Святой Або и Шушаника От магометанских родителей происходил св. Або, по призван был благодатию к свету истины и, научившись с детства составлять благовонные масти, удостоился помазания истинного мира Христа. Юношей последовал он из Багдада, за владетелем Иверским Нерсесом, сыном Адарнасия, из царского племени Сасанидов, которого по трехлетнем заключении отпустил халиф, правительствовать в бедствующей земле своей. В обществе христиан, мало по малу, познал Або все заблуждения своего закона и достоинство христианского. Исповедуя его внутренне, он еще не решался исповедать явно в Тифлисе, где тогда было местопребывание наместника халифа; но, когда новое нашествие арабское, принудило владыку его удалиться за хребет Кавказа, к царю хозарскому, Або, верный своему долгу, последовал в изгнание и внял в стране языческой, для него безопасной, небесному званию. Он крестился между хозарами и, пришедши в Абхазию вместе с Нерсесом, к православному владетелю греческому, свободно предался благочестивому влечению своего сердца: строгий пост и молитвы были постоянным его упражнением. Господь, которого пламенно возлюбил юный подвижник, готовил ему светлый венец предназначенный, по словам апостола, всем возлюбившим его пришествие. Племянник Нерсеса, Стефан, избран был от халифа правителем Грузии, и убедил дядю возвратиться с семейством в отечественные пределы. Напрасно Нерсес и сам владетель Абхазии, тронутые благочестием юноши, умоляли его не подвергать себя опасности в Тифлисе, и довершить подвиг молитвы в Абхазии: некое тайное чувство влекло мученика на поприще, ему предназначенное; он как бы стыдился прежнего своего малодушие и мужественно последовал в Тифлис за своим владыкою, где открыто стал исполнять все заповеди церковные. Возгорелись яростью магометане; они обвинили Або в вероотступничестве пред эмиром, но еще при самом начале деньги и ходатайство владетеля Стефана извлекли его из темницы; оба Эристава опять убеждали юношу удалиться в Абхазию: Або остался непреклонным и более прежнего являлся ревностным исполнителем истинного учения, восприятого им от всего сердца.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Гамидов Магомед Абдулгамидович, 62 года, водитель скорой помощи, Бежтинский участок, Цунтинский район, Дагестан Гасанова Зубайдат Габибулаевна, 66 лет, фельдшер скорой помощи, Дербентская ЦГБ, Дагестан Гасангосенов Магомед Гасангосенович, 80 лет, педиатр, Харахинская участковая больница, Хунзахский район, Дагестан В 1956 году, после окончания Харахинской средней школы, поступил в Буйнакское медицинское училище. Работал Заведующим ФАП в село Килятли Гумбетовского района. В 1964 году поступил в ДГМА на лечебный факультет. После окончания работал районным педиатром Кизилюртовской ЦРБ. 5 февраля 1976 года устроился на работу в Харахинскую больницу участковым педиатром. Вся его жизнь — бесконечная преданность выбранному делу и служению детям. Был ответственным, прекрасным специалистом, а также наставником для молодых врачей. Пользовался большим уважением среди медицинских работников и жителей Харахинского участка. Гедеванишвили Гиули Шотаевна 28 августа 2020 года скоропостижно ушла из жизни Гиули Шотаевна Гедеванишвили, заведующая кардиологическим отделением ГБУЗ МО «Королёвская городская больница». Гедеванишвили Гиули Шотаевна, 1952 г.р., окончила  Тбилисский государственный медицинский институт по специальности «Лечебное дело». Свою трудовую деятельность начинала в должности медицинской сестры института экспериментальной и клинической хирургии им.Эристави г. Тбилиси. В «Королёвскую городскую больницу» пришла работать в 1977 году на должность врача-кардиолога, а с 2008 года – возглавила кардиологическое отделение, проработав более сорока лет. С 2009 года — Ветеран труда, была награждена: в 2010 году —  Почетной грамотой Министерства здравоохранения Российской Федерации, в 2017 году нагрудным знаком Министерства здравоохранения Российской Федерации «Отличник здравоохранения», Почетным знаком Московской областной Думы «За трудовую доблесть» в 2018 году присвоено звание «Заслуженный врач Российской Федерации». Самоотверженность, преданность работе, до самопожертвования этой удивительной женщины всегда вызывали уважение в коллективе.

http://pravmir.ru/mediki-pogibshie-ot-co...

Отец Феодосий все время своего пребывания духовником келлии старался проводить именно эту линию. Правда, он не смог добиться уважения иверцев, но он добился более важного и весомого: многие подопечные ему человеческие души благодаря избранной им вышеназванной тактике избежали озлобления и ожесточения и действительно достигли святости. Следуя известной пословице «яблоко от яблони недалеко падает», чтобы хорошо представить себе, какой порядок был у отца Феодосия во вверенном ему братстве, приведем пример гостеприимства келейника отца Феодосия отца Пахомия. «Вскоре, – пишет посетивший келлию отец Денасий (Юшков), – заявился ко мне с изъявлениями благодарности за посещение их отец Пахомий, келейник почетнейшего из братства духовника иеромонаха отца Феодора, в миру князя Федора Георгиевича Эристави. Отец Пахомий, заметив, что я весьма утомился и запылился, в особенности же крайне изнемог ногами, догадался исполнить совет преподобных отцов: обмыть ноги путнику. Выйдя от меня, из маленькой комнаты – архондарика, через несколько минут он является с тазом, наполненным водой, и с полотенцем. Не говоря ни слова, он ставит таз на полу около меня и молча хочет приниматься за мытье моих ног, весьма загрязнившихся от пыли. Заметив все это и сообразив, что это для меня уж очень великая честь, я стал отказываться от этой смиренной услуги покрытого сединами, хотя и не старого еще летами отца Пахомия. Последний просил и настаивал не отказываться. Но я все-таки решительно отказался от подобной услуги, примеров чему мне еще не приходилось видеть в моем путешествии по Святой Горе» 522 . Какой молитвенный настрой был в келлии отца Феодосия, хорошо видно из другого примера, приведенного отцом Денасием: «Седмичным иеромонахом был иеросхимонах Иона 523 [духовное чадо отца Феодосия], родом из дворян. Он служил вечерню. Я не мог не заметить, чтобы он во все время совершения службы хотя однажды взглянул куда-нибудь далее своего подножья, так был он сосредоточен в себе и внимателен к своему служению. Мне это очень понравилось» 524 . А восхищенный возвышенной молитвенной обстановкой в грузинской келлии отец Владимир (Колесников) отметил в своем дневнике: «Грузины – лучшие монахи на Афоне».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Обращаемся к проверке тех „подлинных источников“, которые свидетельствуют о католической пропаганде в Грузии, не повторяя здесь путей и причин ее проникновения в Закавказье, отмеченных нами в первой статье. Как сказано выше, „подлинными источниками“ г. Сарухан считает: 1) Acta ecles. (так цитирует автор, не дописывая последнего слова и не указывая места и года их издания); 2) донесения католических миссионеров папскому престолу и 3) показания европейских путешественников. Первый из этих „подлинных источников“, насколько он привлечен в статье г. Сарухана, под таковым названием существует только в воображении автора. По недомыслию или недоразумению он слова ес., т.е. etcetera (или е cetera), переделал в слово ecles., т.е. eclesiastica и получились какие-то вымышленные „церковные акты“, на которых держится фальшивое мнение г. Сарухана о тожественности князя Орбелиани с Бардзимом Эристави. Усомнившись в идентичности князя Орбелиани, принявшего католицизм в 1714 г. с Бардзимом Эристави, перешедшим в лоно католичес- —165— кой церкви в 1690 г., я стал разыскивать Acta ecles, сообщающие это сведение. По тщательном изыскании оказалось, что непосредственная ссылка г. Сарухана на „Acta ecles.“ есть неверное воспроизведение цитаты из труда Р. Rocco De Cezimale, Storia delle missioni dei Cappucini. Roma. 1873 r. На стр. 378, в примечании Рокко приводит следующее документальное сведение о переходе в католицизм Бардзима Эристави: giulio da Cremona prefetto della missioni dei Cappucini in Georgia perta a notizzia delle E. E. V. V. esser convertito alla fide cattolica il principe. Barzimi, della stirpe dei reg, d’Iberia e primo dopo il re digiorgia – scrive ilprincipe alla santita di S., при чем Rocco ссылается на Acta ес. 20 novem. 1690 р. 258, под каковыми он разумеет (см. первые строки из его „истории миссии капуцинов“) Acta S. С. de propaganda Fidae – литеры S. и С. соответствуют словам Sacra Congregazio. – а для сокращения этого длинного заглавия он ограничивается впоследствии словами „Acta ес“., т.е. есетега. Неумело присвоив непосредственную ссылку на „акты пропаганды“, г. Сарухан на свой страх и неправильно отождествил двух князей – Бардзима Эристови 793 с кн. Орбелиани, в разное время принявших католицизм. Слияние их в одну личность не может быть оправдано миссионерскими донесениями и буллами пап. Помимо них, князья Орбелиани никогда себя не называли Эриставами и потому отождествление их могло быть подсказано г. Сарухану исповедуемым им мнением, что существует „только один документ, где говорится о влиятельном лице, принявшем католицизм“, т.е. о кн. Орбелиани, по имени Савва Сулхан, по неверно понятому или намеренно искаженному толкованию г. Саруханом цитаты из истории капуцинов,

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Царский венец усеян камнями, красноватого цвета одеяние по всей длине и у подола украшено орнаментом, имитирующим золотое шитье. На поясе меч с прямым клинком. Слева от царя помещено меньшего размера ростовое изображение арх. Гавриила, указывающего на царя. Внизу, по обе стороны от Димитрия I, находятся небольшие фигуры 2 мужей, склонившихся к царю и держащих концы его пояса. В нижней части композиции слева просматривается часть здания с 2-гранным перекрытием, справа надпись в 3 строки: «Эриставы опоясывают [Димитрия] мечом Давидовым». На фреске изображен древний обычай (после царствования св. Тамары уже не применявшийся), когда феодалы опоясывали царя мечом во время церемонии его вступления на престол ( Беридзе. 1967. С. 173; Вирсаладзе. 2007. С. 149-150). Рядом с этой композицией представлена вмц. Екатерина с надписью: «Ангел возлагает венец на голову Екатерины». Справа от вмц. Екатерины изображена вмц. Варвара, слева - ангел, рукой касающийся ее венца ( Вирсаладзе. 2007. С. 151). В вост. части юж. стены расположены фронтальные фигуры великомучениц Ирины (в рост) и Марины (поясное изображение) с крестами в руках и по др. сторону от окна - ктитора Квирике в монашеском облачении в позе моления в 3/4-ном повороте в сторону алтаря (Там же. С. 162). Крест из ц. Мацхвариши Крест из ц. Мацхвариши В живописи М. большое значение придается орнаментальным полосам, выполненным в серо-коричневых цветах на черном фоне с добавлением охры. В качестве фона композиций использованы как архитектурные строения (решены условно, представлены строениями с 2-скатным перекрытием), так и пейзажные фоны ( Вирсаладзе. 2007. С. 180). Лики святых М. написаны в линейной манере с использованием света и теней, что подчеркивает объем, но вместе с тем носит декоративно-орнаментальный характер. В качестве отличительных физиогномических особенностей ликов М. можно назвать низкий лоб, четко выраженные волосы, широкие, удлиненные в сторону висков глаза, прямой нос и маленький рот. Колорит росписи М. сдержанный, построен на сочетании серо-голубых и красно-коричневых тонов, в манере линейной живописи и локального цвета.

http://pravenc.ru/text/2562732.html

В 1971 г. А. Г. Шанидзе опубликовал груз. редакцию Типикона Петрицонского мон-ря с рус. переводом. По его мнению, дошедшая до наст. времени копия XIII в. греч. текста Типикона была искажена и переделана, в ней появились поздние вставки об арм. версии Типикона и о подписи Г. П. арм. буквами. Его т. зр. поддержали такие груз., болг. и рус. ученые, как С. Г. Каухчишвили , В. Копалиани, А. Урушадзе, И. Долидзе, Г. С. Гозалишвили, Н. Ю. Ломоури, А. Костов, А. Костова, Д. Казасов, Г. Цанкова-Петкова, Я. Н. Любарский , А. А. Васильев , М. Иванов, Г. Острогорский , А. П. Каждан , Э. Бакалова, М. Дерибер и др. А. А. Богверадзе допускал, что арм. редакция Типикона также была составлена Г. П. и он же подписал греч. текст арм. буквами, дабы предупредить посягательство арм. наследников - своих племянников на Петрицонский мон-рь. В Типиконе Григория Пакуриана содержатся подробные сведения о Г. П., его происхождении и семье. Отец был «родным сыном блаженной памяти Бакуриана, блистательного эристава эриставов, происходящего из Востока, и грузина» (Типик Григория Пакуриана. С. 2). В груз. редакции Типикона отец назван «мтаваром эриставов» (первым среди эриставов), что позволило Шанидзе считать его принадлежащим к царствующей груз. династии Багратиони ( Шанидзе. 1971. С. 9, 11, 13), но это представляется маловероятным. Г. П. неск. раз упоминает в Типиконе об отце в связи с установлением поминальных служб о нем (Типик Григория Пакуриана. С. 21, 31, 37). Отец скончался, оставив сыновей малолетними, а мать, «следуя женскому обычаю», все наследство отдала старшим дочерям, к-рые, «выйдя замуж, рассеялись... по разным странам и там растратили все» (Там же. 18). Г. П. не раз акцентирует, что он и его брат Апасий всего добились «своей кровью» и «честной службой святым царям» - визант. императорам Константину X Дуке (1059-1067), Роману IV Диогену (1068-1071), Михаилу VII Дуке (1071-1078), Никифору III Вотаниату (1078-1081) и Алексею I Комнину (1081-1118) (Там же. 1. 4). В 1064 г. Г. П. занимал почетную должность помощника или соправителя наместника визант. фемы Ивирия, резиденция к-рого располагалась в г. Ани (территория совр. Турции). Наступавшие на империю с востока турки-сельджуки осадили Ани, город после долгой и безрезультатной защиты был сдан. Г. П. переведен на Балканы. В 1071 г., после Манцикертской битвы, в к-рой империя понесла значительные потери, а имп. Роман IV Диоген был взят турками-сельджуками в плен, Г. П. был назначен доместиком Востока, правителем (дукой) фемы Ивирия со столицей в Феодосиополе (Карине, ныне Эрзурум, Турция).

http://pravenc.ru/text/166859.html

значительно усилились набеги лезгин на Кахети ( Вахушти Багратиони. 1973. С. 615). Тяжесть лекианоба (период нашествий лезгин) Н. описал в жалованных книгах 1721-1728 гг., в к-рых он выражал благодарность преданным Алаверди крепостным, освобождал их, даровал Алаверди земли и крепостных (НА Грузии. Ф. 1448. Д. 2768; Ф. 1449. Д. 2626, 2629). После кончины Ираклия I (1709) Давид II отправился для утверждения на престол в Иран и оставался там до 1715 г. В этот период формальным правителем Кахети был несовершеннолетний сын Ираклия I Теймураз (царь Картли в 1744-1762 Теймураз II). Вахушти Багратиони писал, что фактически царством управляли мать царевича, царица Анна Чолокашвили (которой Н. приходился родственником - его брат был женат на дочери царицы и Ираклия I), и особенно Н., к-рый «пользовался большим доверием и уважением царского двора Кахети» ( Вахушти Багратиони. 1973. С. 614-615). Царица умерла весной 1716 г., ее похоронили в мон-ре Алаверди, отпевание прошло под руководством Н. (Там же. С. 616). После возвращения из Ирана Давида II Н. предложил царю план, который мог бы облегчить положение Кахети в период лекианоба: открыть лезгинам дорогу в Картли и в Азербайджан (Там же. С. 615-617). В 1723 г. персидский шах Тамаз лишил царя Картли Вахтанга VI престола и передал управление царством царю Кахети Константину Махмадкули-хану (1722-1733). Константин собрал совет кахетинцев, не желая противостоять Вахтангу VI. Однако кахетинская знать, и особенно Н., вынудили царя изменить решение и занять картлийский престол ( Бердзенишвили. 1973. Т. 6. С. 316). Положение в Кахети в этот период осложнилось. Кроме лезгин Кахети угрожали турки, к-рые захватили Картли. В 1725 г. картлийцы восстали против турок и попросили Константина защитить их (Там же. С. 317-318). Константин потерпел поражение и укрылся сначала в Ксанском эриставстве, затем в груз. горной провинции Пшави, где скрывался в течение года вместе с кахетинской знатью, в т. ч. и с Н. В том же году лезгины, заручившись поддержкой местного крестьянского населения, фактически заняли всю Кахети (кроме Телави и Алаверди) (НЦРГ.

http://pravenc.ru/text/2566022.html

Вместе с тем, причины нарушения византийско-хазарского кондоминиума в Таврике могли быть если не прямо, то косвенно связаны с изменением религиозно-политического курса после смерти василевса – полухазарина Льва IV в 80-е гг. VIII столетия, при стойкой последовательнице ортодоксального православия, вдовствующей императрице афинянке Ирине, а следовательно, с усилением критики иудаизма, что не могло не вызвать расхождения с верхушкой хазарского общества, склонной к иудаизму, в то время как наступившее некоторое ослабление мусульманской угрозы со стороны багдадских Аббасидов и взаимный отказ от борьбы за передел сфер влияния в Закавказье лишили Хазарский каганат необходимости придерживаться прежней стойкой ориентации на союз с Византией 1924 . Политические интересы Хазарии стали все больше сдвигаться на запад, в северокавказские степи. Последние обстоятельства наверняка сыграли определенную роль в начавшемся охлаждении хазаро-византийских отношений 1925 . Вполне нормальные до 757–760 гг., они были прерваны после договора хагана с арабами, сопровождавшегося династическим браком, хотя и кратковременным 1926 . Даже возобновление войны с Халифатом в 764–765 гг. не восстановило хазарско-византийские отношения, поскольку вытесненные из Восточного Закавказья хазары потеряли прежний интерес к союзу с василевсом ромеев. В 70-е гг. VIII в. арабы окончательно утверждаются в Армении, Картли, Албании, Ширване, Дербенте, обновляют и строят на закавказских территориях крепости, размещая в них гарнизоны 1927 . К тому же новый узел конфликта завязывался в последней четверти VIII в. на Кавказе, где при поддержке каганата добилось независимости от потерявшей влияние Византии дружественное хазарам абхазское эриставство (царство) Леона II (758–798) – внука хагана, которое стало стремиться присоединить к себе лежавшие на севере земли, значительную часть Грузии в виде Эгриси, а кроме того, могло угрожать важному для византийцев восточночерноморскому укрепленному центру Никопсис на одноименной реке и территории автокефальной Зихийской епархии с входившими в ее состав кафедрами Херсона, Боспора и Сугдеи 1928 . Сюда же стоит добавить начало функционирования Волжского торгового пути, склонявшее каганат к налаживанию нормальных связей с арабским миром через страны

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Время строительства О. можно определить по надписи на тимпане входа юж. рукава кафоликона, в которой упомянуты куропалат Адарнасе, эристав эриставов Баграт и магистр Давид ( Такаишвили. 1952. С. 57; Силогава. 2006. С. 92-96; Джобадзе. 2007. С. 156-157). М. И. Броссе ошибочно отождествил упомянутого Адарнасе с Адарнасе II (888/91-923) и датировал завершение строительства кафоликона периодом до 923 г. (Inscriptions géorgiennes et autres. 1864. P. 8). И. Джавахишвили и прав. Евфимий Такаишвили считали, что речь идет об Адарнасе III (куропалат с 958; 961), эриставе эриставов Баграте ( 966) и Давиде III (куропалат с 979; 1001). Джавахишвили датировал надпись и соответственно время окончания строительства кафоликона 958-966 гг. ( Джавахишвили. 1949. С. 169-171); Такаишвили, основывавшийся на надписи на барельефе с изображением ангела: «Десять лет строил»,- 950-961 гг. (также он считал, что Адарнасе был насильно пострижен в монашество и последние годы жизни провел в О.) ( Такаишвили. 1952. С. 59-61, 65-66). Датировка Такаишвили в основном принята в научной лит-ре; лишь Г. Чубинашвили считал, что строительство началось в 958 г. и, возможно, продолжалось 50 лет с перерывами ( Чубинашвили. 1959. С. 258). В надписях на мемориальных стелах (хранятся в Эрзурумском музее археологии, Турция) эристава эриставов Баграта (выявлена В. Джобадзе в 1973, утрачена) и царя Давида III (выявлена В. Силогавой в 2003) в качестве начала строительства О. было указано 25 марта (Благовещение Пресв. Богородицы) 963 г. ( Джобадзе. 2007. С. 149-150, 159; Силогава. 2006. С. 72-73, 81, 205-206). Т. о., историки датируют строительство кафоликона 963-973 гг. В 12-строчной надписи на тимпане входа юж. рукава кафоликона указаны ежегодные расходы (20 тыс. драхм, вино, железо и пшеница) на содержание 80 каменщиков и рабочих и 30 вьючных волов (единственный пример в груз. эпиграфике, в к-ром упом. использованные при строительстве животные). Водяной туф из Григолцминды (неидентифицирована) возили также 60 мелких вьючных животных (мулы и др.) ( Такаишвили. 1952. С. 57-59). Строительством О. руководил некий Григол: рельефное изображение его коленопреклоненной фигуры в длинном одеянии представлено под Деисусом (зап. грань орнаментированного столба в юж. галерее); его имя упоминается также в строительной надписи на тимпане двери юж. рукава и в 4-строчной лапидарной надписи над окном вост. апсиды, а также в надписи на стеле с изображением Пресв. Богородицы «Никопея» и царя Давида III (Там же. С. 51, 57, 61; Силогава. 2006. С. 43-46, 205). К. Кекелидзе и Такаишвили ошибочно отождествляли его с известным переводчиком Григорием Ошкели.

http://pravenc.ru/text/2581783.html

Н. Ломоури Св. Евстафий Мцхетский. Роспись ц. Эртацминда. XVII в. Иран не довольствовался вассальным положением закавк. стран и превращал их в провинции. По сведениям Прокопия Кесарийского, Кавад I решил силой обратить иверов в маздеизм и повелел царю Гургену (506-523), «чтобы они исполняли все обряды персидские... не хоронили бы в земле мертвые тела, но бросали бы их на съедение птицам и псам» ( Procop. Bella. I 12). Гурген вел переговоры о поддержке с визант. имп. Юстином, но, когда грузины в 523 г. восстали, из Византии прибыл только небольшой отряд, Гурген не вступил с иранцами в бой и бежал в Эгриси, отразившую натиск Ирана. Царская власть в Картли была упразднена, и Картли управлял марзпан, к-рого окружали «картлийские мтавары» (местная знать): католикос, мамасахлиси и питиахш (Ibid. II 208). В 571/2 г. в Картли и Армении было поднято восстание, к-рое поддержал визант. имп. Юстин II (565-578), и до 577 г. Картли находилась под покровительством Византии. В 80-х гг. Картли вновь отошла в ведение Ирана, однако иран. шах Ормизд IV (579-590) признал Гургена (571-586) эриставом Картли. Известна монета Гургена, датированная 7-м годом правления Ормизда IV, на к-рой соседствуют изображения зороастрийского священного огня на алтаре и креста над плечами Ормизда ( Пахомов. Монеты Грузии. 1970. С. 18; Капанадзе. Груз. нумизматика. 1950. С. 36). Положение преемника Гургена Степаноза (586/90-602/3) было уже более независимым: Степаноз получил от визант. императора титул патрикия и возобновил церковное строительство. При нем на горе над Мцхетой, где стоял крест св. Нины, был возведен выдающийся памятник искусства - храм Джвари . К VI в. относится мученичество 9 Колайских мучеников (с. Кола в Тао, Юж. Грузия). Священник по просьбе детей крестил их в р. Мтквари, родители-язычники, узнав об этом, силой пытались заставить их отречься от Христа. По истечении 7 дней детей забили камнями. Мученичество св. Евстафия Мцхетского , перса по происхождению, обосновавшегося в Мцхете и принявшего крещение от католикоса Картли Самуила IV (582-591), датируется 589 г. Он был обезглавлен, ночью тело святого, выброшенное на съедение птицам, вывезли в Мцхету, похоронили под престолом Светицховели. Прибытие в Грузию сирийских отцов; 1-й этап монастырского строительства

http://pravenc.ru/text/638558.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010