После этого, как пишет Бери Эгнаташвили, сыновья Заала Зураб и Наберал бежали в Самцхе, но были схвачены людьми Вахтанга-Шахнаваза, отправившего их, откровенных своих врагов, " к каэну " (шаху). " Но эристав Шалва и Элисбар, сын его, и стольник Бидзина Чолокашвили не явились к царю Шахнавазу, но отправились в Караджу к Муртузалкулихану (которого авторы синаксарных версиий, очевидно, по ошибке именуют Манфекаханом. - Г.Ц.). Он их схватил и отправил к казну. [Картлис Цховреба. Т.Н. С. 439] Аналогичные сведения имеются и в сочинении Вахушти Багратиони. " А после смерти эристава Заала, - пишет историк, - Бидзина, Шалва с братом Элисбаром оробели и не явились к царю Вахтангу, но пришли к Муртуззалихану в Караджу. Тогда хан схватил их и отправил к каэну. А каэн же выдал их кровоместникам, за то, что они истребили их элиев и их замучили за Христа " , и Вахушти тут же ссылается: " Как писано их метафрастом " [Вахушти Багратиони. Указ соч. С.600] , т.е. Виссарионом Орбелишвили. И тем не менее, как установлено в специальной литературе [Памятники древнегрузинской агиографической литературы. T.IV (Изд. Э.Габидзашвили). Тбилиси, 1968 (исследования). С. 314. На груз яз.] , сведения Вахушти Багратиони, ссылавшегося на Виссариона, должны соответствовать истинному положению вещей. Хотя историк дает лишь общее описание событий, в то время как Бери Эгнаташвили детализирует события всей этой истории, приводит дополнительные сведения, очевидно, заимствованные им из курсировавших в тогдашнем обществе устных рассказов. Исследователи заметили, что Вахушти, хотя и ссылается на " метафраста " , но в своих описаниях опирается на синаксарные версии мартирия [Памятники... T.IV. С. 313] . Кроме уже приведенного случая это видно и по данным о родстве ксанского эристава Элисбара и Шалвы. В пространной версии мы читаем: " Элизбар был бездетен и стар днями и святого Шалву, племянника (сына брата) своего усыновил и так они эриставствовали в Ксани " . Согласно Вахушти Багратиони, Ксанский эристав Элисбар был братом Шалвы. [Вахушти Багратиони. Указ соч. С.600]

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Во время русско-тур. войны (1853-1856) Д. был начальником военной канцелярии армии; в 1859-1869 гг. управлял имением мегрельских князей Дадиани. Не являясь представителем знатного груз. княжеского рода, Д., несмотря на протесты некоторых крупных феодалов-князей, был избран на пост предводителя дворянства Тифлисской (1864-1870) и Кутаисской (1880-1886) губерний. Стал первым грузином, занявшим должность главы г. Тифлиса (1876-1879), а также первым из азнауров, получивших чин действительного статского советника (1854) (Мемуары. 1990. С. 130). В 1862 г. наместником Кавказа вел. кн. Михаилом Николаевичем и Дворянским собранием Тифлиса Д. была поручена разработка проекта крестьянской реформы в Закавказье. По инициативе Д. и при его участии было образовано неск. об-в и орг-ций, сыгравших значительную роль в просвещении, образовании и культурном и социальном развитии Грузии. Д. был членом правления, вице-президентом, затем президентом созданного в 1850 г. по инициативе наместника Кавказа гр. М. С. Воронцова Кавказского об-ва сельского хозяйства, членом правящего комитета Кавказского отд-ния Имп. Рус. географического об-ва (с 1851), попечителем 1-й тифлисской гимназии (1852-1869). В 1842 г. Д. вместе с З. Палавандишвили, Г. Орбелиани, З. Эристави, Н. Бараташвили и др. открыл частную б-ку в своем доме. В 1848 г. он передал собрание б-ки (ок. 500 томов) в фонд образованной в Тифлисе в 1846 г. 1-й на Кавказе публичной б-ки (ныне Национальная парламентская б-ка Грузии). В нач. 50-70-х гг. XIX в. Д. вместе с Г. Эристави участвовал в возрождении груз. драматического театра. В 1879 г. вместе с прав. Илией Чавчавадзе и поэтом А. Церетели создал Грузинское драматическое об-во. Д. стоял у истоков создания груз. дворянского банка, а также важнейшей просветительной организации Грузии - Об-ва по распространению грамотности среди грузин, 1-м председателем правления к-рой стал 15 мая 1879 г. А. Церетели позже писал о нем: «Нет у нас ни одного грузинского учреждения, где бы Кипиани не был основателем: банк, общество распространения грамотности, театр или другие - все созданы по его инициативе» ( Церетели. 1958. Т. 14. С. 93).

http://pravenc.ru/text/178101.html

Поэтическая деятельность Иосифа Джугашвили продолжалась всего четыре года, с 1893-год по 1896-й. Рукописи его стихотворений безвозвратно (?) утеряны, поиск его прижизненных публикаций по объективным причинам ограничен. Сегодня мы публикуем несколько стихотворений незаслуженно забытого нами и самим собой поэта и возвращаем его имя читателям.   Иосиф ДЖУГАШВИЛИ — СТАЛИН УТРО Озябший розовый бутон К фиалке голубой приник. И тотчас ветром пробужден Очнулся ландыш — и поник. И жаворонок в синь летел, Звенел, взмывая к облакам. А соловей рассветный пел О неземной любви цветам.   Луне Плыви в пространстве величаво Над скрытой бездною земной. Развей серебряным сияньем Туман угрюмый, мрак густой. Склонись к земле, во сне лежащей, С улыбкой нежною склонись. Спой колыбельную Казбеку, Чьи льды, светясь, стремятся ввысь. Но твердо знай, кто был однажды Унижен и повергнут в прах. Еще с Мтацминдой станет вровень И веру возродит в сердцах. Цари на темном небосводе! Играй лучами и цари… И край родимый тихим светом, Небесным светом озари. Я душу всю тебе открою. Я руку протяну тебе!.. Сияй, Луна — душа Вселенной! Сияй, Луна, в моей судьбе!   Поэту, певцу крестьянского труда, князю Рафаэлу Эристави Когда-то гнет крестьянской доли Тебя, певец, потряс до слез. Но, Боже, сколько зла и боли С тех пор увидеть довелось. Но родиной всю жизнь хранимый, Ты песни не забыл свои. С ее мечтой всю жизнь единый, Ты снова молод от любви. Три возраста Иосифа Сталина Певца отчизны труд упорный Еще вознаградит народ. Уже пустило семя корни, И жатва тяжкая грядет. Не зря таких, как Эристави, Мой край любимый породил, И что тебе земная слава?.. Ты вечность песней покорил. Когда луна своим сияньем Вдруг озаряет дольний мир, И тень ее за дальней далью Исходит синевой в эфир. Когда над рощей безмятежной Взмывает песней соловей, И саламури голос нежный Звучит всю ночь в душе моей. Когда, переведя дыханье. Вновь родниковый ключ звенит, Когда в тревожном ожиданье Бессонный лес в ночи молчит. Когда герой, гонимый тьмою,

http://ruskline.ru/analitika/2022/01/09/...

Бери Эгнаташвили (начало XVIII в.), хорошо осведомленный об описываемых Виссарионом событиях, пишет: " Тогда неверные агаряне насильничали по всей Кахети и нанесли много зла жителям Кахети, разорили и осквернили святые церкви. Тогда некий путник - священник шел одиноко в Кахети по пути своему. И на пути том встретились этому иерею несколько татар. И схватили его те враги неверные и завистники веры Христовой. Насильно связали священника и произвели над ним нечто мерзостное, которое суть грех содомский и отпустили. А священник тот пошел и явился в Душети. Сидели вместе эристав Заал и супруга его. Склонил пред ними священник колени и взмолился: " Ты Заал эристав и правитель Кахети, а неверные агаряне разорили Кахети сполна и меня схватили в пути и произвели надругательство надо мной, связанным по рукам, осрамили, свершив надо мной дело несказанно срамное. И отныне ответ за это ты держи, ты должен ответствовать Богу, ибо тебе вверена Кахетия. [Бери Эгниташвили. Новая история Грузии//Картлис цховреба. T.II. Тбилиси. 1959. С.438. На старогруз.яз.] О надругательстве персидскими насильниками над священником как поводе к всенародному восстанию против поселенных в Восточной Грузии " татар " говорит кратко и историк Вахушти Багратиони. Взамен престарелого царя Ростома, говорит Вахушти, персы в 1657 г. посадили в Кахети правителем Салимхана. Правление Кахети он делил с арагвским эриставом Заалом ( " Салимхан правил Кахети, советуясь с ним " ). По Вахушти Багратиони, именно Салимхан верховодил массовым заселением элиями (туркменами) Кахети, центром которых стала, как свидетельствуют источники, возведенная ими в деревне Бахтриони крепость. И стали они, пишет историк, " осквернять святые церкви и превратили их в стойбище своих стад, было и горя премного от них в Кахети и от воров леков " . Но Салимхан, пишет Вахушти, в отношении всего производимого врагами в Кахети был безразличен. " Но однажды некий священник шел по центру Кахети, схватили его татары и осквернили (грехом) Содома и отпустили " . Оскверненный пастырь предстал " пред Заалом и говорил так: " Тебе вверена почти вся Кахети. Ныне надо мной надругались татары, за что ты же ответишь Христу в великий День Суда " . Слыша это Заал взял клятву с подданых и пшав-хевсур-тушов и Бидзины стольника и эристава Ксанского и Шалвы с его братом Элисбаром ...Собрал их всех " . " Вначале напали на Бахтриони и сокрушили и истребили татар " . Сам Заал, очевидно, по старости не принимал непосредственного участия в восстании, возложив всю ответственность на своего сына Зураба. " Затем (напали) на Алаверди и затем истребили элиев по всей Кахети, ибо не оставили даже грудных младенцев в колыбели и освободили Кахети. До Карагаджа не дошли, потому как Салимхан ушел оттуда, а там сидел Муртазахан, и вернулись победно " [Вахушти Багратиони. Описание Царства Грузинского. Тбилиси. 1973. С. 600. На старогруз.яз.]

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

В 1752 г. на имеретинский престол взошел 17-летний Соломон I, поставивший целью централизацию страны, уничтожение торговли невольниками и освобождение от тур. ига. Недовольные политикой царя имеретинские феодалы эристав Рачи Ростом и дед царя Леван Абашидзе вступили в сговор с турками. Соломон I заключил союз с мегрельским и гурийским князьями. Он упорядочил налогообложение, отменил нек-рые налоги и заручился поддержкой крестьян. 14 дек. 1757 г. одержал победу в Хресильском сражении, в к-ром погиб находившийся на стороне турок Леван Абашидзе. Поместья князей-сепаратистов были конфискованы. В 1759 г. на Церковном Соборе большинство высших церковных должностей получили сторонники Соломона, что ослабило власть католикоса Виссариона. Присутствовавшие на Соборе князья (за исключением абхазского) и рачинский эристав Ростом отказались от торговли невольниками и подписали «клятву верности» Соломону. В 1760 г. ахалцихский паша потребовал официально восстановить торговлю невольниками, но получил отказ. В ответ турки в 1760-1763 гг. трижды совершали неудачные походы на Имерети. В 1765 г. они заняли Гурию, а одишского кн. Кацию II Дадиани, шурина Соломона, вынудили снабжать их продовольствием и предоставить возможность перезимовать. В 1766 г. 100-тысячное тур. войско, на стороне к-рого были двоюродный брат царя, претендент на престол Теймураз, и Ростом, вторглось в Имерети. Соломон безрезультатно обращался за помощью к России. Турки взяли Кутаиси и объявили царем Теймураза, после ухода основного войска Соломон освободил Имерети. Развернулась партизанская война, тур. гарнизоны оказались запертыми в крепостях. Порта отказалась не только от покорения Имерети, но и от ее вассальной зависимости. По Стамбульскому договору (1767) Турция признала гос-во Имерети под своим покровительством, имеретинский царь должен был ежегодно поставлять ко двору султана 60 девушек, но в том же году Соломон отказался выполнять это условие. Ираклий II дважды тайно посылал войско в помощь Соломону, а закрыв дорогу на Картли, он лишил турок возможности нападения на Имерети из Вост. Грузии. Заключение мира с турками облегчило Соломону I решение внутренних проблем: в 1768 г. в битве при с. Цхрацкаро он взял в плен и казнил Теймураза, в 1769 г. он способствовал избранию католикосом Зап. Грузии своего брата Иосифа, митр. Гелатского. Захватив эристава Ростома с сыновьями, присоединил Рачу к Имерети. Отношения с Россией, заключение Георгиевского трактата

http://pravenc.ru/text/168205.html

Вост. Грузия при Теймуразе II и Ираклии II Вост. Грузия продолжала оказывать сопротивление Ирану: в 1732 г. погиб кахетинский царь Константин II. При Теймуразе II (царь Картли в 1744-1762) и Ираклии II (царь Кахети в 1744-1762, царь Картли-Кахети в 1762-1798) борьба еще более активизировалась и даже увенчалась успехом: шах Ирана Надир был вынужден согласиться не только на царствование отца и сына в Картли и Кахети, но и на их помазание по христ. обычаю (1745) - после более чем 100-летнего правления царей-мусульман это было важным событием в истории Г. Правление отца и сына укрепило Вост. Грузию: в условиях осложнившейся внутренней и внешней обстановки в Иране поддержке со стороны правителей Картли-Кахети при шахском дворе придавалось особое значение. Благодаря их осторожной и гибкой политике Вост. Грузия обрела полную независимость от Ирана: еще при жизни Надир-шаха дань была снижена в 8 раз и иран. войско в Картли подчинилось Теймуразу II. Воспользовавшись восстанием (1748) претендента на престол внучатого племянника Вахтанга VI, Теймураз и Ираклий заменили кызылбашские гарнизоны в тбилисских крепостях Метехи и Табори грузинскими. В то же время было упразднено Арагвское эриставство, шахской грамотой в состав Картли-Кахети были включены Казахское и Борчалинское султанства. В 1748 г. в последний раз Ирану была уплачена дань, Картли-Кахети обрела независимость. В 1750-1752 гг. груз. войско нанесло неск. поражений атрпатаканскому, карабахскому, тебризскому и ширванскому ханам, покровительства Картли-Кахети попросили и стали ее данниками Гянджинское, Ереванское и Нахичеванское ханства. Усилившееся гос-во успешно отражало набеги лезгин. В 1754 и 1755 гг. при Мчадиджвари и Кварели было разбито войско аварского правителя Нурсал-бека. В 1758 г. Теймураз и Ираклий заключили военный союз с имеретинским царем Соломоном I, совместно с к-рым разбили вторгшееся в Картли в 1759 г. 8-тысячное войско лезгин. После смерти Теймураза II в России (1762) царем Картли-Кахети стал Ираклий II, к-рый продолжил политику централизации страны. В 1765 г. он расправился с участниками заговора Пааты Батонишвили, незаконного сына Вахтанга VI, подчинил своей власти Баидарское султанство, упразднил Ксанское эриставство (1774), законодательно закрепил крепостную зависимость, что в конечном счете способствовало защите прав крестьян и хозяйственному подъему страны.

http://pravenc.ru/text/168205.html

В январе 1845 года женился на Нине Чилашвили, от которой у него было шестеро детей (трое умерли в детстве). Старший сын Николай (Нико) (1846-1905) стал известным учёным, публицистом, издателем, жил в Бельгии; Константин (Коте) (1849-1921) - лексикограф, актёр, теоретик театра, считается основателем грузинской реалистической актерской школы, автор «Русско-грузинского словаря по астрономии, зоологии, минералогии и разных терминов и технических слов» (1896); дочь Елена Кипиани-Лордкипанидзе (1855-1890) - писатель, журналист, театральный критик, актриса. Ей принадлежат переводы Мольера, Ги де Мопассана, Альфонса Доде, в 1883 г. она учредила альманах " Грузинская библиотека " , собирала грузинский фольклор и церковные песнопения. Во время русско-турецкой войны (1853-1856) Дмитрий Кипиани был начальником военной канцелярии армии; в 1859 - 1869 годах управлял имением мегрельских князей Дадиани. Не являясь представителем знатного грузинского княжеского рода, он, несмотря на протесты некоторых крупных феодалов-князей, был избран на пост предводителя дворянства Тифлисской (1864-1870) и Кутаисской (1880-1886) губерний. Стал первым грузином, занявшим должность городского головы Тифлиса (1876-1879), а также первым из азнауров, получивших чин действительного статского советника ( 1854 ). В 1862 году наместником Кавказа великим князем Михаилом Николаевичем и Дворянским собранием Тифлиса Д. Кипиани была поручена разработка проекта крестьянской реформы в Закавказье. По его инициативе и при его участии было образовано несколько обществ и организаций, сыгравших значительную роль в просвещении, образовании и культурном и социальном развитии Грузии. Д. Кипиани был членом правления, вице-президентом, затем президентом созданного в 1850 году по инициативе наместника Кавказа графа М. С. Воронцова Кавказского общества сельского хозяйства, членом правящего комитета Кавказского отделения Императорского Русского географического общества (с 1851 года), попечителем 1-й тифлисской гимназии (1852-1869). В 1842 году вместе с З. Палавандишвили, Г. Орбелиани, З. Эристави, Н. Бараташвили и другими открыл частную библиотеку в своём доме. В 1848 году передал собрание библиотеки (ок. 500 томов) в фонд образованной в Тифлисе в 1846 году первой на Кавказе публичной библиотеки (ныне Национальная парламентская библиотека Грузии). В 1850-1870-х годах вместе с Г. Эристави участвовал в возрождении грузинского драматического театра. В 1879 году вместе с праведным Ильёй Чавчавадзе и поэтом А. Церетели создал Грузинское драматическое общество. Д. Кипиани стоял у истоков создания грузинского дворянского банка, а также важнейшей просветительной организации Грузии - Общества по распространению грамотности среди грузин, первым председателем правления которой стал 15 мая 1879 года. А. Церетели позже писал о нём: " Нет у нас ни одного грузинского учреждения, где бы Кипиани не был основателем: банк, общество распространения грамотности, театр или другие - все созданы по его инициативе " .

http://drevo-info.ru/articles/13675514.h...

790 См. ст. в армянской газ. Мшак 1897, 137, 138, 144, 145, 148, 149. В груз. газете „Иверия“ ряд статей разных авторов, в „Кавказе“ письма г. Изашвили и пр. 792 Клапрот ничего существенного сравнительно с Шарденом и Турнсфором не сообщает, и потому г. Сарухан его по справедливости игнорирует. 793 Об обращении его в католицизм см. Р. Rocco. Storia delle missioni dei Cappucini, Roma 1873, стр. 369. 370. О переходе в католическое вероисповедание Саввы Сулхана Орбелиани и прибытии с ними в Грузию из Европы 12 капуцинских монахов известно г. Сарухану. Об этом и я говорил в первой статье. Прибавлю только, что католическая миссия различает Эристави Орбелиани весьма ясно. См. в Арх. Fide Propag. письмо папы Иннокентия III от 1692 г. к Бардзиму Эристави, которого глава католицизма приветствует с присоединением к его прозелитам и благодарит его за защиту католиков от гонений, воздвигнутых на них армянами. 795 После разделения церквей в 1054 г. в Грузии папы долго упоминались в числе 5 вселенских патриархов. Жорданиа. Хроники и пр. см. у него гуджары, надписи, стр. 75, 101, 140, 142, 150 и др. 798 Булла папы от 1349 г. „Dilecto filio Bertrando“ и особо „Dilectis filiis univevsis vassalis ecclesiae Thefeleciensis“... 800 Lettera di re Vactang all’ internunzio Jmenial dirling en favore d’intervenie all interno dei chrismioni di giorgia (Archivia Ces Reg d. Viena) О сношениях же папы с царем Луарсабом см. Antoine de Gorrea. Relat. Des grandes guerres et victoires de chach Abbas. Помимо того в архиве Ватикана хранится письмо папы Павла III, приносящего благодарность царюˆза хороший прием миссионеров. 802 Назовем одного „Эристави Ардишеви“, (?) родственника царя, перешедшего в католицизм в 1688 г. См. документ капуцинов в Рим. архиве F. P. 803 Sacedoti giorgiani alunni del collegio urbano (Registri degli alunno del collega Urbano vol. I, dal 1633 al 1753г. 804 Les Théatins vinrent en Mingrele l’an 1627. Ils у furent recus comme medecins. Lesthéatins disent que le profit spirituel qu’ils sont dans се payslà est le baptasa des enfants. Chardin. Voyage en Perse, p. 88 (Amst. 1711). Капуцины сами в 1671 г. в Имеретии насчитывали более 100 католиков-грузин.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Отец Феодосий все время своего пребывания духовником келлии старался проводить именно эту линию. Правда, он не смог добиться уважения иверцев, но он добился более важного и весомого: многие подопечные ему человеческие души благодаря избранной им вышеназванной тактике избежали озлобления и ожесточения и действительно достигли святости. Следуя известной пословице «яблоко от яблони недалеко падает», чтобы хорошо представить себе, какой порядок был у отца Феодосия во вверенном ему братстве, приведем пример гостеприимства келейника отца Феодосия отца Пахомия. «Вскоре, — пишет посетивший келлию отец Денасий (Юшков), — заявился ко мне с изъявлениями благодарности за посещение их отец Пахомий, келейник почетнейшего из братства духовника иеромонаха отца Феодора, в миру князя Федора Георгиевича Эристави. Отец Пахомий, заметив, что я весьма утомился и запылился, в особенности же крайне изнемог ногами, догадался исполнить совет преподобных отцов: обмыть ноги путнику. Выйдя от меня, из маленькой комнаты — архондарика, через несколько минут он является с тазом, наполненным водой, и с полотенцем. Не говоря ни слова, он ставит таз на полу около меня и молча хочет приниматься за мытье моих ног, весьма загрязнившихся от пыли. Заметив все это и сообразив, что это для меня уж очень великая честь, я стал отказываться от этой смиренной услуги покрытого сединами, хотя и не старого еще летами отца Пахомия. Последний просил и настаивал не отказываться. Но я все-таки решительно отказался от подобной услуги, примеров чему мне еще не приходилось видеть в моем путешествии по Святой Горе». Какой молитвенный настрой был в келлии отца Феодосия, хорошо видно из другого примера, приведенного отцом Денасием: «Седмичным иеромонахом был иеросхимонах Иона (духовное чадо отца Феодосия), родом из дворян. Он служил вечерню. Я не мог не заметить, чтобы он во все время совершения службы хотя однажды взглянул куда-нибудь далее своего подножья, так был он сосредоточен в себе и внимателен к своему служению. Мне это очень понравилось». А восхищенный возвышенной молитвенной обстановкой в грузинской келлии отец Владимир (Колесников) отметил в своем дневнике: «Грузины — лучшие монахи на Афоне». Отец Феодосий регулярно переписывался со старцами Руссика, спрашивая у них советов по духовным делам и прося помощи в преодолении житейских и материальных трудностей.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=42&iid=258...

Ист.: Vaxu š ti Bagrationi. Description géographique de la Géorgie, par le Tsarévitch Wakhoucht/Publ. M. Brosset. St.-Pb., 1842; он же. Описание царства Грузинского. Тб., 1941 (на груз. яз.); он же. История царства Грузинского. Тб., 1973. (КЦ; Т. 4); Brosset M. Additions et éclaircissements a l " histoire de la Géorgie. St.-Pb., 1851; idem. Rapports sur un voyage archéologique dans la Géorgie et dans l " Arménie. St.-Pb., 1851. Vol. 3. Р. 73-88; Бакрадзе Д. Археологическое путешествие по Гурии и Адчаре. СПб., 1878; Хаханов А. Гуджары. Кутаиси, 1891 (на груз. яз.); он же. Экспедиции на Кавказе 1892, 1893 и 1895 гг.//МАК. 1898. Т. 7. С. 1-68; Древности Грузии/Сост.: Е. Такаишвили. Тифлис, 1899. Т. 1; 1910. Т. 3 (на груз. яз.); Джанашвили М. Исторические и библиографические письма//Иверия. Тифлис, 1900. 173. 10 авг. С. 3-4; 174. 11 авг. С. 4 (на груз. яз.); Описание рукописей Церк. музея Карталино-Кахетинского духовенства/Сост.: Ф. Жорданиа. Тифлис, 1902. Т. 2; Евфимий Такаишвили, прав. Археологические экскурсии, разыскания и заметки. Тифлис, 1915. Т. 5. С. 77-104; Кубанеишвили. Хрестоматия. 1946. Т. 1; Описание груз. рукописей Гос. музея Грузии: Колл. H/Сост.: Л. Мепаришвили, А. Барамидзе. Тб., 1948. Т. 5 (на груз. яз.); Памятник эриставов/Сост.: Ш. Месхия//Материалы по истории Грузии и Кавказа. Тб., 1954. Т. 30. С. 305-374 (на груз. яз.); То же/Сост.: С. Какабадзе. Тб., 1979; Шарашидзе К. Материалы по истории Грузии (XV-XVIII вв.)//Материалы по истории Грузии и Кавказа. Тб., 1954. 30 (на груз. яз.); Хроника Ксанских эриставов нач. XV в./Сост.: С. Какабадзе//Письменные памятники Востока: Ежег. 1968. М., 1970. С. 103-126; Описание груз. рукописей Церк. музея: Колл. А./Сост.: Е. Метревели, Т. Брегадзе, М. Кавтария и др. Тб., 1973. Т. 1. Ч. 1; 1986. Т. 2. Ч. 1 (на груз. яз.); Грузинские док-ты IX-XV вв. в собр. ЛОИВ АН СССР/Пер., коммент.: С. Какабадзе. М., 1982; Описание груз. рукописей: Колл. A./Сост.: Т. Брегадзе и др., ред.: Е. Метревели. Тб., 2004. Т. 2. Вып. 2 (на груз. яз.); Грузинские ист. документы. Тб., 2014. Т. 3/Сост.: Т. Енукидзе, Д. Клдиашвили, М. Сургуладзе (на груз. яз.).

http://pravenc.ru/text/2463127.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010