1375 В гл. 42 сказано, что Папагия расположена «выше» (то есть северо-восточнее) Зихии. Очевидно, речь идет о еще одной группе адыгских племен. 1376 Видимо, самое восточное объединение адыгских племен. Касаки (кашаки) (в русской летописи – касоги) известны и по арабским памятникам X в. (Минорский В. Ф. История Ширвана и Дербенда. – М., 1963. – С. 206–207), но там это название имеет собирательное название для всех адыгов. 1378 Абхазское царство (эриставство) в X в. – политическое объединение, возникшее, по данным средневековых грузинских источников, в 80-х гг. VIII в. или между 786 и 797 гг. после освобождения от византийской власти с помощью хазар (Абхазия и Абхазы средневековых грузинских повествовательных источников. – Тбилиси, 1988. – С. 56–57, 127–128; Анчабадзе 3. В. Из истории средневековой Абхазии. – Сухуми, 1959; С. 56–57, Гунба М. Абхазия в первом тысячелетии н.э. – Сухуми, 1989. – С. 213–218). Эристав Леон II приходился внуком хагану хазар. Первоначально эриставство охватывало территории, преимущественно населенные абхазами, но в IX в. центр царства был перенесен в Западную Грузию, после чего оно стало, по сути дела, западногрузинским государством, игравшим важную роль в истории Грузии. Слово Авасгия имеет здесь двойной смысл: как обозначение северной области Абхазского царства и как само государство в целом. 1379 Обычно отождествляется с античным восточно-черноморским городом Питиунтом (совр. Пицунда). В этом случае приходится признать, что Авасгия (в узком смысле) в X в. не охватывала всей этнической территории абхазов либо идентефика-ция предпринята неверно. 1382 ...в земле Mopaeuu – eis ten tes Morabias gen. Tax называлось государство западных славян в бассейне Среднего Дуная, возникшее в конце VIII – начале IX вв. и достигшее расцвета в 60–80-х гг. IX в. В начале X в. Великоморавская держава погибла, будучи завоевана венграми, передвинувшимися из Северо-Западного Причерноморья. Представления о локализации моравских земель были получены, скорее всего, от представителей мадьяр (в 927–934 гг. от побывавшего у венгров посла Гавриила и ок. 948 г. при дворе в Константинополе от венгерских вождей). В трактате Константина (гл. 13 и 40) Моравия помещается западнее «Сермия» на Саве (совр. Сремска Митровица), «на расстоянии двух дней пути от Белеграда», то есть южнее областей первоначального расселения венгров в междуречье Дуная и Тисы и в Задунавье (южнее Дравы) (см.: Константин Багрянородный. 06 управлении... – Гл.13. 1–8, с.52–53; гл.40. 31–34, с.164–165; гл.41, с.168–169).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В то время Турки вытеснили из Кутаиса Царя Имеретинского Александра, отца великого Соломона, и он искал себе покровительства у Ханжал-хана в Гори. Коварный наместник Шаха рассудил, что ему выгоднее обменяться беглецами с Пашой, нежели содержать у себя развенчанного царя; он предложил втайне обмен сей своему соседу и нашел себе отголосок в его сердце: Суннит и Шиит, разделенные по верованию, единодушны были в измене; Царь Александр встретился на пути с братьями Эриставами. Обрадованный Хан поспешил отправить их к Надиру. Едва только вступили они в пределы Персии, как один из пограничных воевод известил Шаха, бывшего в Испагани, что два злодея, которых даже не назвал по имени, присланы к нему из Грузии: коротко было решение Шаха, вполне выражавшее безотчетную жестокость правительства Персидского: «ослепить их», и ослепили. Спустя несколько времени Ханжал-хан, испуганный опять возмущением князей Грузии, думал усмирить их влиянием Эристава Шамше и просил Шаха, чтобы он возвратил ему обоих братьев. Согласился Надир, велел позвать к себе пленников; но сколь велико было его изумление, когда увидел их слепыми. «Кто ослепил вас?» – спросил шах. «Не по твоему ли велению твой воевода?» – отвечали они; и раздраженный велел в свою очередь лишить его зрения, за то что глухим донесением ввел в такую ошибку; но что пользы было от сего наказания Эриставам? Они оставались в Персии, хотя и осыпанные милостями, доколе родственный им Царь Теймураз не испросил их у Шаха, когда сам был утвержден от него в Карталинии, а сын его Ираклий в Кахетии, за то, что участвовал в славном походе Надира в Индию. Такова была бедственная участь Эриставов Ксанских и Арагвских. Мрачен Ананури с его опустевшим замком, который сторожит вход в ущелье Арагвы. Отсюда мы перестали следовать по речной дороге, чтобы избежать ее частых изгибов, и через пустынные холмы достигли малого городка Душети. Несколько далее опять спустились в долину Арагвы, но уже расширенную и усеянную виноградниками по обеим сторонам реки; так роскошно течет она до Гартискар, где опять стесняется русло, прежде ее впадения в быструю Куру, ввиду древней столицы Грузии, Мцхета.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Ираклий приобрел себе благоволение Керим-шаха, выдав ему его соперника Авганского, бежавшего в Грузию. Имя Царя было уже столь славно повсюду, что к его покровительству прибегали соседние властители; а между тем сильной рукой непрестанно отражал Ираклий нападения Курдов и Лезгин. Возмущение Эристава Рачи против царя Имеретинского и нашествие Турок побудили Соломона просить покровительства России. Граф Тотлебен послан был с малым отрядом на помощь к Царю, но еще, прежде его прихода, Соломон одолел непокорных и с дружиною Русских выгнал Турок из своих пределов. Военачальник Русский, соединившись с Ираклием, двинулся к Ахалциху, но возникшее между ними несогласие остановило на пути Графа. Не смутился Ираклий, с горстью храбрых напал в ущелии Боржумском на полчища Турков и Лезгин, разделенных Курою, и, истребив мосты, одержал над ними блистательную победу. Ираклий же продолжал поход и разорял пределы Ахалциха и Карса, доколе с разрешения Шаха не заключил славного мира с Султаном Турецким. Так протекало, в непрестанных битвах, воинственное царствование последнего витязя Грузии: когда мирно было со стороны Персии и Турции, Лезгины не давали ему покоя и сделались еще предприимчивее под предводительством Омар-хана Аварского, которого имя записано кровавыми чертами в летописи этой эпохи. С юга беспрестанно тревожила мятежная Гянджа, так что Ираклий овладел, наконец, городом и временно поставил там своих наместников; он принудил и Гуссейн-хана Эриванского платить ему обычную дань. Так действует гении одного великого мужа, ибо не было у Ираклия ни сильных войск, ни денежных средств для поддержания стольких войн, но никогда не изменяло ему мужество и всегда бежали пред ним враги. По смерти Керим-шаха, родственник его Али-Мурат требовал покорности от Царя, но он не хотел более подчиняться непрочным властителям Персии и предпочел подданство России. 1784г., Ираклий послал в Георгиевск, князей Мухранского и Чавчавадзе, заключить условия подданства с полномочными великой Екатерины, и генерал Потемкин с малым отрядом перешел горы для охранения Грузии. Омар-хан бежал от союзников; смятенная Гянджа умолила Царя восстановить у нее прежний род ханский; но Турки, раздраженные покровительством России, вооружились против Ираклия и были опять им разбиты с помощью Русских. Соломон великий умер, и воцарился в Имеретин двоюродный брат его Давид; но племянник того же имени, внук царя Ираклия по матери, убедил деда доставить ему престол, на который имел больше прав. Он достиг цели и, оружием Грузин, взошел на царство с именем Соломона II; но это произвело междоусобие, в которое вмешались Турки и Лезгины. Изгнанный Давид бежал в Ахалцих, и не без кровопролития принудили его отказаться от престола.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

«При поддержке СМИ ставшее общественной нормой добровольческое движение принесет свои реальные результаты, которыми будут общение, взаимопонимание, преодоление всевозможного рода фобий, страхов, особенно перед людьми другой национальности, другой религиозной традиции. Потому что когда все вместе делают одно дело, тогда это становится самой лучшей основой для того, что мы называем добрососедством и дружбой», — сказал он. «Очень надеюсь, что сегодняшняя встреча послужит практическому диалогу, а последующая работа сделает нашу жизнь лучше, а людей счастливее», — заключил архиепископ Пятигорский и Черкесский. С сообщениями в рамках встречи также выступили председатель исполкома Координационного центра мусульман Северного Кавказа, муфтий Ставропольского края Мухаммад-хаджи Рахимов, глава Всероссийского общественного движения «Волонтеры победы» О.Н. Амельченкова, исполнительный директор Ассоциации СМИ Северного Кавказа А.М. Якушев, председатель Ставропольского регионального отделения Союза журналистов России, шеф-редактор газеты «Ставропольская правда» В.В. Балдицын и главный редактор телеканала «Архыз 24» М.М. Батчаева. В завершение встречи глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ В.Р. Легойда и архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт наградили победителей Пятого межрегионального открытого фестиваля-конкурса «Благословенный Кавказ». В номинации «Лучший информационный сюжет» за сюжет «Рожденные в Рождество» приз получила корреспондент службы информации телеканала «Архыз 24» М.С. Лайпанова. В номинации «Лучшая телевизионная программа» за сюжет об общине глухих и слабослышащих города Ставрополя награждена редактор программы «Ставропольский благовест» Е.И. Зубкова. В номинации «Открытие года» за сюжет об открытии реабилитационного центра в селе Благовещенка приз получила ведущая программ редакции информации вещательного телевизионного канала «Кабардино-Балкария» ГКУ «КБР-медиа» А.М. Эристаева. В номинации «За верность профессии» награду получила руководитель телестудии «Град Креста» Ставропольской и Невинномысской епархии Русской Православной Церкви Л.А. Склярова.

http://sinfo-mp.ru/rol-smi-v-vozrozhdeni...

Будет ведомо всяким, братья, как владычествовали над нами персы, и страна наша подвергалась ими злостному насилию, а паче всего страна Кахетская, ибо безбожный шах Аббас, что был царем Персии, опустошил ее и обезлюдил. И никто из прочих не был в силе им противостоять и все мы были под страхом и засилием, ибо святую царицу Кетеван Кахетскую, а затем святого Луарсаба, царя Картлийского, обоих вероломно пленил и покарал горькой мучительной смертью во имя Христа, и были они увенчаны мученическим венцом. Но не замедлила ему кара свыше, ибо сей царь-изверг горькой кончиной был выведен из жизни, ибо подобно Иуде распух и распался. А сын его шах Аббас Младший возжелал выкорчевать сполна христианство в Кахети и вместо него преумножить и усилить нечестивую веру свою. Ибо после разора великого шахом Аббасом, ежели где-либо находились люди, стали понемногу обустраивать разоренные места кахетские. Когда же персы прознали о возобновлениях в Кахети, весьма осерчали и поэтому стали помышлять о зле. Тогда прислали бесчисленный улус татарский со всем их семейством и пешим (воинством) и со всем их имуществом, и главарем им поставили султана из Ардалана, также со всеми его домочадцами, дабы сполна истребить христианство. Тотчас же тронулись и достигли Кахети, расположились в ней и обосновались. И переполнилась ими область Кахетская, ибо никто не был в силах противостоять им, ввиду их множества. И стали поселяться от Верхнего Бахтриони, в которой ныне стоит крепость, ими возведенная, и до самой Нухи, ныне именуемой Падари, по обе стороны берегов Алазани и во всех местах Кахети. Ибо нигде не поминалось имя Христа, опричь некоторой малости в горах среди тушов и хузов в окрестных тех местах. Тогда воссияли сии отважные святые, ибо Господь, дивный и всемогущий, Претворитель маломощных во всесильных, дал разуму блаженного Бидзины доброе намерение, достойное богослужения и мужества его: отправиться к обоим эриставам картлийским - арагвскому и ксанскому - и поведать им обо всем постигшем их зле и просить их вспомоществования.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Узнав о результатах Бахтрионского восстания, пишет Антоний, " царь Аббас почел это за позор для себя, (а также) равных себе и подданных своих и написал царский указ Вахтангу Четвертому (в оригинале так назван Шахнаваз-Вахтанг V.-Г.Ц.), ибо тогда из-за грехов наших грузины пребывали под персидским ярмом рабства, а после царя Теймураза Первого и цари грузинские, чтобы царствовать в Грузии, отрекались от Христа. Повелел (шах Аббас) схватить их и отправить к царю в Испагань, царствующий город персов, всех троих тех воинов Христовых " . [Памятники древнегрузинской агиографической литературы. T.VI. (Изд. Э.Габидзашвил и М.Н.Кавтариа) Тбилиси, 1980. С. 178. На древнегруз.яз.] И далее: " Ведомо нам, как цари были закованы в оковы безбожия и сии славные наши добродетели были ими закованы в железные оковы за Христа " . [Памятники... T.VI. С. 179-180.] Таким образом, высший иерарх Грузии, сам из рода правящей династии, видел в данном поступке не только свидетельство тяжести персидского ига в Грузии, но и, с его точки зрения, покорное вероотступничество грузинских царей. Но, как выясняется, Католикос Грузии был недостаточно корректен. Это подтверждается авторами исторических повествовании и сведениями публикуемой нами одной из синаксарных версий " Мученичества Бидзины, Шалвы и Элисбара " . Сведению пространной версии о причастности Вахтарга-Шахнаваза к выдаче персидскому правителю всех трех мучеников противоречат, что особенно важно, сочинения таких признанных авторов первой половины XVIII в., как уже упомянутые Бери Эгнаташвили и Вахушти Багратиони После того, говорится в обеих синаксарных редакциях мартирия, одну из которых мы публикуем ниже, как грузины освободили Кахети " от татар шаха Аббаса " , " тогда главарь Кахоти, коего звали Менфеикархан, хитростью схватил сих святых и отправил к царю персидскому шаху Аббасу Малому. Он же выдал их султану Ардаланскому, который прежде был обращен в бегство во время истребления татар (в Кахети) " . Бери Эгнаташвили о тех же событиях пишет более обстоятельно, приводя дополнительные факты. Согласно этому историку, Аббас II требовал от Вахтанга V не выдачи ему Элисбара, Шалвы и Бидзины, а самому наказать зачинщика восстания Заала (который, как мы уже говорили, хоть и не принимал личного участия в восстании против туркмен в Кахети, но был главным его зачинщиком), а также, между прочим, " истребить и тех ереванских татар, которые были (замешаны) в крови " [Вахушти Багратиони. Указ соч. С. 447-448]. Вполне логично, что Вахтанг-Шахнаваз пошел на это с готовностью, будучи врагом арагвских эриставов, этих вечных оппозиционеров центральной власти Грузин. [Картлис Цховреба. Т.Н. С. 438] Воля шаха была удовлетворена. Вахтанг-Шахнаваз дал указание племянникам (детям брата) Заала и своим племянникам (детям сестры), которые были озлоблены Заалом, убить его, что они н исполнили. [Вахушти Багратиони. Указ соч. С.448]

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Подарок – жизнь Это было во время грузино-абхазской войны. Страшными были те дни… 22 июля, 2015 Это было во время грузино-абхазской войны. Страшными были те дни… О том, когда человек обретает силу пробуждать души других людей – в новом рассказе Марии Сараджишвили. Внук называет Нуцу-бебо «Ты мой Цотне Дадиани» Предыстория Святой Цотне Дадиани, полководец и правитель Эгриси (Западная Грузия), жил во второй половине тринадцатого века. В этот период Грузия находилась под монгольским игом. Положение страны было невыносимым до такой степени, что грузинская знать решила поднять народ на восстание против захватчиков. Святой Цотне Дадиани Собравшись на вершине горы Кохта, правители всех частей Грузии договорились выступить единым фронтом и местом сбора войск назвали Картли. Цотне Дадиани и Рачинский эриста в [ 1 ] первыми отправились собирать войско. Из-за измены о заговоре стало известно монголам. Они оцепили гору Кохта, арестовали всех повстанцев, кроме Цотне Дадиани и эристава Рачинского и отвезли к монгольскому правителю. На допросах арестованные отрицали все обвинения и целью народного сбора указали желание упорядочить сбор монгольской дани. Но им не поверили. По приказу монгольского военачальника их оголили, связали и, обмазав медом, бросили под палящее солнце. Узнав об арестах, Цотне Дадиани восскорбел и счёл делом чести самому предаться смерти и позору. Он в сопровождении двух слуг поехал к монголам, чтобы разделить страдание с братьями по оружию. Прибыв на место пыток и увидев обреченных на смерть воинов, Цотне разделся, велел слугам связать себя и лёг рядом с ними под палящее солнце. Удивленные монголы доложили своему военачальнику о странном человеке, добровольно лёгшем рядом с приговоренными к пыткам. Нойон вызвал его к себе и спросил о причине такого странного поведения. «Мы все собрались с одной целью – упорядочить сбор дани и исполнить ваш приказ. Если за это мои соотечественники наказаны, я желаю разделить их участь!» – ответил Цотне Дадиани. Его поступок настолько сильно поразил монголов, что все пленённые князья были освобождены.

http://pravmir.ru/podarok-zhizn/

Серьезные изменения происходили с сер. VII в., когда в Закавказье появились новые завоеватели - арабы, захватившие Армению, а затем и Иберию. Первоначально господство арабов в Закавказье было непрочным, в Картли и Армении происходили восстания, грузины и армяне отказывались платить дань. В 687 г. имп. Юстиниан II смог временно вернуть под контроль империи Армению, Иберию и Кавказскую Албанию. Однако в кон. VII в. араб. господство распространилось и на Зап. Грузию, где патрикий Лазики Сергий, сын Барнука, восстал против византийцев и подчинился арабам, под власть арабов попала и Абазгия. Однако В. и. не прекращала попыток вернуть Зап. Грузию. Тяжелым ударом для Грузии в 30-х гг. VIII в. стал поход мусульм. полководца Мервана ибн Мухаммада, прозванного в груз. летописях Мурваном Кру (Глухим) за его жестокость. Опустошив Вост. и Зап. Грузию, арабы надолго сломили сопротивление местного населения. Византия ничем не смогла помочь своим бывшим вассалам. Несмотря на отдельные успехи императоров Исаврийской династии, арабы прочно обосновались в Закавказье. На рубеже VIII-IX вв. в условиях борьбы с В. и. и Арабским халифатом на территории Грузии начался процесс консолидации разрозненных груз. земель, результатом к-рого стало создание единого груз. гос-ва. С IX в. в Вост. Грузии образовалось хореп-ство Кахети и княжество (царство) Эрети. В сер. VIII в. в Зап. Грузии в условиях династического брака между наследницей эгрисского (лазского) престола Гурандухт и эристави (архонтом) Абхазии (Абазгии) Леоном I завершился процесс воссоединения западногруз. земель. В кон. VIII в. наследник (племянник) Леона I, Леон II, используя внутренние конфликты и внешние неудачи В. и., при поддержке хазарского кагана объявил о независимости от империи и принял титул «царь абхазов». Так образовалось западногруз. Эгрис-Абхазское, или Абхазское, царство. В сер. IX в. арабы попытались проникнуть в Зап. Грузию, однако В. и. оказала помощь своему бывшему вассалу, и они потерпели поражение. В 843-844 гг. византийцы направили войско против «непокорных абхазов», но не смогли одержать победу.

http://pravenc.ru/text/372678.html

Претерпев большие бедствия, с огромными потерями шестидесятитысячное турецкое войско наконец спустилось в долину Доэсскуто 133 и расположилось на местности от Эртацминды до реки Куры, вокруг города Ахалкалаки. Моурав Саакадзе предложил царю не трогаться с места, сам же с быстротой молнии полетел в местечко Кавтис-Хеви, собрал дружину и к ней присоединил дружину княжества Сабаратиано, гнавшуюся за турками. В семь часов вечера Саакадзе явился к царю Луарсабу с отборным войском. В долине Ниаби, известной под названием лощина Цхиэртская 134 , молодой царь, при котором были военачальники Георгий Саакадзе и Заза Цицианов, начал битву с турками и окончательно разбил их. Сам военачальник турецкий пал от меча Зазы Цицианова. Царь поспешил принести благодарение Богу и святому великомученику Евстафию Плакиде, храм которого находился в Эртацминде, знамя победы водрузили перед иконой святого. После мирного ночлега на полях, с которых были изгнаны враги, воины царя пустились преследовать их по пути, ведущему в Турцию через Карталинию. Нашествие турок случилось в июне месяце, когда река Кура, протекающая через всю Грузию, была полноводна. Один армянский священник, ехавший из города Гори, увидел, что уцелевшая часть неприятельского войска направилась на город Гори, чтобы уничтожить его. Священник пустился бежать назад, тотчас разобрал верхние доски моста, подложил огонь под мост и сжег его. Благодаря этому население города и окрестностей было спасено от неприятельского меча 135 . Турки были вынуждены избрать другое направление и остановились в виду теснин Ташис-Карских. Государь, узнав от священника, сжегшего мост, о местонахождении оставшихся врагов, прибыл с войском в сопровождении Саакадзе к деревне Ахалдаба 136 . Оттуда он немедленно разослал эриставам 137 Мухранскому, Сабаратиано, Нугзару Арагвскому, Шалве Ксанскому и князю Амилахварову приказание, чтобы они в кратчайшее время собрали войско и выступили вместе с ним против уцелевших турок. По повелению государя эриставы собрали своих воинов и немедленно явились к нему.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Интерьер вост. части кафоликона. 1010–1014 гг. Роспись 1600–1670 гг. Интерьер вост. части кафоликона. 1010–1014 гг. Роспись 1600–1670 гг. В кон. XI в. Н. был крупным религиозным и просветительским центром. По сведениям анонимного автора, настоятеля мон-ря и составителя Никорцминдской грамоты, он «застал (в мон-ре.- Авт.) иадгар наполовину написанным 1; и завершил его полностью; одел в ризы, позолотил их и покрыл [каменьями]». Эти работы стоили «драхканов дукатов 15». Он же купил Параклитик, заплатив стоимость «половины лошади», а эристав эриставов Микел пожертвовал Н. Синаксарь. Священнослужители в Н. были приглашены из Вост. Грузии; на их содержание выделялось «драхканов костантинатов 52 в день Пасхи». В мон-ре большим спросом пользовались драгоценные ткани (в документе названы «златоткань ломоани греческая», «багдадский апи», «златоткань кобай», «одеяние греческое»), из к-рых шили церковные облачения и подушки. В мон-ре хранились коврики и военные доспехи, к-рые часто служили обменным товаром. Н. владел обширными виноградниками, пашнями, лесными угодьями и крестьянами в селах Знаква, Пути (совр. Путиети), Метехара (совр. г. Амбролаури), Джуариса, Николаосцмида (совр. Никорцминда), Бетабрели (все ныне расположены в муниципалитете Амбролаури), Сахади (наименование окрестностей Н.), Захлеули (видимо, в окрестностях Н.), Качаети, Хевхмели (на западе от Н.), Шхро (ныне - название источника к западу от Н.), Величрули (Велишеули; не локализуется), Шкмери и др. Н. владел землями и крепостными и за пределами Рачи, в пров. Окриба (села Боботи, Надарбазеви, Джуариса и др.). В Н. и владениях мон-ря (Сацире, Мухура, Хивши и др.) были возведены жилые здания для насельников и хозяйственные постройки марани (помещения для хранения вина), давильни, хлева, амбары. Монастырю покровительствовали крупные феодалы: Иоанн, сын Липарита Багваши, представители родов Кахаберис-дзе, Цорбели, Циркуалелис-дзе и др. (Груз. док-ты IX-XV вв. 1982. С. 38-44; Корпус груз. ист. док-тов. 1984. Т. 1. С.

http://pravenc.ru/text/2577593.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010