Лит.: Какабадзе С. Н. Законодатель Баграт Куропалат. Тифлис, 1912 (на груз. яз.); Чубинашвили Г. Н. Грузинское чеканное искусство. Тб., 1959; он же. Рачинский триптих из слоновой кости// Он же. Вопросы истории груз. искусства. Тб., 1970. Т. 1. С. 206-235; Бадридзе Ш. Некоторые замечания о строительной надписи Никорцминды//Мнатоби (Светоч). Тб., 1961. 6. С. 181-183 (на груз. яз.); Бердзнишвили М. Груз. исторические источники XI в. по социально-экономической истории Грузии. Тб., 1979 (на груз. яз.); Соселия О. Очерки из социально-политической истории Зап. Грузии эпохи феодализма. Тб., 1981. Т. 2 (на груз. яз.); Чачхунашвили Ц. К истории храма Никорцминда//Дзеглис мегобари (Друзья памятников культуры). Тб., 1986. 1. С. 23-24 (на груз. яз.); Аннотированный словарь личных имен, XI-XVII вв./Сост.: Д. Клдиашвили и др. Тб., 1991. Т. 1 (на груз. яз.); Бочоридзе Г. Исторические памятники и древности Рача-Лечхуми. Тб., 1994 (на груз. яз.); Двали М. Никорцминда - что было сделано для ликвидации последствий землетрясения 1991 г.//Дзеглис мегобари. 1996. 1 (92). С. 13-17 (на груз. яз.); Бахтадзе М. Институт эриставства в Грузии. Тб., 2003 (на груз. яз.); Кезевадзе М. Церкви и священнослужители Рачи во времена экзархата. Кутаиси, 2005 (на груз. яз.). Г. Чеишвили План кафоликона мон-ря Никорцминда С т. зр. плана кафоликон Н. входит в группу многоапсидных храмов. Церкви этого типа характерны для определенного периода груз. зодчества, встречаются пяти- и более апсидные церкви, временной диапазон ограничен периодом кон. X - нач. XI в. ( Джабуа. 2012. С. 146-152): это храмы Олтиси, Гогиуба, Киагмис-Алти, Бочорма, Кацхи, Ноджихеви, Кумурдо и Н. Наибольшее сходство имеют планы Н. и Кумурдо. Кафоликон Н. в плане представляет радиально расположенные 5 апсид ярко выраженной подковообразной формы; прямоугольный зап. рукав и глубокая алтарная вима удлиняют здание по вост.-зап. оси. Внешне храм имеет форму креста. К апсиде алтаря с севера и юга прилегают 2-этажные боковые пастофории (жертвенник и диаконник). Апсидные часовни, приблизительно такой же прямоугольной планировки, расположены в зап. части церкви по обе стороны западного рукава.

http://pravenc.ru/text/2577593.html

«При поддержке СМИ ставшее общественной нормой добровольческое движение принесет свои реальные результаты, которыми будут общение, взаимопонимание, преодоление всевозможного рода фобий, страхов, особенно перед людьми другой национальности, другой религиозной традиции. Потому что когда все вместе делают одно дело, тогда это становится самой лучшей основой для того, что мы называем добрососедством и дружбой», — сказал архипастырь. «Очень надеюсь, что сегодняшняя встреча послужит практическому диалогу, а последующая работа сделает нашу жизнь лучше, а людей счастливее», — заключил владыка Феофилакт. С сообщениями в рамках встречи также выступили председатель исполкома Координационного центра мусульман Северного Кавказа, муфтий Ставропольского края Мухаммад-хаджи Рахимов, глава Всероссийского общественного движения «Волонтеры победы» О.Н. Амельченкова, исполнительный директор Ассоциации СМИ Северного Кавказа А.М. Якушев, председатель Ставропольского регионального отделения Союза журналистов России, шеф-редактор газеты «Ставропольская правда» В.В. Балдицын и главный редактор телеканала «Архыз 24» М.М. Батчаева. В завершение встречи В.Р. Легойда и архиепископ Феофилакт наградили победителей V Межрегионального открытого фестиваля-конкурса «Благословенный Кавказ». В номинации «Лучший информационный сюжет» за сюжет «Рожденные в Рождество» приз получила корреспондент службы информации телеканала «Архыз 24» М.С. Лайпанова. В номинации «Лучшая телевизионная программа» за сюжет об общине глухих и слабослышащих города Ставрополя награждена редактор программы «Ставропольский благовест» Е.И. Зубкова. В номинации «Открытие года» за сюжет об открытии реабилитационного центра в селе Благовещенка приз получила ведущая программ редакции информации вещательного телевизионного канала «Кабардино-Балкария» ГКУ «КБР-медиа» А.М. Эристаева. В номинации «За верность профессии» награду получила руководитель телестудии «Град Креста» Ставропольской и Невинномысской епархии Л.А. Склярова. В номинации «Диалог культур» за программу «Дело веры и любви» награждена корреспондент ГТРК «Алания» И.П. Кабулова. В номинации «Православие в сети Интернет» за публикацию о приюте-пансионе «София» награда вручена корреспонденту информагентства ТАСС Н.Н. Колосовой.

http://patriarchia.ru/db/text/5299552.ht...

Связь с эфиром СМС: с мобильного телефона пошлите на короткий номер 5522 слово ВЕРА и через пробел вопрос, который хотите задать. Звонок в студию во время прямого эфира: 8 495 959-59-39. Звонок в студию: 8 495 950-63-56. Написать письмо: info@radonezh.ru play_arrow pause mute max volume play stop repeat Радио Радонеж Update Required To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin . «Святыни Абхазии» — автор и ведущая Ю. Павлюченкова, передача 12 08.09.2015 23:00 Храм  основан в самом начале XI века, и основателем его был Баграт III – первый царь объединенной Абхазии.   Сын Гургена II, представитель династии Багратионов. С первых же дней царствования Баграта III выявились разногласия между царем и родовитыми азнаурами. Баграт, приемный сын Давида Курапалата, был внуком картвельского царя Баграта II и племянником царя абхазов. Таким образом, Баграт являлся наследником трех престолов, что имело очень важное значение. Также большое значение придавалось его личным качествам. Баграт III большое значение придавал присоединению Кахети и Эрети. После двухлетней войны в 1008–1010 годах Баграт присоединил их и поставил там своих эриставов. С этих пор Баграт III величался «царем абхазов, картвелов, ранов и кахов». Бедийский храм Баграт III построил, и освятил  в 1003 году, там было и  царское погребение. Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Добавить комментарий Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: info@radonezh.ru Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

http://radonezh.ru/radio/2015/09/08/23-0...

В итоге Южная Осетия постепенно оказалась под властью князей Эристави и Мачабели, несмотря на то, что осетины вошли в состав России гораздо раньше грузин и повинности грузинским князьям не платили. Александр I даже предложил князьям отказаться от югоосетинских земель, посулив взамен ежегодную пенсию в размере 5000 рублей. Князья отказались, хотя сумма была приличная (хотя вся повинность с них тогда составляла 2300 рублей в год). И все же претензии князей на полное господство над южными осетинами Сенатом были отвергнуты. Александр I переводит южных осетин в разряд государственных крестьян, ограждая их от посягательств грузинских князей. Вдобавок к этому 19 февраля 1851 г. Сенат признал, что князья Мачабели не представили уважительных доказательств действительного владения осетинами на крепостном праве и счел необходимым «решение Тифлисской палаты уголовного и гражданского суда отменить, а князьям Мачабеловым отказать в домогательстве о признании их права над осетинами». В чем же тогда юридическая закавыка грузино-югоосетинского конфликта, если правовой базы для претензий на Южную Осетию у грузин не было? Все дело решила пустяковая, даже рутинная формальность. Фискальный и частично административный контроль над землями Южной Осетии, слишком неудобный для осуществления по причине недостатка дорог и коммуникаций через Большой Кавказский хребет (вспомним Рокский туннель), впоследствии были переданы царской властью Грузии. Разумеется, после распада Российской империи, когда 26 мая 1917 г. Грузия провозгласила свою независимость, она сразу же представила полные претензии на Южную Осетию. Это вызвало резкий протест осетинского народа. В июне 1918 г. Горский съезд Южной Осетии отверг присоединение к Грузии, а через год грузинские войска вторглись в Южную Осетию. Начиная с 17 июня 1920 г. грузинские войска сожгли практически все села, вырезали население, не щадя ни детей, ни женщин, ни стариков. Вот выдержки из дневника палача осетинского народа Валико Джугели, «рыцаря грузинского национального движения», как называл его Троцкий: «Всюду вокруг нас горят осетинские деревни... В интересах борющегося рабочего класса, в интересах грядущего социализма, мы будем жестоки. Да, будем. Я со спокойной душой и чистой совестью смотрю на пепелище и клубы дыма... Я совершенно спокоен». В итоге в Южной Осетии за 1918-1921 гг. от грузинских рук, по различным источникам, погибло от 5 до 20 тысяч осетин, стало беженцами от 20 до 50 тысяч. Как это похоже на то, что сделал в 1990-1991-х гг. Гамсахурдиа с его призывом «Грузия - для грузин!» и Саакашвили в 2008 г. с его «единой и неделимой Грузией»!

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/1...

Приоритетным направлением внешней политики св. Давида было установление более тесных связей с Киевской Русью. Сведения груз. нарративных источников о контактах между грузинами и русскими («варангами») датируются XI в. ( Сумбат Давитисдзе. История и повествование о Багратионах/Пер., введ. и примеч.: М. Д. Лордкипанидзе. Тбилиси, 1979; «Картлис Цховреба»). Описание одной из встреч грузин с русскими в IX в. имеется во «Всеобщей истории» арм. историка Степаноса Таронеци (по прозвищу Асолик). Однако можно предположить, что понятия «русский», «русский народ» были известны грузинам и ранее, поскольку Сумбат Давитисдзе употребляет эти термины без к.-л. комментариев. В груз. летописях и документах в качестве синонимов слова «русский» употребляются слова «сквити» (скифы) и «склави» (славяне). Автор «Картлис Цховреба», описывая обострение отношений между Багратом IV и эриставом Липаритом Багваши, отмечает, что на стороне царя сражались 3 тыс. «варангов». С нач. XII в. русско-груз. отношения стали более интенсивными. В «Описании Грузии» Павла Алеппского (1667; рус. пер.: Грузия в XVII ст. по изображению Патр. [Антиохийского] Макария/Публ.: П. Жузе//ПС. 1905. 5. С. 66-93) имеются сведения о политических контактах между св. царем Давидом и вел. кн. Киевским Владимиром Мономахом в связи с переселением в Г. половцев. Большое значение для Г. имели северокавк. народы, к-рые могли сыграть важную роль в борьбе с турками-сельджуками и консолидации Кавказа. Посредством христианизации горцев Г. распространяла на них свое политическое, экономическое и культурное влияние, что иногда встречало сопротивление: так, при св. царице Тамаре были выступления дидойцев и пховцев. Во времена Давида Строителя Г. имела также связи с вайнахами (в груз. источниках - дзурдзуки, или кавкасиане), с народами Дагестана и адыгами (джики). Влияние Г. на северокавк. народы отразилось в языке этих народов: множество груз. слов вошло в их словарный фонд, получила распространение груз. письменность, часто встречаются надписи на груз.

http://pravenc.ru/text/168205.html

(Армазисхеви, Карсани, Арагвиспири, Жинвали, Ахали-Жинвали, Эрцо, Модинахе, Клдеети, Череми, Ничбисисхеви) становится доминирующим. Даже после установления христианства гос. религией в Вост. Грузии данный способ захоронения продолжал существовать в V-VIII вв., особенно в горных и предгорных районах страны (Модинахе, Ахали-Жинвали, Бетаниа, Цхваричамиа, Рачисубани, Санта, Гантиади), что связывают с сохранением на этих территориях элементов язычества. Груз. летописи упоминают имена и др. божеств. Сын Парнаваза Саурмаг «сотворил двух идолов, Аинину и Данину, и воздвиг над дорогой в Мцхету» ( Леонти Мровели. Жизнь. С. 27); 4-й царь династии Парнавазиани Парнаджом «построил крепость Задени и создал идола по имени Заден». Ему же принадлежит и попытка внедрить маздеизм в Картли. Согласно сведениям летописца, он «возлюбил веру персов, огнепоклонство, привел из Персии служителей огня и волхвов и посадил их в Мцхете, на том месте, которое ныне называется Могвта, и начал открыто проклинать идолов» (Там же. С. 29), что вызвало народные волнения; против царя выступили также и эриставы нек-рых областей царства. Во 2-й пол. III в. Картлийское царство попало под влияние сасанидского Ирана. В наскальной надписи 262 г. («Кааба Зороастра») среди 66 царей и правителей, подчиненных шаху Шапуру, на 4-м месте упоминается картлийский царь Амазасп ( Меликишвили. К истории. С. 292-394). Согласно груз. летописцу, Амазасп во 2-й половине своего царствования, «отвернувшись от Рима, возлюбил персов». Влияние маздеизма подтверждается и археологическими исследованиями: гробницы питиахша Берсума (могильник питиахшев II-V вв. в Армазисхеви, близ Мцхеты) с вторичным захоронением и др. чертами, характерными для маздеизма. Аристократия и население Картлийского царства неоднозначно относились к смене политической и религ. ориентации гос-ва. Так, от царя Амазаспа «отреклись пятеро эриставов запада» ( Леонти Мровели. Жизнь. С. 57). Помимо местных или вост. культов в Картлийском царстве появлялись культы греко-рим.

http://pravenc.ru/text/168205.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 КИПИАНИ ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Димитрий Кипиани. Фото 1870-х гг. Дмитрий Иванович Кипиани (груз. ; 1811 / 1814 - 1887 ), культурный и общественный деятель Грузии, мученик Память 14 апреля (Груз.) Родился 14 апреля 1811 или 1814 года в селе Мерети Горийского уезда Тифлисской губернии в семье дворянина Ивана (Кочо) Кипиани, рано скончавшегося. Мать Димитрия, Варвара Пурцеладзе, дала сыну начальное образование. В 8-летнем возрасте его брат Кайхосро, служивший на таможне в Сурами, перевёз мальчика в Тифлис и устроил в училище для благородных детей. Димитрий жил в семье дальней родственницы отца, Мариам Кипиани, и её супруга, прапорщика Никифора Фёдорова, усыновивших его. В 1830 году, по окончании училища, которое тогда же стало 1-й тифлисской гимназией, был принят в неё на должность учителя. Преподавал грузинский и русский языки, географию и арифметику. В 1832 году наряду с многими грузинскими офицерами, писателями, учёными, учителями был членом тайного общества, которое под рук. А. Орбелиани, Э. Эристави, С. Додашвили и других и при поддержке некоторых сосланных на Кавказ декабристов готовило восстание с целью восстановления независимости Грузии . Кипиани был арестован и выслан в Вологду , где служил в канцелярии губернатора. Отличаясь особой прилежностью, усердием и честностью, он вскоре стал секретарём, затем начальником канцелярии. В 1837 году по ходатайству вологодского губернатора генерал-лейтенанта Д. Н. Болговского ему был разрешён въезд в Грузию. Кипиани поступил на место секретаря правителя Имерети Я. М. Эспехо, затем был принят в канцелярию главноуправляющего Грузией (с 1844 года - наместника на Кавказе), где работал секретарём, до 1864 года занимал руководящие должности столоначальника, начальника хозяйственного отдела, директора канцелярии, члена совета главного управления и др.

http://drevo-info.ru/articles/13675514.h...

Нашествие Тамерлана. Баграт IV Казалось, многострадальной Грузии дано было отдохнуть от ее зол не более как на два человеческих возраста только для того, чтобы собраться с силами для перенесения новых испытаний, ибо ей готовилось нашествие страшнее монгольского: Тамерлан явился па горизонте испуганной Азии (1360г.). Протекло более двадцати лет царствования Баграта, который твердо сидел па престоле отеческом, назначая по произволу покорных ему удельных властителей; он старался изгладить следы морового поветрия, опустошившего его державу, и вот внезапно настигло его иное бедствие. Издали приближалась гроза, сокрушавшая дальние и ближние царства, Индию, Персию, Оттоманов; уже султан их Баязид сидел в клетке Тимура: наконец он наступил и на Грузию (1387г.). Баграт приготовился к сильному отпору и, отпустив сына Георгия в Имеретию, сам заключился в Тифлисе. Кровопролитна была полугодовая осада, но сила наконец одолела мужество; Царь со своим семейством пленником был приведен в стан Тимура; милостиво принял его победитель; но, несмотря на все убеждения и угрозы, не хотел отречься Баграт от Господа своего и Спаса и узником последовал за станом ратных, разорявших его достояние. Пройдя с огнем и мечом весь Дагестан, Тимур покорил Лезгин и поселил у подножия Кавказа магометанские племена, чтобы их влиянием удержать в зависимости обширный край; с тех пор стало угасать там Христианство, с таким успехом проповеданное при Давиде и Тамаре. Георгий основался в Имеретии, всегдашнем убежище царей при нашествии завоевателей, и покорил там возмутившегося Эристава от племени Давида Нарина. Наконец Баграт, наскучив долгим пленом, притворно принял Магометанство и испросил себе дружину у Тамерлана, будто бы для того, чтобы проповедовать Исламизм в своем царстве; навстречу ему вышел сын Георгий, и общими силами истребили они Татарских пришельцев. Раздраженный Тимур вторично наступил на Грузию со всеми своими полчищами; в окрестностях Тифлиса закипела опять жестокая битва, которая стоила много крови обеим сторонам, ибо отчаяние заменяло силу.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Подобную же попытку делает и автор Повести временных лет. «Подражая грузинской летописи, он под 6360 (852) годом пишет: «...а от первого лета Михаилова до первого лета Олгова, Русского князя, лет 29; а от первого лета Олгова, понелиже седе в Киеве, до первого лета Игорева лет 31; а от первого лета Игорева до первого лета Святьславля лет 33; а от первого лета Святославля до первого лета Ярополк лет 28; а Ярополк княжи лет 8; а Володимер княжи лет 37; а Ярослав княжи лет сорок. Темже от смерти Святославля до смерти Ярославли лет 85; а от смерти до Ярославли смерти Святополчи лет 60» 562 . По свидетельству Картлис Цховреба грузины, в союзе с горцами Кавказа, победили хозар, выстроили города на границе Хозаретии и сделали их своими данниками, потом хозаре усилились, одержали верх над картлоссианами и наложили на них дань 563 . Нашествие хозар под предводительством царя Мадьяса на Грузию и вообще на Малую Азию исторический факт VII столетия до Р, X., известный под названием великого вторжения скифов в Азию, где они господствовали 28 лет. Русский летописец позаимствовал это известие и приложил к русским, при чем вместо победы вначале помещает поражение своих соотечественников хазарами и говорить о баснословной дани: «вдаша, от дыма мечь», а потом говорит о том, как сами наложили на хозар дань 564 . На основании Asmath (asmaT)-uмehu воспитательницы героини Барсовой кожи-Нестань Дареджани сочинение название Асмуд-имя кормильца Святослава (Лавр., стр. 54, 57). He смущайтесь превращением здесь женского имени в мужское, аналогичный пример мы находим в русской же летописи под 1000 годом в женском имени Мальвредь, переделанном в мужское имя Малевред, с прибавкою эпитета сильный, как об этом будет сказано в следующей главе. Картлис Цховреба, повествуя о древней эпохе грузинской истории, говорит о случаях низложения одной династии и приглашения другой. О втором царе Саурмаге (237–162) читаем, что в это время устроили совещание Эриставы Картли и постановили: «He добро нам, что мы подчиняемся роду же нашему (Саурмаг происходит из Картлоссианской династии), соединимся вместе, убьем Саурмага, будем свободными, как вначале и станем платить дань тому, кто окажется могущественным.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И в таком положении мы наиболее успокоимся... 565 . Но затея оказалась неудачной. Далее, о четвертом царе Фарнаджоме (112–93 г. до Р. X.) летописец говорит, что народ был против него, за его религиозные реформы в духе Персидском,-за введение огнепоклонства. Грузины послали депутацию к аршакидам с просьбою о возведении на место отступника от отечественной религии царя Фарнаджома, зятя Мирвана Аршака. Фарнажом был изгнан и Аршак провозглашен царем Грузии 566 . Ha основании этих рассказов у русского летописца под 862 годом появилась повесть об изгнании варягов 567 , которым платили дань славянские племена (Чюдь, Словна, Меря, Кривичи и Весь), живущие на севере. «Почаша сами в собе володети», говорит летописец Но когда у них пошли усобицы и убедились, что сами они не могут управлять собою, решили: «поищем собе князя, иже бе володел нами и судил по праву» 568 . По свидетельству Картлис Цховреба царь Грузии Асфагур умер в 265 г. после Р. X., оставив единственную дочь свою Абушеру наследницею престола. Совет эриставов, вследствие пресечения в Грузии мужской линии царствовавшей династии, выслушав обширную речь Спаспета Майжана о том, что, лишившись царя, они не могут в надлежащем порядке держать царство, вести войны с окружающими врагами и держать себя в почете, решил обратиться чрез своих послов к персидскому царю Сапору о назначении одного из сыновей его царем Грузии и соединении его с наследницею престола. Когда грузинские послы явились с просьбой народа к Сапору, он спросил их: «где город Мцхет, как он велик и обширен». Получив ответ, Сапор отправил сына своего Мириана на царство в Грузию 569 . Автор русской летописи эти два факта соединил вместе и у него явился рассказ о приглашении варягов: «Поишем себе, князя, иже бы володел нами и судил по праву Земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет да поидете княжит и володеть нами» 570 . Мотивы призвания и в Картлис Цховреба и в русской летописи вполне аналогичны. По хронике Сумбата прибыли в Грузию четыре брата из пленных евреев и здесь стали властвовать: первый сделался правителем в Картли, второй-в Кахетии, а остальные двое в Камбечовани (Сигнахский уезд) 571 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010