потому и мы, обращаясь к анализу Жития преподобного Варлаама Керетского, не можем разделить этих современников, игнорируя очевидную схожесть их непростых жизненных судеб, равно как и последующих проблем в сфере церковного прославления. Надо признать, что в вопросе прославления преподобный отец наш Трифон всё же имел относительно благополучную судьбу 636 , в то время как преподобный Варлаам Керетский так и не был официально канонизирован. И то очевидное местное почитание, и прославление его памяти, одновременно и равночестно с Трифоном, которое имело место на Севере ко времени написания упомянутых Канонов, к первой половине XVII в., в дальнейшем постепенно «свелось на нет» (во всяком случае, в официальной Русской церкви). Православный люд всего Северного Поморья России в течение трёх столетий обращался к нему в бедах и напастях как к великому заступнику на море, почитая наравне с Николаем Чудотворцем. Все берега северных морей были уставлены обетными крестами, многие из которых сооружались в память о чудесных заступничествах преподобного Варлаама за попавших в беду поморов. Но прославлять чудотворца не спешили, соблазняясь тяжким грехом его юности. И только лишь в 1903 г., явно по промыслу Божьему, он оказался вписан в так называемый «Верный месяцеслов» и с тех пор имеет в церковных календарях свой день памяти 637 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В Костомукшской епархии состоялось обретение мощей преподобного Варлаама Керетского 29 января, 2015. Новостная служба Возвращение этой святыни является знаковым для всего Арктического пространства. 29 января. ПРАВМИР. 28 января 2015 года в храме преподобного Серафима Саровского поселка Лоухи (Карелия) состоялось обретение мощей одного из самых почитаемых святых Русского Севера преподобного Варлаама Керетского. Чин обретения и Божественную литургию по благословению епископа Костомукшского и Кемского Игнатия возглавил епископ Североморский и Умбский Митрофан, — сообщает Патриархия.Ru В своем слове к собравшимся епископ Митрофан рассказал историю обретения мощей преподобного: «Еще с момента создания в 1995 году Мурманской епархии мы искали возможность вернуть утраченную в шестидесятые годы святыню. Мы проводили раскопки в Керети (Лоухский район Карелии — прим. ред. ), искали свидетелей. Но все тщетно. С возникновением Североморской епархии труды по прославлению Кольских святых приобрели новый стимул. Возвращены из небытия многие святыни и места, связанные с преподобным Варлаамом. И он нам ответил через явление своих мощей. Оказалось, что, когда упраздняли село Кереть, бабушки, которые хранили мощи святого, поделили между собой святыню, после чего разъехались по разным сторонам нашей страны. И вот одна из бывших керетчанок, проживавшая на тот момент в Санкт-Петербурге, передала одну из косточек преподобного Варлаама своему внуку, а тот в свою очередь отдал святыню в храм в Лоухи». «Возвращение этой святыни, — подчеркнул архиерей, — является знаковым для всего Арктического пространства. Это и благословение преподобного Варлаама на возрождение Севера, и серьезный сплачивающий элемент в жизни двух епархий — Североморской и Костомукшской». В дар Североморской епархии на вечное хранение передан ковчег с частицей мощей преподобного Варлаама, который был доставлен вечером того же дня в храм Веры, Надежды, Любови и матери их Софии г. Североморска и торжественно встречен североморцами.

http://pravmir.ru/v-kostomukshskoy-eparh...

Святой Варлаам был реальным чудотворцем мореходов Северного океана, надёжным заступником людей, что ежедневно вручали жизни свои в руки Божьи, доверяясь суровой стихии Белого и Баренцева морей. Именно там всем сердцем постигали они мудрость поморской поговорки: «Кто в море не хаживал, тот Богу не маливался». Прежде чем мы коснёмся новых подробностей Жития преподобного Варлаама Керетского, сохранившихся в древнем «Каноне», напомним вкратце суть непростой истории жизни этого удивительного святого XVI века. 2 . «Повесть о преподобном Варлааме с Керети» 638 , начинается со слов: «Преподобный отец Варлаам в лета бе царя и великого князя Иоанна Васильевича всея России самодержца». Далее сообщается, что рождение и воспитание Варлаам «име в Керецкой волости, на море окияне» 639 . Позже, как упомянуто в Повести, Варлаам служил священником в храме святителя Николая Чудотворца «в Колском граде». Он был ревностным и одарённым пастырем: «добре подвизаяся на невидимого врага козни». Однажды, по диавольскому внушению, Варлаам, заподозрив свою жену в измене, убил её. Глубоко раскаявшись «и недостойна себе судив еже священная действовати», он принял на себя особый покаянный подвиг. Уложив тело жены в карбас (большая гребная и парусная лодка), Варлаам отплыл в открытое море, «псалмы Давидовы пояше», и взирал на дело своих рук, «без сна пребываше, моля Бога со слезами о отпущении греха», готовый принять кончину в штормовом «Ледоватом море». Однако Господь судил иначе и не послал погибели Варлааму. В то же время, куда бы ни направлял свою лодку Варлаам, ветер ему всегда был встречный и крепкий: «плаваше против зелнаго обуревания». Такое скитание Варлаама продолжалось немалое время: «доволно время потрудився». При этом в Житии уточняется, что он «весла из рук своих не выпущаше», «дондеже оно мертвое тело тлению предастся». Наконец, проплавав в течение длительного времени, Варлаам захотел «извещение прияти» от Бога – не прощён ли он. В то время у побережья мыса Святой Нос обитали страшные морские черви, так называемые «корабельные сверлила», «иже творяху многи пакости над лодиями мореходцем», т. е. протачивали днища морских судов поморов. «Став на молитву и руце воздев на небо», Варлаам был услышан Господом, и «черви без вести сотворишася». Так Варлаам «путь мореходцем около Святаго Носа сотворил» чистым и поныне. Вскоре преподобный «оставляет мир и бывает инок, и в пустыню вселився, и Божию помощию бесовския полки победив, с миром ко Господу отиде».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Карельской митрополии РПЦ, учреждена решением Свящ. Синода от 29 мая 2013 г., отделена от Петрозаводской и Карельской епархии . Включила Костомукшский городской окр., Беломорский, Калевальский, Кемский, Лоухский, Муезерский, Сегежский районы Карелии. Кафедральный собор - в честь Покрова Пресв. Богородицы в Костомукше. Правящий архиерей - еп. Борис (Баранов; с 25 авг. 2020). Разделена на 7 благочиннических округов в границах соответствующих районов Карелии. Епархия насчитывает 16 зарегистрированных приходов и мон-рь, на территории епархии открыт скит-подворье ставропигиального Соловецкого в честь Преображения Господня муж. мон-ря . При ЕУ действуют отделы: миссионерский, религ. образования и катехизации, социальный, молодежный. После образования К. и К. е. в Сев. Карелии активизировалась миссионерско-катехизаторская работа. Освящены новые храмы: временная ц. прп. Серафима Саровского в с. Ругозеро Муезерского р-на (март 2014), часовня св. Георгия в пос. Кереть Лоухского р-на (июль 2014), церковь на месте подвижнической жизни прп. Варлаама Керетского. С территорией К. и К. е. связаны подвиги преподобных Елисея Сумского, Кассиана Муезерского, Варлаама Керетского , широко почитаемых в Карельском Поморье. В XVIII-XIX вв. в Сев. Карелии действовали многочисленные общины беспоповцев , преимущественно филипповцев . Не позднее сер. XVIII в. филипповцы заселили Топозерский мужской скит на Святом о-ве Топозера (совр. Лоухский р-н, известен с 1711-1714 как принадлежавший поморцам ), на др. острове был основан жен. Говин скит. В подчинении у Топозерского скита состояли многочисленные общины (на Ковдозере и Вожмозере в Сев. Карелии и на островах Белого м. Великая Луда, Полтам-Карга, Кильяки), Нюхчинские муж. и женский скиты близ с. Нюхча (ныне Беломорского р-на), Иваньковская пуст. (ныне Кемского р-на). С кон. XVIII в. известен основанный филипповцами и примкнувший впосл. к федосеевцам Пертозерский жен. скит (ныне Беломорского р-на). Монашеские общины были закрыты в 50-х гг. XIX в., к нач. ХХ в. старообрядчество в этом регионе пришло в упадок. Монастыри

http://pravenc.ru/text/2458869.html

637 См.: Верный месяцеслов всех русских святых, чтимых молебнами и торжественными литургиями общецерковно и место, составленный по донесениям Святейшему Синоду преосвященных всех епархий в 1901−1902 годах. М., 1903. С. 43. Аналогичная ситуация сложилась с преподобным Нилом Сорским . «Мы вообще не знаем, когда именно произошла его местная канонизация – в конце XVIII или в XIX веке. Она совершилась неприметно, в силу возросшего его почитания в новое время и санкционирована Синодом в „Верном месяцеслове“ 1903 года» (Федотов Г.П. Святые Древней Руси//Собр. соч.: В 12 т. М., 2000. Т. 8. С. 152). 638 Научное издание текстов «Повести» см. Дмитриев Л.А. Повесть о житии Варлаама Керетского//ТОДРЛ.М., Л., 1970. Т. 25. С. 178−196. Здесь и далее цитаты по указанному источнику даются курсивом без указания страницы. 640 Наиболее подробно о Житии преподобного Варлаама Керетского и истории его почитания см.: Кочетов Д.Б., Митрофан (Баданин), иером. Варлаам Керетский//Православная энциклопедия. М., 2003. Т. 6. С. 632−633; Митрофан (Баданин), игум. Преподобный Варлаам Керетский: Ист. материалы к написанию жития. СПб., Мурманск, 2007. (Правосл. подвижники Кольского Севера; Кн. 3). 641 РГАДА, ф. 1201, оп. 1, 256, л. 41. При этом надо заметить, что «новым чудотворцем» в канонах назван лишь Варлаам Керетский. 642 См. об этом: Сапожникова О.С. Материалы к биографии книжника Сергия Шелонина//Книжные центры Древней Руси: Соловецкий монастырь. С. 188−189. 644 Рукописные творения Сергия Шелонина особо ценились и пользовались исключительным авторитетом ещё при жизни автора. «Архимандрита Сергеевых книг из книгохранительной казны никому не продавать и не давать, держать в береженьи» (РГАДА, ф. 1201, оп. 1, 256, л. 39 об.). 645 Благовещенская Никандрова пустынь была основана в Псковской епархии в начале XVI в. преп. Никандром Псковским чудотворцем (1507−1581). 646 См. Охотникова В.И. Макарий, книжник второй половины XVII в., архимандрит соловецкий, хутынский и тихвинский//Книжные центры Древней Руси: Книжники и рукописи Соловецкого монастыря. СПб. 2004. С. 371−379.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Повесть о житии Варлаама Керетского публикуется по списку РНБ, Соловецкое собр., 182 (Сборник второй половины XVIII в., л. 155–160 об.) с исправлениями явных ошибок по другим спискам «Повести». Научное издание текстов «Повести» по всем спискам см.: Дмитриев Л. А. Повесть о житии Варлаама Керетского//ТОДРЛ. М.; Л., 1970. Т. 25. С. 178–196. стр. 448. Житие Артемия Веркольского «Житие Артемия Веркольского» – одно из замечательных севернорусских житий, героем которого выступает не подвижник, посвятивший жизнь защите и прославлению христианства, а простой человек, «народный святой». Крестьянский отрок Артемий из Пинежского села Веркола, убиенный молнией во время земледельческих работ, не успел ничем прославиться, но горестная судьба мальчика привела к его почитанию сначала как местного святого, а затем он был причислен к лику общерусских святых. Исследованию литературной истории жития посвящен одни из разделов монографии Л. А. Дмитриева (см.: Дмитриев Л. А. Житийные повести Русского Севера как памятники литературы XIII–XVII вв. Л., 1973. С. 249–261). Первые записи о святом, не дошедшие до нас, могли появиться не ранее 1577 г., когда произошло обретение нетленных мощей отрока, захороненного в лесу «одаль церкви». Очевидно, сразу после обретения мощей св. Артемия начинается его местное почитание. Об этом свидетельствует упоминание о нем в нач. XVII в., еще до составления известной нам 1-й редакции жития, в «Видениях Евфимия Чакольского 1611–1614 гг.» (см. наст. изд.: т. 14, с. 220–237, 706–710) – памятнике местной литературы, в котором отрок является в видении одному из персонажей, ищущему исцеления. Первая дошедшая до нас редакция жития с 53 чудесами и служба святому были составлены около 1618 г., после официального освидетельствования мощей Артемия Веркольского. Самый ранний из известных на сегодняшний день список этой редакции относится к 30-м гг. XVII в. (РГБ, ф. 304, 696), и создан он иноком Троице-Сергиева монастыря, книгописцем Германом (Тулуповым). Таким образом, св.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010