— Сегодня нередко одни говорят, что нельзя винить тех людей за доносы — мол, время было такое, невозможно было не сломаться. А другие, напротив, утверждают, что всех надо винить, весь народ виноват, раз допустил революцию и последовавший за ней террор. Что Вы об этом думаете? — Я думаю, что вина — понятие персональное, как я уже говорил, она не переходит на другого человека. Об этом говорит нам христианское вероучение. Каждый сам отвечает за себя перед Богом, не может быть коллективной вины. Если, конечно, человек сам, добровольно, не присоединяется к преступлениям своих предков. Допустим, кто-то в Германии реанимирует идеи национал-социализма, или здесь, у нас, кто-то реанимирует идеологию сталинизма. В таком случае эти люди в полной мере принимают на себя вину своих предшественников. Трудно сказать, что такими людьми движет. То ли нравственный дефект, то ли просто недомыслие. В этой теме есть еще одна грань: как быть близким людям тех, кто совершил несомненное преступление. Для них ведь случившееся — и само преступление, и, возможно, последовавшее за ним наказание — подчас не меньшая трагедия, чем для самого преступника, их боль может быть ничуть не меньше. Что им с этой болью делать? Есть, конечно, соблазн убедить себя в том, что ничего страшного не произошло, что просто время такое было, что просто обстоятельства так сложились или даже что была в этом высшая историческая целесообразность. То есть самообман, имеющий целью избавить от душевной боли. Но ничуть не лучше и противоположный соблазн — отречься от своей любви к преступнику, вычеркнуть его из сердца. Забыть, что это друг, сын, брат... Правильный подход здесь — не отождествлять грех и грешника. Да, близкий человек совершил преступление, и это так, вещи должны быть названы своими именами. Преступление должно быть наказано, его последствия, насколько это возможно, должны быть заглажены. Но самого человека надо продолжать любить, надо призывать его к покаянию и, безусловно, молиться за него. Многое, даже самое ужасное, можно отмолить. И преступник может покаяться так, что это сделает его совершенно другим человеком. Вспомним страшное житие преподобного Варлаама Керетского (XVI век) — человека, убившего свою жену. Он был священником, что увеличивает его вину многократно. Но он придумал себе ужасное наказание: положил тело жены в лодку — это было на Белом море — и три года плавал с ней, до тех пор, пока тело полностью не истлело. Это страшное плавание выжгло его изнутри, он обрел дар чудотворения. Михаил Бахтин называл такие жития «кризисными». Мой роман «Лавр», кстати, тоже на этом основан. Как и замечательный фильм «Остров» — там тоже герой совершает тяжелейший грех и потом всю жизнь пытается сжечь этот грех силой покаяния.

http://foma.ru/chelovek-mezhdu-tolpoy-i-...

За Кузоменью в пяти километрах — богатое некогда, да и сейчас не бедствующее село Варзуга — в старинных лоциях оно было чем-то вроде последней России с церковкой, на которую «надо править» корабль, возвращающийся с промысла. Настоятель Успенского собора в Варзуге — игумен Митрофан (Баданин) . Потомственный моряк, капитан второго ранга в отставке, он принял постриг за несколько месяцев до страшной трагедии, случившейся с подлодкой «Курск» . Отец Митрофан — автор нескольких книг по истории Крайнего Севера, председатель епархиальной комиссии по канонизации. Как же я корила себя  тогда, летом 2009-го, за нехватку времени, отведенного на Кузомень и Варзугу. Выслушав мои слова о том, что «я в Варзуге проездом, всего на час», о. Митрофан благословил меня, подарил книгу о кольском святом Варлаамии Керетском, и, улыбнувшись, добавил: «Приезжайте уж в Варзугу и в третий раз, всей семьей. И оставайтесь подольше — не на неделю, а на год, а то и вовсе — жить». Фото Екатерины Соловьевой Читайте также: Северный цвет. Как в моей жизни появился Каргополь (+ фото) Когда мне говорят, что русская провинция спилась и погибла, — я не вступаю в бесполезные споры, а улыбаюсь, потому что знаю: мои друзья растят детей, держат огород и скотину, ходят на воскресные службы. Они не уедут с родной земли. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 9 марта, 2024 27 января, 2024 21 мая, 2023 8 апреля, 2023 4 ноября, 2022 3 июля, 2022 22 июня, 2022 29 мая, 2022 10 апреля, 2022 Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/terskij-bereg-posledny...

Впрочем, литературные и вещественные памятники русской старины всегда интересовали его. Он прекрасно знал русские летописи и все книжные сокровища богатейшей Соловецкой библиотеки, находящейся при Казанской Академии, как главный редактор Описания ее. В его литературных работах встречается не одна статья, составленная по архивным первоисточникам. Можно указать статьи: «Иоанн Неронов» (1869 г.), «Описание Седмиозерной пустыни» (1869 г.), «Сергей Шелонин» – один из малоизвестных писателей XVII в.» (1882г.), «Произведения Соловецкой письменности, относящиеся к личности Филиппа Московского» (1883 г.), «Шестоднев Афанасия Холмогорского» (1883 г.), «Житие Варлаама Керетского» и пр. Критерием ученых изысканий II. В-ча всегда была строго-научная и объективная историческая правда, художественно выраженная русским языком и правильной живой русской речью. Он не любил сухой и холодной ученой трактации и учено-напыщенного доктринерства с выдвинутым наперед авторским „Я“. И здесь П. В-ч был необыкновенно скромен. В критике чужих мнений он был чрезмерно снисходителен и деликатен; он не любил критиковать „с плеча“ и „словами без дела“ обижать авторов, с которыми не соглашался. Никогда в жизни он не вступал ни с кем в литературные пререкания, хотя бывало, что его ни за что, ни про что обижали злостные критики. Так например, случилось с ним по выходе в свет Истории Академии. Нашлись потомки, обидевшиеся на П. В-ча за правдивое его слово об их отцах... Рецензии П. В-ча иногда были убийственны для авторов рецензируемых книг, но по своим выражениям и приемам они отличались необыкновенной мягкостью и даже почтительностью к авторам. В каждой рецензируемой книге он прежде всего старался найти хорошее и давал отзыв с перевесом отрицательных положений лишь тогда, когда критикуемое сочинение претендующее на ученость слишком противоречило строгонаучной и объективной правде. За более чем 50 лет своей учено-профессорской и литературной деятельности он составил не одну сотню рецензий, из которых некоторые носят характер ученых трактатов, поражающих глубоким анализом разбираемых сочинений.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

И. М. Покровский , по окончании академии в 1895 г., был оставлен стипендиатом у П. В. Знаменского и провёл 1895/6 уч. год в командировке, в течение которой работай в столичных архивах. 56 В 1897 г. он напечатал в качестве магистерской диссертации I часть своей большой, задуманной на три тома, работы: «Русские епархии в XVI–XIX вв., их открытие, состав и пределы. Опыт церковно-исторического, статистического и географического исследования» (Каз.) и получил за неё ученую степень по отзыву проф. Знаменского о первой, кандидатской ещё редакции. 57 На диспутах гг. Полетаева и Покровского П. В. выступал в качестве первого оппонента. Ещё два раза он был оппонентом на диспутах чужих учеников: на магистерской М. Я. Монастырёва («Исторический очерк австрийского священства после Амвросия») – в 1878 г. 58 и на докторском проф. Ф. А. Курганова («Отношенье между церковной и гражданской властью в Византийской империи») – в 1881 г. 59 Проф. Знаменским издано много исторических материалов. Большинство их названо в перечне работ церковно-исторических и миссионерских. Отдельные документы находятся также в тексте и в приложениях к статьям и книгам содержания биографического, как «На память о Н. И. Ильминском », так и монографического, напр. об участии Ильминского в деле инородческого образования. Не названа ещё «Стихотворная челобитная Господу Богу русских солдат в Крыму» (Известия Общества археологии, истории и этнографии XXIII (1907), 245–248). Значительная часть исторических материалов извлечена была проф. Знаменским из рукописного отделения Казанской академии, в частности из Соловецкой библиотеки, которой он заведывал с 1865 г. Библиотека эта, состоящая из 1593 манускриптов, перевезена была в Казань в 1855 г. в связи с нападением англичан на Соловки и была в значительной мере использована профессорами академии в их работах. П. В. Знаменский , в частности, воспользовался её данными при составлении статей об Иоанне Неронове, Сергее Шелонине, м. Филиппе, Шестодневе Афанасии Холмогорского и при издании Жития Варлаама Керетского.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Har...

Все умное свое желание к Богу вперив,/и Тому невозвратно от души последовал еси,/и житейския молвы отринув,/в молитвах, и слезах, и злостраданиих плоть свою изнуряя,/добре подвизався противу невидимаго врага кознем,/и, победив я, веселяся, прешел еси к Небесным чертогом,/и ныне со ангелы Святей Троице предстоя,/отнюду же и Всевидящее Око, твоя труды видев,/даром чудес по преставлении обогатило тя есть,/иже тебе с верою почитающим/исцеление подаваеши невидимо/и молишися непрестанно, сохраняя отечество свое и люди/от враг видимых и невидимых вси тебе вопием:/преподобне отче наш Варлааме,/моли непрестанно о всех нас. Величание Ублажаем тя,/преподобне отче Варлааме,/и чтим святую память твою,/наставниче монахов/и собеседниче Ангелов. 16/29 Поклонение честным веригам апостола Петра. Праведного Максима, иерея Тотемского (1650). Тропарь апостолу Петру, глас 4 Рима не оставль, к нам пришел еси/честными веригами, яже носил еси, апостолов первопрестольне,/имже верою покланяющеся, молимся:/твоими к Богу молитвами/даруй нам велию милость. Кондак, глас 2 Верховнаго и перваго апостолов,/истины Божественнаго ученика,/Петра великаго восхвалим/и того верою целуем вериги,/прегрешений разрешение приемлюще. Ин кондак, глас тойже Камень Христос каменя веры прославляет светло, учеников первопрестольника,/созывает бо вся праздновати, Петре, чудеси твоея честныя вериги/и подает согрешений прощение. Тропарь праведному Максиму, иерею Тотемскому, Христа ради юродивому, глас 4 Непорочным священством Богови послужив,/посреде мирскаго мятежа юродство избрал еси,/взем бо крест последовал еси Христу, невозвратным помыслом/и с любовию к Нему приближался,/земная оставив, Небесная восприял еси,/блаженне Максиме отче наш,/моли Христа Бога/сохранитися граду Тотьме невредиму/и спастися душам нашим. Кондак, глас тойже Божественный Евангельский глас услышав,/радостною душею Тому последуя,/пришел еси в тихое пристанище безстрастия,/частыми молитвами и постом, и слезными струями душу с телом омывая,/воздушною тягостию плоть умерщвляя,/руганием людским помышления смиряя,/о нападствующих молился еси:/Господи, не постави им греха./Тем и по смерти чудесы тя Бог прославляет/и всех звати тебе научает:/радуйся, богомудре Максиме отче наш. Ин кондак, глас тойже

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

— Я думаю, что вина — понятие персональное, как я уже говорил, она не переходит на другого человека. Об этом говорит нам христианское вероучение. Каждый сам отвечает за себя перед Богом, не может быть коллективной вины. Если, конечно, человек сам, добровольно, не присоединяется к преступлениям своих предков. Допустим, кто-то в Германии реанимирует идеи национал-социализма, или здесь, у нас, кто-то реанимирует идеологию сталинизма. В таком случае эти люди в полной мере принимают на себя вину своих предшественников. Трудно сказать, что такими людьми движет. То ли нравственный дефект, то ли просто недомыслие. В этой теме есть еще одна грань: как быть близким людям тех, кто совершил несомненное преступление. Для них ведь случившееся — и само преступление, и, возможно, последовавшее за ним наказание — подчас не меньшая трагедия, чем для самого преступника, их боль может быть ничуть не меньше. Что им с этой болью делать? Есть, конечно, соблазн убедить себя в том, что ничего страшного не произошло, что просто время такое было, что просто обстоятельства так сложились или даже что была в этом высшая историческая целесообразность. То есть самообман, имеющий целью избавить от душевной боли. Но ничуть не лучше и противоположный соблазн — отречься от своей любви к преступнику, вычеркнуть его из сердца. Забыть, что это друг, сын, брат… Правильный подход здесь — не отождествлять грех и грешника. Да, близкий человек совершил преступление, и это так, вещи должны быть названы своими именами. Преступление должно быть наказано, его последствия, насколько это возможно, должны быть заглажены. Но самого человека надо продолжать любить, надо призывать его к покаянию и, безусловно, молиться за него. Многое, даже самое ужасное, можно отмолить. И преступник может покаяться так, что это сделает его совершенно другим человеком. Вспомним страшное житие преподобного Варлаама Керетского (XVI век) — человека, убившего свою жену. Он был священником, что увеличивает его вину многократно. Но он придумал себе ужасное наказание: положил тело жены в лодку — это было на Белом море — и три года плавал с ней, до тех пор, пока тело полностью не истлело. Это страшное плавание выжгло его изнутри, он обрел дар чудотворения. Михаил Бахтин называл такие жития «кризисными». Мой роман «Лавр», кстати, тоже на этом основан. Как и замечательный фильм «Остров» — там тоже герой совершает тяжелейший грех и потом всю жизнь пытается сжечь этот грех силой покаяния.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

Кереть. Церковь Георгия Победоносца. Георгиевская церковь /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Георгия Победоносца , Николая Чудотворца , Варлаама Керетского Год постройки:Между 1859 и 1867. Год утраты:Не установлен. Адрес: Россия, Республика Карелия, Лоухский район, с. Кереть Координаты: 66.279677, 33.56709 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. В 1773 г., когда в Керети было закончено строительство двухэтажной церкви во имя вмч. Георгия, мощи Варлаама Керетского были перенесены в новый храм, в придел свт. Николая Чудотворца. Во время Крымской войны (1853–1856) при угрозе нападения английского флота на поморские селения священник Феодор Онуфриев испрашивал у правящего архиерея разрешения перенести мощи Варлаама Керетского на безопасное место, но разрешения не получил. 26 мая 1857 г. мощи преподобного пострадали в результате пожара, сохранившиеся частицы были уложены в раку, пожертвованную лесопромышленниками Савиными, и помещены во временной часовне. В 1867 г. построили новый храм во имя вмч. Георгия, мощи Варлаама Керетского поместили в северном приделе, посвященном преподобному... Забегая вперед хочется отметить, что 22 мая 1949 г. Георгиевская церковь в Керети вновь сгорела, мощи Варлаама Керетского, часть уцелевшей утвари перенесли в избу-молельню, в 1959 г. участник археологической экспедиции описал останки Варлаама Керетского: «Небольшие косточки темно-коричневого цвета хранились в деревянном киоте с разбитым стеклом». В 1960 г. последние жители покинули Кереть, молельня сгорела, судьба ковчега с мощами Варлаама Керетского неизвестна... Новая церковь была построена в 1859–1867 гг. Престолы: главный – во имя свт. Николая Чудотворца, в южной части храма – во имя вмч. Георгия, в северной – в честь преп. Варлаама Керетского, останки святых мощей которого, собранные после пожара, хранились в новом храме, в раке, пожертвованной прихожанкой Н. Савиной. Усердием местных прихожан братьев Александра, Владимира и Алексея Савиных, во всех трех храмах в 1889 г. были устроены новые иконостасы, стоившие вместе с несколькими новыми иконами 3000 руб. Рака с мощами была устроена в виде продолговатого ящика, покрашенного черной краской, с изображением креста. Рака была обнесена железной решеткой, окрашенной в зеленый цвет. Над ракой была установлена сень на четырех столбах, на ней украшенная резными узорами. На раке находился пятничный образ преп. Варлаама.

http://sobory.ru/article/?object=56995

Кола. Церковь Варлаама Керетского. Церковь. Действует.   Престолы: Варлаама Керетского Год постройки:2001. Ссылки:   Адрес: Россия, Мурманская область, Кольский район, г. Кола, ул. Поморская, д. 1 Координаты: 68.882819, 33.024661 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Уже в наше время в Коле была построена церковь во имя преподобного Варлаама Керетского. Он родился в селе Керети на Поморье и после возведения в священный сан был направлен служить в кольский храм во имя Святителя и Чудотворца Николая. Однажды Варлаама попутал бес, и он в порыве ревности к норвежцу Олафу убил свою жену. Осознав содеянное, он обрек себя на тяжкий труд - плавать с мертвым телом «по морской пучине... дондеже оно тлению предастся». Во время плавания молил Бога о прощении, сильно страдая, слезы лил, и Господь, видя его искреннее раскаяние, даровал благодать. По молитве преподобного Варлаама в непроходимых прежде местах возле Святого Носа исчез древоточивый морской червь, из-за которого тонули суда. После этого преподобный Варлаам был пострижен в монашество и удалился в «пустыню» близ родной Керети. В «Повести о Варлааме Керетском» записано, что он много помогал людям — больным и попавшим в беду. В Благовещенской церкви в Коле хранится старинный крест преподобного Варлаама Керетского, а неподалеку находится небольшая церковь во имя этого святого. Н. Большакова, член Союза писателей России, заведующая музеем саамской литературы и письменности, редактор «Миссионерской православной газеты» Церковь Варлаама Керетского в городе Кола в Кольском районе Мурманской области. Первые упоминания о городе относятся к XI веку, когда сюда начали переселяться жители Новгорода. Изначально в городе не было церквей, а переехавшие сюда новгородцы строили часовни. Считается, что первое здание церкви в честь святого Николая Чудотворца было воздвигнуто здесь в конце XV века. В это же время началось строительство храма в честь Пресвятой Троицы. Именно тогда и начал образовываться Кольский приход. Церковь Варлаама Керетского появилась в городе в 2001 году. Изначально на месте современного храма стояла старая деревянная церковь, освященная во имя Святого Николая. Интересно, что предыдущий храм находился на месте, где еще многими годами ранее располагался Кольско-Печенгский монастырь. Поэтому остров, где сейчас находится церковь, называют Монастырским. http://www.kaliningradgid.ru/architecture/ Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Вообще-то, этот храм находится на месте, где изначально находился храм святителя Николая чудотворца, в котором в конце XVI служил преподобный Варлаам, еще будучи приходским священником. О нем косвенно упоминается в статье о Кольском Благовещенском храме, но дальше о нем не пишется ни слова. 18 ноября 2020. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=03470

Тетрина Тоня, урочище. Часовня Варлаама Керетского. Варлаамовская часовня Деревянная часовня. Действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Освящена в честь: Варлаама Керетского Год постройки:приблизительно 1999 - 2001. Ссылки:   Адрес: Мурманская область, Терский район, поселок Умба, урочище Тетрина тоня. Координаты: 66.556483, 34.652179 Проезд:часовня стоит на берегу Белого моря на Турьем полуострове в 29 км от центра Терского района поселка Умба и от автодороги Умба-Варзуга, по грунтовой отворотке по берегу и лесу до неё - 6-7 км Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Тоня восстановлена  на прежнем месте местным краеведом Комаровым Александром Борисовичем. Действует как Экологический этнографический комплекс «Поморская тоня «ТЕТРИНА» под открытым небом. По летописным источникам известна с 15 века, а фактически существовала с 12 века. Часовня на тоне Тетрина построена А.Б. Комаровым. Иконы - Николай Чудотворец и святые Кольского полуострова: просветители лопарей Трифон Печенгский и Феодорит Кольский, преподобный Варлаам Керетский. Часовня Варлаама Керетского находится в историко-этнографическом комплексе " Тоня Тетрина " Терского района Мурманской области, недалеко от поселка Умба. Восстановление тони произошло совсем недавно благодаря стараниям местного краеведа Комарова Александра Борисовича. Впервые тоня упоминается в летописях 15 в., но доподлинно известно, что она появилась здесь еще в 12 в. Строительство часовни Варлаама Керетского в 2000 году также взял на себя краевед. Часовня практически является музеем и мемориальным залом. Внутри находятся иконы Николая Чудотворца и других святых Кольского полуострова, таких как Трифон Печенгский и Феодорит Кольский. Здесь хранится настоящий кусок карты с атомной подводной лодки " Курск " , являющейся так называемой местной книгой памяти погибших. Рядом с часовней Варлаама Керетского установлен большой деревянный крест. Кресты типа такого являлись навигационными знаками. Также можно увидеть андреевский флаг и небольшой колокол. http://www.kaliningradgid.ru/architecture/ Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=19711

Доказательством этого служат написанный еще в прошлом веке ранее 1771 г. образ св. прав. Параскевы и сооруженный в 1779 г. храм в честь 12 апостолов вместо обветшавшей к этому времени часовни во имя влк. Георгия, из коей мощи св. прав. Параскевы уже ранее перенесены были сначала в Параскевинский придел Георгиевской церкви, а затем в ново устроенную церковь и поставлены в углу на правой стороне, где они почивают и до настоящего времени. Кроме того день обретения мощей 30 июня прихожане по сие время празднуют служением молебнов на полях разным святым и панихид пред гробницей св. прав. Параскевы. В заключение скажем о церковном почитании еще двух подвижников XV века преп. Варлаама·– Керетского Чудотворца и Макария Красногорского. Глава V. Об освидетельствовании и открытии мощей преп. Варлаама, Керетского чудотворца Известно следующее. В 1723 году 15 января, по указу Св. Правительствующего Синода и по приказу провинциала (главного начальника над монастырями) Холмогорской епархии – иеродиакона Александра, приезжал из Соловецкого монастыря в вотчину в Керетское село инквизитор-иеродиакон Иосиф и расспрашивал священника Керетского села Василия Ефимова, приказного иеродиакона Николая и старосту с мирскими людьми о житии и преставлении преподобного отца Варлаама Керетского и о чудесах его, как и в какое время он, преподобный, жил и скончался и какие чудеса были от него. Спрошенные лица кратко рассказали инквизитору о пр. Варлааме, когда и как он жил; но в котором году он преставился, о том достоверно в житии его не было записано; известно только им, что преподобный жил во дни Благоверного царя и Великого князя Иоанна Васильевича. Инквизитор Иосиф отобранные показания от вышеупомянутых лиц о житии, преставлении и чудесах пр. Варлаама Керетского представил, по приезде своем в Холмогоры, провинциалу Александру, который донес об этих показаниях Св. Синоду. Вследствие сего донесения провинциала, прислан был указ из Св. Синода к Преосвященному Варнаве, архиепископу Холмогорскому и Важскому, о свидетельстве мощей пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Belgor...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010