Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДОМЕНТИЙ IV (Багратиони Дамиан Леванович), католикос-патриарх Вост. Грузии (Мцхетский) (1705-1741). Принадлежал к правящей царской династии, сын царевича Левана, брат царя Вахтанга VI Законодателя (джанишин Картли в 1703-1714; царь Картли в 1716-1724). По возвращении из России, куда был отправлен с миссией, по инициативе Вахтанга VI был избран на Патриарший престол Церковным Собором, сместившим обвиненного в невежестве католикоса-патриарха Евдемона II (Диасамидзе) (1700-1705) ( Вахушти Багратиони//КЦ. Т. 4. С. 481). В 1707-1708 гг. Д. посетил Иран, где получил от шаха подтверждение своих полномочий в Кахети, а также «все свои вотчины и дары большие» (Там же). Известна грамота (1710) правителя Кахети Имамкули-хана (1703-1722), упоминающая Д. и его права собственности Мцхетского Католикосата на земли в Кахети. В 1714 г. правитель Картли Иессей (Али Кули-хан, Мустафа) подтвердил права Д. на Патриарший престол ( Вахушти Багратиони//Там же. С. 482). Д. принимал активное участие в законодательной деятельности Вахтанга VI, о чем упомянуто в предисловии к своду законов, принятых царем. После захвата турками Тбилиси (1723) Вахтанг VI в 1724 г. выехал в Россию, а Д. в нояб. скрылся в крепости Лоре, затем в Ксанском эриставстве, чем воспользовался правитель Картли Иессей и без согласия Собора поставил католикосом-патриархом Виссариона (Орбелишвили-Бараташвили) . В 1725 г. Д. по приглашению султана выехал в Стамбул, где получил подтверждение на престол и земельные права Католикосата. Однако в дек. 1727 г. он был арестован по обвинению в антитур. деятельности и на 9 лет сослан под Стамбул. В 1737 г., после кончины Виссариона, католикосом-патриархом заочно вновь стал Д. В 1738 г. он был освобожден и вернулся в Картли. Известна его титулатура этого времени: «...сын царя, властелина обоих царских тронов, благословляющий именем Господа, католикос-патриарх, господин Картли, Кахети, Самцхе-Саатабаго - Доментий» ( Жордания. Хроники. Т. 2. С. 157).

http://pravenc.ru/text/178808.html

Вожаки элиев ( " татар " - туркменов) установили деспотический контроль над населением Кахети. По словам персидского историка того времени Мухаммеда Тахера, элии лишь к тому и стремились, чтобы господствовать над грузинами, и потому между этими " двумя народами возникали распри и столкновения " [Сведения Мухаммада Тахера о Грузии. Материалы по истории Грузии и Кавказа. Тбилиси, 1954. С. 394. На груз.яз.] . Одним словом, причин для антииранского восстания в Восточной Грузии было достаточно. Народное сопротивление захватчикам, как видно, началось сразу же после заселения Кахети " татарами " - туркменами. По свидетельству источников, письменных и фольклорных, застрельщиками народного восстания были горцы Восточной Грузии, в частности тушины, развернувшие партизанскую войну против " татар " - туркменов и созданных здесь кызылбашских гарнизонов [Очерки истории Грузии. T.IV. С.331.] . Устное народное творчество восточных грузин соохранило имя вождя этого сопротивления, народного героя Зезва Гаприндаули, фамилия которого, скорее всего, прозвищного значения и в переводе означает " Летящий " , " Парящий " , что может указывать на стремительный характер возглавляемого им движения. По данным публикуемого сочинения видно, что борьба против иноземцев в Кахетии приняла общенародный характер. Феодалы и подневольные крестьянские массы объединились, на время " забыв " свой внутренний антагонизм. По словам Виссариона Орбелишвили, инициатором восстания был, впоследствии замученный персами кахетский стольник Бидзина Чолокашвили. Он " отправился к обоим эриставам картлийским - арагвскому и ксанскому и поведал им обо всем " и просил помощи для противостояния персам. Ксанский и арагвский эриставы выразили готовность к восстанию. Однако Виссарион Орбелишвили ничего не пишет о возникшем поводе для всеобщего антииранского выступления грузин. И это, как увидим ниже, весьма понятно для него как церковного автора. Другие источники свидетельствуют, что непосредственным поводом для восстания послужил противный закону Божиему поступок, совершенный поселенными в Кахети туркменами. Об этом сообщают историки первой половины XVIII в. Бери Эгнаташвили и Вахушти Багратиони.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Но они глазами гневными глянули на них и жестоко вознегодовали, и прогнали прочь, и говорили им: " Ежели вы верны нам, то почему понуждаете нас отвергнуть Христа и примкнуть к нечестивой и злой вере Мухаммада и желаете предать нас вечному мучению, недостаточно ли сих понудителей, наших ненавистников безбожных, и заодно с ними врагов необозримых, жестоких воителей рода нашего " . А безбожники оные нашли иной способ и вновь лицемерно говорили: " Не делайте себя, славных, посмешищем врагов, не избирайте смерть взамен сладкой жизни, но повинуйтесь повелению самодержца: откажитесь от веры вашей и станьте мусульманами и примите бссчисленные дары и пользы щедрые, покоритесь законоположителю Мухаммаду - Пророку нашему " . Они же говорили им по-прежнему и то же самое утверждали, и были необратимы в помыслах своих и ответствовали: " Дары и почести ваши мгновенны и скоро расточатся, а добрые обещания Владыки нашего, которые Он заповедал возлюбившим Его и уповавшим на имя Его, суть вечны и беспредельны, подобное которым глаза человеческие нигде не зрели, уши не слыхали и и сердце человеческое не проникало. Также нестерпимые и бесконечные беды и мучения, которые жгут отвергших Его. " Безбожники оные, прослышав обо всем этом, потеряли надежду на их обращение. Добавили им муки, тяжелее прежних; оголили сих святых и со связанными руками и ногами бросили под палящим солнцем, лишенных всяких надежд, изнуренных голодом и жаждой и нещадно терзаемых мухами и шершнями. Вновь приступили супротивники оные с различными угрозами и предрекали им прочие мучения и жесточайшую и горькую смерть. Они же становились отважнее и всею мудростью слов их, ниспосланных свыше, подобно Заветам неизученным, обращали вспять слова их. Тогда же супостаты приступили сперва к двум эриставам - Элисбару и Шалве - прежде всего они решили они отсечь им головы, дабы навести страх на отважного Бидзину и убиением их устрашить бесстрашного разумом и твердого паче алмаза (и тем самым) думали отречь его от Христа. Но святой не только сколько-нибудь не оробел, он и их делал бесстрашными пред смертью и воодушевлял их, дабы с радостью восприняли смерть - обманщицу бессмертия и говорил им, а именно: " Нет ничего слаще смерти за Христа, которая будет нам началом бессмертия и вечной жизни " .

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

События в Кахети, судя по мартирию, не привели шаха Аббаса II в замешательство, хотя персы были раздражены и происшедшее " великим для себя позором и потерей сочли " . Шах велел главарю Гандзийскому возглавить Кахети, но тот " в страхе не дерзнул войти в нее " . Правитель велел грузинскому царю, Вахтангу, притворно омусульманившемуся и потому носившему второе имя Шахнаваз " дабы тот выдал ему отважных сих христианских ратников " и, как уверяет Виссарион Орбелишвили, " царь схватил троих блаженных и представил их шаху Аббасу в Персии " . Шах в свою очередь выдал их тому самому хану Ардаланскому, который со всеми своими " татарами " был изгнан из Кахети. Далее происходит типичный и исторический вполне реальный факт в отношениях персов к грузинам. Персы не собирались физически уничтожить грузин и даже высоко ценили их как известных в то время воинов. Они требовали от последних лишь одного - отречения от христианства и принятия ислама, что, собственно, и предопределяло полное этническое вырождение народа. Поэтому-то и в борьбе " за христианство " как бы аккумулировалось освободительное движение грузин в течение всего средневековья. Автор мученичества грузинских эриставов передает слова, с которыми шах якобы обратился к хану Ардаланскому (важна не их аутентичность или неаутентичность, а вполне реальный смысл): " Я не желаю смерти их, ибо они весьма полезны против врагов и супротивников наших. Вынуди их отречься от веры их: ежели они отринут веру свою и станут мусульманами, они будут удостоены нами великой почести и множества даров " . И это, надо сказать, были не просто слова, но вполне возможная перспектива закованных в кандалы грузинских аристократов. [Вообще участие грузин на службе у персидских шахов - тема особая, но, по нашему мнению, до сих пор недостаточно изученная. Из ряда фактов можно упомянуть историю Алаверди-хана, одного из видных военных и государственных деятелей периода правления шаха Аббаса I. Его подлинная фамилия Уедиладзе; по словам европейских авторов, подвизавшихся при персидском дворе, шах говорил о нем: " Вся Персия повинуется мне, а я повинуюсь Алаверди-хану " (Гиоргадзе Б.Г. Реаляция Дона Антонио де Говеа " Война между Шах Аббасом и султаном Мухмудом и его сыном Ахмедом " )//Вопросы истории феодальной Грузии. Кн.1 (Сборник). С.90.На груз.яз. )] И такие люди среди грузин встречались даже в окружении Элисбара и его близких соратников. Автор мартирия сообщает факт, пусть даже с нарочитой гиперболизацией (прием, типичный для агиографа), ужасов пыток героев: когда палачи " словно пашню, бороздили тело Эристава Бидзины " , то бывшие при нем немногочисленные слуги " стали уговаривать их подчиниться воле " персов, но истязаемые " глянули глазами гневными на них ... " и т.д.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

На могилке у схиархимандрита Виталия (Сидоренко). Август 2012 года Я читал письмо одного современного афонского монаха к своим духовным чадам в Грузии, и был обрадован его словами: «Следите даже за тем, как вы дышите!». — Что он имел в виду? — Когда я нахожусь в обществе, то стараюсь дышать чуть поверхностнее, чтобы никому вокруг не мешать! Когда я сижу в самолете, то стараюсь свои руки держать так, чтобы не побеспокоить рядом сидящего пассажира. Если человек не понимает, как надо жить в обществе с другими людьми, это его беда. Такой человек никогда не станет духовным. Если он старается за счет других «сидеть свободно» — все потеряно! И даже если ему объяснят, пройдут годы, пока он научится. Надо жить не за счет других. Надо жить, любя других! Архимандрит Адам (в миру Вахтанг Михайлович Ахаладзе) родился 1 марта 1962 г. В 1978 г. окончил школу в Батуми. В 1985 г. с отличием окончил Тбилисский Государственный Медицинский институт и продолжил учебу в клинической ординатуре в Институте сердечно-сосудистой хирургии им. А. Н. Бакулева в Москве, где защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата медицинских наук. В 1991 году вернулся в Грузию и продолжил работу в кардиохирургической клинике Института экспериментальной и клинической хирургии им. акад. К. Эристави. С 1999 г. член Национальной комиссии по биоэтике, профессор кафедры хирургии Тбилисского Государственного университета. В 1994—2001 гг. руководил творческой телевизионной группой при Патриархии; создал около 30 авторских телепередач. В 2001 г. основал неправительственную организацию — Центр биоэтических исследований и культуры. С сентября 2006 г. назначен председателем департамента здравоохранения и генеральным директором родильного дома им. свв. Иоакима и Анны Грузинской Патриархии. Член Координационного совета страны и Нацинального совета по репродуктивному здоровью. 4 апреля 2004 г. был пострижен в монахи. В том же году рукоположен в иеромонахи. 27 сентября 2005 г.Католикосом-Патриархом всея Грузии Илией Вторым возведен в сан игумена, а 21 декабря 2008 г. в сан архимандрита, 4 марта 2012 г. награжден правом ношения второго креста с украшениями. В 2006 г. избран настоящим членом- академиком Академии профилактической медицины Грузии. 3 июня 2009 г. избран настоящим членом — академиком Академии Гуманитарных наук и Изящных искусств Грузии.

http://pravmir.ru/arximandrit-adam-axala...

Л. Нехорошев по секрету сказал мне, что существует негласное постановление ЦК усилить антирелигиозную пропаганду, а это значит усилить гонения, насилие над церковью, церковными служителями, верующими. Немедленно прочесть «Заратустру» Ницше. Достать поскорее. Позвонить Саше Лаврину. 22 декабря Ездил в Коломенское посмотреть натуру вокруг собора на кладбище и овраг. В общем неплохо, но не знаю. Снег. С огромным удовольствием читаю Мережковского о Толстом и Достоевском. 24 декабря Никак не могли достать билеты на поезд, чтобы ехать в Тбилиси. Еле-еле, через министра путей сообщения. Грузины всё держат в своих руках. Самолеты не летают, якобы из-за погоды, а на самом деле экономят бензин (?!). Сумасшедший дом! В Москве сейчас Юра Риверов из Ленинграда. 25 декабря Сегодня с Тяпусом и Ларой едем в Тбилиси. Там несколько выступлений, да и Сережа Параджанов очень приглашал. Ехать не очень-то хочется. На с. 380: Андрей Тарковский на выборе натуры, Коломенское, Москва 1982 Январь 1982 6 января Тбилиси, гостиница «Иверия», Двое суток плюс десять часов добирались до Тбилиси. Какая-то авария на железной дороге. Полное ощущение разложения всего, от этого страх. Грязь в вагоне, когда стояли эти десять часов, никто из поездной администрации ничего не объяснял. То ли ничего не знал, то ли проводники разыгрывали роли начальства. Приехали в два часа ночи, 28 декабря. Но все же нас встречал Сережа Параджанов. Сережа Параджанов удивителен! И обаятелен, и умен, и тонок, и деликатен. Лариса с Тяпой в восторге от него. Живет он в условиях ужасных, и никто из частых его гостей и тех, кто с удовольствием получает от него его подарки, ничего не хочет делать для того, чтобы выхлопотать ему квартиру. У него нет ни воды, ни газа, ни ванны, он болен. Удивительно добрый человек… Виделись с Самсоном Ник. и Лали. Были с Сережей в Кахетии (в Телави). Очень красиво в Силначи. Познакомился с Гаянэ Хачатурян и Дато Эристави, человеком необыкновенным и целителем. Были в гостях у Агабабовых, Эльдара Шенгелая. Еще осталось сделать несколько необходимых визитов (здесь с этикетом всерьез). Андрюше все очень нравится (и Ларисе тоже), но мне кажется, все-таки Азия. Было пять выступлений через киноклуб (1000 руб.).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=118...

Принесши молитву Богоматери в Шербенском монастыре, куда пришли «пеша и необуванными ногами, по острому каменю и жестокому пути», Динара выступила против врагов, и взявши копье, устремилась на персидские полки и поразила одного персианина. Враги ужаснулись ея голоса и обратились в бегство. Динара «отняла» голову персидскаго царя и на копье принела ее в Тавриз; города покорились ей и она с богатыми сокровищами воротилась в свое отечество. Добыча ея «блюдо лалное 231 , и камение драгие, и бисер, и злато, и вся царские потоебы еже взя от перс»-все это роздано было в домы Божии. Потом она правила народом 38 лет и оставила власть свою сродникам «даже до днесь нераздельно державство Иверское пребывает, а нарицается от рода Давида царя еврейскаго, от царского колена» 232 . Академик М. и. Броссе, издавший эту повесть с историческими объяснениями, полагает, что под Динарой разумеется Тамара Великая, хотя он и знает из Картлис Цховреба, что Динара была Эретской царицей и жила за три века до славной Тамары. Динара два раза упоминается в грузинской летописи 233 ; известно, что она была родная сестра Гургена Эриставт-Эристава, и обратила сына своего Ишханика и еретика Эрети в православие, a более подробных сведений об ней нет в Картлис Цховреба потому, что Эретское царство имело свою летопись, которая, к сожалению, находится пока в неизвестности. Мнению М. И. Броссе можно было бы придать известную степень вероятности, если бы имя Динары совсем не встречалось в грузинской истории, но она историческая личность и хорошо известна нашим отечественным летописцам и армянским писателям. Тамара слишком близко была знакома русским, чтобы смешивать ее с Динарой. Тамара была замужем за русским князем Георгием, сыном Андрея Боголюбского, и вследствие своих блистательных побед была известна Руси. Считаем также неосновательным ни на чем необоснованное мнение академика Н. Г. Устрялова, будто сказание о царице Динаре не отличается большою стариною и есть басня, которую рассказывали в России грузины при царе Михаиле Феодоровиче и его преемнике 234 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

(Лк.10:1-2) " " " , там же и Апостол Савл - иудейский фарисей. Но теперь беспрестрастно, рассмотрим вопрос о Багратион: - Титул. История Династии. Грузинский Вопрос. Династия Багратионов — одна из самых древних в истории человечества (после императорских династии Японии и Эфиопии). Грузинская и Армянская летописная традиция возводят происхождение Багратионов к ветхозаветному царю Израильского царства Давиду, чем и объясняется наличие пращи и лиры в гербе рода. От Давида выводили линию потомков до Святого Иосифа, у которого предполагается сестра Клеопа. Её сын Наом (62-е поколение от Адама) в традиции считается предком Багратионов. " " " Наом родил Салу, Сала родил Ровоама, Ровоам родил Мухтара, Мухтар родил Елиакима, Елиаким родил Вениамена, Вениамен родил Иеровема, Иеровем родил Моиссея, Моиссей родил Иуду, Иуда родил Елиазара, Елиазар родил Лева, Лев родил Иорама, Иорам родил Манассея, Манассей родил Якова, Яков родил Микию, Микия родил Иоакима, Иоаким родил Иуровима, Иуровим родил Авраама, Авраам родил Иова, Иов родил Акаба, Акаб родил Свимона, Свимон родил Изахара, Изахар родил Аввию, Аввия родил Гаада, Гаад родил Асера, Асер родил Исаака, Исаак родил Дана, Дан родил Соломона, Соломон родил этих семерых братьев: Баграта, Абгавара, Мобала, Гурама, Саака, Асама и Варзаварда. Они ушли из Филистима и явились к царице Рахел. Сия царица Рахел крестила их и Баграта взяла к себе зятем и Абгавара и Мобала породнила с царем армян. " " " " Источник: - - ВАХУШТИ БАГРАТИОНИ ИСТОРИЯ ЦАРСТВА ГРУЗИНСКОГО Именно Баграт (в русской традиции — Панкрат) считается основателем рода, названного его именем. Потомки Баграта были эриставами Картли и один из них — Ашот I Куропалат — стал основателем царства Тао-Кларджети(786). С этого момента начинается история царей Грузии. " В 1783 году Грузинский Царь Ираклий II подписал договор с Россией, согласно которому Россия, признавая независимость Грузии и царское достоинство ее государя, стала покровительницей этой страны. Впоследствии, в силу обстоятельств [http://www.vechernitbilisi.net/item.asp?id=601 - Саломэ БАТИАНИ.

http://ruskline.ru/news_rl/2011/11/03/v_...

В этих рассказах отражены те знания об арабских завоевателях, которые бытовали в монастырских кельях спустя почти 400 лет после самих исторических событий. Аргвети, уроженцами которой были Давид и Константин,- восточная часть Западной Грузии, одна из экстерриториальных единиц древнего Картлийского царства, аборигенным населением которой были западнокартвельские племена мегрело-чанов (отсюда и вариант ее названия Маргвети, Маргви, основа которого составляет самонаименование мегрелов " маргал-и " ) [См. Меликишвили Г.А. К истории древней Грузии. Тбилиси. 1959: Бердзенишвили Н. А. Вопросы истории Грузии. Т. VIII. Тбилиси, 1975. ( на груз. яз.)] . Аргветское эриставство (воеводство) занимало территорию на восток от Шорапани, рек Риони и Ханисцхали до Лихи (Сурамский хребет). В период описанных в мартирологе событий - конец 30-х годов VIII в. (эпоха разобщенности грузинских земель) - Аргвети была самостоятельной областью. Не случайно агиограф пишет о своих героях вне зависимости от иных территорий расселения грузинских (картвельских) племен, также подвергшихся арабским погромам. В первоначальном тексте, легшем в основу метафрастной редакции " Мученичества Давида и Константина " , действительно, речь должна была идти исключительно об этом княжестве. Лишь значительно позже, в период объединения Грузии, под пером метафраста в произведении могли появиться сюжетные связи с Восточной Грузией. Этим в известном смысле и объясняются имеющиеся в них фактические несуразицы. Аргвети была особым мтаварством (княжеством) в составе образовавшегося на рубеже VIII - IX вв. Абхазского царства [Мусхелишвили Д. Л.Основные вопросы исторической географии Грузии. Т. П. Тбилиси. 1980. С. 77,141 (на груз. яз.)] . В связи с этим следует отметить одно обстоятельство, а именно - то место в метафрастной версии, где говорится, что святые воины Давид и Константин являлись мтаварами-князьями. В наиболее древней из синаксарных редакций, не связанной с пространной, указывается на их азнаурство, т. е. они были социально рангом ниже.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Источником сведений о Клеопе – брате Иосифа – служит для Сумбата «Церковная история» Евсевия Кесарийского» (Об этом подробно писал Г. С. Мамулиа в 1971 г.). Далее идет линия потомков Клеопы. Один из потомков Клеопы Соломон родил семерых сыновей, которые направились из Палестины и прибыли в Армению, в Акилисену, находившуюся в верховьях реки Евфрат, к какой-то малоизвестной царице Ракаэл. Она их окрестила. Три брата остались в Армении, у одного из них было имя Баграт. Он стал родоначальником армянских Багратидов. Остальные прибыли в Картли. Одному из них удосужилось стать эриставом (правителем) Картли. Его потомки стали Багратионами Картли. Грузинские Багратиды хорошо знали свои генетические корни, свою родословную. Оттого-то в экстремальных ситуациях царица Тамара (1160 –1213) душевно доверялась Богу-Вседержителю, вечно молилась Деве Марии и уповала на Честной Крест, изготовленный из уникального дерева, выращенного легендарным Лотом, и находящийся в грузинском храме Креста в пригороде Иерусалима. Это потом Багратиды поделились на несколько ветвей: мухранские, имеретинские, грузинские. Павел I был отчасти щепетилен, он понимал, что много непонятного было в генеалогии Скавронских и много надуманного. Откуда Самуил Скавронский и Лиза Мориц прибыли в Прибалтику? Отец у Екатерины Павловны умер в 1794 году. Скавронской, потомку упомянутых мною выше ее пращуров, надо было определиться в жизни. Славой овеянный и родовитый Петр подходил для брака красавице и ветренице. Петру было 35, а ей 18. По тем временам вполне допустимая разница. Но без регулярного секса блудница и мотовка не могла. Деликатная проблема: военные из-за постоянных военных действий или дислокаций либо не женились, либо имели хаотические связи на стороне. Он был не таков. Судьба хранила его от смерти до времени. Блуждающая принцесса сексуальную привлекательность сделала своей козырной картой. Она восполняла свою похоть, и в то же время ее куртизанство отчасти шло на пользу России: стала шпионкой и ассом в идеологической борьбе.

http://bogoslov.ru/article/5237470

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010