В номинации «Лучший информационный сюжет» за сюжет «Рожденные в Рождество» приз получила корреспондент службы информации телеканала «Архыз 24» М.С. Лайпанова. В номинации «Лучшая телевизионная программа» за сюжет об общине глухих и слабослышащих города Ставрополя награждена редактор программы «Ставропольский благовест» Е.И. Зубкова. В номинации «Открытие года» за сюжет об открытии реабилитационного центра в селе Благовещенка приз получила ведущая программ редакции информации вещательного телевизионного канала «Кабардино-Балкария» ГКУ «КБР-медиа» А.М. Эристаева. В номинации «За верность профессии» награду получила руководитель телестудии «Град Креста» Ставропольской и Невинномысской епархии Л.А. Склярова. В номинации «Диалог культур» за программу «Дело веры и любви» награждена корреспондент ГТРК «Алания» И.П. Кабулова. В номинации «Православие в сети Интернет» за публикацию о приюте-пансионе «София» награда вручена корреспонденту информагентства ТАСС Н.Н. Колосовой. Во встрече также приняли участие заместитель полномочного представителя Президента России в СКФО С.С. Стариков, главный редактор газеты «Вечерний Ставрополь» М.Ю. Василенко, исполнительный директор АНО МЦОИ «Северный Кавказ» З.О. Магомедова, главный редактор газеты «Слово» А.К. Олисаева, директор газеты «Пятигорская правда» А.А. Рогачев, директор издательства «ИР» К.У. Таутиев, заместитель главного редактора республиканской газеты «Северная Осетия» А.В. Торин и другие руководители и сотрудники ведущих средств массовой информации Северного Кавказа. Медиафорум «Благословенный Кавказ», проводящийся по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с 2014 года, ежегодно собирает в Пятигорске представителей всех регионов и епархий, расположенных на территории СКФО. Медиафорум посвящен актуальным вопросам взаимодействия средств массовой информации с общественными и религиозными организациями, а также выработке согласованной позиции лидеров общественного мнения Северо-Кавказского федерального округа по особо значимым проблемам.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5299983...

Во 2-й пол. IV в. до Р. Х. образовалось гос-во Картли (Иверия) с центром в г. Мцхете, к-рое, согласно древнегруз. летописям, включало территорию Колхиды и охватывало бассейны среднего и верхнего течения рек Кура и Чорохи, а также Зап. Грузию. Это подтверждается характерными для Вост. Грузии изменениями в колхидской культуре: появляются деревянные саркофаги с черепичными перекрытиями, каменные гробницы; в вост. районах - кувшинные погребения; расписная керамика (Сачхере, Итхвиси, Вани); черепичные перекрытия строений (Вани) и каменная архитектура. Золотое ожерелье. IV–III вв. до Р. Х. Арагвиспири (ГМИГ) Золотое ожерелье. IV–III вв. до Р. Х. Арагвиспири (ГМИГ) Археологический материал Вост. Грузии V-IV вв. до Р. Х. (ахалгорийские и канчаетские погребения, Ксанское ущелье; цинцкаройское погребение, Алгетское ущелье, ховлегорийское цитадельное городище, ущелье Хевхмела; культовое строение Цихиа-гора; погребение Кавтисхеви) позволяет восстановить картину имущественной и социальной дифференциации населения. Груз. летопись Мокцеваи Картлисай (Обращение Картли, VII в.) описывает города и крепости Картли 2-й пол. IV в. до Р. Х.: Саркине, Каспи, Самадло, Настакиси, Одзрхе, Урбниси, Цихедиди, Уплисцихе, являвшиеся, вероятно, раннегос. образованиями. На рубеже IV и III вв. до Р. Х. Парнаваз (Фарнаваз), преемник мцхетского мамасахлиси (старейшины, родоначальника), объединил их в единое гос-во и стал т. о. первым царем объединенной Вост. и Зап. Грузии, а правитель Колхиды Куджи был подчинен ему. Парнаваз разделил царство на 9 военно-адм. единиц - эриставств, поставив во главе их эриставов. С именем Парнаваза груз. летопись связывает возникновение первого груз. алфавита. В III в. до Р. Х. Картли уже представляла собой экономически сильное государство. Владение Дарьяльским ущельем («воротами Кавказа»), через к-рое осуществлялись связи Ближ. Востока со степными кочевыми скотоводческими племенами, имело для Картли огромное стратегическое значение. В нач. II в. до Р. Х. под натиском самостоятельных арм. гос-в ослабевшая Картли потеряла юж. области Квемо-Картли (Гогарена), Спери и Тао (верховья р. Чорохи) и восточную пров. Камбисена (Камбечоани). Колхида, обретшая независимость, присоединила земли к югу от Чорохи (Кларджети, Шавшети, Аджария).

http://pravenc.ru/text/168205.html

России отошли территории: историческая обл. Г. Самцхе-Джавахети, города Поти, Ахалкалаки, Ахалцих и др., вост. побережье Чёрного м. от устья р. Кубани до Риони. Гюлистанский (1813) и Туркманчайский (1828) мирные договоры завершили русско-персид. войны 1804-1813 и 1826-1828 гг.: Иран признал переход к России Карабахского, Гянджинского, Ширванского, Шекинского, Дербентского, Кубинского, Бакинского и Талышского ханств, Саингило (Юго-Вост. Грузия, территория совр. Азербайджана), Ереванского и Нахичеванского ханств (Вост. Армения). Воссоединение исторических областей Г. способствовало консолидации рассеянного груз. этноса. Антироссийские восстания 1-й пол. XIX в. имели целью восстановление государственности Г. В 1804 г. ген. Цициановым было подавлено восстание в горном районе Картли, где прокладывали Военно-Грузинскую дорогу. Одним из руководителей более масштабного восстания в Кахети (1812) был сын Ираклия II царевич Александр, пытавшийся заручиться поддержкой Ирана. Восстание продолжалось почти год и достигло кульминации к началу вторжения в Россию войск Наполеона. В 1819-1820 гг. прошли восстания в Имерети и Гурии: повстанцы объявили царем Зап. Грузии Иване Абашидзе, внука Соломона I. В 1832 г. был раскрыт заговор в Тифлисе, в к-ром участвовали тайные патриотические кружки груз. дворянства и интеллигенции, ставившие целью восстановление груз. государственности в рамках конституционной монархии. Отдельные представители заговорщиков были сторонниками республиканского строя. При этом организаторы заговора, среди к-рых были А. Орбелиани, Э. Эристави, С. Додашвили, предполагали и в дальнейшем пребывание Г. под покровительством России при соблюдении положений Георгиевского трактата. В мае 1841 г. в связи с упразднением ограниченного самоуправления князей и введением российской администрации, а также в связи с повышением налогов в с. Акети вспыхнуло восстание, охватившее вскоре всю Гурию. Повстанцам во главе с Абесой Болквадзе у с. Гогорети удалось нанести поражение отряду рус.

http://pravenc.ru/text/168205.html

Во-вторых, постановление «VI Вселенского Собора» в числе провинций Грузии называет: IIIupbahь и Саатабаго, но первая из названных провинций вошла в состав грузинского царства только при Давиде Возобновителе (1089–1125) 46 , а о второй не могло быть речи, если не до времени Атабага Кваркваре (1451–1466) 47 после которого родовыя владения его фамилии и стали называться этим именем, то, по-крайней мере, до дней царицы Тамары (1184–1212), во времена которой и появляется впервые титул атабаги в Грузии 48 . Далее, в-третьих, «по соборному постановлению» католикосу предоставлялось право не только лишать сана иерархов, поставленных без его согласия, но и отрешать от места (?) царей и мтаваров, возведенных на прародительский престол без его помазания. Упоминание о мтаварах, стоящих рядом с царями и возводимых на трон через помазание, само собою, заставляет думать, что мтавары эти не есть простые эриставы, называвшиеся иногда 49 так и определявшиеся царями на свои должности без всякаго на то согласия или несогласия католикоса, а мтавары особого рода, мтавары, владения которых составляли особые, самостоятельные княжества, не зависившие от царей ни de jure, ни de facto, но подчинявшиеяся церковной юрисдикции католикоса. Таких княжеств в Грузии, как известно, было пять – Гурйское, Мингрельское, Абхазское, Сванетское и Самцхийское или Саатабаго, и появились они почти одновременно с тремя грузинскими царствами: Имеретинским, Карталинским и Кахетинским, после смерти последнего единодержавного царя Грузии Александра (1413–1442). Правители этих княжеств действительно назывались мтаварами и возводились на трон, как настоящие цари, о чем говорится в интересующем нас «постановлении VI Вселенского Собора, появившемся, следовательно, не ранее 1442 года. Наконец, в-четвертых, в этом «соборном определении» ни единым словом не упоминается о провинциях Западной Грузии, что обясняется тем, что там с 1390 года 50 сидел свой католикос, признаваемый главой иерархов царства Имеретинского и четырех кяяжеств: Гурийского, Мингрельского, Абхазского и Сванетского, а заключает в себе перечень провинций царств Карталинского и Кахетинского и княжества Самцхийского, подведомственных власти католикоса Мцхетского или Грузинского.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

П.В. Долгоруков Князья Дадиановы В половине XV века, Грузия распалась на три царства: Карталинское, Кахетинское, Имеретинское, и на пять княжеств: Мингрельское, Гурийское, Абхазское, Сванетское, и Саатабакское или Ахалцыхское 127 . – Первые Дадиани жили в городе Ани, и, как показывает имя их, были судьями (по персидски: дад значит судья). Вардан Дадиани, начальник придворной прислуги Грузинской Царицы Тамари, получил от неё Мингрелию в потомственное эриставство (губернаторство), в первых годах тринадцатая века, а потомок его Дадиан Георгий, пользуясь смутами Грузии, объявил себя независимым около 1320 года. По кончине Георгия в 1323 году, царствовал сын его Дадиан Мамия. При сыне сего последнего, Дадиане Георгие, Мингрелия снова подпала под власть Грузии, от коей освободил её, уже окончательно, правнук Георгиев, Дадиан Липарит в 1414 году. В исходе семнадцатого века, в Мингрелии возникли смуты: Князья Дадиановы удалились в Россию и присягнули на российское подданство, а Мингрелиею овладел хитрый и отважный Кацо-Чикуани, который, из бедного сванетского дворянина, соделался независимым владетелем Мингрелии и родоначальником Князей Дадианов-Мингрельских, доныне владеющих этого областию 128 . Князья же Дадиановы, получив поместья в России, совершенно обрусели, и при утверждении, 23 июня 1801 года, шестой части Гербовника, внесены были в число родов российско-княжеских соследующим гербом: щит разделён на четыре части, между коими, на средине щита, золотой крест. В первой части, в золотом поле, овен, идущий по земле на лево. Во второй части, в красном поле, всадник на белом коне, скачущий вправо, поражает копьём дракона. В третией части, в серебряном поле, три копья, на коих положены: меч и красное знамя. В четвёртой части, в голубом поле, плывущий влево золотый корабль с распущенными парусами. Щит покрыт княжескою мантиею и российско-княжескою шапкою. Дадиан Липарит I, объявивший себя, в 1414 году, независимым от Грузии, имел сына Дадиана Шамандавле, внука Дадиана Липарита, правнука Дадиана Левана, и праправнука Дадиана Манучара, у которого был сын Леван, о потомстве коего упомянуто будет далее. Сам же Липарит I (см. выше), был сыном Дадиана Мамии II, внуком Дадиана Вамика и правнуком Дадиана Георгия II. Сей последний был сыном Дадиана Мамии I, внуком Дадиана Георгия I, правнуком Дадиана Бедиана, и праправнуком Дадиана Джуаншера, который был сыном Дадиана Вардана, первого владетеля Мингрелии, бывшего начальником придворной прислуги Царицы Грузинской Тамари Великой, в первых годах тринадцатого века. Следственно Липарит I был потомком Вардана в девятом колене.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Нашествие турок случилось в июне месяце, когда река Кура, протекающая через всю Грузию, была полноводна. Один армянский священник, ехавший из города Гори, увидел, что уцелевшая часть неприятельского войска направилась на город Гори, чтобы уничтожить его. Священник пустился бежать назад, тотчас разобрал верхние доски моста, подложил огонь под мост и сжег его. Благодаря этому население города и окрестностей было спасено от неприятельского меча . Турки были вынуждены избрать другое направление и остановились в виду теснин Ташис-Карских. Государь, узнав от священника, сжегшего мост, о местонахождении оставшихся врагов, прибыл с войском в сопровождении Саакадзе к деревне Ахалдаба . Оттуда он немедленно разослал эриставам  Мухранскому, Сабаратиано, Нугзару Арагвскому, Шалве Ксанскому и князю Амилахварову приказание, чтобы они в кратчайшее время собрали войско и выступили вместе с ним против уцелевших турок. По повелению государя эриставы собрали своих воинов и немедленно явились к нему. Молодой царь Луарсаб повел все войско против неприятелей. Грузины остановились на левом берегу реки Куры, под селением Квенадкоци , и переночевали там, не дав сражения. В эту ночь они со слезами молились и просили Бога сохранить веру Православную и даровать им победу над врагами христианства. Утром во время Литургии все воины причастились Святых Таин, затем, облекшись в железные кольчуги, латы и панцири, надев железные шлемы и взяв оружие, с царем во главе, пустились вброд через разлившуюся тогда реку Куру. Перейдя благополучно реку, они остановились на конце поросшего кустарником Сурамского острова, образуемого рекой Курой. Здесь состоялся совет царя со всеми эриставами, на котором решили выслать против неприятеля сперва один маленький отряд самых мужественных воинов. На другой день царь с военачальниками-эриставами расставил по чину воинскому конных и пеших, приказав при этом эриставу Шалве занять теснины Кортанетские , ведущие к главному проходу Боржомскому. единственному пути в Турцию. Затем войско двинулось на стоящих напротив турок.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=111...

Богородицы частицы св. мощей и «всякие украшения» (Памятник эриставов. 1954. С. 348; То же. 1979. С. 25); их сын эристав Ларгвели (II) (1318-1320) украсил большую икону вмч. Феодора, также «создал» икону Спасителя «в свой рост и оправил ее» (Памятник эриставов. 1954. С. 349; То же. 1979. С. 26); эристав Виршел (II) (1320-1335) преподнес Л. «превосходный» Синаксарь (Памятник эриставов. 1954. С. 352; То же. 1979. С. 29). Ксанские эриставы активно участвовали в строительной деятельности и организации хозяйственной жизни Л. В XIV в. р. Ксани дважды выходила из берегов, смыв ограду мон-ря, «колокольни, большие и прекрасные», подмыла основание кафоликона (Памятник эриставов. 1954. С. 349, 355; То же. 1979. С. 6, 32). Эристав Квенипневели (I) (1344-1373) заново отстроил ограду и колокольню и «всеми украшениями украсил церковь. И собрал священников и монахов и почитал их больше, [чем] все первые и последующие эриставы». Также он выстроил маслобойню, установил 17 агап (поминальных дней - очевидно, членов своего рода) и пожертвовал 9 виноградников, а также крестьян «на услужение церкви» (Памятник эриставов. 1954. С. 352; То же. 1979. С. 29). Его брат и преемник эристав Иоанн (I) (1373-1390) построил за 3 года «верхнюю церковь», пристроил притвор и колокольню, украсил стены церкви росписью (Памятник эриставов. 1954. С. 355; То же. 1979. С. 32). Сын Иоанна эристав Виршел (III) (1390-1422) «построил из камня на извести церковь святого Николая» (Памятник эриставов. 1954. С. 356; Там же. 1979. С. 33). Местные феодалы щедро жертвовали поместья вместе с крестьянами. В «Памятнике эриставов» сохранились сведения о прот. Иоанне Бандас-дзе. В 20-х гг. XIV в. он сопровождал Пипу Квенипневели, сына эристава Шалвы (I), к египетскому султану для ведения переговоров о возвращении груз. монахам «ключей иерусалимских», т. е. храма Гроба Господня. Дипломатическая миссия завершилась успешно, и прот. Иоанн был посвящен в сан модзгварт-модзгвари (благочинного) груз. мон-рей Иерусалима (подробнее см.

http://pravenc.ru/text/2463127.html

По внутренней стороне досок ковчежна – оклада имеются надписи, но две надписи прибиты, в качестве украшения, в разное время, и только одна надпись, выбитая изнутри на лицо на самой створки, принадлежит окладу. Равно верхняя боковая створка, украшенная любопытным изображением ангела, вещающего Мироносицам и сидящего внутри арки гроба, на сфере относится по рисунку к позднейшему времени. Четвероевангелие, по записи, пожертвовано «церкви во имя св. архиепископа Николая» (Никорцминдскому храму) неким Давидон Цулукидзе, женою его, дочерью Лашхишвили, Парсангиджаваръ». См. крест 1. 4 . Триптих византийской работы, резной на кости, рознятый, без оправы, отличного стиля и хорошей техники XI века, имеет выш. 0,11 м, шир. 0,19 м. По среднему тяблу резано Успение Божией Матери (без апокрифического Афония). На боковых: святители Василий Великий , Иоанн Златоуст , Григорий ‚Богослов, Афанасий (?); диаконы Стефан и Лаврентий; четыре святых воина, между ними Феодор Тирон и два мученика. Надпись см. выше, 1. 5 . Икона Божией Матери. Надпись на ней: «Мы, Богом венчанный, царь царей Георгий, с сыном нашим Леоном, оковали сей лик Пресвятой Богородицы в преуспеяние царствования нашего, в здравие сына нашего Леона и во спасение душ наших». Лицо этой надписи – имеретинский царь Георгий II, царствовавший с 1548 г. (Voyage archéol., XI, 50 и XII, 58; Н. de 1а G., II, 1 livr., 642). 6 . Икона Спаса поздняя, но в древнем окладе (вернее, кайме оклада) с прекрасными медальонами из чеканного серебра. Надпись на ней: «Я, сын благословенного Эристава Эриставов Рати, Кахабер, в монашестве Кирилл, оковал икону сию Распятия в утеху и услаждение грешной души моей и в долгоденствие сына моего Эристава Эриставов, Рачинского Эристава Рати». Икона эта, в сравнении с надписью, очень поздняя и, очевидно, последняя попала на нее от другой, уже не существующей иконы. Надпись палеографическим своим характером весьма близко подходить как к надписи на большом орнаментированном круге в приделе, в которой говорится «о царе абхазском и ранском и куропалате карталинском Баграте (IV, 1027–1072) с малолетним сыном Георгием» (II, 1072–1089), так и к надписи на западном фасаде храма, с упоминамем «дочери Эристава Эриставов Рати, госпожи госпож (деопалт-деопали) Евфимии». Вероятно, такой же характер имели надписи на стенах Никорцминды, приведенные у Броссе и указывающие какого-то «Леона Кахабера», «Кахабера вместе с Рати» и Эристава Эриставов и ноелиссима Нианию, с мампалом Давидом (?) (Voyage archéol., XII, 55–59), но исчезнувшие, надо полагать, при новой обшивке церкви, которая производилась в наше посещение, в прошлом августе, Никорцминды.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 4 дня Труженик, старец и духовник: Иеросхимонах Феодосий (Эристави). День памяти — 7 июня Грузинская Иоанно-Богословская келлия времен отца Феодосия. Сегодня почти полностью разрушена.     Труженик, старец и духовник: Иеросхимонах Феодосий (Эристави). День памяти — 7 июня «Я просил отца Федора (в схиме отца Феодосия) указать мне направление дороги до Иверского монастыря. Отец Феодор, быть может, припомнив при этом евангельскую заповедь Богочеловека: „...аще кто тя поймет по силе поприще едино, иди с ним два“ (Мф. 5, 41), сам лично изъявил желание быть путеуказателем. Только дойдя почти до самых стен монастыря, мы совсем расстались». Схииеромонах Феодосий (в миру Федор Георгиевич Эристави) был уроженцем Кутаисской губернии, потомком древнего грузинского княжеского рода. Именно один из великих представителей этого рода, знаменитый грузинский полководец Х века Торникий Эристави, был основателем грузинского Иверского монастыря на Афоне. Несомненно, что отец Феодосий был достойным продолжателем славных традиций своего рода, что подтверждает неизвестный летописец Русского Пантелеимонова монастыря. Он пишет: «Эта светлая личность заслуживает не только краткого биографического очерка, который мы здесь предлагаем, но целого жизнеописания, и дай Господи, чтобы таковое рано ли, поздно ли кем-нибудь из числа многих искренних почитателей его было написано и явлено миру». А известный исследователь Афона П. В. Троицкий так вторит летописцу: «Достойный украсить историю Афона не только своим происхождением, но и своей монашеской жизнью». Родился Феодор Георгиевич в Грузинской области Рача, в семье рачинских князей. Закончил Кутаисскую гимназию. В 1858 году поступил в Гелатский Рождества Богородицы мужской монастырь, где 9 апреля 1860 года был пострижен в мантию с именем Феодор. 10 апреля 1866 года имеретинским епископом Гавриилом (Кикодзе) он был рукоположен в иеродиакона, а 25 декабря того же года — в иеромонаха. В 1880 году отец Феодор приехал на Афон с твердым намерением остаться там навсегда.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=42&iid=258...

Вообще по поводу никорцминдских надписей нужно заметить следующее: 1) Как в этих надписях, так и в надписях других древних храмов Грузии, да и в самих записях манускриптов, некоторые слова, в числе их «Эристав, Эристав Эриставов, Господ, католикос» нередко пишутся одними начальными буквами под титлами, как-то: Э, Э Э, Г, к, что указано в Стат. по ист. и древностям Грузи (в «Зап. акад. наук», прилож. к LV т. 1 стр. 25) для устранения очень часто допускаемых ошибок. 2) Неверен перевод Броссе в надписи об Евфимии «деопалт-деопали» словами «царица-цариц». Правда, здесь деопалт-деопали под титлами, но полностью они употреблены в записи «Толкований Иоанна Златоуста на евангелия» в Гелатском монастыре 44), хотя и там Броссе читает «дедопалт-дедопали» (Voyage archéol., XI Rapp., 29). В значении царицы употребляется во всех памятниках грузинской письменности только «дедопали», уменьшительное же «деопали» означает высоко поставленную особу, жену владетеля, Эристава и пр. Такое же значение придает этому слову, при другом случае, и саи Броссе (H. de la G., I, 408, т. 3). Ошибочным надо признать в несуществующей уже надписи о Ниании слова мплан дтиса и перевод их словами «Давид мампал», Мампалами (сокращенно от мепе – царь) титуловались независимые или полунезависимые владетели или Эриставы отдельных провиций Самцхе-Саатабого, которые в XI ст. уже не существовали, и самый мампал, как титул владетеля, Эристава, в то время уже не встречается. Титул ноелиссима обыкновенно присваивается одному Баграту IV и, нам кажется, под этим титулом в надписи, неверно снятой у Броссе, стоял царь Баграт. Давид в ту эпоху неизвестен. Вообще, означенная надпись ныне не может уже быть проверена и потому должна оставаться под сомнением. 3 . Лица, упоминаемые в надписях Никорциминды, встречаются и в надписях Кацха и Мгвиме в Шорапанском уезде. Таковы: в Кацхе: Эристав Эриставов Кахабер и Рати и кроме того Эре Эриставов Иван с дочерью Цховребою; в Мгвиме: те же и деопалт-деопали Русудан; фресковые портреты с приписками: Эристав Эриставов сын Рати Кахабер, строитель церкви; сын Кахабера Нианиа с женою Русуданью. Портреты эти с их приписками позднего времени, но остальные, указанные надписи Кацха и Мгвиме совершенно одного характера с надписями Никорцминды. Значит, они относятся к одному и тому же времени или очень близки друг к другу. Самый стиль орнаментов всех трех храмов одинакового достоинства, как и орнаментный круг в пределе Кацха с надписью «Иоанн и Цховреба» вполне напоминающий стиль круга в Никорцминде. К этому присовокупим, что в Кацхе, на икон Спаса, с указанием Эристава Эриставов Кахабера, имеется эмалевый, византийской тонкой работы, крест в 2½, вершка в выш. и в 1½, в шир. с тремя медальончиками с поясными изображениями святых по концам креста, – четвертый утрачен, – и с Распятием, от которого уцелела одна кисть пригвожденной правой руки.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010